Когда проверяется состояние талей

Тали электрические и ручные: техника безопасности

Тали — подвесные устройства для подъема грузов, которые могут иметь ручной или электрический привод. Это удобное и простое в эксплуатации приспособление, которое используют в широком спектре работ (в том числе при такелажных работах). Чтобы при подъеме грузов не возникало проблем, необходимо соблюдать требования техники безопасности. Подъемные устройства должны соответствовать ГОСТ 28408 — 89Е и ГОСТ 22584 — 96.

Периодический осмотр оборудования

Регулярный осмотр талей — одно из требований техники безопасности. При осмотре оборудования необходимо обращать внимание на внешний вид устройств и чистоту. Также надо установить наличие смазки в механизмах. При осмотре проверяют состояние зубьев, звездочек, цепей и шестерен, уточняют исправность шплинтов и расклепок.

Правила техники безопасности требуют регистрировать уровень шума при работе оборудования. Высокий уровень шума может указывать на недостаток смазки. Проверяя устройство, надо обратить внимание на степень износа фрикционных накладок и исправность электромагнитного тормоза. Проверяя пластинчатые цепи, надо убедиться, что они подвижны во всех соединениях.

Цепи талей не должны проскальзывать или заедать — это приводит к проблемам при эксплуатации. В электрических моделях проверяют состояние электродвигателя, контактов, проводки в целом, а также аппарата управления механизмом. При осмотре зубьев на шестернях и звездочках надо убедиться, что на них нет дефектов: вмятин, следов повреждений. Ручные часто имеют такие проблемы. При обнаружении неисправностей во время регулярного осмотра оборудование отправляется в ремонт.

Что подлежит замене

Отдельные части механизма подлежат замене. К числу таких деталей относят:

крюки, грузовые и тяговые цепи;

  • червячные пары, звездочки;
  • втулки, шейки.
  • Фрикционные накладки заменяют при износе более чем на 50%. К червячным парам и грузовым звездочкам требования более строгие — они подлежат замене после износа зубьев на 10% от первоначального размера. Втулки в червячном механизме меняют при наличии увеличенного зазора.

    Техника безопасности не допускает использование изношенных механизмов в грузоподъемном оборудовании. Неисправности могут привести к несчастным случаям во время эксплуатации.

    Требования к эксплуатации

    Электрооборудование тали перед эксплуатацией заземляется. При эксплуатации с пола необходимо обязательно заземлить или изолировать кнопочный аппарат тали. Техника безопасности предписывает заземление, чтобы оператор мог избежать удара током. Регулярно оборудование нужно тестировать. При тестировании не применяется нагрузка больше той, на которую рассчитано устройство. Во время проверки могут быть выявлены скрытые неисправности системы.

    При проверке нужно обращаться внимание не только на грузоподъемный, но и на тормозной механизм. Тали ручные могут иметь такие же поломки в этом механизме, как и электрические системы. Однако в электрическом оборудовании проблемы труднее выявить. Именно поэтому к тормозным системам электрических механизмов предъявляются повышенные требования. Их осматривают более тщательно, чтобы найти возможные поломки и дефекты.

    Правила техники безопасности предписывают проверять сопротивление изоляции электрооборудования тали после капитального ремонта и перед пуском. Также этот параметр нужно проверять периодически. Если показатель сопротивления ниже 0,5 МОм, таль надо подсушить.

    Статические и динамические испытания

    Чтобы установить, соответствуют ли тали требованиям техники безопасности, проводятся статические и динамические испытания. При статических испытаниях на подъемном устройстве закрепляют груз. Груз поднимают на высоту 1 метр и держат ровно 10 минут. Этого достаточно, чтобы проверить, выдерживает ли оборудование высокую статическую нагрузку. Разумеется, нагрузка должна быть в пределах допустимого уровня для конкретной модели.

    При динамических испытаниях используют тот же метод, только груз поднимают на высоту не один раз, а 5-6 раз. Оборудование, которое выдержало эти испытания, можно использовать в самых сложных видах работ. Правила техники безопасности обеспечивают надежность грузоподъемным системам. Без соответствующих испытаний тали могут выходить из строя непосредственно на рабочей площадке.

    Когда проверяется состояние талей

    ТАЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПНЫЕ

    Electric chain hoists. Safety requirements

    Дата введения 2016-01-01

    Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

    Сведения о стандарте

    1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «НПО «ВНИИПТМАШ» (ОАО «НПО ВНИИПТМАШ») и Закрытым акционерным обществом «РАТТЕ» (ЗАО «РАТТЕ»)

    2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

    3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

    За принятие проголосовали:

    Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

    Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

    Минэкономики Республики Армения

    Госстандарт Республики Беларусь

    Госстандарт Республики Казахстан

    4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2015 г. N 807-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33172-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.

    5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

    Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправокв ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользованияна официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

    Введение

    Настоящий стандарт устанавливает общие требования к цепным талям по классификации ISO 4306-1:2007* Cranes — Vocabulary — Part 1: General (Краны. Словарь. Часть 1. Общие термины). Данная продукция находит самое широкое распространение во всех технически развитых странах. Цепные электрические тали являются самой массовой грузоподъемной техникой в мире.

    * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

    Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).

    1 Область применения

    Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к конструкции и изготовлению талей электрических цепных (далее — тали) с целью обеспечения заданных показателей производительности, надежности и безопасности во время их последующей эксплуатации.

    Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска использования талей или к сокращению срока их службы.

    Настоящий стандарт применим ко всем новым талям, изготовленным после истечения одного года после его утверждения. Стандарт не устанавливает требования замены или модернизации существующего оборудования.

    2 Нормативные ссылки

    В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

    ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

    ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

    ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

    ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

    ГОСТ 12.2.058-81 Система стандартов безопасности труда. Краны грузоподъемные. Требования к цветовому обозначению частей крана, опасных при эксплуатации

    ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

    ГОСТ 6996-66 Сварные соединения. Методы определения механических свойств

    ГОСТ 7512-82 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод

    ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры

    ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

    ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения

    ГОСТ 30011.5.1-2012 Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 5. Аппараты и коммутационные элементы цепей управления. Глава 1. Электромеханические аппараты для цепей управления

    ГОСТ 33166.1-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения

    ГОСТ 33166.4-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 4. Краны стреловые

    ГОСТ 33166.5-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 5. Краны мостовые и козловые

    ГОСТ IEC 60034-5-2011 Машины электрические вращающиеся. Часть 5. Классификация степеней защиты, обеспечиваемых оболочками вращающихся электрических машин (Код IP)

    Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

    3 Термины и определения

    В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27555, [1] и [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

    Читайте также  Как выставить зажигание на ямз 238

    3.1 таль цепная: Таль, в которой в качестве подъемного средства используется цепь.

    3.2 таль стационарная: Таль, неподвижно закрепленная на несущей конструкции непосредственно или при помощи промежуточного элемента (например, крюка).

    3.3 таль передвижная: Таль, имеющая возможность перемещения относительно несущей конструкции по рельсовому пути (например, двутавру).

    3.4 таль передвижная с приводным механизмом передвижения (таль приводная): Передвижная таль, механизм передвижения которой снабжен ручным или иным приводом.

    4 Общие положения

    4.1 Тали могут иметь следующие исполнения: стационарное или передвижное с ручным перемещением, передвижное с ручным приводом механизма передвижения, передвижное с электрическим (или пневматическим) приводом механизма передвижения.

    4.2 Критерии проектирования талей и выбора комплектующих изделий установлены ГОСТ 33166.1.

    4.3 Общие требования к механизмам талей установлены ГОСТ 33166.1.

    4.4 Прочность, устойчивость и возможные деформации конструкций, на которые устанавливается таль, должны быть подтверждены расчетом.

    4.5 Требования данного стандарта могут использоваться при проектировании талей с ручным приводом механизма подъема, при этом усилие, требующееся для подъема или опускания груза, не должно превышать 250 Н.

    Примечание — В случае использовании тали в качестве механизма подъема грузоподъемного крана на нее распространяются требования, предъявляемые к механизмам подъема крана соответствующего типа, установленные ГОСТ 33166.4 или ГОСТ 33166.5.

    5 Требования к цепным механизмам

    5.1 Общие требования к цепным механизмам установлены ГОСТ 33166.1.

    5.2 В качестве грузовых цепей должны использоваться высокопрочные калиброванные круглозвенные сварные цепи или пластинчатые цепи.

    5.3 Тали должны быть снабжены цепесборником с объемом, достаточным для размещения свободного отрезка грузовой цепи. Цепесборник должен выдерживать нагрузку от веса находящейся в нем цепи с учетом динамических нагрузок, возникающих при перемещении тали.

    5.4 Тали должны иметь в кинематической цепи механизма подъема муфту предельного момента фрикционного типа со стабильным коэффициентом трения во всем диапазоне рабочих температур и влажности среды эксплуатации. Крутящий момент, передаваемый муфтой, должен на 40. 60% превышать статический момент, создаваемый номинальным грузом в месте установки муфты.

    6 Требования к грузозахватным органам

    6.1 Общие требования к грузозахватным органам установлены ГОСТ 33166.1.

    6.2 Допускается стопорение гайки крюка талей посредством штифта при условии предохранения их от самопроизвольного выпадения. Применение шплинтов и стопорных болтов не допускается.

    Примечание — Крюки талей, предназначенных для транспортировки расплавленного металла в ковшах, а также крюки талей, предназначенных для использования на кранах специального назначения, предназначенных только для перемещения определенного груза, замками могут не снабжаться.

    7 Зубчатые передачи

    Требования к проектированию зубчатых передач установлены ГОСТ 33166.1.

    8 Требования к механизмам передвижения

    8.1 Распределение давлений между ходовыми колесами тали следует рассматривать как в процессе движения, так и при торможении.

    8.2 Тяговое усилие на приводном колесе не должно превышать 0,14 от величины вертикальной нагрузки на колесо при соответствующей комбинации нагрузок.

    8.3 Рабочий тормоз должен обеспечить остановку и удержание тали с номинальным грузом при максимальном попутном ветре рабочего состояния с тормозным путем, не превышающим тормозной путь тали при максимальной скорости и без ветра более чем в 1,5 раза.

    8.4 Устройство механизмов передвижения тали и разрешенный уклон рельсового пути должны быть такими, чтобы процесс передвижения был легко контролируемым и безопасным. Самопроизвольное перемещение тали должно быть исключено.

    8.5 У талей с малой грузоподъемностью (до 5 т включительно) передвижение может производиться оператором, толкающим или тянущим груз, вручную. Усилие, требующееся на перемещение, не должно превышать 100 Н. При этом горизонтальное усилие от веса груза не учитывается.

    8.6 У остальных талей с ручным механизмом перемещения (например, при помощи тяговой цепи) усилие, требующееся на перемещение, не должно превышать 250 Н.

    8.7 Передвижные тали (кроме талей с ручным механизмом передвижения) должны быть оборудованы буферами, взаимодействующими с упорами на пути.

    Когда проверяется состояние талей

    Популярный отраслевой ресурс собрал вопросы пользователей.

    Напоминаем Вам, что в соответствии с требованиями статьи.

    Наши документы

    Наши разрешительные документы.

    Социальная сеть экспертов

    Общение экспертов и специалистов в области ЭПБ и ОПО

    ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА

    • Регистрация опасного производственного объекта
    • План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
    • Положение о производственном контроле (ППК)
    • Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
    • Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
    • Отчет по производственному контролю
    • Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
    • Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов

    ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    • Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
    • Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
    • Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
    • Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
    • Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
    • Экспертиза промышленной безопасности котельной
    • Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

    • Техническое диагностирование
    • Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
    • Техническое освидетельствование подъемных сооружений
    • Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
    • Неразрушающий контроль

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

    • ГЛАВНАЯ
      общие сведения
    • О КОМПАНИИ
      информация о нас
      • Актуальная важная информация
    • НАШИ УСЛУГИ
      перечень всех работ
    • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
      нормативные документы
    • НАШИ РАБОТЫ
      отчёты по объектам
    • НАШИ КОНТАКТЫ
      реквизиты и контакты
    • Вы здесь:
    • Главная
    • Техническое освидетельствование подъемных сооружений

    Техническое освидетельствование грузоподъемных механизмов, кранов и грузоподъемных технических конструкций

    Испытания грузоподъемных механизмов, технических устройств для подъема груза, грузоподъемных конструкций, сооружений, кранов, талей.

    Подъемное сооружение — определение термина.
    Подъёмное сооружение
    – это единая система, сочетающая в себе строительные конструкции и сооружения, с отведенными границами, обусловленными технологическими процессами производства и характеристиками, в состав которых включена грузоподъёмная машина или механизм.

    Основные контрольные мероприятия, проводимые в период эксплуатации подъемного сооружения, определяются требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», введенных Приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. N 533 (ФНП ПС). К ним относятся:

    • техническое освидетельствование (ТО);
    • экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ).

    ООО «Химнефтеаппаратура» проводит техническое освидетельствование подъемных сооружений в кратчайшие сроки по объективной цене на основе технического задания. поступившего от заказчика. Вы можете скачать шаблон документа техзадания и прислать его на наш электронный адрес, для уточнения деталей, сроков и стоимости работ с нашими специалистами.

    Имя файла: Техническое задание на освидетельствование подъемных сооружений

    Техническое освидетельствование подъемных сооружений

    Для каких подъемных сооружений проводится техническое освидетельствование?

    Для всех подъемных сооружений, указанных в п.3 ФНП ПС (и стоящим на учете в органах Ростехнадзора, и не подлежащим учету в Ростехнадзоре) необходимо проводить техническое освидетельствование.

    a грузоподъемные краны всех типов;

    б мостовые краны-штабелеры;

    д строительные подъемники;

    е подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);

    ж грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

    з электрические тали;

    и краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;

    к сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;

    л тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;

    м специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;

    н рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

    Объем работ, порядок и периодичность проведения технического освидетельствования:

    Подъемные сооружения должны подвергаться техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации. Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. Аналогичный объем работ выполняется и при внеочередных технических освидетельствованиях в случаях, установленных ФНП.

    • частичное техническое освидетельствование (ЧТО) — не реже одного раза в 12 месяцев;
    • полное техническое освидетельствование (ПТО) — не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых ПС.

    СОСТАВ РАБОТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ УСТРОЙСТВ, МЕХАНИЗМОВ, КРАНОВ И СООРУЖЕНИЙ:

    • частичное техническое освидетельствование (ЧТО) – только осмотр;
    • полное техническое освидетельствование (ПТО) – осмотр, статические испытания грузоподъемных механизмов, динамические испытания грузоподъемных механизмов.

    Статическое испытание проводится нагрузкой подъемного сооружения на 25% превышающую номинальную грузоподъемность.

    Динамическое испытание подъемного сооружения проводится грузом на 10% превышающим номинальную грузоподъемность.

    Целью статического испытания является проверка прочности металлоконструкций и механизмов ПС. При динамическом испытании проверяется действие механизмов и тормозов.

    Читайте также  Что такое дрл лампы

    Кто проводит техническое освидетельствование?

    Специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии. При этом, проведение технического освидетельствования подъемных сооружений разрешается осуществлять экспертным организациям.

    Проведением технического освидетельствования подъемных сооружений занимаются эксперты ООО «Химнефтеаппаратура», аттестованные в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2015г. № 509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности».

    Что выполняется при проведении технического освидетельствования?

    При техническом освидетельствовании подъемное сооружение должно быть осмотрено и проверены в работе его механизмы, тормоза, гидро- и электрооборудование, указатели, ограничители и регистраторы.

    При техническом освидетельствовании крана должны быть проверены состояние металлоконструкций крана и его сварных (клепаных, болтовых) соединений (отсутствие трещин, деформаций, ослабления клепаных и болтовых соединений), а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений, состояние крюка, блоков.

    При техническом освидетельствовании подъемников должны быть проверены:

    • состояние металлоконструкций подъемника и его сварных (болтовых) соединений (отсутствие трещин, деформаций, ослабления болтовых соединений), а также состояние кабины, лестниц, площадок и ограждений;
    • соответствие чертежу и данным паспорта подъемника фактически установленной массы противовеса и балласта (при наличии);
    • состояние крепления осей и пальцев; состояние гидравлического оборудования (при наличии);
    • состояние электрического заземления; работоспособность ловителей с проведением испытаний (для строительных подъемников);
    • проверка точности остановки кабины с полной рабочей нагрузкой и без нагрузки (для строительных подъемников).

    Как изготовить дубликат паспорта на подъемное сооружение?

    Согласно п. 144 ФНП ПС дубликат паспорта, дубликат руководства (инструкции) по эксплуатации должны быть изготовлены заводом-изготовителем подъемного сооружения. Или специализированной организацией, имеющей лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности, при этом экспертная организация подготавливает дубликат паспорта на основании проведенной экспертизы промышленной безопасности до начала эксплуатации ПС на ОПО.

    Если в процессе эксплуатации паспорт и/или руководство по эксплуатации на подъемное сооружение утрачены, то для их восстановления необходимо провести техническое диагностирование.

    По окончании срока службы подъемных сооружений, подлежащих учету в Ростехнадзоре, необходимо провести экспертизу промышленной безопасности с оценки сроков и условий дальнейшей безопасной эксплуатации ПС.

    По окончании срока службы подъемных сооружений, не подлежащих учету в Ростехнадзоре, необходимо провести техническое диагностирование.

    1 Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

    2 Приказ Ростехнадзора от 21 ноября 2016 г. N 490 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах»

    3 РД 03-606-03 Инструкции по визуальному и измерительному контролю

    4 ПОТ РМ-027-2003 «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте»

    Сроки проведения ПТО/ЧТО: от 2 рабочего дня

    Стоимость: от 13.000 рублей

    Расчет стоимости производится от грузоподъемности подъемного сооружения и вида работ ПТО/ЧТО.

    3.4.4. Требования безопасности при применении талей и кошек

    3.4.4.1. Тали и кошки должны соответствовать требованиям ГОСТ 28408-89Е и ГОСТ 22584-96.

    3.4.4.2. Корпуса электрооборудования электрических талей заземляются.

    3.4.4.3. Корпус кнопочного аппарата управления тали, управляемой с пола, выполняется из изоляционного материала либо должен быть заземлен не менее чем двумя проводниками. В качестве одного из заземляющих проводников может быть использован тросик, на котором подвешен кнопочный аппарат.

    3.4.4.4. Пусковые аппараты ручного управления талями должны подвешиваться на стальном тросике такой длины, чтобы можно было управлять механизмом, находясь на безопасном расстоянии от поднимаемого груза. При расположении аппарата управления ниже 0,5 м от пола его следует подвешивать на крючок, укрепленный на тросике на высоте 1 — 1,5 м от пола.

    3.4.4.5. Механизм подъема ручных талей снабжен тормозом, обеспечивающим плавное опускание груза под действием силы тяжести и остановку груза в любой момент подъема или опускания.

    3.4.4.6. Концевые выключатели электрической тали должны обеспечивать остановку механизма подъема груза так, чтобы зазор между грузозахватным органом и упором был не менее 50 мм.

    3.4.4.7. При подъеме груза доводить грузозахватный орган (обойму крюка) до концевого выключателя и пользоваться им для автоматической остановки механизма подъема не допускается.

    3.4.4.8. Коэффициент запаса торможения электромагнитного тормоза тали должен быть не менее 1,25, грузоупорного — не менее 1,1.

    3.4.4.9. Электрические тали оборудуются ограничителем грузоподъемности и ограничителем нижнего положения крюковой подвески.

    3.4.4.10. Техническое освидетельствование талей и кошек проводится нагрузками, указанными в документации.

    3.4.4.11. При периодическом осмотре талей проверяются: внешний вид и чистота; наличие смазки; состояние цепей, канатов, зубьев шестерен и звездочек; исправность шплинтов или расклепок на концах главной оси; надежность зацепления цепей на звездочках и закрепления каната на барабане; износ поверхности качения ходовых роликов; расстояние между ребордами роликов и крайними кромками монорельсового пути; исправность электромагнитного тормоза электроталей и степень износа фрикционных накладок; состояние электродвигателя, электропроводки и контактов, аппаратов управления, токоприемника и концевого выключателя; отсутствие заеданий механизма и проскальзывания цепей; уровень шума, возникающего при работе талей.

    Зубья звездочек и шестерен, цепи не должны иметь трещин, заусенцев и вмятин; пластинчатые цепи должны быть подвижны во всех шарнирных соединениях.

    3.4.4.12. Подлежат замене:

    а) шейки, имеющие трещины;

    б) втулки в червячном колесе и в подшипниках червяка с зазором более 1 мм;

    в) червячная пара при износе зубьев более 10%, наличии трещин или поломки зубьев в червячном колесе;

    г) грузовая звездочка при износе зубьев более 10%, при наличии трещин;

    д) фрикционные накладки при износе более чем на 50% от их первоначальной толщины;

    е) грузовые и тяговые цепи при деформации отдельных звеньев;

    ж) деформированные крюки.

    3.4.4.13. Перед пуском в работу, после капитального ремонта и периодически, но не реже 1 раза в год должно измеряться сопротивление изоляции электрооборудования тали. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм.

    3.4.4.14. Электрооборудование талей, имеющее сопротивление изоляции менее 0,5 МОм, должно подвергаться сушке.

    3.4.4.15. Испытания стационарных талей и кошек проводятся на месте их установки.

    3.4.4.16. При статическом испытании талей и кошек испытательный груз поднимается на высоту 100 мм и выдерживается 10 минут. Допускается использовать вместо груза динамометр.

    При испытании кошек с подъемом испытательного груза производится также трехкратное плавное перемещение кошки на балке в обе стороны на расстояние, соответствующее двум полным оборотам ходовых колес.

    3.4.4.17. Динамические испытания талей и кошек производятся не менее чем шестикратным подъемом испытательного груза на высоту не менее 1 м с последующим его опусканием.

    При динамическом испытании проверяются тормоза талей, концевые выключатели, плавность работы грузовой и тяговой цепей. При набегании, пропуске или скольжении цепи по звездочке и тяговым колесам тали и кошки бракуются.

    3.4.4.18. При динамическом испытании электрических талей работа тормозов проверяется раздельно. Для проверки тормозов во время выполнения операций механизмы должны быть не менее 3 раз остановлены в каждом направлении движения.

    3.4.4.19. При динамическом испытании талей все операции выполняются по 2 раза, при этом проверяется действие ограничителя нижнего положения крюковой подвески.

    3.4.4.20. После окончания испытаний проводится регулировка ограничителя грузоподъемности и проверка его действия.

    3.4.4.21. При испытаниях талей и кошек не должно наблюдаться самопроизвольного опускания груза. При обнаружении трещин, разрывов и деформаций тали и кошки бракуются.

    3.4.4.22. Допускается проведение динамического испытания электрических талей грузом, превышающим на 25% их номинальную грузоподъемность. В этом случае разрешается статическое испытание не проводить.

    3.4.4.23. Состояние талей и кошек проверяется перед каждым их применением.

    3.4.4.24. Подтаскивание груза крючком или оттяжка поднимаемого груза электрическими талями не допускается. Отклонение грузового каната от вертикали при подъеме груза допускается не более чем на 5 град.

    3.4.4.25. Все трущиеся части ручных и электрических талей, кошек должны смазываться не реже 1 раза в месяц.

    Проверка СИЗ от падения с высоты

    Наиболее частая причина падения и главный фактор риска получения травмы при высотных работах – отсутствие или неправильное использование средств индивидуальной защиты, а также их некомплектность или несовместимость. Кроме того, несчастный случай может произойти по причине использования непригодного средства защиты. В этой статье разбираем, как должна быть организована проверка СИЗ от падения с высоты.

    Проводятся ли динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты?

    Периодичность и объём проверок средств индивидуальной защиты от падения с высоты регламентирован п.123 Правил охраны труда при работе на высоте, утверждённых Приказом Минтруда и соцзащиты от 16.11.2020 №782н. Согласно этому документу, «динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты в эксплуатирующих организациях не проводятся».

    Читайте также  Как ездить на фуре

    С 2015 года все средства защиты от падения с высоты подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты».

    Кто оценивает значимость дефектов СИЗ от падения с высоты?

    В процессе эксплуатации средства индивидуальной защиты от падения с высоты могут изнашиваться, портиться под воздействием неблагоприятных факторов, выходить из строя в случае срабатывания амортизационных механизмов и пр. Оценкой значимости дефектов и принятием решения о дальнейшей эксплуатации средства индивидуальной защиты согласно п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, занимается уполномоченное работодателем должностное лицо либо комиссия по охране труда.

    По результатам осмотра обязательно заполняют соответствующие графы учётной карты СИЗ либо составляют отдельный формуляр. При этом п. 28 этих же правил возлагает ответственность на работника о своевременном уведомлении работодателя о неисправности выданного ему СИЗ. Поэтому работникам, выполняющим работы на высоте, также надлежит знать, что, как и когда проверять.

    Компетентное лицо по проверке СИЗ

    Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты назначается приказом по организации и должно обладать 3 группой допуска по безопасности, группа подтверждается удостоверением, которое можно получить после прохождения очного или удалённого обучения безопасным методам работы на высоте. Помимо этого ответственный сотрудник должен знать:

    • текущие требования к периодическим проверкам СИЗ;
    • рекомендации и инструкции производителей страховочных средств.

    Он должен уметь:

    • определять и оценивать значимость дефектов;
    • устанавливать степень износа СИЗ;
    • инициировать мероприятия по уходу и ремонту;
    • составлять акт о списании непригодных страховочных средств и их элементов.

    Для соответствия этим требованиям назначенному лицу может потребоваться обучение, как вводное (перед началом работы), так и повышающее квалификацию (при вводе в эксплуатацию новых моделей СИЗ и пр.).

    Как часто должны подвергаться полному осмотру СИЗ от падения с высоты?

    Частота проведения полных осмотров определяется инструкцией производителя, как правило, промежуток между проверками не превышает 12 месяцев. Однако компетентное лицо вправе установить более частые проверки – специальные, с учётом условий и интенсивности использования. Так, привязь сварщика чаще подвергается риску оплавления, страховочные элементы при эксплуатации на химическом заводе или в морском порту больше подвержены коррозии и т.д.

    При этом п.124 Правил охраны труда при работе на высоте вменяет в обязанность работников проводить тщательный осмотр страховочных средств до и после использования. Особенно это касается тех средств, которые эксплуатируются под воздействием агрессивных сред, например, привязь сварщика и др.

    Предэксплуатационная проверка, проводимая перед каждым использованием (в том числе и перед самым первым), включает в себя:

    • визуальную и тактильную проверку состояния и функциональности СИЗ;
    • внешний осмотр анкерных устройств на предмет отсутствия механических повреждений, следов коррозии и деформации;
    • проверку наличия маркировок и срока годности изделия.

    Срок годности средств защиты, правила их хранения, эксплуатации и утилизации устанавливаются изготовителем и указываются в эксплуатационной документации (инструкции) на изделие.

    Подробнее про маркировку СИЗ от падения с высоты в статье.

    Этапы проверки СИЗ от падения с высоты

    В инструкциях по эксплуатации СИЗ от падения с высоты производителем излагаются основные требования и этапы проведения периодических проверок. В общем виде алгоритм полного осмотра состоит из следующих шагов:

    • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
    • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
    • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
    • проверка функционирования;
    • документирование результатов проверки;
    • формулировка рекомендаций.

    При наличии одного из следующих критериев СИЗ от падения с высоты подлежит немедленной выбраковке и исключению из эксплуатации. В противном случае увеличивается вероятность наступления несчастного случая, расследования и привлечения виновных лиц к ответственности. Критерии выбраковки:

    • выявлено нарушение требований безопасной эксплуатации при предэксплуатационной или периодической проверке;
    • средство было использовано для остановки падения;
    • изделие эксплуатировалось не по назначению;
    • маркировки производителя отсутствуют либо не читаются;
    • неизвестна история использования СИЗ от падения с высоты;
    • истёк срок службы или хранения;
    • изделие подвергалось ремонту, несанкционированному производителем;
    • возникли сомнения в целостности, комплектности или совместимости СИЗ.

    Проверка страховочной привязи

    При визуальном осмотре страховочной привязи обращают внимание на состояние следующих элементов:

    1. Ленты силовой конструкции и текстильные точки присоединения:
      • порезы;
      • износ;
      • оплавления;
      • отметины;
      • химическое загрязнение;
      • слабые участки;
      • надрывы;
    2. Нити силовой прошивки:
      • обрезанные;
      • истёртые;
      • оборванные;
      • вытянутые;
    3. Индикаторы срыва;
    4. Металлические точки присоединения и регулировочные пряжки:
      • деформация;
      • отметины;
      • износ;
      • коррозия;
    5. Элементы обеспечения комфорта:
      • ограничители хода;
      • прошивка защитных компонентов;
      • защитное покрытие;
      • мягкие накладки;
      • разгрузочные петли и др.

    Во время функциональных проб проверяют:

    • установку ленты в пряжках;
    • функционирование быстроразъёмных пряжек ФАСТ;
    • работу регулировочных пряжек.

    Проверка стропов

    При визуальном осмотре стропы уделяют пристальное внимание состоянию следующих элементов:

    1. Лента амортизатора:
      • порез;
      • износ;
      • обожженные места;
      • отметины;
      • химическое загрязнение;
      • слабые участки;
    2. Нити в швах амортизатора, ленточного основания тела стропа, силовой зашивки:
      • обрезанные;
      • истёртые;
      • оборванные;
      • вытянутые;
      • со следами химического воздействия;
    3. Канатное основание стропа:
      • порезы;
      • износ;
      • жёсткость;
      • разлохмачивание;
      • вздутие;
      • следы воздействия высоких температур;
      • химическое загрязнение;
      • грыжи;
    4. Тросовое основание стального стропа:
      • порезы;
      • износ;
      • химическое воздействие;
      • следы коррозии;
      • сгибы;
      • скрутки;
    5. Заделка петель;
    6. Защитные коуши:
      • наличие;
      • деформация;
    7. Соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки) и механизм регулировки длины:
      • наличие;
      • коррозия;
      • деформация;
      • отметины;
      • трещины;
      • износ;
    8. Защитные чехлы:
      • наличие;
      • износ.

    При проверке эксплуатационных характеристик особое внимание обращают на работу запирающего механизма и эффективность работы возвратной пружины соединительных карабинов, а также на исправное функционирование механизмов регулировки длины стропа.

    Проверка канатов

    При визуальном осмотре канатов обращают внимание на появление дефектов в следующих функциональных элементах:

    1. Оплётка:
      • порезы;
      • износ;
      • жёсткость;
      • разлохмачивание;
      • вздутие;
      • следы воздействия высоких температур;
      • отметины;
      • химическое воздействие;
      • открытие сердцевины;
      • грыжи;
    2. Нити швов в прошитых концах:
      • обрезанные;
      • истёртые;
      • оборванные;
      • вытянутые;
      • со следами химического воздействия;
    3. Узлы:
      • форма;
      • износ.

    Сердцевина каната подлежит тактильной проверке – прощупыванию, в ходе которого отмечают наличие следующих дефектов:

    • жёсткие места;
    • мягкие места;
    • загибы и перекручивания;
    • грыжи;
    • отсутствие оплётки.

    Проверка зажимов

    При визуальном осмотре зажима внимание проверяющего сосредотачивается на состоянии следующих элементов:

    1. Корпус и рычаг зажима, блокирующий механизм, соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки):
      • наличие;
      • коррозия;
      • деформация;
      • отметины;
      • трещины;
      • износ;
    2. Лента амортизатора:
      • порез;
      • износ;
      • обожженные места;
      • отметины;
      • химическое загрязнение;
      • слабые участки;
    3. Нити силовой зашивки:
      • обрезанные;
      • истёртые;
      • оборванные;
      • вытянутые;
      • со следами химического воздействия;
    4. Гибкая анкерная линия:
      • порезы;
      • износ;
      • жёсткость;
      • разлохмачивание;
      • вздутие;
      • следы воздействия высоких температур;
      • химическое воздействие;
      • грыжи;
    5. Защитные коуши и чехлы:
      • наличие;
      • деформация.

    На функциональных пробах проверяют:

    • работу запирающего механизма;
    • эффективность работы возвратной пружины;
    • передвижение вдоль анкерной линии;
    • остановку при воздействии нагрузки.

    Проверка соединительных звеньев

    При визуальном осмотре соединительных звеньев обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют работу защёлки карабина и возвратной пружины.

    Проверка спусковых устройств

    Спусковые устройства осматривают на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют способность к перемещению и торможению, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

    Проверка блок-роликов

    При визуальном осмотре блок-роликов обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют свободу вращения, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

    Проверка блокирующих устройств втягивающего типа

    Визуальный осмотр блокирующих устройств втягивающего типа проводят по тем же параметрам, что и осмотр стропов и страховочных привязей. На функциональных пробах обращают внимание на способность ленты свободно вытягиваться и втягиваться, а также остановку при резком приложении нагрузки.

    Проверка касок

    При визуальном осмотре каски обращают внимание на наличие трещин, отметин, оплавлений, следов химического воздействия. Проведение эксплуатационной проверки нацелено на оценку работы регулировочных механизмов головного, затылочного и подбородочного ремня.

    Журнал осмотра страховочных привязей

    По результатам осмотра страховочных привязей компетентное лицо заполняет журнал или отдельный формуляр. Требования к периодическому осмотру содержатся в ГОСТ 365-2010. Каждый производитель предлагает свой вариант бланка проверки СИЗ:

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: