Что такое локализация производства

Что такое локализация производства и почему вокруг неё столько шума?

Informburo.kz и «Агромашхолдинг KZ» рассказывают, как локализация в машиностроении помогает развитию всей экономики.

При производстве любого товара важный показатель – это степень его локализации, то есть доля местных деталей и трудовых затрат в его выпуске. В Казахстане этот термин стало популярным употреблять именно в машиностроении, где, по ошибочному мнению, действует только «отвёрточная» сборка.

Но действительно ли вся собранная в Казахстане техника – это прикрученные к корпусу колёса? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться именно с вопросом локализации. Informburo.kz и «Агромашхолдинг KZ» рассказывают об этом на примере сборки сельскохозяйственной техники.

Что такое локализация и зачем она нужна?

Локализация – это размещение производств частей какого-то товара в той же стране, где он выпускается в готовом виде. О ней часто говорят, например, в автомобилестроении. Там под локализацией понимают выпуск каких-то частей автомобиля – деталей двигателя или корпуса – в том же государстве, где находится и сборочное производство.

Интерес в развитии местного содержания имеют сразу несколько сторон: и государство, и сам бизнес-производитель, и конечный покупатель. Рассмотрим процесс локализации на примере компании «АгромашХолдинг KZ» – крупного казахстанского производителя сельскохозяйственной техники.

«Локализация – длительный и трудоёмкий процесс. Тем не менее наша компания постоянно над этим работает: мы ежегодно увеличиваем долю местного содержания и совершенствуем производимую продукцию», – отмечает вице-президент компании Динара Шукижанова.

В соответствии с соглашением о промышленной сборке, которое подписывают заводы-производители стран ТС, в частности и казахстанские заводы, локализационные процессы жёстко регламентированы. Т.е. каждый год предприятие обязано увеличивать локализацию путём использования местных компонентов и внедрения новых технологических операций.

Первые два года в рамках соглашения – переходный процесс, и, как может показаться людям не совсем «в теме», дающий право предприятиям осуществлять только сборочный процесс. Это миф, т.к. в данный период предприятие готовит себя к серьёзным шагам в локализации на всех фронтах деятельности. Во-первых, идёт достаточно трудоёмкий и долгий процесс согласования с брендодержателем, поставщиками, конструкторским управлением завода о постановке той или иной запчасти в тот самый локализационный процесс. Во-вторых, готовится само производство. А самое главное, к новым технологиям производства готовятся кадры, проходящие обучающий процесс.

«По сути, эти два года даются каждому предприятию не только в Казахстане, но и во всём Таможенном союзе, чтобы подготовить себя, так как невозможно сразу взять и начать варить, красить, а уж тем более производить компоненты. На такое не пойдёт ни один брендодержатель в мире, борющийся за качество и репутацию своей техники», – говорит Динара Шукижанова.

Начиная с третьего года наступают обязанности по поэтапному внедрению компонентной базы и сложных технологических операций. К примеру, на пятый-шестой годы производства нужно наладить сборку двигателя (ранее он устанавливался готовым), а также изготовление деталей корпуса. С седьмого года уже требуется наладить выпуск кабины. Таким образом, к этому времени локализация техники достигает 50%.

Государство предоставляет предприятию ряд преференций, например, освобождение выпускаемой продукции от НДС и таможенных пошлин (в рамках Таможенного союза товары поступают без пошлин), но взамен выставляет строгие встречные требования по повышению локализации. Они закреплены в соглашении о промышленной сборке, где по каждому виду сельхозтехники прописаны конкретные сроки и технологические процессы, которые нужно освоить.

Невыполнение какого-либо из пунктов соглашения несёт в себе серьёзные последствия для производителя, т.к. в таком случае завод обязан вернуть все выданные ранее преференции в полном объёме.

«Мы не получаем никаких прямых субсидий от государства – субсидируется только конечный покупатель сельскохозяйственной техники. Мы же имеем льготы в рамках соглашения о промышленной сборке, по которому есть серьёзные встречные обязательства, в случае неисполнения которых мы обязаны вернуть все полученные ранее преференции», – говорит Динара Шукижанова.

В чём выгода локализации?

Выгод несколько. У компании-производителя благодаря размещению производства каких-то деталей на территории места сборки возникает экономия. В первую очередь, снижаются транспортные издержки: перевозить грузы внутри страны дешевле, чем ввозить их из-за рубежа. Такая экономия в итоге сказывается на цене конечного продукта в сторону её снижения, а это повышает конкурентоспособность товара на рынке.

Что касается покупателей, то у них первое – доступ к более дешёвой продукции. Кроме того, в случае с сельхозтехникой важную роль играет её обслуживание, в частности, сервис и доставка необходимых запчастей. В условиях, когда у комбайнов производителя «Агромашхолдинг KZ» уровень локализации достигает 60%, большинство комплектующих всегда доступно.

Следующая группа преимуществ локализации касается уже государства и населения. По словам директора по организационному развитию «Агромашхолдинг KZ» Сергея Могилатова, в первую очередь, это создание новых рабочих мест в промышленности.

«Если я живу в том же Костанае, то как житель города я сразу же воспринимаю местное производство как вариант для трудоустройства. Рабочие места создаются не где-то за рубежом, а в рамках Казахстана, и это большой плюс», – отмечает Сергей Могилатов.

Для государства плюсы ещё более очевидны. Первый – это повышение социальной стабильности благодаря созданию новых рабочих мест. Ещё один момент – налоговые выплаты от компаний, которые займутся выпуском новых деталей. Третье – это развитие человеческого капитала. Освоение производства новых видов продукции позволяет накапливать у казахстанских специалистов нужный опыт и повышать собственную экспертизу для реализации новых проектов в будущем.

Но всё ли так просто?

Из приведённого выше может создаться впечатление, что полная локализация всех товаров в Казахстане – это лишь вопрос времени. Но это не совсем так. Зачастую размещать в одной стране производство всех деталей какой-то техники не имеет смысла с экономической точки зрения.

Так обстоит дело, к примеру, со стеклом или бортовыми компьютерами. В целом один комбайн состоит из более трёх тысяч компонентов, и осваивать их все в Казахстане не имеет смысла. «Какие-то предприятия уже имеют компетенции, производят ту или иную деталь для большого количества потребителей. Поэтому проще обратиться к этому производителю, разместить свой заказ и получить в срок на конвейер», – рассказывает Сергей Могилатов.

Однако крупные узлы, уверен он, осваивать в машиностроении нужно, тем более что такие требования уже предъявляет государство.

«Если мы говорим о зерноуборочном комбайне или тракторе, там есть кабина – это достаточно серьёзный в плане производства узел, на это требуются значительные инвестиции. Поэтому локализация занимает довольно длительное время, но у нас стоят сроки – семь лет», – подчёркивает собеседник Informburo.kz.

Что делает «Агромашхолдинг»?

«Агромашхолдинг KZ», как уже отмечалось выше, – это крупный казахстанский производитель сельскохозяйственной техники. За 2018-й и первые десять месяцев 2019 года предприятие выпустило 581 комбайн четырёх моделей своего бренда «Есиль» и 150 тракторов марки Lovol. Вся продукция пошла на внутренний рынок.

Сейчас доля местного содержания в продукции компании достигает 60% по готовым комбайнам и до 90% по некоторым узлам. Значительную часть заказов деталей компания закупает у других отечественных производителей.

«Кооперация с такими компаниями, как «ДонМар» и «Кайнар», показывает заинтересованность «Агромашхолдинг KZ» к сотрудничеству с отечественными производителями. На текущий момент компания согласовывает дополнительные компоненты, которые могут быть использованы в производстве», – рассказали Informburo.kz в пресс-службе производителя.

Сергей Могилатов, представитель компании, напоминает, что предприятие находится на территории бывшего дизельного завода. Поэтому там уже была база для металлообработки. Это внесло значительный вклад в локализацию производства.

«Все процессы по металлоподготовке проходят у нас. Сейчас мы изготавливаем подмоторную раму, наклонные камеры, поручни, измельчители и другие простые детали. Для жатки (агрегат комбайна для сбора зерна) мы закупаем только шины – их в Казахстане не производят. Остальное почти всё делаем сами», – говорит Сергей Могилатов.

По его словам, «Агромашхолдинг KZ» также работает с белорусскими тракторами, на которых исторически привыкли работать казахстанские фермеры. Поэтому любой контакт с зарубежными производителями сельхозтехники даёт возможность увеличить свои компетенции и получить опыт, который в дальнейшем можно применить у себя на предприятии.

Как раз в этом направлении сейчас работает компания: развивается промышленная кооперация с Петербургским тракторным заводом, который выпускает трактора «Кировец», и «Гомсельмашем» – крупным производителем сельхозтехники Беларуси. Благодаря этому «Агромашходинг KZ» сможет одновременно стать площадкой для производства новой техники для казахстанского рынка, а также производить детали для конвейеров иностранных промгигантов, используя их и для собственных нужд.

Наполовину русские: как иномарки спасаются локализацией

101777_1_5

От ковриков — к моторам

На заре автомобильного бума в России зарубежные компании активно разворачивали у нас отверточную сборку своих машин, для которых у отечественных поставщиков закупались в лучшем случае салонные коврики. Однако в 2005 году российское правительство ввело режим промышленной сборки, в рамках которого иностранцы должны были достигнуть необходимого уровня локализации производства, получив взамен возможность беспошлинно ввозить комплектующие. Соответствующие соглашения с властями подписали многие зарубежные автопроизводители, тем более что последующее повышение пошлин на ввоз готовых кузовов окончательно поставило крест на крупноузловой сборке.

В 2011 году правительство решило продлить промсборку до 2020 года, ужесточив при этом требования для его участников. Тогда желающих воспользоваться льготным режимом было всего четыре — консорциум АВТОВАЗ-Renault-Nissan-«ИжАвто» и КАМАЗ-Mercedes, СП «Ford Sollers», Volkswagen и General Motors. Они обязались расширить производственные мощности до 350 тыс. автомобилей в год и достичь локализации в 60%, в том числе за счет двигателей российского производства.

b508825f13331acda115865f275cc433

С русским «сердцем»

По данным Минпромторга на 2014 год, средний уровень локализации иномарок в нашей стране достиг 45%. Конечно, поначалу автопроизводители стали закупать у российских поставщиков такие простейшие комплектующие, как фары, колесные диски, аккумуляторы, сиденья, топливные баки и пластиковые изделия — панели приборов, бамперы. Как отмечает начальник отдела связей с общественностью «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Мария Мальцева, автопроизводители традиционно стараются локализовать в первую очередь крупные автокомпоненты, чтобы снизить затраты на их логистику. Однако в дальнейшем перечень локализованных деталей пополнили, к примеру, выхлопные системы, элементы подвески и штампованные детали кузова, что вывело локализацию иномарок в России на новый уровень.

«Основную долю в объеме локализованных автокомпонентов для иномарок составляют отдельные детали интерьера, экстерьера и кузова, поскольку их локализация требует относительно небольшого объема инвестиций, а также небольшого требуемого объема производства для достижения экономической эффективности», — констатирует менеджер практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Александр Кардаш.

Читайте также  Что такое дизельное топливо

1324011856

Между тем дошла очередь и до технически сложных агрегатов, таких как мотор и трансмиссия. АВТОВАЗ, освоивший производство двигателей и коробок передач по лицензии Renault-Nissan, с прошлого года поставляет их для выпускаемых в России моделей Renault и Nissan. А в ближайшее время свои моторные заводы запустят в России Volkswagen и Ford. По словам исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России» Игоря Коровкина, наибольшую трудность в локализации автокомпонентов представляют технически сложные узлы и агрегаты, такие как двигатели, коробки передач, электронные системы управления и их составляющие, а также изделия, экономическая эффективность производства которых предполагает их массовый выпуск.

Об иномарках — в деталях

Наиболее глубокой локализации на сегодняшний день достиг Renault (68%) в рамках подписанного совместно консорциумом соглашения о промсборке. Больше всего отечественных комплектующих получили Renault Logan, Sandero и Duster, причем высокая степень локализации достигается, прежде всего, за счет широкой номенклатуры штампованных элементов кузова. Уже с момента открытия производства Hyundai обеспечил локализацию Solaris и Kia Rio в 46%, в том числе благодаря собственной штамповке кузовных деталей. На российских заводах Volkswagen, Ford и Nissan этот показатель составляет 40–45%. Седаны Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan «обрусели» лишь на 35%, Toyota Camry — на 30%, а вседорожники Mitsubishi Outlander и Pajero Sport — и вовсе на 20%.

1438479232_01

Как отмечают в PwC, автопроизводители отдают предпочтение локализации автомобилей массового сегмента, где целевая аудитория достаточно чувствительна к цене. «В условиях продолжающейся девальвации рубля локализация автокомпонентов является одним из немногих инструментов для производителей иномарок по сдерживанию роста себестоимости автомобиля и, как следствие, цены на конечный продукт, — комментирует Александр Кардаш. — Однако на дальнейшие планы по локализации производства иномарок будут влиять ожидания по динамике автомобильного рынка в России. Если в среднесрочной перспективе авторынок продолжит сокращаться, многие производители могут пересмотреть свои планы (в том числе с точки зрения объемов производства и сроков локализации автокомпонентов) или вообще отказаться от дальнейшей локализации производства».

Все глубже и глубже

Впрочем, в условиях девальвации рубля многие автоконцерны стали только форсировать локализацию производства в России, даже сверх требований по промышленной сборке. И это несмотря на то, что сроки действия соглашений по льготному режиму истекают уже в 2018–2020 годах, после чего промсборщики будут ввозить комплектующие на общих основаниях. Так, перед российским подразделением PSA Peugeot Citroen поставлена задача по увеличению локализации производства до 50% к 2017 году. Как заявили в пресс-службе компании, локализация позволяет снизить зависимость от изменения курсов валют и оптимизировать расходы на логистику, что способствует уменьшению производственных затрат. Повышение уровня локализации увеличивает конкурентные преимущества и позволяет поддерживать бизнес, сохраняя стабильный уровень производства, добавляют в Ford Sollers, где к 2018 году намерены достичь локализации в 60%. «Мы заинтересованы в расширении локализации производства и уделяем особое внимание реализации намеченных планов, в том числе и по производственным мощностям. Для нас это особо важно, поскольку в доле российских продаж Mitsubishi на локально произведенные модели приходится около 55%», — вторит президент и исполнительный директор «ММС Рус» Наоя Такаи.

1438262555_vw_kaluga_30_07_2015

Рублевые комплектующие

Вполне очевидно, что при всеобщем повышении цен на авторынке наиболее выигрышно смотрятся иномарки с наибольшей степенью локализации. Так, к примеру, Hyundai Solaris и Kia Rio увеличивают свой отрыв от конкурентов, заняв верхние строчки рейтинга продаж. «Конечно, здесь сказываются и государственные программы поддержки, но влияние локализации на стоимость машин тоже стоит отметить — на заводе Hyundai локализация достигла почти 50%», — говорит генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

Несмотря на достаточно высокий уровень локализации питерского предприятия, доля импортных закупок завода также остается существенной, отмечает, в свою очередь, Мария Мальцева. К тому же, по ее словам, сама по себе локализация не гарантирует снижение цены, ведь рост курсов валют влияет, в том числе, и на уровень цен автокомпонентов, произведенных в России.

Впрочем, невысокий уровень локализации (порядка 20%) стал одной из причин ухода с российского рынка General Motors. Как рассказал директор по связям с общественностью GM Россия Сергей Лепнухов, компания работала над дальнейшей локализацией и планировала ее постепенно повышать. Однако сложная экономическая ситуация, резкое падение потребительского спроса и обвал курса национальной валюты, который существенно повысил стоимость ведения бизнеса в стране, стали главными причинами консервации завода и общей реструктуризации бизнеса компании в России.

Напомним, основными моделями на конвейере GM в Петербурге были Chevrolet Cruze и Opel Astra — именно по ним и велась работа по локализации. По мнению Михаила Чаплыгина, главным фактором, не позволившим GM увеличить локализацию, стало отсутствие четких планов развития производства на предприятии. «Поставщики приходят под конкретные планы и под конкретные модели, которые могут в перспективе нескольких лет быть бестселлерами на российском рынке. Этого нельзя было сказать о продукции GM. Модели не обновлялись, и их перспективы становились все более туманными, тем более на падающем рынке. Поэтому без отсутствия каких-либо гарантий по объему производства стимула у поставщиков в работе с GM становилось все меньше», — рассуждает эксперт.

gm-autowerk-288942

Стоп — машина!

Между тем падение объемов выпуска автомобилей в России заставляет сокращать свою деятельность и поставщиков, у которых себестоимость производства также значительно возросла, а поддержки от государства они, в отличие от автопроизводителей, не получают. Как сообщалось, из-за закрытия завода GM и снижения заказов от Ford американский производитель сидений Johnson Controls закрывает предприятие в Ленинградской области, сохранив при этом площадку в Тольятти. По той же причине свернула производство в Ленинградской области и канадская Magna, которая сосредоточит выпуск автокомпонентов на своих мощностях в Калуге. В то же время французская Faurecia провела массовые сокращения на своих калужских площадках и заморозила новое предприятие в Татарстане. А японская Unipress приостановила строительство предприятия по штамповке кузовных деталей в парке поставщиков Nissan в Санкт-Петербурге. По словам участников отрасли, количество проектов по выпуску автокомпонентов, которые были заморожены или закрыты, исчисляются десятками.

  • Прекращение деятельности зарубежных производителей автокомпонентов в России влечет за собой необходимость поиска новых партнеров или заключения соглашений с материнскими компаниями — производителями автокомпонентов, добавляет Александр Кардаш. По его мнению, это может привести к снижению качества и росту стоимости комплектующих, а также усложнит процесс закупки.

    Проблемы с качеством

    Однако проблемы поставщиков мало волнуют автопроизводителей, для которых зачастую проще и выгоднее закупать комплектующие за рубежом. «Мы ежегодно выпускаем более 200 тысяч автомобилей, и для нас важно иметь надежных поставщиков автокомпонентов, — подчеркивает Мария Мальцева из „Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус“. — Главными критериями в выборе поставщиков для нас являются соответствующее международным стандартам качество автокомпонентов, конкурентная с точки зрения глобального рынка цена и своевременные поставки в необходимом объеме. К сожалению, на сегодняшний день не все российские поставщики отвечают этим критериям».

    20150508_20150127_127722_7_15

    Поставщики по соседству

    По мнению Александра Кардаша, развитию автокомпонентной отрасли в нашей стране могла бы способствовать поддержка производителей комплектующих со стороны государства — например, за счет налоговых и таможенных преференций, а также стимулирования создания совместных предприятий с российскими компаниями.

    Как считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, конкуренция в производстве автокомпонентов в России на сегодняшний день существенно выросла, тем более что спрос на автомобили в нашей стране в значительной мере остается неудовлетворенным. К тому же помимо поставок на конвейеры есть еще и вторичный рынок автодеталей, который по своим размерам даже больше. «Иномарок в стране огромное количество, с каждым годом их становится все больше, и всем им требуются запчасти. А произведенные в России комплектующие будут привлекательнее по цене, чем ввезенные из-за рубежа», — полагает он.

    Локализация производства — это. Определение понятия, план, степени и уровни

    Размещение производственных мощностей на новых территориях в условиях высокого спроса продукции в большинстве случаев оказывается выгодным для современных предприятий. Это повышает конкурентоспособность товаров и позволяет оптимизировать логистические издержки, связанные в первую очередь с организацией транспортных сетей. Таким образом осуществляется локализация производства – это закрепление мощностей компании на территории другого государства.

    Понятие локализации

    В сфере производственной деятельности локализацию следует понимать как перенос или расширение предприятия на территории другой страны. Ключевым определяющим фактором будет адаптация к особенностям региона, в котором планируется организация бизнеса. В этом контексте можно говорить, что локализация производства — это перечень технологических и организационных мер, благодаря которым предприятие встраивается в конкретные экономические, политические и социальные условия работы. Причем степень адаптации может быть разной в зависимости от конкретных условий и возможностей. Например, комплектующие детали для сборки промышленного оборудования могут поставляться из страны, размещающей производство. То есть организуется частичный процесс изготовления продукции неполного цикла.

    Участники процесса локализации

    Следует различать компанию, размещающую производство, и ее партнеров (нередко в лице федеральной власти принимающей страны). В первом случае речь идет о так называемом экстенсивере, а во втором – о реципиенте. С точки зрения экстенсивера локализация производства – это расширение позиций на мировом рынке за счет упрощения процессов сбыта продукции. Опять же, это достигается благодаря территориальному приближению места изготовления продукции к потребителю и снижению затрат на транспортировку. Расходы в среднем сокращаются на 25%. В свою очередь, реципиент рассматривает локализацию как повышение уровня трудовой занятости и рост инвестиционной привлекательности с увеличением налоговых поступлений.

    Наиболее перспективные направления локализации

    Теоретически методы локализации можно применять к любому направлению промышленности. Успешность проекта будет зависеть от местных условий для ведения той или иной деятельности, ресурсов и других факторов организации предприятия. На практике же наиболее активное расширение производств можно отнести к автомобильной, фармацевтической, пищевой и IT-индустрии. Как правило, чем технологичнее компания и выше спрос на ее продукцию в развитых странах, тем успешнее поддаются трансграничным перемещениям ее мощности. Так, среди конкретных примеров мировой локализации производства автомобилей можно отметить расширение брендов Volkswagen, Ford, Hyundai и целый ряд китайских бюджетных фирм, которые благодаря дешевым комплектующим отличаются гибкостью при адаптации. Сложнее ситуация обстоит в химической и металлургической сферах промышленности, поскольку они в значительной степени зависят от сырья, которое должно поставляться в больших объемах, проходя несколько этапов переработки.

    Разработка проекта локализации предприятия

    На этапе проектирования создается полноценная бизнес-модель, а также подготавливается план реализации трансграничного перемещения предприятия. Среди ключевых организационных аспектов, которые должны раскрываться в проекте, можно выделить следующие:

    • Какой будет процедура поиска и оформления земли в собственность компании.
    • Строительство и оборудование производственного объекта.
    • Юридическое оформление деятельности.
    • Создание системы менеджмента.
    • Расчет возможностей для локального расширения производственных мощностей на ресурсах созданной инфраструктуры.
    Читайте также  Как работает мойка высокого давления

    На следующем этапе разработки проекта локализации производства просчитываются логистические задачи, вопросы дистрибуции и сбыта продукции. В бизнес-модели должна быть оценена среднегодовая производственная мощность, а также резервный потенциал. Для более точного выполнения расчетов используются статистические результаты исследовательских центров, предоставляющих информацию об инвестиционном климате, потребительской активности, экономической ситуации на местном рынке и т. д.

    Критерии локализации производства

    На этапе проектирования также просчитываются достаточные условия для организации производственной деятельности на конкретной территории. Для оценки условий применяются следующие критерии:

    • Достаточность технологических возможностей для переработки материалов, требуемых производством.
    • Наличие технических возможностей для организации производственных процессов.
    • Выполняемость правила адвалорной доли. В сущности, означает потенциальную рентабельность новой площадки относительно мощностей компании-экстенсивера.
    • Возможности для наращивания мощностей и усложнения производства, предполагающие также отказ от простых технологических операций. Например, при локализации автомобильного производства возможен плавный переход от ручной сборки определенных частей к автоматизированной компоновке. Наиболее развитые сборочные линии такого типа реализуют полный цикл с помощью роботизированной техники.

    Также на каждом этапе предусматриваются требования к контролю качества выпускаемой продукции на пути от сырья до конечного изделия. Проектировщики должны оценить, насколько в принципе возможен контроль качества в соответствии с требованиями экстенсивера.

    План мероприятий по локализации производства

    После утверждения проектного решения составляется дорожная карта или программа его непосредственной реализации. В основе плана находится шкала приоритетов с параметрами, необходимыми для локализации конкретного производства. Типовой сценарий осуществления локализации можно представить так:

    • Оценка рыночного потенциала целевой продукции.
    • Моделирование стратегии организации производства.
    • Составление финансового плана для наиболее перспективного варианта локализации.
    • Оснащение площадки для производства.
    • Подготовка персонала.
    • Организация сборочного производства.
    • Подготовка технической документации.
    • Сертификация продукции.
    • Оптимизация производства.

    В каждой отрасли может быть своя специфика данного процесса. Например, локализация производства оборудования промышленного назначения в значительной степени зависит от комплектующих. В этом случае потребуется отдельная программа определения приоритетов для каждой из категорий элементов сборки. Так, комплектующие с одним набором свойств целесообразно будет поставлять от экстенсивера, а с другими характеристиками – полностью изготавливать на собственных мощностях.

    Степени локализации

    Как и сам процесс изготовления той или иной продукции, так и локализация в целом может быть неполной. Например, ее нередко реализуют на 50% или 70%, то есть частично. Под степенью локализации производства понимается и полнота рабочего цикла, обеспечиваемого предприятием, и его независимость от сырья и технологической поддержки экстенсивера. Оценка независимости предприятия и полноты его производственного цикла дается по специальным системам расчета, которые также закладываются в проектные решения индивидуальным порядком. Например, может действовать бальная система, в которой за каждый элемент продукции начисляется определенное количество баллов. В итоге они суммируются и сравниваются со 100-процентной производственной площадкой экстенсивера.

    Уровни локализации

    В данном случае понимается более широкое представление локализации, основанное на общих коэффициентах, которые используются на мировом рынке. Это позволяет сравнивать характеристики локализованных предприятий экстенсивера не только между собой, но и в естественной конкурентной среде. Могут использоваться такие критерии, как наукоемкость и технологическая развитость. То есть уровень локализации производства – это комплекс аспектов деятельности предприятия, которые позволяют выпускать продукцию того или иного качества. Причем уровень также может носить количественное и процентное выражение, если применяется соответствующая методика, которые тоже могут быть разными в зависимости от специфики рынка.

    Коэффициенты уровней локализации

    К основным коэффициентам, которые дают представление об уровнях локализации различных производств, можно отнести следующие:

    • Коэффициент себестоимости продукции.
    • Коэффициент интеллектуальной составляющей предприятия. К примеру, та же локализация автомобильного производства может оцениваться по степени роботизации и это будет показатель интеллектуальной составляющей. Заводы, где 50-метровые линии сборки обслуживает всего 10 человек, считаются высокотехнологичными.
    • Коэффициент расходов и амортизационных затрат.
    • Коэффициент, в котором рассчитывается наличие сервисных пунктов и центров для обслуживания клиентов.

    Современные проблемы локализации

    Основные сложности процессов локализации в промышленном секторе обусловлены ужесточением нормативных требований к производству. К ним относятся высокий уровень технологического развития, автономность, гибкость размещения оборудования, эффективность логистики. Далеко не каждая страна или региональные площадки могут в полной мере обеспечить необходимый уровень таких условий. Кроме того, локализация производства – это и строгое соблюдение графиков при доставке сырьевых материалов с комплектующими, что даже при условии соблюдения требований не всегда оправдывается выгодным с точки зрения финансов. К этому стоит добавить и обязанности экстенсивера перед реципиентом, которые могут различаться, но в любом случае партнер расширяющейся компании должен иметь свою выгоду от предоставления площадки.

    Особенности локализации в России

    Отечественная промышленность не является исключением на мировом инвестиционном рынке, но имеет свои отличительные черты. С одной стороны, эксперты отмечают отставание в стратегиях применения локализации в России, что обуславливается изъянами предпринимательского климата и менеджмента в целом. Но, в то же время консервативный подход к распределению финансовых ресурсов и точечная поддержка регионов со стороны федеральной власти дают свои плоды. Так, активно развивается локализация производства автомобилей в России, что особенно проявляется в Ульяновской, Калужской и Ленинградской области. Господдержка вкупе с льготным автокредитованием открыли широкие возможности для размещения своих мощностей итальянским производителям. Не так давно свое производство разместил нидерландский автогигант DAF, а также китайская корпорация Dalian.

    Преференции при локализации

    Государства предоставляют новым инвесторам и экстенсиверам целый ряд преференций, гарантирующих, как минимум, стабильные условия при осуществлении предпринимательской деятельности. В числе наиболее эффективных и распространенных льгот такого типа можно отметить:

    • Понижение ставок по страховым взносам.
    • Облегчение налогового бремени (по крайней мере, на период становления предприятия).
    • Техническая поддержка в процессах модернизации.
    • Стабильность экономических условий на момент действия контракта.
    • Создание особых условий таможенной политики для определенных отраслей, в развитии которых особенно заинтересован хозяйствующий субъект.

    Заключение

    Концепция локализации крупных предприятий дает положительные эффекты как участникам процесса, так и экономической системе в целом. Надо отметить, что по мере развития технологий методы трансграничного перемещения производств становятся все менее затратными. Расширяется и спектр инструментов, позволяющих точнее управлять локализацией производства. Планы и стратегии по реализации этих процессов также усложняются, требуя все более глубоких расчетов с вовлечением огромных массивов первичной информации. Опыт многих стран показывает, что ключевым фактором успешной локализации все же является политика принимающего государства. Она может влиять и на благоприятную экономическую среду для конкретных проектов, и на предсказуемость инвестиционного климата, что важно для будущего развития предприятия.

    К вопросу об отверточной сборке и локализации производства

    Я написал этот небольшой обзор для любителей поговорить об отверточной сборке и локализации производства, при этом — абсолютно не понимающих, как устроено современное производство в любой развитой стране мира. В результате чего нежелание ими знать основы сборочного производства приводит к нытью.

    В обзоре мы рассмотрим современное производство, от выпуска велосипедов в Голландии, компьютеров Sony в Японии или Dell в США до производства современных самолетов, боингов и аэробусов.

    Итак, я живу в Голландии, стране велосипедов, и езжу на велосипеде престижной голландской марки — компании Batavus, модель Verona. Вот он:

    Batavus — одна из двух самых престижных голландских компаний. Вторая — Gazelle, это как Mercedes и BMW в Германии среди автомобилей. Цена такого велосипеда — 1.000 Евро и выше.

    На столь престижном велосипеде, конечно же, стоит гордая надпись: Made by Batavus in Holland, Сделано Батавусом в Голландии.

    А что же, собственно, в этом велосипеде сделано Батавусом (к вопросу об отверточной сборке) и в Голландии (к вопросу о локализации)? Рассмотрим этот вопрос. С чего начнем? Да без разницы — давайте начнем с колес. Может быть, резина моего велосипеда сделана Батавусом в Голландии? Нет, Батавус — производит велосипеды, а не резиновые изделия. Резина на моем велосипеде стоит престижной немецкой фирмы Schwalbe . Фирма — немецкая. Все ее производство расположено только в Индонезии, причем — совместно с южно-корейской компанией PT Hung-A.

    От колес — к седлу. Седло — голландское, от Батавуса? Да нет же, повторяю: Батавус — это компания по производству велосипедов, а не по выпуску велосипедных седел! Все седла на велосипедах Батавуса, включая мое — от итальянской фирмы Selle Royal . Их заводы — только в Италии и Китае.

    Коробка передач, переключение скоростей. Это у Батавуса от японской фирмы Shimano . Ее знают велосипедисты и рыболовы всего мира — да, кроме коробок скоростей для велосипедов, они еще и ведущие производители рыболовных катушек. У меня, правда — редкий случай, переключение скоростей стоит от американской фирмы SRAM .

    Динамо — тоже от Shimano, освещение — от Orion (можно, я дальше без ссылок), замок — от AXA.

    Там еще куча болтов-гаек, спиц, подшипников. Достаточно ясно, что Батавус — не производит гаек-подшипников, он — выпускает велосипеды!

    Так а — что же в велосипеде, собственно, голландское, от Батавуса.

    А — отверточная сборка и окраска. Раму делают — покупают металлические трубки и краску, трубки режут под размеры рамы, сваривают и окрашивают, ну и — крепят к ней, с помощью отвертки, всякий-разный импорт.

    О компьютерах. Тут — еще проще: рекомендую каждому снять заднюю крышку со своего компьютера — Sony или Dell, Acer или Samsung, не важно, и выяснить, что же там, собственно, сделано этими компаниями.

    Пусть будет Сони — и что в компьютере Сони от Сони?

    Основа компьютера, процессор? Но фирма Сони — не производит процессоры!

    Видеокарта? Неа, Сони их вообще не делает. Аудиокарта? Неа. DVD-дисковод? Неа, Тайвань.

    Жесткий диск? Вообще-то, за всю историю жесткие диски делали более 200 компаний, включая Сони, на 195 из них это производство вылетело в трубу, включая Сони, осталось 5 компаний: HGST, Samsung, Seagate, Toshiba, and Western Digital, причем первые две в настоящее время — тоже вылетают в трубу с производством HDD, останется три последних.

    Так что же в компьютере Сони от Сони?

    Сборка. Производство компьютеров фирмой Сони — это отверточное производство.

    Переходим к самолетам, аэробусам и боингам.

    Желающим поинтересоваться, как делаются аэробусы — советую поехать на сборочный завод Аэробуса во Франции, в Тулузе.

    Читайте также  Как сделать фаркоп своими руками

    Такой желающий, безусловно, насладится видом отверток на заводе, собирающем аэробусы. Потому как — естественно! — аэробусы собирают отвертками, а чем же еще? Желающий поныть — найдет там полное свое удовольствие поныть: ы-ы-ы, отверточное производство, галимая отвертка.

    Да, именно так выглядит современное производство самолетов — привоз на завод частей из разных стран мира, и — отвертка.

    Как именно это выглядит? Сходим на прекрасный профессиональный сайт, http://www.airframer.com , и узнаем, кто делает компоненты для отверточной сборки в США новейшего самолета Боинг-787 Дримлайнер.

    Дримлайнер выпускается с помощью отверточной сборки. Из деталей, поставляемых тысячами и тысячами компаний, 385 из которых перечислены на сайте (сайт, конечно, неполный, но картину вполне создает).

    Итак, на американском заводе Боинга, новейший Дримлайнер собирается отверткой из следующего:

    Титановая силовая основа самолета — российского производства, с завода в городке Верхняя Салда Свердловской области, о чем наш сайт уже писал .

    Дримлайнер — первый самолет, обшивка которого состоит из композитный материалов (пластмассы). Производство — фирм Фуджи и Мицибиши, Япония.

    Британские двигатели от Роллс-Ройс и итальянская авионика, турецкие, израильские, индийские, австралийские детали — из всего этого и собирают отверткой новейшие Дримлайнеры.

    Локализация производства: какие плюсы может получить компания?

    Учитывая нынешние тенденции к закрытию границ в эпоху пандемии, локализация производства может оказаться привлекательным направлением развития бизнеса для компаний, имеющих стратегию развития. О плюсах локализации производства, а также о нюансах, которые необходимо учесть при принятии такого решения, рассказывает Матс Фриберг, генеральный директор 3М Россия и СНГ.

    Для многих компаний очень важно продолжить эффективную работу в условиях необходимости импортозамещения, снижения роста цен на нефть, рисках для производства в условиях пандемии и сложного положения России в нестабильной международной ситуации.

    Одним из инструментов успешного роста для многих компаний, в том числе международных, может стать развитие локального производства, инвестиции в него, расширение производственных мощностей и модернизацию.

    Возможные плюсы локализации производства, а также и сложности, прежде всего, связаны с такими факторами, как:

    Рассмотрим подробнее эти плюсы и нюансы, которые необходимо учесть.

    Местоположение производства

    Если компания выбирает площадку для локализации, расположенную не в особой экономической зоне с уже готовой инфраструктурой и коммуникациями, то одной из возможных трудностей является подключение нового предприятия к энергетической инфраструктуре, то есть подключение тепла, электроэнергии, воды. При решении этих вопросов можно столкнуться с необоснованными или дополнительными условиями от поставщиков энергоносителей. На данном этапе также могут возникать бюрократические барьеры, связанные с получением всех необходимых согласований.

    В целом можно сказать, что в России сегодня создан благоприятный климат для иностранных инвесторов, отмечается заинтересованность местных властей в сотрудничестве, оперативно решаются любые вопросы — от бытовых, таких как утилизация мусора и сброс ливневых вод, до сбыта продукции локальным потребителям.

    Сегодня интерес инвесторов направлен на особые экономические зоны.

    Часть из них обеспечивают не только налоговые и таможенные льготы, подключение к инфраструктуре, включая энергетическую и транспортную, но и поддержку региональных органов исполнительной власти, которая помогает преодолевать административные барьеры.

    При выборе площадки для реализации проекта важно учитывать вышеперечисленные факторы: таможенные и налоговые преимущества особой экономической зоны, развитую инфраструктуру.

    При планировании структуры производственных мощностей и продуктов к выпуску на какой-либо площадке необходимо опираться на существующую конъюнктуру рынка и статистику сбыта на рынке РФ.

    Новым направлением, которое, возможно, станет привлекательным для инвесторов, являются так называемые территории опережающего развития, которые могут предоставлять похожие преференции.

    Производство

    Сегодня многие компании идут по пути локализации компонентов — как комплектующих, так и сырья.

    В большинстве случаев в России можно найти локальные аналоги многих комплектующих и материалов, но они могут не полностью соответствовать требованиям производителя по качеству и объемам поставки. Необходима достаточно серьезная и длительная работа по взаимодействию с потенциальными поставщиками, направленная на приведение стандартов, существующих на отечественных предприятиях, к международным стандартам. Это касается также сырья и комплектующих. С одной стороны, это создает дополнительные сложности и временные затраты, но есть и положительный момент — развитие местных производителей за счет сотрудничества с ними, передачи им своего опыта и экспертизы.

    В идеале закупка сырья в России позволяет снижать его страховые запасы на складе, дает возможность плотно взаимодействовать с поставщиком, корректировать качество и спецификацию сырья, оптимизировать свою цепочку поставок. Цены локальных поставщиков, как правило, в меньшей степени зависят от колебаний курсов валют, поэтому они более стабильны.

    К сожалению, не все производство можно перевести на локальное сырье. Есть сырье, которое составляет до 80% стоимости продукта, и его приходится везти из-за рубежа.

    Тут важно понимать, что задача углубления локализации и использования локальных сырьевых компонентов не может быть решена одной компанией, поскольку одна компания не сможет потреблять тот объем сырья, который бы сделал локализацию сырья экономически обоснованной. А это значит, что необходимо сотрудничество и взаимодействие участников рынка для развития локальных поставщиков сырья.

    В нашей компании качество продукции, выпускаемой на территории России, обеспечивается за счет наличия современно оснащенных лабораторий, где мы проводим весь комплекс приемо-сдаточных и квалификационных испытаний в соответствии с корпоративными стандартами, а также иными применимыми в конкретной области требованиями.

    Наши клиенты имеют возможность посетить производственные площадки и лично убедиться в высоком качестве всех производственных процессов на всех этапах, посетить сертифицированные лаборатории, в которых продукция проходит проверку качества перед отгрузкой ее клиенту. И это еще один плюс локализации.

    Плюсы локального R&D и гибкое реагирование на изменение спроса

    Локальный R&D позволяет придерживаться стратегии избирательной локализации в России, производить продукты, востребованные на рынке, а локальные научно-технические лаборатории — модифицировать продукты под потребности российского рынка и российских клиентов.

    Безусловно, локализация производства зависит от емкости рынка — если растут объемы продаж, то нужно больше мощностей, чтобы удовлетворить спрос.

    Наличие локального производства позволяет быстро реагировать на изменение спроса, создавать эффективную логистическую инфраструктуру, улучшать сервис клиентам.

    Локальные кадры

    Еще одна сложность, с которой могут столкнуться компании при локализации производства в России, — это нехватка квалифицированных рабочих кадров. Не секрет, что в стране сегодня не хватает сварщиков, слесарей, операторов и других рабочих специальностей.

    Многие компании в России реализуют собственные обучающие программы и программы развития, растят квалифицированные кадры самостоятельно, привлекая к ним как местных, так и международных специалистов и экспертов.

    Зачастую производства иностранных компаний располагаются в пределах определенных областей с благоприятными условиями. В этом случае усиливается конкуренция за высококвалифицированные кадры, и их может не хватать для всех локальных производств. Данный риск может быть нивелирован в результате совместной работы предприятий и государственных органов, направленной на повышение уровня профессиональной подготовки кадров.

    Дефицит технических специалистов в России также ощущается. Международные компании сотрудничают с техническими вузами в надежде, что после университета молодые инженерные кадры придут именно к ним.

    Достоинством российской системы образования является системность, фундаментальность и широта получаемых знаний.

    Человек приходит на работу с достаточно широким кругозором и профессиональными знаниями, конечно, если он хорошо учился.

    В любой компании он неминуемо встретит специфические задачи, и, разумеется, для работы по конкретной тематике обязательно нужны обучающие программы — тренинги, стажировки.

    В нашей компании сотрудник на стажировке выполняет конкретную исследовательскую работу, решает поставленные задачи в различных корпоративных лабораториях. Здесь его широкие знания «фокусируются» и углубляются по определенной теме. При этом он не только более детально изучает свою специализацию, но и знакомится с работой компании в целом — ее структурой, принципами и направлениями работы, исследовательской и материальной базой. Очень важно наладить взаимодействие с коллегами, потому что в сфере исследований необходим обмен опытом и знаниями. Часто, прежде чем решать вопрос самостоятельно — «изобретать велосипед», нужно узнать, не решил ли его уже кто-то ранее в Корее или в Австралии.

    Обычно поиск специалистов осуществляется через кадровые агентства, и найти маркетолога, торгового представителя, логиста легче, чем инженера, химика и других представителей естественно-научных направлений, несмотря на то, что в России сегодня есть очень большое количество исследователей.

    Взаимодействие сотрудников — часть образовательного процесса в нашей компании.

    Например, хорошо работает создание виртуальных площадок, форумов, где люди могут предлагать свои идеи и работы для обсуждения, обмениваться знаниями и опытом, эффективно также проведение профессиональных корпоративных конкурсов. Здесь срабатывает действенный мотивационный инструмент — признание заслуг и достижений сотрудников в разных формах. Победители получают такое профессиональное признание, остальные узнают что-то новое, учатся.

    Подводя итоги, хочется остановиться еще на нескольких моментах.

    Очевидный плюс локализации производства — это полное совпадение деятельности по локализации с целями, формулируемыми на самом высоком государственном уровне, а именно политикой импортозамещения. Правительство РФ сегодня нацелено на всестороннюю поддержку тех предприятий, которые локализуют уникальные технологии и производства, сюда можно отнести и специальные инвестиционные контракты, и офсетные сделки, и другие формы государственной поддержки, такие как налоговые и таможенные преимущества, предоставляемые компаниям — резидентам особых экономических зон.

    Кроме того, относительно невысокая стоимость трудовых ресурсов, как одно из последствий колебаний курса рубля, положительно влияет на себестоимость производимой продукции. В выгодном положении также сегодня те предприятия, локализованная продукция которых идет на экспорт.

    Еще один плюс наличия локального производства — возможность участия в тендерах на закупку продукции. Здесь встает вопрос качества продукции и объективности проведения тендерных закупок и выбора поставщиков.

    Преимущества локализации в РФ

    1 По данным аналитического обзора от 12.02.2020 Евразийской экономической комиссии за январь — декабрь 2019 г.

    1 Возобновляемые источники энергии.

    2 Выдается в порядке, предусмотренном приказом Минпромторга России от 24.09.2018 № 3788, постановлением Правительства РФ от 03.06.2008 № 426.

    3 Выдается в порядке, предусмотренном приказом Минпромторга России, Минэкономразвития России от 17.08.2011 № 1032/397.

    4 Выдается в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1432.

    5 В порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

    6 В порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

    Поддержка локализации производства в РФ (займы Фонда развития промышленности (ФРП))


    1 В случае финансирования совместно с региональным фондом развития промышленности сумма займа 20—100 млн руб.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: