Грейфер что это такое

Грейфер что это такое

Эти машины широко применяется на складах сыпучих материалов, в портах, железно-дорожном транспорте, литейных в качестве грузозахватного сосуда кранов — кабельных, поворотных, портальных, мостовых и т. д. На основе экспериментальных исследований разработаны таблицы, дающие возможность почти для всех видов сыпучих материалов определить необходимый вес грейфера, средний вес захватываемого за один прием материала и общую нагрузку на кран. Существующие многочисленные конструкции которые могут быть разделены на 4 группы:

  • одноканатные,
  • двухканатные,
  • моторные,
  • специальные.

Одноканатные грейферы

Одноканатными принято называть такие машины, у которых оба рабочих движения (подъем или спуск, закрывание или раскрытие) осуществляются одним тяговым органом, преимущественно канатом. Одноканатные по конструкции могут быть автоматическими (с колоколом) или с ручным управлением при раскрытии.

В настоящее время одноканатные автоматические (с колоколом) в виду сложности конструкции не применяются.

На рис. 1 изображен одноканатный грейфер Гинстальмоста. Грейферы состоит из челюстей а, средней траверсы б, верхней траверсы в и траверсы для челюстей е.

Траверса б направляется штангой. В траверсе г установлены защелки. Грейфер подвешивается к крюку крана посредством специальной траверсы д. Для плавного раскрывания служит масляный тормоз е, связанный с траверсой в и челюстями а. В закрытом положении — траверса г сомкнута с траверсой б (рис. 2, В). Если потянуть за канат к, то рычаги М и N примут положение, показанное пунктиром. Скошенные опорные поверхности защелок р под действием собственного веса соскальзывают с траверсы г, последняя опускается, и грейфер раскрывается. При опускании его на материал траверса крюка д, а вместе с ней и траверса б опускаются до тех пор, пока последняя не достигнет положения а (рис. 2, Б). Защелки переходят из положения I в положение II, и рычаг N под влиянием собственного веса падает в промежуток между обеими защелками, принимая прежнее положение (рис. 2, А); траверса г смыкается с траверсой б, и при дальнейшем подъеме крюка грейфер закрывается.

Скорость раскрывания и закрывания челюстей регулируется масляным тормозом (рис. 3), который представляет цилиндр с полостями А и В, соединенными между собой вентилем, регулирующим пропуск масла. При открывании масло из А переходит в В через вентиль L, регулируемый помощью установочного винта. Пружина R (рис. 2, В) удерживает рычаг в его положении и только усилием каната к она может быть сжата и защелки р разомкнуты.

Одноканатные целесообразно применять там, где одно и то же перегрузочное устройство должно быть использовано для перегрузки как сыпучих материалов, так и штучных грузов. Это имеет место в литейных, на строительных площадках, в шлаковых канавах при очистке паровозов и т. д.

Двухканатные грейферы

У двухканатных операции подъема выполняются одной группой канатов, называемых подъемными, или удерживающими, а раскрытие и закрытие осуществляется другой группой канатов, называемых замыкающими. Обычные подвешены к грузоподъемному устройству на 4 ветвях ( 2 ветви замыкающего и 2 ветви подъемного каната); встречаются подвешенные на трех ветвях (2 ветви подъемного и одна замыкающего каната). Из двухканатных наибольшее распространение получил грейферы тира Демаг (рис. 4).

Грейфер состоит из следующих элементов

  1. верхняя неподвижная траверса — клепаная или сварная коробка, в которой укреплены на осях верхние блоки полиспаста замыкающего каната;
  2. нижняя подвижная траверса — клепаная или сварная коробка с нижними блоками полиспаста замыкания;
  3. челюсти с режущими кромками;
  4. скелет грейфера — 4 наклонных тяги, скрепляющие челюсти с верхней траверсой;
  5. замыкающий и подъемные канаты.

Основные недостатки машины типа Демаг — невыгодное положение центра тяжести, большие габаритные размеры и сложность монтажа.

Принцип работы двухканатных заключается в следующем.

Каждая группа канатов навивается на два отдельных барабана лебедки. Для раскрытия необходимо затормозить барабан подъема, а барабан замыкания вращать в сторону сматывания каната; в силу этого средняя траверса (подвижная) под влиянием собственного веса опускается, и челюсти раскрываются. При замыкании барабан замыкания вращается в обратную сторону, канаты же подъема неподвижны. Подъем производится при одновременной работе обеих групп канатов. Двухканатный находит широкое применение при непрерывной перегрузке массовых грузов. Недостаток, общий для всех двухканатных, требующих специальной двухбарабанной лебедки, оправдывается рентабельностью работы этих грейферов, являющихся по конструкции более простыми, чем одноканатные, и более надежными в работе.

Моторные грейферы

У моторных закрытие и раскрытие челюстей осуществляется тяговым органом (цепью или канатом), приводимым в движение электромотором, установленным на раме.

Достоинства моторных следующие:

  1. независимость в процессе замыкания от лебедки крана, в виду чего моторный можно подвешивать к крюку любого крана;
  2. моторный может раскрываться не на полную величину раскрытия, что имеет значение там, где не требуется полной разгрузки (литейные и т. д.);
  3. при замыкании челюстей моторного отсутствует вертикально направленная сила тягового каната, присущая двухканатным, вследствие чего замыкание грейфера происходит лучше.

Недостатки моторного грейфера

  1. большой мертвый вес;
  2. сложность конструкции и в связи с этим сравнительно большая стоимость;
  3. по условиям подвода тока моторный не может быть использован на больших расстояниях (складах);
  4. невозможность быстрого опускания, отсюда не всегда достаточное погружение в материал.

Вследствие указанных недостатков моторный особо широкого распространения не получил. Емкость моторных не превышает 3 м3.

Специальные грейферы

имеют особые формы челюстей в зависимости от условий работы. Многочелюстной грейфер «Полип» для перегрузки кускового материала (рис. 13) состоит из шести челюстей и головки. Связь головки с челюстями осуществлена тягами и замыкающим канатом. Независимость движения каждой челюсти достигается наличием ролика в каждой челюсти, непосредственно связанной с головкой. Равномерное распределение усилий в челюстях достигается тем, что замыкающий канат последовательно огибает ролики головки и челюстей и проходит через уравнительные ролики. Ролики головки расположены в виде звездочки. Внешнее движение челюстей ограничено кольцами. Ролики челюстей защищены обоймами. Механизм весь сварной, тяги состоят из уголков.

Другие конструкции грейфера

характеризуются обтекаемой формой челюстей для уменьшения трения зачерпываемого материала о стенки. Это ведет к понижению замыкающего усилия и при определенной нагрузке крана дает возможность увеличить полезную емкость . Центр тяжести делают ниже для увеличения устойчивости в раскрытом состоянии, увеличивают так же раскрытие челюстей и длину хода режущих кромок. Челюсти тщательно отделывают (грунтовка перед окраской). Уменьшают собственный вес челюстей, элементов полиспаста и траверс путем применения особых прокатных профилей (ребер, коробчатых сечений). Применяют специальные легкие сплавы; оси и валы термически обрабатывают; втулки изготовляют из высококачественных бронз и чугунных сплавов твердостью 500 по Бринелю.

Для уменьшения износа тросов полиспаста отношение диаметра ролика к диаметру каната принимают равным 30-40, а при цепях диаметр ролика берется больше 20 толщин цепного железа. Для определения рациональной конструкции служит ряд параметров, составляющих характеристику грейфера.

Наиболее существенным параметром является усилие зарывания, определяемое помощью кривой зачерпывания. С достаточной для практической целей точностью усилие зарывания может быть определено путем вычисления отношения между натяжением замыкающего каната и горизонтальным усилием на кромках челюстей. Это отношение называется передаточным числом. Для удовлетворительной работы передаточное число его должно лежать в пределах:

Перегрузка угля, песка и легко воспламеняющихся материалов 0,9—0,4
Перегрузка дробленого камня и кускового материала 1,2—0,7
Легкие экскавационные работы 1,3—1,0
Тяжелые экскавационные работы 1,5—1,2
Перегрузка тяжелой руды 2,0—1,3

Чтобы сравнить два грейфера и выбрать наилучший, необходимо сопоставить их характеристики. Это делается так: вычисляется передаточное число для различных положений замыкания и строится кривая зачерпывания (замыкания челюстей). Для построения кривой зачерпывания рекомендуется следующее: начиная от нуля (наибольшее раскрытие челюстей), умножают передаточное число на расстояния, пройденные вершинами кромок челюстей от нуля до этой точки. Полученные величины дадут глубины погружения челюстей в материал в различные моменты. По этим ординатам строится кривая зачерпывания. Она дает возможность судить о степени наполнения грейфера.

Грейферы. Устройство и работа.

Для производства дорожно-строительных работ, с применением экскаваторов и другой дорожной техники, используется специализированное навесное оборудование, одним из которых являются грейферы (Г).

Они применяются в строительстве, как для перемещения сыпучих грузов различной крупности, так и для копания углублений в грунте, таких как канавы, траншеи, глубокие колодцы и котлованы.

Работа Г для перемещения сыпучих грузов осуществляется на гибкой подвеске и заключается в следующих операциях: захват груза, подъём Г с грузом, перемещение его на небольшое расстояние и разгрузка.

Для процесса копания, грейферы жёстко шарнирно подвешивается на стреле экскаватора, что даёт возможность создания давления на грунт при его захвате челюстями (Ч).

Классификация

Разделяются на канатные и приводные.

Канатные Грейферы.

Грейферы бывают одноканатные и многоканатные.

В одноканатных Г, его подъём с грузом, и замыкание Ч осуществляется с помощью одного каната, закреплённого на грейферной лебёдке подъёмного устройства.

В двухканатных Г, один канат используется для его подъёма, а другой для замыкания и размыкания Ч.

В трёхканатных Г один канат используется для его подъёма, а два других, для работы Ч.

В четырёхкантных Г, два каната применяются для его подъёма, а два остальных, для работы Ч.

Приводные (моторные)

Приводные Грейферы, в зависимости от привода работы Ч, подразделяются на: электромеханические, гидравлические, пневматические и электромагнитные.

Рабочие органы Г, в зависимости от назначения, могут быть ковшеобразными, клещеобразными и вильчатыми. Клещеобразные применяются для погрузки предметов цилиндрической формы, а вильчатые, применяются в сельском хозяйстве.

Электромеханический привод работы Ч состоит из электродвигателя, редуктора и канатной системы поворота, для замыкания и раскрытия Ч.

Гидравлический привод состоит из гидроцилиндров (г/ц), которые получают давление от системы гидравлического бака с насосом и системы рычагов, на осях соединённых с Ч.

Пневматический привод состоит из пневматических цилиндров и системы рычагов, шарнирно соединённых с Ч.

Электромагнитный Г выполнен также как электромеханический с дополнительным оснащением его электромагнитами, для удержания стального насыпного груза.

Читайте также  Как очистить отработанное масло

Кинематические схемы устройства грейферов представлены на рис.1.

Рис.1а. На канате 5, один конец которого закреплён на одном из барабанов лебёдки грузоподъёмного устройства, а на другом, подвешена траверза 4, с которой шарнирно связаны тяги 2 и 7, которые, в свою очередь, так же связаны с Ч 1 и 8. Ч осями соединены между собой с помощью тяги 3, закреплённой на канате 6.

Когда Г подвешен на канате 5, канат 6 ослаблен и его Ч под действием собственного веса раскрыты, он опускается на насыпной грунт.

Затем, второй барабан лебёдки грузоподъёмного устройства, натягивает канат 6, Ч замыкаются и захватывают сыпучий грунт. Замкнутые Ч образуют объёмную чашу с грузом, которая готова к перемещению к месту разгрузки.

Над местом разгрузки, канат 6 ослабляют, Ч раскрываются и груз высыпается. Раздельное управление Ч и механизмом подъёма осуществляется с помощью грейферной лебёдки, у которой канаты 5 и6 наматываются на два разных барабана. Такой привод Г называю двухканатным.

Рис.1б. В этой схеме Ч 1 и 8, шарнирно соединяются с помощью звеньев 9 и 10. Все четыре звена образуют замкнутый симметричный четырёхзвенный ромбовидный механизм. Центральный шарнир А закреплён на канате 5, а замыкающий канат 6 перекинутый через блоки 11 и 12, служит для замыкания Ч. Раскрытие Ч происходит от собственного веса, а закрытие с помощью системы полиспаста. Эта система Г работает от разных барабанов грейферной лебёдки и также называется двухканатной.

Рис.1в. В этой схеме, Г подвешен на одном несущем канате, а сведение и разведение Ч осуществляется специальным приводом, закреплённом на траверзе 4. Привод содержит электродвигатель, зубчатое зацепление, состоящее из колёс 9,14, 15, замыкающих Ч. Такая схема называется одноканатной.

Рис.1г. В этой схеме Ч 18 шарнирно закреплены на траверзе 17 и поворачиваются с помощью г/ц 16, которые подвешены на канате 13. Эта система состоящая из г/ц и звена 18, по отношению к траверзе 17, образует кулисно- коромысловый механизм.

Рис.1д. По этой схеме, выполнен многочелюстной Г, который управляется одним г/ц 20. Ч 23, 24, 25 шарнирно связаны с траверзой 19, которая подвешена на канате 13 с помощью тяг 2, 7 и 21. Ч шарнирно связаны общим звеном 22, которое управляется с помощью г/ц 20.

Устройство и работа Г.

Особое место занимают Г, на осях, жёстко закреплённые на стреле экскаватора с гидравлическим приводом. Такие Г применяются при разработке плотных грунтов при копании, что обеспечивает возможность создания давление на грунт, для эффективного внедрения в него Ч.

Оборудование Г закреплённого на составной стреле экскаватора представлено на рис. 2, и содержит: стрелу экскаватора 1, г/ц 2 и 8, рукоять экскаватора 3, блок подвески 4, устройство разворота ковша 5, шланги высокого давления 6 и 7, г/ц 8, ползун 9, тяги 10 и 14, ковш 11, оси 12, тяги 13.

Устройство разворота 5 предназначено для поворота вокруг вертикальной оси ковша 11, а г/ц 8 предназначен для размыкания и смыкания Ч. Поворот может быть на 360О или вообще отсутствовать. Устройство разворота 5 представляет собой г/ц с двумя бесштоковыми полостями и зубчатой рейкой между ними, в качестве штока.

При подаче рабочей жидкости в одну из полостей, зубчатая рейка, находящаяся в зацеплении с шестернёй, жестко закреплённой на г/ц 8, поворачивает его и, соответственно, поворачивает ковш.

Эта операция применяется для нужной установки его в плане, при ведении земляных работ с точной геометрией размещения углублений в грунте

Для замыкания и размыкания Ч масло под давлением подаётся в штоковую или в бесштоковую полости г/ц 8. Его шток перемещает ползун 9 и, с помощью тяг 10, поворачивает Ч вокруг осей 12, при выдвижении штока Ч замыкаются, а при втягивании его, размыкаются.

Г/ц 2 служит для создания давления на поверхность грунта с помощью рукояти экскаватора 3.

При применении экскаватора с моноблочной стрелой используется подвеска ковша Г показанная на рис. 3.

Она состоит из: подвески 1, кронштейна 2, стойки 3, г/ц 4, тяг 5, челюстей ковша 6 и7, пальцев 8, 10,11, 12, 13, пальца 9, сферического подшипника 14.

Эта подвеска Г также может поворачиваться вокруг вертикальной оси, с помощью механизма поворота, установленного на моноблочной стреле экскаватора.

К верхней части кронштейна 2, на осях смонтированы проушины г/ц 4, а вилки их штоков, на осях связаны с Ч ковша 6 и 7. Для синхронизации скоростей поворота Ч, применяются тяги 5, которые шарнирно связаны с Ч и друг с другом.

При выдвижении штоков г/ц, Ч замыкаются, внедряясь в грунт, а при втягивании штоков, после перемещения груза, размыкаются, высыпая перенесённый грунт. Давление на грунт, в вертикальной плоскости в процессе внедрения Ч, создаёт г/ц поворота моноблочной стрелы экскаватора, закреплённый на ней и на раме экскаватора.

Грейферы всех видов изготавливаются отечественными заводами в комплекте с основной продукцией, экскаваторами, мостовыми и стреловыми кранами и в качестве отдельно поставляемого навесного оборудования.

Основные отечественные заводы по производству грейферов :

Златоустовский экскаваторный завод (ЗЛАТЭКС);

Тверской экскаватор (ТВЭКС);

Красноармейский судоремонтный завод (КСРЗ);

Пышминский завод ПТО (ПЗ ПТО);

Сухоложский крановый завод (СКЗ);

Уральский крановый завод (УРАЛ КОМПЛЕКТ).

Если вы хотите прочитать про центрифуги, переходите по ссылке.

Грейфер что это такое

Грейфер (нем. Greifer, от greifen — xватать) — грузозахватное приспособление грузоподъёмных кранов, погрузчиков и монорельсовых тележек для сыпучих материалов, скрапа и стружки, крупнокусковых каменных и волокнистых материалов, а также длинномерных лесоматериалов.

Описание

Устройство представляет собой приспособление, представляющее большой железный черпак, прицепляемый к грузоподъемному крану и служащий для захватывания и выгрузки поднимаемого краном материала — песка, земли, горных пород, лома металлов.

Грейферы также являются рабочим оборудованием механических и гидравлических экскаваторов и применяются при разработке грунтов ниже и выше уровня его стоянки, а также некоторых других видов работ — рытья глубоких котлованов, очистки прудов и каналов.

Параметры

В значение грузоподъёмности крана (обозначается «Q«), оборудованного грейфером включены массы груза и грейфера. От соотношения этих масс зависит зачерпывающая способность грейфера. В связи с этим перегружаемые грейфером сыпучие грузы разделены по насыпной плотности на следующие группы:

Грузоподъёмность грейфера определяется взвешиванием материала после пробного зачерпывания, производимого владельцем грейфера перед применением для перевалки груза данного вида (марки, сорта). Пробное зачерпывание производится с горизонтальной поверхности свеженасыпанного грунта. Канаты грейфера должны быть защищены от перетирания материалом, захватываемым грейфером.

Блоки грейфера располагаются и выполняются таким образом, чтобы исключалось самопроизвольное его раскрытие и выпадение канатов из желобка блока.

Классификация

  • Канатными:
  • Одноканатный.
  • Двухканатный и разновидности: четырёхканатный и подгребающий.
    • Грейфер с жёстким подвесом.
  • Приводной (моторный).
  • Двух- и многочелюстные.

    Канатные грейферы

    Одноканатный грейфер

    Одноканатные грейферы являются сменными грузозахватными приспособлениями и могут быть навешены на крюковую обойму любого крана соответствующей грузоподъёмности. Канат грейфера этого типа одновременно является подъёмным и замыкающим. Основная конструктивная особенность — наличие замка, соединяющего обойму с траверсой. Обойма и траверса могут быть выполнены с блоками полиспаста. Вместимость данного типа грейферов от 0,5 м³ до 2,0 м³.

    Принцип работы

    Далее перечислены этапы рабочего цикла одноканатного грейфера.

  • Исходное положение: грейфер открыт и висит на канате, обойма и головка приближены, замок открыт.
  • Опускание грейфера на груз: грейфер открыт, лебёдка работает на спуск.
  • Срабатывание замка: грейфер опущен на груз, лебёдка работает на спуск, обойма опускается вниз и с помощью замка соединяется с траверсой.
  • Зачерпывание груза и подъём грейфера: лебёдка работает на подъём; с помощью каната обойма сближается с головкой, челюсти поворачиваются, их кромки внедряются в груз и зачерпывают его; после закрытия грейфер вместе с грузом поднимается канатом.
  • Разгрузка гружёного грейфера: гружёный грейфер опускается на грунт; канат натянут; при помощи тросика размыкается замок, лебёдка работает на подъём, нижняя обойма поднимается к головке до упора в неё; грейфер поднимается и открывается под действием силы тяжести груза и челюстей. Открытый грейфер зависает на канате. Грейфер может быть открыт и в подвешенном состоянии, но при этом возникают сильные удары челюстей об упоры, ограничивающие их раскрытие.

    Достоинства и недостатки

    • быстрая смена;
    • возможность работы на любом кране.
    • сильные удары об упоры при раскрытии челюстей;
    • уменьшение высоты подъёма (из-за того, что длина выбираемого из полиспаста каната достигает 2,5 м);
    • ручное управление раскрытием челюстей грейфера.

    Двухканатный

    Устройство

    Двухканатный грейфер имеет челюсти, которые шарнирно соединены с нижней траверсой и с помощью тяг с головкой. Подъёмный канат, который закреплён на головке предназначен для подъёма и опускания грейфера с помощью подъёмной лебёдки. Замыкающий канат, соединённый с нижней траверсой, который проходит через отверстие в головке и закрепляется на барабане замыкающей лебёдки. Этот канат предназначен для открывания и закрывания челюстей грейфера. Для увеличения усилий резания на кромках челюстей и лучшего зачерпывания материала замыкающий канат запасовывают в полиспаст, обоймы с блоками которого закреплены на нижней траверсе и головке. Лебёдки имеют независимое управление.

    • По типу привода различают лебёдки двухканатных грейферов с одномоторным и двухмоторным приводом. У одномоторной грейферной лебёдки оба барабана обслуживаются одним двигателем и приводятся в движение при помощи муфт. У двухмоторной каждый из барабанов в движение приводится отдельным двигателем.

    Чертёж № 1

    Принцип работы

    • Рабочий цикл двухканатного грейфера включает следующие операции:
  • Исходное положение (чертёж № 1): грейфер открыт и подвешен на подъёмном канате, замыкающий канат ослаблен, обе лебёдки заторможены.
  • Опускание грейфера на груз (чертёж № 1): грейфер открыт, обе лебёдки работают на спуск.
  • Зачерпывание (на чертёже № 2) груза: грейфер касается поверхности груза, подъёмный канат ослаблен и его лебёдка заторможена. Замыкающая лебёдка включается на подъём и головка с траверсой сближаются, челюсти поворачиваются относительно шарниров траверсы, и их кромки внедряются в груз. Чертёж № 3
    Читайте также  Tier 1 что это

    Если продолжать работать замыкающей лебёдкой после закрывания челюстей, то грейфер вместе с грузом будет подниматься на одном замыкающем канате, который при этом будет перегружен. Подъём грейфера на одном замыкающем канате запрещён, так как это приводит к быстрому изнашиванию каната.

  • Подъём грейфера (на чертёже № 3) с грузом: в момент окончания закрывания челюстей грейфера включается подъёмная лебёдка. Обе лебёдки работают на подъём, и усилия в подъёмном и замыкающем канатах выравниваются.
  • Разгрузка (чертёж № 4) гружёного грейфера: замыкающая лебёдка работает на спуск, при этом нижняя траверса под действием силы тяжести груза и челюстей отходит от головки. Челюсти раскрываются, и груз высыпается.

    Для исключения перегрузки замыкающего каната применяют полуавтоматическое управление грейфером, при котором в момент закрывания челюстей автоматически включается подъёмная лебёдка. Вместимость грейферов от 2 м³ до 20 м³. Управление канатами и обеспечение их натяжений и скоростей, необходимых для нормальной работы грейфера, осуществляется грейферными лебёдками.

    Достоинства и недостатки

    • Основные достоинства — автоматическая работа и большая производительность.
    • Недостатки — необходимость иметь две лебёдки и невозможность быстрой замены грейфера другим грузозахватным устройством.

    Четырёхканатный грейфер

    Двухканатные грейферы могут быть снабжены двумя, тремя или четырьмя канатами, но принцип действия остаётся неизменным. Четырёхканатные грейферы относятся к группе двухканатных. Они выполнены с двумя подъёмными и двумя замыкающими канатами.

    Подгребающий грейфер

    Подгребающие грейферы предназначены для зачерпывания материала, например, из вагонов, трюмов судов и т. п. В четырёхканатном подгребающем грейфере замыкающие канаты образуют горизонтальный полиспаст.

    Устройство

    Поддерживающие канаты обходят блоки на траверсе, связанной с челюстями посредством тяг. Замыкание грейфера производится при движении замыкающих канатов вверх, раскрытие грейфера в подвешенном состоянии — при остановленных замыкающих канатах и перемещающихся вверх поддерживающих. Размах челюстей в раскрытом состоянии до 8 м.

    Приводной грейфер

    В грейферных кранах используются моторные грейферы с приводом, навешиваемые на крюковую обойму с однобарабанной лебёдкой. Моторные грейферы могут быть использованы на кране соответствующей грузоподъёмности, однако имеют большую массу, чем двухканатные. Управление таким грейфером при разгрузке более простое, чем одноканатным. В составе конструкции приводного грейфера имеются только поддерживающие канаты.

    Устройство

    Грейфер имеет верхнюю головку, в которой смонтирован привод, и шарнирно закреплённые челюсти.

    Приводы имеют различные исполнения:

    • электроталь с полиспастом.
    • рычажные устройства.
    • гидроцилиндры.

    В этих грейферах механизм замыкания встроен в конструкцию грейфера и представляет собой канатную лебёдку, установленную на одной из траверс, либо рычажно-винтовую или гидравлическую систему, стягивающую траверсы. Для питания привода необходим кабельный токоподвод.

    Привод механизма замыкания может быть также выполнен на верхней траверсе. Центр тяжести грейфера такой конструкции смещён вверх.

    Достоинства и недостатки

    • Достоинства — компактность конструкции и сохранение высоты подъёма крана.
    • Недостаток грейферов с механизмом замыкания на верхней траверсе — ухудшение устойчивости грейфера при зачерпывании с откоса из-за смещения центра тяжести.

    Многочелюстной грейфер

    Широкое применение находят многочелюстные грейферы. Челюсти (от трёх до восьми) для перегрузки труднозачерпываемого материала (крупнокусковой руды и др.) имеют серповидную форму и шарнирно закреплены на цилиндрической нижней траверсе. Челюсти расположены друг относительно друга под углом 120-45 °. Челюсти грейфера для круглого леса выполнены в виде плоских лап.

    Экскаваторы

    Канатные грейферы

    На механических тросовых экскаваторах применяют как двухчелюстные грейферы, так и грейферы с большим количеством челюстей — число и форма челюстей зависят от вида перегружаемого материала. Однако принципиальная схема их работы не отличается от схемы двухчелюстного грейфера.

    Описание

    Для грейфера, используемого на механическом экскаваторе используют решётчатую стрелу драглайна. Для экскаваторов выпускают грейферы трёх типов: лёгкого, среднего и тяжёлого класса. При этом масса применяемого грейфера должна быть тем больше, чем плотнее грунт. Однако, чем тяжелее грейфер, тем меньше грунта он может поднять при данной устойчивости оборудования, что сказывается на его производительности.

    Устройство

    Чтобы предотвратить закручивание канатов и значительное раскачивание грейфера при повороте платформы, используют оттяжное приспособление, называемое успокоителем. Успокоитель действует на ковш оттяжным канатом. Постоянное, независимое от положения грейфера натяжение каната создаётся весом перемещающегося внутри стрелы по направляющим груза, к которому крепят канат, огибающий блоки. На некоторых экскаваторах используют фрикционный механизм открывания днища ковша, на барабане которого крепят канат.

    Достоинства и недостатки

    Недостаток канатного грейфера — невозможность разрабатывать плотные грунты: нагрузки от массы грейфера не хватает, чтобы врезаться в грунт.

    Гидравлические грейферы

    На экскаваторах с гидравлическим приводом устанавливают специальные жёстко подвешенные грейферы, которые крепят на рукояти обратной лопаты вместо ковша.

    Достоинства и недостатки

    Основное достоинство — возможность создавать необходимое давление при врезании на грунт и вне зависимости от своей массы осуществлять разработку плотных грунтов.

    Грейферные погрузчики: виды техники и критерии подбора

    Грейферные погрузчики представляют собой грузоподъёмные устройства, рабочим органом которых служат грейферы – механизмы с канатным или механическим приводом, осуществляющие захват груза с целью последующего его переноса на другое место. Подобные модели спецтехники обычно монтируются на тракторах или экскаваторах, тем самым расширяя их технические возможности.

    Грейфером называется подъемный механизм с приспособлением для захвата грузов в виде смыкающихся поворотных челюстей (створов) с зубьями. Он устанавливается на подъемных кранах, погрузчиках и монорельсовых тележках, используется для погрузки/выгрузки кусковых, волокнистых и сыпучих материалов, металлолома, труб, бревен и других грузов, повреждение которых при захвате не критично. Челюсти для работы с длинномерными грузами представляют собой по два отогнутых книзу когтя, соединенных между собой балкой. Грейферный захват устанавливается также на гидравлические и механические экскаваторы для рытья котлованов, очистки водоемов, разработки грунтов как ниже уровня расположения машины, так и выше.

    При необходимости арендовать грейфер, следует определиться с вариантом работы его челюстей, которые могут двигаться по роющей или подгребающей траектории. В первом случае они при движении заглубляются в материал. Этот вариант подходит для грузов, лежащих толстым слоем. Во втором — челюсти загружаются, двигаясь по линии, близкой к горизонтальной. Такое движение требуется для пород, рассыпанных тонким слоем. Различные модели грейферов могут иметь до восьми челюстей.

    Грейфер на заказ можно подобрать вместимостью от 0,35 до 10 м3, грузоподъемностью – до 20 т. Самые распространенные – емкостью от 0,8 до 1,2 м3. Количество груза, которое может быть захвачено при одном рабочем цикле, мало зависит от вида механизма. На этот показатель влияет вес грейферного захвата, распределение массы по отдельным узлам, а также степень сопротивления груза при зачерпывании.

    Чем выше плотность захватываемого материала, тем более тяжелым должен быть грейфер. При необходимости снять грейфер, его масса (МГ) подбирается в зависимости от грузоподъемности Q, в связи с чем сыпучие грузы разделены на группы по плотности:

    • весьма легкие (0,40-0,63 т/м3), МГ = 0,37 Q – угольная пыль, пробковая стружка, известь-пушонка;
    • легкие (0,63-1,00 т/м3), МГ = 0,40 Q – мел, зерно, сухой шлак и глиноземы, уголь, мелкий и средний щебень;
    • средние (1,00-2,00 т/м3), МГ = 0,42 Q – гипс, алебастр, суперфосфат, глина, известняк, гравий, цемент, битый кирпич, крупный щебень;
    • тяжелые (2,00-3,20 т/м3), МГ = 0,45 Q – цинковый концентрат, ферросплавы;
    • весьма тяжелые (3,20-4,50 т/м3), МГ более 0,45 Q – свинцовый концентрат, чугун литейный.

    Классификация грейферов

    По количеству захватов (челюстей) и перегружаемому материалу:

    • двухчелюстные – в этом случае заказ грейфера оформляется для погрузки сыпучих материалов;
    • трех- и четырехчелюстные – для длинномерных грузов;
    • многозахватные – для крупнокусковых грузов.

    По типу привода захватов и кинематическому исполнению:

    • канатные – между верхней и нижней траверсой и узлом их подвески на подъемной машине нет жесткой кинематической связи; для привода используются канаты, которые наматываются установленными на машине лебедками; для зачерпывания используется, в основном, сила тяжести грейфера;
    • приводные, которые могут быть:
    • электрогидравлические или электромоторные – навешенный на крюк грейфер имеет механизм привода челюстей (гидронасос или мотор-редуктор), к которому по кабелю подается электроэнергия;
    • гидравлические – на захвате грейфера имеются только гидроцилиндры, к которым по магистралям от насоса, находящегося на машине, подается жидкость под давлением.

    Канатные грейферы могут быть:

    • одноканатные – рабочий цикл выполняется при помощи одного каната; по этому виду сдача грейфера в аренду имеет следующие преимущества – возможность быстрой замены установки на базовом кране и ее использование на распространенных машинах с однобарабанным приводом; недостатки – ручное управление раскрытием створов, сокращение высоты подъема, значительные удары об упоры при раскрытии;
    • двухканатные – имеют один канат для подъема/опускания грейфера и другой (замыкающий) для открывания/закрывания челюстей; привод может быть одномоторный или двухмоторный; достоинства – высокая производительность и автоматическая работа; недостатки – для смены погрузочного устройства требуется несколько часов, при подъеме ¾ нагрузки приходится на замыкающий канат, аренда грейфера осложняется необходимостью иметь на машине двухбарабанную лебедку;
    • трехканатные – имеют два замыкающих каната;
    • четырехканатные – имеют два подъемных и два замыкающих каната;

    Виды грейферных захватов

    Принцип работы грейферного захвата может быть механическим или гидравлическим.

    В первом случае движение щёк грейфера производится при помощи канатного механизма, во втором – применяется привод от гидросистемы шасси. Более мобильными и эффективными считаются узлы второго типа: они работают бесшумно и более надёжно, хотя несколько уступают канатным грейферам в производительности. В качестве шасси для грейферного погрузчика применяется спецтехника на колёсном ходу: она менее повреждает грунт при эксплуатации, а также отличается повышенной мобильностью.

    Второй классификационный признак грейферного механизма – количество рабочих челюстей. Так, различают агрегаты с двумя и четырьмя челюстями. Двухчелюстные варианты более востребованы для захвата и транспортировки крупнокусковых материалов и сырья, например щебня или мёрзлого грунта. Грейферы с четырьмя челюстями применяются для захвата крупных грузов, преимущественно упакованных или штучных.

    Конструктивно захваты погрузчика могут быть открытого, полузакрытого или закрытого типов. Открытый тип захвата более полезен при дорожных работах, закрытый – при обработке упакованной продукции или отдельных грузов, например на складах. Полузакрытые грейферные погрузчики – универсальная техника, которая может успешно использоваться для грузов любых габаритных характеристик.

    Популярные модели и марки грейферов

    Производством грейферных ковшей в России занимается большое количество компаний, среди которых стоит выделить ООО «Грейфер», ООО «Волго-Вятский механический Завод» (ВВмЗ), ООО «Профессионал». На российском рынке спецтехники также пользуются популярностью грейферы марок Delta (Италия), Kato (Япония).

    Читайте также  Что такое 4 тактный двигатель

    Грейферные ковши могут использоваться на различных моделях экскаваторов и погрузчиков российского (Уралтрак, Ивановский завод кранов и экскаваторов и т.д.) и зарубежного (Caterpillar, Hitachi и т.д.) производства. Компании, выпускающие навесное оборудование, устанавливают только допустимую массу базовой спецтехники.

    • 20-Т2 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 20 т, масса грейфера – 8,6 т, конструкция грейфера – 2-челюстная 4-канатная, рабочий объём — 4 м3, показатель насыпной плотности груза – 2,5-2,85 т/м3, рекомендуемый материал для погрузки – марганцевая и железная руда);
    • 16-ВТ1-ПЧ (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 16 т, масса грейфера – 6 т, конструкция грейфера – 2-челюстная 4-канатная, рабочий объём — 2 м3, показатель насыпной плотности груза – 3,2-4 т/м3, рекомендуемый материал для погрузки – шлак);
    • ООО «Грейфер» 16-Л2-Пр-В (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 16 т, масса грейфера – 8 т, конструкция грейфера – 2-челюстная 4-канатная, рабочий объём — 8 м3, показатель насыпной плотности груза – 0,8-1 т/м3, рекомендуемый материал для погрузки – уголь, кокс, антрацит);
    • ООО «Грейфер» 16-С3-М-ПЧ (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 16 т, масса грейфера – 6,3 т, конструкция грейфера – 3-челюстная 4-канатная, рабочий объём — 5 м3, показатель насыпной плотности груза – 1,6-2 т/м3, рекомендуемый материал для погрузки – песчано-каменная смесь);
    • 3,2-СЗ-1к (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 3,2 т, масса грейфера – 1,35 т, конструкция грейфера – 2-челюстная 1-канатная, рабочий объём — 1 м3, показатель насыпной плотности груза – 1,6-2 т/м3, рекомендуемый материал для погрузки – щебень, песок);
    • ООО «Грейфер» ГМГ-5 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 5 т, масса грейфера – 2,1 т, конструкция грейфера – 2-челюстная электрогидравлическая, рабочий объём – 1,5 м3, показатель насыпной плотности груза – 2 т/м3, рекомендуемый материал для погрузки – щебень и песок);
    • ВВмЗ ВГ2-1,5-СЗ-1к-0,35 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 1,5 т, масса грейфера – 0,7 т, конструкция грейфера – 2-челюстная 1-канатная, рабочий объём – 0,35 м3, показатель насыпной плотности груза – 2 т/м3, параметр кратности полиспаста – 3);
    • ВВмЗ ВГ2-6,3-СЗ-1к-2,0 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 6,3 т, масса грейфера – 2,2 т, конструкция грейфера – 2-челюстная 1-канатная, рабочий объём – 2 м3, показатель насыпной плотности груза – 2 т/м3, параметр кратности полиспаста – 3);
    • ВВмЗ ВГМ2-2СЗ-0,3 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 2 т, масса грейфера – 0,9 т, конструкция грейфера – 2-челюстная моторная, рабочий объём – 0,3 м3, показатель насыпной плотности груза – 2 т/м3, параметр кратности полиспаста – 4);
    • ВВмЗ ВГМ2-12-СЗ-3,5 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 12 т, масса грейфера – 5,5 т, конструкция грейфера – 2-челюстная моторная, рабочий объём – 6,3 м3, показатель насыпной плотности груза – 1,8 т/м3, параметр кратности полиспаста – 4);
    • Профессионал GF-0.7 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 20-35 т, масса грейфера – 920 кг, рабочий объём – 0,4 м3, показатель ширины захвата челюстей – 1670 мм, максимальное усилие захвата – 22 кН);
    • Профессионал GF-0.4 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 8-20 т, масса грейфера – 540 кг, рабочий объём – 0,66 м3, показатель ширины захвата челюстей – 2533 мм, максимальное усилие захвата – 25 кН, рекомендуемый материал для погрузки — лес);
    • Профессионал GP-05-600 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 22-30 т, масса грейфера – 1530 кг, рабочий объём – 0,6 м3, показатель ширины захвата челюстей – 2400 мм, рекомендуемый материал для погрузки — металлолом);
    • Профессионал GP-20-06 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 16-22 т, масса грейфера – 800 кг, рабочий объём – 0,6 м3, показатель ширины захвата челюстей – 800 мм, грейфер с копающим ротатором марки Baltrotors);
    • Delta MGR 600 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 12-18 т, масса грейфера – 720 кг, конструкция грейфера – копающая полноповоротная, рабочий объём – 0,6 м3, показатель рабочего давления – 250-280 атм, расход масла – 40-80 л/мин);
    • Delta MGR 2000 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 43-47 т, масса грейфера – 1810 кг, конструкция грейфера – копающая полноповоротная, рабочий объём – 2 м3, показатель рабочего давления – 300-320 атм, расход масла – 80-150 л/мин);
    • Delta MW 800 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 18-26 т, масса грейфера – 1220 кг, конструкция грейфера – бревнозахватная, показатель рабочего давления – 250-280 атм, расход масла – 40-60 л/мин);
    • Delta MGA 600 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 12-18 т, масса грейфера – 1200 кг, конструкция грейфера – многочелюстная, рабочий объём – 0,6 м3, показатель рабочего давления – 250-280 атм, расход масла – 40-80 л/мин);
    • Delta MGA 2000 (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 43-47 т, масса грейфера – 2500 кг, конструкция грейфера – многочелюстная, рабочий объём – 2 м3, показатель рабочего давления – 300-320 атм, расход масла – 80-150 л/мин);
    • Delta PMG 01C (допустимый вес модели рабочей спецтехники – 0,6-1 т, масса грейфера – 75 кг, конструкция грейфера – для демонтажа и сортировки легких конструкций, рабочий объём – 0,03 м3).

    Основные критерии выбора грейферного погрузчика:

    1. Предельный вес груза, с которым предполагается работа. Важно, чтобы этот параметр соотносился и с возможностями шасси, на котором смонтирован погрузчик.
    2. Вылет стрелы грейферного захвата. Он определяет оптимальную зону работы агрегата, дальность перемещения захвата с грузом, а также устойчивость машины во время работы.
    3. Конструкция самого шасси. При больших колёсах устойчивость грейферного погрузчика возрастает. Экскаваторы в этом смысле имеют преимущества перед тракторами, поскольку в них грейферное захватное устройство монтируется со стороны, противоположной отвалу. Таким образом, последний является своеобразным противовесом.
    4. Предельно допустимые температуры, при которых предполагается эксплуатация. При внешних температурных показателях ниже -30 градусов гидропривод агрегата теряет свою работоспособность, поэтому следует остановиться на вариантах с механическим приводом грейфера.
    5. Размер ковша погрузчика. Данный параметр особенно важен, если машину предполагается использовать преимущественно на дорожно-строительных работах.

    Грейферные погрузчики – весьма универсальные механизмы, способные прийти на помощь тогда, когда другая погрузочная техника будет неуместной. Выбрать же подходящую для приобретения или аренды модель не так сложно – достаточно лишь придерживаться приведенных выше рекомендаций.

    Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»

    Вопрос №19 — Какой принцип работы грейфера?

    Семён Жадов из транспортного колледжа спрашивает:

    Можно ли считать, что грейфер дублирует работу экскаватора, или у грейфера принцип работы другой?

    Ответ эксперта:

    Грейфер относится к универсальным грузозахватным механизмам. Принцип работы грейфера, основанный на простоте устройства, неприхотливости в использовании, долговечности и относительной дешевизне, дал толчок распространению канатных грузоподъёмных навесных механизмов. Далее список расширился.

    Канатные грейферы

    Канаты и барабанные лебёдки позволяют производить механическое усилие без жёсткой кинематической связи между элементами захвата при смыкании и размыкании челюстей. Управление одноканатным грейфером доступно крановщику из кабины. Оборудование пригодно к перегрузке сыпучих материалов и штучных грузов. Смена грузозахватной навески проводится без потери времени снятием скобы с крюка стационарных и мобильных кранов. Монтируется на экскаватор, погрузчик.

    Принцип работы грейфера одноканатного:

    • Опускается с раскрытым зевом, внедряется в груз.
    • Груз захватывается, челюсти смыкаются.
    • Подъём, перемещение до точки разгрузки.
    • Открытие челюстей происходит при контакте с поверхностью – ослабление натяжения каната открывает замыкающую защёлку.
    • При подъёме следует опорожнение ковша, готовность к следующему циклу.

    Существуют ускоренные варианты разгрузки:

    • Саморазгрузка — на заданной высоте подвесной колокол автоматически открывает замок-защёлку лопастей ковша.
    • Выгрузка на произвольной высоте – управление стопором ведётся с земли или из кабины (отключающим блокировку тросовым устройством натяжного действия).

    Многоканатные грузозахваты эффективнее в использовании за счёт оперативности управления. С интеграцией полиспаста улучшаются силовые характеристики при подгребании, заглублении челюстей при копке рыхлых грунтов.

    Видовые различия грейферов

    Управление челюстями и передача усилия на исполнительный элемент осуществляется приводным двигателем, базирующимся на грузозахвате или вне его пределов. Передаточные механизмы координируют работу шарнирных захватов.

    Разновидности по типу привода:

    • Гидравлический.
    • Электромеханический.
    • Пневматический.
    • Электромагнитный.

    Оснащение приводами расширяет сферу деятельности. Независимое смыкание захватов устраняет проблему препятствий плотному охвату груза. Противодействие одной лапе компенсируется независимым движением других. Гидравлика позволяет врезаться в неподатливые породы в добывающей промышленности.

    По типу челюстей

    Количество захватывающих элементов грейфера доходит до восьми. Вид груза диктует степень открытости ковша: открытый, полуоткрытый, закрытый. Форма определяет область применения:

    • Ковшеобразные – черпание, заглубление.
    • Клещеобразные – операции с трубами, лесом.
    • Вильчатые – волокнистые материалы россыпью, рулонами.
    • Лапчатые – металлообработка.

    Характеристики основных параметров:

    • Грузоподъёмность.
    • Собственная масса.
    • Тип груза.
    • Тип привода.
    • Количество челюстей.

    Выходит, что сфера использования грейферов много шире, чем экскаваторов. В отдельных случаях для ускорения и удешевления ведения работ ковш меняют на грейфер.

    Видео: Одноканатный грейфер с автоматической защелкой принцып работы

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: