Как управлять экскаватором погрузчиком

Вся необходимая информация по вождению экскаватора для начинающих

Обучением профессии экскаваторщика занимаются специализированные учебные центры. Чтобы получить права на экскаватор, надо не только освоить принципы управления техническим средством, но и владеть знаниями по обслуживанию и ремонту базовой машины и навесного оборудования к ней, иметь навыки слесаря, уметь читать чертежи и схемы деталей и даже разбираться в категориях грунта.

Престиж профессии определяется востребованностью на рынке труда. Экскаваторы пользуются высоким спросом. Эта спецтехника незаменима при разработке горных выработок, карьеров, в сфере гражданского и дорожного строительства. Оснащенные ковшом машины применяются для копания траншей и котлованов или создания насыпей и отвалов, выемки грунта или обустройства дамб. Машины используют не только для добычи железной руды, угля и других пород, но и как погрузчики сыпучих материалов в транспортные средства.

Профессиональный машинист экскаватора всегда обеспечен работой и стабильным заработком. И каждый имеющий удостоверение на экскаватор может со временем улучшать разряд, проходя обучение на курсах повышения квалификации. Максимальный профессиональный уровень — 8 разряд.

Как управлять экскаватором

Экскаваторы могут быть универсальными, шахтными и карьерными, колесными и на гусеничном ходу, цикличного действия (одноковшовые) и непрерывного (многоковшовые). Но принцип работы на экскаваторе одинаков для всех видов машин: поворотный ковш загребает грунт, переносит его на нужное расстояние или высоту и высыпает.

Управление экскаватором зарубежного и отечественного производства будет отличаться.

Импортные модели имеют приборную панель управления, на которой отображается вся информация о состоянии и параметрах машины, и 2 джойстика (для движения транспортного средства и манипуляций с ковшом и иным навесным оборудованием). При этом надо учитывать модель и производителя техники, т. к. применяются, как правило, индивидуальные схемы управления. Возможно, придется научиться управлять каждой моделью отдельно.

Чтобы иметь практику управления и освоить вождение экскаватора, для начинающих разработаны компьютерные программы-симуляторы. Такие виртуальные модели экскаваторов учат управлять прямой и обратной лопатами и грейферным ковшом, перегружать сыпучие материалы, дают возможность поупражняться в смене рабочего оборудования.

Экскаваторы российской сборки снабжены гидрораспределителями, которые связаны с механизмом управления ковшом и гидравлическими цилиндрами манипулятора стрелы. Все действия требуют от экскаваторщика физических усилий, т. к. в кабине гусеничной машины есть 2 педали и рычаги, а у моделей с шасси на пневмоходу — руль. Отучиться на экскаваторщика и получить право управлять спецтехникой придется даже тем, кто умеет водить автомобиль любого класса.

Курс теоретического обучения составляет несколько месяцев, затем следует практика, где осваивают детально, как правильно работать на экскаваторе. После прохождения курса, приобретения эксплуатационных и управленческих навыков, сдачи экзаменов выдается удостоверение, в котором указывается рабочий разряд и категория технического средства.

Какие права нужны на экскаватор

Для спецтехники на гусеничном или колесном ходу разработаны специальные категории прав:

  • В — дает допуск к эксплуатации малой гусеничной техники с мощностью до 25,7 кВт;
  • С — для специализированных колесных машин с мощностью до 110,3 кВт;
  • D — подходит для управления мощной спецтехникой колесного типа (свыше 110,3 кВт);
  • Е — для управления мощной гусеничной техникой (больше 25,7 кВт);
  • F — предназначена для управления сельхозтехникой особого назначения.

Чтобы получить удостоверение экскаваторщика для той или иной модели, надо сопоставить категорию и мощность машины, на которой предстоит работать.

Многие предприятия строительной, коммунальной сферы или сельского хозяйства охотно трудоустраивают водителей, имеющих только одну спецкатегорию. Но те фирмы, которые стремятся достичь большей рабочей эффективности, охотно идут навстречу желающим учиться на экскаваторщика. Грамотный работодатель понимает, что взаимозаменяемость специалистов — залог стабильной работы.

Тем, кто хочет обучиться и получить дополнительную категорию, следует учитывать, что при переводе с одного типа машины на другой учеба будет проходить в рамках дополнительной сокращенной программы. Обязательной будет аттестация.

Если на предприятии предполагается перевод машиниста с одной модели экскаватора на другую того же типа, то дополнительного обучения не требуется. Экскаваторщик в такой ситуации должен ознакомиться с особенностями предлагаемого спецсредства, пройти стажировку в течение 5-8 смен и только после этого приступать к самостоятельной работе.

Где отучиться на экскаваторщика

Программы учебы на экскаваторщика были разработаны еще Госкомитетом РФ по профессионально-техническому образованию. Теперь они утверждаются постановлениями Министерства образования.

Сейчас можно выучиться на экскаваторщика или машиниста автопогрузчиков не только в профтехучилищах, но и в учебных комбинатах, на заводах-изготовителях.

Все учебные заведения, которые обучают работе на экскаваторе, должны располагать соответствующей производственной базой для проведения практических занятий. Практическая часть экзамена должна проходить на трактородроме и на специально подготовленном маршруте.

Обучение

К обучению профессии экскаваторщика допускаются лица, достигшие 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний для учебы и дальнейшей работы. Медицинская справка по установленному образцу оформляется на платной основе. Также надо предъявить справку об уплате налога (госпошлины, установленной органами государственного технического надзора).

Профподготовка проводится в очной форме и должна предусматривать:

  • теоретические занятия в специально оснащенных классах;
  • практические занятия;
  • экзаменационные мероприятия с участием инспекторов Гостехнадзора.

Программы подготовки машинистов колесных и гусеничных транспортных средств составляются с учетом того, что, помимо навыков управления спецтехникой, выпускник приобретет и знания по обслуживанию и ремонту машины.

Экскаваторщик должен уметь обнаруживать и устранять неполадки, понимать принцип действия оборудования, разбираться в чертежах, горюче-смазочных материалах и нормах их расхода, знать основы электротехники.

Все эти знания по окончании курсов проверяет аттестационная комиссия, в составе которой обязательно должен присутствовать представитель Гостехнадзора. Результат аттестации вносится в протокол. Машинист экскаватора получает удостоверение с указанием типа машины, к управлению которой он имеет допуск. Удостоверение подписывает председатель экзаменационной комиссии.

В учебных центрах курс обучения рассчитан на 300 и больше академических часов и составляет от 2 до 4 месяцев. Цена устанавливается самими центрами, в большинстве учебных заведений получение профессии экскаваторщика обходится в сумму около 7 тыс. руб., каждое последующее повышение разряда — около 2,5 тыс. руб.

Повышение разряда

После получения удостоверения впервые прошедший обучение экскаваторщик имеет право управлять одноковшовой машиной с объемом не более 0,15 м³, т. к. ему присваивается 4 разряд. Чтобы повысить разряд, надо будет пройти обучение по сокращенной учебной программе и сдать экзамен. Обучение на каждый более высокий разряд можно проходить через год работы с предыдущей квалификацией.

Повышение разряда говорит о профессионализме машиниста. Все разряды и оклады специалистов включены в единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. С каждым разрядом повышается заработная плата, а экскаваторщик получает допуск к управлению более мощной машиной по объему ковша и производительности:

  • 5 разряд — позволяет работать с объемом ковша до 0,4 м³ и на траншейных роторных экскаваторах производительностью до 1000 м³/ч;
  • 6 разряд — ковш до 1,25 м³, производительность — до 2500 м³/ч;
  • 7 разряд — объем до 4 м³, производительность до 4500 м³/ч;
  • 8 разряд — объем до 9 м³, производительность больше 4500 м³/ч.

Мощные экскаваторы необходимы в горной промышленности, они задействованы в открытых карьерах по добыче полезных ископаемых и угольных разрезах. Машинисту для работы на таком гиганте необходимо профессиональное образование (курсов будет недостаточно), часто он трудится в паре с помощником, а обслуживанием крупногабаритной техники занимается бригада специалистов.

Необходимые документы для работы

Устроившись на работу, любой экскаваторщик должен перед каждым выездом проходить медицинское освидетельствование и при себе всегда иметь документы:

  • права тракториста-машиниста, в которых стоит отметка «Машинист экскаватора», указана водительская категория;
  • документ, подтверждающий регистрацию транспортного средства;
  • документ, подтверждающий право владения экскаватором или пользования им;
  • путевой лист;
  • талон-допуск;
  • страховой полис.

Полезные советы

Перед началом работы надо изучить все значки, имеющиеся на корпусе и агрегатах каждого экскаватора. Графические изображения и надписи содержат предостережения, предупреждения и сигналы об опасности. Таблички предназначены для визуального напоминания, но их нельзя путать с инструкцией по технике безопасности, которая обязательна для соблюдения.

Первичный инструктаж (вводный) осуществляется при приеме на работу, повторный — не реже 1 раза в квартал. В некоторых ситуациях проводится внеочередной инструктаж (машинист переходит на другую модель спецтехники, ему выдан допуск на опасные работы, он нарушил правила ТБ или стал виновником несчастного случая и т. д.). Специалисты по ТБ фиксируют сведения об инструктаже.

Чтобы работа протекала безопасно, молодые экскаваторщики должны всегда соблюдать правила и прислушиваться к советам опытных коллег. Среди обязательных к исполнению простые, но крайне важные рекомендации:

  1. Перед началом работы экскаваторщик должен подать звуковой сигнал. Так близстоящие коллеги будут предупреждены о том, машина начинает движение.
  2. Рабочая зона экскаватора должна быть по возможности огорожена. Машинист должен следить за стройплощадкой и свободным пространством во время вращения ковша.
  3. Если предстоит работать на уклоне или рыхлых грунтах, то надо предварительно подготовить твердую горизонтальную поверхность, чтобы не допустить опрокидывания техники.
  4. Перед началом работы надо изучить местность. Работать вблизи линий электропередачи или там, где расположены подземные коммуникации, опасно.
Читайте также  Какой гусеничный экскаватор лучше

Со временем и увеличением профессионального опыта соблюдение правил техники безопасности при работе можно довести до автоматизма. Но машинисты экскаваторов со стажем советуют все же время от времени повторять правила безопасности и знакомиться с теми, которые разработаны для модернизированных моделей спецтехники.

Как правильно работать на экскаваторе

Гидравлические экскаваторы считаются основополагающей техникой при производстве большого количества видов с землеройных работ или при выполнении работ по перемещению масс различного рода грунтов. Исходя из статистики рост на рынке экскаваторной техники, составляет ежегодно 7-8 процентов. Импорт техники при этом из-за рубежа показывает вполне неплохой рост в 40-45 процентов, из данного числа. Получается, что поделен весь рынок землеройной техники между иностранными и российскими производителями.

На вопрос, какой при выборе лучше экскаватор – ни один эксперт не сможет дать однозначного ответа. Аргументы здесь просты: дешевле российская техника, а западная надежнее. Попробуем поэтому разобраться в вопросе: как работать правильно на экскаваторе, так при аккуратной работе ломается техника реже, а вот незнание функций управления может обернуться однозначной поломкой.

Управление импортной техникой

Теперь давайте ответим на детальный вопрос: как правильно работать на импортного производства экскаваторе, чтобы не сломать его. Для начала следует определиться: какой у вас не окажется гидравлический экскаватор – маленький или большой для управления им вам будут необходимы навыки и занятия, а вот физическая сила не потребуется точность. Обязательно будет присутствовать щиток приборов, как у легкового хорошего автомобиля, который снабдит необходимой информацией обо всех параметрах работы машины. Присутствует на нем:

  • Табло подсчета моточасов
  • Уровень рабочих жидкостей экскаватора
  • Сигнальный индикатор – предупреждение о перегреве
  • Заряд аккумуляторов экскаватора
  • Температура двигателя
  • Показать давления масла
  • тахометр

Функции по управлению экскаватором поделят два джойстика, один отвечать будет за движение в пространстве экскаватора и движение ближней части стрелы, другой за работу ковша и стрелы-манипулятора. Какой бы ни оказалось сложной работа, управление требовать будет практики, которую получить можно на компьютере с программой-симулятором для этого вида экскаватора.

Необходимо знать, что разные виды экскаваторов, в зависимости от завода производителя, располагают индивидуальными схемами управления.

Управление отечественной техникой

Особенности управления российской сборки экскаватором отличаться будет от импортных машин наличием до шести гидрораспределителей связанных напрямую с гидравлическими цилиндрами манипулятора стрелы экскаватора, а также механизмом управления ковшом.

Будут отвечать за поступательное движение техники две педали и руль для шасси на пневмоходу или рычаги для гусеничной машины. Курс теоретического обучения, а также производственная практика являться будут ответом на вопрос как правильно нужно работать на экскаваторе отечественной сборки.

Процесс рытья траншеи экскаватором

Рытье траншеи является наиболее востребованным видом экскаваторных работ. Роют траншеи для прокладки кабеля, отопления, канализации, водопровода и т.д.

В каждом случае длина, ширина и глубина траншеи будут различными, но остаются общие принципы неизменными. Далее рассмотрим мы основные правила рытья траншей, котлованов и прудов, а также предоставим конкретные советы для отдельных ситуаций.

Разработка грунта экскаватором

Несколько этапов включает цикл работы экскаватора:

  • установка ковша для повторения цикла
  • обратный поворот платформы
  • разгрузка ковша
  • разворот платформы
  • резание грунта

Напрямую зависит скорость выполнения работ от времени выполнения одного цикла, более половины, которого приходится на развороты платформы. Таким образом, уменьшение угла поворота платформы ускоряет значительно рытье траншеи.

При резании грунта должен работать двигатель на полную мощность. Погружение ковша начинать следует по возможности ближе, а его содержимое высыпать в самой дальней точке кузова автомобиля или площадки, которая отведена специально для добытого грунта.

Достигается наибольшая эффективность тогда, когда позволяет глубина копания загрузить полностью ковш. Оптимальный радиус копания (расстояние от корпуса самого экскаватора до места погружения ковша) составляет примерно 70-90 процентов от максимального, который указан в технической документации.

Чтобы сократить еще больше расходы топлива и времени, совмещают несколько операций. К примеру, можно одновременно выполнять разворот платформы с опусканием ковша для последующего копания или с поднятием ковша для разгрузки.

Рытье траншей, котлованов, прудов

Первым делом необходимо очистить забой (площадку, на которой производится работа, расположен экскаватор и дополнительная техника), от пней, крупных камней, мусора и любых других лишних объектов.

Если на большое расстояние необходимо транспортировать грунт, то содержимое ковша высыпают в кузов грузовых автомобилей. Считается оптимальной ситуация, когда помещается в кузове грузовика 3-7 полных ковшей. Производится наполнение кузова сбоку или сзади, перемещение над кабиной ковша запрещено. Должно производиться заполнение равномерно, но ковшом не разрешается разравнивать содержимое кузова.

Должен быть размещен экскаватор на расстоянии не меньше одного метра от края траншеи. Чем глубже траншея и мягче почва, тем технику располагают дальше. Рекомендуется безопасное расстояние, которое глубину рытья превышает на один метр, экскаватор при этом располагают так, чтобы находилась ведущая пара колес дальше от края, чем ведомая.

Требует рытье искусственного пруда предварительного изучения грунта и глубины непосредственного расположения подземных вод. Крайне нежелательно для подобных работ применять старую технику, не удастся таким образом сэкономить, а вот получить большое количество расходов – вполне. Наиболее правильным и разумным вариантом является применение экскаватора, который способен работать на большом расстоянии, это даст возможность сберечь нервы и технику.

При рытье глубоких траншей и котлованов соблюдается общее правило: чем глубина больше, тем откосы делают более пологими. При необходимости укрепляют стенки.

Если в заболоченной местности предстоит работа, то с собой берутся специальные щиты, из которых должна собираться рабочая площадка. Должен превышать размер этой площадки длину самих гусениц.

Соблюдение правил работы, служебных инструкций и техники безопасности дает возможность избежать при работе неожиданных ситуаций, материального ущерба и порчи техники. Будет не лишним составление договора на выполнение работ в определенном объеме.

Техника безопасности

При работе на экскаваторах отечественного и импортного производства необходимо будет ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, которая разработана непосредственно для конкретной модели.

Необходимо перед началом первой работы ознакомиться со значением специальной информации, которая расположена на агрегатах и корпусе экскаватора. Во всех опасных местах будут присутствовать таблички предупреждения на машине, и иметь сопроводительные надписи, которые обозначают степень и уровень возможностей опасности:

  • Предостережение, сигнализировать будет о возможной вероятности наступления потенциальной опасности, вследствие которой непринятие необходимых действий обернется потенциально возможными получениями малых или средних увечий.
  • Предупреждение, предназначено для обращения внимания на потенциальную вероятность довольно опасной ситуации, которая может обернуться тяжелой травмой или летальному исходу, если для предосторожности не принять необходимые меры.
  • Опасность, сигнализирует о неотвратимости возникновения особо опасного случая, в случае которого пренебрежение необходимыми мерами безопасности может повлечь за собой тяжелые увечья или смерть.

Таблички, которые имеются на всех экскаваторах, применяют надписи и рисунки для визуального предупреждения и для исполнения являются обязательными.

Не стоит путать таблички по технике безопасности с информационными надписями по правилам эксплуатации экскаватора. Использовать необходимо все знания для исключения несчастных случаев и для правильной работы на экскаваторе.

Перед началом работы оператор (машинист) экскаватора должен получить:

  • Максимально точные указания об условиях работы (наличие препятствий, расположение надземных линий электропередач, наличие подземных коммуникаций и их места прохождения и т.п.).
  • Технологическую карту работы экскаватора.
  • Инструкцию по технике безопасности (введенную в действие приказом по строительному управлению).

Прежде чем начать работу на экскаваторе машинист обязан:

  • убедиться в исправности машины; работать на не исправном экскаваторе запрещается;
  • убедиться, что все вращающиеся детали — зубчатые, цепные, ременные передачи, маховики и т. п. — ограждены кожухами или недоступны для рабочих; работать на экскаваторе при снятых ограждениях движущихся или вращающихся деталей запрещается;
  • проверить состояние сигнала; приступать к работе при неисправном сигнале не разрешается;
  • получить от машиниста, сдающего смену, сведения о наличии каких-либо неисправностей на экскаваторе и добиться ликвидации этих неисправностей;
  • убедиться в наличии исправного инструмента;
  • убедиться в прочности всех соединений (шпоночных, клиновых, болтовых и др.), а также соединений трубопроводов систем управления и при необходимости укрепить их;
  • проверить исправность тормозов и канатов; работать с неисправными тормозами и канатами запрещается;
  • проверить исправность рычагов управления и установить их в нейтральное положение;
  • смазать экскаватор в соответствии с картой смазки, приведенной в инструкции по эксплуатации экскаватора.

Только после того, как машинист убедиться в полной исправности экскаватора, он с другим обслуживающим персоналом начинает заправку экскаватора. При этом соблюдены должны быть следующие требования безопасности:

  • заправлять двигатель и гидросистему топливом и маслом следует только при естественном освещении; в крайнем случае можно произвести заправку ночью, но при электрическом освещении;
  • во время заправки машины топливом запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми лампами и другими источниками открытого огня;
  • после заправки экскаватора все детали, облитые топливом или маслом, должны быть насухо вытерты, а пролитое возле экскаватора топливо тщательно засыпано песком;
  • запрещается открывать бочку с топливом, ударяя по пробке металлическим предметом;
  • воспламенившееся около машины топливо запрещается тушить водой; для тушения загоревшегося топлива следует использовать огнетушитель, который обязательно должен быть на экскаваторе, а также песок, брезент и т. п.
Читайте также  Сколько весит камаз самосвал

Требования безопасности при запуске двигателя и во время его работы

Перед непосредственным запуском двигателя должен убедиться машинист в его исправности, а также в исправности всех пусковых устройств двигателя:

  • двигатель, а также жидкотопливный пусковой двигатель не должны иметь течи топлива, масла и воды, также пропусков выхлопных газов в соединениях всасывающих и выхлопных патрубков с блоком двигателя;
  • баллоны со сжатым воздухом и их арматура пневматических пусковых устройств должны быть в полной исправности; утечка сжатого воздуха не допускается;
  • электропроводка и пусковая кнопка электростартера должны быть в полной исправности; при нажатии кнопки электростартер должен немедленно включиться; утечка тока в проводах и клеммах, а также искрообразование не допускаются;
  • рычаги механизмов жидкотопливного пускового двигателя должны легко и надежно переключаться; при положительной температуре наружного воздуха пусковой двигатель должен легко заводиться.

Сам машинист экскаватора должен заводить двигатель.

Методы работы на машине JCB

Работа на экскаваторе отличается множеством нюансов. Прежде чем начинать смену, нужно проверить оборудование: это важно для нормальной работы и, конечно, для безопасности. Машинист обязан знать и особенности правильной эксплуатации экскаватора JCB.

Движение по неровной местности и трансмиссия

Во время движения важно постоянно контролировать экскаватор и обстановку, быть бдительным, чтобы вовремя среагировать на возможные опасности и просто препятствия. Машина может двигаться на любой передаче. Но не стоит злоупотреблять этой способностью. Так, например, слишком высокая передача:

  • в ходе работы — приводит к перегреву жидкости в гидромуфте;
  • во время движения в гору — перегружает двигатель.

Внимание: при нейтральном положении рычага передач ехать запрещается, поскольку при этом у оператора нет полного контроля над экскаватором. Кроме того, движение по инерции создает угрозу для трансмиссии.

При езде по склонам необходимо:

  • выбирать нужную передачу еще до начала спуска;
  • пользоваться такой же передачей, как при подъеме;
  • не переводить рычаг КПП в ходе подъема;
  • если предполагается воздействие груза на машину во время спуска — выбирать I передачу еще до начала движения вниз;
  • перед началом крутого уклона выбирать низкую передачу в ручном режиме (для машины с АКПП).

Еще одно важное ограничение: нельзя использовать тормозные педали в качестве опор для ног. Но они необходимы при движении с горы, чтобы избежать разгона машины.

Прежде чем преодолевать грязевой участок, нужно поставить передние колеса прямо и ехать на I передаче. Направляя экскаватор в зону с уровнем воды выше сапунов, расположенных на мостах, нужно быть особенно осторожным. Жидкость может попасть в эти узлы.

Внимание: демонтировать сапун заднего моста ни в коем случае нельзя. Иначе будет снижена эффективность торможения.

Дифференциал ограничения пробуксовки

Автоматическая функция на некоторых машинах — ее следует отличать от устройства блокировки дифференциала. В трудных условиях можно увеличить силу сцепления. Это означает, что от вращающегося колеса на приводное передается большая доля существующего крутящего момента. Если колесо буксует, значит, уже достигнут ограниченный предел.

При включении дифференциала ограничения пробуксовки (и особенно во время полной блокировки рулевого механизма), если идет работа на поверхности с хорошим сцеплением, такой как бетон, — могут возникнуть шум, вибрация. Их интенсивность определяется не только условиями покрытия, но и массой экскаватора, углами поворота, — и этот звук не говорит о повреждении оси.

Особенности вождения

Разогрейте двигатель и проверьте стояночный тормоз. Убедитесь в том, что сигнальная лампочка рабочего тормоза не горит. Начинайте движение в следующем порядке.

1. Проверить правильную регулировку сиденья, пристегнуть ремень безопасности.

2. Выбрать привод для машин на четыре колеса (переключатель А ) или на два (переключатель В ).

Внимание: привод на 4 колеса нельзя использовать на твердом грунте или на шоссе, так как из-за этого идет перерасход топлива и изнашиваются шины.

3. На экскаваторах с полным приводом выбрать нужный режим управления перемещением (переключатель C ). Пока задние колеса не пройдут в положение «прямо вперед», рулевое управление может находиться в последнем режиме, который установил оператор. Снос предусмотрен не у всех моделей JCB.

Осторожно! Если управление с 4 колесами, заднюю часть экскаватора выносит на повороте. Проверяйте свободный зазор.

4. Включить передачу (рычаг G — для машин с синхрочелноком, селектор Е — для экскаваторов с силовым переключением).

Осторожно! Перед сменой передачи двигатель должен снизить обороты. Если трансмиссия с усилением, недопустимо менять на ходу высокую передачу на низкую (например, IV на I) одним движением. Резко снижается скорость, что приводит к травме и даже смерти.

Осторожно! Выполняйте рекомендуемые действия при использовании переключателя переднего/заднего хода. Нельзя переводить его во время движения: экскаватор немедленно идет в обратном направлении. Это приводит к травмам или гибели!

Осторожно! Соблюдайте скорость, которая соответствует условиям работы. Нельзя двигаться задним ходом с полным газом на высокой передаче. Это приводит к авариям.

5. Начать движение передним или задним ходом. При этом:

  • удостовериться, что приспособления стоят в одном из рекомендованных транспортных положений;
  • нажать тормозную педаль (педали) D до упора;
  • поднять с фиксированного положения рычаг Е и выбрать нужное направление хода. Обратить внимание на звуковой сигнал и предупреждающую лампочку, напоминающие о том, что стояночный тормоз включен;
  • снять стояночный тормоз F ;
  • убедиться в безопасности начала движения, отпустить педали тормоза, дать газ.

Осторожно! Для контроля оборотов двигателя при вождении используйте только педаль газа. Нельзя применять ручной рычаг газа.

На медленном ходу проверьте рулевое управление и тормоз. Если вы сомневаетесь в правильной работе этих узлов, считайте их неисправными. При отказе рулевого управления или двигателя как можно быстрее прекратите движение. Не пользуйтесь экскаватором, пока неисправность не ликвидирована.

JCB — надежная машина, в производстве которой применяются передовые технологии, в том числе реализованы различные способы защиты оператора. Тем не менее, важно знать основные нюансы управления экскаватором, чтобы избежать поломок и несчастных случаев. Если возникает необходимость в техобслуживании, можно доставить экскаватор в сервисный центр либо вызвать выездную бригаду для работы с машиной на месте. Устранять неисправности можно самостоятельно, но при этом необходимо использовать рекомендованные эксплуатационные материалы и соблюдать все инструкции производителя.

Управление экскаватором-погрузчиком: джойстики или рычаги

Выбор экскаватора-погрузчика с рычажной или джойстиковой системой управления достаточно сложен. Многолетняя практика работы с первой сталкивается с некоей боязнью перед инновациями.

Кроме того, за этот новый элемент в системе управления производители просят приплатить не менее 200—300 тысяч рублей. Разумеется, это еще больше осложняет выбор.

Нужно отметить, что на форуме известного российского сайта exkavator.ru разгорелась нешуточная дискуссия по поводу выбора рычагов или джойстиков.

стоит ли переплачивать за джостики 200-300 руб

Некоторые особо интересные замечания из соответствующей ветки форума будут приведены ниже. Так что же на самом деле лучше и удобнее: рычаги или все же джойстики? Попробуем разобраться.

Классика жанра

Механическое управление с участием рычажного механизма характеризуется простым исполнением и надежностью в процессе эксплуатации. Оно гарантирует непосредственную связь оператора (рук или ног) с тормозом или фрикционом, обеспечивая высокую степень «чувствительности» управления агрегатом.

Рычаги и педали, использование которых имеет место в ходе каждого рабочего цикла, так расположены в районе сиденья, чтобы их движение происходило на себя или же от себя, то есть вдоль платформы (поворотной). Практика показала, что такой способ гораздо меньше утомляет оператора, чем если бы ему пришлось отклонять рычаги в стороны.

Рычажная система управления характеризуется немалым количеством:

  • шарнирных соединений;
  • тяг;
  • рычагов.

Процессы трения, происходящие в каждом шарнире, требуют от машиниста приложения серьезного усилия к рычагам/педалям. И, несмотря на то, что тяги и места соединения оснащены закаленными пальцами и втулками из стали, они изнашиваются довольно быстро. Если же техника часто простаивает, необходима регулировка системы управления. Кроме того, значительно усложняет процесс обслуживания необходимость регулярного смазывания шарниров.

В экскаваторах-погрузчиках, оснащенных механическим управлением, применяются сервоустройства, которые позволяют перенаправлять на включение основных фрикционов мощность мотора, который вращает и трансмиссию. Такие устройства еще называют сервофрикционами.

Слово инновациям

После того как многие производители стали широко использовать электронику при оснащении своего модельного ряда, многие ЭП стали оснащаться электрическим сервоуправлением с применением джойстиков.

Кстати, на форуме экскаватор.ру рекомендуют отдавать предпочтение исключительно сервоуправлению:

Смотря какие джойстики если сверво-управление то это отлично, если электро, то ничего про них сказать не могу, знаю что элетро-джостик выходит быстро из строя

Если проанализировать предложения на рынке, то видно, что в некоторых случаях джойстиковое управление — пока еще опция, а в других — элемент базовой комплектации.

Читайте также  Как сделать гусиные лапки

Если сравнивать его с рычагами, то первое достоинство — меньшее количество усилий, которое необходимо прилагать в процессе выполнения производственного задания. Это очень удобно и отлично выражается в виде повышения производительности.

Интересные решения

Специально для тех, кто еще не определился, какую систему управления стоит выбирать, некоторые производители комплектуют кабину сразу двумя системами. Поэтому переход с джойстиков на рычаги или рычаги/педали возможен с использованием соответствующего переключателя.

Сказать, что владельцы спецтехники массово полюбили инновационную систему управления нельзя. Разве что те, кто владеет полноприводным ЭП, причем с равновеликими колесами и возможностью управлять сразу всеми 4-мя. Присутствие здесь джойстиков — как нельзя более кстати, потому что много внимания требует контроль хода, ведь он значительно сложнее, чем у моделей, не имеющих полного привода.

Мнения пользователей

Российские владельцы экскаваторов-погрузчиков не спешат переходить на новую систему. Они принимают участие в соответствующих тест-драйвах:

Я отправил оператора на тест JCB 4CX с джойстиками. Результат: в плюсах увеличение производительности. В минусах невозможность совмещения операций. Например, теперь через канаву перелезть не может. Так же в минусах надежность. Я бы последний пункт опустил, если бы не наш не совсем обязательный сервис.

А вот, кстати, мнение относительно тех 200—300 тысяч рублей, которые дополнительно просят за джойстиковую систему управления:

Сам по себе электропривод не является хоть сколько-нибудь сложным устройством, соответственно при изготовлении техники на джойстиках себестоимость продукции практически не увеличивается. Самому заводу эти комплектующие обходятся тысяч в пять рублей НЕ БОЛЬШЕ! А теперь думайте сами как ЭТО называется, когда за какой-то джойстик просят 300 тыс рублей. Побоялись бы бога. Это же цена нового инжекторного автомобиля малого класса оборудованного различными электроприводами (тех же окон). За эту цену можно купить новую дэу-нексия, а не джойстик там какой то.
Если по теме, то джойстик конечно нужен, продать потом будет легче и дороже!

Перечитав означенную тему, можно сделать следующие выводы. Инновации, конечно же, имеют массу преимуществ:

  • более точное и дозированное управление выполняемыми операциями;
  • высокий уровень эргономики: в процессе работы спина прижата к спинке сиденья, а на поясницу не действует никаких нагрузок, потому что в работе находятся только кисти рук;
  • отсутствие требований к расположению ног;
  • отсутствие тумбы с рычагами значительно улучшило обзорность;
  • более тихая работа ввиду отсутствия гидронасоса в системе управления.

Но и некоторых недостатков они не лишены:

  • необходимость поднятия рулевой колонки при работе джойстиками (не во всех моделях);
  • соблюдение некоторых правил предосторожности (в частности, не следует пытаться подтянуться в кабину, ухватившись за джойстик).

В конечном итоге участники форума приходят к следующему выводу:

Если есть возможность, берите на джойстиках

Джостики однозначно удачнее и приятнее в работе!

хотелось бы поделиться опытом и немного развеять сомнения по поводу «джойстиков»: 7 лет работаю на импортных полноповоротных экскаваторах и все они были с сервоуправлением, т.е. с джойстиками. И проблем ни на одном из них не было. Единственное из-за халатного обслуживания и возраста техники возможно подтекание колонок, но всё это решается установкой ремкомплекта и это бывает «раз в тысячу лет». Все иномарки полноповоротные на джойстиках-комфорт для машиниста и удобство в работе.

5 советов, как улучшить работу экскаватора-погрузчика

Многие владельцы и пользователи спецтехники считают, что современные экскаваторы-погрузчики – самая универсальная машина. Ее многофункциональность важна особенно в случае, когда покупатель ограничен в средствах, а на стройплощадке требуется большой количество разнообразной специализированной техники. Благодаря многочисленным инновациям, экскаватор-погрузчик все больше расширяет свои возможности. Кроме высокой производительности современных машин-универсалов, повысить эффективность работы поможет обучение операторов приемам грамотной эксплуатации техники.

1. Инструкция по эксплуатации

В первую очередь необходимо изучить руководство по эксплуатации техники. В инструкции указываются не только технические характеристики и ограничения по применению машины, но и грамотные приемы работы, которые позволят использовать экскаватор с наибольшей производительностью. Не все операторы имеют представление, о том, как с максимальной выгодой реализовать мощности машины.

Некоторые пользователи считают, что достаточно запустить силовой агрегат на полную мощность, чтобы повысить производительность машины. Но некоторые модели экскаваторов выдают оптимальный результат на неполной мощности. К примеру, при выемке грунта, когда используется только оборудование машины, нет необходимости выводить силовой агрегат на полную мощность. При режиме 3/4 мощности, и выемке такого же количества грунта, экономия топлива составит до 30%.

2. Приемы работы

На производительность экскаватора влияет точная координация движения при управлении оборудованием машины. Оператор, не рассчитавший оптимальный порядок действий, рискует потерять массу времени на одной операции. К примеру, вместо того, чтобы совершить движение ковша по кратчайшей траектории от точки до точки, оборудование поднимается на слишком большую высоту, а затем опускается вниз по дуге.

По мнению специалистов, оператор должен почувствовать машину, а умение грамотно координировать движение с помощью рычагов управление приходит с опытом. Операторы с многолетним навыком рекомендуют, в первую очередь, научиться управлять рычагами плавно и с большей точностью. Стоит исключить резкие движения, а рычаг, как бы слегка покачивать в стороны. Необходимо обратить внимание и на точную установку положения ковша.

Производительность техники может снижаться, когда оператор поднимает экскаватор на аутригерах, а передние колеса при этом не касаются земли. Таким образом, уменьшается глубина выемки и снижается устойчивость машины. Подъем экскаватора на такую высоту и последующие действия оператора для достижения устойчивости машины требуют больших затрат времени.

Оптимальная высота подъема на аутригерах – когда задние колеса слегка отрываются от земли, а передние остаются на грунте. Если оператор работает с тяжелым материалом, к примеру с каменистым грунтом, не нужно совершать выемку на максимальной глубине, погружая оборудование резко, с размахом. Мощность гидросистемы может не соответствовать заявленным усилиям.

3. Безопасность работы

Двигаясь по рабочей площадке, в процессе выемки грунта и выполнении других операций, водитель экскаватора-погрузчика обязан внимательно следить за зоной работы машины. Если возникает риск задеть какой-либо объект или других людей на стройплощадке, следует немедленно остановить работу. Когда предстоят манипуляции, связанные с укладкой труб и прочих конструкций или выемка грунта вблизи коммуникаций, рекомендуется использовать режим с минимальной скоростью движений. Обороты двигателя — от 1500 до 1800 об/мин.

При подъеме тяжелых грузов, а также их перемещении, безопасность работы обеспечивается с помощью аутригеров. Установка опор сопровождается выравниваем и фиксацией устойчивого положения машины. Чтобы грамотно использовать аутригеры, пользователь экскаватора обязан знать массу перемещаемого материала. Допустимый вес груза указывается производителем техники в инструкции по применению. Следует обратить внимание на правильное и надежное крепление, поднимаемого груза.

Необходимо избегать перемещения по склонам. Угол наклона машины при эксплуатации не должен превышать значений, которые устанавливает производитель техники. Специалисты рекомендуют держать груз таким образом, чтобы и центр тяжести был ниже, и экскаватор был устойчивее. Водитель, приступая к работе, обязан использовать ремень безопасности. Покидая машину, оператор должен поставить экскаватор в устойчивое положение, а двигатель выключить.

4. Регулярно проводить ТО

Еще один немаловажный фактор эффективного использования техники – бесперебойная работа машины. Избежать временные и материальные затраты на ремонт экскаватора-погрузчика поможет регулярное ТО. График технического обслуживания машины составляется с учетом особенностей конкретной модели, поскольку экскаватор-погрузчик имеет достаточно сложную конструкцию, состоящую из большого количества разнородных комплектующих. К примеру, экскаваторы-погрузчики оснащаются, как дизельным, так и бензиновым силовым агрегатом. Принимая во внимание эти и другие особенности машины, составляется оптимизированный график ТО.

Необходимые работы в рамках сервисного обслуживания, а также периодичность их проведения указываются в инструкции по эксплуатации экскаватора. С каждой новой разработкой или модификацией производители стараются увеличить надежность техники и межсервисный период, но регулярное ТО всегда остается важным условием для обеспечения эффективного применения машины и ее многолетней эксплуатации. Небрежное отношение к технике, ее несвоевременное ТО влечет за собой вывод из строя экскаваторов, даже самых именитых брендов.

5. Регулярные осмотры машины

Помимо регулярного ТО, необходимо проводить ежедневный визуальный осмотр машины. Оператор проверяет технику на видимые повреждения в начале или конце рабочего дня. Например, если наблюдаются следы подтекания жидкости, следует проверить герметичность и изношенность РВД. С течением времени РВД стареют, материал теряет свои свойства. Обнаружив любые внешние повреждения, водитель обязан удостовериться, что они не повлекли за собой внутренних поломок. В любом случае, следует тщательно проверить внутренние узлы машины и устранить неисправности.

Обзор экскаватора-погрузчика JCB 3CX 2020

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: