Что такое система мониторинга

Организация системы мониторинга

Мониторинг — это главное, что есть у админа. Админы нужны для мониторинга, а мониторинг нужен для админов.

За последние несколько лет поменялась сама парадигма мониторинга. Новая эра уже наступила, и если сейчас вы мониторите инфраструктуру как набор серверов — вы не мониторите почти ничего. Потому что теперь «инфраструктура» — это многоуровневая архитектура, и для мониторинга каждого уровня есть свои инструменты.

Кроме проблем типа «упал сервер», «надо заменить винт в рейде», теперь надо понимать проблемы уровня приложения и уровня бизнеса: «взаимодействие с микросервисом таким-то замедлилось», «в очереди слишком мало сообщений для текущего времени», «время выполнения запросов к бд в приложении растет, запросы — такие-то».

У нас на поддержке около пяти тысяч серверов, в самых разных конфигурациях: от систем из трех серверов с кастомными докеровскими сетками, до больших проектов с сотнями серверов в Kubernetes. И за всем этим надо как-то следить, вовремя понимать, что что-то сломалось и быстро чинить. Для этого надо понять что такое мониторинг, как он строится в современных реалиях, как его проектировать и что он должен делать. Об этом и хотелось бы рассказать.

Как было раньше

Лет десять назад мониторинг был гораздо проще, чем сейчас. Впрочем, и приложения были попроще.

Мониторились, в основном, системные показатели: CPU, память, диски, сеть. Этого вполне хватало, потому что там крутилось одно приложение на php, и ничего больше не использовалось. Проблема в том, что по таким показателям обычно мало что можно сказать. Либо работает, либо нет. Что именно происходит с самим приложением, выше уровня системных показателей понять сложно.

Если проблема была на уровне приложения (не просто “сайт не работает”, а “сайт работает, но что-то не так”), то клиент сам писал или звонил, сообщал, что есть такая-то проблема, мы шли и разбирались, потому что сами мы такие проблемы заметить не могли.

Как сейчас

Сейчас совсем другие системы: с масштабированием, с автоскейлингом, микросервисы, докеры. Системы стали динамичными. Часто никто толком не знает, как именно все работает, на скольких серверах, как именно оно развернуто. Оно живет своей жизнью. Иногда даже неизвестно, что и где запущено (если это Kubernetes, например).

Усложнение самих систем, конечно, повлекло за собой большее количество возможных проблем. Появились метрики приложений, количество запущенных тредов у Java application, частота garbage collector pauses, количество событий в очереди. Очень важно, чтобы мониторинг также следил за масштабированием систем. Допустим, у вас Kubernetes HPA. Надо понимать, сколько запущено подов, и с каждого запущенного пода должны идти метрики в систему мониторинга приложения, в apm.

Все это нужно мониторить, потому что все это отражается на работе системы.
И сами проблемы стали менее очевидными.

Условно, проблемы можно поделить на две большие группы:
Проблемы первого рода – не работает основная, “пользовательская функциональность”.
Проблемы второго рода – что-то работает не так, как должно, и может куда-то не туда привести.

То есть теперь надо мониторить не только дискретное “работает/не работает”, а гораздо больше градаций. Что, в свою очередь, позволяет ловить проблему до того, как все рухнет.

Кроме того, теперь надо следить и за бизнес-показателями. Бизнес захотел иметь графики о деньгах, о том как часто идут заказы, сколько времени прошло с последнего заказа и так далее — это теперь тоже задача мониторинга.

Правильный мониторинг

Проектирование и вообще

Представление о том, что именно надо будет мониторить, должно быть заложено в момент разработки приложения и архитектуры, и речь даже не столько про серверную архитектуру, сколько про архитектуру приложения в целом.

Разработчики/архитекторы должны понимать какие части системы критичны для функционирования проекта и бизнеса, и заранее думать о том, что их работоспобность надо проверять.

Мониторинг должен быть удобным для админа, и давать представление о том, что происходит. Цель мониторинга – вовремя получить оповещение, по графикам быстро понять, что именно происходит и что именно нужно чинить.

Метрики и оповещения (алерты)

Алерты должны быть максимально понятными: админ, получив алерт, даже если он не знаком с системой, должен понять, о чем этот алерт, в какую документацию смотреть, или хотя бы кому позвонить. Должны быть четкие инструкции, что именно нужно делать, и как именно решать проблему.

Когда возникает проблема, очень хочется понять, из-за чего она возникла. Получая алерт о том, что у вас не работает приложение, вам очень хотелось бы знать, какие еще смежные системы ведут себя не так, какие еще есть отклонения от нормы. Должны быть понятные графики, собранные в дашборды, из которых сразу будет видно, где отклонение.

Для этого надо точно понимать, что нормально, а что не нормально. То есть должна быть достаточная историческая справка о состоянии системы. Задача заключается в том, чтобы покрыть алертами все возможные отклонения от нормы.

Когда админ получает алерт, он либо должен знать что с ним делать, либо кого спросить. Должна быть инструкция как именно нужно реагировать, и ее надо регулярно обновлять. Если у вас все работает через систему оркестрирования, то, наверное, у вас все хорошо, если все изменения происходят только через нее, в том числе и мониторинг. Система оркестрирования позволяет адекватно следить за актуальностью мониторинга.

Мониторинг должен расширяться после каждой аварии — если внезапно возникла какая-то проблема, которая проскочила мимо мониторинга, то, очевидно, надо замониторить эту ситуацию, чтобы в следующий раз проблема не была внезапной.

Бизнес-показатели

Полезно мониторить время с последней продажи, количество продаж за период. Если выложили релиз, то что изменилось: есть ли просадки по бизнес-показателям? На это отвечает, конечно, A/B тестирование, но графики тоже хотелось бы иметь. И надо мониторить действия конечного пользователя: писать скрипты на phantomjs, которые повторяют покупку, проходят по всем этапам основного бизнес-процесса.

Также вам, наверное, интересно знать, работает ли сервис логистики, или не свалился ли в очередной раз IpGeoBase. (Комментарий редактора: IpGeoBase — сервис, который использует большое число интернет-магазинов на 1С-Битрикс для определения местоположения пользователя. Чаще всего это делается непосредственно в коде загрузки страницы, и когда падает IpGeoBase — у нас перестают отвечать десятки сайтов. Кто-нибудь пожалуйста, скажите программистам, что это надо обрабатывать и делать таймаут, и кто-нибудь — пожалуйста попросите IpGeoBase не падать).

Нужно понимать, зависит ли просадка по бизнес-показателям от вашей системы, или от внешней.

Мониторинг мониторинга

Сам мониторинг тоже должен хоть как-то мониториться. Должен быть какой-то внешний кастомный скрипт, который будет проверять, что мониторинг работает нормально. Никому не хочется проснуться от звонка, потому что ваша система мониторинга упала вместе со всем дата-центром, и вам об этом никто не сказал.

Основные инструменты

В современных системах, которые масштабируются, у вас наверняка используется Prometheus, потому что аналогов в принципе нет. Для того, чтобы просматривать удобные графики от Prometheus нужна Grafana, потому что в Prometheus графики так себе. Нужен также какой-то APM. Либо это самописная система на Open Trace, jaeger и или что-то подобное. Но это редко кто делает. В основном используется либо New Relic, либо специфичные системы для стеков, типа Dripstat. Если у вас не одна система мониторинга, не один Zabbix, вам еще нужно понимать, как собирать эти метрики, и как раздавать алерты; кого оповещать, кого поднимать, в каком порядке, к кому какой алерт относится, и что с ним вообще делать.

Теперь по порядку.

Zabbix — не самая удобная система. Есть проблемы с кастомными метриками, особенно, если система масштабируется, и вам нужно определить роли. И хотя можно строить очень кастомные графики, алерты и дашборды, все это не очень неудобно и нединамично. Это статичная система мониторинга.

Prometheus — отличное решение для сборки огромного количества метрик. У него примерно те же возможности, что у Zabbix по кастомным алертам. Можно выводить графики и строить алерты по любым диким сочетаниям нескольких параметров. И это все очень здорово, но очень неудобно смотреть, поэтому к нему добавляется Grafana. Grafana очень красивая. Но сама по себе не очень помогает для мониторинга систем. Зато по ней удобно все читать. Лучше графиков, наверное, и нет.

ELK и Graylog — для сбора логов по событиям в приложении. Может быть полезно для разработчиков, но для подробной аналитики обычно не достаточно.

New Relic — APM, тоже полезный для разработчиков. Есть возможность понять, когда у вас в приложении прямо сейчас что-то идет не так. Понятно, какие из внешних сервисов не очень хорошо работают, или какая из баз медленно отвечает, либо какое системное взаимодействие просаживается.

Читайте также  Заливает свечу на бензопиле что делать

Свой APM — если вы написали свою систему на Open Tracing, zipkin или jaeger, то, наверное, вы знаете, как именно это должно работать, и что именно, и в какой части кода идет не так. New Relic тоже позволяет это понять, но это не всегда удобно.

Заключение

О том какие показатели надо мониторить лучше думать в время проектирования системы, заранее подумать о том какие части системы критичны для ее работы и о том, как проверять их работу.
Алертов не должно быть слишком много, алерты должны быть актуальными. Должно быть сразу понятно, что сломалось и как это чинить.
Чтобы правильно замониторить бизнес-показатели, надо понять как устроены бизнес процессы, что нужно вашим аналитикам, хватает ли инструментов чтобы замерить нужные показатели, и как быстро можно узнать, если что-то пойдет не так.

В следующем посте мы расскажем как правильно спланировать мониторинг современной инфраструктуры, на всех уровнях: на уровнях системы, приложений и бизнеса.

7 заблуждений о системах мониторинга транспорта

Система мониторинга — это дорого

Любое приобретение требует первоначальных инвестиций, так и для установки системы слежения понадобятся вложения. Однако система мониторинга разработана именно для того, чтобы сократить расходы на обслуживание транспорта. В среднем всего за 1,5-2 месяца работы она полностью окупает расходы на покупку. По статистике, 7 из 10 водителей устраивают махинации с корпоративной техникой, а расхождения в расходе топлива достигают 40%.

С помощью системы мониторинга вы можете контролировать все эксплуатационные параметры автомобиля, от пробега и скорости до пристегнутого ремня безопасности и открытия-закрытия дверей. Для спецтехники актуален мониторинг времени работы под нагрузкой — вы можете до минуты отслеживать, когда машина простаивала, а когда и сколько работала под нагрузкой.

Для справки. По статистике «МониторингАвто», примерно 9% топлива можно потерять, если водители грешат так называемыми «левыми» рейсами; еще 11% — это сливы/недоливы; дополнительно 13% уходит на «обналичивание» денег, выданных на заправку; порядка 5% расходов связаны с «подкручиванием» одометра.

Мониторинг — это сложно. После внедрения системы мониторинга у сотрудников компании появляются дополнительные обязанности

Источник фото: monitoring-auto.ru

Современные программы мониторинга интуитивно понятны даже для рядовых сотрудников — в системе есть готовые шаблоны и конструкторы отчетов, а еще ее можно интегрировать с внутренними CRM-системами компаний и 1С.

Если сотрудники компании не могут или не хотят работать с системой, аналитику и подготовку отчетов можно отдать на аутсорсинг специалистам. Многие интеграторы предоставляют услуги по аналитике, но условия могут быть разными. Например, в «МониторингАвто» для этого существует специальный отдел, а за компанией закрепляется персональный менеджер, готовый 24/7 оказывать любую помощь.

«Если обнаруживается слив топлива, то потом многое зависит от человеческого фактора. В нашей практике были случаи, когда после выявления нарушений руководство не принимало никаких мер. С таким подходом, конечно, система мониторинга не может самостоятельно повысить эффективность работы компании. Если же руководитель действительно настроен серьезно, реальные результаты не заставят себя ждать», — поделился Сергей Скнарин, исполнительный директор «МониторингАвто».

Системы мониторинга работают с погрешностями. Они подвержены сбоям в том числе из-за температурных перепадов

Источник фото: monitoring-auto.ru

Здесь необходимо понимать несколько технических моментов.

Любое оборудование имеет погрешность, пусть даже незначительную. Производители электроники, которая изначально установлена в авто, закладывают допустимую погрешность плюс/минус 10%. Датчик уровня топлива, который врезается в бак, дает погрешность 2-5%. При этом терминалы GPS/ГЛОНАСС работают без погрешностей, а отсчет по одометру блока даже зачастую точнее, чем у автомобиля.

Температура редко значительно влияет на показания приборов, если техника находится в стандартных температурных условиях. Если вы работаете при экстремальных температурах, то холод действительно может повлиять на показания прибора, но это учитывается при установке оборудования, и специалист убирает погрешности.

«У нас был случай — устанавливали систему контроля топлива для компании, работающей на Крайнем Севере. Когда машины с мороза заезжали в ангар, топливо нагревалось, и показания начинали сбоить. Проблему решили за несколько часов на программном уровне. Датчики уровня топлива оснащены дополнительными датчиками температуры топлива, и мы просто стали учитывать их показания для аналитики, — рассказал Никита Ларин, руководитель техслужбы «МониторингАвто». — Настройка оборудования и программы под запросы и особенности работы клиента — это задача мониторинговой компании. Некоторые не сообщают об этом своим клиентам или вообще требуют дополнительной оплаты, — не верьте».

Эффективность использования систем мониторинга падает из-за «мертвых» зон покрытия сигнала

Источник фото: monitoring-auto.ru

На территории России и ближайшего зарубежья есть много «мертвых зон», где отсутствует связь. Если бы терминалы мониторинга не работали в них, то эффективность работы была бы низкой. К счастью, это не так!

В городах и пригороде под «мертвыми зонами» подразумеваются длинные тоннели или зоны повышенной секретности, например, территория около московского Кремля или аэропорта Внуково. В таких местах сотовый сигнал может пропадать, но данные все равно пишутся в память терминала и передаются на сервер, как только он выходит на связь.

Для работы в недоступных для сотовой связи местах (как правило, это месторождения и карьеры) используются терминалы мониторинга на основе спутниковой связи, покрытие которых — 100% территории Земли.

Системы мониторинга могут вызывать недовольства у рядовых сотрудников компании

Источник фото: monitoring-auto.ru

Недовольные установкой системы слежения водители — верный признак махинаций и воровства с их стороны. Офисный персонал либо нейтрально относится к нововведению, либо видит в нем возможность оптимизации своей работы и затрат фирмы.

Есть несколько сценариев уведомления сотрудников об установке системы мониторинга:

  1. Когда руководителям нужно найти нарушителей или уже есть подозрения относительно конкретных сотрудников, система устанавливается на транспорт скрытно. После чего в течение одной-двух недель собираются и анализируются данные, составляются отчеты. «Чаще всего после этого мы находим доказательства махинаций. Когда заказывают скрытую установку системы слежения, скорее всего, у руководства уже есть определенные подозрения», — Дарья Кожухова, отдел аналитики.
  2. Уведомляются все сотрудники, им рассказывают о работе системы, обучают правилам безопасности. Важно донести до персонала информацию о том, что система мониторинга никак не нарушает личное пространство водителя, а только регулирует процесс эксплуатации корпоративной техники. А чтобы новые порядки быстрее вошли в привычку, можно, например, награждать премией водителя с самым низким коэффициентом расхода топлива.

Систему мониторинга можно обмануть

Источник фото: monitoring-auto.ru

Систему мониторинга можно только сломать — обмануть не получится. Любая попытка воздействия отражается в программе или заметна при осмотре транспорта. Опытные мастера хорошо знают все возможные уловки недобросовестных водителей: воздействие электрошокером, установка «глушилок» и даже цинковых коробов — никакие действия не останутся незамеченными.

Обойти систему через программу тоже не получится: информация хранится на сервере и в «облаке» долгое время, доступ к ней имеют только руководители.

Все системы мониторинга одинаковы

Источник фото: monitoring-auto.ru

Некоторые компании работают с чужим оборудованием, поэтому иногда у их клиентов возникают проблемы с синхронизацией и ПО, а самое главное, с гарантией. Поэтому лучше всего выбирать поставщика, который одновременно является и разработчиком терминалов. Это не только снизит риск возникновения технических проблем, но и позволит адаптировать ПО под ваши задачи и требования.

Стандартная гарантия составляет 2-3 года, у разработчиков она может быть больше, например, «МониторингАвто» на свои терминалы предоставляет гарантию 5 лет.

Могут различаться и дополнительные услуги. Обратите внимание на те компании, которые осуществляют абонентское и техническое обслуживание в режиме 24/7. Бывают экстренные случаи, например, когда машину угоняют, и тогда нужно действовать быстро.

Система мониторинга позволяет экономить до 38% расходов компании на обслуживание автопарка. Впрочем, вам совсем необязательно верить на слово — в «МониторингАвто» вы можете бесплатно пройти тест-драйв системы мониторинга в течение 1 месяца и сами проверить результаты.

Что такое система мониторинга и контроля?

Елена Филипова, руководитель корпоративного Проектного офиса «Адванта Консалтинг», сертифицированный специалист Project Managment Institute, квалификация Project Managment Professional (PMP), автор книги «С чего начать внедрение проектного управления? Готовая методология контроля проектов организации»

Известно, как не любят всевозможных проверяющих. Для многих контролер – это кто-то в форме, указывающий на ошибки и выписывающий штраф, но никак не делающий жизнь лучше и удобнее. С другой стороны, даже на бытовом уровне понятно, что без должного внимания невозможно обеспечить не только соблюдение правил, но и корректное информирование руководства о текущей ситуации. Соответственно, без правильной информации нельзя своевременно корректировать методы производства и улучшать их. Именно поэтому без контроля невозможно и управление само по себе. Идеальна ситуация, когда мониторинг производится легко и ненавязчиво без вмешательства в работу людей. Но при этом его достаточно, чтобы обеспечить лиц, принимающих решения, качественной и своевременной информацией о статусе производства и создать основу для принятия нужных решений. Баланс между этими категориями найти весьма сложно, но возможно, если применять системный подход к контролю управления проектами.

Фундаментальные уровни контроля КСУП

Читайте также  Как сделать снегоход из бензопилы

Основной вопрос о контроле управления проектами возникает тогда, когда его слишком мало или слишком много. И в том, и в другом случае управление страдает. Если контроля непомерно мало, то успешность результатов слишком нестабильна: каждый проект управляется по-своему, участники проектов в разных командах подчиняются своим собственным правилам, руководству поставляется в разное время разнородная информация, возникают неожиданности и провалы. Если же контроля чересчур много, то движение проектов становится слишком костным: менеджеры проектов не могут быть гибкими, возникает очень много требований к отчетности, руководство завалено избыточной информацией, и несмотря на это нет возможности принимать качественные решения.

При становлении КСУП особенно высок риск достаточно быстрого перехода от первой ситуации ко второй. Я бы сказала, что это самый скорый шаг к уничтожению системы управления проектами. При длительной обкатке КСУП, наблюдении и анализе применяемых инструментов, правильной подготовке персонала можно построить действительно качественную систему контроля. Тогда под присмотром будет то, что на самом деле необходимо выполнять, при этом появится возможность оперативно обрабатывать и своевременно использовать данные.

Подчеркну, что для этого необходимо длительное время, по крайней мере, пара лет. Если же попытаться быстро начать контролировать то, что сотрудники еще не умеют делать, а руководство еще не научилось оценивать и корректно реагировать, тогда вместо пользы можно получить только сизифов труд и головную боль. Но можно ли при низком уровне зрелости проектного управления все-таки создать реально качественную систему контроля? Да, задачей КСУП и является построение такой системы. Важно помнить, что применяемые методы мониторинга и контроля должны соответствовать вашему уровню зрелости, то есть готовности людей, инфраструктуры и методологии.

Удивительно, что не смотря на степень зрелости, возможности инфраструктуры и особенности бизнеса основа такой системы всегда опирается на фундаментальные элементы КСУП. Такими постоянными уровнями контроля являются:

  1. Проект. На этом уровне производятся результаты (продукты и сервисы), поэтому важно контролировать их получение и своевременно реагировать на данные об успехах и проблемах.
  2. Программа. Программы проектов создаются, чтобы использовать совокупность результатов для получения выгод и окупаемости инвестиций. Контроль этого уровня позволяет удерживать в фокусе внимания использование результатов, повышать применимость продуктов и сервисов, усиливать эффекты.
  3. Портфель. Управление портфелем сосредоточено на достижении стратегических целей компании. Контроль важен для повышения капитализации и достижения необходимой ценности бизнеса.

Вот как описывает связь этих элементов PMBoK:

Система мониторинга должна охватывать все три уровня, чтобы можно было связать выполнение конкретного проекта и достижение целей организации. Все данные контроля, необходимые на верхнем уровне, должны декомпозироваться и спускаться до уровня исполнения, а все измерения нижнего уровня должны иметь четкие пути эскалации и понимание возможностей анализа и агрегации на верхние уровни. Только тогда на основании такой системы возникает возможность целостного сквозного управления. Под контролем выполнения проекта и получения его результата нужно иметь ввиду достижение стратегических целей. И наоборот, ставя перед собой стратегическую задачу и отслеживая ее реализацию, вы вынуждены контролировать окупаемость ваших инвестиций, достижение новых выгод и прибыли, а, значит, появление новых продуктов и сервисов.

Подбор инструментов для мониторинга и контроля необходим на каждом уровне. Надо понимать, что с ростом зрелости система будет неизбежно видоизменяться. Будут применяться более профессиональные инструменты, совершенствоваться процессы, выстраиваться более качественное реагирование на данные измерений, могут даже определиться новые органы для осуществления мониторинга и контроля. Но на этапе старта КСУП система еще не может использовать все свои возможности, поэтому важно сосредоточиться на минимально возможном наборе инструментов контроля, который максимально поддерживает все имеющиеся процессы.

При выборе таких инструментов стоит придерживаться некоторых принципов:

  • Контролировать только то, что формально утверждено. Это означает, что прежде, чем требовать от сотрудников выполнения какого-то стандарта, необходимо его утвердить, сделать законом. Уже во время прописывания таких правил отрабатывается множество деталей, разрешаются вопросы, определяется ответственность. Кроме того, все понимают, что и как будет контролироваться, появляется прозрачность управления.
  • Люди должны быть готовы к соблюдению правил. Имеется ввиду, что нельзя контролировать то, что люди не могут или не умеют делать. Чтобы контролировать выполнение, необходимо быть уверенным в том, что исполнители понимают способы производства, знакомы с инструментами и имеют необходимые навыки. Если это необходимо, то контролю должно предшествовать обучение.
  • Контроль не должен быть ради контроля. Данные мониторинга необходимо уметь обрабатывать и доставлять на уровень, который уполномочен принимать решения. Если по результатам контроля никто никаких решений не принимает, то такая деятельность бесполезна и даже вредит организации, отнимая время.
  • Строгость контроля обратно пропорциональна времени использования правил. То есть чем дольше сотрудники применяют то или иное правило, тем более строго необходимо требовать его выполнение. И наоборот: чем меньше используется правило, тем менее строго нужно его оценивать.

Во второй части публикации мы дадим рекомендации, как подготовить стартовый набор инструментов, который бы запускал корректные процессы контроля в организации. И заострим внимание на том, что подлежит контролю на каждом уровне управления.

Держать всё под контролем: сравнение систем мониторинга

Рассказывает Светлана Попова

Чем активнее развиваются IT-технологии в отдельно взятой компании, тем отчётливее становятся видны круги под глазами у сисадминов, которым приходится контролировать всё больше процессов и следить за здоровьем всё большего количества систем.

Задачу здорово облегчают инструменты мониторинга: условный Zabbix следит за инфраструктурой, а какой-нибудь 24×7 не даёт потерять клиентов в интернет-магазине.

Правда, в какой-то момент приходится с сожалением признать: мониторинга в вашей жизни стало слишком много. Причём «много» относится как к объёму однотипных средств, так и к их ассортименту, направленному на решение всевозможных задач.

FBS , Санкт-Петербург , По итогам собеседования

Системы зонтичного мониторинга и управления событиями вывели мониторинг на принципиально новый уровень. Сравнивать их с нишевыми решениями не совсем корректно — они решают разные задачи, но переход к «зонтикам» определённо level-up для компании. Подобное ПО позволяет упростить работу технических специалистов за счёт создания единой системы управления IT-службой, включающей и поиск взаимосвязей между событиями, сгенерированными в системах разных типов, и прозрачную логику управления, и автоматизацию действий.

Зонтичных систем на рынке не так много, как, например, инструментов web-мониторинга, но сравнить есть что. Другой вопрос — как: помимо общих данных и каких-то отличительных особенностей каждого ПО, можно наметить внятные параметры оценки. Кстати, некоторые из них — например, поиск первопричин — можно встретить и в нишевых инструментах. Но касается это только продвинутых и мощных решений, а для зонтичного мониторинга подобные функции — что-то вроде обязательной программы.
Общие критерии сравнения выглядят примерно так:

  • Способ установления связей между элементами. Здесь есть три варианта: ресурсно-сервисная модель, машинное обучение или всё вместе. Большинство систем выбирают машинное обучение (из представленных ниже продуктов только два имеют ресурсно-сервисную модель). Ресурсно-сервисная модель исключает неточности, связи отличаются чёткостью, но требует определённых усилий при первоначальной установке. При машинном обучении остаётся риск ошибки, а эффективно оно тогда, когда есть существенная статистика.
  • Создание правил. Вещь незаменимая для приоритизации задач, и чем правила сложнее, тем больше открывается возможностей.
  • Сложная аналитика (предсказания и постанализ). Предсказания сбоев, кажется, в дополнительных комментариях не нуждаются – предотвратить всегда лучше, чем исправлять.
  • Шкала времени. Функция, которая встречается нечасто, но полезна тем, что позволяет вывести на экран инциденты с привязкой ко времени.
  • Поиск первопричин. Возможность, которая позволяет 100 инцидентов превратить в 1 и устранить реальную проблему, а не её симптомы.
  • Управление IT-службой. Создание рабочих групп и распределение зон ответственности — очень хорошо; возможность тонкой настройки и множество внутренних инструментов для взаимодействия — идеально.
  • Охват. Полностью срабатывает постулат «чем больше, тем лучше». Чем больше видов мониторинга и конкретных инструментов можно собрать под зонтиком, тем выше эффективность работы.

С критериями определились, можно переходить к делу.

Система выделяется на фоне прочих как раз наличием ресурсно-сервисной модели. Представляет собой эдакий конструктор со множеством модулей, покрывающих всевозможные задачи. А вот внешние интеграции не предусмотрены, что в каком-то смысле делает пользователя заложником системы. Требуется новая функция? Будьте любезны, приобретите новый модуль. Вместе с тем клиенты отмечают приличную функциональность и удобство интерфейса. В некоторых случаях недовольство вызывает работа техподдержки: в ответ на клиентский запрос компания может предложить обновить уровни поддержки. «Мы не обязаны переходить на премиальный план, чтобы получить ответ на вопрос», – вполне обоснованно негодуют пользователи.

Читайте также  Как сделать щепорез своими руками

IBM Tivoli

«Мощный и дорогой», – говорят одни. «Старая рабочая лошадка», – утверждают другие. Правы все: цена системы действительно высока, но в функциональности и надёжности ей не откажешь. Клиентам предоставляется свобода выбора: при желании можно использовать и внутренние модули, и внешние системы. Кстати, модули могут быть доработаны под требования заказчиков.

BigPanda

Одним из главных плюсов BigPanda являются открытые API, которые позволяют интегрироваться со множеством внешних систем. Продукт достаточно стабилен и надёжен, хотя некоторые пользователи замечали определённые задержки во время крупномасштабных инцидентов. Настройка относительно проста, а интерфейс понятен.

Работа технической поддержки, по мнению клиентов, достойна отдельных слов: специалисты отзывчивы к проблемам, активно взаимодействуют с заказчиком и проявляют гибкость к его требованиям.

Сервис-монитор

Отечественный продукт и вторая в списке система, имеющая ресурсно-сервисную модель. Придерживается политики максимальных внешних интеграций: заказчик может не только интегрироваться через существующие коннекторы (что важно – с бесплатным ПО), но и под заказ получить нужные, если их нет. Предлагает пользователям бесплатный пакет, что безусловно плюс. А вот отсутствие дашбордов в век визуализации и наглядности очки у продукта отнимает. Компания предоставляет услуги по внедрению и технической поддержке.

Pagerduty

Система держит курс на развитие BI-мониторинга. Отличается гибкостью и надёжностью, имеет обширные возможности внешних интеграций и внушительную библиотеку документации, которую пользователи называют «фантастической». На её изучение может уйти немало времени: первоначальные настройки часто кажутся совсем не «интуитивно понятными». Но клиенты утверждают, что только первые шаги трудные, дальнейшая же работа с инструментами не представляет сложности.

Monitis

Своим преимуществом Monitis считает простоту и наглядность. И это чистая правда. Однако достигается этот эффект за счёт упрощения функциональности: например, правила формируются на основе шаблонов с ограничением сложности.

Система больше заточена под web-мониторинг и со своими задачами справляется хорошо, но пользователи хотели бы видеть более расширенную функциональность – например, возможность глубокой аналитики. В сравнении с некоторыми конкурентами, имеющими больший функциональный потенциал, стоимость Monitis кажется завышенной.

редоставляет возможность бесплатного использования в течение 15 дней.

Zidium

Ещё один российский аналог, но в сравнении с конкурентами кажется очень уж примитивным – нет некоторых важных функций, интерфейс упрощен, охватывает далеко не все типы мониторинга. Строго говоря, основной функцией Zidium является мониторинг сайтов и приложений, хотя инфраструктурный мониторинг тоже выполняется. Предлагает заказчикам несколько вариантов: установку на своём сервере, бесплатный тариф с лимитами и развёртывание на оборудовании клиента.

И отдельно — об охвате:

Хинт для программистов: если зарегистрируетесь на соревнования Huawei Cup, то бесплатно получите доступ к онлайн-школе для участников. Можно прокачаться по разным навыкам и выиграть призы в самом соревновании.

Перейти к регистрации

Виды современных систем спутникового мониторинга транспорта

Спутниковый мониторинг транспорта получил широкое распространение благодаря возможности оптимизировать затраты и повысить эффективность работы автомобилей. Системы отслеживания повышают ответственность и уровень дисциплины водителей, сокращая переменные расходы на топливо.

Система мониторинга транспорта отражает следующие показатели: скорость и направление движения, момент остановки, включения зажигания и прочее. Рассмотрим виды спутникового мониторинга авто.

Системы мониторинга транспорта – составляющие элементы:

– ГЛОНАСС/GPS трекер – устанавливается на автомобиле, получает сведения координат от спутников, которые передаются на сервер. Терминал предоставляет полную информацию о местоположении объекта. Полученные сведения передаются через сети GSM, посредством установленной в нём сим-карты.

– Программно-аппаратный комплекс – своеобразный серверный центр, который отвечает за поступление, переработку, анализ и хранение полученных данных;

программный терминал – работает в режиме онлайн, принимает все сведения, передаваемые центральным сервером.

Разработка видов систем мониторинга зависит от прогресса в таких областях:

– спутниковые системы ГЛОНАСС/GPS;

– системы радиосвязи;

– ГИС;

– оборудование для мониторинга транспорта;

Виды популярных систем отслеживания

Системы спутникового мониторинга автотранспорта – какую выбрать?

Аналитическая компания Berg Insight провела анализ деятельности рынка спутникового мониторинга грузового транспорта. По мнению экспертов компании, Россию и страны СНГ в ближайшие пару лет ждет внушительное развитие сферы телематических услуг.

Спутниковый мониторинг грузового транспорта установлен на более чем 2,5 миллионов людей. При этом среднегодовой темп роста популярности данной услуги увеличивается на 22,2%. Таким образом, к 2017 году количество использующих спутниковый мониторинг увеличится до 6 миллионов.

Рынок систем отслеживания насчитывает сразу несколько ведущих поставщиков услуги, одним из которых является компания Gurtam. Компания зарекомендовала себя, как надежного поставщика, подкрепив качество услуг десятилетним стажем работы.

Gurtam признан лидером в своей отросли, деятельность более 400 000 автомобилей беспрерывно отслеживается компанией. Компания обеспечивает постоянный контроль над местоположением транспорта и постоянную связь с объектом.

Важными поставщиками услуги является турецкая компания Arvento Mobile Systems и российская компания Техноком. Спутниковый мониторинг транспортных средств используется не только на внутреннем рынке, но и на территории стран Восточной Европы.

Системы мониторинга компаний обрабатывают информацию о времени водителя в пути, скоростных режимах, времени работы оборудования, информация о заправке и сливе топлива. Спутниковый мониторинг автотранспорта защищает машину от угона. Непрерывное поступление данных позволяет мгновенно реагировать на любые нарушения или попытки несанкционированного доступа к ТС.

К числу популярных компаний спутникового мониторинга так же относятся следующие:

– Omnicomm;

– Антор;

– Ритм;

– Автоскан;

– Форт-Телеком;

– Спэйс Тим;

– Галилео Скай;

– Глосав.

Основные задачи, решаемые комплексом ГЛОНАСС/GPS мониторинга являются:

для грузоперевозок – отслеживается пробег, скоростной режим, контроль расхода топлива, контроль соблюдения маршрута и прочее;

для строительных компаний – контроль работы или состояния различных механизмов транспорта;

для сельскохозяйственных организаций – основным критерием является контроль использования топлива, технологической скорости;

речной и морской транспорт – координация перемещения буксиров, катеров, плавучих кранов.

Существуют следующие виды схем, по которым работает система:

базовая – терминалы передают полученные сведения на главный сервер с использованием сети интернет. Наиболее бюджетный и простой спутниковый мониторинг автомобилей;

– схема 2 – используется в случаях, когда необходима высокая защита данных. При ее организации все компоненты системы находятся в контролируемой сети. Для передачи данных не используются интернет, альтернативой служит оператор мобильной связи или физически выделенный канал;

схема 3 – используется для транспорта, который совершает рейсы в зоны, где нет GSM-покрытия. Данные передаются через интернет. Терминалы собирают детальную информацию о деятельности автомобиля в течение всего пути. Во время выхода в зону Wi-fi, системы передает накопленные сведения на сервер;

– схема 4 – используется в тех случаях, когда нет инфраструктуры (интернета, покрытия сотовых операторов и прочее). GSM система мониторинга автотранспорта накапливает данные и передает их на локальный сервер, откуда они транслируются в офис клиента, предоставляю полную информацию о работе автомобиля.

На что следует опираться при выборе системы?

Системы спутникового мониторинга автотранспорта имеет существенные различия между собой. Некоторые из них обладают теми функциями, которых лишены другие. И наоборот. Поэтому при выборе рекомендуется опираться на критично важные аспекты, которые необходимо контролировать.

Спецтехника ориентируется на показатели контроля заправки и слива топлива. Компании-перевозчики делают акцент на показателях пробега и направления движения транспорта.

Критерием выбора так же является стоимость системы. Низкая цена является показателем низкого качества и наличием недоработок. Но и высокая стоимость не может гарантировать высокую эффективность.

Преимущества использования спутникового gsm мониторинга транспортных средств от компании “Ставтрэк”:

1) увеличение эффективности работы транспорта;

2) более высокий уровень безопасности в дороге;

3) оптимизация маршрутов;

4) предотвращение нецелевого использования машин;

5) снижение риска опоздания при доставке груза;

6) сокращение пробега в среднем на 27%;

7) сокращение телефонных разговоров между водителем и диспетчером на 45%;

8) сокращение простоя в автопарке на 9%;

9) контроль выполненных работ;

10) контроль движения и остановок;

11) регулярное обновление программного обеспечения;

12) контроль стиля вождения;

13) отображение технического состояния транспорта;

14) ведение журнала каждой поездки;

15) контроль времени на выгрузку груза;

16) отчет о тревожных событиях;

17) отображение всех данных на карте в режиме реального времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: