Увз что это такое

Уралвагонзавод: первый и единственный

Фото: Антон Тушин

11 октября отметил свой 84-й день рождения Уралвагонзавод – уникальный научно-производственный комплекс России, одно из самых крупных промышленных предприятий в мире. Именно в этот день в 1936 году с конвейера завода сошли первые большегрузные полувагоны, и УВЗ вошел в строй действующих предприятий.

Уралвагонзавод стал известен не только своим подвижным составом. В стенах завода созданы легенды мирового танкостроения – Т-54/55, самый массовый танк современности Т-72, передовой Т-90 и его модификации, а также бронемашины на платформе «Армата». Всего на заводе было выпущено более 100 тыс. единиц бронетехники – и это безусловный мировой рекорд в танкостроении.

Рождение промышленного гиганта

История создания УВЗ, подобно истории других строек-гигантов первых пятилеток Советского Союза, соткана как из героических, так и из трагических событий. Рост промышленности молодой страны и ее огромные территории требовали большого количества железнодорожной техники, которой катастрофически не хватало. Весной 1931 года было принято решение о создании вагонного завода, с помощью которого планировалось к 1937 году в полтора раза увеличить вагонный парк страны.

Будущий Уралвагонзавод проектировался в соответствии с американскими ноу-хау по принципам поточно-конвейерного производства. При этом он стал одним из первых промышленных предприятий СССР, спроектированных без участия зарубежных специалистов.


Фото: Нижнетагильский городской исторический архив

Масштабная стройка началась в районе Нижнего Тагила, относившегося к Урало-Кузбасскому угольно-металлургическому комплексу. В первые годы строители столкнулись с массой проблем, из-за тяжелого труда и неустроенности работники тысячами покидали стройку.

Несмотря на все трудности, 11 октября 1936 года завод выпустил первый большегрузный полувагон, и эта дата считается днем рождения предприятия. Постепенно Уралвагонзавод вышел на запланированные мощности и за предвоенный период изготовил 35 400 вагонов разного типа − в два раза больше, чем все вагоностроительные предприятия страны за годы первой и второй пятилеток.

От вагонов к танкам для фронта

В Великую Отечественную войну завод концентрируется на выпуске танков. Во второй половине 1941 года в Нижний Тагил эвакуируются 12 предприятий из разных городов и объединяются с УВЗ в Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна. За два месяца УВЗ сворачивает все производство и перестраивается под постройку танков Т-34.

Завод принял 3500 единиц эвакуированного оборудования и 70 тыс. новых работников. Уже 18 декабря 1941 года собран первый танк Т-34-76, а к концу декабря того же года первые 25 боевых машин отправлены на фронт, и далее нижнетагильский завод остается основным поставщиком Т-34 для армии.


Установка башен на конвейер окончательной сборки танков Т-34 Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле.
Фото: Российский Государственный архив экономики

В 1942 году в цехах организуются поточные линии. Это позволяет увеличить выпуск танков – за сутки тагильчане собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин. Без преувеличения можно сказать, что ничего подобного в мировой практике до этого не происходило. Каждый третий советский танк, сражавшийся в битвах Великой Отечественной войны, был построен в Нижнем Тагиле. Всего же Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна выпустил за годы войны более 25 тыс. танков – больше, чем все заводы фашистской Германии.

Послевоенные годы

После войны заводу возвращается прежнее название и прежний род деятельности − производство железнодорожных вагонов. Опыт военных лет позволил УВЗ быстро восстановиться и подняться на новый уровень. Завод расширяет свою деятельность. Кроме различных видов вагонов, здесь продолжается выпуск военной техники, а также выполняются заказы на сельскохозяйственную, строительную и авиакосмическую технику.

В конце 1940-х годов нижнетагильский завод начинает производство танка Т-54, сыгравшего важную сдерживающую роль в ходе холодной войны. С января 1958 года УВЗ выпускает Т-55 – первый в мире танк, способный действовать в условиях ядерной войны. Эта модель стала самым массовым танком 1960-1970-х годов.


Танк Т-72. Фото: Минобороны РФ

Следующим продолжателем традиций «тридцатьчетверки» стал созданный в начале 1960-х годов танк Т-62 – первый в мире танк с гладкоствольным орудием. А в 1973 году на УВЗ началось и продолжается в усовершенствованной конструкции производство танка Т-72 – самого массового танка современности, который до сих пор составляет основу танковых сил многих стран. Примечательно, что танк не только производился, но и был разработан в Нижнем Тагиле. На базе танка Т-72 на УВЗ выпускались инженерные машины.

Еще одно интересное направление работы УВЗ в это время – создание криогенной техники. В 1954 году завод получил первое задание на разработку экспериментальных агрегатов заправки ракет жидким кислородом. В 1956 году началось производство средств заправки, и с тех пор все советские и российские космические проекты связаны с деятельностью «Уралкриомаша» − подразделения УВЗ. Сегодня завод является единственным в России и странах СНГ производителем специализированных криогенных железнодорожных цистерн для перевозки жидкого азота, аргона, кислорода и водорода.

Лидер мирового танкопрома

В кризисные 1990-е годы УВЗ, лишившийся прежних объемов госзаказа, смог выстоять и сохранить коллектив. Завод успешно расширил конверсионное производство. Огромный опыт позволил в короткие сроки освоить выпуск новой гражданской техники – тракторов, экскаваторов, погрузчиков.

Вехой в истории УВЗ становится принятие на вооружение в 1992 году танка Т-90 – нового основного танка российской армии. Машина была разработана силами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, входящего в Уралвагонзавод. Новую разработку УВЗ ждала слава ее предшественников – Т-90 и его модификации стали одними из самых продаваемых танков 2000-х годов.


Танк Т-90. Фото: Антон Тушин

Также в 1990-е годы на УВЗ создаются различные инженерные машины для армии, которые могут использоваться и в мирных целях, например для работы в зонах бедствия и при чрезвычайных ситуациях.

Сегодня в холдинг Уралвагонзавода входит несколько десятков предприятий. УВЗ традиционно включается в сотню крупнейших производителей вооружения в мире. В трех дивизионах холдинга – спецтехники, железнодорожной техники и дорожно- строительной техники – выпускается более 200 видов продукции. УВЗ – единственный производитель танков для Вооруженных сил РФ.


Танк Т-14. Фото: Антон Тушин

В 2015 году уральские конструкторы представили миру уникальную разработку – танк Т-14 на платформе «Армата» − пожалуй, самый совершенный танк мира на сегодняшний день. Этот танк создан специально под задачи сетецентрических войн, оснащен самыми современными цифровыми устройствами, новейшими системами защиты и самым мощным вооружением. С большой вероятностью Т-14 будет принят на вооружение армии РФ уже в этом году. Символично, что это произойдет в год, когда российское танкостроение отмечает свой столетний юбилей.

События, связанные с этим

«Салют»: рекордные авиамоторы

Вологодский оптико-механический завод: с прицелом на будущее

«Уралвагонзавод». Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 марта 2017 г. генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов сообщил, что новым руководителем «Уралвагонзавода» назначен бывший замминистра промышленности и торговли РФ Александр Потапов. На этом посту он сменит Олега Сиенко, руководившего предприятием с 2009 г.

АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского» (НПК «Уралвагонзавод») — российская группа компаний, выпускающая военную, железнодорожную, строительную, сельскохозяйственную и прочую технику (всего около 200 видов продукции) под брендом «УВЗ». Штаб-квартира расположена в Нижнем Тагиле Свердловской обл.

Из истории завода

В конце 1920-х гг. — начале 1930-х гг. на фоне активного роста промышленности Советский Союз столкнулся с острой нехваткой железнодорожного транспорта. Власти приняли решение создать в Нижнем Тагиле новый завод по производству грузового подвижного состава.

8 мая 1931 г. была образована дирекция головного предприятия нынешней корпорации — завода «Уралвагонстрой». Строительством руководил Лазарь Марьясин, директором завода был назначен Григорий Павлоцкий. Секретарем парткома стройки работал Шалва Окуджава — отец известного советского барда Булата Окуджавы (все трое руководителей были расстреляны в 1937-1938 гг.).

Первый большегрузный полувагон завод выпустил 11 октября 1936 г. — этот день считается датой рождения предприятия, которое в том же году переименовали в «Уралвагонзавод» (УВЗ). В 1937 г. конструкторский отдел УВЗ получил статус головного в СССР по полувагонам, крытым вагонам и платформам, автосцепному устройству и тележкам. Главный конструктор предприятия Дмитрий Лоренцо разработал проекты унифицированных грузовых вагонов, в 1940 г. они были утверждены в качестве образца для всех вагоностроительных заводов Советского Союза.

Танкостроение в годы войны

После начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. предприятие было перепрофилировано на выпуск танков.

В августе 1941 г. решением Государственного комитета обороны завод был объединен с 12-ю эвакуированными из европейских областей СССР предприятиями, в т. ч. Харьковским машиностроительным заводом номер 183 (ныне — Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева, Украина), Московским станкостроительным заводом им. Серго Орджоникидзе и др.

18 декабря 1941 г. с конвейера сошел первый танк Т-34-76. Всего за годы Великой Отечественной войны Уральский танковый завод номер 183, как тогда называлось объединенное предприятие, выпустил более 25 тыс. боевых машин. В 1945 г. заводу было присвоено имя Иосифа Сталина, но уже в конце года название сменили на прежнее — «Уралвагонзавод».

Послевоенная история

В 1946 г. был восстановлен выпуск грузовых вагонов, при этом танковое производство в Нижнем Тагиле сохранилось. В 1950-е — 1960-е гг. на УВЗ строились танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации, в 1973-2005 гг. производился Т-72.

Читайте также  Как сделать компрессор своими руками

После войны завод также занялся производством цистерн для перевозки жидкого кислорода и подвижных заправочных средств для ракет. В 1946-1950 гг. УВЗ ежегодно выпускал почти половину железнодорожного подвижного состава (и до 70% грузовых вагонов) в СССР; часть продукции поставлялась на экспорт. В 1960-е гг. был налажен серийный выпуск первых в стране шести- и восьмиосных полувагонов грузоподъемностью 100 и 125 т. Вагоносборочное производство прошло коренную реконструкцию в 1970-х гг.

Кризис 1990-х гг.

После распада Советского Союза в 1991 г. предприятие находилось в тяжелом финансовом положении. После резкого снижения объема оборонных заказов был освоен выпуск колесных тракторов, экскаваторов, коммунальной техники. В 1992 г. доля оборонной продукции госпредприятия составила 27% от доконверсионной доли в 70% в 1988 г. УВЗ занимался восстановлением старых танков, продажей запчастей для ранее проданных машин.

В 1992 г. на вооружение в РФ был принят основной боевой танк Т-90, разработанный входящим в состав УВЗ Уральским конструкторском бюро транспортного машиностроения, однако Минобороны не заказывало крупных партий этих машин. На предприятии росла задолженность по выплатам заработной платы.

15 июня 1995 г. водитель-испытатель УВЗ Василий Тропин на угнанном танке Т-72С проехал через Дзержинский район Нижнего Тагила и вернул боевую машину к проходной завода, заявив, что хотел «хоть как-то выразить свой протест против беспросветной нищеты оборонки».

Во второй половине 1990-х гг. Минобороны РФ почти прекратило заказывать продукцию завода. При этом в 1999 г. общая задолженность «Росвооружения» за отгруженную продукцию УВЗ составляла 1,5 млрд руб., непокрытые убытки на прошлых лет на балансе завода составляли 536,8 млн руб. Ситуация значительно улучшилась после того как в 1999 г. УВЗ удалось заключить контракт на поставку Индии танков Т-90С на сумму в $1,2 млрд.

14 декабря 2002 г. государственное предприятие «Уралвагонзавод» стало федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП).

Преобразование в корпорацию

Современная интегрированная структура корпорации была образована указами президента РФ Владимира Путина от 27 августа 2007 г. и 25 июня 2012 г.

День Рождения Уралвагонзавода

11 октября 1936 года в СССР было основано промышленное предприятие, ставшее крупнейшим производителем бронетанковой техники. Предприятие сумело пережить тяжелейший период политических и экономических реформ 1990-х годов. И сегодня отмечает свой День Рождения АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского».

Строительство Уральского вагоностроительного завода, как он изначально назывался, было начато в 1931 году в Нижнем Тагиле. Условия работы были крайне тяжёлыми, что приводило к необходимости смены основных бригад при опоре на бригады, формировавшиеся из комсомольцев и коммунистов. К строительству были подключены и заключённые. 2 марта 1936 года завод получил официальное наименование: Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского.

Свой первый вагон завод выпустил 11 октября 1936 года. Эту дату и принято считать Днём Рождения Уралвагонзавода. Он стал первым в СССР заводом, спроектированным по конвейерному прямоточному принципу и одним из первых предприятий, строившихся исключительно силами отечественных инженеров.

Здесь с самого начала старались применять новейшие достижения в области вагоностроения, а в совокупности, на мощностях Уралвагонстроя к началу Великой Отечественной войны было выпущено вагонов больше, чем на всех остальных предприятиях СССР того же профиля за тот же период времени.

Изначально Уральский вагоностроительный завод задумывался и воплощался в жизнь как промышленный гигант, и этот гигант оправдывал свои мощности и громкое имя.

Годы Великой Отечественной войны покрыли Уралвагонзавод славой завода-танкостроителя. В спешном порядке на базе этого завода и 11 эвакуированных из Европейской части СССР промышленных предприятий образуется Уральский танковый завод №183 им. Коминтерна. Номер предприятие получило от Харьковского танкового завода №183 им. Коминтерна, эвакуированного среди прочих на Урал. Его производственные мощности, развёрнутые на площадях Уралвагонзавода и специфика послужили основой для налаживания производства танка Т-34/76.

Помимо танка-символа Победы, каким стал Т-34, завод в течение всей войны выпускал и другую военную продукцию: авиабомбы, артиллерийские передки, бронекорпуса для штурмовиков Ил-2. По проведённым статистическим подсчётам известно, что половина выпущенных в годы войны средних танков Т-34 разных модификаций была произведена именно на Уральском танковом заводе №183.

Нужно отдать должное людям, которые сумели в тяжелейших условиях 1941 года наладить выпуск танков за 2,5 месяца и к концу войны достичь таких показателей массового производства, которые были лучшими в мире. Этому способствовало и внедрение в производство впервые в мировой практике автоматической сварки броневых листов.

В середине войны Уральский танковый завод ежесуточно отправлял на фронт эшелон танков. Более 6000 рабочих завода воевали на разных фронтах Великой Отечественной войны, и около половины из них отдали свои жизни за Родину. За вклад в Победу над фашистской Германией завод был трижды награждён: в 1942 году – Орденом Трудового Красного Знамени, в 1943 году – Орденом Красного Знамени и в 1946 году – Орденом Отечественной войны I степени.

Сразу после окончания войны завод приступил к очередной реорганизации производства, возвращаясь к выпуску продукции своего основного профиля: изделиям подвижного железнодорожного состава. Началось производство большегрузных платформ, вагонов и полувагонов, железнодорожных и стационарных топливных и изотермических цистерн.

Своё название завод поменял в мае 1945 года, когда стал называться Уральским вагоностроительным заводом имени И.В. Сталина, а в 1963 году название снова было изменено на Уральский вагоностроительный завод имени Ф.Э. Дзержинского. За успехи в деле освоение новых производственных технологий и достижения в производстве железнодорожной продукции, а также разработку и выпуск новейшего основного танка Т-72 завод награждался неоднократно. Дважды он был награждён Орденом Ленина (в 1935 и 1970 годах), а также Орденом Октябрьской Революции (в 1976 году).

Вернувшись к мирной жизни, завод продолжил выпускать продукцию не только для железных дорог, но и для других отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, авиационная и космическая промышленность. Ну и, конечно, накопив бесценный опыт, оборудование, коллектив специалистов, Уралвагонзавод продолжил выпуск военной продукции, к которой в первую очередь относятся танки.

Завод выпускал такие известные боевые машины, как танки Т-54, Т-55, Т-62, Т-72. Причём танки эти не только выпускались, но и были разработаны Уралвагонзаводом. Сегодня завод модернизирует и обслуживает состоящие на вооружении танки Т-72, выпускает и обслуживает танки Т-90, а также первое в мире третье послевоенное поколение танка – Т-14 «Армата».

В 2007 году Указом Президента было образовано Акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского. Создание корпорации проходило вокруг Уралвагонзавода путём объединения многих промышленных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Основной целью создания корпорации стало сохранение и преумножение опыта в деле создания бронетанковой техники и артиллерийского вооружения, а также рост конкурентоспособности продукции. В состав корпорации вошло около 40 предприятий, конструкторских бюро и НИИ.

Сегодня АО НПК «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского выпускает вагоны, полувагоны, цистерны, платформы, тяговые модули вагонов. Практически треть вагонов на железной дороге России произведена на мощностях Уралвагонзавода. В 2011 году корпорация выпустила миллионный вагон и поставила абсолютный мировой рекорд, произведя за год, двадцать пять с половиной тысяч единиц подвижного состава. Через год корпорация повторила своё достижение, поставив уже 2 мировых рекорда по количеству произведённых вагонов и осей для них.

Помимо железнодорожных изделий корпорация выпускает продукцию и для других отраслей экономики: трактора, буровые установки, погрузчики, экскаваторы.

В 2010 году корпорация «Уралвагонзавод» вошла в число ста наиболее крупных производителей оружия в мире. По-прежнему особое место в производстве занимает бронетанковая техника – танки, боевые машины пехоты, боевые машины поддержки танков, мостоукладчики, боевые машины разминирования, ремонтно-эвакуационные машины и др.

В 2005 и 2006 годах «Уралвагонзавод» был отмечен ещё двумя государственными наградами: Орденами Святых благоверных князей Дмитрия Донского II степени и Даниила Московского II степени. В 2016 году Главнокомандующий Вооружёнными силами России наградил корпорацию Грамотой за укрепление обороноспособности государства.

Уралвагонзавод — лидер мирового танкостроения

Проектировали завод три тысячи советских инженеров под руководством А.В. Иванькова, который изучал вагонное производство в Америке. За основу был взят принцип прямоточности: по законам конвейера расположены корпуса, в каждом из них — по несколько цехов, объединенных технологическим процессом. Это был один из первых проектов крупного машиностроительного предприятия с поточным производством, выполненный советскими инженерами без участия иностранных специалистов.

Первые рабочие прибыли в 1931 году. Однако из-за ужасной бытовой неустроенности, холода, голода, болезней в первые годы строительства люди тысячами сбегали со стройки. Только за 9 месяцев 1933-го с площадки ушло 15 тысяч человек. В 1931-1934 гг. коллектив работающих ежегодно менялся несколько раз. Имелись лишь три более-менее постоянные группы: около 5000 коммунистов и комсомольцев, прибывших в разное время по путевкам своих организаций; члены интернациональной коммуны «Цемент», состоявшей из финнов, немцев, чехов, поляков, американцев; заключенные, численность которых достигала 4000 человек. И только когда начальство всерьез занялось строительством жилья и налаживанием быта, люди начали оставаться и закрепляться.

2 марта 1936 года заводу присвоено название «Уральский вагоностроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского». Изначально производил тяжёлые железнодорожные вагоны — первый вагон выпущен 11 октября 1936 года.

В период Большого террора 1937-38гг. на заводе было арестовано около 2 тысяч человек по стандартным обвинениям во «вредительской, террористической и антисоветской деятельности».
В частности, были расстреляны: Л.Марьясин — начальник «Уралвагонстроя» (до этого он был одним из руководителей строительства Магнитогорского металлургического комбината); секретарь парткома Ш.Окуджава (отец знаменитого барда Б.Окуджавы). Один из крупнейших организаторов строительства завода М.Тамаркин в ходе следствия покончил с собой.

Читайте также  Что может ручной фрезер по дереву

13 сентября 1941 года было принято решение об эвакуации харьковского завода №183, харьковского тракторного завода, а также Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода им. Ф.Э. Дзержинского, а также еще ряда эвакуированных производств в Нижнем Тагиле начал свою работу Уральский танковый завод (УТЗ) №183.
Было привезено и установлено более трех тысяч единиц оборудования, эвакуировано около 70 тысяч человек. В кратчайшие сроки, всего за два месяца, производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков.

Директор танкового завода № 183 Юрий Евгеньевич Максарев

Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76. В феврале 1942 года Максарев был снят с должности за невыполнение плана выпуска танков и отдан под суд. Директора спас заместитель наркома танковой промышленности И.М. Зальцман, который лично разобрался с ситуацией на заводе.

В начале 1942 года во всех цехах началась работа по созданию поточных линий. Первые из них появились в цехах в том же году. Ежесуточно Уральский танковый завод отправлял на фронт эшелон боевых машин. В целом масштабы применения на заводе в военное время поточных линий и различных конвейеров не имели и не имеют аналогов в мировом танкостроении – как в те годы, так и сегодня.

За период Великой Отечественной войны завод выпустил более 25 тысяч танков. Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера тагильского предприятия. За три с половиной года на УТЗ было построено почти 40% того количества танков, которое вся германская промышленность создала за 9 лет.

Сварка деталей башни танка Т-34-85

С окончанием войны Уралвагонзавод вновь перестраивается на выпуск вагонов, используя для восстановления опыт конвейерного производства танков и новейшие технологии. Уже с 19 марта 1946 года началось производство большегрузных вагонов-платформ, в 1947-м приступили к производству полувагонов, а в 1948 году – крытых вагонов.

В то же время сохраняется и совершенствуется военное производство. Среди предприятий, выпускавших боевые машины до и во время войны, Уральский танковый завод продемонстрировал наибольшую эффективность. В конце 40-х годов на конвейер ставится танк Т-54. В течение десяти лет абсолютное превосходство «пятьдесятчетверок» над своими противниками – танками стран НАТО – не давало холодной войне перерасти в третью мировую.

С 1954 года Уралвагонзавод приступил к серийному выпуску среднего танка Т-55 – первого в мире, оснащенного комплексной системой противорадиационной защиты, позволяющей действовать на зараженной после ядерного удара местности. Высочайшая надежность, простота и боевая эффективность этой машины сделали танк Т-55 самым массовым танком мира в 1960-1970 годы.

Т-55

В начале 1960-х годов был принят на вооружение танк Т-62 производства Уралвагонзавода. Он первый в мире был оснащен гладкоствольным орудием с высокой начальной скоростью бронебойно-подкалиберного снаряда. Защита, способная устоять под ударом такого БПС, появилась на основных танках НАТО лишь в 1980-х годах.

1 октября 1954 года на тагильском предприятии было создано уникальное в стране производство по созданию криогенной техники во главе с конструкторским бюро ОКБ-250. В 1956 году на Уралвагонзаводе началось производство средств заправки жидким кислородом космических ракет-носителей. С тех пор ни один космических проект России не обходится без тагильских криогенщиков.

К 70-м годам XX века Уралвагонзавод получил репутацию мощного и стабильного промышленного предприятия, способного разрабатывать и производить самые сложные изделия – танки, криогенную и железнодорожную технику, причем в количествах, недоступных большинству заводов не только СССР, но и мира. Не было практически ни одной технологии обработки и сварки металлов, которая была бы неизвестна специалистам тагильского предприятия.

В вагонном цехе, 1988г.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов Уралвагонзавод по заданию Министерства оборонной промышленности, как и два других предприятия – Харьковский завод транспортного машиностроения и КБ Кировского завода в Ленинграде, – получил задание на разработку массового танка нового поколения, сочетающего в себе огневую мощь и броневую защиту тяжелых машин и подвижность средних. В результате армия получила три танка: Т-72, Т-64А и Т-80, каждый из которых соответствовал требованиям современного боя, а их характеристики с очередной модификацией становились все более могущественными. Все они претендовали на звание основного танка Советской Армии. Решить спор должны были испытания, которые растянулись на целое десятилетие. В итоге их выиграла тагильская «семьдесятдвойка» и стала впоследствии самым массовым воюющим танком современности. Идеальное сочетание стоимости и эффективности вместе с почти неисчерпаемыми резервами модернизации сделали Т-72 настоящей «звездой» на полях сражений.

Танк Т-72

Кризис и распад Советского Союза крайне тяжело отразились на Уралвагонзаводе, как и на многих других крупных предприятиях страны. В лице государства исчез постоянный потребитель военной техники и изделий подвижного состава, а места на мировых рынках нужно было еще завоевать. Несмотря ни на что, нижнетагильское предприятие не просто сохранило свою целостность, но и сберегло уникальный технологический комплекс и значительную часть высококвалифицированного коллектива. Сотрудники конструкторских бюро Уралвагонзавода, обладая огромным опытом в области разработки техники любого уровня сложности, смогли в течение короткого периода поставить на производство абсолютно новые виды гражданской продукции – гусеничные и колесные экскаваторы и малогабаритные погрузчики, а также железнодорожные цистерны и специальные вагоны различного назначения.

Именно в это время были созданы ракетно-пушечный танк Т-90А и его экспортный вариант Т-90С, инженерная машина разграждения ИМР-3М, предназначенная для очистки пути войскам через зоны сильных разрушений, а также через минные заграждения, боевая машина разминирования БМР-ЗМ, способная проводить танковые части по минным полям под обстрелом противника и многое другое.

Танк Т-90

Сегодня в корпорации «УВЗ» большая линейка специализированных разработок, многие из которых уникальны: вагон-хоппер, вагон-термос, лесовоз, платформа для атомной промышленности, вагон-платформа для перевозки широкой номенклатуры грузов, цистерны для «Роскосмоса», многофункциональное транспортное средство ТМВ-2 и другие. Ставка на инновационность является главным принципом при разработке новых изделий. При этом не только при создании спецтехники, но и подвижного состава. Прекрасный тому пример – вагон-хоппер для минеральных удобрений с кузовом, полностью изготовленным из композиционных материалов. За эту разработку корпорация «УВЗ» удостоена престижной международной премии JEC Awards.

За последние несколько лет научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» сделала огромный шаг вперед, продемонстрировала высочайший потенциал. Сегодня УВЗ котируется в международных рейтингах производителей вооружений и военной техники, показав самый быстрый рост среди предприятий российского ОПК.

Особое место в ряду военной продукции Уралвагонзавода сегодня занимают модернизированный Т-90С – танк, являющийся следующим шагом в развитии отечественного танкостроения, и боевые машины огневой поддержки «Терминатор» (БМПТ) и «Терминатор-2» (БМПТ 72) – новейшие образцы вооружения, аналогов которым в мире нет.

Т-14 на базе платформы «Армата» – единственный в мире танк третьего послевоенного поколения.

Т-14 – единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. По мнению военных экспертов, «Армата» – новое слово в танкостроении, не имеет аналогов в мире. Это принципиально новая и полностью российская разработка. В машине применены беспрецедентные конструкторские решения, в частности, башня Т-14 необитаема. Броня «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего противотанкового средства.

Боевая машина пехоты на гусеничной платформе «Армата» Т-15 – самая высокозащищенная тяжелая БМП в мире. Она оснащена дистанционно управляемым универсальным боевым модулем. Отличительная особенность новых бронемашин УВЗ – это противоминная конструкция корпусов, которая защищает экипаж с возимым десантом от подрыва даже мощных фугасов, а также наличие комплексов активной защиты.

Уралвагонзавод не останавливается на достигнутых успехах. Особое внимание в планах по развитию предприятия уделяется масштабной реконструкции действующего производства, в рамках которой в эксплуатацию вводится уникальное современное оборудование и внедряются инновационные технологии, призванные в разы повысить качество и конкурентоспособность изделий и машин Уралвагонзавода. Впереди у прославленного машиностроительного гиганта – новые большие работы по созданию перспективных изделий как гражданского, так и военного назначения

Уралвагонзавод

Материал из Documentation.

НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) — российская машиностроительная компания, осуществляющая выпуск оборонной продукции и железнодорожной техники. Единственный в России производитель танков, крупный производитель грузовых вагонов. [1]

Основные производственные мощности компании размещены в Нижнем Тагиле. [2]

Содержание

[править] История

[править] XX век

УВЗ был построен в 1930-х годах в Нижнем Тагиле для производства вагонов и стал одним из первых в стране проектов крупного машиностроительного предприятия с поточным производством. Во время Великой Отечественной войны принял на своей площадке эвакуированный из Харькова танковый завод и около 10 других предприятий. В результате заводу пришлось один за другим свернуть производства: вагонное, экспериментальный цех, освобождая площадки для создания на базе эвакуированных в Нижний Тагил предприятий нового Уральского танкового завода № 183 им. Коминтерна. Завод стал крупнейшим предприятием по производству танков Т-34 — до конца войны их было выпущено 25 266 штук. [3]

Читайте также  Сколько учиться на стропальщика

После войны созданное при заводе КБ разработало несколько типов танков, включая Т-72 — самый массовый в мире танк за период с начала 1970-х гг. Параллельно на УВЗ развивалось производство вагонов, тракторов и дорожной техники. [4]

В 1990-х годах предприятие пережило острый кризис: производство вагонов сократилось, с середины 1990-х годов российская армия перестала покупать танки, а единственный крупный экспортный контракт на сборку танков Т-72 в Иране не был выполнен до конца из-за соглашения России и США 1995 года о прекращении российских военных поставок в Иран (так называемый протокол Гор — Черномырдин). [5]

[править] XXI век

В 2001 году был подписан российско-индийский контракт на поставку 310 танков Т-90С. В 2004 году был заключён новый контракт с Индией примерно на 350 танков, а в 2006 году — контракт на их лицензионное производство в Индии. [6]

В 2007 году «УВЗ» был акционирован, а в 2008—2009 годах ему были переданы находившиеся в госсобственности акции 9-го завода (производитель артиллерийских систем), Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, головное КБ по разработке танков), «Электромашина» (производитель систем управления и приводов), «Омсктрансмаш» (бывший производитель танков Т-80) и ряд других КБ и предприятий. [7]

В кризис 2008—2009 годов «УВЗ» столкнулся с резким падением спроса на вагоны. По распоряжению В. В. Путина в 2009 году «УВЗ» получил субсидию в размере 25 млрд рублей. [8]

В мае 2011 года было сообщено, что HПК «Уралвагонзавод» намерена установить контроль над электромашиностроительным заводом «Лепсе» (Киров) — основным поставщиком электрооборудования для российской авиационной техники (60 % в выручке). ФАС России разрешила «дочке» УВЗ (ЗАО «УБТ-Уралвагонзавод») приобрести 51,6 % голосующих акций предприятия. В результате доля тагильского оборонного холдинга увеличится до 75 %. В пресс-службе УВЗ поясняют, что контроль над «Лепсе» необходим в рамках развития дивизиона спецтехники: в тагильских танках используется большое количество электроники, а «Лепсе» — практически монополист на российском рынке электроники для космоса, авиации и сухопутной спецтехники. Кроме того, нижнетагильское предприятие намерено развивать производство оборудования для нефтедобычи, «Лепсе» же производит насосы, работающие на глубине более 2 тыс. метров. На «Лепсе» надеются, что приход нового собственника позволит предприятию получить серьезные инвестиции и миновать посредников при получении заказов для спецтехники. [9]

В мае 2011 года было сообщено, что Уралвагонзавод построит в Балаково (Саратовская область) сталелитейное предприятие для вагоностроения: подписано соглашение о сотрудничестве с областным правительством. Проект будет реализован в два этапа. На первом (в 2012 году) объем инвестиций составит 1,5 млрд рублей, производительность — 30 тыс. тонн литья в год. На втором (в 2013-м) затраты и мощности удвоятся. По словам генерального директора УВЗ Олега Сиенко, расположение нового завода удачно с точки зрения обеспеченности энергоресурсами: «У нас энергоемкое производство. А в Балаково существует профицит ресурсов, рядом — атомная электростанция». Продукцию будет использовать также местный производитель грузовых вагонов «Завод металлоконструкций» (ЗМК, Энгельс). Но главным потребителем литья станет УВЗ: в 2010 году он произвел почти 20 тыс. вагонов, а ЗМК всего 2,7. [10]

В сентябре 2011 года крупнейшие банки России, в частности Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк, подписали соглашение с научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод», собственником омского Конструкторского бюро транспортного машиностроения, которое до недавнего времени производило танки Т-80, на финансирование модернизации омского производства для выпуска грузовых вагонов. [11]

12 декабря 2011 года отмечалось, что за 2011 год на Уралвагонзаводе было произведено 24050 вагонов, что на 40 % больше, чем в аналогичный период 2010 года. Среди них — 18589 полувагонов различных модификаций и 5350 цистерн. Почти в 4 раза увеличился объём производства лесовозов и превысил 100 единиц. Одной из главных предпосылок достижения столь высокого результата является полномасштабная модернизация производства, реализуемая на головном предприятии корпорации в Нижнем Тагиле. Она коснулась практически всех цехов вагоносборочного и металлургического производств, ведь именно эти переделы в первую очередь заняты при производстве подвижного состава. Основными результатами техперевооружения в 2011 году стали: запуск цеха колесных пар мощностью до 200 тыс. заготовок в год, вывод на полную проектную мощность уникального, самого мощного (60 в/к в сутки) в России и Европе комплекса подготовки и окраски подвижного состава, модернизация прессового оборудования — запуск пресса «Клиринг-5500» и пресс-ножниц НГ 5222. Кроме того в вагоносборочных цехах продолжаются работы по роботизации производства, что позволит максимально повысить качество выпускаемой продукции за счет снижения влияния человеческого фактора на изготовление узлов серийно выпускаемых полувагонов, таких как боковые и торцевые стены, рамы и ее элементы, крышки люков и общая сборка кузова. [12]

В феврале 2015 года Уралвагонзавод вошёл в список 199 системообразующих предприятий России, которые могут претендовать на антикризисную помощь государства. [13]

Президент России Владимир Путин 27 декабря 2016 года подписал указ о передаче «Ростеху» 100 % акций «Уралвагонзавода». [14] В 2017 году «УВЗ» был передан в госкорпорацию «Ростех». [15]

В августе 2018 года глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил: «В отношении Уралвагонзавода могу сказать, что основные трудности уже преодолены, в том числе благодаря государственным финансовым гарантиям, субсидиям на продвижение продаж подвижного состава, компенсации процентных ставок. Новое руководство предприятия ведет системную работу по стабилизации финансового положения, в операционных показателях видна позитивная динамика.» [16]

[править] Роль на мировом рынке танков

В апреле 2016 года гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко заявил: «Сегодня мы занимаем 70 процентов мирового рынка танкостроения. Я имею в виду как танки, произведённые в России, так и в мире по нашей лицензии. Уже несколько лет мы держим первое место.» [17]

[править] Собственники

Компания «Уралвагонзавод» на 100 % принадлежит госкорпорации «Ростех». [18]

[править] Активы

По состоянию на 2016 г. в структуру НПК входят более 30 предприятий, в том числе литейный завод в Каменске-Уральском (Свердловская обл.), Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК; заводы железнодорожной техники в Брянске и пос. Томилино Московской обл.; научно-исследовательские институты и конструкторские бюро в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Муроме; бронетанковые ремонтные заводы в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Амурской обл., Забайкалье и Краснодарском крае; и др. Предприятия корпорации сведены в три дивизиона: спецтехники (бронетанковое, артиллерийское вооружение и военная техника), железнодорожной техники и дорожно- строительной техники. [19]

[править] Показатели

[править] Финансовые

Объём реализации в 2010 году — 55,1 млрд рублей, чистая прибыль — 5,7 млрд рублей. [20]

По итогам 2016 года объем выручки УВЗ составил 141,9 млрд рублей, что на 30% больше, чем в 2015 году. [21]

В 2017 году «УВЗ» сократил убытки более чем в три раза — с 4,4 млрд до 1,3 млрд рублей. [22]

Выручка «УВЗ» по МСФО (млрд рублей): [23]

  • 2017 год: 129,7
  • 2018 год: 147

Объём производства на «УВЗ» (млрд рублей):

  • 2008 год: 52 [24]
  • 2018 год: 160 [25]

Выручка «УВЗ» от продаж продукции военного назначения (по оценке американского издания Defense News): [26]

  • 2001 год: $273 млн
  • 2002 год: $271 млн
  • 2003 год: $333 млн
  • 2007 год: $400 млн
  • 2008 год: $647 млн
  • 2009 год: $802 млн
  • 2013 год: $1529 млн
  • 2014 год: $1545 млн
  • 2015 год: $1014 млн
  • 2016 год: $1584 млн
  • 2017 год: $1865 млн

Выручка «УВЗ» от продаж продукции военного назначения (по оценке SIPRI): [27]

  • 2016 год: $2013 млн
  • 2017 год: $1340 млн

Прибыль «УВЗ» по МСФО (млрд рублей): [28]

  • 2015 год: около −18,7
  • 2016 год: менее −16
  • 2017 год: почти 1,3

Доля гражданской продукции в объёме производства «УВЗ»: [29]

  • 2016 год: 18 %
  • 2017 год: 40 %
  • 2018 год: 48 %

[править] Производственные

Производство грузовых вагонов на «УВЗ» (тыс. штук): [30]

  • 2012 год: 27,898
  • 2013 год: 20,346
  • 2014 год: 18,939
  • 2015 год: 3,110
  • 2016 год: 7,233
  • 2017 год: 15,043

В 2013 году Уралвагонзавод произвёл 20,5 тыс. вагонов и цистерн. [31]

В 2016 году «УВЗ» произвёл около 7,5 тыс. вагонов. [32]

По итогам 2017 года на «УВЗ» было изготовлено и реализовано более 15 тыс. грузовых вагонов. [33]

Производство подвижного состава на «УВЗ» (тыс. единиц):

  • 2015 год: 3,489 [34]
  • 2018 год: 18 [35]

Производство трамвайных вагонов на «УВЗ» (единиц):

Всего с 1941 года «УВЗ» выпустил более 100 тыс. единиц бронетехники. [37]

В 2015 г. доля «Уралвагонзавода» на рынке вагоностроения стран СНГ составила 11 % (на рынке полувагонов — 11 %, цистерн — 50 %). [38]

В 2019 году УВЗ произвел 17,9 тыс. вагонов. [39]

[править] Перспективы

В 2018 году утверждена стратегия развития «УВЗ» до 2025 года — она предполагает среднегодовой темп роста выручки предприятия на уровне 10 % до 255 млрд рублей, а также увеличение доли гражданской продукции более чем в 2 раза — до 42 % к 2025 году. [40]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: