Что такое грузоподъемность крана

Что такое грузоподъемность крана

Cranes. Vocabulary. Part 1. General

Дата введения 2017-04-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским архитектурным институтом (Государственная академия) (МАРХИ), МГТУ им.Н.Э.Баумана, Акционерным обществом «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 декабря 2015 г. N 83-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 июня 2016 г. N 555-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33709.1-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.

5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 4306-1:2007* «Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения» («Cranes — Vocabulary — Part 1: General», NEQ)

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт является первой частью серии стандартов «Краны грузоподъемные. Словарь» и устанавливает термины и определения в области краностроения с учетом нормативных положений, содержащихся в международном стандарте ISO 4306-1:2007 Cranes — Vocabulary — Part 1: General (Краны. Словарь. Часть 1. Общие термины).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения в области краностроения и охватывает основные типы грузоподъемных кранов и их классификацию, их параметры и узлы.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин с допустимыми синонимами.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуется использовать в правовой, нормативной, технической и организационно-распорядительной документации, научной, учебной и справочной литературе.

Если в другом действующем межгосударственном стандарте применены термины, отличные от терминов, которые установлены настоящим стандартом для тех же понятий, то их приведение в соответствие с настоящим стандартом целесообразно осуществлять при очередном обновлении (пересмотре или изменении) другого действующего стандарта. В обоснованных случаях необходимость устранения указанных противоречий может служить основанием для разработки внеочередного изменения другого действующего стандарта.

К терминам приведены схемы и в качестве справочных эквиваленты стандартизованных терминов на английском (Е) языке. Термины, не имеющие стандартизованных эквивалентов на английском языке, отмечены знаком (Е)*.

Примечание — Схемы, иллюстрирующие некоторые определения, даются только для примера.

2 Обозначения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения:

L — вылет стрелы крана;

Q — грузоподъемность крана;

М = LxQ — момент грузовой;

А — вылет от ребра опрокидывания;

М = AхQ — момент опрокидывающий;

G — конструктивная масса крана;

G — общая масса крана;

Р — давление колеса;

L — вылет без нагрузки;

L — вылет рабочий (под нагрузкой);

r — габарит задний;

С — подход вертикальный;

h — глубина опускания;

Н — высота подъема;

Н — высота кранового пути;

D — диапазон подъема;

V — скорость посадки;

V — скорость подъема;

V — скорость передвижения крана;

V — скорость изменения вылета;

V — скорость передвижения тележки;

V — скорость инспекции;

V — скорость транспортная;

K — колея крана;

S — пролет крана;

b — база выносных опор;

К — расстояние между выносными опорами;

i — уклон пути;

j — уклон преодолеваемый;

— наименьший радиус поворота;

— масса съемного грузозахватного приспособления;

— масса грузозахватного органа;

— грузоподъемность промежуточная (на канатах);

— масса подъемного средства;

3 Термины и определения

Стандартизованные термины с определениями приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Термины и определения

Общие определения

Кран грузоподъемный
(Е) Crane

Машина цикличного действия, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом

Система управления краном
(Е)*

Комплекс устройств, предназначенных для преобразования и передачи команд крановщика (оператора крана) аппаратам или механическим устройствам непосредственного управления механизмами крана или командоаппаратам автоматического управления

Подъемный кран

Увеличение объема строительства жилых и промышленных зданий рождает необходимость в упрощении технологии производства работ. Поэтому современная строительная площадка все чаще представляет собой монтажную линию, на которой с помощью подъемных кранов производится сборка железобетонных элементов и доставка габаритных грузов. Подъемный кран является основным грузоподъемным механизмом на строительной площадке, поэтому от него напрямую зависит выполнение графика производства работ.

Общие сведения и параметры

Подъемное оборудование современного типа в России стали выпускать в 1936 году. Когда началось масштабное строительство зданий и сооружений из крупных железобетонных блоков заводского изготовления. Чтобы значительно ускорить процесс возведения зданий стал широко применяться метод монтажа «с колес». Благодаря этому за несколько десятилетий появилось более 80 модификаций грузовых подъемных кранов.

Производством этой техники занимались заводы по всей стране. Однако, реорганизация методов строительства шла быстрее, чем совершенствование конструкций грузоподъемных механизмов. Поэтому ВНИИ строймаш принял решение о создании и внедрении единого государственного стандарта. Производство машин по новым правилам позволило обновить, улучшить и унифицировать существующий парк строительных машин.

Сегодня подъемные техника образует целую группу промышленного оборудования, предназначенного для перемещения груза в пространстве. Характеристики современных грузоподъемных кранов отвечают всем требованиям организационно-технологических решений на объектах строительства. В технологических картах и проектах производства работ учитываются рабочие параметры подъемных механизмов, взаимосвязанных с особенностями возводимого здания. К ним относятся:

  1. Вылет стрелы это расстояние в метрах по горизонтали от вращающейся конструкции крана до оси крюкового подвеса. Оно измеряется без груза или в положении подъемного крана на горизонтальной площадке и обозначается символом L. Вылет стрелы без установленного груза называется установочным, а с грузом — маневровым. Расстояние вылета стрелы должно обеспечивать безопасное производство строительных работ, в том числе в условиях, ограниченных жилой застройкой. Знать этот параметр необходимо, чтобы рассчитать границы опасной зоны работы крана и границы возможного падения груза.
  2. Грузоподъемность максимальный вес перемещаемого груза, на подъем которого рассчитан механизм. Это значение включает в себя также вес грейфера, траверсы и строп съемных приспособлений для захвата груза. Зависимость грузоподъемности (Q) от вылета стрелы (L) и ее длины выражается графически в виде схемы, на которой обозначены ключевые точки и свойства грузоподъемности. Определение этой характеристики необходимо при подборе типа и модели машин для производства строительных работ. При этом учитывается вес самого тяжелого конструкционного элемента возводимой постройки.
  3. Высота подъема (H) промежуток от исходной точки стоянки до верхней точки грузозахватного органа, находящегося в рабочей позиции.
  4. Грузовой момент (М) представляет собой произведение вылета грузозахватного органа на грузоподъемность. Полученное значение учитывает две ключевых характеристики, поэтому его используют для обозначения основного обобщающего параметра подъемного крана.
  5. Колея(К) расстояние, измеряемое между осями опорных поверхностей ходовых органов машины. Эта характеристика необходима для устройства и обозначения рабочего пути машины в проекте производства работ.
  6. Скорость подъема и посадки и перемещения веса в рабочем режиме(V). Функциональность и скоростные параметры учитываются при монтаже и укладке конструкций.
  7. Производительность. Измеряется в количестве единиц или массе материалов, которые монтирует или перемещает машина за определенный цикл в отрезок времени.
  8. Общая масса агрегата. Значение массы подъемного крана с балластом, монтажными и транспортными устройствами и противовесом. Учитывается при подборе крана для конкретных параметров грунта.

Назначение подъемных кранов состоит в работе с грузами не только на строительной площадке, но и в условиях промышленных производств. Пространственное перемещение габаритных конструкций и материалов — основной функционал этих машин.

Читайте также  Сколько весит башенный кран

Общее в устройстве строительных кранов

Многообразие архитектурных форм и конструктивных решений строительных объектов привело к появлению грузоподъемных машин, имеющих разную модификацию. Но технологическая схема любого грузоподъемного крана сохраняет в себе ряд основных механизмов:

  • Несущая конструкция, состоящая из сварных металлических элементов (ферм) и стальных канатов. Выполняется из угловой стали и имеет решетчатую конструкцию прямоугольного сечения. Шарнирные соединения опор позволяют изменять высоту подъема крана. Конструкция опирается на платформу в передней части шарнирами, а со стороны балласта — болтами. Такое закрепление дает возможность крану поворачиваться. Несущая конструкция имеет ряд механических, гидравлических и электрических агрегатов.
  • Грузоподъемный инструмент лебедка или таль. Приводится в действие с помощью электродвигателя и встроенной планетарной передачи. Имеет несколько скоростных характеристик подъема и опускания и крепится на грузозахватное приспособление.
  • Грузозахватное устройство. Техника может быть оборудована крюком, ковшом, стропами и другими приборами, в соответствии с технологической картой работ.
  • Органы управления исполнительными механизмами и системами. Находятся в кабине у водителя, предназначены для регулирования и контроля за работой машины. Датчики дистанционного управления устанавливаются тележке и барабанах лебедки и определяют точку передвижения крана.

Основные рабочие органы грузоподъемной машины исполняют роль несущего остова. Он воспринимает нагрузку от навесных элементов и систем. Поэтому конструкция подъемного крана отвечает требованиям надежности и безопасности в соответствии с основным назначением техники.

Принцип работы подъемного крана

Подъемный кран, являясь основной грузоподъемной силой в строительстве, служит для автоматизации рабочего процесса возведения объектов промышленного и частного строительства. Принцип работы основан перемещении материалов за счет изменения параметров вылета и высоты стрелы. Работа крана состоит из основных операций, составляющих рабочий цикл:

  1. захват;
  2. подъем и перемещение материалов и конструкций к месту его монтажа или складирования;
  3. опускание;
  4. отсоединение груза от грузозахватного устройства;
  5. возврат механизма в рабочее положение для повторения цикла.

Обеспечение производства работ на объекте происходит благодаря цикличному сочетанию операций в определенной последовательности.

Виды грузоподъемных кранов

Виды и типы грузоподъемных кранов определены в ГОСТ 27555-87(ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Данный стандарт устанавливает ряд терминов и определений в области краностроения. Он распространяется на все грузоподъемные машины, систематизирует виды и дает определения устройств в соответствии с их конструкцией и параметрами.

По грузоподъемности

Классификация оборудования по грузоподъемности не представлена в ГОСТ. Она связана со сферами применения подъемной техники на производстве.

  • С малой грузоподъемностью от 1 до 3 тонн. Машины компактные и легкие. При высоте подъема грузозахватного органа до 5 м. они легко транспортируются и удобны для небольших строительных площадок.
  • С средней грузоподъемностью. Применяются при строительстве зданий средней этажности. Они поднимают грузы весом до 50 тонн на высоту до 25 метров, благодаря телескопической выдвижной стреле.
  • С высокой грузоподъемностью. Способны перемещать грузы весом 250 т. Представляют собой стационарные установки, используемые на промышленных предприятиях, цехах, а также в условиях долговременного строительства.

Подъемные краны предназначены облегчения работы с габаритными грузами разной массы. Производители выпускают большое количество модификаций этого оборудования, однако все образцы работают по схожему принципу.

По конструкции

Таблица 1 в ГОСТ 27555-87 включает в себя классификацию подъемных кранов по конструкции. К этой группе относятся мостовые краны, которые делятся на опорные и подвесные. Их отличительная особенность состоит в конструкции главных и концевых балок, которые в поперечном сечении имеют вид моста. Опорный кран имеет жесткое опирание на подкрановый путь, размещенный на подкрановой балке. Мост присоединен к надземному крановому пути. Такие агрегаты устанавливаются в промышленных цехах, эстакадах и депо. Они предназначены для транспортировки материалов при производстве монтажных работ.

Козловой кран в поперечном сечении выглядит как четырехстоечный портал, образовавшийся в результате опирания моста на две опорные стойки. Основное преимущество этого подъемного механизма в возможности перемещения груза как вдоль, так и поперек обслуживаемой зоны.

По возможности перемещения

Существуют стационарные агрегаты, которые закреплены на неподвижном основании. Из-за малой мобильности их используют крайне редко. В условиях строительной площадки чаще применяются передвижные или приставные машины. Передвижной кран устанавливается на рельсах и может перемещаться вдоль здания или рабочей зоны. Приставная модель применяется в случаях, если требуется повысить прочность и устойчивость оборудования. Его закрепляют к возводимому сооружению. Такие грузоподъемные агрегаты оборудованы специальным механизмом для передвижения в процессе работы и транспортировки.

К этой группе также можно отнести гусеничный стреловой кран. Благодаря низкому давлению на грунт он имеет высокую маневренность и проходимость. Опорный контур в виде гусеничных грузовых тележек с подъемной лебедкой позволяет машине передвигаться в рабочих зонах с грузом на крюке, вес которого может достигать 80% от общей грузоподъемности. Агрегаты на гусеничном ходу различаются:

  • по типу ходового устройства обычная или увеличенная поверхность гусениц;
  • по виду привода электропривод от собственной или внешней сети;
  • по параметрам рабочего оборудования стреловая и башенно-стреловая модификация.

Возможность перемещения играет ключевую роль при подборе оборудования. Ходовой орган этой машины имеет от двух до пяти осей и четыре ведущих колеса. По конструкции подвески механизмы бывают:

  • с жесткой подвеской в виде канатно балочной системы;
  • с гидравлическими цилиндрами.

Пневмоколесные модели пользуются популярностью, благодаря своей маневренности и возможностью работы в стесненных условиях городской застройки.

Подъемный кран универсальное оборудование для перемещения крупногабаритных грузов. Он используется в строительстве и промышленности в целях повышения производительности и эффективности труда. Рабочий цикл этого грузоподъемной машины связан с выполнением основных и вспомогательных операций в определенном порядке, что помогает обеспечить обслуживание крупных строительных площадок и производственных цехов. Развитие конструкций и создание различных модификаций этого оборудования дает возможность продуктивно применять его в условиях ограниченного пространства городской застройки.

Грузоподъемные краны и устройства

Добрый день, дорогие друзья.

Сегодняшняя тема грузоподъемным кранам и устройствам. В ней рассматриваются общие сведения о грузоподъемных кранах, устройствах, типов кранов, основные их характеристики (грузоподъемность, вылет, грузовой момент, высота подъема, пролет, глубин опускания, скорость перемещения).

Более подробно рассмотрены — стреловые самоходные краны, башенные краны, мостовые краны, козловые краны, кабельные краны, вертолетные краны, портальные краны. Из устройств — крюковые подвески кранов, их назначение и браковка, грузоподъемные устройства, приборы и устройства безопасности, применяемые на грузоподъемных кранах, нормы браковки элементов грузоподъемных машин.

Рассмотрены основные аварийные ситуации и несчастные случаи при работе с грузоподъемными кранами.

Общие сведения

По конструкции грузоподъемные краны подразделяются на следующие типы:

  • стреловые, у которых грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле (башенные, автомобильные, пневмоколесные, гусеничные, железнодорожные, трубоукладчики, мачтовые, консольные, настенные, краны-манипуляторы);
  • мостовые, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке или тали, перемещающейся по мосту (мостовые, козловые, полукозловые);
  • кабельные, у которых грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным на двух опорах (кабельные, кабельно-мостовые).

Грузоподъемные краны также подразделяются:

  • по виду грузозахватного органа (крюковые, грейферные, магнитные, штыревые, литейные, траверсные, копровые, закалочные, контейнерные и др.);
  • возможности перемещения (стационарные, самоподъемные, переставные, передвижные, прицепные, самоходные);
  • виду ходового устройства (на гусеничном ходу, на колесном ходу, автомобильные, на спецшасси автомобильного типа, пневмоколесные, рельсовые, железнодорожные, шагающие, плавучие);
  • виду привода (ручные, электрические, механические, гидравлические, комбинированные, пневматические).

Грузоподъемные краны имеют следующие основные параметры.

  • Грузоподъемность крана (Q, т) — наибольшая допустимая масса поднимаемого груза, включая массу съемного грузоподьемного приспособления, на подаем которой рассчитан кран в заданном режиме работы.
  • Вылет (L, м) — расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа.
  • Момент грузовой (М, т м) — произведение величины вылета и соответствующей ему грузоподъемности: М= QL.
  • Высота подъема — расстояние по вертикали от уровня пола до грузозахватного органа, находящегося в верхнем положении.
  • Пролет — расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути для кранов мостового типа.
  • Глубина опускания — расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в нижнем рабочем положении (она равна 5 м в рабочем положении),
  • Скорость подъема (опускания) груза — скорость вертикального перемещения рабочего груза в установившемся режиме движения.
  • Скорость передвижения крана (тележки) и скорость передвижения крана (тележки) в установившемся режиме движения.
Читайте также  Как сделать снегоуборщик на мотоблок

Основные параметры крана указываются в его паспорте и должны найти отражение в производственных инструкциях для крановщиков и стропальщиков.

На грузоподъемных машинах применяются следующие тормоза:

  • ленточные — торможение осуществляется за счет трения гибкой стальной ленты по поверхности тормозного шкива. В качестве привода используются электромагниты или гидротолкатели;
  • колодочные, состоящие из двух колодок, прикрепляемых к тормозным рычагам, которые под действием замыкающего устройства (сжатой пружины, массы груза) плотно накладываются на поверхность тормозного шкива;
  • дисковые торможение осуществляется за счет прижатия дисков, вращающихся вместе с валом механизма, неподвижным диском.

Автокран: грузовые и технические характеристики (грузовысотные, грузоподъемные)

По каким техническим характеристикам выбирать автокран для тех или иных работ? Спецтехника обладает множеством различных грузовых и грузовысотных характеристик. Об основных показателях, в частности, о грузоподъемности, тоннаже и вылете стрелы, расскажем далее в статье.

Автокран является симбиозом автомобильного шасси и грузоподъемного устройства, объединенных в единый механизм. Благодаря этому кран выполняет широкий диапазон действий: от подъема груза до перемещения его на длительные расстояния. Существует множество разнообразных технических характеристик автокрана. Часть из них касается автомобильного шасси (или самоходной платформы), а другая часть – например, грузовысотные характеристики автокрана – характеризуют непосредственно способность поднимать и опускать объекты.

Содержание

Грузовысотные характеристики автокрана

К грузовысотным характеристикам автокранов относятся параметры кранового оборудования, а именно:

  1. грузоподъемность;
  2. длина стрелы;
  3. вылет стрелы.

Одной из ключевых технических характеристик автокрана является грузоподъемность. По этому параметру краны делятся на такие категории:

  • Малотоннажные:
    • 4 тонны (подобные модификации морально устарели и в настоящее время не производятся, хотя и остаются в эксплуатации);
    • 6,3 — 8 тонн (автокраны с такой грузоподъемностью используются для мелких ремонтных и дорожных работ, перегрузки материалов, труб и т.д.);
  • Среднетоннажные:
    • 10-15 тонн (универсальные и многофункциональные автокраны грузоподъемностью 10-15 тонн используются для выполнения широкого спектра операций, а также в качестве эвакуаторов);
    • 16 — 22,5 тонн (многочисленная категория автокранов; благодаря оптимальному соотношению грузоподъемности и экономичности краны используются на стройплощадках, коммунальными организациями, логистическими компаниями и т.д.);
    • 25 — 36 тонн (одними из самых востребованных являются автокраны грузоподъемностью 25 т, они широко используются на стройплощадках, во время прокладки коммуникаций, для разгрузки вагонов и других работ);
  • Крупнотоннажные:
    • 40 — 90 тонн (автокраны грузоподъемностью от 40 тонн используются преимущественно для строительных работ);
    • 100 — 300 тонн (грузоподъемные автокраны, способные работать с массой до 300 тонн, необходимы при строительстве крупных объектов, перегрузке производственного оборудования и механизмов);
    • 300 тонн и более (автокраны с подобной грузоподъемностью предназначены для выполнения специализированных задач; они нужны при строительстве небоскребов, реставрации памятников, строительстве объектов энергетического сектора, погрузке водного и воздушного транспорта; самый большой автокран в мире способен поднимать до 2000 тонн).

К основным грузовысотным характеристикам автокранов относится вылет стрелы. Длина вылета связана с зоной работы, которая определяется проекцией на землю в момент выдвижения стрелы. Нужно отметить, что такие технические характеристики автокрана, как грузоподъемность и длина стрелы, напрямую не связаны друг с другом. Хотя, конечно, с ростом грузоподъемности увеличивается и длина.

Если усреднить, то корреляция грузовысотных характеристик автокранов выглядит следующим образом:

Длина стрелы Грузоподъемность
До 14 м 14 т
18-21 м 18-21 т
28-47 м 25 т
34-48 м 50 т
52-71 м 90-100 т
56-100 м 120+ т

Чтобы увеличить грузовысотные характеристики автокранов, производители используют специальные решетчатые надстройки – они прибавляют дополнительные несколько метров к стреле.

Помимо длины, к важным грузовысотным характеристикам автокранов относится время вылета стрелы. Чем оно меньше – тем быстрее на кране можно будет выполнять грузовые операции.

Существуют автокраны с фиксированной длиной стрелы – например, решетчатые. Нарастить стрелу таких кранов можно только при помощи специальных надстроек. Гораздо более практичными являются краны с телескопическими стрелами – они могут иметь от двух до пяти секций, которые выдвигаются и задвигаются посредством гидравлических цилиндров.

К остальным грузовысотным характеристикам автокранов относятся:

  • Скорость поворота (угловая скорость вращения поворотной части крана);
  • Скорость подъема груза;
  • Предельная высота подъема;
  • Скорость посадки груза;
  • Глубина опускания крюка.

Длина и вылет стрелы: в чем разница

Если разбирать грузовысотные характеристики автокранов, то нужно отметить, что длина стрелы и ее вылет – разные понятия. Под длиной стрелы понимается расстояние между центрами крепления кранового устройства и крюка. Вылетом стрелы называется проекция между осью крепления кранового устройства и центром груза. Таким образом, длина стрелы всегда будет больше или равна ее вылету. Именно вылет стрелы определяет рабочий радиус автокрана.

Отличие длины стрелы автокрана от вылета

Указывая технические и грузовысотные характеристики автокранов, часто путают понятия длины и вылета. Но в документации обозначена именно длина стрелы, поскольку она является постоянной для конкретной модели крана, тогда как вылет – переменная величина, и изменяется в процессе работы.

Чем меньше вылет стрелы, тем выше грузоподъемность крана. Максимальная грузоподъемность автокрана указывается для минимального вылета стрелы. Точные грузовысотные технические характеристики нужно смотреть по диаграмме для конкретной модели автокрана.

Грузовысотные характеристики автокрана 16 тонн

Грузовысотные характеристики автокрана 25 тонн

Диаграмма грузовысотных характеристик автокрана Ивановец 25 тонн

Грузовысотные характеристики автокрана 50 тонн

Грузовые характеристики автокрана

К грузовым техническим характеристикам автокрана относятся параметры автомобильного шасси:

  • Количество и мощность двигателей;
  • Эксплуатационная масса крана;
  • Число осей шасси.

Интересно: Самый большой автокран в мире Zoomlion, способный поднимать грузы до 2000 тонн, устанавливается на 12-осное шасси с четырьмя двигателями.

Чаще всего отечественные крановые установки типа КС и других монтируют на грузовые шасси МАЗ, КамАЗ, Урал, ЗИЛ, КрАЗ.

Что такое грузоподъемность крана

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АВТОКРАНОВ

Величины, характеризующие техниче­ские возможности и технологические свойства машины, называют параметра­ми. Рассмотрим основные параметры ав­томобильного крана.
Грузоподъемность Q — наибольшая масса груза, поднимаемого на данном вылете стрелы.
Вылет L (рис. 4) — расстояние (по го­ризонтали) от оси вращения поворотной части крана 00 до центра зева крюка С.
Вылет от ребра опрокидывания — рас­стояние (по горизонтали) от ребра опро­кидывания до центра зева крюка: А1 — при работе без выносных опор, Л2 — на выносных опорах.
Грузоподъемность крана зависит от вылета L. Эту зависимость называют гру-зовой характеристикой и изображают в виде графика (рис. 5,(7): на горизон­тальной оси откладывают в масштабе вылет L, а на вертикальной — грузоподъ­емность g, соответствующую этому вы­лету. Точки пересечения линий, прове­денных параллельно осям, образуют кри­вую, которая позволяет определить гру­зоподъемность крана в зависимости от вылета. Чем больше вылет, тем меньше грузоподьемность крана.
С помощью графика грузоподъемно­сти можно определить массу груза, кото­рую кран, оборудованный той или иной стрелой, может поднять на заданном вы­лете. На графике также видна зависи­мость грузоподъемности крана от нали­чия выносных опор: грузоподъемность крана при работе на выносных опорах в несколько раз больше, чем при работе без них. Например, у крана со стрелой длиной 9,75 м на вылете 5 м грузо­подъемность на выносных опорах 11,5 т, а без выносных опор — только 4 т.

Рис. 4. Основные параметры автомобиль­ных стреловых самоходных кранов:
O^O1 и 0202 — условное расположение ребра опрокидывания крана при его работе соответ­ственно без выносных опор и на выносных опорах

Рис. 5. График грузоподъемности <а) и зона работы (б) крана КС-4571:
1-3 — грузоподъемность крана с длинами стрел 9,75; 15,75; 21,75 м на выносных опорах, 4 — грузоподъемность крана с длиной стрелы 9,75 без выносных опор

Читайте также  Как поменять масляный насос на бензопиле

В меньшей степени грузоподъемность
крана зависит от длины стрелы крана. Так, при стреле длиной 9,75 м на вылете 5 м грузоподъемность крана 11,5 т, а при стреле длиной 15,75 м — 8,7 т. Эта разни­ца в грузоподъемности крана определяет­ся увеличением массы более длинных стрел.
Следует помнить, что при работе гру­зозахватным приспособлением его масса входит в массу наибольшего допускаемо­го груза, определенного по* графику для заданного вылета. В массу наибольшего допускаемого груза входит также масса грейфера или магнита, если они исполь­зованы в качестве грузозахватного уст­ройства.
При подъеме груза массой Q на грузо­захватное устройство крана -действует грузоподъемная сила (вес груза) G = = 9,81Q м-т-с-2 = 9,81Q кН – 10Q кН. Отсюда следует, что с помощью графика грузоподъемности можно определить не только грузоподъемность Q крана, но и грузоподъемную силу G, действующую на грузозахватное устройство крана.
Произведение вылета на соответ­ствующую ей грузоподъемную силу на­зывают грузовым моментом М = G • L, где L — вылет от ребра опрокидывания; G — соответствующая ему грузоподъем­ная сила. Грузовой момент наиболее полно характеризует технологические возможности крана.
Высота подъема крюка Н (см. рис. 4) — расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящего­ся в верхнем (высшем) рабочем положе­нии.
Глубина опускания крюка h — расстоя­ние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в нижнем (низ­шем) рабочем положении.
Параметры L и А (А1 или А2) опреде­ляют возможность перемещения груза по горизонтали, а параметры Я и h — но вертикали. При работе на выносных опо­рах значение А2 зависит от значения В — расстояния между вертикальными осями, проходящими через середины опорных элементов двух соседних вы­носных опор, когда они находятся в ра­бочем положении: A2 = L — 0,5 В. Это расстояние называется поперечной В^ или продольной В2 (см. рис. 5, базой вы­носных опор.
При вращении поворотной части кра­на стреловое оборудование перемещается относительно шасси машины в некото­ром секторе о, а, Ь, с, .. ., о, образуя рабо­чую зону. Если через точки опирания вы­носных опор провести окружность а Ъ с’, а то в рабочей зоне образуется кольцо а, Ъ, с, с’, Ъ а’, а, в котором кран может производить подъем, пере­мещение и опускание груза. Площадь а, Ь, с, с Ь а’, а называется полезной ра­бочей зоной.
Центральный угол (3, соответствую­щий двум крайним положениям стрело­вого оборудования, называется зоной ра­боты крана. Если кран может работать при любом положении стрелового обору­дования относительно шасси, то зона ра­боты крана Р = 360°.
Рабочий цикл Т — время, затрачивае­мое с момента начала подъема груза до момента начала подъема следующего очередного груза.
Производительность крана П — общая масса грузов и конструкций, переме-
щаемых или монтируемых краном за час (г/ч) или смену (т/смена). Часто произво­дительность крана измеряют по числу ра­бочих циклов, совершаемых краном в единицу времени. Зная производитель­ность крана, легко подсчитать число ра­бочих циклов, необходимое для выполне­ния какого-нибудь заданного объема ра­бот в требуемые сроки. Производитель­ность крана зависит не только от его конструкции, но и от технологии и орга­низации производства работ. Поэтому, называя производительность крана, указывают и условия производства ра­бот. Если такого указания нет, имеют в виду среднее значение этого параметра.
Скорость подъема или опускания груза vu — скорость вертикального перемеще­ния груза.
Скорость посадки vM — минимальная скорость опускания груза при монтаже и укладке конструкций или грузов, при работе с предельными грузами и т. п.
Частота вращения п поворотной части крана в единицу времени. Иногда вместо этого термина применяют «скорость по­ворота» или «скорость вращения пово­ротной части», что недопустимо.
Скорость изменения вылета vB — гори­зонтальная составляющая скорости пере­мещения крюка при изменении его выле­та.
Время изменения вылета t — время, не­обходимое на изменение вылета от одно­го предельного положения стрелы до другого.
При невыдвижных стрелах параметры IV и t определяют при изменении вылета за счет подъема (опускания) стрелы, а при выдвижных и телескопических стрелах — при изменении вылета как за счет подъ­ема (опускания) стрелы, так и за счет вы­движения ее секций.
Скорость движения секций выдвижных или телескопических стрел vc — скорость движения секций относительно основной (невыдвижной) секции при изменении длины стрел.
Рабочая скорость передвижения крана vnp — скорость передвижения крана по ра­бочей площадке со стреловым оборудо­ванием, находящимся в рабочем положе­нии, и подвешенным грузом, если пере­движение с грузом предусмотрено его технической характеристикой.
Транспортная скорость передвижения крана vn T — скорость передвижения крана, стреловое оборудование которого нахо­дится в транспортном положении.
Скорости рабочих движений крана в значительной мере влияют на его про­изводительность, а следовательно, и на такие технико-экономические показатели его работы, как стоимость машино-смены, приведенные затраты и т. п. Вме­сте с тем практически каждая из скоро­стей имеет важное самостоятельное зна­чение. Например, скорость посадки, а также минимальные частоту поворота крана и скорость изменения вылета крю­ка надо знать, чтобы определить пригод­ность крана для выполнения тех или иных монтажных работ.
Общая (эксплуатационная) масса крана Gp — масса крана со стреловым оборудо­ванием и противовесом при полной за­правке крана топливосмазочными мате­риалами.
Конструктивная масса крана GK — мас­са крана со стреловым оборудованием и противовесом.
Нагрузка на ходовую ось Р0 или коле­со Рк — наибольшая вертикальная нагруз­ка, приходящаяся на одну ось или одно колесо в транспортном положении крана.
Нагрузка на выносную опору РВш0 — наибольшая вертикальная нагрузка, при­ходящаяся на одну опору при работе кра­на (стрела располагается над опорой).
Среднее давление выносной опоры на грунт уво — отношение нагрузки на вы­носную опору к площади ее башмака или инвентарной подкладки.
Колея крана К — расстояние между вертикальными осями, проходящими че­рез середины опорных поверхностей хо­дового устройсгва: К1 (рис. 6, а) — при односкатных, К2 (рис. 6, б) — двускатных колесах.
База крана Вк (рис. 6, в) — расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых тележек или колес.
База балансирной тележки шасси В г — расстояние между вертикальными осями передних и задних колес одной хо­довой тележки крана.
Минимальный радиус поворота шасси Rmin (рис. 6, г) — расстояние от центра по­ворота до средней точки опоры наиболее удаленного управляемого колеса при максимальном угле его поворота.
Габаритный коридор шасси Дш — ши­рина полосы, в которую при минималь­ном радиусе поворота шасси крана Rmin вписывается шасси.
Минимальный радиус поворота крана RK (рис. 7, а) — расстояние от центра пово­рота до наиболее удаленной точки крана при минимальном радиусе поворота шас­си крана.
Минимальная ширина разворота Дх —
ширина полосы, на которой кран может развернуться на 180° при минимальном радиусе поворота шасси крана.
Габаритный коридор въезда Д2 (рис. 7,6) и выезда Д3 крана — ширина полосы, в которую при минимальном ра­диусе поворота шасси вписывается кран при въезде в поворот и выезде из него.
Преодолеваемый уклон пути я — наи­больший угол подъема, преодолеваемый

краном, двигающимся с постоянной ско­ростью.

Мощность силовой установки N
мощность двигателя внутреннего Сгора­ния, установленного на шасси базового автомобиля.
Под базовым автомобилем здесь и далее имеется в виду автомобиль, ходо­вая часть которого входит в ходовое устройство крана. В характеристике кра­на мощность двигателей внутреннего сго­рания иногда указывают в лошадиных силах (1 л. с. = 0,736 кВт). Для кранов с электрическим приводом в характери­стике указывают также мощность каждо­го из электрических двигателей от­дельных механизмов. Для кранов с гид­равлическим приводом вместо мощности указывают предельный момент на валу гидравлических моторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: