Утилизационный сбор кто платит

А вы должны отчитаться по экосбору?

С 2017 года импортеры и производители сдают отчетность и вносят платеж по экологическому сбору за одежду, посуду, ковры, газеты, шины и многие другие виды товаров и упаковки. В 2018 году в этот перечень вошла бытовая техника, упаковка из бумаги, дерева, стекла и т.д.

С июня 2019 года штрафы за нарушения в сфере отчетности по экосбору существенно выросли и теперь для юридических лиц составляют от 70 тыс. до 500 тыс. рублей. Подробнее читайте в новости. Чтобы понять, несет ли ваша организация ответственность по экосбору, используйте алгоритм, приведенный в этой статье.

Что такое экосбор

С 2015 года производители и импортеры обязаны утилизировать товары и упаковку, которые они ввозят или производят, после утраты ими потребительских свойств (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ в ред. 29.12.2014). Актуальный перечень таких товаров и упаковки утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (далее — Перечень; см. главу «За какие товары и упаковку нужно сдавать отчетность по экосбору»). Чтобы регулировать процесс утилизации, правительство ввело отчетность по экологическому сбору, которая включает сдачу трех форм и внесение платежа. Первая отчетная кампания по экосбору прошла после принятия всей необходимой нормативно-правовой базы — в 2017 году (за 2016 год).

Кто должен отчитаться по экосбору в 2020 году

С отчетности за 2018 год по экосбору должны отчитываться производители и импортеры 54 групп товаров и упаковки.

Важно, что также за экосбор должны отчитываться:

  • производители, которые упаковывают свой товар в упаковку, подлежащую утилизации, — например, пекарня, в которой круассаны заворачивают в бумажные пакеты (нужно отчитаться за упаковку);
  • импортеры, которые ввозят продукцию в упаковке, подлежащей утилизации, — например, компания, которая импортирует духи в стеклянной таре (нужно отчитаться за стеклянную тару).

За какие товары и упаковку нужно сдавать отчетность по экосбору

Перечень товаров и упаковки, которые подлежат утилизации после утраты ими потребительских свойств (Постановление Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р).

Товары

Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»

Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»

Группа № 3 «Спецодежда»

Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»

Группа № 5 «Белье нательное»

Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»

Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»

Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»

Группа № 9 «Тара деревянная»

Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона»

Группа № 11 «Мешки и сумки бумажные»

Группа № 12 «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая»

Группа № 13 «Изделия хозяйственные из бумаги или картона»

Группа № 14 «Принадлежности канцелярские бумажные»

Группа № 15 «Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона»

Группа № 16 «Издательская продукция печатная»

Группа № 17 «Нефтепродукты»

Группа № 18 «Шины, покрышки и камеры резиновые»

Группа № 19 «Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины»

Группа № 20 «Изделия из резины прочие»

Группа № 21 «Изделия пластмассовые упаковочные»

Группа № 22 «Изделия пластмассовые строительные»

Группа № 23 «Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые»

Группа № 24 «Изделия пластмассовые прочие»

Группа № 25 «Стекло листовое гнутое и обработанное»

Группа № 26 «Зеркала стеклянные»

Группа № 27 «Изделия из стекла изолирующие многослойные»

Группа № 28 «Стекло полое»

Группа № 29 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»

Группа № 30 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов»

Группа № 31 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия»

Группа № 32 «Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование»

Группа № 33 «Мониторы, приемники телевизионные»

Группа № 34 «Оборудование коммуникационное»

Группа № 35 «Техника бытовая электронная»

Группа № 36 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»

Группа № 37 «Элементы первичные и батареи первичных элементов»

Группа № 38 «Аккумуляторы свинцовые»

Группа № 39 «Батареи аккумуляторные»

Группа № 40 «Провода и кабели электронные и электрические прочие»

Группа № 41 «Оборудование электрическое осветительное»

Группа № 42 «Приборы бытовые электрические»

Группа № 43 «Приборы бытовые неэлектрические»

Группа № 44 «Инструменты ручные с механизированным приводом»

Группа № 45 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное»

Группа № 46 «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания»

Группа № 47 «Упаковка металлическая из стали»

Группа № 48 «Упаковка металлическая из алюминия»

Группа № 49 «Упаковка полимерная»

Группа № 50 «Упаковка из гофрированного картона»

Группа № 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона»

Группа № 52 «Упаковка стеклянная»

Группа № 53 «Упаковка деревянная и пробковая»

Группа № 54 «Упаковка из текстильных материалов»

Сервис «Отчетность в РПН» рассчитает сумму экосбора за вас! Выберите из перечня товар или упаковку, которые вы произвели или импортировали, — и cервис сам выполнит расчет с учетом нужных ставок и нормативов утилизации.

Должны ли вы отчитываться по экосбору: пошаговый алгоритм

Шаг 1. Проверьте, надо ли отчитываться.

Если ваша организация входит в одну из перечисленных ниже групп, то переходите к шагу 2. Если нет — организация освобождена от выполнения нормативов утилизации, отчетности и платы за экосбор.

  1. Товары и упаковка, которые вы ввозите или производите, входят в Перечень.
  2. Вы приобретаете упаковку, которая входит в Перечень, чтобы упаковывать производимый вами товар для продажи. Например, у вас кондитерская, и вы укладываете торты в картонные коробки, которые купили у другого производителя.
  3. Вы импортируете товар в упаковке, которая входит в Перечень. Например, вы ввозите шоколадные изделия в бумажной обертке.

Шаг 2. Проверьте, выполняются ли нормативы утилизации.

Проверьте, выполняете ли вы нормативы утилизации, то есть утилизируете ли установленное количество товара/упаковки. Если да — переходите к шагу 3, если не выполняете или выполняете не в полном объеме — к шагу 4.

Норматив утилизации — это процент от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки, выраженный в единицах массы товаров и упаковки или единицах товаров. Нормативы утилизации по каждой группе товаров и упаковки на 2018–2020 годы утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р в ред. Распоряжения Правительства РФ от 16.06.2018 № 1203-р.

Пример расчета норматива утилизации

Предприятие произвело и реализовало на территории РФ за 2018 год 200 тонн люминесцентных ламп. Согласно перечню товаров из Распоряжения № 2971-р, лампы относятся к группе № 41, на 2019 год для них утвержден норматив утилизации 10 %, значит, предприятие за 2019 год должно утилизировать 200 × 0,1 = 20 тонн ламп.

Юрлица и ИП могут выбрать один из перечисленных способов, чтобы выполнить нормативы утилизации (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

1. Утилизировать товары и упаковку самостоятельно.

Если вы планируете утилизировать отходы I–IV классов опасности, то предварительно вам надо получить лицензию на деятельность по обращению с отходами. Для утилизации отходов V класса опасности (керамика, бумага, зола и др.) лицензия не нужна.

2. Заключить договор со специализированной компанией, у которой есть лицензия на утилизацию отходов I–IV классов опасности.

В этом случае к отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно прилагать указанный договор, копию лицензии (при необходимости) и акт об утилизации.

3. Вступить в ассоциацию или союз производителей и импортеров.

Если ассоциация в течение отчетного года не выполнит нормативы утилизации или выполнит их не в полном объеме, ответственность по экосбору несет производитель или импортер товаров/упаковки.

Шаг 3. Что делать тем, кто выполняет норматив утилизации

Вы должны представлять отчетность по экосбору (декларацию и отчет о выполнении нормативов утилизации) и документы, подтверждающие проведенную утилизацию.

Вносить плату за экосбор не нужно — платеж будет нулевым. Расчет суммы также не предоставляется.

Если производитель/импортер перевыполнил нормативы утилизации в предыдущем году, то в текущем календарном году они уменьшаются на разницу перевыполнения норматива.

Шаг 4. Что делать тем, кто не выполняет норматив утилизации

Даже если организация не производила утилизацию, она все-равно должна сдавать все три формы отчетности по экосбору: декларацию, отчет о выполнении нормативов утилизации и расчет суммы экосбора, а также вносить платеж за экосбор.

Если утилизация производилась не в полном объеме, нужно сдать три формы отчетности и документы, подтверждающие количество утилизированных товаров и упаковки, а также внести платеж за неутилизированные товары и упаковку.

Кто освобожден от уплаты экосбора и сдачи отчетности

  1. Производители упаковки, реализующие ее для упаковки продукции другим производителям. Например, завод, который продал бумажные пакеты кондитерской.
  2. Производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд. Например, завод, который производит или импортирует коробки, чтобы транспортировать в них детали из одного цеха в другой.
  3. Экспортеры товаров и упаковки.
  4. Компании, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах не менее предусмотренных на отчетный год, освобождены только от уплаты экосбора, однако не освобождаются от сдачи отчетности по экосбору!

Особые случаи определения ответственного за уплату экосбора

Производители упаковки должны вносить платеж по экосбору, только если реализуют ее конечному потребителю. Например, если производитель бумажных мешков реализует мешки для продажи в розничных магазинах (Постановление Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018).

За многооборотную упаковку платить экосбор должен производитель. Например, если велозавод упаковывает велосипеды в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экосбор за картонные коробки платит велозавод, а за поддоны — производитель поддонов (Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018).

Читайте также  Что можно сделать из бензопилы

При производстве товаров по схеме толлинга, когда происходит продажа услуг производства, сырье для производства принадлежит заказчику, поэтому утилизировать товары или платить сумму экосбора должен он.

Например, компания заказывает типографии напечатать ежедневники с логотипом компании и предоставляет для этого бумагу. Готовые ежедневники принадлежат компании на правах собственности, она их реализует, поэтому несет ответственность по экосбору.

При производстве товаров по схеме off-take, когда реализуется готовый товар, сделанный на заказ, сырье для производства принадлежит производителю, поэтому утилизировать товары или платить сумму экосбора должен он.

Например, издательство заказывает типографии напечатать книги, и для этого используется сырье типографии. Напечатанные книги являются собственностью типографии, и ответственность по экосбору несет она.

Материал подготовила Ольга Ермакова

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Утилизационный сбор кто платит

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация уплачивает утилизационный сбор при ввозе автотранспорта из-за рубежа. Затем это транспортное средство реализуется на территории России. Клиент согласен возместить данный сбор. На момент заключения договора поставки транспортное средство уже было включено в постановления Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, от 06.02.2016 N 81.
Как правильно оформить накладные: двумя строками — отдельно на транспортное средство с НДС и отдельно на утиль? Сбор не облагается НДС, или данный сбор нужно включить в стоимость товара и тем самым еще на утилизационный сбор добавить НДС, что увеличит расходы покупателя? Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы утилизационного сбора, уплаченного при ввозе товара, включаются в его себестоимость как одна из разновидностей затрат, непосредственно связанных с их приобретением, в связи с чем такой сбор учитывается в договорной цене и, соответственно, в налоговой базе по НДС.
Минфин России неоднократно и в отношении различных расходов продавца, связанных с реализацией им товаров (работ, услуг), высказывал позицию о том, что НДС начисляется на всю договорную стоимость товара (работы, услуги). Выделять отдельный компонент как расходы продавца, подлежащие возмещению покупателем, и не облагать его НДС неправомерно.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) за каждую самоходную машину, ввезенную в РФ, уплачивается утилизационный сбор (далее — Сбор).
В п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ определен круг плательщиков Сбора, к которым относятся в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в РФ (далее — импортеры).
2. Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
При этом учитывая, что плательщиками утилизационного сбора (далее — Сбор) признаются производители или импортеры транспортных средств (далее — ТС), указанные в постановлениях Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, от 06.02.2016 N 81 (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ), то у покупателя ТС, ввезенного на территорию РФ продавцом, нет обязанности по уплате Сбора.
То есть в общем случае при формировании цены товара (ТС) продавец должен был учесть свои расходы по уплате Сбора.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, и без включения в них налога.
При этом по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется (письма Минфина России от 30.03.2017 N 03-07-11/18544, от 27.05.2016 N 03-07-11/30606)*(1).
Кроме того, при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации услуг должна быть определена исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате этих услуг, имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).
В свою очередь, из пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ следует, что налоговая база, определенная, в частности, в соответствии с нормами ст.ст. 153, 154 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Минфин России неоднократно высказывал мнение о том, что возмещение покупателем работ (услуг) расходов, понесенных продавцом этих работ (услуг) в связи с исполнением им договора, связано с оплатой реализованных работ (услуг), поэтому соответствующие денежные средства покупателя подлежат включению в налоговую базу по НДС. Смотрите, например, письма от 22.04.2015 N 03-07-11/22989, от 15.08.2012 N 03-07-11/300, от 14.10.2009 N 03-07-11/253.
Таким образом, сумма Сбора включается в налоговую базу по НДС при реализации товара (ТС).
Исключением является ситуация, когда на момент определения договорной цены товар (ТС) не был включен в перечень ТС, при ввозе которых (или при производстве) импортер или производитель обязаны уплатить Сбор. Т.е. компенсация Сбора происходит уже вне договорной цены (письмо Минфина России от 27.05.2016 N 03-07-11/30606).

Бухгалтерский учет

Товары, предназначенные для продажи, являются частью материально-производственных запасов на основании п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01).
Товары принимаются к учету по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п.п. 5 и 6 ПБУ 5/01).
Утилизационный сбор хоть и является обязательным платежом, но не относится к налогам (п. 1 ст. 51 БК РФ). При этом при ввозе ТС администратором Сбора является таможенный орган. В связи чем, по нашему мнению, расчеты по уплате утилизационного сбора следует отражать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с таможенным органом», а не на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». В то же время встречается вариант использования счета 68. В любом случае выбранный порядок необходимо утвердить в учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.
Поскольку в рассматриваемой ситуации Сбор не возмещается из бюджета, то его сумма, уплаченная таможенному органу, включается в стоимость товара и учитывается на счете 41:
Дебет 41 «Товары» Кредит 68 (76), субсчет «Расчеты с таможней»
— начислен утилизационный сбор.
При этом поскольку в рассматриваемой ситуации Сбор уплачивается при ввозе товара, а не в момент его реализации, то письмо Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875 (об использовании счета 44 «Расходы на продажу» для учета экологического сбора) не применимо.

К сведению:
Отметим, что покупатель также несет риски в случае оформления сделки как компенсация продавцу Сбора, уплаченного им в соответствии с требованиями Закона N 89-ФЗ (письмо Минфина России от 14.08.2019 N 03-03-06/1/61449).
Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: При покупке самоходных машин продавец по договору купли-продажи предъявил покупателю компенсацию утилизационного сбора (без НДС). Поставщик (импортер) планирует сумму компенсации уплаченного им утилизационного сбора перевыставить отдельным платежом (не в цене самоходной машины). Какие риски несет покупатель по налогу на прибыль? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

29 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Ранее аналогичную позицию выразил Минфин России в отношении компенсации перевозчику его расходов на плату за т.н. «Платон» (письма Минфина России от 06.06.2016 N 03-07-11/32518, от 11.02.2016 N 03-07-11/7383).
При этом суды придерживались аналогичной позиции (смотрите постановления Пятнадцатого ААС от 05.04.2018 N 15АП-4537/18, от 11.08.2017 N 15АП-5374/17). Суды указали, что суммы возмещения дополнительных расходов исполнителя образуют цену договора на оказание транспортных услуг, подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании ст. 146 и 154 НК РФ и возмещаются заказчиком с включением налога.
Скорее всего, такая же логика будет учтена судом в случае, если организация решит не начислять НДС на сумму Сбора в рассматриваемой ситуации.

Особенности уплаты утилизационного сбора при ввозе автомобиля

Если организация импортирует автомобили в Россию, как для перепродажи, так и для собственного использования, ей надо уплатить утилизационный сбор.

Когда надо уплачивать утилизационный сбор

За каждый автомобиль, который ввозится в РФ, надо уплачивать утилизационный сбор (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Это правило распространяется как на организации, которые ввозят автомобили для перепродажи, так и на организации, которые приобретают их за границей для собственного использования.

Однако, предусмотрены случаи, когда утилизационный сбор уплачивать не надо. Это касается, в том числе, автомобилей:

  • с их года выпуска которых прошло более 30 и лет, и автомобили не используются в коммерческих целях, сохранили оригинальный двигатель, кузов, раму либо были отреставрированы до оригинального состояния;
  • которые были выпущены в обращении до 10 февраля 2016 года и не указаны в Перечне колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;
  • не указанных в Перечне самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых сбор уплачивается, а также самоходных машин и прицепов к ним, утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, при условии выпуска в обращение до 10 февраля 2016 года;
  • которые были ввезены в РФ и помещены под таможенную процедуру временного ввоза.
Читайте также  Как включить автономку на камазе

Если организация приобрела автомобиль у лица, которое нарушило свою обязанность по уплате утилизационного сбора или было освобождено от его уплаты, например, являясь участником программы по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, то обязанность уплатить сбор возникает у нового собственника такого транспортного средства (п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Особенности подтверждения уплаты утилизационного сбора

По общему правилу взимание утилизационного сбора осуществляет ФТС России.

Утилизационный сбор – неналоговый платеж. Однако, если автомобиль был приобретен у лица, которое нарушило свое обязательство и его не уплатило, то за взимание сбора в таком случае отвечает ФНС.

Для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора плательщик должен представить таможне расчет суммы утилизационного сбора, а также копии платежных документов о его уплате.

Расчет заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@.

Срок его подачи – 15 дней со дня ввоза автомобиля.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и ее поступления по соответствующему КБК на счет Федерального казначейства, таможня проставит на бланках ПТС отметку об уплате утилизационного сбора.

Кроме того, в подтверждение уплаты сбора таможня должна выдать плательщику таможенный приходный ордер.

Последствия неуплаты утилизационного сбора

Если утилизационный сбор не был уплачен в срок, организации следует уплатить пени.

Они начисляются по истечении 15-ти дней со дня ввоза автомобиля за каждый календарный день просрочки обязательства по уплате сбора.

Пени рассчитываются исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Кроме того, если в течение 3-х лет с момента ввоза автомобиля в РФ таможня установит факт неуплаты или неполной уплаты этого сбора, то в 10-ти дневный срок она должна проинформировать плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора, сумме неуплаченного сбора, а также о начисленных пени.

Эту информацию таможня должна направить в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

При этом организации отведено 20 календарных дней на уплату сбора со дня получения от таможни такой информации.

Если доначисленный сбор не уплачен, его взыщут в судебном порядке.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Выбор читателей

Компенсации за неиспользованный отпуск хотят рассчитывать по-новому

Подозрительные сделки, которые банк будет проверять

«И никакого мошенства!» ЦБ взялся за разоблачение «карточных фокусов»

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Утилизационный сбор

При растаможке автомобилей необходимо заплатить утилизационный сбор. Этот сбор платят при ввозе ТС на территорию России, производстве и при покупке у собственника, который его не заплатил. Этот установленный законодательством (89-ФЗ) сбор платиться только один раз и предназначен для утилизации автомобиля с соблюдением всех экологических норм. Соблюдение этих норм обеспечивает защиту окружающей среды, а также жизни и здоровья граждан. Поставить на учёт и пользоваться транспортным средством, до оплаты утильсбора невозможно. НДС с утилизационного сбора не взимается. В декларацию вносится, как часть суммы потраченной на приобретение средства или как актив для перепродажи. Если сбор заплачен, то в паспорте транспортного средства ставится отметка.

Важно! С 1 января 2020 года Правительством Российской Федерации утверждено повышение утилизационного сбора на транспортные средства и спецтехнику Подробнее >>>

Образцы документов для уплаты утилизационного сбора

  1. Образец пп на самоходные транспортные средства (Смотреть)
  2. Образец пп на самоходные транспортные средства из Белоруссии (Смотреть)
  3. Образец пп на колёсные транспортные средства (Смотреть)
  4. Образец пп на колёсные транспортные средства из Белоруссии (Смотреть)

Оплата утильсбора производится в банке наличным или безналичным способом. Для этого необходим паспорт и платёжное поручение.

Утилизационный сбор на легковые автомобили

Расчёт утилизационного сбора на легковой автомобиль происходит по формуле умножив базовую ставку на коэффициент.

Базовая ставка утильсбора на легковые автомобили составляет 20000 рублей.

Для физических лиц (физлиц) размер утилизационного сбора зависит от возраста легковых автомобилей.

Таблица 1. Утилизационный сбор на автомобили для физических лиц

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для физических лиц
Возраст легкового автомобиля k 1 Сумма, руб.
Новые до 3-ёх лет 0,17 3400 руб.
Старше 3-ёх лет 0,26 5200 руб.

1 – коэффициент (k)

ВАЖНО! За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъемностью до 10 тонн утильсбор не уплачивается

Для юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей (ИП) утилизационный сбор зависит от возраста автомобиля и объема двигателя.

Таблица 2. Утилизационный сбор на автомобили для юридических лиц и ИП

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для юридических лиц и ИП
Виды и категории легковых автомобилей Новые до 3-ёх лет Старше 3-ёх лет
k 1 Сумма, руб. k 1 Сумма, руб.
1. Электромобиль (без гибридного двигателя) 1,42 28400 5,3 106000 руб.
2. С объемом двигателя:
Не более 1000 куб. см 1,42 28400 5,3 106000 руб.
Свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 2,21 44200 8,26 165200 руб.
Свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 4,22 84400 16,12 322400 руб.
Свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 5,73 114600 28,5 570000 руб.
Свыше 3500 куб. см 9,08 181600 35,01 700200 руб.

1 – коэффициент (k)

Утилизационный сбор на транспортные средства таблица 2019

Размеры утилизационных сборов не остаются постоянными. Чтобы узнать величину утилизационного сбора в 2019 году можно воспользоваться таблицами. Эти таблицы составлены для удобства определения сумм сбора, в них указываются ставки утилизационного сбора, коэффициенты и уже рассчитанные значения сумм утилизационного сбора. Таблицы разбиты по категориям транспортных средств.

Таблица 3. Утилизационный сбор на ТС и спецтехнику для юридических лиц и ИП

Катки дорожные (классифицируемые по кодам 8429401000, 8429403000) 6

Базовая ставка равна 172500 руб.

Катки дорожные мощностью силовой установки менее 40 л.с.

Катки дорожные мощностью силовой установки не менее 40 л.с. и менее 80 л.с.

Катки дорожные мощностью силовой установки не менее 80 л.с.

Погрузчики фронтальные (классифицируемые по кодам 842710, 842720, 842951) 6

Базовая ставка равна 172500 руб.

Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки менее 50 л.с.

Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 50 л.с. и менее 100 л.с.

Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 250 л.с.

Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 250 л.с. и менее 300 л.с.

Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 300 л.с. и менее 400 л.с.

Погрузчики фронтальные мощностью силовой установки не менее 400 л.с.

Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по коду 842641000) 6

Базовая ставка равна 172500 руб.

Краны самоходные мощностью силовой установки менее 170 л.с.

Краны самоходные мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.

Краны самоходные мощностью силовой установки не менее 250 л.с.

Прицепы классифицируемые по кодам ТН ВЭД:
8716200000, 8716310000, 8716395001, 8716395009, 8716398005, 8716398008, 8716400000 6

Базовая ставка равна 172500 рублей

Грузоподъёмность до 10 тонн

Грузоподъёмность более 10 тонн

Специальные транспортные средства категории M2, М3, N1, N2, N3 в том числе повышенной проходимости категории G

Спецтранспорт (кроме легковых) Базовая ставка равна 150000 руб.

Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей

Прицепы категории О4 в том числе специальные и специализированные транспортные средства указанной категории

Базовая ставка равна 150000 рублей

Полные прицепы, полуприцепы, прицепы с центральной осью

1 Идентификационный код указан в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним.

2 Учитывается номинальная мощность силовой установки. В случае если в поле «Мощность двигателя (двигателей), кВт (л.с.)» единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники это значение указано только в киловаттах, для исчисления и уплаты утилизационного сбора при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.

3 Под грузоподъемностью прицепа понимается максимальная масса груза, на перевозку которого рассчитан прицеп, установленная производителем (изготовителем).

4 Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172500 рублей. Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой ТН ВЭД ЕАЭС.

5 Дата изготовления самоходных машин и прицепов к ним определяется в соответствии с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства, установленным приложением 6 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. Дата изготовления самоходных машин и (или) прицепов к ним в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора указывается в паспорте самоходной машины и других видов техники.

6 Код классификации приведен в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В случае если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов настоящего перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту. В случае если в документе об оценке соответствия самоходной машины или прицепа требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) или технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» (ТР ТС 031/2012) указан код ТН ВЭД ЕАЭС, отличный от кода, по которому в соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса ЕАЭС указанный товар классифицирован таможенными органами, в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора применяется код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому товар классифицирован таможенными органами. В случае если в документах о подтверждении соответствия код ТН ВЭД ЕАЭС указан в соответствии с ранее действующей редакцией, утилизационный сбор уплачивается на основании таблиц соответствия кодов ТН ВЭД ЕАЭС на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций.

7 Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении специализированных самоходных машин и прицепов к ним равна 150000 рублей. Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой ТН ВЭД ЕАЭС.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2018 г. N 639
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81

Утилизационный сбор на легковые и грузовые автомобили для юрлиц в 2020 году

С 01.01.2020 года меняются ставки на легковые и грузовые автомобили производимые или ввозимые в Российскую Федерацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Подробнее >>>

Читайте также  Что такое холодный асфальт

Минфин предложил возмещать импортерам экосбор при условии утилизации

Минфин предложил возмещать импортерам и производителям товаров сумму уплаченного ими экологического сбора за счет субсидии из бюджета. Но претендовать на это смогут только те компании, которые будут самостоятельно заниматься утилизацией использованных товаров. Об этом замглавы ведомства Ирина Окладникова написала 17 ноября вице-премьеру Виктории Абрамченко, курирующей в правительстве экологию (копия письма есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердила представитель вице-премьера Марта-Мария Галичева).

«Минфин считает целесообразным совместно с заинтересованными ведомствами проработать возможность возврата экосбора через предоставление субсидий производителям и импортерам товаров, которые такой сбор уплатили. При этом субсидию предлагается предоставлять исходя из затрат производителя либо импортера на утилизацию отходов в пределах уплаченного организацией экосбора», — сообщил РБК представитель Минфина. Он добавил, что такой подход позволит проследить выполнение обязательств по утилизации отходов и обеспечить возмещение затрат по фактически осуществленным расходам.

Когда и как платят экосбор

Кроме вопросов компенсации экосбора в правительстве также обсуждается вопрос, когда импортеры должны его платить. Идея уплаты импортерами экосбора с ввозимых товаров сразу на таможне, а не через год и более, как сейчас, обсуждалась на прошлой неделе, 20 ноября, на совещании у Абрамченко. Об этом РБК рассказали федеральный чиновник и два топ-менеджера компаний, знакомых с итогами совещания. Однако на совещании не прозвучало сроков предоставления субсидии для утилизаторов, как импортеров, так и внутренних производителей.

Марта-Мария Галичева отказалась комментировать итоги совещания до появления протокола. При этом она отметила, что «действующая система, при которой импортер отчитывается за утилизацию спустя два года, показала свою неэффективность». По ее словам, вице-премьер поручила проработать эффективные инструменты, которые, с одной стороны, будут способствовать реальной утилизации, в том числе въезжающей в страну упаковки, то есть уменьшению мусора в стране. А с другой — обеспечат гибкую систему для предпринимателей без фискальных механизмов.

Сейчас экологический сбор компания платит в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, напоминает замглавы комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева. То есть за 2020 год уплата экосбора для импортеров, как и для производителей внутри страны, должна быть произведена до 15 апреля 2021 года. При этом сбор не является обязательным: он платится лишь в том случае, если компании не выполнили обязательства по утилизации отходов от ввезенных ими товаров (упаковки) самостоятельно. При этом при ввозе товара на таможне декларируется только стоимость товара, сведения об упаковке импортер может предоставлять добровольно.

Как подчеркивает Галичева, уже сегодня есть «ответственные компании», которые успешно занимаются утилизацией. Но есть и такие, которые этого не делают и к моменту сдачи отчета об утилизации уже перестают существовать как юрлица. В этом случае финансовое бремя за утилизацию фактически ложится на население, что недопустимо, заключила она.

У производителей и импортеров есть альтернатива между уплатой экосбора и самостоятельной утилизацией, при том что второе поощряется законодательством (например, возможностью использовать понижающий коэффициент на вторсырье в случае самостоятельной утилизации), отмечает руководитель отдела по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever в России, на Украине и в Белоруссии Ирина Антюшина. «Прямые затраты компаний при самостоятельной утилизации через нашу ассоциацию удается снизить приблизительно на 30%», — добавляет представитель ассоциации «Система коллективной ответственности «Электроника-утилизация» (объединяет производителей электроники Sony, Ariston, Samsung и т.д.) Антон Гуськов.

Что такое экосбор

Экологический сбор — это неналоговый платеж на утилизацию товаров или упаковки, который должен платить бизнес в рамках механизма расширенной ответственности производителя (РОП). Однако механизм РОП, действующий в России с 2015 года, сейчас реформируется из-за неэффективности. Как говорил экс-министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин, в рамках экосбора собирается порядка 3 млрд руб. в год, тогда как население платит за вывоз твердых коммунальных отходов 180 млрд руб. в год.

О чем предупреждает бизнес

Опрошенные РБК представители бизнеса указали на ряд рисков в новых подходах по взиманию экосбора и утилизации, которые обсуждают власти:

  • Риск сворачивания утилизации товаров бизнесом. Новый порядок выплаты экосбора «авансом» для самостоятельных утилизаторов обернется двойной нагрузкой на них, считает глава ассоциации «РусПЭК» (входят CocaCola, Pepsico, Danone и др.) Любовь Меланевская. «Первый раз импортеры добросовестно заплатят сбор на таможне, затем вложат в структуру по утилизации своей продукции. Если экосбор будет обязателен для импортеров, придется, скорее всего, пожертвовать проектами по утилизации. Бизнесу необходимы оборотные средства, и замораживать их, чтобы вернуть когда-то потом, мало кто будет. Антюшина также считает рискованным инвестирование в утилизацию. «Нет четкой гарантии, что усилия предпринимателей по фактической утилизации будут «засчитаны» регулятором для дальнейшего возмещения затрат. Проще заплатить экосбор единожды и забыть об этом до следующего отчетного года», — замечает она.
  • Отсутствие системы утилизации товаров на госуровне. Гуськов отмечает, что в России на госуровне не создана система спецсбора пришедшей в негодность электроники. «Сейчас электронику нельзя захоранивать на полигонах, а собирать для утилизации крайне сложно», — указывает он. «Целевое расходование средств экосбора сейчас не налажено. В перспективе это несет риск роста полигонов, если государство не займется созданием эффективной системы утилизации вместо бизнеса, который свернет свои программы утилизации товаров в целях экономии», — добавляет Меланевская.
  • Фискальный характер платежа. Гуськов подчеркивает, что электроника приходит в негодность и утилизируется через 10–15 лет. Экосбор же придется платить ежегодно и сразу при ввозе. При таком сценарии это выглядит фискальной мерой, а не способом уменьшить количество мусора в стране. «Механизм превратится исключительно в фискальное упражнение, которое не будет стимулировать развитие инфраструктуры переработки и значительно замедлит переход страны к экономике замкнутого цикла», — соглашается Антюшина.
  • Риск роста цен на товары. И Меланевская, и Гуськов считают, что после введения новых правил экосбор войдет в себестоимость продукции и отразится на ее розничной цене.

РБК направил запрос представителю Абрамченко с просьбой прокомментировать мнение бизнеса. Представитель Минфина переадресовал запрос РБК в Минприроды.

Однако не все представители бизнеса увидели в новых правилах экосбора только минусы. Беляева отмечает, что механизм, предлагаемый к применению к экологическому сбору импортеров товаров, попадающих под РОП, идентичен утилизационному сбору. «Утильсбор уплачивается при выпуске машины на рынок, а расходы на ее утилизацию компенсируются путем предоставления субсидии в рамках правил, утвержденных постановлением правительства. Уплата экосбора на границе позволит предотвратить возможные искажения сведений о ввозимых товарах, а также создаст источник финансирования работ по утилизации отходов от ввозимых товаров в случае, если импортеры не будут самостоятельно утилизировать отходы от ввезенных ими товаров», — полагает она.

Бизнес видит решение проблемы с уходом от уплаты экосбора при отсутствии реальной утилизации в ужесточении контроля. «Мы выступаем за повышение эффективности государственного надзора в области уплаты экосбора и переработки», — говорит Гуськов. Представитель Абрамченко согласна с этой точкой зрения: «Вице-премьер неоднократно отмечала, что концепция должна устанавливать безусловный приоритет фактической утилизации над уплатой экологического сбора. В то же время нужно обеспечить четкую систему контроля за проведением утилизации упаковки и отходов. Поэтому ведомства также проводят анализ администрирования расширенной ответственности производителя, в том числе в части импортеров».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: