Борей что это такое

Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей»

2 ноября 1996 года в городе Северодвинске в торжественной обстановке была заложена первая (как в нашей стране, так и в мире) атомная стратегическая подводная лодка, относящаяся к 4-му поколению. Новый подводный ракетоносец стратегического назначения был назван «Юрий Долгорукий». Исследования в области ракетных подводных лодок, относящихся к новому 4-му поколению, начались еще в СССР в 1978 году. Непосредственной разработкой АПЛ проекта 955 (шифр «Борей») занималось ЦКБ «Рубин», главным конструктором по проекту был В. Н. Здорнов. К активным работам приступили в конце 1980-х годов. К этому моменту изменилась и общемировая обстановка, что наложило определенный отпечаток на облик новой подлодки. В частности было решено отказаться от экзотической компоновки и гигантских размеров, которыми обладали ПЛА «Акула», вернувшись к «классической» схеме.

Новая морская ракета достаточно сильно унифицирована с состоящей на вооружении РВСН межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь-М», не являясь при этом ее прямой модификацией. Существенные различия в особенностях наземного и морского базирования не позволяют разработать универсальную ракету, которая бы в одинаковой степени удовлетворяла требованиям РВСН и ВМФ. Новая ракета морского базирования Р-30 «Булава» по разным данным способна нести от 6 до 10 ядерных блоков индивидуального наведения, которые обладают возможностью маневра по тангажу и рысканию. Общий забрасываемый вес ракеты составляет 1 150 кг. Максимальная дальность пуска составляет 8 000 км, что достаточно для поражения практически всех точек на территории США за исключением юга Калифорнии и Флориды. В то же время во время проведения последнего испытательного запуска ракета преодолела 9 100 км.

Согласно существующим планам по модернизации подводного флота России, РПКСН проекта 955 «Борей» должны стать одним из 4-х типов подводных лодок, которые будут приняты на вооружение. В свое время одной из особенностей советского, а затем и российского флота было использование десятков разнообразных модификаций и типов подводных лодок, что существенно осложняло их ремонт и эксплуатацию.

В настоящее время между Минобороны РФ и ОСК – Объединенной Судостроительной Корпорацией подписан контракт на разработку модифицированной версии РПКСН пр. 955А «Борей». Сумма контракта на разработку лодок составила 39 млрд. рублей. Строительство подводных лодок проекта 955А будет осуществляться в Северодвинске на ПО «Севмаш». Подводные лодки нового проекта будут иметь по 20 БРПЛ «Булава» и усовершенствованный комплекс вычислительных средств.

История создания и конструктивные особенности

Начиная с конца 80-х годов, подводная лодка проекта 955 проектировалась как двухвальный РПКСН, аналогичный по своей конструкции подводным лодкам серии 667 БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой шахт баллистических ракет под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту и была заложена в 1996 году субмарина с заводским номером 201. В 1998 году было принято решение об отказе от БРПЛ «Барк» в пользу создания новой твердотопливной ракеты «Булава», обладающей другими габаритами.

Такое решение привело к перепроектированию подводной лодки. Одновременно с этим стало понятно, что субмарина не сможет быть построена и введена в строй в разумные сроки в условиях сокращения объемов финансирования и распада СССР. Развал СССР привел к прекращению поставок специфических марок металлопроката производства Запорожского Сталелитейного Завода, оказавшегося на территории независимой Украины. При этом при создании лодок было принято решение об использовании заделов по недостроенным подводным лодкам проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б».
Движение подводной лодки осуществляется при помощи одновальной водометной движительной установки, обладающей пропульсивными качествами.

Аналогично подводным ракетоносцам проекта 971 «Щука-Б», новая подводная лодка имела выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками, а также два откидывающиеся подруливающие устройства, которые повышали ее маневренность. Подводные лодки проекта «Борей» оснащаются системой спасения – всплывающей спасательной камерой, которая может вместить весь экипаж субмарины. Спасательная камера находится в корпусе лодки позади от пусковых установок БРПЛ. Помимо этого на подводном ракетоносце имеется 5 спасательных плотов класса КСУ-600Н-4.

Корпус подводной лодки проекта 955 «Борей» имеет двухкорпусную конструкцию. Вероятнее всего, прочный корпус лодки выполнен из стали толщиной до 48 мм и показателями предела текучести 100 кгс/кв.мм. Сборка корпуса субмарины производится блочным методом. Оборудование подводной лодки монтируется внутри ее корпуса в амортизационных блоках на специальных амортизаторах, которые являются частью общеконструкционной системы двухкаскадной системы амортизации. Каждый из амортизационных блоков изолирован от корпуса субмарины при помощи резинокордных пневматических амортизаторов. Носовая оконечность ограждения рубки ПЛА изготовлена с наклоном вперед, это сделано с целью улучшения обтекания.

Корпус подводной лодки покрыт специальным резиновым противогидроакустическим покрытием, также в ее конструкции, вероятно, применяются активные средства снижения шума. Согласно словам А. А. Дьячкова, гендиректора ЦКБ «Рубин, подводные лодки проекта 955 «Борей» обладают в 5 раз меньшей шумностью, чем ПЛА проектов 949А «Антей» или 971 «Щука-Б».

Гидроакустическое вооружение подводной лодки представлено МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» – единым автоматизированным цифровым ГАК, который объединяет в себе как сам ГАК в чистом его понимании (эхопеленгование, шумопеленгование, классификация целей, ГА-связь, обнаружение ГА-сигналов), так и все гидроакустические станции так называемой «малой акустики» (измерение скорости звука, измерение толщины льда, миноискание, обнаружение торпед, поиск полыней и разводий). Предполагается, что дальность действия данного комплекса превзойдет ГАК американских подводных лодок типа «Вирджиния».

На подводной лодке установлена ядерная энергетическая установка (ЯЭУ), вероятнее всего, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или же аналогичная с мощностью порядка 190 МВт. На реакторе используется система управления и защиты ППУ – «Алиот». По неподтвержденной пока что информации на лодках данного проекта будет установлена ЯЭУ нового поколения. Для движения субмарины задействуется одновальная паровая блочная паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9ВМ или аналогичным ему с улучшенной амортизацией и мощностью приблизительно 50 000 л.с.

Для улучшения маневренности подводная лодка проекта 955 «Борей» оснащается 2-мя подруливающими двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160, каждый мощностью по 410 л.с. (по другим данным мощностью в 370 л.с.). Данные электродвигатели находятся в выдвигаемых колонках в кормовой части субмарины.

Основным вооружением лодки являются твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава», созданные Московским Институтом Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) был создан в ГРЦ им. Макеева (город Миасс). На первых лодках проекта 955 «Борей» будет находиться по 16 БРПЛ «Булава», на лодках проекта 955А их количество будет доведено до 20 единиц.

Помимо ракет лодка имеет 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (максимальный боезапас 40 торпед, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин). С борта лодки могут применяться торпеды УСЭТ-80 и УГСТ, ракеты ПЛРК «Водопад». Также имеется 6 одноразовых неперезаряжаемых 533-мм пусковых установки РЭПС-324 «Шлагбаум» для запуска средств гидроакустического противодействия, которые расположены в надстройке (аналогично лодкам проекта 971). Боекомплект — 6 самоходных приборов гидроакустического противодействия: МГ-104 «Бросок» или МГ-114 «Берилл».

По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности. Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.

Экипаж – 107 человек (в том числе 55 офицеров);
Длина наибольшая –170 м;
Ширина наибольшая – 13,5 м;
Осадка корпуса средняя – 10 м;
Водоизмещение подводное – 24 000 т;
Водоизмещение надводное – 14 720 т;
Скорость подводного хода – 29 уз;
Скорость надводного хода – 15 уз;
Глубина погружения предельная –480 м;
Глубина погружения рабочая – 400 м;
Автономность плавания – 90 суток;
Вооружение – 16 ПУ ракет Р-30 «Булава», на лодках проекта 955А – 20ПУ, 8х533 торпедных аппаратов.

Значение слова борей

борей в словаре кроссвордиста

борей
  • В греческой мифологии бог северного ветра
  • Восточный — Эвр, влажный южный — Нот, западный — Зефир, а как будет бурный северный?
  • Бог северного ветра
  • Брат Зефира
  • греч. бог северн. холодного ветра
  • Название класса российских подводных лодок стратегического назначения четвёртого поколения
  • Бог северного ветра у древних греков
  • Восточный — Эвр, влажный южный — Нот, западный — Зефир, а как будет бурный северный?
  • Бог северного холодного ветра в древнегреческой мифологии
  • Холодный порывистый ветер
  • В греческой мифологии бог северного ветра, сын Астрея и Эос
  • Порывистый холодный ветер
  • (устаревшее) холодный северный ветер
  • В греческой мифологии бог северного ветра; сын Астрея и Авроры, живший вместе с братьями в пещере во Фракии

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

борея, мн. нет, м. (греч. boreas) (поэт. устар.). Северовосточный ветер. Борей на осень хмурит брови. Державин.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. устар. Холодный северный ветер.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

в греческой мифологии бог северного ветра. Изображался сильным крылатым мужчиной. В переносном смысле — порывистый холодный ветер.

Мифологический словарь

(греч.) — бог северного ветра, сын Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат ветров Зефира, Эвра и Нота. Местом его обитания считалась Фракия, где стоят холода и мрак. Б. унес дочь Эрехфея Орифию и женился на ней. От этого брака родились двое сыновей — Калаид и Зет (Бореады), и две дочери — Клеопатра (жена Финея) и Хиона (возлюбленная Посейдона). Б. мог превращаться в жеребца и породил с кобылицами Эрихфония двенадцать жеребят, быстрых, как ветер. Имел также потомков-лошадей от связи с эринией и гарпией. Б. изображали в виде сильного бородатого мужчины с длинными развевающимися волосами, летящего на огромных крыльях.

Читайте также  Какой двигатель на субару форестер

Большая Советская Энциклопедия

в древнегреческой мифологии бог северного ветра. Обиталищем Б. считалась Фракия. Изображался в виде сильного крылатого мужчины. В переносном смысле Б. ≈ порывистый холодный ветер.

Википедия

Боре́й:

  • Борей — в греческой мифологии олицетворение северного бурного ветра, сын Астрея и Эос .
  • « Борей » — название класса российских подводных лодок стратегического назначения четвёртого поколения (проект 955).
  • « Борей » — санкт-петербургская арт-галерея, созданная в 1991 году.
  • «Борей» — название вымышленного ледокола из серии компьютерных игр Half-Life .

похищает Орифию . Фрагмент росписи вазы. 360 год до н. э.

Борей был сыном Астрея и Эос , братом Зефира и Нота . Его происхождение указывает на связь со стихийными силами природы. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством. Фракия считалась обиталищем Борея. Борей похитил дочь афинского царя Эрехтея , Орифию , родившую ему Бореадов Зета и Калаида, Хиону и Клеопатру . Считался родственником афинян. Его жилище называют «седьмидомным гротом». В античные времена «ложем Борея» называли потухший вулкан Эльбрус.

Примеры употребления слова борей в литературе.

Стволов скрещенных скрип раздался вдалеке Мешая стон и хрип борей ревет в тоске А эльфы у реки хохочут над обрывом И вторят их рожки рыдающим порывам О Аттис Аттис бог прелестный и шальной Злорадных эльфов рог пел над твоей сосной Поверженной на склон ударом ветра-гота Лес в бегство обращен о римская пехота И сосны бросил он как копья на песке Деревни впали в сон и грезят в столбняке Подобно девственницам старцам и поэтам И их не разбудить когда слетят к реке Терзать их голубей орланы пред рассветом Перевод И.

Боги открыли Финею, что он избавится от этой кары богов только тогда, когда прибудут к нему аргонавты, среди которых будут два крылатых сына Борея, Зет и Калаид.

Остается признать, что Бореев, да и Сайко впридачу, давно воодушевились идеями демонической твари по имени Саид и упорно претворяют его сказку в нашу быль.

Слушайте, Глеб Александрович, давайте хлебнем чайку, чтобы умственные силы у нас не истощились, — Бореев нажал на какую-то зазуммерившую кнопку, а затем заявил твердо: — Поездке на полигон — быть.

С тех пор, игралище Борея, Не сетуя и не робея, Ношусь я, странник кочевой, Из края в край земли чужой: Несусь, куда несет суровый, Всему неизбежимый рок, Куда летит и лист лавровый И легкий розовый листок!

Говорили, что это эллины призвали на помощь Борея, владыку северного ветра, ведь он им родственник — его жена Орифия взята из Аттики.

Сократ Не было бы странным, если бы я, подобно мудрецам, и не верил ему, а затем стал мудрствовать и утверждать, будто вихрь Борея столкнул Орифию, когда она играла с Фармакеей, с близлежащих скал, что ее, погибшую таким образом, как говорили, и похитил Борей — или что Орифия похищена была с Ареева холма, есть и такое сказание, будто она была похищена оттуда, а не отсюда.

По мифу, Орифия, дочь аттического царя Эрехтея, была похищена северным ветром Бореем, когда она играла с нимфами на берегу реки Илиса.

Кого только не было среди них: здесь были и гордость Афин, могучий Тесей, и сыновья Зевса и Леды, Кастор и Полидевк со своими друзьями Идасом и Линкеем, и крылатые герои Калаид и Зет, сыновья Борея и Орифии, и Мелеагр из Калидона, и могучий Анкей, и Адмет, и Теламон, и многие другие.

Увидал однажды Борей, проносясь над Аттикой, дочь Эрехтея Орифию и полюбил ее.

Молил Борей Орифию стать его женой и позволить ему унести ее с собой в свое царство на далекий север.

Все сокрушая на своем пути, понесся Борей в Афины, схватил Орифию, взвился и улетел с ней к себе на север.

Сегодня мы устроим пышный пир, Потом на Турцию обрушим войско, Как ливень дождевой, когда Борей Набухшие дырявит облака: Тогда Оркан, анатолийский царь, И все его вассальные цари Такой необоримый страх узнают, Как будто царь Девкалион воскрес И в воинов он камни превращает.

Спустя несколько дней корабль, на котором плыли Олег и Борей, нанявший знакомых корабельщиков, подошел к русским берегам, но остановился не у тмутараканских причалов, а у пустынного берега, где его уже поджидали пришедшие на условленное место половцы.

Раньше просто не догадывались, о чем говорить с дядей Борей — не о паровых же котлах, И придумывали что-нибудь вроде паровых котлов, но доступное и всем остальным, и всем одинаково неинтересное.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: borey
Задом наперед читается как: йероб
Борей состоит из 5 букв

Атомные подводные лодки «Борей»: возмездие из-под воды

Подводные лодки проекта 955 и 955A «Борей» являются самыми совершенными подводными лодками класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения». Сегодня это главная ударная сила российского флота.

Вообще-то, Борей — это ветер. Точнее, бог буйного северного ветра в греческой мифологии. Он является сыном Астрея — бога звездного неба и Эос — богини утренней зари и олицетворяет природную стихию. Кстати, его родители не случайны. Борей дует в основном под утро и наиболее силен при ясном небе. Кстати, он упомянут у Гомера, в обоих его главных произведениях: и в «Илиаде», и в «Одиссее».

Но все это дела давно забытых дней. Сегодня «Борей» — это серия новых атомных подводных ракетоносцев российского флота IV поколения, и это самые современные лодки в нашем флоте. Уже сейчас в состав ВМФ РФ приняты три корабля проекта 955: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». А всего до 2020 года собираются построить восемь лодок проекта 955 и 955А. Четыре из них — «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III» — уже заложены на верфях завода «Севмаш».

Кстати, в античные времена «ложем Борея» называли потухший вулкан Эльбрус. Атомные подводные лодки, оснащенные ядерными ракетами, по совокупности не уступают в мощности извержению вулкана и их вполне можно назвать «спящими вулканами».

Например, 5 апреля 1815 года на индонезийском острове Сумбава, что входит в гряду Малых Зондских островов Малайского архипелага, взорвался и начал извергать лаву и пепел знаменитый вулкан Тамбора. Суммарная энергия извержения, длившегося 2 недели, по оценкам современных сейсмологов равнялась взрыву 800 мегатонн в тротиловом эквиваленте.

В то же время суммарный залп всех 16 ракет Р-30 «Булава», находящихся на борту ракетоносца «Борей», обрушат на голову противника 124 мегатонны тротилового эквивалента. Таким образом, все восемь лодок серии обладают суммарным залпом в 992 мегатонны. При этом, если вулкан Тамбора выделял эту энергию в течении 12 дней, боеголовки ракет «Булава» высвободят свой разрушительной потенциал в доли секунды.

Немного истории

Настоящим бичом первых подводных лодок была малая автономность плавания. Особенно в подводном режиме, когда лодки вынуждены были идти под электродвигателями — емкость аккумуляторов была невысока. В результате, подводные лодки до Первой мировой войны были фактически привязаны к своим базам и могли провести в море в лучшем случае пару дней, а то и меньше.

Но время шло, росла емкость аккумуляторов, появлялись более совершенные, экономичные дизели, лодки совершенствовались и могли взять к себе на борт достаточно припасов и топлива. В результате, в ходе Первой мировой войны появился новый класс подводных лодок — подводные крейсеры. Они имели большее водоизмещение и могли провести в море больше месяца. Эти лодки получили подкласс — океанские.

В будущем именно этот класс стал родоначальником атомных подводных лодок. Новый двигатель, в основе которого лежал ядерный реактор, позволял не просто увеличить автономность подводной лодки до нескольких месяцев, но и уменьшить зависимость от надводного хода. Лодка могла провести в подводном положении больше недели, а общая автономность увеличивалась до двух месяцев. Первые подводные лодки с атомными реакторами на борту появились, соответственно, в США в 1955 году (USS Nautilus), и в СССР в 1958 году (К-3 «Ленинский комсомол»). Они стали лодками первого поколения.

Тогда же, в середине 50-х, в СССР и США были разработаны первые компактные баллистические ядерные ракеты специально для морского базирования. В Советском Союзе это была ракета Р11-ФМ, а в США — «Поларис». Именно они первыми поступили на вооружение подводных лодок.

Первые ракетоносцы были дизельными. Однако вопрос оснащения ракетами атомных подводных лодок с большой дальностью плавания был лишь вопросом времени, и в 1967—1974 годах в СССР построили 34 АПЛ проекта 667А «Навага», каждая с 16 баллистическими ракетами Р-27 с дальностью стрельбы 2400 км. Это были лодки второго поколения.

С тех пор количество атомных ракетоносцев у ядерных держав, противостоящих политических лагерей, только росло. На момент распада СССР Союз имел 62 подводные лодки с баллистическими ракетами. Причем по этому показателю мы превосходили США, так как у них ставка была сделана, прежде всего, на ВВС.

По концепции, ракетные подводные крейсера были оружием последнего удара, оружием возмездия. Дело в том, что в подводном положении лодка не имеет связи с берегом. Через определенные промежутки времени лодка поднимается на перископную глубину, выводит на поверхность воды антенну и проводит сеанс связи.

Читайте также  Сколько весит т 130

Именно в этот момент может прозвучать приказ на пуск ядерных ракет. Понятно, что ни о никакой оперативности речи не идет. Ракетоносцы дают пуск в ходе второй ответной волны, когда две страны уже обменялись первыми ударами. По сути, это гарантия взаимного уничтожения.

А учитывая, в каком состоянии будут находиться страны после нанесения первых ударов, можно сравнить подводные ракетоносцы с мизерикордией — кинжалом милосердия. Кинжалом с тонким лезвием, способным поразить рыцаря в тонкие щели между пластинами доспехов. Им средневековые бойцы добивали поверженного противника.

Но самая леденящая деталь подводной службы — то, что пуск по запланированным целям командир атомной подводной лодки должен произвести и в том случае, если услышит в динамиках вместо команды шум помех. Это леденящее молчание эфира может означать только одно: командный центр уже поражен. Пора мстить и добить врага.

Лихие 90-е

Однако с распадом Союза поверженной оказались именно Россия. В 90-е годы по отечественному стратегическому подводному флоту был нанесен мощный удар — причем не вражеским флотом, а руководством страны. Первое, что постарались уничтожить наши заокеанские «друзья», — мощный ударный флот ракетоносцев.

Подводный флот стремительно сокращался. И не только из-за выработки ресурса, но и в связи с отсутствием финансирования на его содержание. Обслуживание атомной подводной лодки — удовольствие не из дешевых и требует высококлассного технического персонала. В результате, количество стратегических субмарин, способных нести боевое дежурство, сократилось до семи.

Но в настоящий момент руководство страны снова обратило внимание на восстановление полноценной ядерной триады (наземные, морские и воздушные носители ядерных ракет). Уже сейчас ВМФ России располагает 14 подводными стратегическими ракетоносцами, 11 из которых досталось российскому флоту в наследство от Советского Союза. Это лодки третьего поколения проектов «Кальмар» и «Дельфин».

«Кальмар», разработанный в середине 70-х годов, конечно, изрядно морально устарел, однако более совершенная лодка «Дельфин» вполне отвечает современным параметрам. На ней в результате модернизации были установлены ракеты Р-29РМУ2 «Синева», поставленные на вооружение относительно недавно — в 2007 году. Эта ракета обладает абсолютным мировым рекордом по соотношению тяги двигателя к ее массе, что позволяет летать по более выгодным траекториям и преодолевать системы ПВО. Дальность стрельбы «Синевы» составляет 11 500 км.

И вот совсем недавно в российский подводный флот начали поступать лодки четвертого поколения проекта 955 и 955 А «Борей». Сейчас их три: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». В следующем году ожидается передача Тихоокеанскому флоту «Князя Владимира». А до 2020 года предполагается поступление еще четырех. Таким образом, парк российских ПЛАРБ будет состоять из 19 лодок.

Основным преимуществом лодок нового типа, помимо более совершенного оснащения, вооружения, гидроакустического и навигационного оборудования и высокой автоматизации является малошумность — один из важнейших параметров для подводных лодок.

Лодки 955-ой серии имеют в пять раз меньшую шумность, чем предшественники — лодки проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». А они, в свою очередь, как оказалось, были гораздо менее шумными, чем американские подводные лодки, и доставили немало хлопот американскому командованию.

Причиной такой малошумности «Борея» являются две конструктивные особенности. Во-первых, «Борей» — первая российская подводная лодка, движение которой осуществляется с помощью одновального водометного двигателя с высокими характеристиками, который оказался гораздо тише гребного винта. А во-вторых, на лодке использовано новейшее шумопоглощающее покрытие.

А что могут противопоставить этому потенциалу США?

Сейчас на вооружении ВМС США находятся 18 атомных подводных ракетоносцев. Это лодки типа «Огайо». Они относятся к третьему поколению, причем самой молодой из них 20, а самой старой — 35 лет. При этом обновления парка американских стратегических субмарин до середины 20-х годов не предусмотрено.

Однако в середине нулевых годов, в соответствии с международным договором, четыре такие лодки были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк», то есть лишились стратегического ядерного потенциала. Таким образом, аналогичных «Кальмару», «Дельфину» и «Борею» у американцев только 14 ПЛАРБ. То есть столько же, сколько и у России сейчас. Но к 2020 году ПЛАРБ у американцев будет меньше, поскольку лодки исчерпывают свой ресурс и вряд ли будут модернизироваться.

Однако у американских субмарин есть преимущество — более высокий ядерный потенциал. Российские лодки вооружены 16 пусковыми шахтами, а американские имеют на борту 24 шахты с ракетами «Трайдент-2». При этом «Трайдент» имеет большую дальность чем стоящие на вооружении «Борея» ракеты «Булава». И имеет большую мощность боеголовок: 8×475 килотонн против 15×150 килотонн.

Впрочем, последнее спорно: именно наличие большого количества разделяющихся боеголовок делает «Булаву» менее уязвимой для ПВО. Кроме того, стоит заметить, что «Булава» более совершенная ракета, обладающая коротким активным участком полета, настильной траекторией и более совершенными средствами радиоэлектронной борьбы. Что тоже делает ее менее уязвимой.

Да и сама лодка «Борей» более современная и, следовательно, боле совершенная, чем «Огайо». Как уже писалось, она меньше шумит и почти полностью автоматизирована. К примеру, в одном из режимов «Борей» может произвести пуски без участия в этом процессе экипажа.

Стоит признать, за счет того, что ВМФ России в своем составе имеет значительную долю более старых, чем «Огайо», ракетоносцев, США пока сохраняют превосходство в этом сегменте. Хоть и не столь значительное. Однако к концу десятилетия, приблизительно к 2020 году, когда будут достроены все заложенные лодки 955 и 955 А серии «Борей», ситуация кардинально изменится в нашу пользу.

«Надёжная защита от вероятного нападения»: как развивается программа по созданию атомных подводных лодок класса «Борей»

Первый серийный ракетоносец проекта 995А («Борей-А») «Князь Олег» спущен на воду. Об этом сообщается на сайте производителя судна — ПО «Севмаш» (входит в «Объединённую судостроительную корпорацию» (ОСК).

«Сегодня, 16 июля, на АО «ПО «Севмаш» состоялась торжественная церемония вывода из эллинга ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта «Борей-А» «Князь Олег», — отмечается в сообщении.

По старой традиции командир экипажа АПЛ «Князь Олег» капитан 2-го ранга Игорь Голубев разбил о борт субмарины бутылку шампанского.

Теперь АПК «Князь Олег» ждут заводские и государственные испытания, которые обеспечит сдаточная команда «Севмаша».

«Вывод корабля из эллинга «Севмаша» — завершение значимого этапа в строительстве АПЛ. Серийный атомный подводный крейсер «Князь Олег» построен по усовершенствованному проекту «Борей-А» и принадлежит к четвёртому поколению атомоходов, созданных для ВМФ России», — говорится в сообщении верфи.

На торжественном мероприятии присутствовали представители Главного штаба ВМФ, «Объединённой судостроительной корпорации», завода «Севмаш», разработчика судна АО ЦКБ МТ «Рубин», а также властей Архангельской области.

Генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко указал на большую значимость данного проекта для российского флота.

«Эти корабли будут определять облик ВМФ России в XXI веке, — заявил он. — Я от всей души хочу выразить огромную благодарность всем, кто рука об руку с нами все эти годы кропотливо каждый день строил этот корабль».

Ранее в интервью ТАСС Будниченко заявил, что передать АПЛ «Князь Олег» заказчику планируется в 2020 году.

«В 2020 году мы должны передать флоту четыре атомные подводные лодки: атомную подлодку «Белгород», ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955А «Князь Олег», а также две многоцелевые атомные подлодки проекта 885М «Казань» и «Новосибирск», — заявил он в декабре 2019-го, подводя итоги деятельности компании за год.

В целом же, как отмечал глава «Севмаша» летом прошлого года, завершить реализацию программы по строительству подлодок классов «Борей» и «Борей-А» планируется к 2023 году.

Грозные и бесшумные

История проекта «Борей» берёт своё начало в 1980-х годах. Подводные корабли данного типа должны заменить устаревшие атомоходы третьего поколения проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула».

Первый «Борей» пополнил ВМФ в 2013 году — им стал ракетоносец К-535 «Юрий Долгорукий». Судно было заложено ещё в 1996 году, однако его строительство затянулось из-за недостатка финансирования в 1990-х годах и технических сложностей при разработке новейших межконтинентальных баллистических ракет Р-30 «Булава», предназначенных для пусков с таких АПЛ.

В дальнейшем время от закладки до передачи ВМФ серийных АПЛ сократилось примерно до восьми лет.

После «Юрия Долгорукого» в конце того же 2013 года флот получил АПЛ К-550 «Александр Невский», а в 2014 году — К-551 «Владимир Мономах».

Параллельно с этим в ЦКБ МТ «Рубин» занимались модернизацией проекта, новая версия которого получила название «Борей-А» или 955А. Его головным судном стала АПЛ К-549 «Князь Владимир», которая была передана ВМФ в июне этого года. Церемония закладки первого серийного корабля, АПЛ «Князь Олег», состоялась 27 июля 2014 года.

Помимо «Князя Владимира» и «Князя Олега», в рамках проекта будут построены АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Все они уже заложены на «Севмаше».

Корабли обоих проектов оснащаются 16 ракетами «Булава», которые могут нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Радиус действия Р-30 составляет, по разным данным, от 8 до 10 тыс. км, а круговое вероятное отклонение — 250—300 м. Такие МБР могут преодолевать любые существующие системы противовоздушной обороны вероятного противника.

Ещё одно преимущество атомоходов — малая заметность, которая обеспечивается за счёт сниженного уровня шума, что, в свою очередь, достигается благодаря использованию звукопоглощающих материалов.

«Они малошумные: обнаружить их в океане практически невозможно. При этом они могут нанести удар не только из-под воды в океане, но и прямо со своих мест базирования», — рассказал в интервью RT военный эксперт Виктор Литовкин.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT также выделил аналогичные преимущества этих субмарин.

Читайте также  Пневмокониоз что это такое

«Подлодки хороши тем, что имеют большую глубину погружения, малую шумность подводного хода, оснащены всеми необходимыми элементами гидроакустической аппаратуры, что позволяет им видеть противника в то время, когда противник их не видит», — отметил он.

При этом об отличиях проекта «Борей-А» от оригинальной версии информации в открытом доступе практически нет. Ранее ряд СМИ предполагали, что улучшения, скорее всего, затронули акустическую и магнитную «заметность» кораблей. Помимо этого, эксперты допускали, что модернизации подверглись средства управления, связи и гидроакустики, а также условия жизни экипажа.

По мнению аналитиков, сейчас корабли класса 955А — наиболее совершенные подводные атомные ракетоносцы в мире. По своим характеристикам они превосходят американские аналоги, в частности подлодки типа «Огайо» — один из основных элементов сил ядерного сдерживания США. Так, «Князь Владимир» имеет рабочую глубину погружения более 400 м против 365 м у «Огайо». Выше у него и подводная скорость: 30 узлов против 25.

Помимо этого, инженерам ЦКБ «Рубин» удалось добиться снижения численности экипажа, необходимой для управления судном. На «Князе Владимире» служат не более 107 человек, в то время как у АПЛ «Огайо» этот показатель составляет 155 человек.

Что касается планов по дальнейшему развитию проекта, то ещё в 2017-м начальник Генерального штаба Вооружённых сил РФ Валерий Герасимов сообщил, что ведутся конструкторские работы по созданию подводных лодок серии «Борей-Б». Однако подробностей об этом проекте в открытых источниках на настоящий момент нет.

Разрабатывается и проект по созданию атомоходов пятого поколения. Об этом в 2018 году рассказал адмирал Владимир Королёв, на тот момент главнокомандующий Военно-морским флотом России.

«Недоступны для средств разведки»

Эксперты подчёркивают, что основной задачей субмарин класса «Борей» и «Борей-А» является ядерное сдерживание.

«Стратегическая задача у них одна, как у всей ядерной триады России, — это сдерживание вероятного противника. Чтобы он знал, что в случае нападения он неминуемо получит ответный ракетно-ядерный удар. Для этого на «Бореях» имеются 16 ракет «Булава», — говорит Литовкин.

В свою очередь, Виктор Мураховский отметил, что при необходимости такие АПЛ могут поражать и другие типы целей.

«Это морской компонент стратегических ядерных сил России. Их главная миссия — быть носителями современных систем стратегического ядерного вооружения, то есть межконтинентальных баллистических ракет высокой надёжности и большой досягаемости. Характеристики «Булавы» ранее были подтверждены в ходе успешных пусков. Кроме того, подлодки проекта 955 могут бороться с субмаринами и надводными кораблями», — отметил аналитик.

По словам Мураховского, главным преимуществом таких АПЛ перед другими компонентами ядерной триады являются их мобильность и скрытность.

«Подлодки, в отличие от наземных систем межконтинентальных баллистических ракет, скрыты от противника. Находясь в районах оперативного развёртывания, они фактически недоступны для его средств разведки. Это их главное преимущество. Таким образом РФ обеспечила себе надёжную защиту от вероятного нападения», — заключил эксперт.

Подлодка Борей: Россию уже голыми руками не возьмёшь

АПЛ «Юрий Долгорукий» в августе 2011 года «выстрелила» по заданной цели межконтинентальной баллистической ракетой «Булава». Этот запуск входил в программу испытаний и был вторым. Расстояние, на которое улетел «снаряд», ошеломило всех, это ни много ни мало 9300 километров!

Известие об этом заставило недругов России крепко призадуматься. Им стало ясно, что никакие расстояния, никакие прочные укрепления их не спасут. Что за грозное оружие появилось у нас? Родоначальником его считается «Борей», подводная лодка четвёртого поколения.

  1. Непростая судьба «Борея»
  2. Конструкция подводной лодки типа «Борей»
  3. Силовая установка подводного ракетоносца
  4. Видео

Непростая судьба «Борея»

Атомные подводные лодки четвёртого поколения начали создаваться ещё в СССР. Советский подводный флот представлял собой грозную силу противодействующую военно-морским силам НАТО.

Однако его постоянно требовалось обновлять, строить новые подводные корабли по современным технологиям, вооружать их ракетами, которые могли бы достигать цели на большой удалённости от места нахождения субмарины.

В 1978 году был запущен проект 955 «Борей». Название происходит от греческого Βορέας «северный». Заниматься эти было поручено Санкт-Петербургскому ЦКБ «Рубин».

Подводные лодки проекта 955 «Борей» решено было спроектировать, построить и заменить ими корабли проекта 941 «Акула» и 667 БДРМ «Дельфин», которые уже устарели в начале 80-х годов.

Советскому военно-морскому флоту требовались современные атомные подводные ракетоносцы с мощным вооружением.

Результаты по новому проекту появились с момента назначения на должность главного конструктора ЦКБ «Рубин» Владимира Анатольевича Здорнова. Под его руководством начались активные работы. На дворе уже был конец 80-х годов. В СССР полным ходом шла перестройка, в экономике страны наступил спад. Менялась международная обстановка.

Западные страны почувствовали, что некогда мощная советская держава начала сдавать свои позиции в мире. Обороноспособность ослабевала. Для её укрепления подводному флоту отводилась большая роль.

Созданию подводной лодки проекта«Борей» придавалось огромное значение. Вооружить её планировалось мощными ракетами «Барк». Работали они на твёрдом топливе, оснащались новейшей системой наведения на цель через спутники. Это значительно улучшало точность стрельбы. Ракета могла запускаться с субмарины даже тогда, когда та находилась под водой.

Не служил препятствием и толстый лёд на поверхности в северных широтах.

Неудачными оказались испытания «Барка». Даже после третьего запуска ракета так и не долетела до цели. От неё пришлось отказаться, хотя она была готова более чем на 70%. Причины снятия её с дальнейшей разработки были не только технические недоработки, но и трудности с финансированием проекта. У преемницы СССР России катастрофически не хватало средств на доработку ракеты «Барк».

Работы по созданию подводной лодки проекта 955 «Борей» продолжались, несмотря на то, что возникли проблемы с её вооружением. «Неудачника» «Барка» заменила «Булава».

Новую межконтинентальную баллистическую ракету с таким названием разработал Московский институт теплотехники.

Были и у «Булавы» неудачные пуски, но новая МБР показала себя лучше, чем её предшественник «Барк». Её приняли, и началась доработка проекта нового подводного ракетоносца.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться при осуществлении проекта 955 «Борей»:

  1. Недостаточное финансирование. Причина – распад СССР.
  2. Потеря смежников, которые изготавливали и поставляли узлы для АПЛ кораблестроителям. После того, как прекратил своё существование Советский Союз, много предприятий осталось на территориях суверенных государств, бывших союзных республик.
  3. Неудачные испытания ракет для подводной лодки, что сказывалось на сроках её создания.

Были и другие причины, но России удалось с ними справиться. В 2008 году начались испытания первой АПЛ класса стратегического назначения 4-го поколения.

Имя подводному кораблю дали «Юрий Долгорукий». В период его строительства были заложены ракетоносцы этого же типа «Владимир Мономах» и «Александр Невский». Вскоре и они заняли место в строю подводных лодок российских ВМФ.

Конструкция подводной лодки типа «Борей»

Конструкция лодок типа «Борей» отличается от ранее выпускавшихся субмарин.

Прочный корпус состоит из 8 отсеков:

  1. В 1-ом отделении размещены торпеды, гидроакустические приборы, аккумуляторы.
  2. Центральный пост и жилые помещения находятся во втором модуле. Он называется командным. Кроме этого, в нём размещено большинство из имеющегося оборудования.
  3. В третьей части находятся боевые посты, где несут круглосуточную вахту члены экипажа.
  4. Четвёртые и пятые модули заняты ракетами.
  5. Шестой отсек занят паропроизводящей установкой.
  6. «Сердце» подлодки, ядерный реактор и турбины, находится в седьмом и восьмом отделениях. И тот и другой называются энергетическими.

Собирается подлодка блоками. Наружный (легкий) корпус имеет резиновое покрытие, что даёт возможность субмарине быть малозаметной для противника. Прочный и наружный корпуса отделены друг от друга специальными амортизаторами, что снижает шум работающих турбин и реактора.

Внутри подлодки на своих амортизаторах установлены все агрегаты, которые способны производить вибрацию или просто шум.

Силовая установка подводного ракетоносца

На современных подводных лодках устанавливаются ядерные энергетические установки (ЯЭУ) четвертого поколения. Конструкция их, конечно, не разглашается, но известно, что мощность ядерного реактора около190 мегаватт. Кроме того на лодке установлены паропроизводящие и паротурбинные агрегаты.

Для движения субмарины, установлена малошумная водометная установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил, питающаяся от паровой турбины.

Имеются так же и гребные винты, вращающиеся от электродвигателей, но они не являются основными, а используются в качестве подруливающих. Скорость АПЛ в надводном положении – 15 узлов (28 км/час), в подводном – 29 узлов (54 км/час). Это конечно несравнимо с самой быстрой АПЛ, лодкой К-162 проекта 661 (44,7 узла). Но у каждого свои задачи.

Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 955 «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ «Рубин»
Классификация НАТО Borei
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 29 узлов
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 480 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек, в том числе 55 офицеров

Атомные реакторы появились на флоте сразу же, как только появилась такая возможность, уже через 4 года после того как построили первую АЭС в СССР. Строительство АПЛ набирает темпы, Потому, что альтернативы им пока нет. Необходимо срочно заменить ими субмарины прошлого, работающие на ДВС, которые ещё в большом количестве стоят на вооружении ВМФ России.

За такими проектами как «Борей», конечно, последуют и другие, но уже ясно одно: благодаря ему Россия вновь приобрела статус непобедимой державы способной дать отпор любому врагу, если это потребуется.

Видео

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: