Как работает тормозной кран

Все о ремонте и устройстве тормозного крана для КамАЗа

Тормозной кран КамАЗа — это механизм, который управляет рабочими тормозными системами транспортного средства.

Типы тормозных кранов

Грузовые автомобили, в том числе КамАЗ, работают на тормозной системе, на которых применяется пневматический привод.

По типу конструкции бывают два вила тормозных кранов:

  • односекцицонные;
  • двухсекционные.

На грузовиках КамАЗ обычно устанавливается второй тип кранов, так как они являются большегрузами.

Двухсекционный кран также может быть нескольких видов для различных моделей автомобиля:

  • каждая секция тормоза управляется отдельно;
  • единое управление всеми секциями.

Конструкция и принцип работы у этих видов тормозных кранов одинаковое.

Обычно на автомобилях камаз версии от 5320 устанавливается тормозной кран компании Wabco 100-3514008.

Главный тормозной кран камаз ЕВРО

На современных грузовиках, которые выпускает компания КамАЗ устанавливаются ГТК евро стандарта. Устройство главного тормозного крана представлено на рисунке ниже.

Устройство главного тормозного крана КамАЗ

1 — верхняя крышка корпуса крана;
2; 19 — закрепляющие конструкцию шурупы;
3;18 — шайбы для крепления на пружинной основе;
4 — толкательное устройство;
5 — втулка ГТК;
6 — корпусное основание рычага управления;
7 — винт для регулировки ГТК;
8 — рычаг управления;
9 — крепежная гайка;
10 — пружинная тарелка;
11 — устройство для соблюдения равновесия;
12 — кольцо для уплотнителя;
13 — поршень ГТК;
11; 16; 24; 28 — пружинные крепления;
15 — корпусное основание верхней части ГТК;
17;29 — опорное основание;
20;32 — кольца основания;
21 — поршень большого диаметра;
22 — атмосферный клапан ГТК;
23 — поршень маленького диаметра;
25 — корпус нижнего основания;
26;30 -кольцевые части;
27 — корпусное основание клапана нижней части ГТК;
31 — выпускное окно ГТК.

Устройство и принцип работы

Устройство включает в себя такие элементы:

  • клапан впускного и выпускного типа;
  • пружинный механизм и компрессор;
  • резиновая втулка;
  • регулятор давления воздуха;
  • поршневая часть и диафрагма.

Принцип работы тормозного крана полуприцепа КамАЗа:

  1. Нажатие на педаль тормоза приводит к смещению в правую сторону штока, который закрывает клапана.
  2. В это время открывается клапан, активируя работу тормозной камеры и ресивера. Давление в тормозной системе будет зависеть от степени нажатия на педаль.
  3. При постоянном усилии на тормозную педаль происходит увеличение давления на поршень.
  4. Усилие передается через механизм рукояток и тяг к рычагу крана, проходя через толкательный элемент и резиновую втулку.
  5. Подвижное седло впускного клапана перемещается вниз вместе с поршневой частью.
  6. Впускное окно закрывается, открывается окно выпускного клапана.
  7. Проходя через вывод и открытое окно клапана, воздушный поток направляется к полости крана.
  8. В верхней полости начинает повышаться давление. Во время повышения уровня давления воздушный поток перемещается в надпоршневую область, активизируя работу всего механизма.

Причины поломок

Неисправности и причины поломок:

  1. Ресиверы не заполняются сжатым воздухом, из-за чего не активизируется регулятор давления. Причиной поломки может стать поврежденный шланг или трубопровод, ослабленная затяжка места соединения трубопроводов, некачественная затяжка корпусных механизмов, нарушение герметичности ресивера.
  2. При заполненных ресиверах срабатывает регулятор уровня давления. Причина поломки — утечка сжатого воздушного потока от компрессорной части в магистраль до блока клапанов защитного типа.
  3. Механизм не заполняется сжатым воздухом. Неисправность может быть вызвана неправильной регулировкой регулятора или засоренностью трубопроводов.
  4. Кран травит воздух. Это может быть вызвано сбоями в работе энергоаккумулятора.
  5. Повышенный уровень давления. Причина поломки — неисправный двухстрелочный манометр или нарушенная регулировка механизма, отвечающего за давление воздуха.
  6. Тормозной кран шипит. Неисправность может быть связана с поврежденным электрооборудованием или с дефектом ручника крана.
  7. Потеря герметичности уплотнительных колец. Это значит, что в системе произошла утечка воздуха или стал заедать толкательный механизм.

Как проверить тормозной кран

Порядок действий во время проверки крана привода тормозных систем:

  1. Проверить исправность ламп и зуммера. Для этого нужно нажать на кнопку, которая расположена в блоке контрольных ламп, она должна загореться. Зуммер функционирует исправно, если загорается хотя бы 1 лампа. Запустить силовой агрегат и заполнить пневматический привод воздухом. В рабочем состоянии заполнение системы занимает не более 8 минут.
  2. Осмотреть привод пневматической системы на герметичность. Необходимо отключить компрессор, опустить тормозную педаль. За полчаса уровень давления должен понизиться не менее, чем до 0,5 кгс/ см² . При включенных потребителях давление должно достигать данного значения за 15 минут.
  3. Проверить исправность защитных клапанов. Следует подключить к контрольному клапану манометр. Затем необходимо стравить воздушный поток из баллона моста переднего типа при помощи клапана для слива конденсата. Уровень падения давления должна показывать только одна стрелка, показатели в баллонах задней телеги и стояночной системы тормозов не должны изменяться.
  4. Проверить исправность привода пневматического типа. Показания манометра должны соответствовать уровню давления в тормозных камерах задней телеги и переднего моста.

Как отрегулировать

Регулировка тормозного крана проводится следующим образом:

  1. Закрыть кран.
  2. Подключить к соединительной головке манометр.
  3. Повысить давление в ресивере до 7,3 кгс/см² .
  4. Проверить показания манометра, которые должны совпадать с давлением в ресивере.
  5. Если прибор показывает пониженный уровень давления, проверить положение пружинного механизма. Он должен быть прижат к упору.
  6. Установить рычаг запасной тормозной системы в положение «Вкл.».
  7. Повернуть тарелку по часовой стрелке. 1 оборот повышает уровень давления на 2 кгс/см². Необходимо сделать то количество оборотов, которое восполнит разницу показаний манометра и ресивера.
  8. Перевести стояночный тормозной механизм в положение «Выкл.».
  9. Проверить показания манометра.
  10. Отрегулировать привод тормозного крана от системы рабочих тормозов.
  11. Опустить тормозную педаль и отрегулировать длину тяги.
  12. Законтрить вилку крепежной гайкой так, чтобы рычаг соприкасался с упорной частью крана.
  13. Опустить регулировочный болт.
  14. Отрегулировать положение рукоятки так, чтобы ее верхняя часть касалась пальца.
  15. Отрегулировать ход рычага, путем вращения регулировочного болта.

Как заменить

Порядок действий при замене крана:

  1. Выпустить воздушный поток из ресиверов пневматического привода, которые находятся на заднем и переднем мосту.
  2. Снять накидные крепежные винты, которые соединяют наконечники пневматических трубопроводов.
  3. Расшплинтовать и демонтировать соединительный палец с задней вилки тягового механизма с рычагом крана.
  4. Открутить гайки крепежных болтов, которые соединяют пластину верхнего корпуса с кронштейном.
  5. Снять поврежденный или износившийся крановый механизм.
  6. Установить новую деталь на кронштейн лонжерона, который расположен с левой стороны.
  7. Закрепить механизм при помощи крепежных элементов.
  8. Подсоединить кран к рукоятке вилки задней тяги. Схема подключения и распределения есть в руководстве пользователя КамАЗа.
  9. Установить и зашплинтовать палец.
  10. Подвести к тройникам и переходным элементам наконечники пневматических трубопроводов.
  11. Затянуть крепежные гайки.
  12. Запустить мотор.
  13. Заполнить воздухом пневматический привод тормозных систем.
  14. Проверить герметичность всех трубопроводов и главного тормозного крана.
  15. Проверить уровень давления в ресиверной части механизма.

Схема подключения тормозного крана камаз с 3 выходами

Двухконтурный тормозной кран камаз с тремя выходами подключается тогда, когда у автомобиля есть дополнительный прицеп.

Управление ГТК осуществляется следующими тремя видами клапанов:

  • контрольный клапан;
  • разобщительный клапан;
  • одинарный защитный клапан.

Ремонт тормозного крана

Ремонт тормозного кранового механизма КамАЗа выполняется следующим образом:

  1. Нужно расшплинтовать и демонтировать палец тягового устройства.
  2. Затем отвернуть 4 болта крепления с кронштейна.
  3. Необходимо отвернуть воздушные магистрали, которые подводят к крану. При помощи кернера отметить расположение воздушных каналов относительно магистралей.
  4. После этого следует отвернуть 4 болта с корпуса опорной плиты при помощи ключа на 12.
  5. Затем демонтировать верхнюю часть корпуса крана вместе с рукояткой и отделить плиту.
  6. В конце извлечь верхний поршневой механизм.

Если неполадка заключается в том, что кран шипел, то необходимо восстановить уплотнение поршневой части. Для этого нужно заменить демпфирующее устройство, которое гасит резкие толчки от рукоятки.

Для замены демпфера нужно сохранить прежнее положение винта и отрегулировать зазор между винтом и толкательной частью поршня.

Если поломка была вызвана неисправностью клапана, нужно открутить крепежные винты, разъединить корпус и вытащить малый поршень, раскачивая большой.

Для восстановления герметичности необходимо изолировать верхнюю и нижнюю секции уплотнительных колец, выпустить воздух, заменить поврежденные детали на новые.

Типы ремкомплектов

Есть несколько комплектаций ремонтных инструментов для удаления неисправностей в работе тормозного крана:

  • Малый набор. Он включает в себя только предметы для уплотнения и специальный защитных чехол для рычага управления.
  • Средний набор. Кроме состава предыдущего набора он комплектуется втулками и креплениями.
  • Большой набор. В этом варианте содержится полный набор необходимых элементов для самостоятельного ремонта тормозного крана.

Техническое обслуживание тормозной системы КамАЗ

ТО включает в себя:

  • провести анализ элементов автомобиля и при необходимости исправить неполадки в тормозной системе;
  • провести диагностику соединений внутри тормоза;
  • проверить насколько тормозная система является герметичной;
  • проверить исправность фрикционных накладок;
  • провести чистку уплотнителей;
  • проверить герметичность прокачки жидкости внутри тормозной системы.

Все остальные проверки проведет специалист СТО.

Устройство тормозной системы автомобилей КамАЗ

Принцип работы тормозной системы состоит в следующем.После того как происходит нажатие на педаль тормоза все давление переходит на усилитель. Он влияет на работу основного цилиндра тормозной системы. Цилиндр состоит поршней, на которые оказывают воздействия излишки вырабатываемой жидкости. Этот процесс обеспечивает перемещение колодок к дискам тормозной системы и прохождение энергетического потока в привод.

Читайте также  Сколько лошадиных сил в тракторе

Управление основными и вспомогательными механизмами передает сигнал в стояночный блок. Таким образом происходит остановка транспортного средства. После того как остановка завершена в работу вступает контур возвратного механизма, таким образом педаль тормоза перестает быть действующей. Поршни основного цилиндра также возвращаются в стандартное положение.

Ниже на рисунке представлено описание схемы устройства тормозной системы КамАЗа.

Схема устройства тормозной системы КамАЗа

Вам когда-нибудь доводилось сталкиваться с поломкой тормозного крана в КамАЗе?

Устройство и принцип работы тормозного крана полуприцепа

Полуприцеп (ПП) – это несамоходное устройство для перевоза грузов. Для перемещения такого транспортного средства необходим седельный тягач, водитель которого должен уметь управлять тяжелой системой, представлять ее принцип действия для того, чтобы проводить проверку технического состояния и мелкого ремонта.

Как устроен механизм дистанционного управления ПП. Виды и принцип действия схемы, ее основные узлы – разберем в статье.

Тормозная система полуприцепа

Это название совокупности узлов и деталей, находящихся во взаимосвязи, и обеспечивающая создание сил, препятствующих движению ПП.

Разновидности

По схеме срабатывания тормозные системы делятся на 5 типов:

  1. Гидравлическая. Для замедления движения применяется специальная жидкость, активирующая работу структуры.
  2. Электрическая. Бесконтактное торможение выполняется при подключении взаимовлияющих магнитов.
  3. Фрикционная. Работа осуществляется путем активации силы трения при помощи тормозных механизмов.
  4. Моторная. Обеспечивает остановку транспортного средства при снижении оборотов двигателя.
  5. Пневматическая. Здесь тормоза активируются воздушным воздействием.

В полуприцепах давно применяется последний механизм.

Функционирование

Система пневматики активируется с помощью привода, являющегося совокупностью деталей и устройств, обеспечивающих торможение.

Тормозной пневматический привод (ТПП) имеет 2 составляющие:

  • энергетическую, отвечающую за энергоснабжение системы;
  • управляющую, передающую команду с тормоза грузового автомобиля (ТГА).

ТПП имеет питающий контур, отвечающий за подготовку воздуха для использования в пневмосистеме, в которую входят:

  1. Компрессор (отвечает за давление воздуха в структуре).
  2. Регулятор давления, который поддерживает значение параметра в границах нормы.
  3. Осушитель воздуха, выполняющий функции фильтра, очищающий подаваемый воздух от паров бензина, масел, воды. Дополнительно работает как ресивер (технический сосуд, выдерживающий повышенные значения давления газовых сред).
  4. Защитный четырехконтурный клапан:
  • распределяет воздух из одного потока на: 1) два периметра ТГА; 2) структуру ПП, отвечающую за срабатывание аварийных, стояночных тормозов; 3) пневмоподвески, дополнительные ТПП;
  • контролирует равномерность распределения воздуха в периметрах;
  • при нарушении целостности воздухопровода в одной части ТПП обеспечивает нормативное давление в других.

В соответствии со схемой ТПП его запуск производится путем нажатия педали тормоза. В результате подаются управляющая и энергетическая команды, попадающие в механизмы торможения колеса грузовика и к исполнительным устройствам прицепа.

Управляющими деталями ТПП могут быть кран растормаживания полуприцепа, регуляторы различного назначения, клапаны релейные и др.

Исполнительные механизмы – это диафрагменные или энергоаккумуляторные тормозные устройства.

Кран управления тормозами

Так называется механизм контроля ТПП в процессе торможения грузовика и автоматического управления структурой в аварийных ситуациях (например, снижение параметров давления в системе).

Описание

Кран тормозных усилий полуприцепа имеет 3 основных элемента:

  • главный контрольный клапан;
  • разобщительный кран (2 шт.);
  • соединительные головки (2 шт.).

Контрольный клапан

Через него проходит команда на тормозной пневматический привод полуприцепа.

Трехсекционное устройство состоит из:

  • двух поршней разных размеров, оснащенных пружинами;
  • отверстия для выпуска воздуха (разгрузочное);
  • цилиндрического стержня, соединенного с ползуном (шток);
  • винта для регулировки давления.

Принцип его работы:

  1. Когда педаль тормоза находится в стандартном положении, давление воздуха фиксирует шток и поршень. Впускной, контрольный клапаны перекрыты.
  2. После нажатия педали в магистраль накачивается воздух, который, воздействуя на поршень, сжимает пружину, она, в свою очередь, толкает шток, активирующий ТПП.
  3. В процессе растормаживания стравливается воздух, пружина распрямляется, и освобождаются колеса.

Изменяя положение регулирующего винта, устанавливается необходимое воздушное сжатие в ТПП (уровень 20–100 кПа).

Одинарный защитный клапан

Его функция – не дать возможности сжатому воздуху вытечь из тормозного механизма полуприцепа при снижении давления в соединительных воздуховодах.

Клапан регулирует параметры давления в ресивере. Когда в воздуховодах давление снижается до критических значений, устройство закрывает перетекание воздуха в зону, где находится кран растормаживания ПП.

Разобщительный кран

Так называется устройство, которым можно перекрыть воздух, поступающий по магистрали от седельного тягача.

При расположении рукояти крана по направлению воздухопровода система открыта. При ручке, поднятой перпендикулярно оси, ТПП изолирована от ТГА и можно расцепить грузовик и прицеп.

Головки соединения «Палм»

Применяются для герметичного соединения воздушной магистрали грузовика и полуприцепа.

Фактически эти детали «Палм» являются фланцевым соединением бесклапанного типа. На стыках используются резиновые прокладки. Фиксация связи производится путем вставки одной головки в другую. Затем одно устройство вращается относительно другого, пока выступ вставленной детали не встанет в паз охватывающей.

Такие соединения используются для МАЗа, КАМАЗа, ОдАЗа, КРАЗа.

Умельцы меняют изношенные головки «Палм» на гидроразъемы подходящего размера. Такие приспособления были разработаны для стыковочных структур космических аппаратов, подводных лодок.

Тормозной кран в однопроводной системе

Кран тормозных сил на полуприцепе во время соединения вспомогательного транспортного средства с тягачом одной магистралью используется 1 соединительная головка.

При такой конструкции система работает одновременно как управляющая и энергетическая.

При снижении показателей давления в механизме увеличивается тормозящее воздействие на оси полуприцепа.

В одноприводной структуре тормозной кран имеет в составе:

  • поршень;
  • диафрагму;
  • клапаны для воздухообмена (впускной, выпускной).

Работа в расторможенном состоянии

Перед тем как поехать, необходимо наполнить сжатым воздухом систему. Для этого запускается двигатель. При достижении давления уровня 0,5 МПа контрольные огни на панели водителя гаснут. Если стояночный тормоз расторможен (лампа тоже погасла), автопоезд готов к движению.

Когда грузовик в расторможенном состоянии:

  • ножной тормоз и ручник находятся в нейтральном положении;
  • рукоятки разобщительных кранов располагаются под углом в 90 градусов к оси (закрыты);
  • показатели давления в ресивере имеют значение 0,7–0,75 МПа;
  • растормаживание происходит при увеличении силы сжатия воздуха в ТПП.

Работа системы при торможении

Когда водитель нажимает на ножной тормоз тягача:

  • срабатывает тормозной кран, состоящий из двух секций;
  • повышается давление в камерах тормозов грузовика и в одной из магистралей управления ТПП;
  • при двухпроводном приводе после срабатывания крана РТС полуприцепа на клапан управления и в тормозную магистраль поступает воздух из ресивера;
  • одноприводная система сбрасывает воздух из магистрали полуприцепа через тормозной клапан, после чего происходит затормаживание ПП.

Кран управления тормозами Wabco

Компания Вабко начала разрабатывать систему ESC в 1955 году. С 2000 г. ESC устанавливается на Вольво и некоторые другие грузовики.

Уже с 2011 г. Wabco входит в базу МАН и Mersedes-Benz, а с 2013 г. – КАМАЗ.

В то же время механизм управления тормозами начинает устанавливаться на полуприцепы Крона, Кегель, Шмитц, Фрюхауф, Тонар.

Преимущество Вабко заключается в контроле за распределением нагрузки по осям, что уменьшает вероятность заноса, опрокидывания.

Система EBC Wabco включает в себя:

  • блок управления (мозг устройства);
  • датчик поворота рулевого колеса;
  • соленоиды антиблокировочной системы;
  • передний осевой одноканальный модулятор;
  • задний двухканальный осевой модулятор;
  • кран управления тормозами полуприцепа.

Когда водитель начинает тормозить педалью, кран электронной структуры передает команду на блок управления, который распределяет тормозное усилие на колеса.

Неисправности

У тормозной системы полуприцепов каждого производителя есть свои слабые места.

Например, ПП от компании Schmitz страдают от:

  • увеличения люфтов, зазоров в сцепном механизме;
  • протечек масла из пневмоцилиндров.

А в ПП Krone может заклинить поршень колесного цилиндра, закупориваются тормозные воздухопроводные магистрали.

Но все водители ПП сталкиваются с тем, что:

  • после подсоединения полуприцепа тормоза на тягаче функционируют, а на ПП нет;
  • обратная ситуация: на грузовике растормаживание есть, а на ПП нет;
  • травится воздух из тормозной камеры;
  • нерастормаживание, подклинивание.

Практически всегда поломки можно предотвратить с помощью регулярной диагностики и техобслуживания.

Если упустить время, то придется выполнять дорого́й ремонт, особенно для вспомогательного транспортного средства зарубежного бренда. Для полуприцепа отечественного производителя цена запчастей гораздо ниже, чем для импортного. Найти и купить деталь для российского авто тоже проще.

Тормозной кран полуприцепа, собранного в России, предлагается в среднем от десяти тысяч рублей, Wabco – от пятнадцати.

Для того чтобы тормоза полуприцепа всегда были в рабочем состоянии, необходимо понимать устройство, принцип их действия и выполнять сервисные рекомендации производителя.

Устройство тормозной системы

Двухсекционный тормозной кран

Тормозная система предназначена обеспечивать

снижение скорости автомобиля,

Как устроена тормозная система?

Как работает тормозная система автомобиля?

Двухсекционный тормозной кран служит для управления механизмами рабочей тормозной системы автомобиля и комбинированным приводом тормозных механизмов прицепа.
При торможении усилие от тормозной педали передается через упругий элемент крана на ступенчатый поршень, который, перемещаясь вниз, закрывает выпускное отверстие клапана, отсекая вывод контура тормозных механизмов от окружающей среды. При движении верхнего поршня вниз сжатый воздух поступает в контур рабочих тормозных механизмов колес задней тележки. Действие сжатого воздуха и пружины ступенчатого верхнего поршня снизу уравновешивает силу, приложенную к тормозной педали.

Читайте также  Как сделать снегоход из мотоцикла

Двухсекционный тормозной кран и его работа:

а —внешний вид; б — конструкция; в — схема работы крана в расторможенном состоянии; г — схема работы крана при торможении; 1, 4 — выводы к ресиверам; 2 — ускорительный поршень; 3 и 13 — клапаны; 5 и 10 — ступенчатые поршни; 6 — упругий элемент; 7 — шпилька; 8 и 12 — пружины ступенчатых поршней; 9 и 11 — выводы в контур рабочих тормозных механизмов задних и передних колес соответственно задней тележки; 14 — толкатель; 15 — вывод в окружающую среду; а — канал.

Устройство кнопочного тормозного крана

При повышении давления в выводе в контур задней тележки, сжатый воздух по каналу проходит в полость над ускорительным поршнем и, перемещая его вниз, заставляет перемещаться ступенчатый нижний поршень, который вначале закрывает выпускное отверстие клапана, перекрывая вывод в окружающую среду, а затем открывает этот клапан, обеспечивая поступление сжатого воздуха через вывод в тормозные камеры передних колес.
При повышении давления в выводе на передние колеса сжатый воздух, пройдя под ускорительным поршнем и нижнем ступенчатым поршнем, вместе с его пружиной уравновешивает силу, действующую на поршень сверху. Следовательно, в выводе контура передних колес устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана. Таким образом, в обеих секциях крана осуществляется следящее действие в зависимости от усилия водителя, прикладываемого к тормозной педали.
При повреждении контура нижней секции работа верхней секции не нарушается. При снижении давления в верхней секции вследствие повреждения его контура усилие от рычага тормозного крана через шпильку будет передаваться непосредственно на толкатель нижнего поршня, т. е. нижняя секция, управляемая механическим воздействием, сохранит свою работоспособность.
При прекращении торможения упругий элемент возвращается в исходное положение. Нижний и верхний ступенчатые поршни под действием возвратных пружин поднимаются вверх, при этом перекрываются выводы к контурам привода рабочих тормозных механизмов, отсоединяя их от магистрали. Затем открываются выпускные окна, через которые происходит сообщение с окружающей средой.
Ручной тормозной кран управления приводом стояночной и запасной тормозных систем управляет пневматическими механизмами, работающими при выпуске сжатого воздуха. В расторможенном состоянии направляющий колпачок и шток занимают нижнее положение. Шток опускает вниз выпускной клапан, закрывая его внутреннее отверстие, и отводит его от поршня. Вывод в окружающую среду, осуществляемый через внутреннее отверстие выпускного клапана, в этом случае закрыт, а подпоршневая полость через кольцевую щель между выпускным клапаном и поршнем сообщается с надпоршневой полостью. Сжатый воздух из вывода к ресиверу через отверстие в поршне, в подпоршневую и надпоршневую полости поступает через вывод к энергоаккумуляторам через ускорительный клапан; пружины энерго аккумуляторов сжимаются, что соответствует расторможенному состоянию тормозных механизмов колес задней тележки.
Для приведения в действие запасной тормозной системы необходимо повернуть рукоятку крана. Вместе с рукояткой направляющий колпачок поворачивается и скользит по винтовой поверхности кулачков, вследствие чего колпачок поднимается и поднимает шток. Нижний торец штока отходит от выпускного клапана, который под действием своей пружины поднимается, прижимается изнутри ко дну поршня и, закрывая его отверстие, разобщает вывод к ресиверу с выводом к энерго аккумуляторам. Так как шток, поднимаясь еще выше, открывает внутреннее отверстие выпускного клапана, то надпоршневая полость, а следовательно, и вывод к энергоаккумуляторам, сообщается с выводом в окружающую среду. При этом ускорительный клапан соединяет полости пружинных энергоаккумуляторов с окружающей средой, и последние с помощью своих пружин производят торможение задних колес.
Для включения стояночной тормозной системы рукоятку поворачивают до отказа и в таком положении ее фиксируют стопорной защелкой. При этом весь воздух через вывод к энергоаккумуляторам выходит в окружающую среду, пружины энергоаккумуляторов срабатывают, полностью затормаживая колеса задней тележки.

Ручной тормозной кран управления стояночной и запасной тормозными системами:

a — конструкция; 6 — схема работы при отсутствии торможения; в — схема работы при торможении; 1 — пружина выпускного клапана; 2 — уравновешивающая пружина; 3 и 5 — пружины штока; 4 — кулачок; 6 — направляющий колпачок; 7 — шток; 8 — фиксатор рукоятки; 9 — седло; 10 — выпускной клапан; 11— поршень; 12 — вывод к воздушному баллону; 13 — вывод в окружающую среду; 14 — вывод к энергоаккумуляторам; А и Б — полости.

При частичном повороте рукоятки крана сжатый воздух из полостей энергоаккумуляторов, из управляющей магистрали ускорительного клапана и вывода к энергоаккумуляторам через вывод выходит в окружающую среду до тех пор, пока усилие от давления в подпоршневой полости не превысит суммарное усилие уравновешивающей пружины и давление на поршень в надпоршневой полости. После этого поршень вместе с выпускным клапаном поднимется вверх до соприкосновения выпускного клапана со штоком, отверстие внутри клапана закроется и выпуск воздуха прекратится. Таким образом, осуществляется следящее действие. При включении тормозного механизма стояночной тормозной системы следящее действие отсутствует вследствие того, что выпускной клапан не сможет переместиться до штока, так как раньше поршень упирался в стакан пружины штока.

Клапан ограничения давления: 1 — уравновешивающая пружина; 2 — большой поршень; 3— ступенчатый поршень; 4— впускной клапан; 5— стержень клапанов; 6—выпускной клапан; 7 — вывод в окружающую среду; 8 — вывод к тормозным камерам передних колес; 9— вывод к тормозному крану.

Как работает тормозной кран

На автомобиле ЗИЛ-130 установлен тормозной кран (рис. 167) с эла­стичной диафрагмой из прорезиненной ткани и коническими клапанами, изготовленными из резины.

Рис. 167. Устройство и работа тормозного крана

Диафрагма зажата между корпусом и крышкой крана н соединена с направляющим стаканом. Рычаг тормозного крана установлен к а оси, закрепленной в корпусе. В корпус помещены уравновешивающая пружина со стаканом и клапан, закрывающий выпускное отверстие. Впускной и выпускной клапаны с возвратной пружиной, возвратная пружина диафрагмы и включатель стоп-сигнала находятся в крышке тормозного крана.

При расторможенных колесах автомобиля выпускной конический клапан открыт и внутренняя полость тормозных камер сообщена с по­лостью тормозного крана, которая, в свою очередь, соединена с ат­мосферой; впускной конический клапан закрыт под давлением воз­вратной пружины. В тормозные камеры сжатый воздух поступать не будет. Схема работы тормозного крана в этом положении показана на рис. 167, а.

В момент торможения педаль тормоза опускается, соединенная с ней тяга перемещает рычаг тормозного крана, который при помощи урав­новешивающей пружины прижимает седло к выпускному клапану. Одновременно шток, связывающий между собой клапаны, открывает впускной клапан и сжатый воздух поступает в тормозные камеры — колеса затормаживаются (рис. 167, б).

При отпускании педали тормоза рычаг тормозного крана возвра­щается в первоначальное положение, уравновешивающая пружина освобождается, впускной клапан закрывается, выпускной откры­вается и сжатый воздух через клапан выпускного отверстия свободно выходит из тормозных камер в атмосферу — колеса растормаживаются.

В случае использования грузового автомобиля (имеющего пневма­тический привод тормозов) для работы с прицепом, на нем устанавли­вают комбинированный тормозной кран, в котором предусмотрено устройство для управления тормозами автомобиля и прицепа. Это устройство позволяет тормозить прицеп (полуприцеп) несколько раньше автомобиля, в результате чего исключается «на­бег» прицепа на автомобиль в момент торможения и увеличения на­грузки на ходовую часть последнего.

Рис 168 Комбинированный тормозной кран

В отличие от тормозного крана автомобиля и комбинированном тор­мозном кране, устройство которого показано на рис. 168, имеются. две камеры, нижняя и верхняя. Нижняя камера предназначена для управ­ления тормозами автомобиля, а устройство и принцип ее работы подоб­ны камере тормозного крана одиночного автомобиля. Верхняя камера служит для управления тормозами прицепа или полуприцепа. В верх­ней тормозной камере комбинированного тормозного крана вместо стакана уравновешивающей пружины, имеющегося в тормозном кране автомобиля, установлен шток. Привод комбинированного тормозного крана осуществляется от тормозной педали тягой, соединенной с боль­шим и малым рычагами.

Когда автомобиль не заторможен, впускной клапан камеры управле­ния тормозами прицепа открыт, и сжатый воздух из воздушных бал­лонов проходит в магистраль прицепа, а давление воздуха регули­руется уравновешивающей пружиной верхней камеры.

Когда давление достигнет 4,8—5,3 кгс/см2, эта пружина сжимает­ся и впускной клапан перекрывает дальнейшее поступление воздуха в магистраль прицепа. Впускной клапан нижней камеры закрыт, а выпускной — открыт, сжатый воздух к тормозным камерам автомо­биля не поступает.

При торможении усилие от педали тормоза через тягу передается на большой рычаг комбинированного тормозного крана; шток пере­мещается, открывает впускной клапан камеры управления тормозами прицепа, сообщая соединительную магистраль прицепа с атмосферой. В это время нижний конец большого рычага нажимает на малый ры­чаг, который перемещает стакан с уравновешивающей пружиной, закрывает выпускной клапан камеры управления тормозами автомо­биля и открывает впускной клапан. Сжатый воздух из воздушных баллонов поступает к колесным тормозным камерам автомобиля — происходит торможение. Уравновешивающая пружина каждой сек­ции обеспечивает пропорциональное изменение давления сжатого воз­духа в тормозных камерах колес в зависимости от нажатия на педаль. Такое устройство называется следящим,

При отпускании педали тормоза большой рычаг дает возможность уравновешивающей пружине камеры прицепа переместить шток об­ратно, закрыть выпускной клапан камеры управления тормозами прицепа и открыть впускной клапан. Поступающий в магистраль тор­мозной системы прицепа сжатый воздух, воздействуя на воздухорас­пределительный клапан прицепа, растормаживает его. В то же время малый рычаг комбинированного тормозного крана отходит, впускной клапан закрывается, а выпускной клапан камеры управления тормо­зами автомобиля открывается. Сжатый воздух из тормозных камер автомобиля выходит в атмосферу.

Читайте также  Почему не заводится бензопила

При затормаживании автомобиля стояночным тормозом, благодаря тому, что его привод соединен с комбинированным тормозным краном, прекращается подача воздуха в тормозную систему прицепа и при на­личии необходимого запаса воздуха, сжатого в воздушных баллонах, прицеп затормаживается.

Кран тормозной: надежное управление тормозной системой

На грузовых автомобилях и различной тяжелой технике используются тормозные системы с пневматическим приводом, управление которыми осуществляется с помощью тормозного крана. Все о тормозных кранах, их типах, конструкции и работе, а также о верном выборе и замене этого узла — читайте в данной статье.

Что такое тормозной кран?

Тормозной кран — управляющий элемент тормозной системы транспортных средств с пневматическим приводом; пневматический кран с приводом от педали тормоза, обеспечивающий подачу сжатого воздуха на исполнительные механизмы (тормозные камеры) и иные детали системы при выполнении торможения.

На грузовых автомобилях и иной колесной технике самое широкое применение находят тормозные системы с пневматическим приводом, которые по эффективности и надежности превосходят гидравлические системы. Управление агрегатами системы осуществляется специальными приборами — кранами и клапанами. Одну из ключевых ролей в пневмосистеме играет тормозной кран, посредством которого осуществляется управление колесными тормозными механизмами.

Тормозной кран выполняет несколько функций:

  • Обеспечение подачи сжатого воздуха в тормозные камеры при необходимости выполнения торможения;
  • Обеспечение «чувства педали тормоза» (пропорциональной зависимости между степенью торможения автомобиля и усилием на педали, что позволяет водителю правильно оценивать ход торможения и корректировать этот процесс);
  • Двухсекционные краны — обеспечение нормальной работы одного контура при утечке воздуха в другом.

Именно с помощью тормозного крана осуществляется управление тормозной системой на всех режимах движения, поэтому данный узел крайне важен для нормальной эксплуатации автомобиля. Неисправный кран должен быть отремонтирован или заменен, а для его верного выбора необходимо разобраться в существующих типах, конструкции и принципе работы данных устройств.

Типы, конструкция и принцип работы тормозного крана

Используемые на транспортных средствах тормозные краны делятся на две большие группы по количеству секций управления:

  • Односекционные;
  • Двухсекционные.

Односекционные краны устанавливаются на автомобили, которые не эксплуатируются с прицепами, оборудованными пневматическими тормозами. То есть, этот кран обеспечивает управление только тормозной системой автомобиля. Двухсекционные краны применяются на автомобилях, которые эксплуатируются с прицепами/полуприцепами с пневматической тормозной системой. Такой кран обеспечивает управление тормозами тягача и прицепа от одной педали.

В свою очередь, двухсекционные краны делятся на два типа по расположению и способу управления секциями:

  • С рычажным управлением каждой секции — привод осуществляется с помощью двух шарнирно соединенных рычагов, имеющих единый привод тягой от педали тормоза, в данном приборе секции автономны (не связаны друг с другом);
  • С общим для двух секций штоком — привод обеих секций осуществляется одним штоком, который имеет привод от педали тормоза, в данном приборе одна секция может управлять работой второй.

Конструкция и принцип работы всех клапанов принципиально одинаковы, а отличия заключаются в деталях, о которых сказано ниже.

Секция крана состоит из нескольких основных узлов: привода, следящего устройства, впускного и выпускного клапанов. Все детали помещены в общий корпус, разделенный на две части: в одной части, сообщающейся с атмосферой, расположены привод и следящее устройство; во второй части, соединяемой штуцерами с ресивером (ресиверами) и магистралью тормозных камер, располагаются установленные на одном штоке впускной и выпускной клапаны. Части корпуса разделены упругой (резиновой или прорезиненной) диафрагмой, которая входит в состав следящего устройства. Привод представляет собой систему рычагов или нажимной рычаг, которые тягой соединены с педалью тормоза.

Следящее устройство непосредственно связано с приводом крана и педалью тормоза, оно состоит из штока и пружины (либо поршня определенной конфигурации), торец штока располагается над подвижным седлом выпускного клапана — трубки, установленной в стакане, который, в свою очередь, упирается в диафрагму. В стакане выполнено отверстие, которое обеспечивает сообщение второй половины корпуса с атмосферой. Впускной и выпускной клапаны выполнены в виде резиновых конусов или колец, упирающихся в свои седла.

Работает тормозной кран довольно просто. При отпущенной педали клапаны располагаются таким образом, что магистраль ресиверов перекрыта, а магистраль тормозных камер сообщается с атмосферой — в таком положении тормозная система бездействует. При нажатии на педаль тормоза следящее устройство обеспечивает закрытие выпускного клапана и одновременное открытие впускного, при этом полость крана с клапанами разобщается с атмосферой. В таком положении сжатый воздух от ресиверов через клапаны поступает к тормозным камерам — производится торможение. Если водитель останавливает педаль в каком-либо положении, давление в корпусе крана, который разобщен с атмосферой, быстро возрастает, пружина следящего устройства сжимается, седло выпускного клапана поднимается, что приводит и к закрытию впускного клапана — воздух из ресиверов перестает поступать к тормозным камерам. Однако и выпускной клапан не открывается, поэтому давление в магистрали тормозных камер не снижается, благодаря чему производится торможение с тем или иным усилием. При дальнейшем нажатии на педаль клапаны вновь открываются и на камеры поступает воздух — торможение производится интенсивнее. Так обеспечивается пропорциональность усилия, прилагаемого на педаль, и интенсивности торможения, и, как следствие, создается «чувство педали».

При отпуске педали следящее устройство отводится от клапанов, вследствие чего впускной клапан под действием пружины закрывается, а выпускной открывается — сжатый воздух из магистрали тормозных камер выходит в атмосферу, происходит растормаживание. При последующем нажатии на педаль все процессы повторяются.

Существуют и иные конструкции тормозных кранов, в том числе и только с одним клапаном, заменяющим впускной и выпускной клапаны, однако принцип работы таких устройств аналогичен описанному выше. В некоторых двухсекционных кранах одна секция (верхняя) может выполнять функции следящего устройства для нижней секции, такие устройства имеют дополнительные механизмы для обеспечения работы нижней секции при отсутствии давления в верхней.

Тормозные краны, независимо от конструкции и применяемости, могут иметь ряд вспомогательных элементов:

  • Пневматический выключатель стоп-сигналов — электропневматическое коммутирующее устройство, сообщающееся с полостью клапанов, которое при повышении давления (то есть, при выполнении торможения) осуществляет включение стоп-сигнала автомобиля;
  • Глушитель («грибок») — устройство, обеспечивающее снижение уровня шума выходящего в атмосферу воздуха при растормаживании автомобиля;
  • Ручной привод — рычаги или тяги, посредством которых можно вручную затормозить/растормозить автомобиль в аварийных ситуациях или для проведения ремонта.

Также на корпусе крана выполнены резьбовые выводы для присоединения трубопроводов от ресиверов и к магистралям тормозных камер, кронштейны или приливы с отверстиями для монтажа и другие элементы.

Краны могут монтироваться в удобном месте рядом с другими элементами пневмосистемы, либо непосредственно под педалью тормоза. В первом случае предусмотрена система тяг и рычагов для передачи усилия на кран, во втором случае педаль может располагаться рядом или непосредственно на кране и иметь привод минимальной длины.

Вопросы выбора, ремонта и замены тормозных кранов

Тормозной кран является одним из важнейших элементов управления тормозной системой, поэтому он нуждается в регулярном техническом обслуживании, а при неисправности должен быть как можно скорее отремонтировать или заменен в сборе.

На замену следует брать кран только того типа и модели, который был установлен на автомобиле ранее, при необходимости можно использовать аналоги с подходящими характеристиками (рабочим давлением и производительностью), установочными размерами и типом привода. Монтаж нового крана должен выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства, при установке следует использовать необходимый крепеж, уплотнительные элементы и смазочные материалы.

Кран подвергается регулярному ТО в соответствии с указаниями производителя автомобиля. Каждое ТО-2 осуществляется визуальный осмотр агрегата и проверка его герметичности (поиск утечек осуществляется с помощью специальных средств или мыльной эмульсии и на слух), а также смазка трущихся деталей. Каждые 50-70 тысяч пробега кран демонтируется и полностью разбирается, промывается и подвергается дефектовке, изношенные или неисправные детали меняются на новые, при последующей сборке обновляется смазка и уплотнительные элементы. При этом может потребоваться регулировка хода клапанов и привода крана. Данные работы должны проводиться квалифицированным специалистом.

При верном выборе и замене, а также при регулярном техническом обслуживании тормозной кран будет надежно работать, обеспечивая эффективное управление тормозной системой автомобиля на всех режимах движения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: