Что будет если поставить неправильные свечи?

Что будет, если неправильно подобрать свечи зажигания

Неверно подобранные свечи зажигания могут вызвать серьезные проблемы в работе двигателя. Так было всегда, однако сегодня эти последствия оказываются особенно критическими и разрушительными. Связано это с современными тенденциями, которые сделали двигатели более технологичными, дорогостоящими и менее пригодными для ремонта.

Снижение мощности и увеличение расхода бензина

Эти последствия относятся к самым «безобидным», хотя эксплуатация двигателя в нештатном режиме в перспективе приводит к серьезным осложнениям. Внешне все свечи практически одинаковы: стальной цилиндрический корпус с резьбой, керамический изолятор и один или несколько электродов. Однако свойства материалов, использованных при производстве каждого элемента свечи, делают одинаковые внешне свечи разными. Именно поэтому даже установка исправных, но несоответствующих требованиям свечей может привести к снижению мощности двигателя и увеличению расхода топлива.

В соответствии с современными тенденциями в конструировании двигателей, инженеры стремятся достичь максимальной отдачи, одновременно снижая размеры и вес агрегатов. Требования ко всем деталям, и к свечам в том числе, в таких условиях стремительно меняются. Температура газов в камере сгорания может достигать тысячи и более градусов, что представляет высокую температурную нагрузку. Работа на обедненных смесях требует высокого напряжения, до 35 тысяч вольт, для образования искры. Это условие требует новых диэлектрических свойств от изоляторов и уплотнителей.

В стремлении соответствовать постоянно растущим требованиям автомобильных компаний, ведущие производители свечей вводят в технологический процесс новые материалы и совершенствуют производство. Так, корпуса свечей сегодня производят с помощью технологии холодного пластического формования. Это требует применения автоматизированных станков и пресса, развивающего давление более ста тонн. Отвечающие требованиям керамические изоляторы получают с соблюдением технологической последовательности, включающей измельчение смеси, формовку изделия и обжиг. Не меньшее значение имеют точность сборки, установка высокотемпературного уплотнителя и герметичная завальцовка корпуса. Еще один важный фактор – состав резистивного порошка, которым заполняют полость свечи. Наполнитель обеспечивает стабильный электрический контакт при неизбежных в условиях предельной мощности больших перепадах температуры. Технологические процессы и свойства материалов – объект непрерывных разработок, требующих от производителей значительных инвестиций.

Пропуски зажигания и выход из строя катализатора

Установка свечей, изготовленных из некачественных материалов или несоответствующих требованиям эксплуатации, может приводить к серьезным проблемам с двигателем, таким, как выход из строя катализатора.

Низкое качество материалов, использованных при производстве изолятора и резистивного наполнителя, приводит к ускоренной деградации свечи. Даже если ее характеристики соответствовали требованиям производителя в начале эксплуатации, со временем энергии искры может не хватить для надежного воспламенения топливо-воздушной смеси, в результате чего появляются пропуски зажигания и в отработавших газах повышается содержание недогоревшего топлива. Часть топливовоздушной смеси догорает в коллекторе и катализаторе, что приводит к росту температуры внутри этих элементов. Перегрев приводит к выходу из строя каталитического нейтрализатора и датчиков кислорода, установленных в системе выпуска.

Закисание и разрушение элементов свечи

Установка свечей низкого качества, без гальванического покрытия приводит к возникновению коррозии и «закисанию» резьбы. Свеча застревает в свечном колодце и извлечь ее иногда невозможно даже при помощи специального экстрактора. При самом неудачном сценарии такая ситуация приводит к ремонту или даже замене головки блока цилиндров.

Повреждение резьбы

Установка свечей, изготовленных с нарушениями в требованиях к материалам – источник не менее опасных для двигателя последствий. Использование при производстве корпуса недостаточно прочной стали нередко приводит к частичному разрушению резьбы во время установки новых свечей. В результате нарушается герметичность камеры сгорания. Использование недостаточно качественной глины при производстве изоляторов ведет к возникновению пробоев на корпус, появлению трещин на изоляторах и быстрому изменению характеристик свечей.

Ускоренная эрозия электрода и сокращение ресурса свечи

Распространенная ошибка при подборе, особенно при желании потребителя сэкономить – установка свечей с электродом из медно-никелевого сплава вместо рекомендованных производителем иридиевых или платиновых свечей. Кстати, эти термины часто трактуют неверно – иридий или платина содержатся в напайке на электроде, а не в корпусе свечи. Применение драгоценных материалов, более устойчивых к эрозии, позволяет значительно расширить срок эксплуатации изделия. Так, ресурс стандартных свечей зажигания и элементов с применением драгоценных металлов различается приблизительно в три раза. Стандартные требуют замены через 20-30 тысяч километров. Рекомендованный интервал замены для иридиевых и платиновых свечей составляет от 60 до 90 и более тысяч километров. При использовании свечей несоответствующего типа и их эксплуатации сверх нормы происходит эрозия электрода. Это приводит к ухудшению характеристик и может вызвать его разрушение.

Выход из строя катушек или модулей зажигания

Нарушение условий эксплуатации и поломка элементов системы зажигания, работающих в одной цепи со свечами – один из признаков некорректного подбора свечей. Повышенная нагрузка возникает на катушках или модулях зажигания в случае изменения характеристик свечей. Это может происходить, в частности, при замене рекомендованных элементов с иридиевой или платиновой напайкой стандартными свечами или превышением срока их эксплуатации.

Нарушение работы двигателя после установки ГБО

При переходе на газ рекомендуется устанавливать специальные свечи зажигания, отвечающие требованиям работы на новом типе топлива. В силу ряда отличий от бензина, газ требует иных характеристик для надежного воспламенения. При переходе на газ повышается средняя температура в камере сгорания, что, в том числе, приводит к ускоренному износу электродов свечей, предназначенных для бензиновых двигателей. Для облегчения подбора крупные производители автомобильных компонентов выделяют отдельные артикулы свечей для двигателей, переведенных на газовое топливо.

Підпишіться на наш Telegram-канал або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.

Адово пламя

Крепко достается свечам автомобильного двигателя — то холодно им, то жарко, то мокро — так и жди беды. Если свечи не годны для мотора, очень скоро он может потребовать дорогого ремонта. Поэтому чаще интересуйтесь состоянием свечей!

Обычно эту необходимость подсказывает мотор. Если он снизил мощность, работает неровно, хуже заводится, первым делом проверяют свечи. Конечно, неполадки в системе питания могут проявляться так же, но логичней начинать с более простого. На автомобиле, у которого пропуски вспышек не регистрируются контроллером, заметить их на ходу нелегко, поэтому при необъяснимо выросшем расходе топлива, вялости машины и т.п. вначале проверяем свечи. А вот на минимальных оборотах холостого хода пропуски вспышек почувствовать легко. Ритм работы хорошо слышен у среза выхлопной трубы. Попробуем рассуждать логически. Допустим, 16-клапанный двигатель ВАЗ-21124 с контроллером «Бош М7.9.7» и индивидуальными катушками на свечах четко «троит». 2-1-3. 2-1-3. Почему не работает четвертый цилиндр? Самодиагностика машины регистрирует пропуски вспышек — и только, а причины может не знать. Отказала свеча? Не исключено. Но может обгореть клапан, отказать форсунка, катушка зажигания, низковольтная часть системы до катушки и т.д.

А если двигатель не «троит», потряхивает хаотично? Часто так сказывается именно нестабильность искры, хотя бы на одной свече. Но опять-таки возможны иные причины. Например, компрессия в цилиндрах снижена.

Не спи — замерзнешь! Для свечи это очень верно. Увы, о температурных характеристиках свечей некоторые и не слыхивали. Взгляните на график: чем больше отдаваемая мотором мощность, тем горячей тепловой конус (юбка) свечи, из которой выступает центральный электрод. Мы показали три возможных характеристики. Нижняя 1 соответствует свече, которая даже при полной мощности двигателя нагревается неохотно — для него она холодна. Если бы свечу А17ДВРМ мотора ВАЗ-2111 можно было поставить на маломощный послевоенный «Москвич», ее нагрев оказался бы недостаточным. Но эта же свеча в спортивном двигателе будет перегреваться — для него она горяча! Свечи так и называют: «холодные», «нормальные», «горячие» — подразумевая их поведение на конкретном двигателе.

Почему так важны эти характеристики? Требования к свече противоречивы. Чтобы на юбке не скапливался нагар (особенно при малой нагрузке двигателя), ее температура должна быть выше 400–500°С. Это обеспечивает самоочистку теплового конуса. Но нагрев выше 1000°С должен быть исключен даже при максимальной нагрузке. Это грозит калильным зажиганием, при котором смесь в цилиндре воспламеняется от горячих точек камеры сгорания раньше, чем от искры в свече. «Поджигателями» часто бывают перегретые электроды свечи — особенно центральный, охлаждение которого наиболее затруднено. Последствия калильного зажигания порой очень тяжелые — до оплавления и прогара днищ поршней.

Свеча 2 — обычно штатная, выбранная заводом — изготовителем двигателя, для него оптимальна. Для напряженных условий работы иногда полезно заменять такую свечу на более холодную (пример — автоспорт) или горячую (длительная езда с малыми нагрузками, эксплуатация морозной зимой и т.д.).

Читайте также  Как залить масло в Шкоду Рапид?

Свеча 3 для этого двигателя горяча. С такою двигатель может выдать повышенную мощность лишь считанные секунды — происходит перегрев. Крутой подъем белой линии выше 1100°С показывает развитие калильного зажигания — мощность двигателя падает и он начинает разрушаться.

Насколько же купленная свеча холодна (горяча) для двигателя? Вся теплота, получаемая ею из камеры сгорания, даже на тяжелых режимах, должна отводиться системой охлаждения. Тогда не будет перегрева. Но и переохлаждаться на легких режимах она не должна, иначе будет обрастать нагаром — и откажет. Тут важно все: размеры и форма юбки изолятора и электродов, свойства материалов, момент затяжки свечи, состояние уплотнительной прокладки и т.д.

Фирмы — изготовители свечей исследуют их характеристики на специальных установках и определяют так называемые калильные числа, фигурирующие в обозначениях. Они помогают ориентироваться при покупке. Так, у отечественных свечей с резьбой М14х1,25, которой соответствует первая буква А в обозначении, сразу за ней следует калильное число. Для моторов ВАЗ это обычно 17. Более холодные свечи российского производства обозначены числами 20, 23, 26. А свечи с обозначениями 14, 11, 10 и т.д. более горячие. У других фирм маркировка иная — причем у каждой своя. На упаковке свечи фирма обычно указывает автомобили, на которые рассчитано изделие.

А что с переходными режимами? Вопрос довольно сложный. Показанные на графике кривые относятся к прогретому двигателю на установившихся режимах. Но представьте картину в цилиндре сразу после пуска в мороз! Двигатель нагревается медленно, холодная головка блока отбирает у свечей тепло — и они долго не могут добраться до режима самоочистки. А тут еще и лишнее («пусковое») топливо в цилиндрах! Юбка изолятора и электроды покрываются влажным нагаром с большим содержанием углерода — такой «шунт» создает условия для утечки тока высокого напряжения с центрального электрода на «массу».

Часто в этом виноват хозяин. Не следует в мороз долго греть мотор на холостом ходу. Толку от этого мало, а свечи, не успев прогреться, покрываются нагаром. Лучше тронуться в путь и с умеренной нагрузкой прогревать мотор — дело пойдет быстрей.

Вот в этих условиях может оправдать себя замена свечей на более горячие. Они быстрей выходят на режим самоочистки. А так как зимой водитель редко использует полную мощность двигателя, риск нарваться на «калилку» невелик.

Поиграем с зазорами? Рабочая смесь в цилиндре воспламеняется тем надежней, чем выше мощность искры. Неспроста по мере развития систем зажигания наращиваются их возможности, напряжение на свечах достигает 30 киловольт и выше, а рекомендуемые зазоры между электродами — до миллиметра и больше.

Но в жизни случается всякое. Полезно знать, что, если по какой-то причине напряжение, поступающее на свечу, несколько занижено и она начала работать с перебоями, можно немного уменьшить зазор. Например, с 1 до 0,8 мм. Правда, это обернется небольшим понижением мощности двигателя (по сравнению с исправным, конечно!), чего многие даже не заметят.

Любопытно, что при зазоре 0,4–0,5 мм и меньше двигатель порой работает с перебоями, хотя искра строчит как пулемет. В чем причина? Оказывается, при слишком низкой энергии искры само воспламенение смеси в цилиндре становится нестабильным.

Длительную работу свечей сопровождает электроэрозия — выгорание электродов. Вовремя их меняйте Стоит ли скаредничать, если любых в продаже хватает!

Наиболее распространенная конструкция свечи: 1 — контактная головка (обычно это гайка, которую можно отвернуть, на свечах некоторых фирм головка несъемная); 2 — керамический изолятор (часто его поверхность делают «гофрированной», что уменьшает утечки тока); 3 — стальной корпус с шестигранником под ключ (есть разные типоразмеры, на рисунке — 16 мм); 4 — канавка, компенсирующая различные термические деформации деталей свечи при нагреве; 5 — токопроводящий стеклогерметик; 6 — уплотнительное кольцо (есть свечи и без него, с конической уплотняющей поверхностью. Моменты затяжки разные — они всегда указаны в руководстве по эксплуатации машины); 7 — резьбовая часть (в маркировках отечественных свечей первая буква А означает резьбу М14х1,25. Буква Д после калильного числа — «длинную» резьбовую часть, то есть 19 мм); 8 — центральный электрод (у многих свечей нынче он композитный — основной стержень из меди, а его конец, выступающий в камеру сгорания, — из термостойкого материала. Это придает свече максимальную термоэластичность — более широкий температурный диапазон применения); 9 — юбка изолятора; 10 — боковой электрод, приваренный к корпусу.

Температурный диапазон свечи: 1 — свеча зажигания, температуры которой при работе на выбранном двигателе низкие — «холодная»; 2 — свеча, оптимальная для двигателя; 3 — «горячая» свеча.

Рабочая часть одной из свечей Bosсh FR7DPX с тонким центральным электродом из платины. Он не выступает за поверхность изолятора, омываемая газами поверхность очень мала, поэтому и нагревается электрод не больше юбки изолятора. В отношении калильного зажигания такая свеча безопасна. А благодаря высокой напряженности электрического поля близ компактного электрода свеча отличается стабильным искрообразованием. Эти свечи, конечно, дороже обычных, но служат дольше.

Почему опасно самому устанавливать свечи зажигания в машине?

Выкрутить свечи зажигания и посмотреть на их контакты может каждый водитель. Эта операция кажется простой, однако нередко допускаются ошибки, которые впоследствии превращаются в серьезные поломки. Неправильно установленные свечи влекут за собой нарушения работы двигателя и приводят к повреждениям клапанов и поршней, что в конечном итоге оборачивается дорогостоящим ремонтом. Кроме того, свечи могут засорить камеры сгорания, что ведет к повреждениям стенок цилиндров. Как же устанавливать свечи зажигания, чтобы не столкнуться с этими проблемами?

В большинстве случаев свечи меняют по истечении определенного пробега комплектом. Обычно это происходит через 30 тысяч километров, хотя некоторые модели свечей могут отработать вдвое больше. Иногда водители экономят и меняют их по одной штуке, когда уже начинаются перебои с работой мотора. В итоге возрастает риск частых перебоев в работе мотора, который чаще начинает троить и даже иногда теряет мощность.

Лучше всего использовать фирменные свечи, рекомендованные производителем автомобилей. Их подбирают по каталогам запчастей с использованием VIN-номера автомобиля. Нельзя покупать свечи на глаз, подбирая примерно похожий размер резьбы. Даже одинаковые на вид свечи имеют разные характеристики. Они могут выдавать неправильную искру, что нарушает работу мотора.

Перед заменой свечей необходимо вычистить пыль и песок в колодцах с помощью компрессора или пылесоса. Если мусор попадет через отверстия в камеры сгорания, то велик шанс повреждения стенок цилиндров при работе мотора.

Нельзя ронять свечи

Свеча — это хрупкое изделие, требующее бережного обращения. Ее нельзя ронять, из-за чего может быть поврежден керамический изолятор или боковой электрод. При изменении зазора между электродами начинаются перебои в работе мотора и в худших случаях даже пропуски зажигания. Искры, которая образуется в таких условиях не всегда достаточно, чтобы поджечь топливную смесь. Недогоревшее топливо вместе с выхлопными газами выбрасывается в систему выпуска и попадает в каталитический нейтрализатор, где происходит их дожиг. Как следствие, растет температура, повреждаются ячейки технического узла.

Расколотый изолятор грозит другими проблемами. При нагревании трещина расширяется и может расколоть керамику на несколько частей, которые рискуют отвалиться и попасть в зазор между стенкой цилиндра и поршнем. В этом случае появляются задиры, и мотор потребует дорогостоящего ремонта. Придется снимать навесное оборудование и демонтировать головку цилиндров.

Использование специального инструмента

При закручивании свечей необходимо соблюдать момент затяжки. Часто для установки используется штатный ключ, который не всегда позволяет установить детали правильно. А незакрученная свеча несет угрозу мотору так же, как и перекрученная.

Помогает точно выбрать момент динамометрический ключ. Лучше всего подходит щелчковый вариант. При достижении необходимого значения крутящего момента он издает щелчок.

Перед покупкой ключа надо обратить внимание на предельный момент силы для штатной свечи, который указывается на упаковке. Лучше использовать ключ с немного меньшим моментом силы, потому как при нанесении защитной смазки свеча затягивается легче. Хорошие ключи стоят в пределах 5000 рублей.

Что будет, если не дотянуть

Если свеча вкручена не до конца, ее резьба соприкасается с крышкой ГБЦ не по всей поверхности, отчего нарушается отвод тепла.

Читайте также  Сколько литров антифриза в Форд Мондео 2?

Если свеча некрепко сидит в колодце, то при вибрациях мотора она ослабевает еще больше, что приводит к повреждениям резьбы. Давление в цилиндре во время сгорания топливной смеси падает, двигатель работает неровно, его мощность снижается. Возможен даже отстрел детали. Под капотом раздается громкий хлопок, и мотор с треском начинает троить.

Что будет при перетяжке

Если затягивать свечи слишком сильно, то резьба вытягивается и повреждается. Металл деформируется. Между корпусом и изолятором появляются микрополости, из-за чего ухудшается теплоотвод. Свеча перегревается, и есть риск образования так называемого калильного зажигания.

Это явление, при котором, помимо основного очага воспламенения от искры свечи, может возникать побочный, опережающий первый по времени. Из-за накаленной свечи подрыв смеси происходит раньше, то есть в момент хода поршня в верхнюю точку. В итоге мощность мотора падает, растут нагрузки на детали мотора, увеличивается температура двигателя. Калильное зажигание приводит к серьезным повреждениям мотора.

Распознать его можно по звонкому стуку при работе мотора.

Узнать, что свеча перетянута, можно по толщине уплотнительного кольца. Она измеряется штангенциркулем. При правильном моменте затяжки уплотнительное кольцо сжимается до штатной толщины. Если она больше — вы не дотянули. Если меньше — перетянули.

Что будет если поставить неправильные свечи?

На первый взгляд все свечи зажигания одинаковые! Но когда мне клиент привез вместо свечей зажигания BKR6E, которые были положены для его двигателя — свечи зажигания с маркировкой BKR6EKUC, то это уже был явный «перебор».
И на его удивленный взгляд : » А что здесь такого? Эти даже лучше,смотрите, у них даже два электрода,а я вот читал когда-то. «. И пришлось немного задержаться и «просветить» насчет свечей зажигания.

Говоря образно,вкрутив вместо рекомендуемой свечи зажигания для данного двигателя привезенные им свечи зажигания, мы самостоятельно изменим условия сгорания топливоздушной смеси в цилиндре двигателя.
Даже несмотря на то, что «сохраним» калильное число.
Давайте попытаемся разобраться и подтвердить или опровергнуть «значимость каких-то миллиметров по высоте свечи зажигания для устойчивой работы двигателя».
Как мне думается, японские инженеры, первоначально создавая какой-то новый виртуальный двигатель, на Большом компютере просчитали все варианты и выбрали самый наилучший : головка блока цилиндров должна быть сделана из таких-то материалов и иметь такие-то размеры. камера сгорания должна иметь вот такую конфигурацию и иметь такие вот размеры. поршень. и так далее,и тому подобное . Правильно?
В том числе при помощи того же компютерного моделирования определяется та, одна-единственная точка в камере сгорания, где при определенном составе топливовоздушной смеси,при определенном давлении, в строго определенный момент (остановимся пока на этом) и надо «подать» искру.
Эта точка в камере сгорания является оптимальной для того, что бы вся топливовоздушная смесь «взорвалась» «правильно», без побочных эффектов детонации, эффекта «полусгорания» и так далее.
В зависимости от этих параметров подбирается или заказывается у Производителя свеча зажигания,которая должна обеспечивать наилучшие условия воспламенения топливовоздушной смеси ( определенное калильное число свечи зажигания, вид центрального электрода — обычный или «V» — образный, «платиновая» или обычная и так далее).
И если мы самостоятельно изменим эту «точку воспламенения», перенесем ее на «какие-то миллиметры» в ту или иную сторону, то могут, как мне кажется, возникнуть непредсказуемые дополнительные условия сгорания топливовоздушной смеси.И какими они будут,эти условия, «хорошими или плохими» — сказать или предсказать трудно.
Фирмы-производители не рекомендуют использовать другие (с другими показателями) свечи зажигания.
Например,для Toyota — Cavalier выпуска 1996 года с двигателем 2.4 литра рекомендуются свечи TR55VX

Для Nissan — Maxima выпуска 1993 года с двигателем VG30E свечи зажигания BKR6EY-11

или BKR6EVX-11

На первый взгляд,посмотрев на рисунки, можно и не найти слишком уж очевидных отличий. Свеча как свеча.
Но если присмотреться и,самое главное — знать ее точное название, то это скажет о многом.

«BK» или «BC» — говорит о диаметре резьбовой части и составляет «японский основной стандарт» ( в основном встречается) — 14 мм ( или шестигранник 16мм. ).
«R» — наличие резистора в конструкции свечи зажигания
Цифра «6» или другая цифра в названии говорит о калильном числе свечи зажигания:

2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 — 11

Самая «горячая» свеча — с номером «2». Далее идет возрастание до номера «11».Это самая «холодная» свеча зажигания.
Если закрутить в двигатель свечу с другим калильным числом, то при этом могут получиться две самые распространенные неисправности: свеча зажигания или будет перекаливаться, что грозит калильным зажиганием, или будет «забрасываться» сажей, то есть не сможет самоочищаться.
Кстати, о самоочищении : проверить, правильно ли подобрана свеча для двигателя можно и таким способом — запустить двигатель и дать ему поработать на ХХ (холостом ходу) несколько минут.Заглушить двигатель и выкрутить свечу.Если ее изолятор, до этого бывший белым стал с сероватым или черноватым оттенком — уже хорошо.После этого снова закрутить свечу,запустить двигатель и «погонять» его на оборотах около 3.000 минуты 3-4.Снова заглушить и снова выкрутить.Если с изолятора свечи зажигания исчез серовато-черный налет — свеча стоит «правильная»,калильное ее число «правильное» потому что поддерживается процесс самоочищения.Если этого не происходит — стоит задуматься и искать причины.
На японских автомобилях для «массового» потребителя в основном используются «стандартные» свечи зажигания со «стандартным» калильным числом — 5 или 6.

Буква, следующая сразу за цифрой в наименовании «говорит» о длине резьбовой части свечи зажигания :
«E» — стандарт, 19 мм.
«EF» — 17.5мм
«FS» — 10.9мм
«H» — 12.7мм
«L» — 11.2мм
«S» — 9.5мм
«Z» — 21мм

Вторая буква,которая идет за цифрой в наименовании, определяет особенности конструкции свечи зажигания:

S — стандартный размер, диаметр центрального электрода составляет 2.5мм
A и B — специальное исполнение для специально изготовленных двигателей
K — два заземляющих электрода ( например, свеча зажигания BKR6EKUC для двигателя GDI , Mitsubishi, 4G94 имеет специальное исполнение — два заземляющих электрода (буква «К» в названии).
U — свеча с полуповерхностным разрядом (специальное исполнение)
С — удлиненное исполнение заземляющих электродов
M — два заземляющих электрода ( для свечей зажигания изготовленных только для автомобилей Mazda специального исполнения).
Z — диаметр центрального электрода 2.9 мм
Q — свеча зажигания специального исполнения с полуповерхностным разрядом и с четырьмя заземляющими электродами.
Т — свеча зажигания специального исполнения с тремя заземляющими электродами
GVV — свеча специального исполнения, для двигателей специального исполнения, центральный электрод выполнен из платино — палладиевого сплава.Достаточно дорогая даже для «буржуев»,стоимость одной свечи зажигания около $100.
V — «обыкновенная» свеча зажигания,правда, центральный электрод у нее так же выполнен из платино — палладиевого сплава , предназначена для «массового» потребителя.
W — центральный электрод выполнен из вольфрама. Долговечная.Дорогая.

Самая последняя цифра в наименовании свечи зажигания — зазор между центральным и заземляющим электродами.
Цифра » 11 » — зазор 1.1мм.
И так далее.

При замене и приобретении свечей зажигания спешить не стоит. Пользуйтесь правилом : » Доверяй,но проверяй».То есть, попросите сначала в одном магазине посмотреть в каталоге — какая свеча зажигания «идет» на ваш автомобиль,потом во втором, в третьем и так далее.Обойдите несколько магазинов и везде записывайте наименования.А потом сравните и посмотрите,сколько у вас будет совпадений.Вот уже по этому можно немного ориентироваться — не знаю,как сейчас обстоят с этим дела,но ранее практически во всех автомагазинах каталоги свечей зажигания были разными. Но лучше всего искать «правильные» свечи для вашего автомобиля — в Internet,на сайте производителя.Там уже точно ошибки не будет.

Ставим свечку, но какую?! Что выбрать, когда надо поменять свечи зажигания

Искра, пробившая зазор между электродами свечи, не только подводит итог всем подготовительным процессам, которые в течение трех тактов происходят в двигателе перед зажиганием горючей смеси в цилиндре. От того, какой искра будет и будет ли вообще, во многом зависит, как пройдет самый главный такт, при котором выделившееся при сгорании тепло должно превратиться в механическую энергию.

Выйти из строя свеча может по разным причинам. Каковы бы они ни были, последствия неисправности, к коим относится отсутствие искры либо ее недостаточная для поджигания горючей смеси сила, обязательно скажутся на работе мотора, а также могут вызвать преждевременный выход из строя других компонентов системы зажигания: катушек, высоковольтных проводов. Помимо этого, появляется риск повреждения, например, лямбда-зонда и катализатора, расположенных после двигателя в выпускном тракте, где выброшенный из цилиндра несгоревший бензин станет догорать.

Читайте также  Как подключиться к телевизору с помощью Bluetooth?

Это объясняет, почему свечи зажигания рекомендуется менять заблаговременно, не дожидаясь проблем, а периодичность замены оговаривается в регламенте технического обслуживания. В то же время не факт, что в руководстве по эксплуатации, прилагаемом к автомобилю, владелец найдет, какие свечи следует использовать. И что делать, если машина несколько раз меняла хозяев, руководство утеряно и непонятно, являются ли свечи, которым ищется замена, рекомендованными или были поставлены прежним владельцем от «балды»?

Сведения о свечах содержатся в инструкциях по обслуживанию и ремонту, но чтобы инструкцию раздобыть, надо проявить инициативу, да и информация в них неоднозначная. Какие-то модели свечей производители автомобилей рекомендуют, какие-то — допускают к установке, а выбор торговых марок, как правило, ограничен лишь партнерскими, но ведь только на них свет клином не сошелся.

От предложений свечей других торговых марок с такими же монтажными размерами и характеристиками глаза разбегаются. Торговые марки — от не менее именитых, чем рекомендуются производителем автомобиля, до «темных лошадок», и чем темнее «лошадка», тем привлекательнее у нее цена. Что в такой ситуации учитывать?

Из информации, в том числе полученной во время поездки на свечной завод в Германии и в беседах с представителями других фирм-производителей, можно сделать вывод, что правильно подобранные к двигателю свечи должны удовлетворять лишь двум условиям. Во-первых, в любом из рабочих режимов свечи обязаны не перегреваться свыше 850°С и вызывать калильное зажигание, или, другими словами, начинать поджигать горючую смесь раскаленным от перегрева электродом еще до того, как появится искра.

Поэтому калильное число, характеризующее способность свечи работать без калильного зажигания, является главным параметром свечи, который в обязательном порядке отражают цифрой в маркировке изделия.

К сожалению, для калильного числа не существует единого стандарта, поэтому фирмы-изготовители маркируют продукцию по собственным нормалям. Однако таблицы взаимозаменяемости по калильному числу свечей различных торговых марок доступны, так что с подбором по этому параметру трудностей не предвидится.

Способность самоочищаться от нагара — второе основополагающее условие, которому должны удовлетворять свечи. Чтобы нагар интенсивно выгорал, а свеча самоочищалась, необходимо, чтобы части свечи, на которых нагар откладывается, разогревались как минимум до 450°С. Если пришлось столкнуться с обросшими нагаром электродами, может статься, что свечи не соответствуют требованию именно по способности к самоочистке.

На первый взгляд с этой характеристикой уже не все так просто, как с калильным числом. Масло в огонь добавляет то, что многие владельцы знают, что свечи бывают «холодными» и «горячими». Тип свечи определяет, как она самоочищается.

Надо сказать, что сами по себе эти определения опять-таки не стандартизованы и относительны. Условно к «холодным» относят свечи, у которых лучше организован отвод тепла от нагревающихся элементов. В «горячих» свечах теплоотвод хуже, поэтому они в отличие от «холодных» эффективнее самоочищаются от нагара, зато склонны к калильному зажиганию при работе в двигателях с напряженным тепловым режимом.

У «холодных» свечей, понятно, другая проблема. Во время работы двигателя при низких температурах охлаждающей жидкости, в условиях коротких поездок и длительных стоянок между поездками такие свечи могут не успевать самоочищаться и будут обрастать нагаром.

С одной стороны все это как раз и демонстрирует, насколько важен выбор свечей для конкретного двигателя. С другой — как понять, к «холодному» или «горячему» типу относится свеча, если на принадлежность может указывать одна из букв в маркировке свечи, а у каждого производителя свой «бзик», где ее расположить в последовательности других буквенных знаков и размещать ли вообще?

Некоторые специалисты рекомендуют обращать внимание на то, как утоплен тепловой конус керамического изолятора центрального электрода по отношению к металлической части корпуса. Определенный смысл в этом есть — у «горячих» свечей действительно более длинный тепловой конус, и, кстати, именно указание на выступание конуса может присутствовать в маркировке. Однако не это главное.

Важнее то, что невооруженным глазом не видно. Еще лет 20, а может, и больше тому назад желание совместить в одной конструкции свойства «горячей» и «холодной» свечей привело к разработке биметаллического центрального электрода с хромоникелевой оболочкой и медным сердечником, который гораздо лучше оболочки проводит тепло. Подобные свечи быстро нагреваются до температуры самоочистки, но при дальнейшем нагреве не вызывают калильного зажигания, из-за чего по температурным характеристикам являются широкодиапазонными.

Таковы многие современные качественные свечи. Поэтому сейчас не так страшно обстоят дела с определением способности тех или иных свечей самоочищаться. Главное при выборе — избегать «темных лошадок», какой бы заманчивой ни была цена, а при покупке изделий известных брендов не нарваться на подделку. Таким образом, останется только соответствие калильному числу и, разумеется, габаритно-монтажным размерам.

Применение в свечах драгметаллов, а также конструктивных «изысков» вроде нескольких боковых электродов, дополнительных наплавок малого диаметра на электродах, U-образных выемок и V-образных разрезов на электродах и тому подобного в большинстве случаев направлено на увеличение срока службы самих свечей и других компонентов системы зажигания, а также улучшение эффективности сгорания.

Более тугоплавкие платина, иттрий, иридий и его сплав с родием превосходят хромоникелевые сплавы по стойкости к эрозии. Тугоплавкость позволяет без ущерба для долговечности уменьшить диаметр электродов, а значит, снизить напряжение, которое требуется для пробоя искового промежутка, а с ним — нагрузку на катушку зажигания.

Помимо того, чем тоньше электроды, тем меньше помех развитию пламени, возгоревшемуся от искры. Таким недостатком, кстати, грешат многоэлектродные свечи, боковые электроды которых после воспламенения смеси экранируют фронт пламени, мешая его распространению и, как следствие, полному сгоранию смеси.

Поэтому, хотя распределение термической нагрузки на несколько электродов действительно увеличивает надежность и срок службы многоэлектродных свечей, мощность и токсичность выхлопных газов двигателя, оснащенного ими, может ухудшиться по сравнению с тем, что демонстрирует этот же двигатель, когда в нем установлены свечи с одним боковым электродом.

В условиях эксплуатации на бензине негарантированного качества у многоэлектронных свечей выявился гораздо более существенный недостаток, который может привести к поломке двигателя. Мы рассказывали об этом в статьях «Почему из свечей зажигания вывалились электроды?», с которыми можно ознакомиться здесь и здесь.

Рассказанное объясняет, почему отдельные СТО избегают использовать многоэлектродные свечи в своей работе, предпочитая обычные, в которых центральный электрод при подобной оказии упирается в боковой и выпасть не может.

При выборе технологически продвинутых свечей надо отдавать себе отчет, что дополнительные «навороты» увеличивают стоимость, но не всегда это увеличение компенсируется более длительным сроком службы и другими выгодами. Если в качестве примера обратиться к упомянутым на фото, размещенном выше, свечам NGK, то покупка рекомендуемой BKR5ES-11 обойдется в 4-4,5 руб., а допускаемой к установке платиновой PFR5N-11 — в 13-14,5 руб. в зависимости от места покупки. Не факт, что положительный ответ на вопрос, выдержит ли PFR5N-11 в три с лишним раза дольше, чем BKR5ES-11, подтвердится практикой.

Напоследок стоит напомнить, что состояние теплового конуса и электродов свечей, которые при работе начали создавать проблемы, может подсказать, что не все ладно с двигателем. Например, черный маслянистый нагар — признак, что свеча забрасывается маслом, которое прорывается в камеру сгорания через изношенные поршневые кольца, направляющие втулки или маслосъемные колпачки клапанов. У матово-черного нагара другие причины — слишком богатая смесь или позднее зажигание.

А пресловутое калильное зажигание может оказаться вовсе не следствием неправильного подбора свечей, а результатом установки раннего угла опережения зажигания, чрезмерного обеднения горючей смеси или еще чего-то. Впрочем, проблемы мотора и их влияние на работоспособность свечей — это уже совсем другая история.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY

Более 37.000 объявлений о продаже запчастей к легковым автомобилям в нашей базе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: