Что такое седельный тягач

Марки седельных тягачей: самый большой и экономичный, новинки, обзор для дальнобойщиков

Приобретение специального транспорта для водителя – серьезный шаг, который стоит тщательно, детально продумать. В статье рассказываются основные положения о седельном тягаче. Также нюансы, которые стоит учитывать при выборе, покупке ТС.

Что такое седельный тягач

Это отдельный вид автомобиля, работающего с полуприцепами. Для присоединения п/п к машине используется седельно-сцепное приспособление – седло. Из-за него спецтехника получила название.

Усовершенствование достигается за счет упрощения проекта обычных грузовых машин. Конструкция быстро подсоединяется к тягачу, удобная в использовании.

Сферы применения

Грузовое транспортное средство используется во всех сферах перевозок. Широко распространено применение в земледелии из-за высокой мощности, проходимости, выносливости.

Часто ТС с КМУ (крано-манипуляторной установкой) используют для строительства зданий большого размера.

Высокая скорость, наличие места для сна водителя (спальника) позволяют применять устройство при перевозках техники, товаров и прочего груза на большие расстояния.

Классификаторами, которые разделяют грузовики, есть различные внешние и внутренние характеристики.

Существуют такие группы:

  • бортовые;
  • тентовые (масса до 20 т);
  • шторные;
  • цельнометаллические;
  • шторно-бортовые;
  • изотермические;
  • рефрижераторы;
  • контейнеровозы;
  • самосвалы;
  • тралы;
  • цистерны;
  • лесовозы (сортиментовозы, как Volvo FH 12),
  • полуприцепы для пусковых конструкций.

Кстати! Машины используются в военном деле для буксировки габаритных ракетных установок, для транспортировки гусеничной техники.

Преимущества и недостатки

Как и все автомобили, седельный тягач с полуприцепом обладает своими позитивными и негативными качествами.

К преимуществам относится:

  1. Большая вместительность. Конструкции перевозят грузы до 40 метров длины.
  2. Соотношение грузоподъемности к весу ТС. Это увеличивает коэффициент полезного действия, уменьшает цену на перевозку.
  3. Маневренность лучше, чем у грузовиков аналогичных габаритов. Это упрощает езду задним ходом.
  4. Легкая замена прицепа или тягача.
  5. Маневренность буксиром на площадке склада или палубе. Выгодно при ограниченном пространстве.
  6. Установка на тележку подката превращает полуприцеп в прицеп.

Минусов немного, но все же имеются:

  1. Без прицепа конструкция не считается независимым ТС.
  2. Устойчивость хуже, чем у простого грузовика.
  3. Без активного прицепа показатель проходимости понижается.

Разновидности

Выделяют две большие категории: европейские и американские. Они отличаются размещением двигателя, габаритами.

Технические характеристики зависят от предназначения ТС.

Особенности конструкции

В первую очередь стоит обратить внимание на кабину водителя. Здесь он проводит рабочее время в долгом пути, требуя комфорта. В большинстве грузовиков есть одно или два спальных места.

Стоит обращать внимание на формулу колес при выборе модели. Тягач, обладающий тремя осями, включает два (4 × 2), четыре (6 × 4) или шесть (6 × 6) ведущих колес. Показатели влияют на грузоподъемность, проходимость.

Технические характеристики

Полная масса грузовика достигает 35 тонн, а снаряженный вес – от 10 т. Число кубов чистой загрузки фуры колеблется от 86 до 120. Грузоподъемность – до 26 тонн.

Максимальную скорость тягачи могут развивать до 85 км в час.

Объем основного бака для топлива – 500 л., запасного – 400 л.

Количество осей – от трех до десяти. Есть вариации с подъемными и ведущими колесными парами. Параметры зависят от марки производителя.

Ведущие производители

Четырнадцать стран мира являются владельцами собственного изготовления седельных тягачей. Самые популярные среди дальнобойщиков швейцарские Scania и Volvo, немецкие Mercedes Benz и MAN, голландские DAF и GINAF, российские КамАЗ, «Урал», ГАЗ, украинский КрАЗ.

Ранее на отечественном рынке был ЗИЛ, который прекратил производство в 2013 году. Сегодня автомобили этой марки можно увидеть у водителей.

Российские

Самым известным производителем грузовиков является завод КамАЗ. Особенно выделяется вездеходный КамАЗ-441080. Мощность ТС – 245 лошадиных сил, все колеса – ведущие. Высота авто достигает трех метров, ширина – двух с половиной, а длина – почти девяти. Максимальный груз – до 10 тонн.

Седельный тягач КамАЗ-5410 выпускался на протяжении 30 лет. Он адаптирован для любого климата и дорог, считался практически вездеходным. На то время ТС удавалось взять верх среди всех грузовиков на российском рынке.

Водители также используют для перевозок небольших габаритов «минифуры». Ярким представителем есть ВИС-23454 с полуприцепом модели 910500. Тоннаж конструкции – до 8 т.

Зарубежные

Автозавод МАЗ – в Минске десятилетиями выпускает большегрузы разных типов. Качество ТС стало лучше после начала сотрудничества с немецким «МАЗ-МАН». За конструкциями легко ухаживать. Управление не требует усилий, кабина приглушает вибрации при езде.

«Мерседес» популярен благодаря легковым автомобилям. Также лидирует в производстве грузовых ТС, среди которых есть и фура-тягач. «Мерседес» первый, кто установил автоматизированную коробку передач в грузовиках. Также производители увеличили время эксплуатации мотора до момента первого ремонта – миллион километров.

Среди немецких седельных тягачей отмечается мощностью FAUN SLT. Танковый транспортер способен везти до пятисот тонн. Передвижение конструкции происходить по заранее установленному и согласованному властями маршруту.

Голландская марка «Даф» популярная благодаря большой кабиной. Еврофура высокая, вместительная. Однако недостаток есть. Российские водители обращают внимание на потребность в «дюймовых» ключах. Также в процессе ремонта кабина максимально может откидываться на угол 45 градусов.

«Фотон Ауман» – известный продукт китайской компании. По отзывам напоминает модели марки «Форд». Тяжелые и средние машины, полный вес которых составляет от 12 до 50 тонн. Фургоны продаются в России.

В 2019 году Renault Trucks отметила 125-ю годовщину выпуском уникальной лимитированной модели грузовика T High 1894 Edition. В Европе продадут только 125 штук ТС. Цена авто начинается с 50 тысяч долларов.

Отличие европейских от американских

Разница в габаритах и расположении двигателя.

Отличие между европейским и американским грузовиком:

  1. Первый обладает металлической кабиной без капота, второй тип сделан с ним.
  2. Тормоза на европейских – дисковые, а на американских – барабанные.
  3. Тип ЕС обладает двумя мостами, США – тремя или больше.
  4. У грузовиков американского типа нет противоподкатных брусьев, которые не позволяют легковым автомобилям попадать в пространство под полуприцепом во время движения.
  5. Европейские большегрузы маневреннее. У них меньший радиус поворота. «Американки» просто застрянут на кольцевых разворотах.

Агрегация с полуприцепами

Процесс легкий. Агрегация с полуприцепами проходит с помощью седельно-сцепного устройства. Для этого используется площадка опоры со специальным шкворнем, который служит как ось поворота. Трал на момент соединения надежно закреплен на земле.

При агрегации полуприцеп передает часть веса на тягач за счет площадки опоры, которая ложится на седло. Процесс длится пять минут.

Отзывы владельцев

Найти описание, характеристику ТС просто. В сети много обзоров, отзывов о седельных тягачах на разнообразных порталах.

Например, видеопрезентация, а также фото:

Водители к каждой марке могут относиться по-разному, ведь от грузовика требуется выполнение разных перевозок. Отзывы позволяют узнать особенности конструкции, услышать реальные факты об автомобиле.

Здесь представлены модели разных марок-фаворитов водителей:

  1. MAN:
    • TGXК;
    • TGA;
    • TGS;
    • TGL;
    • TGM;
    • TGS ww.
  2. Scania:
    • P;
    • G;
    • R.
  3. Volvo:
    • FM;
    • FH;
    • FH16;
    • FL;
    • FE.
  4. Серии DAF-а:
    • 45;
    • 55;
    • 65;
    • 75 и 85.
  5. Mercedes:
    • Actros;
    • Atego;
    • Axor;
    • Antos

Каждый из перечисленных грузовиков мог чем-то не устраивать владельца: размером, комплектом, амортизацией, расположением зеркал и даже видом сверху или сзади. Но с появлением новых моделей становится сложнее называть фаворитов.

По отзывам опытных водителей отмечается, что европейский тип тягачей удобнее из-за отсутствия капота. Основным фактором является, конечно, то количество груза, которое планируется перевозить ТС. Но стоит обращать внимание на проходимость в той или иной местности, на устойчивость к резким перепадам температур.

Где лучше покупать

Прежде, чем приобретать ТС, стоит отметить отображение в ОКОФ (Общероссийском классификаторе основных фондов). Код ОКОФ-2 330.29.10.43. Цифровой знак упрощает критерии отбора автомобилей.

Как и со всеми транспортными средствами, мнения экспертов могут расходиться. Есть факторы, которые не позволяют дать однозначное определение, где и почему лучше покупать грузовик.

Идеальным раскладом будет условие приобретения нового тягача, но водители, у которых есть желание сэкономить, предпочитают брать б/у авто.

Удобнее покупать через интернет, договариваясь обо всех деталях с самим продавцом или дистрибьютором.

При покупке б/у техники узнайте, проводилась ли гидрофикация седельного тягача. Если да, то от какого концерна. Лучшей маркой считается голландская компания HYVA.

Цены на новые ТС, в зависимости от производителя, начинаются от 30 тысяч долларов. Подержанные конструкции стартуют с 10 000 дол.

Разнообразие марок и моделей, среди которых необходимо определиться, поражает. Чтобы выбрать нужное ТС, водителю надо определиться с требованиями к ТС. Понять цель, с которой приобретается тяжеловоз. И, конечно же, определиться с ценой.

Седельный грузовой тягач — конструкция и особенности применения

Многие участники дорожного движения встречали на пути следования грузовики. Не каждый при этом понимает, что кабина подобных транспортных средств называется седельный тягач. К нему крепится прицеп с грузом. Это уникальное современное изобретение, которое просто незаменимо в процессе перевозки крупных грузов. Самые первые седельные тягачи появились еще во времена появления паровых двигателей. По сути, это самоходная безрельсовая машина, которая предназначена для буксировки разного плана прицепов, а также полуприцепов. Кроме того, при помощи тягача можно перемещать разный несамоходный транспорт общего строительного и сельскохозяйственного назначения.

Важно! К тягачу в зимнее время можно прикрепить специальные волокуши или сани. С их помощью можно без проблем отбуксировать разные аварийные авто, объемные негабаритные грузы, технику и самолеты.

Преимущества и особенности тягачей

Современные седельные тягачи автопоезда характеризуются тем, что по своей конструкции и по преимущественным особенностям они изначально предназначены для работы с полуприцепами большой длины. Среди основных конструкционных особенностей и факторов можно отметить:

  1. Простота присоединения груза – используются сцепное устройство или седло.
  2. Возможность перевозить тяжелый и негабаритный груз.
  3. Универсальность – самый мощный тягач можно использовать в разных условиях и в самых разных целях.
  4. Новый тягач в процессе перевозки груза прочно соединяется с прицепом, перенимая на себя часть провозимого груза.
Читайте также  Как обкатать новую бензопилу

Современные новые седельные тягачи по своей конструкции максимально схожи с грузонесущей плитой, которая имеет одинарную или двойную степень свободы. Также в них присутствует специальная углового плана прорезь, которая проходит через сцепляющего плана шкворень. Именно он обеспечивает надежное устройство сцепления, а также выполняет роль важной оси излома в процессе поворота.

Основные виды тягачей

Машина-тягач выпускается в двух основных модификациях. Большой популярностью пользуются европейские, а также американские модели. Оба вида полностью идентичны по основному принципу действия, а также по особенностям внешнего строения, только по техническим характеристикам немного отличаются между собой. Чтобы охарактеризовать устройство с технической точки зрения, стоит рассмотреть технические характеристики, присущие основной массе подобных авто:

Полная масса 35 000 кг
Снаряженная масса 10 000 кг
Двигатель 400 л.с и 1900 Нм
Уровень экологичности ЕВРО-4
Максимальная скорость 85 км в час
Объем топливного бака 500 л
Рабочее тормозное давление 10 бар
Работа бортовой системы 24V
Генератор 28V/120A
Передняя колесная ось 385/65R22.5 или 12.00R20
Мосты 315/80 R 22,5 или 12.00R20
Допустимая грузоподъемность 18-26 тонн
Расход топлива 26-30 л/100 км

Американские машины оснащены специальной качественной капотной кабиной, которая изготовлена из пластика, а также синтетических и химических волокон. Европейские идут с кабинами из стали, при этом конструкция их является более компактной. У американцев колеса барабанные, у европейцев, как правило, дисковые. Оба вида современных машин оснащены унифицированными колесными дисками.

Наиболее популярными на данный момент являются именно европейские машины они оснащены специальными противоподкатными брусьями, что, в свою очередь, служат защитой от того, чтобы небольшой по своим размерам транспорт при определенной ситуации не попал под устройство полуприцепа. Европейские оснащены бортовой сетью, которая выдает напряжение немного большее, чем американские, оно составляет 24 Вольта.

Важно! Основная масса американских машин распределяются на тяжелые и на средние. Что касается европейских, то они выпускаются четко дифференцированными.

Достоинства и недостатки тягачей

Седельные тягачи характеризуются целым перечнем разных достоинств. Именно они более выгодно выделяют машины среди иных грузовых транспортных средств. Среди самых основных преимуществ можно отметить:

  • Наличие седельно-сцепных устройств, которые позволят транспортировать грузы в длинных прицепах;
  • Идеальное соотношение веса груза и степени грузоподъемности;
  • Обеспечение невысокой стоимости перевозки груза;
  • Идеальная маневренность.

На современных тягачах седельного типа при желании можно без особых проблем сдавать назад, чего нельзя сделать, например, на обычных грузовиках. При необходимости полуприцеп можно перевезти на склад, используя его, потом груз перевозится при помощи обычного буксира. Наряду с многочисленными достоинствами, некоторые седельные машины характеризуются некоторыми недостатками. Они немного уступают стандартным грузовикам по устойчивости. Кроме того, их сложно эксплуатировать без присоединенных полуприцепов.

Применение седельных тягачей

Современные машины-тягачи – это максимально востребованная техника грузового направления. Если приобрести устройства от известных мировых производителей, можно получить максимально качественное транспортное средство, олицетворяющее оптимальную экономичность, прочность и высокие показатели мощности.

Благодаря использованию в процессе производства самых современных прогрессивных технологий, авто отличаются комфортом в процессе эксплуатации. Они просто незаменимы при осуществлении транспортировки грузов разных объемов на дальние и средние расстояния. Среди преимущественных особенностей применения данных средств передвижения можно отметить то, что без особых проблем может быть осуществлена транспортировка грузов разного типа. Тяжелый тягач можно использовать с полуприцепами следующих категорий:

  1. Самосвальные.
  2. Рефрижераторные.
  3. Изотермические.
  4. Тентовые.

Огромное разнообразие комплектаций тягача полуприцепа дает возможность без проблем подобрать идеальный вариант для любой производимой работы. Разным может быть не только прицеп, но также коробками передач и системой управления подвески. На высоте находится и электронная система.

Данные авто надежны, они идеально справляются с любыми возложенными на них задачами по перевозке грузов. Преимуществом является то, что на высокие технические характеристики не в состоянии оказать влияние такие неблагоприятные факторы, как летняя жара, бездорожье, а также низкий температурный режим. На высоте находится высокий уровень экологичности двигателя, который в состоянии обеспечить минимальный расход топлива за рейс. Все без исключения детали и узлы современных агрегатов отличаются износостойкостью. Все это серьезно снижает ежедневные расходы по эксплуатации авто, на чем и основан выбор тягача.

Подводя итоги

Седельные тягачи с прицепом от известных производителей характеризуются простой обслуживания. Провести ремонтные работы можно на любом СТО. Все это обеспечивает гарантированный качественный и одновременно быстрый ремонт машин, причем даже если приходится осуществлять замену запасных частей. Грузовой тягач седельный данного класса отличается максимально продуманным современным дизайнерским решением. Внешние данные и технические характеристики в состоянии удовлетворить требования всех современных покупателей. Седельные тягачи с полуприцепом от известных компаний – это образец для подражания во всем мире.

Седельный тягач

Седельный тягач ( TRUCK )

Седельный тягач — специализированный грузовой автомобиль, созданный для перевозок, как малых, так и крупногабаритных грузов в прицепах и полуприцепах. Свое название тягач получил из-за использования специального седельно-сцепного устройства (седла) для крепления тягача и полуприцепа. При этом тяговое усилие создается за счет давления прицепа, передающееся через седло на раму тягача. Конструкция седла помогает легко менять полуприцепы, в свою очередь, сокращая время транспортировки грузов. Сам тягач отличается небольшим весом, но способен перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы.

Применение тягача

Седельный тягач незаменим во всех сферах нашей жизни: промышленной, строительной, сельскохозяйственной, горнодобывающей и т.д. С каждым днем количество грузоперевозок только увеличивается, растет и число транспортных компаний. Любая уважающая себя транспортная компания имеет в автопарке хотя бы один седельный тягач.

Основная ценность тягача, в том, что не зависимо от вида они могут транспортировать грузы любого характера, в том числе крупногабаритные платформы, цистерны, рефрижераторы, военную технику и прочее. Тягачи существенно снижают количество грузовых перевозок, что позволяет значительно экономить финансовые расходы по грузоперевозкам.

SCANIA Griffin P340 LA4×2HNAHighline.

Преимущества тягача

Седельный тягач обладает массой преимуществ, выгодно выделяющих его на фоне другой грузовой автотехники. Одно из них — седельно-сцепное устройство (ССУ). Седло надежно соединяет тягач и полуприцеп, а так же служит осью излома. Кроме того, благодаря седлу можно легко менять полуприцеп, а так же буксировать их с места на место на складе, экономя время и финансы. Немалым преимуществом тягача является возможность дать задний ход, чего лишены привычные грузовики с прицепом.

Итак, выделяют основные преимущества тягача:

— манёвренность
— высокое соотношение грузоподъёмности и весу
— возможность заднего хода
— легкость крепления полуприцепа к тягачу
— возможность трансформации полуприцепа в прицеп
— высокая ёмкость, возможность транспортировки длинномерных крупногабаритных грузов
— возможность буксировки полуприцепа в складских условиях любым буксиром
— наличие спального места

Что же касается недостатков, то у седельных тягачей они тоже есть, а именно:

— тягач менее устойчив, чем обычный грузовик
— практически бесполезен без полуприцепа

Седельный тягач MAN TGX 29.480 Год выпуска 2015

Седельные тягачи, в зависимости нюансов эксплуатации, разделяют на три типа:

— для регулярных поездок на небольшое расстояние

— для перевозки грузов на дальние расстояния

— как универсальные тягачи

Последние особенно популярны во всем мире.

Технические характеристики

Тягачи имеют массу вариаций с учетом количества осей, колесной формулы и межосевого расстояния. Количество осей определяет грузоподъемность тягача, а колесная формула его проходимость. Седельный тягач бывает двух- и трехосным и состоит из кабины, рамы, двигателя и седла.

Седельные тягачи с учетом технических особенностей можно разделить на несколько видов:

— колесная формула (4х2, 6х4, 6х6, 8х2, 8х4)

— высота сцепления (высокие, нормальные, средние и низкие)

— количество осей (двух- и трехосные)

Что касается колесной формулы, то выделяют несколько наиболее популярных видов:

— 4Х2 с одним рулевым и одним ведущим мостом

— 6Х2 с задним подъемным мостом и одиночной ошиновкой

Читайте также  Как завести бензопилу урал

— 6Х2-2 с задним подъемным мостом и двойной ошиновкой

— 6Х2/4 подвесной мост расположен между рулевым и ведущим, может выступать подруливающим. Такую колесную формулу называют Pusher.

— 6Х4 с одним рулевым и двумя ведущими мостами

Существуют и другие колесные формулы, но они чаще используются в специальной технике. Одной из важных характеристик седельного тягача называют сцепную высоту и выделяют несколько видов высоты шасси, а именно:

— высокое
— нормальное
— среднее
— низкое

Каждый из видов имеет свои особенности. Высокое шасси (130-135см) применяется при эксплуатации с тралами и специальной техникой. Нормальное (118-123 см) — для тягачей с полуприцепами не скованными габаритами по высоте. Среднее (110-114 см) — имеет иную геометрию рамы, с седлом максимум 150 мм, установленным без плиты, либо на плиту с максимальной толщиной 22 мм, с минимальным уровнем высоты пневмподвески ведущего моста. Низкое шасси (до 1 м) так же называют LowLiner. Это особый и самый дорогой вариант, он отличается рамой с меньшим швеллером и аркой над ведущим мостом. Часто имеет пневматическую подвеску всех мостов.

Независимо от конструкции кузова все виды седельных тягачей бывают только двух или трехосными. Трехосные тягачи считаются более мощными и применяются в тяжеловесных перевозках.

Тягачи разделяют на американский и европейский вид. Технические характеристики у них практически одинаковые, но отличия все-таки имеются. Главное внешние отличие – кабина. У американских тягачей кабина изготавливается из пластика и химических волокон, а у европейских из стали, при этом двигатель расположен перед кабиной и под водителем соответственно. Европейцы делают кабину бескапотной и предельно компактной, что немаловажно с учетом ограничения по длине транспортных средств в некоторых странах.

Практически у всех европейских марок установлены противоподкатные брусья, которые мешают небольшим транспортным средствам попадать в пространство между полуприцепом и задним мостом. Так же у европейских тягачей практически во всех марках используются подкатные мосты, что в американских тягачах это редкость.

Седельный тягач (6×4) shacman SX4256NT324

Несмотря на то, что колесные диски унифицированы, все же американский и европейский стандарт отличны друг от друга. Отличаются и тормозные системы. В европейских тягачах чаще используют дисковые тормоза, на американских — барабанные. Напряжение бортовой сети американских тягачей составляет— 12 вольт, а европейских — 24 вольта.

Также различают тягачи и по другим параметрам. Например, европейские тягачи бывают как двух, так и трехосными, а американские тягачи бывают только с тремя осями.

Американские тягачи могут быть одновременно средними и тяжелыми, а вот среди европейских тягачей существует достаточно четкое разграничение.

Приобретение тягача

На что необходимо, прежде всего, обращать внимание при покупке тягача с учетом многообразия видов, типов и марок тягачей? На этот вопрос Первое, что следует сделать – определиться с предназначением тягача. Затем изучить рекомендуемые для данного вида перевозок характеристики. И так.

Колесная формула. Наиболее популярными являются тягачи с колесной формулой 4х2. Как правило, их используют для перевозки груза до 11 тонн. Для более масштабных перевозок больше подойдут колесные формулы 6х4, 6х6, или даже 8х2 и 8х4.

Высота сцепки. Для транспортировки стандартного полуприцепа, рекомендована средняя высота седла(110-114 см). Однако, тралы и самосвальные полуприцепы требуют большей высоты сцепки.

Мощность. Выбор мощности, зависит от тяжести и объема, а так же условий транспортировки грузов. Как правило, для магистральных грузоперевозок больше подходят тягачи мощностью до 400 л.с.

Расход топлива. Приемлемым для современного тягача является расход топлива около 29 л на 100 км.

Топливный бак. В основном предпочтение отдают моделям с двумя топливными баками.

Двигатель. Тем кто планирует использовать тягач для международных перевозок стоит обратить внимание на класс двигателя, так как в ЕС не пропускают грузовой автотранспорт с двигателем несоответствующим нормам Евро-3.

Производитель. Тут вы можете положиться на свои предпочтения и отзывы владельцев тягачей

Седельный тягач Scania G420 LA4×2HNA 4×2

Пару слов о производителях седельных тягачей, в России сложно выделить лидера среди различных мировых производителей, одинаковой популярностью пользуются западные, китайские и отечественные марки. Так среди отечественного автопрома и стран СНГ зарекомендовали себя тягачи марок: КамАЗ, МАЗ, КраЗ, Урал, Тонар. Достаточно популярны тягачи западного производства, это европейские и американские марки: Volvo, Scania, Iveco, Renault, MAN, Mercedes-Benz, DAF и International, Freightliner, Peterbilt соответственно.

Не менее популярны на российском авторынке китайские седельные тягачи. Надежность, соотношение цены и качества делают их конкурентоспособными даже на рынках Европы. Наиболее популярными принято считать марки: SHAANXI, HOWO, FAW.

Характеристики седельного тягача

Дата публикации — 27.05.2020

Магистральные седельные тягачи не имеют конкурентов среди других видов грузовых машин, когда речь идет о перевозке крупнотоннажных грузов. Также такие транспортные средства хорошо подходят для транспортировки негабаритных изделий большой массы. Седельные тягачи способны преодолевать расстояния в несколько тысяч километров, отличаются повышенной надежностью, оптимальным балансом тяговых и скоростных характеристик.

В этой статье мы приведем технические параметры этих транспортных средств, перечислим их разновидности и основные эксплуатационные достоинства.

Сфера применения седельных тягачей

В конструкцию тягача входят мощный двигатель и седельно-сцепное устройство, позволяющие присоединять к транспортному средству полуприцепы различного назначения:

  • Бортовые и открытые платформы (в том числе низкорамные), на которых можно перевозить строительные материалы и конструкции, промышленное оборудование, металлопрокат и другие грузы, не требующие специальных условий.
  • Промтоварные фургоны, которые обеспечивают надежную защиту перевозимых грузов от неблагоприятных природных явлений. В них перевозят бытовую технику, продукцию предприятий легкой промышленности, цемент и сухие строительные смеси.
  • Самосвальные прицепы. Их используют для доставки и разгрузки сыпучих материалов.
  • Рефрижераторы, предназначенные для перевозки охлажденных и замороженных товаров, в том числе продуктов питания.

Седельные тягачи – наиболее универсальная разновидность грузовиков, что делает их наиболее востребованными при предоставлении в аренду – сезонность практически отсутствует.

Разновидности седельных тягачей

Седельные тягачи подразделяются на два вида: американские и европейские. Деление подразумевает не страну производства, а конструктивные особенности кабины:

  • Американская (капотная). Длинная кабина по уровню комфорта может успешно конкурировать с небольшой квартирой-студией. Если вы выбираете современную капотную модель, можете рассчитывать на большое спальное место, холодильник и еще множество опций, способных скрасить дальнюю дорогу. Недостаток такой конструкции – сравнительно низкая маневренность. Некоторые водители считают, что у «американцев» жесткая подвеска. Кабину садят на сайлентблоки, пружины или резиновые подушки – при движении по неровному дорожному полотну ощущается тряска. Последнее характерно для отдельных моделей, ряд производителей предлагают американские тягачи в более чем комфортном исполнении.
  • Европейская (бескапотная). Такие кабины могут несколько отставать по площади и набору полезных опций от американских, но удобство водительского кресла и технические характеристики седельного тягача будут на высоте. Они выигрывают у «американцев» по маневренности. Пневмоподвеска седельного тягача европейского типа обеспечивает хорошую амортизацию. Характерный недостаток таких кабин – небольшой крен во время торможения и при прохождении ям на дороге.

Однозначного ответа на вопрос, какой седельный тягач лучше – американский или европейский – не существует. Выбор чаще всего основывается на личных предпочтениях.

Седельные тягачи КамАЗ

КамАЗ – наиболее известный российский производитель седельных тягачей. Его ассортимент постоянно расширяется и в настоящее время насчитывает 13 моделей и модификаций.

Характеристики современных седельных тягачей КамАЗ наглядно демонстрируют, что они могут считаться одними из лучших магистральных автомобилей.

Производитель выпускает двух- и трехосные модели с колесными формулами 4×2, 6×4 и 6×6. Все они имеют межколесную блокировку, обладают хорошей проходимостью и маневренностью.

Помимо силовых устройств собственного производства устанавливаются двигатели Cummins, Daimler и Mercedes-Benz. Трансмиссии с 8, 9, 12 и 16 передачами позволяют точно выбирать скоростные режимы. Благодаря этому расход топлива у седельных тягачей КамАЗ оказывается ниже, чем у многих зарубежных автомобилей аналогичной грузоподъемности.

Все актуальные модели соответствуют стандарту ЕВРО-5. В ассортименте есть модификации с одним и двумя спальными местами.

К какой амортизационной группе относится седельный тягач

Любая компания, которая приобретает коммерческое транспортное средство, обязана принимать его на бухгалтерский и налоговый учет как амортизируемое имущество и устанавливать срок полезного использования (СПИ). Согласно классификатору основных средств, седельные тягачи относятся к пятой амортизационной группе. Минимальный СПИ автомобиля составляет 85 месяцев.

Существуют два международных документа, по которым определяют категорию транспортного средства: «Конвенция о дорожном движении», подписанная на Венской конференции 1968 г. и Женевское соглашение, принятое Европейским экономическим комитетом ООН.

Первый документ относит седельный тягач к категории E. Именно она должна быть представлена в правах (водительском удостоверении). Здесь седельный тягач рассматривается в составе автопоезда. Второй документ рассматривает тягач как АТС для перевозки грузов (категории N1, N2, N3), а полуприцеп – как буксируемое АТС (категории O2, O3, O4).

Информационно-аналитическое издание ТЕХНОmagazine

Издается с 2007 года

  1. Главная страница
  2. Что, где, когда Википедия издания ТЕХНОmagazine
  3. Грузовые седельные тягачи: кто их выпускает, характеристики, конкурентные преимущества, применение
Читайте также  Как выбрать зернодробилку для домашнего хозяйства

Основные сведения о грузовых седельных тягачах: конструкция, виды

Основными типами транспортных средств для перевозки грузов становятся седельные тягачи с полуприцепами – фуры. Их популярность и количество на дорогах растёт. Однако данный вид машин имеет свои особенности.

Седельный тягач: особенности конструкции

Автомобильные тягачи делят на несколько категорий, одна из которых – седельный тягач. Он отличается наличием на автомобиле особого сцепно-расцепного узла – седла, которое и дало название автомобилю.

Этот соединительный седельный узел транспортного средства представляет собой грузонесущую плиту с прорезью под шкворень. Седельное сцепное устройство имеет несколько степеней свободы в продольном и поперечном направлении.

Такое соединение тягача и прицепа, а точнее полуприцепа, позволяет перераспределить часть нагрузки на автомобиль, увеличив, тем самым, допустимый вес перевозимого товара.

В Европе в качестве седельника используют в основном бескаптный грузовик, а в США – капотный. Поэтому в странах постсоветского пространства их так и разделили – американский тип и европейский.

Американский тип седельных тягачей

Американские тягачи имеют большую пассивную безопасность за счёт раз выноса вперёд моторного отсека. Доступ к двигателю в машинах капотной компоновке удобней. Да и кабина американцев гораздо комфортней.

Однако к минусам стоит отнести большую длину тягача и, как следствие, больший радиус поворота. Это делает затруднительным маневрирование грузовика с полуприцепом в ограниченном городском пространстве, но даёт комфорт водителю при длительных междугородних рейсах.

Сам тягач обычно трёхосный с двумя задними ведущими осями. За счёт выноса двигателя за переднюю ось развесовка машины становится более правильной и в таких тягачах нет необходимости применять ленивец – подъёмную ось. К тому же, в машинах есть возможность перемещать седельное сцепное устройство для крепления полуприцепа вдоль продольной оси, меняя тем самым распределение веса груза.

Европейский седельный тягач

В Старом свете наиболее востребованы грузовики безкапотной компоновки. Двигатель у них располагается под кабиной, что не столь удобно при обслуживании. К тому же, при поднятии кабины незакреплённые вещи со спальника полетят вперёд. Да и забраться в опрокинутую кабину тоже не получится.

Однако плюсами бескапотной компоновки грузовика являются его маневренность, лучший обзор, короткая база, позволяющая цеплять более длинный полуприцеп.

В основном тягачи европейского типа производятся с двумя или тремя мостами. Нередко одна из задних осей является подъёмной для снижения общей стоимости владения и увеличения полезной нагрузки.

Реже встречаются седельники с четырьмя мостами. Они в основном используются для специальных перевозок и в армии.

Области применения седельных тягачей

Все седельные тягачи предназначены для работы исключительно в составе автопоезда с полуприцепом. Хотя есть одно исключение – кольцевые автогонки на грузовиках. В них в качестве болида тоже используется именно тягач.

Однако основной сферой применения данных машин являются грузоперевозки товаров на длинном плече, т.е. на большие расстояния, в основном на межгороде и при международной транспортировке грузов. Это обусловлено многими факторами, в т.ч. его конструкцией и широким ассортиментом полуприцепов.

Седельный тягач может перевозить товары в шторном полуприцепе, перемещать технику на трале, доставлять сыпучие и жидкие грузы в специальных полуприцепах, подвозить элементы на место возведения многоэтажных жилых домов – панели. Такие машины используются в строительстве, промышленности, торговле.

Кроме того, есть специальные виды седельных тягачей, которые используются в военной отрасли. Они перевозят боевую технику, боеприпасы и зенитно-ракетные установки.

Основные технические характеристики

Поскольку эти машины обычно перевозят большое количество груза на дальние расстояния, большое внимание уделяется мощности и экономичности двигателя, объёму топливного бака (с недавних пор правильнее говорить максимальному пробегу на одной заправке), надёжности шасси и коробки передач, эргономичности и комфортабельности кабины.

Седельные тягачи оснащаются преимущественно дизельными двигателями мощность от 200 до 750 л.с. и механической коробкой передач. Хотя АКПП тоже становится распространена.

В основном это грузовики колёсной формулой 4х2, 6х2, 6х4. Реже встречаются тягачи с четырьмя мостами.

Кабина седельного тягача обычно состоит из двух отсеков – рабочей зоны водителя и спальника. Спальная зона может иметь различную степень оснащённости – от скромной полки для отдыха до полноценного жилого отсека размером с малогабаритную квартиру. Тут всё зависит от фантазии производителя, размеров грузовика и, конечно же, бюджета.

Абсолютное большинство грузовиков сейчас выпускается с водительским сиденьем, оборудованным пневматической подвеской.

Наличие систем помощи водителю, активной и пассивной безопасности, а также мониторинга являются неотъемлемой частью современного седельного тягача. В Росси обязательно машины должны быть оборудованы тахографом.

Достоинства и недостатки тягачей фур

Преимущества седельных грузовых тягачей:

  • высокая грузоподъёмность;
  • надёжность присоединения полуприцепа к тягачу;
  • хорошая маневренность;
  • относительно низкая стоимость перевозки;
  • возможность перевозить различные типы грузов.

Однако у этого вида транспорта есть свои недостатки:

  • меньшая устойчивость и управляемость по сравнению с обычными грузовиками;
  • возможность эксплуатировать автомобиль только в составе автопоезда с полуприцепом;
  • более низкая проходимость по сравнению с обычным грузовиком.

Обзор рынка: основные производители и конкурентные преимущества

В России представлены седельные тягачи различных производителей, как отечественных, так и зарубежных.

Отечественные производители

Самым распространённым седельным тягачом отечественного (читай СНГ) производства является КамАЗ. Популярность этих автомобилей обусловлена более низкой первоначальной ценой, ремонтопригодностью и широкой дилерской сетью.

В линейке Камского автозавода представлены седельный тягачи допустимой полной массой от 19,5 до 75 тонн. Завод комплектует машины двигателями собственного производства, а также силовыми агрегатами Cummins, Daimler, Mercedes. На двухосный тягач КамАЗ 5490 NEO может устанавливаться китайский двигатель Weichai.

Ещё одним распространённым тягачом для полуприцепов является белорусский МАЗ. Минские седельники агрегатируются в основном моторами ЯМЗ и Weichai. На некоторые модификации может быть установлен двигатель Mercedes.

Специфичными игроками на рынке седельных тягачей являются Автомобильный завод Урал, Группы ГАЗ, а также Брянский автомобильный завод колёсных тягачей. Оба предприятия выпускают в основном полноприводные седельные тягачи повышенной проходимости. И если первый постепенно выходит на рынок шоссейных машин, то БАЗ остаётся производителем в основном военной продукции.

Ещё один завод коммерческого транспорта на постсоветском пространстве находится в Кременчуге, Украина. В линейке КрАЗа четыре модели седельных тягачей, три из которых капотной конфигурации. Однако завод по состоянию на начало 2021 года находится в плачевном состоянии и балансирует на грани банкротства.

Европейские производители

Большую долю рынка седельных тягачей в России и СНГ занимают компании большой европейской семёрки. Это машины немецкого производства MAN, Mercedes-Benz, шведские Volvo и Scania, принадлежащий Volvo Group французский Renault, голландский DAF и итальянский Iveco.

Все они имеют официальные представительства в России, развитую сеть дилеров и сервисных центров.

Американские седельные тягачи

Официально тягачи Нового света поставляет на рынок СНГ только компания Ford Trucks. Для российского рынка компания выпускает машины на заводе в Турции в бескапотной конфигурации. В 2021 году компания представила две новые модификации – тягач с удлинённой базой F-Max L и лимитированный F-Max Blackline.

Несмотря на отсутствие в России официальных представителей Freightliner, Kenworth, Peterbilt, Mack эти грузовики частенько можно встретить на дорогах СНГ. Их, в первую очередь, выбирают за комфорт. Кабина американских грузовиков имеет комфортный спальный отсек c большим количеством мест для хранения и холодильником.

Конечно, такие тягачи приходят в Россию в основном б/у и не имеют гарантийной и сервисной поддержки. Тем не менее они ремонтопригодны, а в условиях глобальной экономики больших проблем с поставкой запчастей из-за океана не возникает.

Азиатские производители

Японские производители практически не представлены на отечественном рынке седельных тягачей. Тем не менее, стоит отметить Isuzu Giga 26.0 колёсной формулой 6х4. Машина оснащена дизельным двигателем мощностью 400 л.с. и 16-тиступенчатой МКПП с делителем и мультипликатором.

Также, тяжёлый седельный тягач Hino 700 представляет на российском рынке грузовое направление Toyota. Машина также имеет три оси, две задние из которых – ведущие. Агрегатируется тягач Hino 700 дизельным турбированным двигателем E13C-UR мощностью 450 л.с. в паре с 16-тиступенчатой механической коробкой передач.

Ну и конечно же, в Россию и СНГ поставляются седельные тягачи китайских производителей. Практически все крупные производители Поднебесной имеют в линейке данный вид коммерческого транспорта. На дорогах можно встретить автопоезд с тягачом Howo, DongFeng, FAW, Shacman, Foton. По большей части – это переработанные европейские модели. Все они в бескапотной конфигурации, имеют сервисные центры и представительства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: