Что будет если установить аккумулятор большей емкости?

Решение вечного спора.Что будет, если в авто поставить аккумулятор большей ёмкости?

Постоянно встречается такое мнение, что если на машину положен по мануалу аккумулятор на 63 А/ч, то если поставить 55 А/ч то он закипит, а если 90 А/ч то он недозарядится. В обеих случаях предполагается, что он выйдет из строя за короткое время. К нашей радости это не так. Давайте поразмышляем…
Сеть бортового электропитания автомобиля при работающем двигателе представляет собой устройство, именуемое в радиоэлектронике как «генератор напряжения» (с некоторой натяжкой это так). Т.е. независимо от потребляемого оборудованием тока, он поддерживает стабильное напряжение в сети. Тогда мы утверждаем, что напряжение, подводимое к аккумулятору всегда постоянно (вроде бы 13.8-14.2 вольта). А по закону Ома (его в школе проходят, некоторые мимо) ток в цепи определяется отношением напряжения к сопротивлению цепи.
Напряжением в нашем случаем является разность (напряжение бортовой сети минус напряжение АКБ). Сопротивление АКБ — величина почти постоянная, т.е. ток заряда определяется собственным напряжением АКБ.
Теперь наконец-то запускаем двигатель. При пуске АКБ теряет некоторое количество энергии и напряжение на её клеммах понижается. Возрастает вышеуказанная разница напряжений и возрастает зарядный ток. Надо понимать, что ток который берёт в себя АКБ определяется состоянием её самой, а не бортсети авто.
Немного о значених токов.При замерах тока заряда ( на ВАЗ-2106) в первые 0-15 секунд после пуска ток в АКБ поднимался до 5-10 ампер, затем в течение пары минут опускался до значения 0,5 ампера. На двигателе, работающем около двух часов этот ток составляет 0,1-0,4 ампера. Видимо это некий ток утечки при заряде, что кстати говорит о том, что АКБ имеет не 100% КПД. Хотя этой АКБ более 3 лет и она отечественная. Но главное здесь понять, что средний ток заряда не выходит за рамки 1-2 ампера.
Теперь о генераторах. Значение тока на них говорит только о максимальном токе, который они могут дать, но это не значит, что они дают его всегда. Всегда они дают тот ток, который требуют потребители.
И ТЕПЕРЬ ВЫВОДЫ: В случае, когда АКБ «просит» от генератора 1-2 Ампера, их одинаково хорошо дадут и генератор на 35 А и генератор на 200 А. Поэтому если хотите, ставьте любой АКБ на любую машину. Всё зарядится. Главное, чтобы напряжение в АКБ и бортсети было бы одинаково.
Хотя справедливости ради скажу, что можно подобрать такую пару авто-АКБ, при которой АКБ недозарядится. Эта такая пара, у которой средний зарядный ток АКБ будет больше максимального тока генератора. Но к нам это не относится, т.к. средний ток заряда АКБ в разы меньше тока даже одной лампы ближнего света фары. Так что АКБ недозарядится только на авто, генератор которого не потянет и одной лампы. Или по другому, АКБ — это настолько малый потребитель в автомобильной электрике, меньше наверное только часы в «приборке».
А теперь смешные ненаучные доказательства.
Предположим, что факт перезаряда-недозаряда имеет место быть…Тогда:
ПРИМЕР.
Представим забор в поле. С одной стороны забора стоят ЗИЛ и ОКА. В заборе просверлены 2-е пары отверстий ив них просунуты две пары проводов. Одна пара идёт от бортсети ЗИЛа, другая от бортсети ОКИ. Двигатели на обоих авто работают и крутят генераторы. Находясь на другой стороне забора мы не видим, откуда какая пара, но тестером видим на каждой паре 13.8 вольт. Подключаем к каждой паре по одинаковому аккумулятору, рассчитанному на ОКУ. Вот если мы утверждаем, что тот который подключен к грузовику перезарядится, то как этот аккумулятор «определит», что он подключен именно к грузовику? Ведь в обоих случаях будет одинаковое напряжение и одинаковый ток заряда.
Таким образом мы доказали, что ток потребителя определяется самим потребителем при постоянстве питающего напряжения и не зависит от генератора.
Так что при выборе АКБ есть простое правило- ёмкость АКБ может быть любой при условии, что она обеспечивает необходимый пусковой ток стартеру. Но не меньше. Больше? Да пожалуйста, только остановитесь вовремя, а то АКБ в багажник не влезет. Кстати там где холодно, имеет смысл поставить АКБ как раз помощнее, т.к. известно, что с понижением температуры реальная ёмкость АКБ уменьшается.
Ещё про баланс ёмкость аккумулятора/ток генератора.
Вопрос: Я ставлю на УАЗ аккумулятор 120 А/ч вместо 55 и он будет подзаряжаться до своих 120 ? Это не зарядка, а подзарядка! Это ограничение по току !
Так как подобный вопрос задаётся весьма часто, ТАК ВОТ ОТВЕТ: Это типичнейшее заблуждение !
Дело в том, что налицо непонимание процессов разрядки/зарядки аккумуляторов. По порядку.
При заводке мотора тратится некоторая энергия. Практически одинаковая, независимо от ёмкости аккумулятора.
Например 0,5 ампер-часа (меньше реально). Стартер «абсолютно не в курсе», сколько там в аккумуляторе всего ампер-часов — его «интересует» лишь то, что надо ему. Ну это как «всё равно, 3 метра глубина или 3 километра — тонуть одинаково».
Мотор завёлся, заработал генератор. Так вот, для генератора тоже глубоко фиолетово, сколько там ампер-часов в аккумуляторе — его «интересует» только НАПРЯЖЕНИЕ в бортовой сети. И отклонение вниз напряжения аккумулятора относительно «привычного генератору». И аккумулятор начинает «кушать» энергию. И кушает он не непонятно сколько, а ровно столько (кпд АКБ почти 100%), сколько потерял при старте мотора. Т.е. те же 0,5 ампер-часа. И кушает он такими темпами, как позволяет баланс мощностей приход/расход электроэнергии.

Можно представить такую аналогию.
Имеется 2 ведра с водой — 10 литров и 5 литров.
Хозяйке требуется иногда литр — потом она доливает. Так какая разница — сколько всего воды в ведре?
Хозяйку интересует УРОВЕНЬ воды? (напряжение аккумулятора). Тогда уровень воды при отливе одного литра уменьшится не в зависимости от количества её, а от ДИАМЕТРА ВЕДРА (стартовый ток аккумулятора) ! А вот его можно сделать разным ! Можно иметь широкое неглубокое ведро (большой разрядный ток при малой ёмкости), а можно узкое и высокое (ёмкость большая, а ток невелик — это аккумуляторы 60 А/ч 180 А, кстати). И большая ёмкость реальных аккумуляторов (на порядок больше требуемой) нужна в основном для того, чтобы был больше стартовый ток. Ведро можно сделать любой формы, а вот аккумулятор — нельзя делать «широким и неглубоким» — характеристики эти реально сильно связаны и достигнуть «ширины» можно, только сделав и «глубину».
Да, есть ещё люди считающие, что если под водопроводный кран вместо ведра поставить бочку, то кран не выдержит такой ёмкости и сломается…

Итог — можно ставит хоть 500 А/ч — аккумулятор — 55 -амперный генератор справится и с ним.
Просто вопрос — а надо ли столько?

При зарядке совсем пустого аккумулятора одинаковым током например 1А через 50 часов 50-й
уже закипит, а 80-й останется ещё недозаряженным. А через 80 часов 80-й тоже закипит, а 50-й будет кипеть уже 30 часов. А при заряде разным током 10% от ёмкости каждого — они закипят одновременно через 10 часов. Поэтому при заряде выбирается ток не в амперах, а в процентах от ёмкости. А назначение генератора вообще-то не зарядка аккумулятора, а подзарядка- возврат «взятого взаймы», например для запуска двигателя или после посадки музыкой или фарами. А на автомобиле изначально должен стоять уже полностью заряженный аккумулятор любой ёмкости. То есть если при запуске двигателя 50-й аккумулятор израсходует 1% ёмкости, 80-й только 0,625%, следовательно генератором обратно они подзарядятся одновременно. Но в «займы» 80-ка даст всё-таки бльше!

Спасибо за внимание!
Удачи на дороге!

Что будет, если установить в автомобиле аккумулятор большей ёмкости

Большинство автомобилистов, которые заботятся о сохранности своего транспортного средства и хотят продлить срок его службы, всегда стараются придерживаться рекомендаций автопроизводителя.

Это касается и вопроса выбора аккумуляторной батареи. В техническом регламенте прописывается, какими именно характеристиками должна обладать АКБ. При этом ключевым параметром справедливо считается ёмкость.

Есть чёткие цифры, на которые опирается автовладелец. И нарушать их он не хочет. Но есть и другая категория автомобилистов, которые размышляют на тему отклонения от регламента. Они хотят вместо стандартной батареи установить устройство с большей ёмкостью. Их часто останавливают различные утверждения о том, что в таком случае начнут проявляться разного рода проблемы, вплоть до сгоревшего стартера. А это вещь очень дорогая в любой машине.

На что влияет ёмкость батареи

Действительно среди автомобилистов пользуется популярностью тема установки АКБ с ёмкостью, которая превышает регламентированные значения.

И тут скептики и люди, не разобравшись в этом вопросе, начинают пугать других автомобилистов возможным выходом из строя генератором, проблемами с недозарядом и прочими неисправностями.

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, для начала нужно разобраться в самой сути АКБ и её ёмкости.

Ёмкостью является вместительность батареи. Это показатель того, сколько заряда вмещается в АКБ. Измеряется в Ампер-часах.

Если простым языком, то ёмкость отображает силу тока, котору нужно приложить для заряда АКБ в течение часа. В машине батарея отвечает за подачу питания на стартер в момент пуска двигателя. Также участвует в работе электрооборудования, если двигатель не запущен.

Читайте также  Нужно ли подтверждать категорию В?

На батареях, выпускаемых для легковых автомобилей, чаще всего можно встретить показатели ёмкости порядка 45, 50, 60, 75 Ам-ч. Именно это значение и отображает ёмкость.

В машинах АКБ имеют примерное постоянное напряжение, равное 12,7 В. А вот показатели ёмкости зависят от самого автомобиля, объёма двигателя и используемого в машине электрооборудования. Чем эти значения выше, тем батарея с большей ёмкостью потребуется для авто. На малолитражки обычно ставят АКБ на 45-50 Ам-ч. У моторов от 2,0 литров и более это уже 60-80 Ам-ч.

Система электропитания у всех автомобилей одинаковая. В неё входят:

  • аккумуляторная батарея;
  • генератор;
  • стартер;
  • бортовая сеть.

Теперь к вопросу о том, как изменение ёмкости влияет на автомобиль и его электросеть.

Для лучшего понимания представьте 2 ёмкости, наполняемые водой. Одна вмещает 80 литров, другая только 50. При этом наполняются они одним и тем же напором воды, с одинаковой скоростью. В итоге получается, что в ёмкость на 80 литров поместится больше воды, но тара на 50 литров наполнится быстрее. На наполнение 80-литровой ёмкости требуется больше времени, но она всё равно будет в итоге заполнена.

Если потребителей воды много, то именно 80-литровая ёмкость сумеет обеспечить их водой лучше, чем 50-литовый условный конкурент. Примерно так же ситуация обстоит и с аккумуляторными батареями, их ёмкостью.

Тут важно понимать ещё один момент. АКБ заряжается за счёт генератора, когда мотор запущен. Это позволяет сохранить заряд для последующего повторного запуска ДВС после его остановки. Если машина движется короткими перебежками, АКБ может не успеть зарядиться.

Если установить АКБ большей ёмкости, на подзарядку аккумулятора будет уходить больше времени.

Но накопленного тока хватит для выполнения более обширного списка задач, что может стать ключевым фактором в период зимней эксплуатации автомобиля.

Если говорить об установке АКБ с меньшими параметрами по ёмкости, то здесь бытует иное мнение. Якобы батарея перезарядится, и электролит начнёт кипеть. Это не соответствует действительности. Особенно применительно к современным машинам. В них используются датчики, которые следят за уровнем заряда. Как только он достигнет нужного значения, питание от генератора перестаёт поступать на АКБ.

Вероятность сгорания стартера

Одним из главных страхов в отношении того, можно ли использовать на машине аккумулятор большей ёмкости, нежели указано в регламенте и технической документации, является риск спалить стартер.

Тут важно понять одну простую истину, которая во многом и ответит на вопрос о вероятности выхода из строя стартера.

Батарея не подаёт на стартер ток, используя всю свою мощность. Это стартер забирает у АКБ столько заряда, сколько необходимо для запуска двигателя.

Это к вопросу о том, может ли установка АКБ большой ёмкости привести к перегоранию этого узла. Нет, не может.

Стартер будет брать одинаковое количество заряда от любой батареи, вне зависимости от того, какую она имеет ёмкость. Хоть минимальные 40 Ам-ч, хоть 80.

Проблема недозаряда

Ещё один момент, непосредственно связанный с тем, можно ли ставить на машину АКБ большей, нежели регламентированная, ёмкости. Автомобилисты считают, что будет происходить постоянный недозаряд.

Существует популярный миф, согласно которому установка большей батареи ведёт к тому, что генератор с ней не справляется и АКБ будет находиться в состоянии постоянного недозаряда. Это заблуждение, в котором следует разобраться.

Тут всё связано с потребителями. Попробуем ответить на вопрос, можно ли ставить себе в авто аккумулятор с большей ёмкостью, нежели указано в технической документации. Повышение мощности на недозаряд повлиять не может.

В машине есть электропотребители. Причём их аппетит неизменный и постоянный. Стартер не будет брать больше, чем ему нужно. Предположим, что заряд в АКБ полный. Из него условные 10 единиц забрал стартер, чтобы запустить двигатель. Если брать в качестве примера воду, то их ёмкости 80 литров потребуется забрать 10 литров, так и из ёмкости на 40 литров будет отбираться тот же объём в 10 литров. Но генератор быстро восполнит эти единицы за время поездки. И тут не играет принципиальной роли то, какой объём (ёмкость) у аккумулятора. Всё равно возвращать нужно один и тот же объём заряда.

В итоге можно сказать, что в автомобиль поставить себе аккумулятор большей, нежели рекомендует производитель, ёмкости допускается. Никакой катастрофы из-за этого точно не произойдёт.

Для чего увеличивают АКБ

Не всем автомобилистам понятно, зачем именно другие водители ставят под капот иные АКБ, с улучшенными характеристиками.

Если говорить про оптимальные условия работы автомобиля, то увеличение ёмкости АКБ вовсе не требуется. Это актуально, когда генератор работает хорошо, с проводкой нет никаких проблем, поездки на машине регулярные, чтобы восполнять вовремя заряд в аккумуляторе. При таких условиях водитель может годами не обращать внимания на батарею.

Но поскольку далеко не всегда удаётся создать идеальные условия, приходится решать некоторые возникающие проблемы. В случае с городскими жителями, когда машина 99% времени эксплуатируется в черте города, АКБ находится в стабильном состоянии недозаряда. Ведь сначала двигатель запускается, затем преодолевается небольшая дистанция, и машина застревает в пробке. Либо до работы всего несколько километров.

Эффективность генератора на холостых оборотах намного ниже, чем при движении. Из-за этого АКБ заряжается медленнее.

Добавьте сюда работающий кондиционер, подсветку, музыку, массаж кресел, так на аккумулятор и вовсе не будет поступать зарядный ток.

В итоге заряд может восполняться в меньшем объёме, нежели он был затрачен. Если ситуация повторяется изо дня в день, в скором времени можно столкнуться с полным разрядом.

Решением такой ситуации может стать зарядка АКБ с помощью специального зарядного устройства либо выезд за город, позволяющий разогнаться хотя бы до 80-100 км/ч и без остановок проехать дистанцию на 30-50 км. Тогда генератор успеет зарядить АКБ до конца.

Увеличивая ёмкость батареи, городской житель лишь отсрочит разряд. То есть уровень заряда такой АКБ упадёт немного позже, нежели у батареи меньшей ёмкости. Но порой даже такое преимущество имеет огромное значение. Чем больше у автомобилиста времени, пока АКБ держит заряд, тем больше вероятность получить возможность выехать на трассу или съездить за это время в дальнюю поездку. А затем снова в город, и ещё неделями или месяцами проблема разряда может не беспокоить.

Когда увеличивать ёмкость нельзя

Вы уже знаете, можно ли брать для своего автомобиля аккумулятор большей ёмкости и что это даст на практике. Смысл в таком изменении действительно есть, когда потребителей много, а выезжать за город удаётся не так часто, чтобы как следует разогнать генератор.

Но есть ситуации, когда вносить такие изменения нельзя.

Следует понять, почему нельзя в машине ставить аккумулятор с большей характеристикой ёмкости.

Можно выделить 2 основные причины.

  1. Физические ограничения. Подкапотное пространство современного авто заполнено максимально компактно. Конструктивно многие машины рассчитаны на применение батарей определённых габаритов. Если блок окажется больше посадочного места, или выше, он может не поместиться, упереться в капот и пр. Производители АКБ придерживаются определённых стандартов. Чем больше ёмкость, тем более крупные размеры будет иметь батарея. Под посадочное место некоторых авто найти АКБ с улучшенными характеристиками сложно. Максимум увеличение составит 5-10 Ам-ч. А это не так много.
  2. Программные ограничения. Речь идёт о подавляющем большинстве современных автомобилей. Если раньше блок АКБ был самостоятельным, то теперь зарядом управляет электроника, мозги вашего автомобиля. Поставив на авто новый аккумулятор меньшей или большей ёмкости, но сохранив старую программу управления зарядом, никакого эффекта замена не даст. Более того, работа электросистемы может быть нарушена. Ведь компьютер считает, что АКБ имеет 45 Ам-ч, а в действительности там может стоять уже 60 Ам-ч. Это не позволит компьютеру точно отображать текущий заряд. Думая, что в батарее заряда меньше, чем на самом деле, некоторые потребители могут принудительно отключаться. Здесь не обойтись без вмешательства в мозги машины. А это можно сделать только у специалистов, за отдельную плату.

Ставить другую батарею или нет, дело личного каждого. Да, в определённых ситуациях это верное решение. Но только при условии, что батарея была прописана систему вашего автомобиля.

Обязательно хотя бы раз в месяц рекомендуется выезжать за город, разгоняться до 90-100 км/ч, не нарушая при этом правила, и давать двигателю с генератором как следует поработать. Это полезно для АКБ, генератора, самого двигателя, топливной системы.

Почему опасно устанавливать в автомобиль более мощный аккумулятор

Зачем автомобилю нужна емкая и выносливая батарея, совершенно понятно. Представьте себе ситуацию — вы потратили часть ресурса АКБ при запуске двигателя в зимний мороз, затем отправились в офис по пробкам, да еще и включили энергопотребители — магнитолу, печку, фары, подключили к USB-слоту смартфон.

При таком раскладе более емкий аккумулятор даст больше гарантий того, что, стартуя из офиса домой, вы заведете машину без всяких проблем. И если даже такой «пробочный» сценарий будет повторяться изо дня в день всю зиму, ресурса мощной АКБ хватит до того момента, как вы наконец отправитесь в дальнюю поездку (как правило, это вылазки на дачу весной) на «шоссейных» скоростях, и генератор зарядит АКБ по полной.

Читайте также  Сколько литров антифриза в Мерседес w220?

Значит, выходит, что стоит установить под капот максимально мощный аккумулятор, к примеру, от грузовичка, и вы не будете знать проблем с «холодным пуском»? Так было еще пару десятков лет назад.

В «Жигули», «Москвичи» и «Волги» вполне можно было установить максимально емкую АКБ, а ограничением являлось, пожалуй, лишь дефицит свободного пространства под капотом. Однако с появлением на рынке высокотехнологичных иномарок ситуация в корне изменилась. Пожалуй, главным препятствием для установки «царей-АКБ» стали высокотехнологичные генераторы. В ряде новых недешевых моделей этот узел наделен отдельным блоком (Battery Monitoring System), регулирующим зарядку АКБ не до 100%, а до 80%, что сделано прежде всего с прицелом на экологию и максимальный ресурс аккумулятора.

Так что же произойдет, если вы установите в машину с таким «умным» генератором АКБ повышенной емкости? Скажем, мануал предписывает использование АКБ на 50Ач, а вы ставите на 75 Ач или даже на 90 Ач? Получаем в результате буквально «горе от ума».

Генераторы, заточенные на определенный объем аккумулятора, будут постоянно недозаряжать большую батарею (из-за софта блока Battery Monitoring System), а это чревато целым рядом неприятностей для владельца автомобиля. Один из вероятных сценариев — из-за хронического недозаряда в АКБ запустится необратимый процесс сульфатации пластин, в результате снизится емкость и пусковой ток. Как следствие, такой аккумулятор может подвести в любой момент. И в конце концов такая батарея преждевременно выйдет из строя. Проблему могла бы решить регулярная подзарядка мощной АКБ вручную от стационарного зарядного устройства. Однако, как известно, это дело хлопотное.

Радикальный вариант в случае с автомобилями, оснащенными системой Battery Monitoring System, — это подключение ЕБУ к компьютеру и «прописывание» новой, более емкой АКБ. Но и такой сценарий потребует усилий и вложений. Ведь вам потребуется либо помощь мастеров, либо, если «пользователь» подкован, как минимум правильное программное обеспечение и новый модуль, который, что радует, реально приобрести через интернет-магазины.

В любом случае, чтобы исключить неприятные сценарии, владельцам следует быть уверенными, что их АКБ заряжается от генератора по максимуму. Для этого можно проверить плотность электролита (подходит для батарей, у которых электролит жидкий, а не гель). На холодном двигателе при снятой клемме с помощью ареометра измеряем плотность электролита во всех отсеках.

Если АКБ заряжена на 100%, то прибор покажет 1.26-1.27 единиц. Если меньше, имеем недозаряд. Второй способ — замер напряжения на клеммах аккумулятора. Ставим автомобиль на стоянку, дожидаемся, когда двигатель остынет, отсоединяем клеммы от АКБ, и подключаем вольтметр. Если прибор показал значение выше 12,5 В, все нормально Значение 12.7 В говорит о том, что АКБ зарядилась на все 100%. Если напряжение ниже, нужно подзарядить.

Можно ли поставить аккумулятор большей емкости на автомобиль?

Вокруг темы – можно ли поставить аккумулятор большей емкости – гуляет очень много мифов и заблуждений. Большинство из них возникли на почве отсутствия базовых знаний и путаницы в понятиях, а потому абсолютно абсурдны. Некоторые могут иметь место быть, но только при определенном стечении обстоятельств. Цель данного материала – разложить все по полочкам, развеять абсурдные мифы, и подтвердить справедливые утверждения.

Самые известные мифы об АКБ большей емкости

Начнем с перечисления самых популярных ответов на вопрос – что будет, если поставить аккумулятор большей емкости:

  • АКБ большей емкости не будет успевать подзаряжаться от штатного генератора, и со временем гарантированно сядет полностью.
  • Во время заряда АКБ большей емкости будет потреблять такой большой ток, что сгорит выпрямитель или реле-регулятор.
  • На АКБ большей емкости указан большой пусковой ток, из-за которого непременно может сгореть стартер.
  • Если на генераторе написано, например, 50 А, то АКБ емкостью больше 50 А*ч ставить ни в коем случае нельзя, так как он ее не «потянет».
  • АКБ большей емкости придется постоянно подзаряжать от стационарного зарядного устройства.
  • АКБ большей емкости всегда имеет большие габариты, а потому не влезет на штатное место под капотом.
  • АКБ тем дороже, чем больше у нее емкость.

На всякий случай добавим сюда еще один миф, который гласит, что АКБ меньшей емкости, чем положено, будет постоянно «закипать». Ниже развеем и это заблуждение, поскольку оно всегда сопутствует рассматриваемую тему.

Абсолютно все вышеперечисленные мифы и заблуждения возникают по двум причинам. Во-первых, из-за путаницы с характеристиками автомобильных аккумуляторов. Во-вторых, из-за непонимания процессов, которые происходят в связке генератор-АКБ. А потому глупо надеяться развеять эти мифы, не разобравшись с этими, на самом деле элементарными, вещами.

Путаница с характеристиками АКБ

Любой автомобильный аккумулятор, независимо от технологии (кальций, гель и так далее) имеет один и тот же набор характеристик:

  1. Номинальное напряжение.
  2. Емкость.
  3. Максимальный пусковой ток.

Номинальным напряжением батареи легкового авто принято считать показатель в 12 В. При этом, для любой АКБ существует еще, как минимум, три понятия напряжения. Это напряжение в состоянии покоя (до 12,7 В), во время заряда (13,8-14,5 В), и сразу после зарядки (больше 13 В).

Емкостью батареи называется количество энергии, которое в ней запасено. Измеряется в А*ч (ампер-часах). Означает, что АКБ емкостью, например, 60 А*ч сможет обеспечить энергией нагрузку в 1 А в течение 60 часов. Эта же батарея в теории сможет питать нагрузку в 2 А в течение 30 часов, и так далее. Соответственно, если в автомобиль вместо штатной АКБ установить аккумулятор большей емкости, то та же самая нагрузка сможет проработать в автономном режиме дольше.

Так, если вместо АКБ емкостью 60 А*ч установить модель на 70 А*ч, то нагрузка в 1 А сможет проработать 70 часов вместо 60. Это означает, что при заглушенном двигателе можно будет дольше слушать музыку, оставлять авто со включенными габаритами, ставить на сигнализацию на гораздо большие сроки и так далее.

Максимальный пусковой ток – это ток, который в состоянии кратковременно выдать батарея. В автомобиле единственным потребителем тока такой величины является только стартер.

Как работает АКБ в автомобиле?

Теперь кратко рассмотрим, как АКБ работает в автомобиле в связке с генератором, стартером и другими потребителями. Это также понадобится нам для развеивания перечисленных выше мифов и утверждений.

Если объяснять максимально упрощенно, то установленная в автомобиле аккумуляторная батарея работает всего в двух режимах:

  1. Разряд.
  2. Заряд.

Первый режим можно наблюдать при заглушенном двигателе и в момент его запуска. Когда двигатель не заведен, энергия из батареи расходуется на работу различных потребителей – магнитолы, охранной системы, включенных габаритных огней и так далее. Даже если на современном автомобиле все это выключить, то некоторые приборы все равно будут потреблять ток от 20 мА до 150 мА. Это означает, что за 10 часов стоянки из батареи может «уйти» до 1,5 А*ч запасенной энергии.

Во время запуска двигателя потребителем тока становится стартер. Этот прибор потребляет в среднем около 400 А в течение нескольких секунд. Здесь важно понимать, что стартер потребляет не столько, сколько сможет выдать АКБ, а столько, сколько ему нужно. Если же столько, сколько ему нужно, батарея выдать не сможет, двигатель не заведется.

Для лучшего понимания рассчитаем, сколько энергии в ампер-часах успеет вытянуть стартер из батареи за те несколько секунд, в течение которых будет работать. Допустим, в процессе запуска двигателя он потреблял ток в 400 А в течение 5 секунд. Переведем секунды в часы. 5 секунд – это примерно 0, 00139 часов. При указанной силе тока стартер за это время «вытянет» из АКБ около 0,5 А*ч (перемножаем силу тока в амперах на время в часах).

После того, как двигатель запущен, батарея переходит в режим заряда. В первые секунды (поскольку она подсела перед этим и имеет меньшее внутреннее сопротивление) ток заряда составляет несколько ампер. Затем ток заряда составляет меньше одного ампера, и так до того времени, пока батарея не зарядится.

Многие скажут, что это все слишком упрощено, и на самом деле все сложнее. И будут правы. Но для развеивания наших мифов и этой информации будет вполне достаточно. А где потребуется углубиться в процессы работы АКБ, там это будет сделано.

Развеиваем мифы об АКБ большей емкости

В такой последовательности, в какой были перечислены мифы выше, и пойдем.

Постоянный недозаряд АКБ большей емкости. Из представленных выше цифр можно понять, что АКБ во время простоя и запуска двигателя теряет не так уж много энергии. Всего каких-то жалких пару ампер-часов при емкости в 60-70 А*ч. А потому, вроде бы, причин для того, что генератор не успеет восстановить ее, нет.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда батарея разряжена не на пару ампер-часов, а почти полностью. Зарядится ли она в таком случае, если будет большей емкостью, чем «положено». Ответ – да. Конечно же зарядится. Но для этого понадобится больше времени.

Читайте также  Какие двигатели ставились на ауди а4?

Запомните раз и навсегда: не успеть зарядиться АКБ может только тогда, когда:

  • Двигатель (и генератор) проработал слишком мало времени. Так, при кратковременных поездках не будет успевать заряжаться даже штатная АКБ с емкостью, «как написано в книжке».
  • На улице отрицательная температура, при которой батарея любой емкости начинает принимать заряд далеко не сразу после запуска двигателя.
  • В цепи генератор – выпрямитель – реле-регулятор есть неполадки.

АКБ большей емкости во время заряда будет потреблять чрезмерно большой ток. Это заблуждение. К такому выводу приходят те, кто думает, что сила тока заряда АКБ прямо пропорционально зависит от ее емкости. На самом деле сила тока заряда зависит от текущего внутреннего сопротивления батареи. А оно зависит, в свою очередь, от степени ее заряженности.

Так, чем сильнее разряжена батарея, тем ее внутреннее сопротивление меньше. Соответственно (по закону ома), она может пропускать через себя больший ток. Однако это работает абсолютно одинаково как в батарее на 60 А*ч, так и на 90 А*ч, и в любой другой. То есть, если взять две такие батареи, и сделать так, чтобы в обеих осталось энергии по 50 А*ч, а потом заряжать их одинаковыми зарядными системами, то ток заряда будет примерно одинаковым. Только вторую батарею заряжать придется дольше.

АКБ большей емкости выдает больший пусковой ток, из-за чего может сгореть стартер. 100-процентный миф. Потребляемый стартером ток не зависит от того, какой максимум способна выдать АКБ. Как уже было сказано выше, он потребляет столько, сколько ему надо. Это, в принципе, справедливо для любого прибора. То есть, если на аккумуляторе написано, что его пусковой ток составляет 600 А, это вовсе не означает, что через ваш стартер пойдет именно такой ток. Такая надпись обозначает, что если стартеру нужны эти 600 А, то данная АКБ их способна обеспечить. Если же для работы ему надо всего 300 А, то ровно столько он и возьмет из батареи, что бы не было на ней написано.

Если на генераторе написано 50 А, то АКБ емкостью больше 50 А*ч ставить нельзя. Якобы такой генератор не сможет зарядить батарею, и так далее. На самом деле нет никакой связи между этими двумя параметрами. То, что написано на генераторе – это всего лишь максимальный ток, который он способен вырабатывать в момент времени. Этот ток распределяется между всеми работающими потребителями – системой зажигания, освещением и так далее. Из этих 50 А на аккумулятор уходит не более нескольких ампер. А то и доли ампера.

АКБ большей емкости придется постоянно заряжать вручную. Этот миф является продолжением первого рассмотренного здесь заблуждения. Однако, как уже было сказано, если аккумулятор на вашем автомобиле не успевает заряжаться от генератора, то виной тому не его емкость, а другие причины. Если система заряда работает нормально, и вы не эксплуатируете автомобиль только для очень коротких поездок, то подобных проблем не будет.

Чтобы окончательно развеять этот миф, можно провести следующий эксперимент. Возьмем два аккумулятора емкостью 60 А*ч и 90 А*ч в полностью исправном и заряженном состоянии. То есть изначально в первом запасено 60 А*ч энергии, а во втором – 90 А*ч. Теперь подключим к этим АКБ на одно и то же время одинаковую нагрузку. К примеру, лампочку, потребляющую ток в 3 ампера на один час. Что произойдет с АКБ? Как изменится их состояние?

А изменится то, что в первой АКБ после эксперимента останется энергии в количестве 57 А*ч, а во второй – 87 А*ч. Сколько теперь надо ампер-часов, чтобы восстановить (зарядить) наши аккумуляторы? Что для первой, что для второй надо 3 ампер-часа. Так почему же тогда АКБ большей емкости будет не успевать заряжаться на автомобиле?

АКБ большей емкости всегда больше по размерам, а потому просто не влезет на свое место. Этот миф неоднозначный. Теоретически, конечно, чем большей емкости АКБ, тем она должна иметь большие габариты. Однако не всегда. С развитием технологий производителям удается «запихать» все больше «ампер-часов» в корпусе одного и того же размера. Кроме того, ничего не мешает установить АКБ не на штатное место, а например, где-нибудь в багажном отсеке, где места достаточно.

Чем больше емкость АКБ, тем она дороже. Это тоже не так. Вернее, не всегда так. Сегодня вполне реально найти несколько аккумуляторов с одинаково большой емкостью по совершенно разной цене. Если не гнаться за известным брендом, который на 30% увеличивает ценники, то АКБ большей емкости можно купить даже дешевле, чем рекомендуемый производителем вариант.

Ну и, в завершение, пару слов о закипании АКБ меньшей емкости. Чтобы доказать, что это не более, чем просто миф, достаточно объяснить, при каких обстоятельствах «кипит» АКБ. А кипит аккумулятор тогда, когда через него продолжают пропускать ток после того, как он полностью зарядился. Такое происходит исключительно при неисправном реле-регуляторе, неспособном своевременно отключать заряд от генератора. Такая поломка будет причиной закипания любого аккумулятора, независимо от его емкости.

Итоги

По итогу получается, что нет абсолютно никаких обоснованных причин отказываться от покупки аккумулятора с большей емкостью. Это не только безопасно, но и в некоторой степени выгодно. Так, АКБ большей емкости повысит шансы успешного запуска двигателя в морозы, позволит дольше слушать музыку во время стоянки. Актуальной такая покупка будет для тех, кто проживает в северных регионах нашей страны, либо надолго оставляет автомобиль с включенной сигнализацией.

Не по Сеньке шапка, или что, если поставить АКБ не той емкости

Каждый автомобиль комплектуется аккумуляторными батареями с определенной емкостью, стартерными характеристиками. Инструкция по эксплуатации четко прописывает данные параметры. Самые современные авто буквально напичканы электроникой, которая требует электрического питания. Кроме того, эксплуатация машины в условиях низких температур требует достаточных параметров стартерного тока.

Некоторые автомобилисты считают, что нужно строго придерживаться рекомендаций производителя. С другой стороны, при некоторых обстоятельствах лучше усилить автомобильный источник питания. Главное – разобраться, насколько это оправданно.

Взаимодействие аккумулятора с генератором и стартером

Стартерная аккумуляторная батарея предназначается для холодного пуска двигателя. Для восполнения затраченной энергии предназначается генератор авто, который работает во время езды.

АКБ работает по такой схеме:

  1. В зависимости от погодных условий, стартер для того, чтобы провернуть коленчатый вал, завести мотор, тратит до 20 А/Ч. При этом количество энергии не зависит от емкости Здесь главное – пусковой ток.
  2. При движении автомобиля генератор постоянно подзаряжает батарею до тех пор, пока зарядка не наберет 100%. Следует учитывать, что аккумулятор не возьмет больше, чем нужно, поэтому при нормальном напряжении заряда 13,6-14,4 Вольт все будет работать полноценно.
  3. На состояние АКБ напрямую влияет дополнительное электрическое оборудование. Если двигатель работает, то зарядка идет. В противном случае батарея будет разряжаться.

Таким образом, исправная система обеспечит зарядку батарей разной емкости. Ток в цепи определяется разностью напряжений в бортовой сети и самого аккумулятора. При этом в АКБ данное значение является практически постоянным. Сразу после запуска мотора сила тока зарядки может подниматься до 5-10 Ампер. Буквально через 2 минуты ток падает до 0,5 Ампер, поэтому риск перезаряда даже маленьких батарей полностью отсутствует. Таким образом, необходимые параметры зарядки может обеспечить любой генератор.

Поставили аккумулятор меньшей емкости – что будет

Для запуска дизельного или бензинового двигателя требуется разный стартерный ток. Например, при низких температурах провернуть дизель достаточно трудно, поскольку солярка и масло становятся густыми. Для выполнения такой задачи аккумулятор небольшой емкости не очень подходит.

С другой стороны, более значимым параметром здесь является ток холодного пуска двигателя. Если это значение достаточное, то можно использовать АКБ меньшей емкости. Несмотря на это, все же лучше брать более мощный источник питания, поскольку емкость при низких температурах уменьшается.

Кроме того, современные автомобили, которые оснащаются максимальным количеством дополнительного электрооборудования, нуждаются в мощных батареях.

В противном случае во время стоянки с включенной аппаратурой АКБ будет «высаживаться» очень быстро, теряя возможность пуска холодного двигателя.

А что, если большей

Установленный аккумулятор большей емкости по сравнению с рекомендуемыми параметрами АКБ является хорошей идеей. Если позволяют габариты, то размещение его под капотом будет полностью оправданным.

Это обеспечивает следующие преимущества:

  • длительную работу электроприборов при выключенном двигателе;
  • возможность установки внутри салона более мощной аппаратуры;
  • легкий запуск двигателя при самых сложных природных условиях.

Таким образом, аккумуляторная батарея большей емкости будет без проблем заряжаться от штатного генератора практически любой машины. При жестких условиях эксплуатации источник электричества с повышенно емкостью, высокими характеристиками пускового тока станет выгодным вариантом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: