Как развести колодки на мазе

Устройство тормозной системы МАЗ и как устранить ее неполадки

Тормозная система МАЗ (ТС) служит для обеспечения безопасности при движении грузового автомобиля и фиксации его на стоянке. Конструктивно она выполнена в виде четырех независимых систем: рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной. В нормальном режиме движения используют рабочую ТС, однако в случае выхода ее из строя или применения экстренного торможения в работу включают все тормоза.

Устройство

Схема тормозной системы выполнена по принципу независимого воздействия на приводные механизмы колес передней и задних осей. Пневматическая ТС, применяемая на автомобилях МАЗ, состоит из следующих элементов:

  • компрессор;
  • резервуары сжатого воздуха (ресиверы);
  • пневмопроводы и приборы управления;
  • тормозные механизмы.

На автомобиле может устанавливаться одно- или двухцилиндровый компрессор. Последний применяется на тягачах (автопоездах).

Сжатый воздух подается по пневмопроводу в ресиверы. В ТС в зависимости от модели может использоваться 3 или 4 воздушных баллона различной емкости. Каждая пара колес (ось) имеет свой ресивер: передняя и средняя — по 40 л каждый, задняя — 20 л. Отдельным 20-литровым баллоном оборудована стояночная система.

Устройством тормозной системы МАЗ предусмотрена установка тормозов барабанного типа.

Здесь торможение происходит за счет трения, возникающего вследствие прилегания колодок, расположенных на неподвижном суппорте к внутренней поверхности подвижного (вращающегося) барабана. Выполнен он из чугунной отливки диаметром 420 мм и шириной рабочей поверхности 160 мм.

Тормозные колодки изготовлены из стали. Сверху установлены фрикционные накладки из материала не содержащего асбест. Зазор между колодками и поверхностью барабана регулируется рычагом со встроенным автоматическим регулятором. Тормоза передних колес приводятся в действие посредством диафрагменных тормозных камер (ТК). На задних осях усилие на колодки передается пружинными энергоаккумуляторами.

Управляющий воздух подводится на исполнительные механизмы тормозным краном через четырехконтурный клапан. Это приводит в действие тормоза на всех колесах одновременно. При наличии прицепа, для предотвращения его наезда на тягач, установлен клапан управления тормозами прицепа, который позволяет срабатывать тормозам несколько быстрее, чем на тягаче.

Неисправности

При эксплуатации ТС автомобиля могут возникнуть следующие поломки:

  • низкая эффективность торможения;
  • неравномерное торможение колес правой и левой стороны;
  • заедание рабочих или стояночных тормозов (клинит тормоза);
  • увеличенный ход ручки стояночного тормоза.

Увеличение тормозного пути может произойти из-за большого зазора между колодками и тормозным барабаном (ТБ), вследствие износа колодок или недостаточного выхода штока при низком давлении в пневмосистеме. Если такая неисправность появилась после ремонта, связанного с заменой колодок, то существует большая вероятность замасливания фрикционного материала либо внутренней поверхности ТБ.

В большинстве случаев занос автомобиля во время торможения возникает из-за большой разницы в ходах штоков ТК, установленных на одной оси либо заклинки вала во втулках разжимного кулака в блоке тормозных колодок.

Медленное оттормаживание чаще всего происходит по причине поломки или заклинки возвратной пружины в тормозном цилиндре. Причиной такого дефекта может быть и неправильная регулировка тормозной педали. Поэтому рычаг тормозного крана не доходит до упора. Вследствие поломки стягивающих пружин тормозных колодок возможно возникновение самопроизвольного торможения, а при движении будет слышен характерный стук в колесе.

При движении грузовика с прицепом может возникнуть запаздывание торможения последнего. Это связано с неправильной установкой регулировочного кольца в тормозном кране. Такая же поломка характерна для заклинки поршня в воздухораспределителе прицепа.

Необходимо помнить, что поломка в рулевом управлении приведет только к потере управления машиной, а отказ ТС — к невозможности ее остановки, что неминуемо окончится аварией.

Как снять тормозной барабан

Во время эксплуатации автомобиля изнашиваются как накладки тормозных колодок, так и внутренняя поверхность барабана. В результате этого теряется эффективность торможения. В этом случае необходимо демонтировать барабан и заменить колодки. Работа по демонтажу несложная, но потребует приложения некоторых физических усилий, т.к. детали имеют большой вес.

Для снятия тормозного барабана необходимо произвести следующее:

  • установить машину на ровной поверхности и зафиксировать от возможного перемещения;
  • поддомкратить колесо;
  • отвернуть гайки и снять его;
  • вкрутить 3 болта М10 в отверстия на крышке барабана и отжать его;
  • снять деталь со ступицы.

Необходимо помнить, что ТБ изготовлен из чугуна, поэтому применять для снятия молоток нужно с большой осторожностью.

Замена накладок

Тормозные колодки состоят из двух частей: металлического тела и фрикционной накладки. Раньше, лет 40 назад, накладки изготавливались из асбестосодержащего материала, который с помощью заклепок устанавливался на металлическую часть. Моторесурс таких деталей был мал и составлял 40-50 тыс. км. Сегодня применяются новые фрикционные материалы, которые могут пройти без замены 180-200 тыс. км. Поэтому замену тормозных накладок проводить нет смысла, а колодки меняются комплектом.

После снятия барабана для демонтажа элементов необходимо выполнить следующие действия:

  • снять пружину, стягивающую колодки;
  • демонтировать чашки с пружинами, прижимающие детали к защитному кожуху;
  • снять колодки с посадочных мест.

Если принято решение заменить только фрикционные накладки, то к перечисленным действиям необходимо выполнить дополнительно:

  • демонтаж остатков фрикционного материала;
  • зачистку поверхности детали;
  • установку новых накладок;
  • обработку на токарном станке до необходимого размера.

Устанавливаемый материал должен иметь толщину не менее 7 мм, при запасе накладки до головки заклепки 3.5 мм. Зазор между фрикционным материалом и телом колодки допускается не более 0,1 мм. Выполнить такие работы можно без специальных приспособлений на слесарных тисках с соблюдением требуемых размеров и допусков.

Регулировка

В исправных и отрегулированных тормозах зазор между накладкой и внутренней поверхностью барабана не должен превышать 0,4 мм. Это соответствует перемещению штока ТК на 25-40 мм. Если же это значение увеличится до 45 мм и более, то необходима регулировка тормозов. Большинство водителей предпочитают эту работу делать своими руками.

Работы по регулировке предполагают последовательное выполнение следующих действий:

  • постановку оси на домкрат;
  • освобождение червячного винта регулировочного рычага от стопорной пластины;
  • поворот его до начала торможения вращающегося колеса;
  • вращение червяка в обратную сторону на 1/3 оборота, что будет соответствовать ходу штока 25-40 мм.
  • возврат стопора в исходное положение.

Необходимо помнить, что разность хода штока ТК на одной оси не должна быть более 8 мм. Исправные тормозные системы обеспечат безопасное движение и стоянку автомобиля.

Как развести колодки на мазе

Техническое обслуживание и регулировка тормозов автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322

Регулировка тормозных механизмов.
Свободный ход педали тормоза обусловлен конструкцией тормозного крана и составляет 25—40 мм. Регулировка свободного хода педали в процессе эксплуатации не производится. В отрегулированных тормозах зазор между накладками и барабаном равен 0,4 мм, что соответствует ходу штоков тормозных камер в пределах 25—40 мм. При увеличении хода штоков до 45 мм тормоза должны быть отрегулированы. При этом разница в ходе штоков тормозных камер на каждой оси не должна превышать 8 мм.

Регулировку тормозных механизмов нужно производить в таком порядке:

поднять домкратом колесо; повернуть червяк 3 (см. рис. 92) регулировочного рычага разжимного кулака до прихватывания барабана при вращении колеса, предварительно ослабив болт 6 и сдвинув стопорную пластину 5 от червяка вверх;

повернуть червяк в обратную сторону на 1/2—1/3 оборота, что соответствует ходу штока в пределах 25—40 мм и застопорить ось червяка, сдвинув в исходное положение пластину и закрепив ее болтом.

Техническое обслуживание пневматического привода тормозов

При ТО-1
проверяют натяжение ремня привода компрессора. Ремень должен быть натянут так, чтобы при нажатии посредине короткой ветви ремня силой 3 кгс прогиб его был равен 5—8 мм. Если ремень прогибается больше или меньше указанной величины, его натяжение регулируют, так как уменьшенное или завышенное натяжение может привести к преждевременному износу ремня. Порядок регулировки следующий; ослабить гайку крепления оси шкива натяжного устройства и гайку болта-натяжителя;

вращая болт-натяжитель по часовой стрелке, отрегулировать натяжение ремня;

затянуть гайки крепления оси болта-натяжителя.

От надежности уплотнения подводящего масляного канала в задней крышке компрессора зависит общий расход масла компрессором, поэтому нужно периодически снимать заднюю крышку и проверять надежность уплотнения. При необходимости детали уплотнительного устройства промывают в керосине и тщательно очищают от закоксо-вавшегося масла.

Через 40—50 тыс. км пробега головку компрессора снимают, очищают от нагара поршни, клапаны, седла, пружины и воздушные каналы, снимают и продувают всасывающий шланг, одновременно проверяя герметичность клапанов. Не обеспечивающие герметичность изношенные клапаны притирают к седлам, а если это не удается, заменяют их новыми. Новые клапаны также следует притереть.
При появлении в компрессоре стуков в результате увеличения зазора между подшипниками шатунов и шейками коленчатого вала вкладыши шатунов компрессора заменяют.

Если компрессор не обеспечивает необходимого давления в системе, проверяют прежде всего состояние трубопроводов и их соединения, а также герметичность клапанов и регулятора давления. Герметичность проверяют на слух или, если утечка воздуха невелика, при помощи мыльной воды. Негерметичные детали заменяют.

При обслуживании пневматического привода тормоза прежде всего нужно следить за герметичностью системы в целом и ее отдельных элементов, особое внимание обращая на герметичность соединений трубопроводов и гибких Шлангов, так как в этих местах чаще всего возникают утечки сжатого воздуха. Места сильной утечки воздуха определяют на слух, а места слабой — с помощью мыльной эмульсии. Утечка воздуха из соединений трубопроводов устраняется подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений.

Герметичность проверяют при номинальном давлении в пневмоприводе

, включенных потребителях сжатого воздуха и неработающем компрессоре. Падение давления от номинального в воздушных баллонах не должно превышать 0,5 кгс/см2 в течение 30 мин при свободном положении органов управления тормозного привода и в течение 15 мин при включенном.

На автомобиле применяют эффективную систему очистки сжатого воздуха от влаги и масла, состоящую из водоотделителя, противозамерзателя и конденсационного воздушного баллона. От надежной работы этих узлов зависит нормальная работа тормозной системы, особенно в зимнее время. Признаком, определяющим исправную работу этих узлов и двойного защитного клапана, является рост давления в обоих контурах тормозной системы, определяемый по манометру при работе компрессора. Неодновременное наполнение воздушных баллонов отдельных контуров — сначала одного, а затем другого не является неисправностью. Признаком

неисправности двойного защитного клапана является поступление воздуха, особенно после ночной зимней стоянки, только в один контур — передний или задний.

Неисправность устраняется подогревом (горячей водой) клапана или заменой неисправных деталей. Исправная работа влагоотделителя и регулятора давления в процессе эксплуатации определяется по величине максимального регулируемого давления 8 кгс/см2 и наличию срабатывания регулятора — автоматического сброса конденсата. Прекращение подачи воздуха в оба контура тормозной системы (отсутствие автоматического сброса конденсата) говорит о неисправности водоотделителя или регулятора давления — закупорке нагнетательной магистрали от компрессора до регулятора давления или о наличии утечек сжатого воздуха в пневмосистеме. Эксплуатация автомобилей с указанной неисправностью запрещается. Необходимо установить место неисправности и устранить ее.

Читайте также  Как отрегулировать клапана на газ 53

Регулятор тормозных сил устанавливается на левом лонжероне рамы с приводом на задний мост. При эксплуатации автомобиля нужно следить за состоянием тяги, упругого элемента и рычага регулятора, очищать их от грязи и посторонних предметов (веток, проводов и т. п.). Если задний мост снимался на ремонт или заменялся, то при последующем монтаже моста нужно проверить регулировку привода регулятора.

При регулировке должны быть выдержаны установочные параметры А и а (рис. 112 и 113), имеющие следующие значения:

для МАЗ-64227 Л =91 мм, а = = 14 °30’±1 °;

для MA3-54322 Л = 108 мм, а = = 19 °30’± 1 °.

Величина Л обеспечивается перемещением рычага 5 регулятора 4 тормозных сил после ослабления болта 6. Величина а — перемещением резиновой соединительной муфты 3 на вертикальной тяге 2.

Обслуживание цилиндров с пружинными энергоаккумуляторами заключается в периодическом осмотре, очистке их от грязи, проверке герметичности и

работы тормозных камер, подтяжке гаек крепления к кронштейну.

Проверку пружинно-пневматических тормозных камер на герметичность проводят при наличии сжатого воздуха в контурах привода стояночного тормоза и тормозов задней тележки.

Для проверки стояночного тормоза на герметичность его растормаживают (при этом цилиндры наполняются сжатым воздухом), затем определяют на слух утечку воздуха. Наличие утечки воздуха указывает на повреждение уплотнительных элементов цилиндра. В таком случае цилиндры с тормозными камерами следует заменить.

Для обеспечения нормальной работы пневматического привода тормозов необходимо постоянно сливать конденсат из воздушных баллонов при помощи краников. Скопление большого количества конденсата в баллонах не допускается, так как это может привести к попаданию конденсата в приборы тормозной системы и выходу их из строя. Количество конденсата зависит от технического состояния компрессора и влажности окружающего воздуха. Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.

Пневматический привод тормозов автомобиля скомплектован из пневматических приборов, которые в основном не нуждаются в специальном обслуживании и регулировке. При неисправности их разбирают и устраняют дефекты только в мастерских.

Двухсекционный тормозной кран следует периодически осматривать, очищать от грязи, проверять на герметичность. Необходимо следить за состоянием защитного резинового чехла крана и плотностью прилегания его к корпусу, так как попадание грязи внутрь, на рычажную систему и трущиеся поверхности крана приводит к выходу тормозного крана из строя.

Герметичность тормозного крана проверяется с помощью мыльной эмульсии в двух положениях — в заторможенном и расторможенном. Утечка воздуха через атмосферный вывод тормозного крана в расторможенном положении указывает на негерметичность
впускного клапана одной из секций, а утечка воздуха в заторможенном — на негерметичность одной из секций. Негерметичность тормозного крана при эксплуатации автомобиля не допускается.

Необходимо следить за состоянием тяг, рычагов и кронштейнов, связывающих тормозную педаль с тормозным краном, периодически очищать их от грязи и посторонних предметов.

Проверку герметичности соединительных головок следует проводить при сцепке автомобиля с полуприцепом последовательно в заторможенном и расторможенном положениях. Эксплуатация автомобилей с негерметичными соединениями тормозных магистралей запрещается. Для устранения негерметич-ности в соединительных головках уплотнительные кольца или соединительные головки в сборе заменяют.

При переходе на зимнюю эксплуатацию необходимо:

тщательно продуть водоотделитель; разобрать и прочистить отстойник водоотделителя;

разобрать и прочистить отстойник противозамерзателя;

заполнить противозамерзатель этиловым спиртом ГОСТ 5962—67. Установить рукоятку противозамерзателя в «зимнее» положение.

Возможные неисправности тормозных аппаратов и способы их устранения приведены в табл. 12.

Рис. 112. Установка регулятора тормозных сил на МАЗ-64227:
1 — ведущий мост; 2 — тяга; 3 — соединительная муфта: 4 — регулятор тормозных сил: 5 — рычаг; 6 — болт
Рис. 113. Установка регулятора тормозных сил на MA3-54322:
1 — ведущий мост; 2 — тяга; 3 — соединительная муфта; 4 — регулятор тормозных сил; 5 — рычаг; 6 — болт

Регулировочный рычаг МАЗ — особенности установки и ремонта

Рычаги регулировочные МАЗ используются в тормозных системах колес для передачи усилия на разжимной кулак от штока камеры автомобилей с пневматическим приводом. Основное предназначение данной запасной части заключается в поддержании зазора между накладными колодками и тормозным барабаном.

Интересна не только конструкция регулировочного рычага, но и его взаимодействие с деталями. Рассмотрим подробнее правила эксплуатации рычага регулировочного МАЗ, его замену.

РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ РЫЧАГ МАЗ: СЛЕДИТЕ ЗА КОЛОДКАМИ

С помощью шлиц шестерни связывается с разжимным кулаком, а посредством оси – с корпусом. Поводок с фиксатором служит для присоединения к кронштейну тормозного механизма. Отметим, что имена эта запасная часть является важным составляющим любого транспортного средства.

Во время торможения вилка камеры оказывает небольшое давление на отверстие в корпусе, находящееся вверху. В результате регулировочный рычаг тормоза и разжимной кулачок поворачиваются. На месте остается лишь поводок с кронштейном и управляющее колесо. Из-за подвижности и неподвижности других элементов образуется зазор. Толкатель, упираясь в прорезь кольца, двигается вверх относительно корпуса и поворачивается полумуфта. Червячный вал остается на месте. Происходит это из-за проскальзывания храповых муфт.

Необходимо, чтобы зазор, образующийся между тормозным барабаном и накладками, не превышал установленных норм. В таком случае подвижная муфта поворачивается по отношению к неподвижной полумуфте. Перемещение должно происходить в пределах шага храпового соединения. Только так не произойдет скачок кулачков и других запчастей. Во время растормаживания детали необходимо вернуться в начальное положение. Регулирование тормозов не выполняется.

Тем не менее, износ колодок также может привести к увеличению зазора. Корпус и подвижная полумуфта будут поворачиваться на больший угол. Толкатель пройдет значительное расстояние и кулачки перескочат. Так как при затормаживании случилось перескакивание на один шаг, произойдет поворот червячного вала и муфты неподвижной. Вращение передастся шестерне. В результате повернется разжимной кулак и соответственно зазор между тормозными накладками и барабаном уменьшится.

Регулировочный рычаг МАЗ будет задействован во всем цикле торможения. Это приведет к уменьшению зазора до необходимой величины. По такой схеме выполняется автоматическое регулирование тормозов.

Поэтому вовремя меняйте колодки, вед их износ может привесте к аварийной ситуации. При замене данной запчасти МАЗ разбирают тормоза. Как правило, вручную регулируются размер зазора. Чтобы достичь этого, следует аккуратно отвернуть пробку. Для дальнейших манипуляций потребуется отвертка. Далее отделяем неподвижную муфту от подвижной. Вал червячный будет вращаться в обе стороны. От его перемещений и зависит величина зазора. Чтобы уменьшить или увеличить ее, нужно повернуть червячный вал за шестигранник.

Внутренние полости регулировочного рычага МАЗ надежно защищены от грязи и влаги с помощью уплотнительных колец. Это позволяет продлить срок службы. В процессе сборки смазкой наполняют внутренние полости через масленку. Для выхода вещества служит предохранительный клапан.

Каждый регулировочный клапан промаркирован для получения необходимой информации о запчастях МАЗ. Обычно указывают дату выпуска, товарный знак изготовителя. Также на детали есть клеймо испытателя.

Установка рычагов МАЗ

Агрегаты устанавливают согласно рекомендациям производителей. При замене в основном меняют сразу пару запчастей одной оси. Дело в том, что устройства от разных изготовителей отличаются ходами штоков. Поэтому равномерность торможения может нарушиться и приведет к неприятным последствиям.

Купив рычаги регулировочные, необходимо установить их на шлицы разжимного кулачка. Поводок при этом одевают на фиксатор. Оптимальное расположение – заглушкой вперед. Здесь необходимо правильное расположение шестигранника. Поэтому обязательно направьте его к тормозной камере. Всегда помните о том, что ошибки при установке могут привести к поломке регулировочного рычага уже во время первого торможения.

Чтобы фиксатор поворачивался на кронштейне камеры, необходимо разжать болт. Затем следует против часовой стрелки повернуть шестигранник, совместить отверстия и вилки штока. Также аккуратно выполните дальнейшее соединение запчастей. Чтобы осуществить регулировку хода в нужных пределах, поверните вал за шестигранник.

Для замены колодок или накладок отверткой открутите пробку. Муфта и полумуфта выходят из зацепления. Червячный вал начинает вращаться, а разжимной кулак возвращается в свое первоначальное положение. Между тормозным барабаном и накладками образуется максимальный зазор. Как только они будут заменены, следует отрегулировать ход штока.

Заклинивание тормоза: что делать?

В процессе длительной эксплуатации транспортных средств иногда происходит заклинивание тормозов. Особенно при движении автомобиля на горной местности. В таком случае нужно отрегулировать величину зазора между накладками и барабаном. Это позволит избежать заклинивания. В таком случае барабан значительно нагревается, что приводит к существенному его увеличению в диаметре. Зазор растет, и деталь выбирает его автоматически. Как только барабан остывает, деталь прижимается к накладкам.

Чтобы избавиться от заклинивания, открутите пробку и отверткой выведите муфту из зацепления. Это позволит увеличить зазор между тормозными накладками и барабаном. Затем необходимо, подавая определенное давление, отрегулировать ход штока. Даже если заклинило одно колесо, требуется проводить регулировку и второго, находящегося на этой же оси.

Чтобы проверить работоспособность регулировочного рычага МАЗ, необходимо контролировать величину хода штока камеры. Для этого подают давление в 0,6 МПа. Ход штока должен быть не более 42 мм. Разность между показателями одной оси допускается до 5 мм.

Следует также убедиться, чтобы вилка тормозной камеры при растормаживании вернулась в свое начальное положение. Если ход шока увеличен, значит неисправен. О неработоспособности тормозного механизма также свидетельствует не возврат вилки в исходную позицию.

Чтобы проверить исправность после покупки регулировочного рычага или его снятия, рекомендуем вращать червячный вал против часовой стрелки. При этом обычно слышны соответствующие щелчки. Далее следует попытаться повернуть вал по часовой стрелке. Он должен застопориться при помощи полумуфт. Вручную нужно переместить поводок из одного крайнего положения в другое.

Чтобы увеличить работоспособность регулировочного рычага и продлить срок его службы советуем периодически добавлять смазку. Идеально подходит для этих целей ШРУС-4 и его аналоги. Так как агрегат неразборный, ремонту он не подлежит. Чтобы запчасти могли эксплуатироваться на протяжении долгих лет, следует производить своевременную смазку.

Всегда помните, что от качества и работы регулировочных рычагов зависит функциональность тормозных механизмов, а значит и безопасность водителя автомобиля. Поэтому необходимо следить за исправностью всех деталей и своевременно их заменять.

Тормозная система МАЗ: регулировка, замена накладок, устройство, как снять барабан, неисправности, схема, колодоки клинит

Ремонт тормозов автомобиля МАЗ

Наибольшему износу в рабочих тормозах подвержены фрикционные накладка поверхности барабанов, а также втулки и шейки разжимных кулаков и оси колодок
Разборка тормоза передних колес приведена в статье «Ремонт передней оси и рулевых тяг МАЗ».

Читайте также  Сколько весит газон некст

Толщина накладок должна быть не менее 7 мм при запасе накладки 1 мм до контрольного буртика или головки заклепки. На поверхности накладки не допускаются трещины, выкрашивания и сколы.

Установку новых накладок и приклепку их к колодкам производите в специальном приспособлении, обеспечивающем плотное прилегание накладки к поверхности колодки. Местный зазор между колодкой и накладкой не должен быть более 0,1 мм.

Форма заклепки, ее размеры, а также размеры отверстия под заклепку в накладке показаны на рис. 1.

Клепка производится со стороны колодки, причем головка заклепки должна лежать на оправке, обеспечивающей головке сохранение формы в процессе клепки.

Клепка может быть выполнена в тисках с помощью простейшего инструмента.

После приклепки накладок колодки в сборе с накладками должны быть обработаны попарно по наружному диаметру до номинального размера, если барабан не растачивался под ремонтный размер.

Если же барабан растачивался под один из ремонтных размеров, то колодки в сборе с накладками должны быть обработаны под такой же номер ремонтного размера (см. таблицу).

Обработка колодок производится на токарном станке с помощью специальной установки, обеспечивающей правильное расположение пары колодок.

На автомобилях оборудованных АБС, обработку накладок необходимо производить на передней оси иди заднем (среднем) мосту с применением станка модели F — 306 фирмы HUNGER (Германия) или аналогичном.

Схема обработки показана на рис. 2 и 3. Базами для обработки являются поверхности А и Б фланца ступицы колеса или цапфа ступицы.

До обработки тормозов необходимо проверить биения базовых поверхностей относительно оси вращения допустимые биения:

— поверхности «А» — 0,2 мм;

— поверхности «Б» — 0,1 мм.

Если биение базовых поверхностей ступицы превышает допустимое, ступица подлежит замене.

Порядок обработки накладок следующий:

— зафиксировать неподвижно регулировочный рычаг на расстоянии Г = 90 мм от привалочной плоскости кронштейна крепления тормозной камеры при помощи приспособления;

— вращая шестигранник вала-червяка регулировочного рычага, установить размер «Д» между центрами осей роликов тормозных колодок, равный 95+1,0 мм (рис. 3);

— установить и закрепить центрирующий фланец обрабатывающего станка на фланец ступицы колеса, базируясь на поверхностях А и Б.

При использовании в качестве базы цапфы ступицы колеса — установить и закрепить на цапфе центрирующую муфту станка;

— обработать тормозные колодки.

Установка в один тормозной механизм (на один мост, на одну ось) тормозных колодок с накладками из разных материалов не допускается.

Износ шеек разжимных кулаков допускается до диаметра 39,75 мм, втулок разжимного кулака — до диаметра 40,10 мм.

При износе этих поверхностей свыше указанных шейки наваривают и обрабатывают под номинальный диаметр (40-0,75) мм, а втулки заменяют новыми.

Износ опорный шеек осей колодок допускается до диаметра 31,88 мм.

Сборку рабочего тормоза производите в обратном порядке. При установке колодок смажьте оси смазкой Литол-24.

После установки тормозного барабана на автомобиль необходимо проверить его биение относительно оси вращения, которое не должно превышать 0,2 мм. Если биение превышает указанную величину, тормозной барабан подлежит замене.

При установке регулировочного рычага смажьте шлицы разжимного кулака смазкой Литол-24 или УСсА.

Устройство

Схема тормозной системы выполнена по принципу независимого воздействия на приводные механизмы колес передней и задних осей. Пневматическая ТС, применяемая на автомобилях МАЗ, состоит из следующих элементов:

  • компрессор;
  • резервуары сжатого воздуха (ресиверы);
  • пневмопроводы и приборы управления;
  • тормозные механизмы.

На автомобиле может устанавливаться одно- или двухцилиндровый компрессор. Последний применяется на тягачах (автопоездах).

Сжатый воздух подается по пневмопроводу в ресиверы. В ТС в зависимости от модели может использоваться 3 или 4 воздушных баллона различной емкости. Каждая пара колес (ось) имеет свой ресивер: передняя и средняя — по 40 л каждый, задняя — 20 л. Отдельным 20-литровым баллоном оборудована стояночная система.

Большой свободный ход педали

Как правило, увеличенный свободный ход сопровождается ростом тормозного пути. Чаще всего это происходит, когда тормозная система «хватанула» воздуха; при этом после нескольких нажатий педаль как бы накачивается, становясь более тугой. По какой причине это произошло, вопрос отдельный, — систему в любом случае придется прокачивать, заодно определяя возможные утечки тормозной жидкости.

Иногда педаль становится свободной вследствие разбухания тормозных шлангов. Тот же эффект дают порванные нити корда шланга. Но подобное происходит только с левыми компонентами. Иногда может закипеть тормозная жидкость, но и это случается либо с откровенно некачественным продуктом, либо с очень старой тормозухой, которую вообще никогда не меняли.

Еще одна возможная причина — очень большое биение одного или нескольких тормозных дисков. Кроме того, может не работать автомат поддержания зазора в барабанных тормозных механизмах.

Очень жесткая педаль

Тугая педаль, короткий ход при нажатии… При торможении машина теряет курсовую устойчивость, норовя уйти в сторону. Чаще всего такое случается при заклинивании цилиндров суппорта в одном из контуров системы. Если машину никуда не заносит, а неприятность выражается только в резко возросшем усилии при торможении, виноватым может быть вакуумный усилитель тормозов или подводящий разрежение шланг.

Иногда повышенное усилие на педали вызвано применением низкокачественных тормозных колодок, а также чрезмерным загрязнением, замасливанием как самих колодок, так и поверхностей дисков или барабанов. Но такое случается довольно редко.

Еще возможен полный износ тормозных колодок или их обрыв. Бывает, что на поверхности дисков образуется ледяная или соляная корка. Не исключено и низкое качество накладок тормозных колодок, а также сильная коррозия тормозного диска (зачастую больше с внутренней стороны).

Замена тормозных колодок и накладок

Колодки, устанавливаемые в тормозной системе грузовиков, состоят из двух частей – металлической основы и фрикционной накладки. Основа колодки предназначена для крепления в тормозном механизме, а за эффективное торможение отвечает тормозная накладка. Ее задача – обеспечить оптимальное трение, постоянное в любых погодных и дорожных условиях.

Если тормозная система автомобиля перестала должным образом выполнять свои задачи, не стоит откладывать посещение автосервиса. Некоторые неисправности автомобиля негативно влияют на комфортность поездки или увеличивают расход топлива. От состояния тормозов часто зависит жизнь участников дорожного движения. Наиболее часто в тормозной системе выходят из строя тормозные колодки – детали, принцип работы которых основан на трении. Своевременная замена передних и задних тормозных колодок гарантирует безопасность движения, а также меньший износ других составных частей тормозного механизма.

Тормозную систему следует проверять строго в соответствии с регламентом, установленным заводом-изготовителем. Мы советуем производить проверку при каждом ТО, но не реже, чем 1 раз в год.

Операции, выполняемые при замене тормозных колодок (дисковые тормоза):

  • Колесо – снять/установить
  • Накладки тормозные – замена
  • Регулировка

Операции, выполняемые при замене тормозных накладок (барабанные тормоза):

  • Колесо – снять/установить
  • барабан тормозной- снять/установить
  • колодки тормозные – снять/установить
  • колодка тормозная – зачистка
  • накладки тормозные – замена
  • тормоза – регулировка

При грамотной эксплуатации автомобиля водителями, пробег от замены до замены тормозных накладок составляет 180000 – 200000 км.

Если вы заметили, что тормозные накладки/колодки сильно изношены или наблюдаете вибрацию и посторонние звуки при торможении, неравномерность торможения, — немедленно обращайтесь в наш технический . На этапе осмотра и диагностики, наши специалисты проведут проверку состояния тормозных накладок/колодок, при необходимости оперативно их заменят.

Машину уводит в сторону

Понятно, что в уводе автомобиля с курса могут быть виноваты не только тормоза — тут способны хулиганить и углы установки колес, и сами колёса, и рулевое управление. Однако же довольно часто вопросы возникают именно к тормозам, особенно если машину тащит вбок при торможении. Чаще всего виноваты заклинившие поршни в цилиндрах одного из контуров. Возможно подтормаживание колесá из-за ослабления болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку, а также замасливание колодок или попадание на них тормозной жидкости.

Возможно, на поверхности колодок образовалась ледяная или соляная корка либо колодки просто намокли. Или не работает один из контуров тормозной системы — при этом педаль низкая и эффективность торможения невелика. Виноватыми могут быть также биение тормозного диска, износ ступичного подшипника и овальность тормозного барабана.

Регулировка

В исправных и отрегулированных тормозах зазор между накладкой и внутренней поверхностью барабана не должен превышать 0,4 мм. Это соответствует перемещению штока ТК на 25-40 мм. Если же это значение увеличится до 45 мм и более, то необходима регулировка тормозов. Большинство водителей предпочитают эту работу делать своими руками.

Работы по регулировке предполагают последовательное выполнение следующих действий:

  • постановку оси на домкрат;
  • освобождение червячного винта регулировочного рычага от стопорной пластины;
  • поворот его до начала торможения вращающегося колеса;
  • вращение червяка в обратную сторону на 1/3 оборота, что будет соответствовать ходу штока 25-40 мм.
  • возврат стопора в исходное положение.

Необходимо помнить, что разность хода штока ТК на одной оси не должна быть более 8 мм. Исправные тормозные системы обеспечат безопасное движение и стоянку автомобиля.

Шум при торможении

Высокочастотный шум, визг, свист могут возникнуть как при торможении, так — порой — и при обычном движении. Причина — нерасчетный режим трения фрикционного материала о рабочую поверхность тормозного диска. Виноватыми могут быть предельный износ тормозных колодок, сильная коррозия тормозного диска (причем часто с внутренней, «невидимой» стороны). Бывает, что накладка тормозной колодки отслоилась от основания. Список возможных причин продолжают загрязнение колодок, коробление диска вследствие локального перегрева, неправильное крепление колодок в суппорте, левые колодки или диски и т. п.

При отпущенной педали тóрмоза одно из колес притормаживает

На подозрении следующие причины: заклинивание поршня колесного цилиндра, разбухание тормозных манжет, деформация тормозной трубки, ­заедание колодок из-за загрязнения направляющей, отслоение накладки тормозной колодки барабанного тóрмоза. Бывает, что ослабла или сломалась стяжная пружина колодок барабанного тормоза, перетянут стояночный тормоз, трос заклинен в оболочке.

Знаете ли вы, с каким неисправностями можно ездить, а с какими — нет? Пройдите тест и проверьте уровень своего водительского мастерства.

Чтобы увеличить ресурс автомобиля, пользуйтесь присадками от SUPROTEC. Оригинальную продукцию SUPROTEC можно приобрести в .

Как правильно подвести тормоза на камазе

Регулировка тормозов КАМАЗ евро-1,2,3 или 4 возможна полная либо частичная. Всегда требуется проверка правильности затягивания подшипников на колёсных ступицах. Нужно, чтобы барабаны тормозов не были тёплыми либо горячими. Требуется выключение стояночного тормоза.

Читайте также  Сколько весит камаз 5511

Полная регулировка тормозов КАМАЗ проводится исключительно тогда, когда завершены их разборка и проведение ремонта, либо же в ситуации, когда нарушена центровка накладок для фрикций.

Процесс полной регулировки тормозов КАМАЗ

  • Ослабление гаек, которые используются для прикрепления колодочных осей, сближение эксцентриков путём установки осей своими метками в направлении навстречу друг другу. Упомянутые метки устанавливают на внешних осевых торцах. Отпускаются болты, функция которых — крепление кулака.
  • Поступление внутрь камеры воздуха, имеющего сжатое состояние. Давление колеблется в диапазоне 1 — 1,5 кгс на куб. см. Когда упомянутый воздух отсутствует, требуется вытянуть палец камеры, после чего, осуществляя нажатие на рычаг регулировки штока этой камеры в момент торможения, придавить к барабану колодки. Совершая разностороннее поворачивание эксцентриков, выполнить центрирование последних в отношении упомянутого барабана и достичь очень тщательного прилегания их к нему. Затем в окна щитка, которые располагаются за 2-3 см от внешних оконечностей накладок, направляется щуп.
  • Без прекращения процесса поступления воздуха внутрь упомянутой камеры (если таковой отсутствует — без отпускания рычага, которым осуществляется регулировка, с удерживанием колодочной оси для исключения её движений), затягиваются осевые гайки.

  • Прекращение поступления воздуха, имеющего сжатое состояние (когда таковой отсутствует — отпускание рычага в сочетании с присоединением камерного штока).
  • Поворачивание рычажного червяка, относящегося к тому рычагу, которым осуществляется регулировка, таким образом, чтобы у штока был ход, причём диапазон его должен составить 2-3 см. Нужно удостовериться, что во время активации воздушного поступления штоки передвигаются с достаточной скоростью, не заедают.
  • Проверка вращения барабанов — оно в норме является равномерным, исключается соприкосновение с колодками.

После завершения вышеописанного регулирования возможно наличие зазоров в пространстве от барабана до колодок.

Частичная регулировка тормозов КАМАЗ

Частичная регулировка тормозов КАМАЗ евро-1,2,3 или 4 совершается исключительно для того, чтобы уменьшить зазор, образованный в пространстве от колодок до барабана, увеличивающийся в течение времени использования тормозов. Крупные зазоры, подразумевающие такую регулировку, выявляются, когда увеличивается ход штоков (если он превышает допустимые 4 см). Данная регулировка выполняется исключительно вращением рычажных червяков аналогично таким же действиям в случае полной регулировки.

В этой ситуации недопустимо ослабление гаек колодочных осей. Когда осуществляется такая регулировка, требуется установка минимального хода штоков — 2 см. Чтобы получить равно эффективную работу тормозов для каждого колеса — как расположенного справа, так и расположенного слева, обязательным условием является минимум различий между ходами штоков справа и слева в тормозной системе.

Регулировать ход штоков тормозных камер в случае превышения величины 40 мм. В зависимости от хода штока меняется зазор в тормозных механизмах между тормозной накладкой и барабаном. Тормозные барабаны должны быть холодными, а стояночная тормозная система выключена.

Регулировать зазор поворотом оси червяка регулировочного рычага, предварительно ослабив пробку-фиксатор на один-два оборота (см. рис. Регулирование зазора в тормозных механизмах ). Поворачивая ось червяка, установить величину хода штока тормозной камеры 20 мм. Необходимо, чтобы штоки правых и левых камер на каждом мосту имели по возможности одинаковый ход (разница не более 2. 3 мм) для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес.

Регулирование зазора в тормозных механизмах

После регулировки через 2. 5 км надо проверить нагрев тормозных барабанов, при необходимости отпустить регулировочный рычаг на один щелчок.

На автомобилях КамАЗ предусмотрена также установка регулировочных рычагов с автоматической регулировкой зазора в тормозных механизмах между тормозной накладкой и барабаном (см. рис. Автоматический регулировочный рычаг ).

Регулировку ходов штоков тормозных камер с автоматическим рычагом следует производить при переборке тормозных механизмов (замена колодок и т.д.), когда шток тормозной камеры находится в полностью расторможенном состоянии (растормозить энергоаккумулятор с помощью крана управления стояночным тормозом). Перед регулировкой ходов штоков надо доводить давление в пневмоприводе до максимальной величины (при этом должен сработать регулятор давления).

Для достижения максимального давления в контуре задних тормозов рычаг регулятора тормозных сил перевести в верхнее положение и зафиксировать на время проведения регулировки. Тормозные барабаны должны быть холодными.

Автоматический регулировочный рычаг

Регулировку осуществлять согласно схеме (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами ) в следующем порядке:

  • убедиться, что рычаг перемещается рукой в направлении торможения и полностью возвращается в исходное положение;
  • вращением червяка регулировочного рычага совместить отверстия корпуса рычага и вилки штока тормозной камеры. Присоединить шток тормозной камеры с помощью пальца, шайбы и шплинта (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 1);
  • нажать на управляющий блок регулировочного рычага до упора, в направлении его вращения по стрелке на корпусе (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 2 );
  • соединить фиксирующий кронштейн и управляющий блок рычага болтом и гайкой, не нарушая положение управляющего блока;
  • вращением червяка регулировочного рычага разжать колодки до их соприкосновения с тормозным барабаном (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 3 );
  • повернуть червяк в обратную сторону приблизительно на ¾ оборота (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 4 ). При этом должна ощущаться характерная работа зубчатой муфты регулировочного рычага и момент проворота червяка должен быть не менее 42 Н.м;
  • убедиться в работоспособности рычага. Для этого сделать 5 торможений на месте, нажимая педаль тормоза до упора. При этом червяк рычага должен повернуться по часовой стрелке на некоторый угол (см. рис. Регулировка тормозов с автоматическими рычагами, 5 ):
  • проверить, чтобы при подаче и выпуске сжатого воздуха шток тормозной камеры перемещался без заедания. Ход штока камеры должен находиться в пределах, указанных в таблице Пределы регулировки хода штока тормозной камеры в зависимости от длины плеча регулировочного рычага для передних и задних тормозных механизмов. При большей величине хода отрегулировать его, вращая червяк;
  • убедиться, что в отторможенном состоянии барабан вращается равномерно и свободно, не касаясь колодок.
    После регулировки через 2. 5 км проверить нагрев тормозных барабанов, если температура барабана более 60-80°С, увеличить ход штока тормозной камеры.

Пределы регулировки хода штока тормозной камеры в зависимости от длины плеча регулировочного рычага

Длина плеча
регулировочного
рычага тормоза L, мм

Тормозная система напрямую влияет на технические параметры и рабочее состояние транспортного средства КамАЗ. Любые неисправности могут стать причиной серьезных сбоев в автомобиле. Зная, как развести тормозные колодки на КамАЗе, можно самостоятельно выполнить основные рабочие мероприятия для продления срока службы тормозов.

Основные поломки в тормозной системе

У КамАЗ 5230 и других моделей рано или поздно происходят поломки тормозной системы.

  1. Воздух в стояночной тормозной системе. Это нарушает растормаживание педали тормоза. Для устранения поломки прокачивают колодки.
  2. Поврежденный вакуум. Тормоз будет исправен только при качественном вакууме. Для проверки исправности выполняют следующую задачу: несколько раз нажимают на педаль, предварительно отключив двигатель. Это убирает разрежение. Затем заводят агрегат, удерживая педаль. Если при запуске педаль опустится, вакуум исправен. Если педаль останется прежней, потребуется замена поврежденной детали.
  3. Посторонний шум. Он возникает из-за поломок колодок. После проверки технического состояния механизма можно осуществить замену или ремонт тормозных колодок КамАЗ.

Такие поломки являются основными, и они требуют обязательных действий для восстановления прежних технических параметров транспортного средства.

Важно! Современные колодки на тормоз КамАЗ остаются механизмом, который испытывает максимально возможную нагрузку, вследствие чего часто происходят их поломки и требуется замена или ремонт.

Особенности регулировки

Иногда достаточно знать, как подвести или развести колодки на КамАЗе. Регулируя механизм, можно восстановить прежнюю функциональность.

  1. Изначально проверяют, насколько удобно двигается рычаг. Он должен с легкостью перемещаться, после чего возвращаться в исходную позицию.
  2. На следующем этапе совмещают отверстия механизмов (рукоятка и шток). Для этого вращают специальным червяком.
  3. Надавливают на блок, который ответственен за положение механизмов и тормозную часть КамАЗа, в нужном направлении.
  4. Соединяют кронштейн, предназначенный для фиксации, и блок рукоятки для управления. Для этого используют болты и механизмы.
  5. При вращении червяка удается разводить механизм. В результате колодка и барабанный механизм соприкасаются друг с другом.
  6. Теперь червяк поворачивают в противоположную сторону на ¾ оборота. Зубчатая муфта должна работать. Минимальный показатель поворота червяка – 42 Нм.
  7. Обязательно проверяют работоспособность рукоятки, штока. Также регулируют ход штока, так как он должен соответствовать зазору. Завершающей задачей будет проверка вращения барабанного механизма.
  8. Через 2-6 километров пробега проверяют нагрев барабанного устройства. Температура должна быть не выше 80 градусов.

Тормозные механизмы нужно регулярно подводить – разводить, чтобы они функционировали правильно.

Продление срока службы тормозов с помощью расточки

Для продления срока службы механизмов рекомендуется расточка колодок тормозных КамАЗ.

Сделать поверхность диска более ровной можно, используя абразивные вставки. Такой вариант требует минимум инструментов, усилий. В старой колодке делают отверстие и вставляют абразив. Затем обработанную запчасть устанавливают и немного катаются на автомобиле. Желательно проехать около 5 километров, периодически притормаживая. Способ подходит для домашних условий.

Также можно обратиться в специализированный центр. Расточка будет выполнена без снятия колодок. Профессионалы снимают суппорт и обрабатывают агрегаты специальными станками. Так же можете прочитать про Камаз дымит белым дымом – Причины и последствия.

Капитальный ремонт и замена механизма

При капитальном ремонте требуется замена колодок КамАЗ 5320. Обычно меняют следующие части механизма:

  • уплотнительные кольца разжимного кулака, созданные из высококачественной резины;
  • металлопластмассовые втулки разжимного кулака;
  • фрикционные накладки (клепать на колодки такие накладки для КамАЗ можно только на специальном прессе и с учетом отсутствия зазора).

Совет! При замене колодок на автомобиле КамАЗ учитывают правильность положения агрегатов и их качество обработки. Установку новых агрегатов осуществляют с учетом основных требований.

К тому же пружина колодок КамАЗ также может требовать замены. Наилучшим решением будет обращение в специализированный центр, где профессионалы используют современное оборудование.

При ремонте или замене тормозных колодок для КамАЗ обязательно учитывают основную причину поломки и общее состояние технической части автомобиля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: