Что является транспортным средством в РБ?

Транспортное средство как вещдок по статье 18.16 КоАП и кто должен платить за его хранение

Адвокат МиноблЮК №1 Латышев С.В.

Адвокат МиноблЮК №2, магистр юридических наук, Латышев П.С.

В нашей практике мы достаточно часто сталкиваемся с применением инспекторами ДПС статьи 8.10 ПИКоАП Республики Беларусь (задержание и принудительная отбуксировка транспортного средства) в случае совершения гражданином административного правонарушения, квалифицируемого по статье 18.16 КоАП Республики Беларусь (чаще всего – за управление транспортным средством в состоянии опьянения). Чуть реже мы сталкиваемся с применением такой меры обеспечения административного процесса по этой же самой статье 18.16 КоАП, как наложение ареста на транспортное средство (ст.8.7 ПИКоАП Республики Беларусь).

Но в июле 2019 г. мы впервые в нашей практике по данной категории дел (статья 115 КоАП БССР 1984 года, статья 18.16 КоАП 2003 годауправление транспортным средством в состоянии опьянения) которая ведет свой отсчет с 1989 года и насчитывает уже более 900 дел, столкнулись с тем, что инспектор ДПС признал автомобиль вещдоком по статье 18.16 КоАП Республики Беларусь за управление в состоянии опьянения, принудительно отбуксировал и поместил его на охраняемую стоянку в порядке ст.8.10 ПИКоАП и одновременно с этим поместил этот же самый автомобиль на эту же самую охраняемую стоянку и как вещественное доказательство (вещдок).

При этом почему автомобиль это вещдок инспектор ДПС в вынесенном постановлении никак не пояснил.

В постановлении просто процитирована ст.6.8 ПИКоАП Республики Беларусь, без конкретной мотивировки и аргументации инспектора ДПС о том, почему он считает транспортное средство Ауди А8 вещественным доказательством (вещдоком) по делу об административном правонарушении.

Гражданин, который обратился к нам за юридической помощью, не считал (и не считает) себя виновным в совершении инкриминируемого правонарушения по ч.1 ст.18.16 КоАП Республики Беларусь. В этом направлении ведется активная защита по отстаиванию его прав и законных интересов.

Также данный гражданин В. посчитал незаконными действия инспектора ДПС в части признания автомобиля вещественным доказательством и помещения его на охраняемую стоянку.

Защитой была подготовлена жалоба в порядке главы 7 ПИКоАП Республики Беларусь на незаконное постановление о признании автомобиля вещдоком, которая была подана в соответствующий суд.

Позиция двух адвокатов, которая была изложена в жалобе, и дополнена в судебном заседании сводилась к следующему:

1. действия с транспортным средством (управление, передача управления) являются признаками самого деяния, а не орудием и средством совершения правонарушения;

2. орудием и средством совершения правонарушения, предусмотренного ст.18.16 КоАП Республики Беларусь, может являться соответствующий алкогольный напиток, который вызывает состояние алкогольного опьянения, бутылка от алкогольного напитка с отпечатками пальцев и остатками алкоголя, пробирка с кровью, которая содержит этиловый спирт.

3. Транспортное средство не обладает и иными признаками, описанными в статье 6.8 ПИКоАП Республики Беларусь (вещественное доказательство (вещдок)).

4. Помещение автомобиля как вещдока на платную охраняемую стоянку и последующее его хранение там является незаконным.

Вывод защиты был таков — автомобиль гражданина В. — это не вещдок по делу об административном правонарушении по ст.18.16 КоАП, и соответствующее постановление инспектора ДПС о признании автомобиля таковым подлежит отмене.

Судья согласилась с позицией защиты, удовлетворила поданную жалобу и отменила постановление о признании автомобиля вещдоком.

Спустя неделю мытарств по маршруту «Стоянка-ГАИ-Суд-ГАИ-стоянка» автомобиль гражданину В. был все таки отдан (после получения какого то столь необходимого охранникам стоянки штампа от ГАИ – постановление суда их почему то не убедило).

Но и после этого сотрудники платной охраняемой стоянки не успокоились и решили перед возвратом автомобиля вручить гражданину В. бумагу на оплату хранения его автомобиля в качестве вещдока на этой самой стоянке.

Гражданин В. отказался оплачивать эти навязываемые услуги по хранению, мотивировав тем, что он не заказывал услуг по платному хранению его автомобиля как вещественного доказательства и свой счет сотрудники стоянки могут предъявить отделу ГАИ и его сотрудникам, которые приняли решение о признании его авто вещдоком и поместили его на платную стоянку.

После этого гражданин В. забрал свой автомобиль и уехал. Искового заявления на предмет возмещения услуг по хранению его автомобиля как вещественного доказательства на момент публикации настоящей статьи не поступало.

Наша позиция по вопросу оплаты услуг стоянки за хранение автомобиля как вещественного доказательства в данном случае такова – поскольку постановление инспектора ДПС о признании автомобиля вещдоком было признано незаконным и отменено, то с самого начала являлись и незаконными действия инспектора ДПС по помещению этого автомобиля как вещдока на платную охраняемую стоянку.

И поэтому за хранение незаконно признанного транспортного средства как вещдока по статье 18.16 КоАП Республики Беларусь должен платить тот государственный орган, который вынес данное незаконное постановление и поместил это транспортное средство на охраняемую стоянку.

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом 2021: что изменилось и к чему готовиться перевозчикам 16:20, 12 апреля 2021 Версия для печати

Рассказываем о нововведениях, которые облегчат работу водителей, логистов и… налоговых инспекторов.

1 января 2021 года вступила в силу новая редакция Правил перевозки грузов автомобильным транспортом – пожалуй, главного документа, регулирующего работу автоперевозчиков. Полный текст соответствующего постановления доступен по ссылке, а мы разберём основные изменения, с которыми придётся столкнуться перевозчикам.

Но сперва – о целях, которые преследовало правительство. В пояснительной записке к опубликованному летом прошлого года законопроекту отмечалось, что новые правила регламентируют электронный документооборот, смягчат требования к отдельным документам и помогут в реализации так называемой «регуляторной гильотины».

По мнению юриста Антона Смородникова, новые правила, помимо всего прочего, помогут налоговой службе ужесточить администрирование отрасли автоперевозок. Так ли это на самом деле?

Что изменилось в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом

Накладные подготовили к «цифре»…

Новая редакция Правил допускает оформление важных документов – транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-нарядов – в цифровом виде. Бумажные документы не упраздняются: они сохранят былую силу, но, когда заработает единая информационная система, перевозчики смогут обойтись без привычной бумаги.

Ожидается, что система начнет работу в 2022 году. Она будет собирать информацию из электронных документов. Оператором системы выступит государство.

Власти активно готовятся к запуску новой системы. Осенью 2020 года в пяти регионах России прошел эксперимент по использованию электронных транспортных накладных. Машины крупных транспортных компаний использовали их на маршрутах в Москве и Московской области, в Калужской и Рязанской областях, в Краснодарском крае и в Татарстане. По отзывам участников эксперимента, всё прошло гладко: на заполнение накладной уходила буквально пара минут, а в систему документ отправлялся практически мгновенно.

Можно предположить, что если в ходе реализации проекта не возникнет технических проволочек, уже с 1 января 2022 года все желающие смогут использовать электронные накладные в повседневной работе.

…и дополнили новыми полями

Кроме того, в правилах перевозки грузов изменилась форма транспортных накладных. Это изменение уже вступило в силу, и сегодня перевозчики заполняют документ по новым правилам.

    Добавлен раздел «Клиент», в котором необходимо указать сведения о заказчике перевозки;

В разделе «груз» теперь необходимо указывать информацию о грузах – их стоимость;

В разделе «транспортное средство» необходимо указать тип владения ТС (собственность, аренда или лизинг);

  • Если грузоотправитель является экспедитором, он должен поставить отметку в соответствующем поле.
  • Стоит отметить, что новые правила заполнения накладной вызвали у перевозчиков вопросы – об этом мы писали в январе. Тогда же сложившуюся ситуацию прокомментировал юрист Сергей Богатов. Он дал советы перевозчикам, но отметил, что окончательную точку в спорах могут поставить лишь официальные разъяснения от Минтранса и Минфина. К сожалению, по состоянию на апрель ведомства так и не ответили на вопросы профессионального сообщества.

    С какими последствиями столкнутся перевозчики

    Некоторые перевозчики и юристы уверены, что новые правила перевозок грузов созданы с целью ужесточения контроля со стороны налоговой инспекции. ФНС следит за автоперевозками и сегодня, но информация из электронных накладных, безусловно, облегчит работу налоговиков.

    К примеру, автор канала «Перевозчик 116», предприниматель Константин уверен, что после введения этого новшества налоговой станет проще вычислять цепочки посредников, созданные для оптимизации налогообложения. Юрист Антон Смородников отмечает, что новые правила поддерживают политику «обеления» отрасли автоперевозок, которую в последние годы проводит государство.

    Справедливости ради следует вспомнить, что электронные накладные будут использоваться наравне с бумажными документами — их использование не станет обязательным. Впрочем, рано или поздно государство всё же может заставить бизнес полностью перейти на «цифру», но это произойдет явно не в ближайшие годы. До тех пор все желающие смогут использовать для перевозки бумажные накладные.

    Читайте также  Можно ли графический планшет подключить к телефону?

    Кроме того, электронные документы действительно удобнее – они экономят не только бумагу, но и время. Возможность внести необходимую информацию в накладную с помощью телефона прямо в транспорте ускорит оформление перевозки. Теоретически это может привести к сокращению сроков оплаты, которые сегодня нередко превышают 2 месяца.

    Есть ли другие изменения?

    Во-первых, в новых Правилах вводится понятие «водитель». Согласно пункту 6 главы I, водитель – это физическое лицо, осуществляющее управление ТС, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. Таким образом, водитель теперь должен иметь правоотношения с перевозчиком – работать на него официально или по договору.

    Во-вторых, появился перечень реквизитов, которые должны быть указаны в заявке на грузоперевозку. Помимо стандартных данных о контрагентах и адресах пунктов забора и приема грузов, в заявке на перевозку грузов должна содержаться информация о количестве грузовых мест, о параметрах ТС (тип, марка, грузоподъемность и вместимость), данные о грузах (сроки хранения и температурный режим), необходимые для соблюдения фитосанитарных, карантинных и иных требований указания.

    В соответствии с новыми правилами перевозки, в заявке также должно содержаться отгрузочное наименование на каждый груз и информация о его состоянии.

    Особое внимание уделяется опасным грузам. В заявке на автомобильную перевозку опасного груза необходимо указать информацию о каждом опасном веществе, изделии или материале – как это регламентирует соглашение о ДОПОГ.

    Все остальные положения Правил – правила перевозки опасных грузов, габаритные и весовые ограничения, порядок оформления других документов – остались прежними.

    Подводя итоги

    Итак, новая редакция Правил перевозки грузов готовит перевозчиков к электронному документообороту, меняет правила оформления транспортных накладных и вводит обязательные реквизиты для заявок на перевозку. Каких-то фундаментальных нововведений, которые изменят работу перевозчиков, Правила не содержат, но этот документ важен для будущего внедрения электронного документооборота.

    Интересно, что в постановлении правительства прописан срок завершения действия Новых правил – 1 января 2027 года. Возможно, чиновники уже сегодня задумываются о каких-то нововведениях, связанных с развитием электронного документооборота и цифровых сервисов и намерены внедрить их в дальнейшие редакции Правил.

    К вопросу о принадлежности к транспортным средствам электросамокатов и аналогичных механизмов

    Виктор Герасимович Шевцов,
    судья суда Минского района
    Минской области

    Развитие электротранспорта невозможно без грамотного юридического закрепления его статуса. В настоящий момент имеет место неоднозначное толкование юридических норм, регламентирующих такие понятия, как «водитель», «транспортное средство», «дорожно-транспортное происшествие» применительно к малому электротранспорту.

    Так, в последние годы появилось большое количество транспортных средств для городской езды на электродвигателях с аккумуляторами. К ним относятся моноподы, электросамокаты, электроскутеры и прочее. Многие из подобных агрегатов пригодны для передвижения с высокой скоростью, недоступной транспортным средствам на мускульной тяге. Кроме того, они обладают значительной массой, а производители не всегда приводят данные о длине тормозного пути.

    Продавцы подобных агрегатов уверяют, что на электросамокаты и аналогичную продукцию не распространяются требования ПДД, а именно не требуется водительское удостоверение, техосмотр, страхование гражданской ответственности и прочее. Попробуем разобраться, насколько такие уверения согласуются с действующими нормами законодательства.

    Для анализа нами были выбраны популярные транспортные средства, которые отнесены продавцами к электросамокатам. Справедливости ради нужно отметить, что само понятие юридически не закреплено, поэтому чётких критериев применительно к такому агрегату не существует.

    Обратите внимание на следующий малый электротранспорт:
    1. Электросамокат Mi Electric Scooter обладает максимальной скоростью движения 25 км/ч, мощностью двигателя 250 Вт. Кроме того, он оснащён тормозной системой (E-ABS + дисковые), фарой спереди и габаритным фонарём сзади. Максимальный вес «пассажира» — 100 кг.
    2. Электросамокат Sakuma HDH-DD18M-01 способен развить скорость до 35 км/ч при мощности двигателя 800 Вт. Устойчивость придают широкие колёса (22 см), значительная масса (51 кг), а большая грузоподъёмность (до 200 кг) позволяет использовать его для различных нужд. Одного заряда достаточно для 60 — 70 км пути.
    3. Электросамокат Electrotown Speedway S4, оснащённый 600-ваттным двигателем, разгоняется до 45 км/ч. Он также оснащён фарами и 10-дюймовыми колёсами, при массе 24 кг способен перевозить до 120 кг полезной нагрузки.
    4. Модель ElectroTown Citycoco X7 Double Seat обладает 1500-ваттным двигателем, и максимальная скорость движения на нём — 50 км/ч. Отличительные особенности решения — сиденье и подножки для пассажира, широкие колёса (22 см), тормозная система. Масса данного агрегата — 66 кг, он способен перевезти до 150 кг нагрузки, пригоден для движения в тёмное время суток (имеются фары).

    Итак, беглый анализ демонстрирует, что представленные модели имеют различные характеристики и предназначение. Отдельные решения созданы исключительно для отдыха (способны принять на борт лишь одного человека и двигаться не больше 20 — 25 км/ч). Другие больше похожи на мопеды (скутеры) как по мощности двигателя, так и по предельной скорости, оснащению (тормозная система, спидометр), наличию пассажирского сиденья.

    По нашему мнению, отнесение мощных устройств, способных к быстрому разгону, обладающих большой массой, к самокатам — обман и потребителя, и законодателя. Наличие сиденья и электродвигателя, технические характеристики делают невозможным приведение агрегата в движение за счёт мускульной силы человека. Большая масса наряду с отсутствием элементарной защиты водителя и пассажира несет угрозу их безопасности.

    Но в ПДД электротранспорт как самостоятельная категория практически не упоминается.

    Так, согласно подп. 2.69 п. 2 ПДД транспортное средство — это устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования.

    Согласно подп. 2.26 п. 2 ПДД механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Согласно подп. 2.27 п. 2 ПДД мопед — это механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость движения не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками.

    Согласно подп. 2.8 п. 2 ПДД водитель — физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной.

    Таким образом, наиболее мощные «электросамокаты» было бы правомерно отнести к мопедам. Но в силу наличия в ПДД формального требования к мощности электродвигателя ТС сделать это невозможно.

    Требуется ли сдача экзамена владельцу электросамоката?

    Согласно ст. 24 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 313-З (ред. от 13.07.2016) «О дорожном движении» к категории «АМ» относятся такие транспортные средства, как мопеды.

    Однако «электросамокаты» не оборудованы двигателем с рабочим объемом до 50 куб. см, а оснащены электродвигателем, в связи с чем получать водительское удостоверение категории «АМ» для их управления не требуется.

    Нужно ли регистрировать электросамокат?

    Согласно п. 8 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 N 1849, регистрации в регистрационных подразделениях подлежат мопеды, квадрициклы, иные механические транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания 50 и более куб.см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью движения более 50 км/ч и прицепы к ним, предназначенные для движения по дорогам.

    Поскольку ни один из исследованных объектов не подпадает в данный перечень, то и регистрации не подлежит.

    Требуется ли страхование гражданской ответственности владельцу электросамоката?

    Согласно п. 149 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530, транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых подлежит обязательному страхованию, — это в числе прочего мотороллеры и мопеды.

    Таким образом, в законодательстве отсутствует требование о страховании гражданской ответственности владельцев электросамокатов.

    Подлежат ли привлечению к административной (уголовной) ответственности лица, управляющие электросамокатами и нарушившие правила дорожного движения?

    Вопрос, который вызывает больше всего опасений в правоприменительной практике, — это совершение виновных действий лицами, управляющими электросамокатами. В настоящий момент отсутствует единая практика о том, подлежат ли такие лица административной ответственности по ст. 18.16 КоАП (управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)) и по ст. 18.17 КоАП (нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, оставление места дорожно-транспортного происшествия).

    Вместе с тем привлечение к административной ответственности по этим и другим статьям не исключено в случае, если деяние образует состав административного правонарушения.

    Читайте также  Какая резина стоит на газ 2410?

    Так, если лицо, находящееся в состоянии опьянения, использует электросамокат в качестве транспортного средства и передвигается по дороге с помощью электродвигателя, по нашему мнению, можно вести речь о его привлечении к ответственности по ст. 18.16 КоАП.

    Итак, частично уверения продавцов малого электротранспорта соответствуют действительности. Для участия в дорожном движении на электросамокатах, больше напоминающих мопеды, в данный момент не требуется сдача практического и даже теоретического экзамена на знание ПДД, его регистрация, страхование ответственности.

    Таким образом, для урегулирования вышеизложенных спорных вопросов требуется внесение изменений в законодательство. В частности, необходимо дать чёткое определение понятию «электротранспорт», определить его категории. В дальнейшем должны быть установлены единые требования как к производителям, так и к пользователям электротранспорта определенных категорий, урегулирован вопрос с получением водительского удостоверения, страхованием ответственности.

    Транспортный налог

    Транспортный налог в Беларуси – это неофициальное название «Госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

    Транспортный налог также могут называть «налогом на дороги», а иногда – «платой за техосмотр», хотя последнее неверно, техосмотр – это контрольная процедура, которая оплачивается отдельно.

    Уплата транспортного налога регламентируется законодательством и обязательна для большинства автовладельцев. Это важный момент – платят налог (ранее госпошлина) именно владельцы транспортных средств.

    Палатой представителей от 18 декабря 2020 года приняты изменения в Налоговом кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года. Согласно постановлению с 1 января 2021 года отменяется пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Вместо госпошлины будет действовать транспортный налог. Как ранее и планировалось транспортный налог (дорожный сбор) будет отвязан от техосмотра. Размер транспортного налога будет ниже госпошлины, однако платить его обязаны все владельцы транспортных средств. Таким образом, уклониться от уплаты транспортного налог не удастся.

    Как определяется сумма транспортного налога?

    Транспортный налог в РБ имеет несколько разных ставок, льготы и исключения из общих правил. Ставки транспортного налога зависят в первую очередь от:

    • вида и назначение транспорта: легковой, грузовой, мотоцикл и т.д.;
    • веса транспортного средства;
    • количества посадочных мест;
    • принадлежности транспортного средства физическому или юридическому лицу.

    Налог будет взиматься за год исходя из физических параметров авто и фактического времени владения транспортным средством.

    Транспортный налог оплачивать придется всем , так как к онтроль уплаты транспортного налога будет осуществлять налоговая инспекция. Исключения составят только те, кто оплатил в 2020 году госпошлину, им не придется платить транспортный налог до окончания срока ее действия.

    Размер налога по всем авто в 2021 году составит 1 базовую величину (29 бел. руб.) и будет авансовым платежом за 2021 год. В 2022 году этот платеж будет зачтен при уплате налога за 2021 год с учетом фактического времени владения транспортными средствами.

    Тарифы транспортного налога в Беларуси для физических лиц

    Для многих граждан Беларуси транспортный налог на автомобиль вошел в число самых крупных и неприятных обязательных расходов. В настоящее время они таковы:

    Вид транспорта Размер пошлины (BYN)
    автомобиль весом не более 1,5 т. 61
    автомобиль весом от 1,5 т. до 1,75 т. 81
    автомобиль весом от 1,75 т. до 2 т. 102
    автомобиль весом от 2 т. до 2,25 т. 122
    автомобиль весом от 2,25 т. до 2,5 т. 142
    автомобиль весом от 2,5 т. до 3 т. 162
    автомобиль весом более 3 т. 223
    мотоцикл 40

    Госпошлина индивидуальным предпринимателям начисляется по тарифам для физических лиц.

    Если возникают сомнения касательно ставки госпошлины, можно воспользоваться сайтом ГУ «Белтехосмотр».

    Ставки транспортного налога для юридических лиц

    Для юридических лиц назначены особые условия начисления госпошлины. Они не совпадают со ставками для физических лиц по величине и по зависимости платы от веса транспортного средства.

    Вид транспорта Размер пошлины (BYN)
    автомобиль весом не более 3 т. 162
    автомобиль весом от 1 т. до 2 т. 209
    автомобиль весом от 2 т. до 3 т. 255
    автомобиль весом более 3 т. 325
    мотоцикл 70

    У юридических лиц, как и у граждан, есть свои льготы и скидки при оплате транспортного налога, но основания для льгот принципиально отличаются. Рассмотрим их отдельно.

    Как оплатить транспортный налог?

    Алгоритм оплаты транспортного налога зависит от статуса автовладельца и его собственного выбора.

    Юридические лица обычно платят транспортный налог со своих расчетных счетов в адрес Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области или городу Минску. Другие реквизиты можно найти на сайте своей налоговой инспекции. Коды – 03005 и 03006.

    Представитель юрлица может сделать такой же платеж в кассе банка. Деньги уйдут на те же реквизиты. Но так поступают редко, например – при проблемах со счетом, в отсутствие бухгалтера на месте и пр.

    Физические лица платят налог наличными либо картой:

    • в почтовом отделении;
    • в кассе банка;
    • через ЕРИП.

    Платеж на почте или в банке ни знаний, ни усилий не требует, кассиры сами знают получателя налога и порядок действий.

    Платеж через ЕРИП ненамного сложнее. Порядок действий будет таким:

    1. Войти в ЕРИП.
    2. Найти раздел «Прочие платежи».
    3. Выбрать «Белтехосмотр».
    4. Следующий этап – выбрать статус плательщика, физическое или юридическое лицо.
    5. Дальше идут общие для всех платежей операции: ввод суммы, подтверждение оплаты, завершение операции.

    Платить через ЕРИП можно удаленно, в интернете или в инфокиосках.

    Кто может получить льготы на оплату транспортного налога?

    Тем, кто рассчитывает на льготы при уплате транспортного налог желательно пользоваться актуальной информацией, т.к. в последние годы здесь произошли некоторые изменения. С 2021 года появились льготы для пенсионеров и инвалидов. При этом у них должны быть документы подтверждающие на право вождения автомобилем, то есть нельзя оформить авто на родственника пенсионера.

    Ставки транспортного налога снижены:

    • на 50% – для пенсионеров, ветеранов и инвалидов I и II группы;
    • на 25% – для инвалидов III группы.

    Не являются объектом налогообложения транспортные средства, год выпуска которых значится ранее 1 января 1992 года, или в отношении которых дата регистрации не может быть установлена. Транспортный налог не будет взиматься в отношении транспортных средств, снятых с учета с 1 января до 1 июля 2021 года. Таким образом, это поможет привести базу учета транспортных средств в актуальное состояние.

    Другие льготы по транспортному налогу действуют одинаково и для физических, и для юридических лиц:

    • 50% платят за механические транспортные средства конструктивно предназначенные для перемещения опасных грузов.

    Полностью освобождены от транспортного налога согласно статье 257 НК РБ:

    • пассажирские транспортные средства общего пользования из списка Минтранса;
    • перевозчики, обязанные выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования ;
    • автомобили медицинской помощи;
    • транспортные средства, специально оборудованные для перевозки инвалидов;
    • транспорт с надписью «Социальная служба», фактически занимающийся социальным обслуживанием населения;
    • республиканские органы государственного управления, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы ;
    • транспортные средства Вооруженных сил, других силовых ведомств, а также специальный транспорт МЧС.

    Платить налог не нужно владельцам электромобилей. Эта льгота будет действовать до 31 декабря 2025 года.

    Что говорит закон?

    • Статья 249. Ставки экологического налога
    • Статья 18.12. Hарушение правил эксплуатации транспортного средства
    • Об изменении налогового кодекса Республики Беларусь от 18.12.2020

    Выводы

    В 2021 году произошло изменение в законе о транспортном налоге. С 1 января 2021 года вместо госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении вводится транспортный налог. Налог отвязали от прохождения техосмотра.

    По сути, это уже не налог за допуск транспортного средства на дорогу, а новый налог, который необходимо платить по факту владения автомобилем. Налог придется платить всем вне зависимости от того, пользуется ли человек авто или нет. Все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД, обязаны будут оплатить транспортный налог. Если человек владеет тремя автомобилями, необходимо платить за все три.

    Размер налога налога в сравнении с госпошлиной ниже на 25% для физических лиц и 15% для организаций. Фактически размер налог зависит от веса и времени владения машиной.

    Популярные вопросы о транспортном налоге

    Сколько составляет пошлина на транспорт?

    Госпошлина для физических лиц колеблется от 61 рубля в зависимости от веса и возраста автомобиля. Максимальная пошлина для физлиц – 223 рубля, назначается на авто свыше 3 тонн.

    Максимальная пошлина для юридических лиц – 325 рублей и назначается для такого же транспорта.

    Есть ли льготы на оплату транспортного налога для пенсионеров?

    К категориям автовладельцев, которые имеют право на льготы в размере 50% относятся ветераны и инвалиды I и II группы, ветераны ВОВ и пенсионеры. Для инвалидов II I группы ставка налога будет снижена до 25%. Сниженная ставка дается лишь тем, кто имеет возможность водить авто и медицинское заключение об этом.

    Читайте также  Какой предохранитель отвечает за прикуриватель на Дэу Матиз?

    Как платят транспортный налог индивидуальные предприниматели?

    ИП занимаются бизнесом как физические лица и платят госпошлину как физические лица.

    Можно ли не платить транспортный налог?

    По новому закону, который вступил в силу с 1 января 2021 года транспортный налог обязаны платить все владельцы автомобилей.

    Для освобождения от уплаты налога или снижения его размера граждане могут обращаться в местные органы власти. Такая возможность предусмотрена для тех, кто находится в трудной жизненной ситуации.

    До 31 декабря 2025 года от уплаты налога освобождены и владельцы электромобилей.

    Транспортный налог могут не платить:

    • республиканские органы госуправления, суды, прокуратура, местные органы;
    • организации-перевозчики, которые выполняют автомобильные перевозки транспортом общего пользования, в том числе и социальный транспорт;
    • войска и воинские формирования.

    Чтобы не платить транспортный налог за 2021 год, владелец автомобиля может снять транспортное средство с учета до 1 июля 2021 года.

    На что идут деньги от транспортного налога?

    При введении транспортного налога было заявлено, что деньги пойдут на ремонт существующих в Беларуси дорог и строительство новых. Половина собранных средств поступает в местные бюджеты, половина – центральный республиканский бюджет.

    Когда и как платить транспортный налог?

    Транспортный налог необходимо платить 1 раз в год. Например, в 2021 году для всех владельцев авто необходимо внести оплату до 15 декабря 2021 года в размере 1 базовой – 29 бел. руб., в 2022 году необходимо внести доплату согласно действующим тарифам.

    Для тех, кто оплатил «дорожный сбор» по существующим тарифам, освобождены от уплаты на весь период действия разрешения на участие в дорожном движении. В случае, если вы уплатили налог при прохождении ТО и допуск к участию в дорожном движении действует до 1 июня 2021 года, то за эти месяцы налог насчитывать не будут. Вам останется оплатить не за год, а за 7 месяцев.

    В случае если вы стали владельцем нового автомобиля, то транспортный налог необходимо оплатить с 1 числа месяца, следующего после месяца его регистрации. То есть если машина куплена в августе, то с 1 сентября будет начислен налог.

    Штрафы за неуплату налога?

    Контролировать оплату налога будет налоговая инспекция.

    Если вы владеете автомобилем, то вам будет насчитан налог, обязательный к оплате. В случае несвоевременной оплаты начисляется пеня. В отношении злостных неплательщиков могут возбуждаться административные дела и на авто могут наложить арест.

    Классификация транспортных средств в Республики Беларусь

    Как мы уже писали раньше, при расчёте ставки утилизационного сбора, будут использовать класс транспортных средств. Данная классификация приведена в межгосударственном ГОСТе «31286-2005 Транспорт дорожный».

    Раздел 5 Классификация

    5.1 Классификация механических транспортных средств и прицепов

    5.1.1 Категория L – механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрациклы:
    5.1.1.1 Категория L1: двухколесный мопед – транспортное средство, максимальная расчетная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующаяся:

    • при установке двигателя внутреннего сгорания – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
    • при установке электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме двигательной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

    5.1.1.2 Категория L2: трехколесный мопед – транспортное средство с любым расположением колес, максимальная расчетная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

    • при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
    • при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
    • при установке электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

    5.1.1.3 Категория L3: мотоцикл – двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого при установке двигателя внутреннего сгорания превышает 50 м3 и/или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч.
    5.1.1.4 Категория L4: мотоцикл с коляской – транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого при установке двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 и /или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч.
    5.1.1.5 Категория L5: трицикл – транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого при установке двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 и /или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч.
    5.1.1.6 Категория L6: легкий квадроцикл – четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства, максимальная расчетная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

    • при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
    • при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
    • при установке электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

    5.1.1.7 Категория L7: квадрацикл – четырехколесное транспортное средство иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг – для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (для электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

    5.1.2 Категория М – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:
    5.1.2.1 Категория М1: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя не более восьми мест для сидения.
    5.1.2.2 Категория М2: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
    5.1.2.3 Категория М3: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя боле восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
    5.1.2.4 Транспортные средства категории М2 и М3 относятся к:
    а) одному или более из трех классов (I, II, III) в соответствии с [1] и [2];
    б) одному из двух классов (А, В) в соответствии с [3].
    5.1.2.5 Класс I – транспортные средства, в конструкции которых предусмотрены места для стоящих пассажиров с целью свободного передвижения пассажиров по салону.
    5.1.2.6 Класс II – транспортные средства, конструкция которых в основном предназначена для перевозки сидящих пассажиров и в которых предусматривается перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и /или местах, не выходящих за переделы пространства, отведенного для двух сдвоенных сидений.
    5.1.2.7 Класс III – транспортные средства, конструкция которых предназначена исключительно для перевозки сидящих пассажиров.
    5.1.2.8 Класс А – транспортные средства, предназначенные для перевозки стоящих пассажиров; транспортные средства этого класса оборудованы сиденьями и в них предусмотрена перевозка стоящих пассажиров.
    5.1.2.9 Класс В – транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров.

    5.1.3 Категория N – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:
    5.1.3.1 Категория N1: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.
    5.1.3.2 Категория N2: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т.
    5.1.3.3 Категория N3: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т.

    5.1.4 Категория О – прицепы (включая полуприцепы):
    5.1.4.1 Категория О1: прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т.
    5.1.4.2 Категория О2: прицепы, максимальная масса которых превышает 0,75 т, но не более 3,5 т.
    5.1.4.3 Категория О3: прицепы, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не более 10 т.
    5.1.4.4 Категория О4: прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

    5.1.5 Категория Т – сельскохозяйственные и лесные тракторы.

    5.1.6 Категория G – транспортные средства повышенной проходимости.

    Примечание – Буква G для обозначения категории транспортного средства отдельно не применяется. Обозначения категорий М и N могут быть дополнены обозначениями G. Например, транспортное средство категории N1, пригодное для движения по бездорожью, может быть обозначено как N1G.

    Таблица базовых ставок и коэффициентов при расчёте утилизационного налога

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: