Как снять теплообменник на камазе

Как разобрать теплообменник камаз

В жидкостно-масляных теплообменниках отсутствуют подвижные элементы, благодаря чему ломаются они редко и служат годами. Но в определенном обслуживании эта деталь всё же нуждается — в регулярной чистке, промывке и проверке на герметичность. Неисправный или засоренный налётом от отработанного масла ЖМТ не защитит двигатель от перегрева, чтобы не пришлось вкладывать десятки тысяч рублей в починку или замену агрегата нужно внимательно следить за состоянием системы охлаждения.

Почему возникают сбои в работе ЖМТ

Масло в двигателе не только охлаждает, но и чистит его изнутри. Не все накопленные частицы нагара, копоти, отработанных примесей остаются на масляных фильтрах, часть их оседает в сердечнике теплообменника. Постепенно пространство между трубками и пластинами засоряется, ток масла ухудшается, а вместе с ним падает эффективность охлаждения. Если вовремя деталь не была снята и почищена, со временем она полностью забьется и поток масла пойдет в обход сердечника через перепускной клапан.

О том, что система засорилась уведомит соответствующий индикатор на приборной панели КАМАЗ, но лучше не ждать тревожного сигнала. Предупредить засорение кожуха поможет регулярная чистка. Частота проведения промывки с целью удаления налета от грязи в машинном масле зависит от интенсивности эксплуатации автомобиля. При умеренных нагрузках нужно делать это одновременно с заменой масла в двигателей, при интенсивных — в 2–3 раза чаще.

Перед промывкой, равно как и перед ремонтом жидкостно-масляный теплообменник желательно опустошить: слить охлаждающую жидкость и часть масла. По завершении жидкости следует долить до рекомендованного уровня. Особенно важно следить за наполненность маслом коробки передач и двигателя, потому что из-за отсутствия смазки и должного охлаждения эти узлы первыми приходят в негодность.

Со временем даже при правильном техническом обслуживании детали автомобиля изнашиваются. В случае с теплообменником, первыми приходят в негодность уплотнительный элементы, далее, трещины и щели появляются на металлических элементах внутри кожуха. В случае дефекта уплотнителя его можно заменить, для этого в продаже имеется широкий выбор ремкомплектов с сердечниками, прокладками, запасными коллекторами. При обнаружении серьёзных повреждений корпуса и внутренних трубок желательно заменить деталь на новую.

В процессе работы двигателя внутреннего сгорания выделяется большое количество тепла, часть которого отводится штатной системой охлаждения. Некоторые детали, работающие в напряженном температурном режиме (коленвал, шатуны, пальцы и др.), охлаждаются маслом системы смазки двигателя, которое тоже должно отдать полученное тепло окружающему воздуху. Для этих целей предназначен жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ) КамАЗ.

Устройство и принцип работы

При работе автомобильного двигателя вместе с деталями нагревается и масло. Чем мощнее двигатель, тем больше образуется тепла и тем выше поднимается температура масла. При достижении предельных значений этого параметра теряются свойства смазочной жидкости, что приводит к выходу из строя элементов и всего мотора. Для отвода избыточного тепла от масла в системе смазки применяются теплообменники.

На грузовых автомобилях КамАЗ устанавливаются кожухотрубные (трубчатые) ЖМТ. Они состоят из литого алюминиевого корпуса и сердцевины. Последняя представляет собой пучок тонкостенных трубок, в большинстве случаев медных, развальцованных во фланцах, одновременно являющимися торцевыми крышками масляной полости. Для увеличения площади теплопередачи внешняя сторона трубок имеет оребрение, выполненное в виде пластин.

Внутри трубок циркулирует антифриз системы охлаждения. Масло подается через фланцы в корпус теплообменника. Благодаря установленным перегородкам оно 4 раза пересекает трубный пучок, что намного повышает эффективность охлаждения среды. В связи с тем, что температура масла не может быть ниже температуры жидкости системы охлаждения, это снижает термонапряжение смазываемых деталей.

Теплообменник устанавливается на корпус блока фильтров. В нем размещен термоклапан (термостат) подключения теплообменника. При температуре +93°С и ниже, основной поток масла проходит мимо ЖМТ. Повышение параметра выше +95°С приводит к перемещению поршня термоклапана. Поток рабочей жидкости системы смазки направляется в теплообменник. При температуре +115°С наступает перегрев масла, о чем сигнализирует красный индикатор, расположенный на приборном щитке водителя. После этого машина должна быть остановлена и приняты меры по приведению значений параметра в норму.

Как снять и разобрать

Для проведения планового технического обслуживания или устранения дефекта ЖМТ необходимо демонтировать. Снять теплообменник на КамАЗе своими руками трудно, но возможно. Для этого необходимо демонтировать узлы, мешающие свободному доступу к устройству. Затем отсоединяются водяные патрубки и только после этого масляные. Все отверстия на двигателе закрывают чистой ветошью, чтобы в полости не попала грязь.

Разборка теплообменника предполагает демонтаж сердцевины для последующей чистки или устранения возникших дефектов. После демонтажа обязательно снимите, а если не получится, соскоблите с фланцев старые паронитовые прокладки. Необходимо помнить, что в трубках может остаться тосол, а в корпусе остатки масла. Снятый теплообменник осматривается на предмет наличия трещин, загрязненности поверхности охлаждения.

В связи с тем, что корпус ЖМТ выполнен из алюминия, применять при демонтаже молоток не рекомендуется.

Ремонт

Основными неисправностями теплообменника являются потеря герметичности трубного пучка и снижение мощности устройства из-за заиливания проточной части одной или обеих полостей. При таких поломках работоспособность устройства восстанавливается путем чистки, сварки или глушением трубок. Однако порой возникают дефекты, когда их устранение нецелесообразно. В такой ситуации проводят агрегатную замену ЖМТ.

В большинстве случаев течь в трубной системе происходит в районе крепления теплообменных трубок к торцевым фланцам. Признаками течи является появление масляной суспензии в системе охлаждения двигателя. Места выявленных дефектов запаиваются. Если же свищ появился в самой трубке, то ее глушат. Допускается вывод из действия не более 10% охлаждающих элементов. После устранения неисправности теплообменник опрессовывают, проверяя тем самым качество выполненных работ.

Очистку трубок от накипи проводят в большинстве случаев механическим способом при помощи шарошки или специальных винтовых насадок, устанавливаемых в дрель. При невозможности очистить ЖМТ таким способом, проводят химическую промывку при помощи моющих жидкостей. Для этого применяют 5% водный раствор соляной кислоты. Сердцевину замачивают в нем и оставляют в таком состоянии на 30-40 минут. После этого деталь тщательно промывают в 3% растворе бикарбоната натрия.

Очистку проводят до тех пор, пока грязь не удалится. После этого сердцевина промывается горячей водой и хорошо просушивается (продувается воздухом).

Многие водители считают, что при потере герметичности устройства или неплотности трубок теплообменник нужно заменить на исправный, т.к. через некоторое время этот же дефект возникает повторно.

При любой разборке ЖМТ необходимо устанавливать только новые прокладки.

Как установить

Сборка теплообменника проводится после получения положительных результатов проверки устранения дефекта. Перед установкой устройства на штатное место необходимо подготовить посадочные поверхности масляной системы на блоке фильтров. Для этого удаляют остатки старых уплотнений, очищаются фланцы. Паронитовые прокладки устанавливают на консистентную смазку и затягивают болты крепления. Использовать герметик не рекомендуют.

После установки ЖМТ на штатное место его подсоединяют к системе охлаждения двигателя. После этого заполняются рабочими средами масляная и водяная полости. Затем запускают двигатель, и проверяют отсутствие протечек и параметры работы ремонтируемых систем. После проведенной проверки ремонт теплообменника считается завершенным.

При серьезных нагрузках масло, используемое в мощных силовых агрегатах автомобилей КАМАЗ, сильно нагревается. Поэтому разработчики внедрили систему охлаждения расходной жидкости. Чаще всего в устройстве отечественной спецтехники используются жидкостно-масляные аппараты.

Особенности теплообменника КАМАЗ

При нагреве масла происходят сложные процессы, способные негативно сказаться на функционировании мотора. Вязкость расходной жидкости меняется, что приводит к ее выгоранию и расщеплению. Рабочие показатели автомобиля резко снижаются. Нагретое масло не способно обеспечить смазку соприкасающихся элементов и механизмов и не позволяет двигателю охладиться в должной мере. Это нередко становится причиной заклинивания силового агрегата спецтехники марки КАМАЗ.

Устройство теплообменника специфично тем, что для охлаждения масла применяется специализированная жидкость, циркулирующая по соответствующей системе двигателя. Теплообменник обладает недостатками и преимуществами, о которых осведомлены специалисты сервисных центров, проводящие диагностику и замену износившихся расходных материалов.

В числе преимуществ:

  • температура масла в теплообменнике не сравнивается с температурой охлаждающей жидкости, что гарантирует комфортный температурный режим;
  • теплообменник легко фиксируется на любой плоскости мотора без применения трубопроводов и других фиксирующих элементов.

В число недостатков входит сложная конструкция и необходимость поддержания герметичности.

Демонтаж теплообменника КАМАЗ

Замена агрегата требуется в случаях повреждения корпуса, прогорания газов, появления течи и при сборе нагара в камере сгорания или в самой емкости теплообменника.

Снятие устройства происходит по типовому алгоритму:

Мастер отключает АКБ, сливает охлаждающую жидкость и устраняет провод высокого напряжения. Снимаются все фиксирующие элементы, соединяющие топливопровод и теплообменник. Затем специалист устраняет выхлопную трубу, наливную и отводящую трубы, отсоединяет воздухопроводы. Финальным этапом становится открепление теплообменника от кронштейнов, на которые он закреплен.

Подобные работы следует проводить исключительно в сервисном центре во избежание дефектов используемого оборудования. Отсутствие должного опыта и компетенции в этой процедуре может повлиять на корректность последующего функционирования теплообменника и повышение нагрузки на двигатель. Доверьтесь мастерам специализированного СТО «Альфа-авто»

Теплообменник КАМАЗ масляный: защита масла от перегрева

На актуальных модификациях двигателей КАМАЗ предусмотрена система охлаждения масла, построенная на одном узле — масляном теплообменнике. Все о данных деталях, их типах, конструкции, принципе работы и применяемости, а также о верном выборе, ремонте и замене теплообменников — читайте в данной статье.

Читайте также  Как смазывается цепь бензопилы

Что такое масляный теплообменник КАМАЗ?

Масляный теплообменник (жидкостно-масляный теплообменник, ЖМТ) — узел систем смазки и охлаждения дизельных силовых агрегатов высокой мощности; встраиваемый в систему жидкостного охлаждения двигателя теплообменник специальной конструкции, обеспечивающий охлаждение моторного масла за счет теплообмена с потоком охлаждающей жидкости.

Система смазки мощных дизельных агрегатов КАМАЗ работает в тяжелых условиях, масло постоянно подвергается действию высоких температур и постепенно теряет свои качества. На определенных режимах моторное масло может перегреваться, что ведет к уменьшению его вязкости и смазывающей способности, а также к интенсивному разложению и выгоранию. В конечном итоге перегретое масло ухудшает работу двигателя и даже может стать причиной его выхода из строя. Эта проблема решается введением в систему смазки двигателей КАМАЗ элемента для охлаждения масла — теплообменника.

Масляный теплообменник является составной частью систем смазки и охлаждения мотора, он обеспечивает отвод излишнего тепла от масла за счет активного теплообмена с омывающим потоком охлаждающей жидкости (ОЖ). Именно поэтому устройства данного типа называются жидкостно-масляными теплообменникам, или ЖМТ. Данный агрегат выполняет несколько функций:

  • Частичное охлаждение масла при температуре двигателя менее 100 градусов;
  • Охлаждение всего поступающего на мотор масла при температуре в пределах 100-110 градусов;
  • Сокращение расхода масла на угар и продление его ресурса;
  • Обеспечение оптимального температурного режима различных систем двигателя — благодаря ЖМТ температура масла никогда не падает ниже температуры ОЖ, что способствует более равномерному прогреву деталей мотора, снижению механических напряжений и т.д.;
  • Упрощение конструкции системы охлаждения масла и сокращение стоимости двигателя при обеспечении нормальных характеристик его работы.

Сегодня теплообменники устанавливаются в большинстве дизелей КАМАЗ, соответствующих нормам Евро-2 и выше, они играют важную роль в обеспечении нормальных характеристик силового агрегата на всех режимах работы. Неисправный теплообменник подлежит скорейшему ремонту или полной замене, но прежде, чем покупать новую деталь, следует разобраться в конструкции и работе этих устройств.

Устройство и принцип действия масляных теплообменников КАМАЗ

На двигателях КАМАЗ в настоящее время находят применение только ЖМТ кожухотрубного (трубчатого) типа различных модификаций. Конструктивно данный агрегат довольно прост, он состоит из следующих деталей:

  • Корпус (кожух);
  • Сердцевина с дефлектором;
  • Подводящий коллектор;
  • Отводящий коллектор.

Основу конструкции составляет алюминиевый цилиндрический корпус (кожух), на стенке которого выполнены каналы и привалочные поверхности для присоединения к блоку масляных фильтров (установка выполняется через прокладки). Торцы кожуха закрываются специальными крышками с патрубками — подводящим и отводящим коллекторами, первый обеспечивает подачу охлаждающей жидкости из водяной рубашки блока цилиндров внутрь корпуса, а второй отводит жидкость обратно в систему охлаждения двигателя. На корпусе выполнены сверления и каналы под установку перепускных клапанов, обеспечивающих перепуск масла в обход теплообменника при засорении его сердечника.

Внутрь корпуса устанавливается сердцевина — сборка тонкостенных медных или латунных трубок, помещенных в пакет поперечных металлических пластин. На сердцевине расположено пять пластин с выступающей частью, которые делят всю деталь на четыре секции, что обеспечивает изменение направления потока масла. С одной стороны сердцевины располагается фланец, который при монтаже упирается в торец корпуса, с противоположной стороны фланец имеет такой диаметр, чтобы плотно входить внутрь кожуха, на нем же располагается несколько уплотнительных колец. Такая конструкция обеспечивает разделение потока охлаждающей жидкости и масла, препятствуя их смешиванию. А для правильного направления потока масла с одной стороны сердцевины располагается дефлектор — незамкнутое металлическое кольцо с щелью.

В собранном ЖМТ образуется теплообменник с двумя изолированными потоками: по трубкам сердечника протекает ОЖ, а по пространству между трубками и стенками кожуха протекает масло. Благодаря разделению сердечника на четыре секции путь потока масла увеличивается, чем достигается более эффективная отдача тепла охлаждающей жидкости.

ЖМТ монтируется на двигатель в сборе с блоком масляных фильтров (здесь же размещается термосиловой клапан, регулирующий поток масла через теплообменник), его подводящий и отводящий коллекторы соединяются с соответствующими патрубками на блоке цилиндров. В большинстве конструкций подводящий коллектор соединяется с блоком посредством короткой трубы, а отводящий коллектор — с помощью привалочной поверхности.

Работает ЖМТ следующим образом. При температуре двигателя ниже 95 градусов термосиловой клапан закрыт, поэтому весь поток масла от масляного насоса проходит через фильтры и сразу поступает в систему смазки двигателя. При повышении температуры выше 95 градусов клапан открывается, и часть масла от фильтров направляется на ЖМТ — здесь оно проходит внутри кожуха вокруг сердцевины, отдает излишнее тепло проходящей по трубам ОЖ, и только затем поступает в систему смазки двигателя. При росте температуры свыше 100 градусов термоклапан направляет в ЖМТ уже весь поток масла от фильтров. Если по каким-либо причинам температура двигателя превысила 115 градусов, охлаждение масла в ЖМТ становится неэффективным и может наступить перегрев — о наступлении аварийной ситуации предупреждает соответствующий индикатор на приборной панели.

Применяемость масляных теплообменников на автомобилях КАМАЗ

ЖМТ устанавливаются только на дизельные двигатели КАМАЗ 740 различных модификаций экологических классов Евро-2, 3 и 4. Сегодня используется два типа теплообменников:

  • Каталожный номер 740.11-1013200 — короткая модификация;
  • Каталожный номер 740.20-1013200 — длинная модификация.

Отличие данных деталей заключается в конструкции коллекторов и, следовательно, в способе подключения к системе охлаждения. В коротком ЖМТ отводящий коллектор имеет только привалочную поверхность на торце для присоединения патрубка с помощью болтов или шпилек. Теплообменники с таким коллектором являются универсальными, они подходят для большинства КАМАЗовских двигателей различных экологических классов. В длинном ЖМТ на отводящем коллекторе расположен патрубок для присоединения шланга с фиксацией металлическом хомутом. В остальном обе детали идентичны и могут присоединяться к стандартным сборкам фильтров.

Как верно подобрать и заменить масляный теплообменник КАМАЗ

Жидкостно-масляные теплообменники имеют простую конструкцию, что обуславливает их высокий ресурс и надежность. Однако с течением времени сердечник ЖМТ засоряется, пространство между пластинами забивается различными отложениями — это приводит к повышению сопротивления потоку масла и снижает эффективность теплообмена. При чрезмерном засорении срабатывает перепускной клапан, и масло из фильтров поступает в двигатель в обход теплообменника. В результате охлаждение масла ухудшается и даже при малой нагрузке высок риск перегрева. Если возникает такая ситуация (загорается соответствующая индикаторная лампа, наблюдается ухудшение работы мотора), масляный теплообменник необходимо проверить, демонтировать с двигателя, подвергнуть разборке и очистке.

Также в деталях теплообменника в результате процессов коррозии или при повреждении возникают трещины и щели, через которые масло попадает в охлаждающую жидкость. Эта же проблема наблюдается при износе или повреждении уплотнительных элементов. В этом случае ЖМТ подлежит ремонту или полной замене. Сегодня на рынке присутствуют различные по комплектации ремонтные комплекты, содержащие прокладки, сердечники, коллекторы и другие детали. Если же ремонт выполнить невозможно или нецелесообразно, то необходимо полностью заменить деталь. Все работы выполняются в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию транспортного средства. Перед ремонтом осуществляется слив охлаждающей жидкости и части масла, после замены все жидкости доводятся до нужного уровня. Впоследствии ЖМТ требует лишь регулярного осмотра и проверки клапанов при каждом регламентном ТО.

Если теплообменник подобран и установлен правильно, то моторное масло всегда будет иметь оптимальную температуру, обеспечивая эффективную работу силового агрегата.

Сколько стоит теплообменник на КамАЗ купить цена низкая

Сколько стоит теплообменник на КамАЗ купить цена дешевая отгрузка в течение 1-3 дней

  1. ИСКОМЫЙ ТОВАР
  2. Масляный теплообменник: надежное охлаждение масла дизельного двигателя
  3. Назначение теплообменника масляного и его отличие от радиатора
  4. Типы, устройство и работа масляных теплообменников
  5. Вопросы обслуживания и ремонта жидкостно-масляного теплообменника
  6. Похожие продукты
  7. Архив объявлений
  8. Конструкция и принцип работы масляного теплообменника в КАМАЗе
  9. Назначение масляного теплообменника КамАЗ и его отличие от радиатора
  10. Обслуживание
  11. Всегда готовы помочь с выбором
  12. Теплообменник КамАЗ: Евро-2, устройство, цена, как разобрать, снять, ремонт
  13. Как снять и разобрать
  14. Как снять теплообменник на КАМАЗе?
  15. Каталог моделей ЖМТ: для каких КамАЗов применяются
  16. Теплообменник КамАЗ Евро-1
  17. Теплообменник КамАЗ Евро-2, 3
  18. Промывка системы охлаждения

ИСКОМЫЙ ТОВАР

Масляный теплообменник: надежное охлаждение масла дизельного двигателя


» Статьи » Масляный теплообменник: надежное охлаждение масла дизельного двигателя

Масло мощных двигателей подвержено значительному нагреву, поэтому такие моторы оснащаются системами охлаждения масла. В ряде двигателей для этой цели используются жидкостно-масляные теплообменники — о теплообменниках, их назначении, устройстве, работе и техническом обслуживании читайте в данной статье.

Назначение теплообменника масляного и его отличие от радиатора

При нагреве двигателя нагреву подвергается и масло, циркулирующее в системе смазки, и чем мощнее двигатель, тем в более сложных тепловых условиях работает масло. Перегрев моторного масла чреват серьезными проблемами — изменяется вязкость масла, повышается интенсивность его выгорания и разложения, и в целом ухудшаются его рабочие характеристики. Перегретое масло обеспечивает недостаточно качественную смазку трущихся деталей, а также усложняет охлаждение двигателя, а это уже может вылиться в разнообразные поломки силового агрегата вплоть до заклинивания.

Поэтому на многих двигателях внутреннего сгорания в систему смазки вводится дополнительный элемент, обеспечивающий охлаждение масла. На бензиновых моторах чаще применяется традиционный масляный радиатор, а на дизелях, которые в целом нагреваются меньше своих бензиновых собратьев, используются жидкостно-масляные теплообменники (ЖМТ или водомасляные теплообменники).

Читайте также  Как сделать из триммера снегоуборщик

В чем отличие между радиатором и ЖМТ? Главное — используемый способ охлаждения масла. Отвод тепла от радиатора осуществляется просто набегающим потоком воздуха, а в теплообменнике тепло от масла отводится потоком охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлаждения силового агрегата. ЖМТ имеет как преимущества перед традиционным радиатором, так и недостатки.

Из преимуществ стоит отметить два. Во-первых, температура масла в ЖМТ не опускается ниже температуры охлаждающей жидкости, а это значит, что в деталях двигателя, соприкасающихся одновременно с маслом и ОЖ, возникает меньше напряжений, и в целом мотор работает в лучшем температурном режиме. Во-вторых, теплообменник можно устанавливать в любом удобном месте на двигателе, при этом можно отказаться от длинных трубопроводов и множества соединений. Для работы радиатора, как известно, необходим поток воздуха, что вызывает сложности с его установкой и требует применения дополнительных деталей.

Из недостатков водомасляного теплообменника можно отметить его более сложную конструкцию, необходимость технического обслуживания и ремонта. Кроме того, ЖМТ — это довольно сложный агрегат, в котором необходимо обеспечить герметичность, что иногда становится причиной проблем (в частности, из-за старения прокладок и разбалтывания креплений). Радиатор в этом плане более надежен и прост. Однако в большинстве случаев на дизельных двигателях эффективнее работают именно теплообменники.

В настоящее время водомасляные теплообменники широко применяются на отечественных двигателях КАМАЗ и ЯМЗ, также ЖМТ нашли применение во многих современных грузовиках зарубежного производства и даже в компактных моторах легковых автомобилей.

Типы, устройство и работа масляных теплообменников

На современных двигателях находят применение два типа масляных теплообменников:

  • Кожухотрубные (или просто трубчатые);
  • Пластинчатые.

Кожухотрубные ЖМТ устанавливаются преимущественно на двигателях КАМАЗ, пластинчатые используются на агрегатах ЯМЗ и других. Эти теплообменники имеют серьезные отличия в конструкции и некоторые особенности работы.

Кожухотрубный ЖМТ. Его основу составляет литой алюминиевый цилиндрический корпус, внутри которого устанавливается сердцевина. Сердцевина состоит из ряда параллельных тонкостенных трубок, заключенных в кожух.

Кожух разделен на несколько секций (в КАМАЗ таких секций четыре) поперечными пластинами. Корпус теплообменника с одной стороны закрыт подводящим коллектором, с другой стороны — отводящим коллектором (они устанавливаются через прокладки).

Непосредственно в корпусе выполнены фланцы для монтажа сборки из масляных фильтров и термосилового клапана (который помещен в корпус с каналами).

Водомасляный теплообменник монтируется непосредственно на блок двигателя, его коллекторы соединяются с системой охлаждения двигателя. Таким образом, теплообменник становится частью системы охлаждения двигателя, и через него пропускается определенное количество охлаждающей жидкости. Жидкость проходит через сердцевину теплообменника, причем из-за наличия поперечных пластин в кожухе путь охлаждающей жидкости увеличивается (она четыре раза пересекает систему трубок) и эффективность отвода тепла повышается.

Работает такой теплообменник просто. Масло из картера двигателя с помощью насоса нагнетается в фильтры, а из них — в каналы двигателя.

При повышении температуры масла до 95-97°C срабатывает термоклапан, и часть потока масла направляется в теплообменник — здесь масло проходит по системе труб, омываемых потоком охлаждающей жидкости, охлаждается до необходимой температуры и поступает в двигатель.

При повышении температуры до 110-112°C через ЖМТ проходит уже весь поток масла, поступающий на фильтры. При температуре 115°C наступает перегрев масла, с которым ЖМТ уже не справляется, в этом случае загорается индикаторная лампа, сообщающая о необходимости остановить автомобиль и охладить мотор.

Пластинчатый теплообменник. Его основу тоже составляет корпус, внутри которого находится пакет гофрированных металлических пластин (или теплопередающих элементов). Пластины установлены таким образом, что их гофры образуют два встречных и много раз пересекающихся потока: один — поток охлаждающей жидкости, второй — поток горячего масла. Тепло от масла через пластины передается охлаждающей жидкости, за счет чего и обеспечивается поддержание температуры масла на необходимом уровне.

Пластинчатый ЖМТ монтируется на блок двигателя, при этом теплообменник отделен от масляных фильтров и оснащается только перепускным клапаном. Такое решение упрощает конструкцию, обслуживание и ремонт теплообменника (так как для ремонта или демонтажа данного узла не нужно снимать другие детали).

Вопросы обслуживания и ремонта жидкостно-масляного теплообменника

Водомасляный теплообменник нуждается в периодическом осмотре и техническом обслуживании. При плановом ТО проводится осмотр ЖМТ на предмет утечек охлаждающей жидкости и масла, все утечки устраняются заменой прокладок или поврежденных деталей. Также проверяется работа всех клапанов — термосилового и перепускных.

С течением времени теплообменник засоряется, вследствие чего поток масла и воды (в пластинчатых ЖМТ) испытывает повышенное сопротивление — обычно это приводит к срабатыванию перепускного клапана, вследствие чего масло обходит теплообменник. Засорение водомасляного теплообменника затрудняет охлаждение масла, поэтому данная неисправность приводит к перегреву масла и срабатыванию соответствующего индикатора на приборной панели. Засоренный теплообменник снимается и промывается, в некоторых случаях проще заменить узел в сборе.

Обычно водомасляные теплообменники имеют длительный срок службы, а при регулярном обслуживании и своевременной промывке и ремонте эта деталь не будет доставлять проблем, обеспечивая эффективное охлаждение масла на всех режимах работы двигателя.

Снятие радиатора охлаждения КАМАЗ

Снятие радиатора охлаждения на автомобиле КАМАЗ имеет ряд особенностей. Связанных с различной конструкцией автомобилей. Поэтому прежде чем приступить к работе необходимо определить какие элементы необходимо демонтировать в первую очередь.

Почему происходит течь радиатора

На камазах могут устанавливаться медные и алюминиевые радиаторы. По конструкции они одинаковые и взаимозаменяемые. Медные радиаторы более практичные и долговечные. Основная проблема алюминиевых радиаторов это появление трещин. Так как они более жесткие . вибрация пагубно влияет. Образуются трещины, и радиатор начинает течь. Возникают проблемы и на медных радиаторах. Связаны они в большинстве случаях с не правильной эксплуатацией. А именно на доливку используются различные марки антифризов. В антифризах используются присадки с различными свойствами. Присадки осуществляют защиту внутренней поверхности элементов системы охлаждения от действия этиленгликоля. Который является основным компонентом охлаждающей жидкости. Этиленгликоль это ядовитый спирт. Активно вступающий в реакцию с элементами внутренней поверхности системы охлаждения. И если присадки из смешивания разных видов антифризов выпали в осадок. Или вступили друг с другом в реакцию, образовав ещё более активное вещество. Этиленгликоль беспрепятственно начинает образовывать на внутренней поверхности раковины . в результате чего образуются сквозные дырки и начинает течь антифриз. Радиатор первым выходит из строя так как имеет тонкие стенки.

Более подробно о составе и действии антифризов написано в статье Можно ли смешивать красный антифриз с зеленым.

Нельзя смешивать антифризы с присадками разного типа действия.

При появлении течи в нижней части радиатор. На видео видно, что антифриз скапливается между сотами нижнего бачка радиатора.

Однозначно радиатор приходится снимать. Можно конечно использовать герметик для устранения течи радиатора. Но это может повлечь за собой образование сгустков герметика в местах, где нет постоянного потока жидкости охлаждения. Например печка летом не используется. И от действия герметика забиваются подводящие шланги и сам радиатор отопителя.

После того как радиатор был снят. Его отвезли на проверку. Были герметично закрыты отверстия всех патрубков. В радиаторе создали давление воздуха. Не более 2 атмосфер. Сразу стали видны все образовавшиеся в радиаторе отверстия

Подготовка снятия радиатора.

На современных автомобиля совместно с радиатором охлаждения установлен интеркулер. Интеркулер снимать не обязательно. Достаточного открутить от него патрубки. И кронштейны, которые связывают между собой радиатор охлаждения и интеркулер.

Снятию радиатора также будет мешать шланг подачи воздуха в тормозную систему. Его достаточно раскрутить между собой в месте соединения. И снять крепёжный кронштейн

Сверху снимается реактивная тяга. Она установлена между двигателем и радиатором.

Отсоединяются верхний и нижний патрубки от радиатора охлаждения.

Раскручиваются крепежные болты радиатора. Они соединяют кронштейны крепления радиатора через подушки с рамой автомобиля.

Далее для того чтобы вытащить радиатор наружу необходимо раскрутить диффузор. Но снять его легко не получится. Потому что будет мешать крыльчатка вентилятора.

Она крепится к вискозной муфте на шести болтах. Они откручиваются с внутренней стороны вентилятора. Саму муфту снимать не нужно, потому что это более трудоемко. Да и вытащить её без снятия вентилятора всё равно не получиться. После того как болты крепления вентилятора раскручены его можно отвести в сторону двигателя. Снимается диффузор. И вынимается радиатор.

Перед снятием радиатора необходимо откинуть кабину на второе положение. Иначе она не позволит вытащить радиатор наружу. Кабину откидывать необходимо очень аккуратно. Бывали случаи, кода крепления страховочной тяги отрывалось. И кабина ударяется о бампер . При этом гнется передняя панель кабины. Особенно это актуально, если кабина старая. И присутствуют следы коррозии на месте крепления кронштейна и на самом кронштейне. Поэтому при опрокидывании кабину необходимо придерживать с переда кабин.0 чтобы не произошел резкий удар.

После того как кабина опущена на второе положение радиатор беспрепятственно выходит со своего места.

Снятие радиатора охлаждения на автомобиле Камаз по сравнению с другими автомобилями самая простая процедура. Камаз спроектирован так что его можно ремонтировать в поле на коленке.

Термостат автомобиля Камаз

Большегрузные автомобили Камаз являются легендой. Их ценят за надежность, пригодность к ремонту, возможность перевозить тяжелые грузы на большие расстояния.

Все эти качества достигаются за счет правильной работы всех основных и вспомогательных систем.

Читайте также  Как из бензопилы сделать снегоуборщик

Статья даст подробное описание: термостата Камаза, принципа его работы и основных неисправностей. Также будет дана инструкция по замене этого узла и список лучших моделей терморегуляторов для этого автомобиля.

Назначение и устройство

Термостаты на Камазе предназначаются для регулировки температуры и процесса циркуляции антифриза. Для охлаждения силового агрегата этой машины необходимо 35 литров антифриза. Такой объем, при высоком давлении и скорости циркуляции, требует большой пропускной способности. По этой причине, производители оснастили систему охлаждения термостатом с двумя клапанами.

Владельцы грузовых автомобилей могут задаться вопросом — где стоит термостат на Камазе. Этот механизм расположен на переднем торце правого блока цилиндров. Это расположение позволяет наиболее эффективно поддерживать работу охладительной системы. Термостат состоит из:

  1. Корпуса с двумя каналами.
  2. 2 запорных клапанов.
  3. Клапанной крышки.

В свою очередь, запорный клапан состоит из следующих элементов:

  1. Колбы с церезином, установленной в центре клапана.
  2. Штока–толкателя.
  3. Возвратной пружины.
  4. 2 малых запорных чаш и 2 больших.

Комплектация ничем не отличается от запорных клапанов термостатов легковых автомобилей, они просто больше по размеру и диаметру.

Принцип действия

Принцип работы камазовского термостата также не отличается. Отличием является принцип охлаждения двигателя. Работает система следующим образом:

  1. Холодная охлаждающая жидкость, после старта двигателя, циркулирует по каналам силового агрегата, нагнетаемая в систему водяным насосом.
  2. В это время, оба клапана закрыты большими чашами, открыты только малые чаши. Клапан спроектирован таким образом, что малые чаши имеют заводской зазор между посадочным седлом.
  3. Первоначально происходит прогрев левого блока цилиндров, а после него антифриз поступает на правую сторону.
  4. После того, как температура антифриза достигла порога 80 градусов, малые чаши закрываются. Происходит открытие больших чаш. Это происходит по причине нагрева и плавления смеси воска и алюминия в колбе термоэлемента. За счет плавления происходит увеличение давления на штоки, они открываются, закрывая пропускные каналы малыми запорными чашами.
  5. Жидкости открывается путь к радиатору, для охлаждения и стабилизации температуры.

Этот процесс повторяется при увеличении нагрузки на двигатель, при смене режимов работы и оборотов двигателя.

Такая система позволяет быстро и равномерно прогревать оба блока цилиндров силового агрегата.

Современные автомобили Камаз EURO-4 оснащаются более усовершенствованными термостатами. Они получили дополнение в виде электрического терморезистора. Бортовой компьютер регулирует температуру и момент открытия клапанов за счет нагревания этого элемента. Это необходимо для быстрого охлаждения жидкости в моменты воздействия больших нагрузок на двигатель.

Также эти автомобили получили вентиляторы для дополнительного охлаждения. Во время эксплуатации, температура двигателя может пересечь порог в 97 градусов. Для охлаждения такого объема антифриза, производители оснастили электрическим вентилятором термодатчик. Он автоматически срабатывает для включения дополнительного механизма охлаждения.

Симптомы и неисправности

Двухклапанные термостаты, оснащенные совмещенным запорным механизмом, не лишены своих неисправностей. Поломки схожи с неисправностями обычных терморегуляторов. Симптомами поломки являются:

  1. Долгий процесс нагрева двигателя даже с закрытыми металлическими шторами радиатора. Причиной этой неисправности становится заклинивание одного или сразу двух клапанов. Поломка становится результатом повреждения штока, попадания грязи в зазор между клапанной чашей и седлом.
  2. Быстрый прогрев, с последующим перегревом. Причина кроется в попадании грязи, накипи или посторонних предметов в зазор между малой запорной чашей и каналом. Также чаша может быть закрыта из-за разгерметизации термоэлемента. Давление плавленого воска не способно создать нагрузку на шток-толкатель. При такой неисправности, один клапан работает в сторону малого круга циркуляции, а другой открыт для большого. Нарушается система подачи антифриза в двигатель. Большое давление от насоса начинает повреждать герметизирующие прокладки.
  3. Перегрев в результате повышения нагрузки на силовой агрегат. Такая проблема возникает у владельцев автомобилей серии EURO 4. Причиной становится выход из строя термоэлементов термостата или вентилятора. Резистор термостата не нагревает клапан в нужный момент, тот запаздывает с открытием. В результате блок управления не может рассчитать период включения вентилятора для дополнительного обдува радиатора.

Все эти неисправности с запарными клапанами, требуют вмешательства, для последующего теста термостата на работоспособность.

Проверка

Для того чтобы убедиться в синхронной и правильной работе обоих клапанов термостата, необходимо провести проверку. Проверка проводится 2 методами.

Метод первый

Для этой диагностики не придется выполнять демонтажных работ. Водителю необходимо:

  1. Завести силовой агрегат.
  2. Поднять кабину тягача.
  3. Во время работы мотора, необходимо контролировать температуру нижней части корпуса регулятора.

На первоначальной стадии нагрева, температура должна повышаться только на нижней части корпуса механизма. Нижняя часть корпуса устройства должна начать нагреваться. Неисправностью можно считать:

  1. Неравномерный нагрев крышки свидетельствует о заклинивании одного из клапанов.
  2. Отсутствие нагрева нижней части корпуса является свидетельством открытия большой чаши запорного механизма.

По достижении порога открытия, нижняя часть должна начать охлаждаться, а крышка наоборот нагреться, так как открытие верхних клапанов, открывает циркуляцию с радиатором. Если нагрева не происходит, термостат признается непригодным.

Второй метод

Этот тест предполагает полный демонтаж крышки терморегулятора, со снятием клапанов с посадочных мест. Далее оба клапана необходимо поместить в воду и нагреть ее. Как только температурный порог в 80–95 градусов будет достигнут, оба устройства должны открыться.

Если этого не произошло, то механизмы можно признать неисправными. Правильное открытие в нужный момент не считается положительным результатом. Далее оба элемента нужно охладить и проверить их одновременное закрытие. Если оба механизма закрылись в разное время, то их придется поменять на новые.

Проверка терморезистора

Эта проверка проводится при помощи мультиметра, включенного в режим замера сопротивления. Водителю необходимо:

  1. Разъединить штекер питания устройства.
  2. Почистить контактную группу с обеих сторон.
  3. Красный измерительный щуп соединить с контактом «1» на разъеме питания термостата.
  4. Черный измерительный щуп соединить с контактом «2».
  5. Рабочее сопротивление резистора варьируется от 10 до 25 кОм. Любые отклонения или отсутствие данных является признаком неисправности.

Если элемент исправен, то стоит проверить его на отсутствие замыкания с «массой». Для этого красный измерительный щуп соединяется с контактом «1», а черный щуп с корпусом силового агрегата. Тестер переводится в режим прозвонки. Отсутствие зуммера от тестера является свидетельством целостности изоляции резистора. Аналогично проводится тест контакта «2» разъема термостата.

Дополнительно проводится визуальный осмотр проводки электрического питания. Любые дефекты необходимо изолировать.

Замена

Поменять неисправные запорные клапана термостата Камаза достаточно просто. Для этого необходимо:

  1. Ослабить натяжение генератора и снять ремень.
  2. Генератор отодвинуть в сторону.
  3. Ослабить хомуты патрубков и отсоединить их.
  4. Открутить 4 болта крепления корпуса термостата.
  5. Снять термостат.
  6. Открутить 5 болтов крепления крышки.

Перед тем как заменить клапана, необходимо очистить их посадочные места растворителем. Нужно удалить грязь, окисление, посторонние предметы. Далее нужно установить запорные механизмы на места. На посадочное место крышки установить новую прокладку и закрыть крышку. Дальнейшая установка производится в строго обратном порядке.

Лучшие аналоги

При выборе нового запорного клапана для термостата Камаза, необходимо руководствоваться следующими нюансами:

  1. Приобретать только продукцию проверенных компаний.
  2. Осмотреть устройства на предмет качества сборки. Не должно быть искривлений штока, поверхности чаш.
  3. Пружина должна плотно прилегать к чашам, без зазоров, искривлений.
  4. Важно, чтобы емкость термоэлемента была выполнена из меди или латуни. Эти материалы нагреваются быстрее стали.
  5. Также стоит обратить внимание на маркировку температурного порога и выбрать полный аналог заводского механизма.

Далее сделаем описание 3 лучших моделей терморегуляторов для Камаза.

Прамо Электро

Оригинальные термостаты этой компании маркируются артикулом ТС107.1306100-01М. Отличительной особенностью является материал, из которого изготовлены запорные чаши механизма.

Производитель использует тонкий нержавеющий сплав, который обеспечивает долгий срок службы устройства, невосприимчивость к окислениям. В комплект также входит прокладка для герметизации крышки термостата.

  1. Высокое качество сборки.
  2. Срок службы до 75 000 километров.
  3. Средняя цена.
  4. Использование «нержавейки» для изготовления элементов механизма.

Компания уже более 10 лет на рынке и пользуется высокой популярностью.

LUZAR

Компания ЛУЗАР маркирует свою продукцию артикулом LT (например, LT 03022). Терморегуляторы имеют период открытия 80 ± 2 градуса. Производятся механизмы из нержавеющей стали. Материал термоэлемента — очищенная медь. Особенностью является дополнительное антикоррозийное покрытие, которое увеличивает срок службы.

  1. Средняя цена.
  2. Комплектация устойчивой к коррозии прокладкой.
  3. Низкая разница порога открытия.
  4. Высокое качество сборки.

Термостаты от этой компании можно использовать для автомобилей серии Euro 1–3.

PEKAR

Еще один известный производитель запасных частей. ПЕКАР маркирует термостаты артикулом 107-1306100-01.

Особенностью является использование нержавеющей стали и дополнительного антикоррозийного покрытия для составных элементов механизма. Период открытия устройств составляет 80–82 градуса.

  1. Приемлемая цена.
  2. Долгий срок службы.
  3. Качество сборки.
  4. Выбор моделей с различным периодом открытия.

Компания давно заработала высокую репутацию среди автолюбителей России и СНГ.

Заключение

Сегодня читатель узнал где стоят, как проверяются и каким неисправностям подвержены термостаты Камаза. При выборе устройства стоит учитывать качество, а также климатические зоны эксплуатации большегрузного тягача. Мелкая неисправность терморегулятора может стать причиной больших финансовых вложений в ремонт. Нужно помнить о регулярной проверке и обслуживании этого важного узла.

Видео по теме

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: