Как работать на автокране

Правила работы на автокране: обязанности машиниста, требования безопасности, правила установки и эксплуатации

При работе на автокране должны соблюдаться определенные правила, поскольку эта грузоподъемная спецтехника относится к потенциально опасным машинам. Нормы эксплуатации крановых установок регулируются «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382. О том, какие существуют правила машиниста автокрана, как должна соблюдаться техника безопасности, какие правила подготовки автокрана к работе, речь пойдет далее в статье.

Содержание

  • Предварительный осмотр
    • Когда автокран не допускается к работе
  • Правила установки автокрана для работы
    • Правила установки автокрана на краю
  • Правила машиниста автокрана по началу работы
  • Правила машиниста автокрана при подъеме груза
  • Правила работы на автокране вблизи ЛЭП

Предварительный осмотр по правилам машиниста автокрана

Правила машиниста автокрана предписывают проводить осмотр техники перед каждой эксплуатацией. Поскольку автомобильный кран является не только грузоподъемной техникой, но и транспортным средством, до начала работ необходимо осмотреть как сам крановый механизм, так и шасси.

При осмотре автомобильного шасси по правилам работы на автокране проверяются следующие моменты:

  • стекла кабины, фонари и сигнальные приборы должны быть чистыми;
  • зеркала заднего вида должны быть надежно закреплены;
  • крепление рессор и колес должно быть надежным, а шины — достаточно накаченными;
  • масла и технические жидкости не должны подтекать (проверяются все соединения и шланги);
  • достаточный ли уровень масла в картере мотора, охлаждающей жидкости и топлива;
  • исправны ли фары, задние фонари, указатели поворота, сигнальное звуковое оборудование, освещение номерного знака;
  • исправно ли работает стояночный тормоз;
  • нет ли люфта рулевого колеса, не повреждены ли рулевые тяги;
  • следует зафиксировать наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.

По правилам эксплуатации автокрана машинист должен проверить состояние крановой установки. У нее проверяются следующие моменты:

  • полный ли комплект грузоподъемного оборудования;
  • в исправном ли состоянии механизмы автокрана, их крепления и тормоза;
  • состояние сальников и количество смазочных материалов;
  • проводится визуальный осмотр металлоконструкций и канатов;
  • полиспасты проверяются на отсутствие трещин и сколов;
  • надежность крепления крюка к обойме;
  • работу аутригеров и механизма блокировки подвески;
  • наличие противовеса (полный ли комплект) и надежность его фиксации;
  • корректность работы приборов и устройств безопасности на кране;
  • корректность работы освещения и сигнализации;
  • исправность гидропривода, насосов, предохранительных клапанов.

Когда автокран не допускается к работе

Правила безопасности для автокрана категорически запрещают использовать технику, если в ходе осмотра выявляются какие-либо из описанных ниже моментов:

  • выявлены трещины или иные повреждения металлических конструкций грузоподъемной установки;
  • повреждена подвеска;
  • разорвана значительная часть проволок каната (допустимый процент повреждения троса указан в инструкции пользователя);
  • неисправны механизмы крановой установки;
  • вышла из строя система торможения стрелы или поднимаемого груза;
  • степень износа крюка в зеве на 10 % больше первоначальной высоты сечения;
  • выявлены дефекты в работе замыкающегося устройства зева;
  • повреждено крепление крюка;
  • отсутствуют аутригеры;
  • нет изоляции элементов оборудования, находящихся под напряжением;
  • в полиспастах обнаружены трещины.

Правила установки автокрана для работы

Согласно правилам установки автокрана для работы, площадка должна быть ровной. При необходимости для планировки участка привлекается соответствующая спецтехника. Допустимый уклон площадки составляет 3 градуса. Правила установки автокрана не рекомендуют использовать участки со свеженасыпанным, вязким или сыпучим грунтом. Если другой возможности нет, необходимо убедиться, что грунт выдержит массу автомобильного крана.

Правила установки автокрана для работы предусматривают проверку надежности. Для этого машинист поднимает груз максимальной массы на 5 см от земли и в этом положении отводит стрелу сначала в одну, а затем во вторую сторону. Если в ходе проверки грунт начал проседать, по правилам установки автокрана для работы надо усилить основание бетонными или металлическими плитами. Если невозможно соорудить настил, придется выбирать другое место для установки крана.

Правила установки автокрана на краю

Иногда приходится работать на автомобильном кране вблизи ямы или канавы. Для таких ситуаций правила установки автокрана для работы предусматривают необходимый отступ от края, величина которого зависит от типа почвы.

Важно: расстояние считается от кромки откоса до ближайшей точки крана, включая выносные опоры.

Правила установки автокрана для работы возле канав и откосов приведены в таблице ниже.

Глубина ямы или канавы 1 м

Глубина ямы или канавы 2 м

Глубина ямы или канавы 3 м

Глубина ямы или канавы 4 м

Глубина ямы или канавы 5 м

Как работает автокран? Принципы работы, этапы и требования

Управление автокраном – это тяжелая, но интересная работа. Те, кто хоть раз видел конкурсы профессионального мастерства машинистов, наверняка восхитились тем, как профессионалы закрывают крюком спичечный коробок, не помяв его. У каждого машиниста есть свои наработки, о которых он вряд ли расскажет непосвященным людям. Но вот азы работы на автокране полезно и интересно знать даже тем, кто просто нанимает аренду крана для погрузки-разгрузки или строительства дома.

При строительстве автокраны обычно применяются на работах «нулевого цикла», то есть при укладке фундамента. Погрузочно-разгрузочные работы могут вестись либо вручную, либо с использованием техники. Первый способ так и называется – ручным, второй – механизированным. Последний является обязательным для грузов массой свыше 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2 м.

Перед началом работ машинист автокрана читает проект строительно-монтажных работ, если кран используют на строительстве, или осматривает площадку, на которой будет идти погрузка-разгрузка. Если ближе, чем в 30 метрах от рабочей площадки находится линия электропередачи, машинист должен получить наряд-допуск на работу крана.

К использованию допускается автокран, ресурс которого еще не выработан. Эксплуатация списанных кранов технически запрещена.

Перед началом работы машинист осматривает еще не запущенный кран, проверяет техническое состояние механизмов, готовность к работе. Затем оператор проверяет исправность механизмов на холостом ходу.

Зона, где проходят работы, должна быть хорошо освещена. Если в пределах рабочей зоны стоит сильный туман, снегопад, и крановщик плохо различает груз и сигналы стропальщика, работа прекращается до улучшения погодных условий. Так же крановщик поступает во время грозы или при сильном ветре.

Зимой автокран может работать только при допустимой минусовой температуре, указанной в его техпаспорте. Например, автокран КС-45717 может использовать при температуре от +40 до -40 градусов по Цельсию. Есть у кранов и ограничения по влажности окружающей среды. Обычно при температуре выше 25 по Цельсию влажность должна быть не более 80%.

Для работы в более жестких климатических условиях, например, в тропиках или на Крайнем Севере, выпускаются специальные модели автокранов.

Обслуживать автокран должна бригада минимум из 2 человек – машиниста и стропальщика. В некоторых фирмах считается, что один человек может быть и тем, и другим. Но технически это недопустимо, поскольку оператор крана должен все время находиться в кабине, за пультом управления. Оттуда он контролирует ситуацию.

Стропальщик – это человек, закрепляющий грузы для подъема. Для этого есть специальные приспособления – стропы. Все стропальщики проходят обучение по профессии, человека «с улицы» крепить тонны кирпича и металла никто не возьмет. Наоборот, чем больше у стропальщика опыт работы, тем лучше. Ведь при закреплении разных грузов порой приходится решать весьма заковыристые инженерные задачи!

Читайте также  Как отключить абс на камазе

Груз массой 5-10 тонн может закрепить один стропальщик. Застропить груз весом 40-50 тонн в одиночку уже физически нереально. В отдельных случаях (груз весом 80-100 тонн, особые климатические условия и т. п.) может понадобиться три стропальщика и даже больше. Груз закрепляется только в устойчивом положении, никак не на весу и не под углом. Если вес груза неизвестен, стропить и перемещать его будут только после определения фактической массы.

Подъем, опускание, перенос груза, торможение выполняются плавно, без рывков. Груз при движении должен подниматься выше встречающихся на пути предметов не менее чем на полметра.

Не верьте стереотипу «Стройка – это место, где постоянно происходят несчастные случаи». Рискованна любая техническая работа – судостроение, ремонт автомобилей и даже монтаж проводки в жилом доме. Поэтому все они требуют соблюдения техники безопасности. О том, чего нельзя делать при работе автокрана, мы подробно рассказываем в соответствующей статье. И если не допускать грубых ошибок, работа с автокраном будет просто техническим процессом. Весьма сложным – и настолько же захватывающим.

Управление автокраном. Инструкция по применению

Управление автокраном. Инструкция по применению Управление автокраном – это тяжелая, но интересная работа. Те, кто хоть раз видел конкурсы профессионального мастерства машинистов, наверняка восхитились тем, как профессионалы закрывают крюком спичечный коробок, не помяв его. У каждого машиниста есть свои наработки, о которых он вряд ли расскажет непосвященным людям. Но вот азы работы на автокране полезно и интересно знать даже тем, кто просто нанимает технику для погрузки-разгрузки или строительства дома.

При строительстве автокраны обычно применяются на работах «нулевого цикла», то есть при укладке фундамента. Погрузочно-разгрузочные работы могут вестись либо вручную, либо с использованием техники. Первый способ так и называется – ручным, второй – механизированным. Последний является обязательным для грузов массой свыше 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2 м.

Перед началом работ машинист автокрана читает проект строительно-монтажных работ, если краниспользуют на строительстве, или осматривает площадку, на которой будет идти погрузка-разгрузка. Если ближе, чем в 30 метрах от рабочей площадки находится линия электропередачи, машинист должен получить наряд-допуск на работу крана.

К использованию допускается автокран, ресурс которого еще не выработан. Эксплуатация списанных кранов технически запрещена.

Перед началом работы машинист осматривает еще не запущенный кран, проверяет техническое состояние механизмов, готовность к работе. Затем оператор проверяет исправность механизмов на холостом ходу.

Зона, где проходят работы, должна быть хорошо освещена. Если в пределах рабочей зоны стоит сильный туман, снегопад, и крановщик плохо различает груз и сигналы стропальщика, работа прекращается до улучшения погодных условий. Так же крановщик поступает во время грозы или при сильном ветре.

Зимой автокран может работать только при допустимой минусовой температуре, указанной в его техпаспорте. Например, автокран КС-55727может использовать при температуре от +40 до -40 градусов по Цельсию. Есть у кранов и ограничения по влажности окружающей среды. Обычно при температуре выше 25 по Цельсию влажность должна быть не более 80%.

Для работы в более жестких климатических условиях, например, в тропиках или на Крайнем Севере, выпускаются специальные модели автокранов.

Обслуживать автокран должна бригада минимум из 2 человек – машиниста и стропальщика. В некоторых фирмах считается, что один человек может быть и тем, и другим. Но технически это недопустимо, поскольку оператор крана должен все время находиться в кабине, за пультом управления. Оттуда он контролирует ситуацию.

Стропальщик – это человек, закрепляющий грузы для подъема. Для этого есть специальные приспособления – стропы. Все стропальщики проходят обучение по профессии, человека «с улицы» крепить тонны кирпича и металла никто не возьмет. Наоборот, чем больше у стропальщика опыт работы, тем лучше. Ведь при закреплении разных грузов порой приходится решать весьма заковыристые инженерные задачи!

Груз массой 5-10 тонн может закрепить один стропальщик. Застропить груз весом 40-50 тонн в одиночку уже физически нереально. В отдельных случаях (груз весом 80-100 тонн, особые климатические условия и т. п.) может понадобиться три стропальщика и даже больше. Груз закрепляется только в устойчивом положении, никак не на весу и не под углом. Если вес груза неизвестен, стропить и перемещать его будут только после определения фактической массы.

Подъем, опускание, перенос груза, торможение выполняются плавно, без рывков. Груз при движении должен подниматься выше встречающихся на пути предметов не менее чем на полметра.

Не верьте стереотипу «Стройка – это место, где постоянно происходят несчастные случаи». Рискованна любая техническая работа – судостроение, ремонт автомобилей и даже монтаж проводки в жилом доме. Поэтому все они требуют соблюдения техники безопасности. О том, чего нельзя делать при работе автокрана, мы подробно рассказываем в соответствующей статье. И если не допускать грубых ошибок, работа с автокраном будет просто техническим процессом. Весьма сложным – и настолько же захватывающим.

Безопасные грузоподъемные работы автокраном

Автокраном называют грузовую машину, оснащенную стреловым оборудованием для подъемных операций, разгрузочных и погрузочных работ в пределах допустимых технических характеристик. Так как подобная спецтехника относится к классу опасной, при грузоподъемных работах автокраном необходимо соблюдать определенные правила безопасности.

Основные требования к безопасности

Предварительный осмотр

Перед эксплуатацией необходимо осмотреть технику, чтобы убедиться в исправности металлоконструкций и механизмов крана. Также проверяется грунт, на котором будет выполняться работа краном. Подобные осмотры помогут выполнить безопасную работу автокраном.

При осмотре автокрана проверять нужно следующее:

  • крепления и тормоза механизмов;
  • смазку подшипников, передач и канатов;
  • состояние сальников и смазочных приспособлений;
  • соединения секций стрелы и элементов ее подвески;
  • исправность освещения крана;
  • металлоконструкцию, швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
  • целостность канатов и их укладку в канавках барабанов или блоков;
  • крепление крюка в обойме;
  • исправность дополнительных опор;
  • надежность креплений противовеса;
  • систему привода шлангов, предохранительных клапанов и насосов на напорных линиях;
  • исправность ограждений механизмов.

Когда автокран не допускается к работе

Опасно производить грузоподъемные работы автокраном, если выявлена одна или несколько неисправностей:

  • деформации или трещины в конструкциях;
  • трещины в элементах подвески стрелы;
  • повреждения деталей тормозного механизма подъема груза или стрелы;
  • отсутствие шплинтов и зажимов в местах крепления канатов;
  • дефекты механизмов подъема груза или стрелы;
  • неисправность или отсутствие приборов и устройств, отвечающих за безопасность (ограничители грузоподъемности или грузового момента, сигнальные приборы, концевые выключатели механизмов, блокировки и т.п.);
  • отсутствие ограждений механизмов;
  • поврежденные дополнительные опоры и стабилизаторы автомобильных кранов.

Работать на автокране запрещено при неблагоприятных погодных условиях: гроза, туман, сильный дождь или ветер, снегопад и плохая видимость.

Правила установки автокрана для работы

От правильного расположения техники зависит безопасность ее эксплуатации. При установке по всем канонам автокран будет устойчив, стрела сможет двигаться свободно, как следствие – безопасная работа автокраном будет обеспечена. Расстояние от строений, штабелей грузов и т.п. до поворотной части крана должно составлять не меньше 1 метра. Выносные опоры устанавливаются обязательно.

Читайте также  Сколько мест в газели пассажирской

Во время установки автокрана учитывается:

  • уклон площадки;
  • наличие, а также вид дорожного покрытия;
  • расположенные вблизи откосы, котлованы, траншеи.

При монтаже автомобильного крана необходимо соблюдать такие правила безопасности:

  • находиться под стрелой во время работ запрещено;
  • территорию, где проводятся грузоподъемные работы, нужно ограждать;
  • для устойчивости технику устанавливают на всех вынесенных опорах;
  • перемещать стрелы над кабиной автомобилей запрещено.

Правила установки автокрана на краю

При грузоподъемных работах автокраном вблизи откосов или траншей необходимо соблюдать допустимое расстояние от края: песок и супесчаные почвы – 1,5 м, глина – не менее 1 м. Также стоит следить, чтобы автокран не оказался в опасной зоне призмы обрушения. Расстояние считается от кромки откоса до ближайшей точки крана.

Правила машиниста автокрана при подъеме груза

В правилах по безопасной работе автокрана указано, как необходимо обращаться с грузом при произведении подъемных операций:

  • автокран должен быть установлен так, чтобы в момент подъема груз не подтаскивался по земле;
  • груз, в который засыпан мусор или земля, поднимать запрещено;
  • примерзший или влипший в землю груз поднимать запрещено;
  • в момент подъема нельзя трогать груз руками (разворачивать, выравнивать и т.д.);
  • запрещено перемещать груз над людьми;
  • кран с грузом можно передвигать только в том случае, когда стрела направлена по пути следования;
  • незакрепленный груз поднимать запрещено.

Если производится подъем груза с номинальной массой, операция проводится в два захода:

  • управляя автокраном, груз поднимают на 20-30 см и проверяют положение груза, натяжение тросов, работу тормозов;
  • после груз поднимают на нужную высоту.

Грузы, которые нельзя закрепить должным образом, например, мелкие грузы, поднимаются в запакованном виде.

Правила работы на автокране вблизи ЛЭП

Для безопасной работы автокраном вблизи ЛЭП нужно следить за расстоянием между наивысшей точкой крана и линиями электропередачи. Работать под действующими линиями электропередач вне зависимости от напряжения запрещено. В случае необходимости прорабатываются особые условия для безопасности. По горизонтальной проекции минимальное безопасное расстояние между проводами и краном – 30 м.

Предложения по аренде

Вы можете взять автокран в аренду в нашей компании. Мы предлагаем оптимальные цены, а наши операторы справятся с работой максимально быстро и предельно качественно. Мы установим автокран в соответствии с правилами техники безопасности, вам не придется заботиться обо всех тонкостях и деталях. Уверены, что, воспользовавшись нашими услугами единожды, вы наверняка обратитесь к нам снова!

2.4.3. Работа на автокранах

2.4.3.1. К управлению автокраном допускаются только водители АТС, прошедшие обучение и имеющие при себе действующее удостоверение на право выполнения этой работы.

Водитель автокрана отвечает за безопасную работу автокрана в соответствии с руководством по эксплуатации автокрана.

2.4.3.2. Водитель автокрана обязан:

перед началом работы проверить состояние автокрана и действие всех механизмов, приборов безопасности, проверить наличие удостоверений у стропальщиков;

знать характер предстоящей работы;

перед началом подъема груза обязательно опустить и закрепить все упоры, обеспечивающие устойчивое положение крана;

не начинать грузовых операций, не убедившись в безопасности окружающих лиц;

перед началом перемещения грузов подать сигнал;

во время подготовки грузов к подъему следить за креплением и не допускать подъема плохо закрепленных грузов;

поднять груз на высоту до 0,5 м и убедиться, держат ли тормоза, хорошо ли подвешен груз, устойчив ли кран, затем продолжать подъем;

следить за работой стропальщиков и не включать механизмы автокрана без их сигнала;

принимать сигналы к работе только от одного стропальщика-сигнальщика; аварийный сигнал «стоп» принимается от любого лица, подающего его;

укладывать грузы на стеллажи и на АТС равномерно, не перегружая одну из сторон;

опускать груз плавно;

после окончания работы опустить и закрепить стрелу в транспортном положении.

2.4.3.3. Водителю автокрана не допускается:

поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность автокрана при данном вылете стрелы;

поднимать груз неустановленной массы, засыпанный землей или заваленный какими-либо предметами, примерзший к земле или к другому предмету;

допускать раскачивание поднятого груза;

вытаскивать из земли столбы, сваи, шпунты и т.п.;

работать при скорости ветра 14 м/с и более;

эксплуатировать неисправный автокран (все замеченные неисправности должны немедленно устраняться);

грузить (разгружать) при неисправном освещении автокрана или недостаточной освещенности рабочей площадки в темное время суток;

работать без установленных упоров;

перемещать груз путем подтягивания или поднимать при косом натяжении грузового троса;

резко тормозить при подъеме, опускании груза или повороте крановой установки;

передвигать автокран при поднятом грузе;

перемещать грузы над людьми;

работать с канатом, имеющим вмятины, обрывы хотя бы одной пряди или оборванных проволок более чем это допускается действующими нормативными правовыми актами;

работать в охранной зоне воздушной линии электропередач без наряда допуска, устанавливающего безопасные условия работы.

2.4.3.4. Подъем грузов двумя или несколькими автокранами допускается только под руководством работника, ответственного за безопасное производство работ кранами.

2.4.3.5. При обслуживании автокранов с электрическим приводом необходимо:

проверять сопротивление изоляции электрооборудования и проводов в сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами;

все ремонтные и наладочные работы выполнять только при снятом напряжении;

на период ремонта оборудования для предупреждения ошибочного включения электропитания на пульте управления в кабине автокрана и на установочных автоматах вывешивается плакат: «Не включать — работают люди!»;

выполнять работу с электропитанием от внешней сети только при условии зануления крановой установки.

2.4.3.6. Обслуживание электрооборудования автокранов разрешается выполнять только работникам, имеющим на то соответствующие удостоверения.

2.4.3.7. На автокране с электрическим приводом не допускается работать:

с неисправными или снятыми кожухами (ограждениями) токоведущих частей;

с оголенной электропроводкой;

при нарушении зануляющей электропроводки;

с открытыми дверцами шкафов электрооборудования;

без резинового коврика в кабине, а также прикасаться к частям установки, находящимися под напряжением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: