Как работает выстрел оружия?

Как работают пистолеты и какие они бывают?

Уровень знаний простого обывателя о пистолете сходится к тому, что после нажатия на курок раздается выстрел. Немногие задумываются о том, что происходит между этими двумя действиями. Принцип работы пистолета интересен, это последовательность из множества действий, которые происходят за считанные мгновения. В этой статье ты найдешь описание составных частей пистолета и порядок их работы, все изложено простыми словами. Мы расскажем о строении патрона, как происходит выстрел, чем отличается принцип работы пистолетов разного типа, какие из них самые надежные в использовании.

Начать изучение стоит со строения. Оно будет схожим как для огнестрельного, так и для пневматического оружия, так как второе повторяет строение первого.

Составные части

Эти основополагающие и связующие детали встречаются в любой модификации.

Ударный аппарат

Выполняет открытие клапана выпуска. Когда человек жмет на курок, ранее сжатая пружина распрямляется. Под воздействием энергии клапан раскрывается, зона выброса пули снабжается воздухом.

Спусковой блок

Отвечает за поддержание готовым совершить залп. Может быть одинарным или двойным. При одинарном взведение курка происходит механически, это характерно для пневматики с барабаном, или для револьверного типа. Второй взводится автоматически, после каждого выстрела курок приходит в боевую позицию, а крючок спуска сам вернется в нейтральную. Есть комбо-версии, с двумя способами взведения.

Дозирование воздуха

В пневматах он поступает в камеру дозировано. Чтобы обеспечить такую порционность, применяют несколько методов. Наиболее надежный предполагает открывание ударником клапана. С закачкой возрастает давление, в определенный момент доступ закрывается. Компрессия зависит от степени напряжения пружины.

В модификациях с предварительным накачиванием имеется редуктор. В рабочем отсеке повышается давление, а редуктор регулирует поступление газа для его нормализации. Это делается для создания оптимального уровня и его поддерживания.

Узел запирания

Возложенные на него функции – герметизация затвора и ствола. Это защищает от утечек и обеспечивает использование всей накопленной компрессии для ускорения. Способ реализации зависит от типа устройства. Если оно поршневое , то для герметичности формируется контакт ствольной трубки и прокладки-уплотнения. У газобаллонных иначе, это выдвигающиеся втулки дозатора или ствольная трубка со смещением.

Подача заряда

Данный блок называют просто – магазин. Они разные:

  • барабанный, вмещает до двенадцати патронов;
  • линейные. Это пластинка с прорезями, которые смещаются по вертикали или горизонтали;
  • с гравитационным действием. Импульс обеспечивается распрямлением пружины.

Ствол

В бюджетных не очень качественных моделях он выполнен из твердого пластика. Это непрактично, так как пластиковая трубка быстро придет в негодность под воздействием выстрелов. Ствол растянется, из-за этого давление будет снижаться. В хороших устройствах данная деталь изготовлена из нержавеющей стали. В некоторых моделях ствол гладкий, в тех, что стреляют свинцовыми пулями – нарезной. Это необходимо для обеспечения точности каждого выстрела.

Как создается давление?

Это главная составляющая любого устройства пневматического типа. Чтобы передать пуле импульс для выстрела, необходимо создать давление и накопить его до нужных показателей. По какому принципу будет работать механизм, зависит от системы накачивания.

Газобаллонные

Наиболее распространенный тип – газобаллонные, в их основе баллон со спрессованными газами, другие название – СО2 пневматика. В большинстве представленных на рынке моделей используются емкости, разработанные еще в эпоху СССР. Подобные применяются в сифонах для превращения обычной воды в газированную. Встречаются и другие варианты, с добавлением разных пружин, уплотнителей и других элементов, направленных на повышение удобства при эксплуатации и срока службы. Экспериментируют и со схемами герметизации, чтобы гарантировать отсутствие утечек.

К преимуществам газобаллонных пневматов можно отнести стабильность параметров стрельбы и простоту обслуживания. Можно успеть сделать много выстрелов до момента, когда упадет давление. Для бюджетных моделей – около 20 выстрелов, для более качественных – до 30. Выстрелов может быть больше, но с падением давления пуля не сможет разогнаться до нужной скорости.

Есть и недочеты, наиболее ощутимый из них – зависимость от окружающей среды. При низкой температуре давление снижается, пуля не разгоняется до нужной скорости. В летнюю жару наоборот нагнетается слишком высокой давление, отчего механика подвергается перегрузкам. Минус еще и в том, что пистолет с заряженным баллоном нельзя оставлять на долгое время. Уплотнители будут сдавливаться, в конечном итоге они прохудятся, что приведет к утечке газа.

Скорость, с которой вылетает пуля, зависит от ее типа. Для свинцовых – начиная от 100 метров в секунду, для шариков из металла – более 120 метров в секунду. Максимум для всех типов – 240 м в секунду, ускорение зависит от давления в газовом вместилище.

В пистолетах пневматического типа присутствует имитация отдачи, затворная рама двигается при выстреле. От этого пользователю кажется, что он пользуется полноценным огнестрельным оружием. Ощущение подчеркивается передергиванием рамы при снятии с предохранителя, это предусмотрено на пистолетах с подвижным затвором.

В целом газобаллонные модели популярны, но они скорее попадают в категорию развлечений. Однако, мощность некоторых позволяет использовать их в качестве полноценного средства самообороны. К тому же со временем они становятся все более совершенными и удобными. Если тебе интересно, как совершенствуется оружие, то обрати внимание на статью «Чего нам ждать от пистолетов будущего?».

Пружинно-поршневые

Такие же элементарные, как предыдущие. Давление накапливается посредством перемещающегося поршня. Он приводится в работу через механическое усилие человека, обычно для этого требуется преломить раму. Это знакомо каждому, кто бывал в тирах советского образца. Более современные конструкции предполагают рычажок возведения. Все просто: нажимая на крючок спуска, мы выпускаем давитель, тот движется вперед, сдавливая воздух для выброса пули.

Новые версии включают газовую пружину. Она передает сильный импульс без увеличения амплитуды, нагнетается большая компрессия, чем с простой пружиной. Ствол будет нарезанный, они стреляют свинцовыми пулями, которые набирают скорость 110-160 метров в секунду. Так устроены однозарядные пистолеты, они обеспечивают равномерность каждого залпа и применимы на маленьких дистанциях, к примеру, на соревнованиях по спортивной стрельбе.

Есть недостаток, это повышенные нагрузки на корпус в мгновения, когда поршень приходит в дальнее положение. Из-за них не получится взять коллиматорный тонкий прицел и подобные ему приспособления. Если они сразу же не разобьются, то очень быстро раскалибруются. Для предотвращения проблемы потребуется балансировка пружинно-поршневого комплекса. Она будет принудительно тормозить его ближе к крайней точке, что позволит выбрать сложный обвес по своему желанию. Однако, тогда снижается дульная мощь.

Компрессионные

  • отводится рычажок;
  • поршень начинает нагнетать энергию;
  • воздействием на крючок открывается клапан выпуска;
  • толкатель освобождается, когда давление во впускной камере становится равным рабочей;
  • поршень принимает стартовое положение.

Обратное поршневое движение совпадает с моментом вылета пули. Благодаря такому противодействию, отдачи не будет. Все компрессионные модели однозарядные. Каждый выстрел происходит с равными параметрами благодаря стабильному давлению.

Мультикомпрессионные

Алгоритм будет примерно таким же. С движением рычага толкатель начинает накачивать воздух в рабочую камеру, может быть создано несколько компрессий, и с каждой из них рабочее давление будет расти, как и энергия, передаваемая пуле. В классическом мультикомпрессионном варианте выстрелы будут производиться по одному. Существуют и улучшенные схемы, в которых воздух выходит не единовременно, а дозировано. Это позволяет закачать газ один раз и сделать на нем несколько выстрелов.

Предварительной накачки

Суть устройства понятна из названия. Набор воздуха происходит за счет баллончика в форме цилиндра. Как правило, он располагается под стволом, способен накопить давление до 300 атмосфер. Высвобождение газа дозируется, каждая порция выходит с равными параметрами, это определяет редуктор. Чем больше объем баллончика, тем больше выстрелов получится произвести с одного заряда. В целом спусковая механика будет не сильно отличаться от вышеописанных типов.

В качестве рабочего газа может использоваться как обычный атмосферный воздух, так и азот. Заряжать можно от резервуара под давлением. С такими моделями в комплекте идут удобные насосы, они могут быть механическими или электрическими.

Весомое преимущество в том, что пуля вылетает на огромной скорости, не менее 280 метров в секунду, максимально – 350 м/с, средние показатели – 300-330 м/с. Одной полной заправки хватит в среднем на 20 залпов.

Как работают огнестрельные?

Они продаются в комплектации с дополнительным магазином, кобурой и ремешком, средством для протирки. Принцип работы автоматики сводится к применению отдачи освобожденного затвора. Последний не обладает сцеплением со стволом. Пружинка обеспечивает крепкое запирание ствола, этому же способствует высокий вес затвора. Он самовзводный, поэтому можно стрелять, нажимая на крючок спуска без взведения курка.

Предохранитель, что находится на левой стороне, гарантирует безопасность. Курок сам ставится на него, в такую позицию его приводит пружина после каждого спуска. Когда спусковой крючок опускается, пружина продвигается в крайнее положение сзади, рычажок взвода с шепталом опускаются, последнее подходит к курку и переводит его в предохранительный взвод.

Чтобы выстрелить, нужно воздействие на спусковой крючок, тогда курок приведет в движение ударник, и тот разобьет капсюль на патроне. От удара порох воспламенится, выработается определенное количество газов от горения, они и выбросят пулю, а также отведут затвор назад. Он сожмет пружину, а гильза будет выброшена наружу. Затем затвор вновь перейдет в крайнее заднее положение и приведет устройство в боевое положение. Движением вперед затвор выталкивает следующий патрон из магазина по направлению к патроннику. Если закончатся боеприпасы, то он так и останется в заднем положении, встанет на затворную задержку.

Из чего состоит патрон?

У любого из патронов есть несколько основных составляющих:

  • гильза. Это защитный барьер, который призван сохранить все перечисленные далее компоненты;
  • капсюль. Маленький стаканчик, в котором хранится порох, когда капсюль пробивается, происходит возгорание;
  • пороховой заряд. Это главный источник энергии, при его сгорании в небольшом пространстве создается высокая компрессия от выделившихся газов;
  • пуля. То, что будет бить в цель, от нее сильно зависит эффективность оружия. Пули бывают разными, узнать о наиболее мощных ты можешь из материала «Какой принцип действия и урон от пули со смещенным центром тяжести»;
  • металлическая оболочка. Покрывает пулю и оберегает ее от деформации во время прохождения через ствол;
  • сердечник. Внутренняя часть пули, обеспечивает пробивное действие;
  • свинцовая рубашка. Компонент между оболочкой и сердечником.

Мы разобрали принцип работы пистолета, огнестрельного и пневматического, а также строение пули. С этими знаниями тебе будет интереснее смотреть боевики и другие фильмы с перестрелками.

ТТХ страйкбольного оружия: дальность, сила и болезненность

Страйкбольное оружие – это основной элемент в страйкболе. Вооружение для игры имеет свои особенности и принцип работы. Сегодня разберёмся, чем стреляет и как работает оружие.

Пули, шарики, лазер или пластик – чем стреляет страйкболист

Многие новички, которые только пришли в страйкбол или, как ещё называют игру – airsoft, не до конца понимают, какие снаряды применяются в страйкбольном вооружении. Некоторые путают страйкбол с пейнтболом или лазертагом. В первом случае используются обычные шарики с краской. Во втором – лазер. В страйкболе же всё немного по-другому.

В страйкбольном оружии применяются пластиковые шарики, которые отличаются по весу и цвету. Если в пейнтболе применяются шарики для стандартного пейнтбольного оружия, то в страйкболе шар подбирается под копию реально существующего вооружения. Например, под пистолет, автомат или винтовку. Поэтому в страйкболе стрельба ведётся пластиковыми шарики разных диаметров. Рассмотрим параметры шариков.

Диаметр шариков для стрельбы

Для страйкбольного вооружения выпускают шарики двух типов:

  • 6 мм;
  • 8 мм;

Шары на 6 мм применяются чаще всего и подходят под большинство видов вооружения. Шарики на 8 мм созданы производителями из Японии, которые стали создавать оружие для страйкбола крупного калибра. Например, одна из моделей – Marushin Anaconda MAXI8.

Какой бывает вес и на что он влияет

Поговорим о весе. По весу существует большой выбор шаров. В зависимости от того или иного выбора шарика, будет зависеть:

  1. Мощность выхлопа;
  2. Дальность;
  3. Скорость стрельбы.

Скажем, если подобрать слишком лёгкие по весу шарики, то противник с дальнего расстояния просто не почувствует попадание. Например, если вы будете стрелять из пистолета на расстоянии 80 метров. Если же использовать снайперскую винтовку, то противник точно почувствует попадание даже лёгкого шарика в тело.

При выборе шарика по весу в первую очередь следует учитывать тип оружия, применяющееся для игры. Чаще всего используются:

  • 0,12 гр. — для спринговых пистолетов и дробовиков;
  • 0,20-0,25 гр. – для автоматов и другой пневматики, работающей на газе или с электрическим приводом;
  • 0,25-0,36 гр. – для пневматических пулемётов и автоматов высокой мощности;
  • 0,40-0,43 гр. – для снайперских винтовок;
  • 0,43 – для стрельбы по мишеням, такие шары редко используются в реальной живой игре в страйкбол, так как могут принести существенную боль человеку при близком попаданий.
Читайте также  Кому выплачивается долг по алиментам после 18 лет?

Дальность стрельбы у каждого типа, в целом, одинаковая и зависит от применяемого оружия. Если это традиционные пистолеты, то шарик выстрелит до 20 метров. Если применяются снайперские винтовки, то расстояние составит до 70 метров. При этом, следует делать поправку на ветер, чтобы точно поразить цель.

Мощность вооружения для страйкбола

Многие профессиональные страйкболисты при подборе шариков рассчитывают на силу, с которой шарик летит после нажатия на спусковой крючок. Как правило, базовые скорости традиционного оружия следующие:

  • 60-90 м/с – для пистолетов и пулемётов;
  • 90-100 м/с – штурмовое оружие, винтовки;
  • 120-150 м/с – штурмовые винтовки, которые прошли тюнинг и всяческие улучшения;
  • 150-200 м/с – снайперские винтовки, прошедшие тюнинг.

Таким образом, основное правило выбора шарика – это подбирать вид и вес шара под конкретное страйкбольное вооружение. Выбор «некорректного» шара может понизить эффективность выстрела, уменьшить скорость и просто не долететь до цели.

Насколько больно игроку после попадания шарика

Многие, кто хочет играть в страйкбол, боятся, что это слишком больно. Думают, что пластиковый шарик влетит на высокой скорости в любую часть тела, что принесёт сильную боль. Это не совсем так. Надо понимать, что страйкбольные шарики действительно могут вызывать дискомфорт при прямом попадании. Максимальные увечья, которые можно получить во время игры – это небольшие ссадины, царапины и синяки после попадания пластикового шарика.

В страйкболе первоочередным и важным моментом является соблюдение правил безопасности. Это во многом влияет на возможную боль, которую может получить игрок. Если техника безопасности в полной мере соблюдается игроками, то серьёзных ранений от попадания шара не будет.

Следование правилам безопасности, ношение защитной экипировки – всё это поможет не почувствовать сильный дискомфорт во время игры. Помните, если после попадания шарика в ваше тело вы чувствуете легкую боль – это нормально. Значит вас убили и следует вернуться на базу для начала игры.

Как работает страйкбольное оружие

  • Электрическое;
  • Пружинное;
  • Газовое.

Рассмотрим каждый случай.

Электрическое

Электрическая пневматика является самым популярным вариантом вооружения, так как представляет широкий пласт оружия: от простых пистолетов и до мощных пулемётов. В конструкцию включается аккумулятор, мотор и гирбокс, в который входят:

  1. Пружины;
  2. Шестерни;
  3. Поршень;
  4. Цилиндр.

Электрический двигатель приводит в действие шестерни, которые заставляют работать пружину. Последняя оттягивает поршень. При нажатии на спусковой крючок, шарик на большой скорости вылетает из ствола. Такой принцип работы позволяет оружию стрелять как одиночными выстрелами, так и очередями.

Пружинное

Вооружение, работающее на пружинах (другое название спринговое). Конструкция проста, куда входит поршень, пружина и механизм для взвода. Возведение пружины происходит вручную. Пружина оттягивает поршень в оружии, нагнетая воздух в цилиндре. После нажатия на спусковой крючок происходит выстрел. Недостаток принципа работы заключается в невозможности стрельбы очередями. Спринговые модели отличаются надёжностью и высокой скорости выстрела.

Газовое

Принцип работы пневматики на газе строится вокруг смесей газа. Применяется газ CO2, Green Gas, ВВД. Преимущество – газовое оружие максимально идентично дублирует работу оригинального вооружения.

Грамотно подбирайте оружие и шары для страйкбола для точного поражения цели. Удачи на игре!

От ствола до судейского стола: как пуля приводит полицию к преступнику

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Работа с оружием – дело ювелирное. Крошечный кусок металла, найденный в теле трупа, на обочине дороги или в стене дома, может помочь восстановить картину преступления. Корреспонденты m24.ru узнали у заместителя начальника ЭКЦ УВД по ЦАО ГУ МВД России по Москве, майора полиции Романа Песчанова, как полиция расспрашивает пули о случившемся. Текст публикуется в рамках проекта «Лица порядка».

Сравнительным анализом следов на элементах патронов (например, пулях и гильзах), а также идентификацией оружия занимаются баллисты. Образцы, изъятые с места происшествия, попадают именно в этот отдел криминалистической лаборатории.

За что хвататься

1 Техника изъятия пули зависит от того, в каком материале она застряла. Если засела в деревянной, кирпичной поверхностях или грунте, ее забирают вместе с прилегающим слоем, диаметр которого должен превышать размер дырки. Если пуля лежит в сыпучей среде, ее вымывают на сите. Если попала в снег – его топят на месте.

При изъятии частей снаряда полицейским запрещено использовать инструменты – плоскогубцы, щипцы и другие, – так как это может привести к дополнительным механическим повреждениям, а это, в свою очередь, смажет картину. Готовый образец упаковывают в промасленную бумагу, сверток кладут в пакет или коробку.

Если на месте преступления было найдено оружие, то его берут за рифленые части стволом вверх. Также его необходимо разрядить или вставить прокладку, защищающую от удара бойка по патрону. Боеприпас берут двумя пальцами за вершину и дно. Если на месте был найден порох, то его собирают пинцетом на увлажненную фотобумагу. Отдельно стоит сказать про след выстрела. Его берут вместе с частью преграды (например, с куском стены). Если это стекло, то осколки собирают в первоначальную форму и наклеивают на лист бумаги.

Рассказывает майор полиции Алексей Манаенков: «Несколько лет назад у нас был случай на Таганке – в кафе один пьяный человек застрелил другого. Было совершено несколько выстрелов, одна из пуль попала в бар. Бар был красивый – деревянный, резной.

Пулю нужно было извлечь, чтобы сравнить с той, что застряла в теле жертвы, так как пистолет на месте преступления найден не был. Нам пришлось распилить бар на куски. Обливаясь слезами, хозяин смотрел, как мы его кромсаем. Если бы он не дал своего согласия, пуля бы так и осталась там».

Куда смотреть

2 Пулю важно брать аккуратно, потому что в момент совершения выстрела, когда она проходит по нарезному стволу, на ней остаются следы. Каждое оружие оставляет присущие только ему отметины как на пуле, так и на гильзе во время досылания патрона в патронник и его выбрасывания из пистолета. Пистолет Макарова «следит» по-одному, а ТТ – по-другому. Другими словами, неопытный криминалист может оставить лишние отметины.

3 По виду пули на глаз не скажешь, откуда она вылетела, но, взглянув на гильзу, уже можно делать выводы, например о калибре. Чтобы детально изучить все следы на объекте, его помещают под микроскоп и анализируют при помощи компьютера. Пуля сравнивается с пулей, гильза – с гильзой.

Сегодня из огнестрельного оружия совершают мало убийств. Во-первых, огнестрел обходится недешево. Во-вторых, нужно оформлять массу бумаг и подвергаться постоянным проверкам со стороны участковых. Кроме того, применение огнестрельного оружия является отягчающим обстоятельством. Одно дело – кража, другое – разбой со стрельбой. И то и другое – покушение на хищение чужого имущества, но статьи разные, и разным будет срок отбывания наказания.

Как быть

4 Чтобы установить модель оружия, из которого стреляли, в тире проводится экспериментальный отстрел в пулеулавливатель – начиненную кевларом металлическую трубу. Кевлар – это специальное волокно, оно в пять раз прочнее стали. Несмотря на стойкость, оно одновременно мягкое и ловит пулю, подобно подушке.

5 Попавшая в него пуля не деформируется, а просто останавливается, и на ней остаются только следы от оружия, из которого она была выпущена. Гильзу тоже ловят специальной перчаткой, чтобы она не успела повредиться при ударе об пол. Ее вместе с извлеченной пулей отправляют под микроскоп.

6 Результат экспериментального отстрела сопоставляется с образцом, изъятым с места происшествия. Для этого служит специальный двойной микроскоп. Эксперт сравнивает следы, или трассы. Для этого необходимо вглядеться в мельчайшие участки на теле одной пули и попытаться совместить их со второй.

Каков итог

7 Если пули были выпущены из одной и той же модели оружия, то следы совпадут. Таким образом, можно заключить, к примеру, что пуля, найденная в теле гражданина Н., вылетела из такого же пистолета, как и тот, что был найден на месте преступления.

8 Если сравнивать не с чем, все обнаруженные в ходе экспертизы следы фиксируют, после чего документы с приложенным образцом направляют в региональную и федеральную пулегильзотеку для проверки и постановки на криминалистический учет.

9 По результатам экспертизы криминалист составляет заключение, которое передается следователю и ложится в основу доказывания по делу в суде.

Однако до 1929 года сравнительный анализ пуль был скорее дилетантским делом. Переломный момент наступил после 14 февраля в Чикаго: там произошла знаменитая «Бойня в День святого Валентина», когда гангстеры Аль Капоне расстреляли семерых конкурентов. Доказать вину одного из убийц помог анализ пуль и гильз, оставленных на месте преступления. Это так впечатлило власти, что они решили открыть первую криминалистическую лабораторию.

Посмотреть, как работает баллистическая лаборатория, можно в нашей фотогалерее.

Стрельба: критический взгляд на технику выстрела

…«Видишь, под магазин держит, ну точно не спортик! Старая школа!» (с)Неизвестный комментатор

Данная статья призвана развеять некоторые заблуждения, сложившиеся в стрелковом сообществе России, среди тех, кто использует оружие для охоты, спорта или развлечения, а также тех, кто применяет его на службе.

Виды стрельбы

Разберёмся в том, какой же может быть стрельба из огнестрельного оружия. Традиционно считается, что существуют различные виды стрельбы. На просторах Сети можно встретить бурные рассуждения о том, что спортивной стрельбе не место в боевой подготовке, тактическая стрельба – уже ближе, но все равно не то, а вот в ВЧК-ОГПУ-НКВД практиковали стрельбу «интуитивную», но эти секретные знания давно утрачены. Люди придумывают причудливые названия стойкам и хватам, по способу удержания оружия различают принадлежность стрелков к спортсменам или спецназовцам, спорят о том, подойдёт ли классическая стрельба гражданскому человеку для самозащиты, или лучше обратиться к израильской школе.

На деле, все эти разделения не имеют никакого смысла, так как процесс производства выстрела подчиняется исключительно законам элементарной физики. Для того чтобы произвести любой прицельный выстрел, нужно:

принять определённое положение тела;

удерживать оружие способом, наиболее полно отвечающим условиям обстановки;

прицелиться одним из способов;

нажать на спуск.

Выбор каждого из перечисленных элементов не зависит от тактического, боевого, спортивного или какого-либо ещё сценария. Они определяются огневой задачей, которую должен решить стрелок, а в спорте зачастую ещё и ограничены правилами той или иной дисциплины, такой как практическая, стендовая или пулевая стрельба. Также правилами в спорте регулируются меры безопасности, стартовое положение оружия, способы поражения мишеней, система оценки результатов и т. д. При этом, спортсмены выбирают технику производства выстрела, наиболее эффективную в их конкретном виде спорта. Как правило, техники производства выстрела спортсменами одной стрелковой дисциплины будут очень похожи, разумеется, с поправкой на особенности телосложения.

Огневая задача


Остановимся подробнее на понятии «огневая задача» – это задача на поражение цели, решаемая ведением огня (то есть непосредственно производством выстрелов). Сотрудник спецподразделения, ведущий огонь по противнику; охотник, добывающий зверя; спортсмен, поражающий картонную или металлическую мишень, – все они решают определённую огневую задачу с совершенно конкретными параметрами. И если окажется так, что перед всеми тремя встанет идентичная задача (например, поразить несколькими выстрелами внезапно появившуюся цель), а окружающая обстановка, дистанция, тип оружия и уровень подготовки будут схожи, то и положение для ведения огня, способ удержания оружия, способ прицеливания и обработка спуска могут быть схожими. Таким образом, выбор конкретной техники производства выстрелов – это вопрос эффективности решения огневой задачи.

Стойки и хваты

Положения для ведения огня и способы удержания оружия – это элементы, способствующие эффективному решению огневой задачи; они не обязательно должны обладать внешней эффектностью. Основные требования к ним: удобство и естественность, так как это способствует осуществлению прицеливания и экономит энергию стрелка. В ряде приёмов и способов ведения огня, например, при производстве множественных выстрелов или стрельбе в движении, добавляется требование компенсации отдачи для максимально быстрого возвращения оружия на линию прицеливания.

Читайте также  Почему нельзя менять свечи на горячий двигатель?

Рассмотрим на примерах существующие легенды и заблуждения многих стрелков. Удержание оружия с жёстким обхватом за цевьё кистью поддерживающей руки, закрепощённой в запястье, локте и плече, в простонародье нарекли «Костовским хватом» (в честь Криса Косты, бывшего инструктора компании Magpul Dynamics, популяризовавшего подобный способ удержания оружия). Встречаются два противоположных мнения: кто-то уверен, что оружие необходимо удерживать только таким образом, а другая часть стрелкового сообщества воспринимает данный элемент как дань тактической моде и маркетинговый ход, призванный выделить одного инструктора по индивидуальной огневой подготовке на фоне множества других.

Как всегда, истина где-то посередине. Разумеется, это не единственный верный способ удержания длинноствольного оружия (кстати, в Штатах он зовётся «С-clamp» – обхват цевья в виде буквы «С», которую формирует кисть поддерживающей руки). Но необходимо признать, что – по сравнению с менее жёстким удержанием под цевье или за магазин – он («C-clamp») помогает эффективнее контролировать подброс ствола при производстве множественных выстрелов и снижает инерцию оружия.

Если большой палец перекрывает механические прицельные приспособления – сместите его чуть левее и ниже, параллельно стволу; эффективность данного способа удержания оружия от этого не изменится.

Ещё один яркий пример большого заблуждения – «агрессивная стойка» для ведения огня на верхнем уровне (обычно уровни для ведения огня разделяют на верхний, средний и нижний). Это положение, при котором стрелок наклоняет корпус вперёд, «ломаясь» в пояснице. Часто к нему добавляются широко расставленные ноги, сильно согнутые в коленях. По логике отдельных стрелков, подобное положение должно помогать контролировать отдачу.

В реальности же получается наоборот:

сгибаясь в пояснице, стрелок полностью «выключает» ноги с их крупными мышцами из процесса компенсации отдачи оружия, вследствие чего увеличивается опрокидывающий момент. Из-за чрезмерно пониженного центра тяжести снижается мобильность, а также повышается утомляемость, особенно при использовании СИБЗ.

Как правило, достаточно слегка согнуть колени и подать корпус вперёд, что позволяет эффективно компенсировать воздействие оружия на стрелка, а он при этом сохраняет возможность быстро начать движение в любую сторону. Но существенный недостаток для любителей Instagram – меньше агрессии во внешнем виде.

Инструкторы

Следующий важный момент – куда пойти учиться спортсмену, силовику или гражданскому владельцу оружия? На сегодняшний день в России существует множество компаний и инструкторов-одиночек, предлагающих свои услуги по обучению стрельбе. Среди них есть как опытные, грамотные инструкторы, так и шарлатаны, у которых вместо тренировки вы попадёте на «сутки в спецназе», не получив на выходе никаких знаний, не говоря уже о сформированных навыках.

Разумеется, начать нужно с формирования понимания и уверенного применения процедур безопасности при взаимодействии с оружием. Затем развивать навыки производства прицельного выстрела, как минимум, до уровня устойчивых. Без первого вообще не стоит прикасаться к оружию, а без второго можно сколь угодно долго тренировать различные приёмы и способы ведения огня и не понимать, почему дырки в мишени появляются не там, где хотелось бы.

После этого (на самом деле, с этого рекомендуется начать) стоит сформулировать, какие огневые задачи вам придётся решать, исходя из целей, для которых вы приобретали оружие. Только понимая стоящие перед вами цели, вы сами сможете сформулировать, какие приёмы и способы ведения огня могут встретиться вам на спортивном матче, в командировке или в случае посягательства на вашу жизнь и здоровье.

Обладание этим знанием поможет вам самостоятельно, без подсказок и рекламы, выбрать курс или инструктора, а также оценить программу обучения не с эмоциональной точки зрения («понравилось или нет», «было круто или нет»), а с рациональной – помогут ли полученные на занятии знания и сформированные навыки решать стоящие перед вами задачи. Согласитесь, странно, желая повысить свой уровень владения травматическим пистолетом, идти на курс, где в первый же день на вас повесят бронещит.

Главный принцип – тренировать то, что нужно, и не тренировать то, что не нужно.

Как работают пули в видеоиграх?

Игры FPS (first-person shooter, шутер от первого лица) стали неотъемлемой частью видеоигровой индустрии ещё с момента появления в 1992 году популярнейшей Wolfenstein 3D. С тех пор жанр эволюционировал: улучшалась графика, увеличивались бюджеты на разработку, развивалась экосистема киберспорта. Но что насчёт их фундамента — механики стрельбы? Как проходило развитие на этом фронте? Почему в некоторых играх оружие кажется реальными, а в других похоже на игрушки?

Hitscan

В предыдущую эпоху многие игры для рендеринга 3D-сцен в 2D-изображения использовали технику под названием raycasting («бросание лучей»). Raycasting позволяет движку определять первый объект, с которым пересечётся луч. Но потом разработчики задались вопросом: «Что, если выпустить луч из ствола оружия, чтобы имитировать пулю?» Благодаря этой идее родился hitscan («сканирование попадания»).

Пример raycasting

В большинстве реализаций оружия с hitscan при выстреле игрока физический движок выполняет следующие операции:

  • Определяет направление, в котором указывает оружие.
  • Выпускает из ствола оружия луч на заданное расстояние.
  • Использует raycasting для определения того, попал ли луч в объект.

Если движок определил, что объект находится на линии огня, то он сообщит ему об этом, сказав, что в него «попала» пуля. Затем цель может выполнить все вычисления, необходимые для регистрации повреждений.

Из Unity. Точка A обозначает оружие, испускающее луч до максимальной точки B. Луч сталкивается с кубом, которому движок сообщает, что в него попали.

Hitscan по своей природе прост, но для добавления другой логики можно внести множество различных модификаций:

  • Если мы продолжим луч за первый объект, в который он попал, то сможем пронзать несколько объектов на линии, как рельсовая пушка (railgun) в Quake
  • Если убрать у луча максимальную дальность, то мы получим лазер, который будет лететь вечно, пока во что-то не попадёт
  • Можно программно сделать некоторые поверхности отражающими, чтобы от них отскакивали пули

Overwatch. Способность персонажа Гэндзи deflect — пример отражающей поверхности.

Основное преимущество raycasting в его огромной скорости обработки. Он быстро вычисляется и не требует дополнительной памяти или процессорного времени на создание нового физического объекта. Это значит, что сетевой код, необходимый для синхронизации множества клиентов, будет минимальным, потому что серверу нужно только отслеживать направление луча. Отдача тоже реализуется просто, для имитации этого эффекта достаточно добавить небольшое отклонение в прицеле оружия.

Поэтому неудивительно, что в логике стрельбы многих игр используется hitscan. Классическими примерами являются Wolfenstein 3D и Doom, но эта технология используется и в современных играх. Такие персонажи, как Солдат 76, Маккри и Роковая вдова из Overwatch используют оружие с hitscan, а большинство оружия в Call of Duty тоже основано на hitscan.

Overwatch, Call of Duty, Wolfenstein 3D

Так почему же такой подход не используется во всех играх?

Во-первых, как вы наверно заметили, лучи имеют бесконечно высокую скорость перемещения, то есть мгновенно попадают в конечную точку. Между выстрелом пулей и попаданием в объект нет времени движения пули. Это значит, что если луч попал в объект, от пули уклониться невозможно, даже если цель находится в нескольких километрах от игрока.

Halo. Заметьте, что дульная вспышка и эффекты попадания по земле происходят одновременно.

Во-вторых, в большинстве реализаций hitscan используются прямые лучи. Это значит, что сложно учесть ветер, гравитацию и другие внешние факторы, которые могут влиять на пулю после вылетания из ствола. Программисты могут добавлять всякие хитрости, чтобы луч имитировал настоящие пули, но как только игрок «выстрелил» лучом, нет никакой возможности изменить его путь посередине.

Во многих «казуальных» играх всё равно используется hitscan, потому что он упрощает кривую обучения для большинства игроков-новичков. Но как насчёт игр, стремящихся передать «реальные» ощущения от стрельбы? При таких ограничениях этого добиться невозможно, поэтому необходим другой метод.

Баллистика летящего предмета

Этот термин может показаться сложным, но на абстрактном уровне идея довольно проста. Каждая выстреливаемая из оружия пуля или снаряд создаёт в сцене новый физический объект. Он обладает собственной массой, скоростью и ограничивающим параллелепипедом контакта (hitbox), которые отслеживаются движком игры.

Max Payne 3

Преимущества баллистики в полной мере проявляются в играх, в которых реализм имеет наивысший приоритет. Так как каждый летящий объект существует сам по себе, мы можем учесть влияние на него ветра, трения, гравитации, температуры — любой силы, которая должна действовать на пулю. Теперь, когда мы способны менять физику, игрокам можно пользоваться более разнообразным вооружением, а не только простыми пистолетами и лазерами; мы можем добавить в свой арсенал гранаты и ракеты.

Так как пули в такой системе не движутся со скоростью света, можно также реализовать и временны́е свойства:

  • «Буллет-тайм», применяемый в Max Payne, Sniper Elite и Superhot.
  • Время перемещения пуль, то есть при стрельбе на дальние расстояния (или стрельбе медленно двигающимся снарядом) критически важным становится упреждение.
  • Отложенные взрывы снарядов, например гранат

Из-за этих дополнительных вычислений обработка становится более затратной, чем при использовании hitscan. Для обеспечения синхронизации серверам приходится выполнять намного больше работы, необходимо устранять расхождения или конфликты в логике на стороне клиентов, чтобы все игроки в пределах одного сервера находились в одинаковых условиях.

Superhot, Battlefield 1, Overwatch

Существует множество обходных путей для максимального повышения производительности. Например, движок может хранить пул объектов, загруженных до начала игры и «включать» их по мере необходимости. После попадания в поверхность можно воспроизвести анимацию баллистики и отключить пулю, сохранив её на будущее. Этот способ позволяет экономить вычислительные ресурсы и память, занимаемые многократным созданием и уничтожением объектов.

Также существует множество способов выполнения вычислений, но на высоком уровне разница заключается в том, где они решают обрабатывать «такт» игры — единицу измерения времени:

  • Такт вычисляется отдельно от логики рендеринга, то есть игра будет иметь более точное воспроизведение объектов даже при пропуске кадров. Для вычисления точного времени, прошедшего с момента предыдущего рендеринга, требуется больше логики.
  • Вычисление такта в каждом кадре; привязка физики к частоте кадров. Если отключить ограничение на максимальную частоту кадров или если игра начнёт пропускать кадры, то физика мира ускорится или будет тормозить.

Последствия привязки движения к тактам чётко заметны, когда снаряды движутся достаточно быстро, чтобы перемещаться между тактами на довольно большое расстояние. Могут возникать ситуации, когда объекты «проходят» сквозь друг друга, потому что в движке они никогда не пересекались.

Всё это кажется сложным, поэтому многие люди думают, что это относительно новый метод; однако на самом деле он возник раньше, чем hitscan! До игр жанра FPS существовало множество шутеров с видом сверху, например Asteroids, Space Invaders или Galaxian. Это аркадные игры 70-х годов, в которых уже была реализована баллистика снарядов, хотя и довольно примитивно.

Asteroids. Снаряды довольно сложно увидеть, но они есть!

Но даже со всеми этими функциями мы не может воссоздать реалистичную модель реального мира. Можно ли как-то воспользоваться преимуществами обоих методов?

Гибридные системы

Большинство игровых движков способно обрабатывать оба типа симуляций пуль: hitscan и баллистику. Это позволяет реализовать огромный выбор оружия; в таких играх, как Halo, GTA и Half-Life есть оружие, которое может поддерживать оба типа физики.

Halo. В Assault Rifle используется hitscan; в Needler используется баллистика снарядов

Разработчики также могут смешивать обе техники, чтобы закрывать слабые места каждой из систем и обеспечивать более реалистичное поведение. Например, для устранения проблемы прохождения объектов сквозь друг друга каждая пуля в каждом такте движка может испускать луч. Это позволяет движку увидеть, пересекутся ли какие-то из лучей между тактами, сталкиваясь в воздухе.

Также их можно объединять для улучшения особенностей игры. Отличным примером подобного является серия Sniper Elite; после нажатия на спусковой крючок движок использует hitscan, чтобы определить, сделан ли выстрел достаточно близко к любому обнаруживаемому объекту для включения slow motion. Если да, то выстрел пулей производится с расчётом баллистики в режиме «буллет-тайм».

Sniper Elite

Читайте также  Каким мылом можно мыть машину?

Итак, мы рассмотрели основы поведения пуль в видеоиграх! Интересно, что улучшения в этой области в основном заключаются в небольших оптимизациях и усовершенствованиях, а не в масштабной переработке. После выпуска нескольких первых революционных игр мы не сделали никаких значительных шагов и прорывов.

Что же дальше? Как будет развиваться эта область в дальнейшем?

Я не думаю, что в ближайшее время гибридный подход исчезнет, ведь он обеспечивает дополнительные преимущества. Но я прогнозирую, что со стороны баллистики снарядов произойдёт множество улучшений. Частота вычисления тактов продолжает увеличиваться (ведь мощь ЦП растёт), и мы сможем приблизиться к асимптотическому пределу симуляции пули «реального мира».

Автоматика оружия. Системы, использующие энергию отдачи ствола

Максим Попенкер.
впервые опубликовано на All4Shooters.com

Использование энергии отдачи подвижного относительно оружия ствола является одним из старейших и самых успешных принципов построения автоматики стрелкового оружия. За век с лишним с момента появления первых таких систем в мире был выпущен широчайший спектр оружия с подвижным стволом – от компактных пистолетов до пулеметов и автоматических пушек. Правда, нужно отметить, что в этом спектре имеются значительные пробелы. В частности, лишь весьма незначительное число моделей ручного длинноствольного оружия с такой автоматикой (гладкоствольных ружей и особенно винтовок) добились сколько-нибудь заметного успеха. Почему так произошло, мы кратко разберем ниже.

Отдача есть фундаментальное свойство любого метательного оружия, проистекающее из третьего закона Ньютона, гласящего, что всякое механическое действие вызывает равное ему по модулю, но противоположно направленное противодействие. В нашем случае это означает, что метание пули или иного снаряда силой расширяющихся газов приводит к тому, что метающее оружие получает импульс движения, равный суммарному импульсу снаряда (пули) и покинувших ствол пороховых газов, но направленный в обратную сторону. Именно этот импульс и формирует отдачу – движение оружие в сторону, обратную направлению выстрела. В случае оружия с неподвижным стволом и жестким запиранием ствола весь этот импульс от ствола передается на корпус оружия и через него – на руки или плечо стрелка или на установку.

Первым кто сумел на практике использовать ранее впустую терявшуюся энергию отдачи оружия для осуществления его автоматической перезарядки стал американский изобретатель Хайрем Максим, в то время живший в Европе. В 1883 году он подал патентную заявку, описывающую переделку магазинного карабина Винчестер со скобой Генри и подствольным магазином. Добавив к карабину подпружиненный затыльник приклада, Максим соединил этот затыльник системой тяг и рычагов с укороченным рычагом перезарядки, расположенным перед спусковой скобой, так что при каждом выстреле движение всего карабина назад относительно упертого в плечо стрелка затыльника вызывало автоматическую перезарядку оружия. Вскоре за этим сугубо опытным самозарядным карабином последовал и первый полностью автоматический пулемет его же конструкции, в котором ствол со своим хвостовиком и связанным с ними коленчатой парой рычагов затвором получили возможность двигаться под действием отдачи внутри короба оружия, растягивая возвратную пружину. За этим первым пулеметом последовали другие, и уже к началу ХХ века пулеметы Максима надолго стали одними из самых популярных и успешных образцов оружия в своем классе.

схема из патента на первый самозарядный карабин системы Максима с использованием отдачи всего оружия относительно затыльника приклада, 1883 год

Вскоре за Максимом последовали и другие изобретатели. В 1893 году Хуго Борхард создал первый более или менее коммерчески успешный самозарядный пистолет с подвижным стволом. Уже на следующий год патент на свой вариант самозарядного пистолета С96, использующего энергию отдачи подвижного ствола, получила компания Маузер, в 1896 году к этой славной когорте со своими первыми «пистолетными» патентами присоединился и Джон Браунинг. К началу ХХ века различные варианты систем автоматики, использующие отдачу подвижного ствола, прочно заняли место среди наиболее удачных конструкций самозарядного и автоматического оружия.

схема из патента на самозарядный пистолет Борхарда 1893 года

схема из патента на самозарядный карабин Браунинга с подвижным стволом (с длинным ходом), 1900 год

Нужно заметить, что основной конкурент систем автоматики с подвижным стволом – система с использованием давления отводимых из ствола газов при неподвижном стволе, появилась практически одновременно с описываемыми здесь системами. Однако в течение достаточно длительного времени газоотводные системы имели заметно меньшую популярность, и вот почему.

Самые ранние системы автоматического оружия создавались в период перехода от дымного пороха к бездымному; внутрибаллистические свойства новых бездымных порохов были еще очень слабо изучены, да и сами пороха могли иметь весьма разные характеристики по развитию давлений в стволе при выстреле. В то же время системы с подвижным стволом зависели лишь от суммарного импульса отдачи при выстреле, а потому были гораздо менее чувствительны к вариациям порохового заряда и снаряда, при условии, что общий импульс, полученный стволом в момент выстрела, находился в определенных конструктором пределах, зачастую довольно широких. Основным недостатком систем с подвижным стволом стал, как это обычно бывает, источник ее основных достоинств – то есть сам подвижный ствол. Для того чтобы обеспечить требуемую надежность оружия в условиях вызванного нагревом расширения ствола, а также скапливающегося нагара или проникающей извне пыли и грязи, ствол по необходимости должен был иметь некоторые зазоры в месте сопряжения с неподвижными элементами оружия. Это неизбежно приводило к потере в кучности и точности стрельбы по сравнению с системами с неподвижным стволом. Кроме того, подвижный ствол нуждался в поддержке как минимум в двух точках – у казенной части и в дульной части ствола, или, в крайнем случае, неподалеку от его середины. Большинство систем с подвижным стволом по этой причине имело кожух, охватывающий ствол по всей его длине (или хотя бы до передней точки опоры), что неизбежно повышало массу и стоимость оружия.

В результате вышесказанного в мире было выпущено весьма немного винтовок с подвижным стволом. Самым успешным (по числу выпущенных) армейским образцом стала, вероятно, американская винтовка системы Джонсона модели 1941 года(Johnson M1941), выпущенная в количестве нескольких десятков тысяч штук. Самой массовой коммерческой моделью винтовки с подвижным стволом стала американская охотничья винтовка Remington model 8 и ее развитие модель 81. В период с 1906 по 1950 годы было выпущено порядка 140 тысяч единиц этой винтовки конструкции легендарного Джона Браунинга. Для сравнения, газоотводные самозарядные винтовки и карабины только в годы Второй Мировой войны были выпущены по обе стороны конфликта общим тиражом более 10 миллионов единиц. Выпуск пулеметов с подвижным стволом (системы Максима, Браунинга, немецкие MG-34, MG-42 и другие) за тот же период также составил миллионы штук. Правда, здесь было и одно исключение – самозарядный дробовик системы все того же Браунинга, известный как Browning Auto-5, выпускался в Бельгии почти 100 лет, с 1902 по 1999 годы, с общим выпуском свыше 2 миллионов единиц. Дополнительно в США было произведено свыше 800 тысяч единиц лицензированного варианта этой системы – ружей Remington model 11. Все остальные ружья с подвижным стволом, когда-либо созданные в мире, и отдаленно не смогли повторить этот успех.

В период после Второй Мировой войны в связи с развитием как знаний о внутренней баллистике и динамике оружия, так и созданию более совершенных порохов разработка новых систем пулеметов с подвижным стволом стала постепенно сходить на нет, уступая место более простым и удобным в эксплуатации системам с газоотводной автоматикой. Правда, целый ряд конструкций, созданных до Второй Мировой войны или во время нее, до сих пор остаются в строю. В первую очередь это германский пулемет MG-3 и американский крупнокалиберный пулемет Browning M2HB.

Зато пистолеты с подвижным стволом до сих пор выпускаются во всем мире в трудно исчислимых количествах, которые проще всего описать как «миллионы штук в год». Объясняется это простотой использования данной схемы при объединении функций двигателя автоматики и запирающего узла в стволе оружия. Влияние подвижного ствола на кучность стрельбы на типично «пистолетных» дистанциях весьма незначительно, так что системы с подвижным стволом будут оставаться наиболее пригодными для использования в мощных служебных и боевых пистолетах еще в течение значительного времени.

Говоря о технических аспектах систем с подвижным стволом и его жестким запиранием в момент выстрела нужно упомянуть, что все такие системы, как правило, делятся на два класса – «с длинным ходом ствола» и «с коротких ходом ствола».

В системах с коротким ходом ствола длина его отката под действием отдачи до момента расцепления с затвором, как правило, существенно меньше длины патрона. Обычно для ручного стрелкового оружия эта длина колеблется от 0.5 см до 3 см, после чего происходит расцепление ствола и затвора, ствол останавливается, а затвор под действием накопленной инерции продолжает движение назад, в откате извлекая и выбрасывая стреляную гильзу. Затем в накате затвор досылает в ствол новый патрон и в конце своего пути снова сцепляется со стволом для следующего выстрела. В большинстве длинноствольных систем (например, пулеметов) масса затвора, как правило, заметно меньше массы ствола, так что большая часть накопленного при их совместном начальном откате импульса «теряется» без пользы, когда ствол после расцепления с затвором останавливается в ствольной коробке. Для того чтобы с пользой использовать этот «теряемый» импульс, во многих системах введен так называемый ускоритель затвора. Это механическое устройство в виде рычага или пары роликов взаимодействует с затвором и неподвижными элементами конструкции оружия так, чтобы передать часть импульса от ствола к затвору путем разгона затвора относительно ствола с попутным торможением ствола. В пистолетах, где масса ствола и затвора обычно сравнимы или даже где затвор тяжелее ствола такая схема не имеет практического применения. Чуть ли не единственный серийный пистолет, имевший в своей конструкции рычажный ускоритель затвора, был создан в середине 1930х годов в Финляндии (Lahti m35) и имел сравнительно короткий и потому легкий затвор. Классическими примерами систем с коротким ходом ствола являются пистолеты Colt M1911, Glock, Beretta 92 и многие, многие другие.

типовая схема работы автоматики с использованием энергии отдачи ствола при его коротком ходе

Системы с длинным ходом ствола отличаются тем, что в них ствол, сцепленный с затвором, вместе проходят полный путь отката внутри ствольной коробки, при этом длина этого пути по необходимости больше полной длины патрона. В конце отката затвор перехватывается в заднем положении специальным шепталом, а ствол под действием своей возвратной пружины начинает движение вперед. При этом вначале происходит отпирание затвора, затем ствол, двигаясь вперед, «покидает» остающуюся на зеркале неподвижного затвора стреляную гильзу. После того как гильза оказалась полностью вне патронника, она выбрасывается из оружия. При приходе ствола в крайнее переднее положение он автоматически выключает удерживающее затвор шептало, и затвор под действием своей пружины устремляется вперед, досылая в ствол новый патрон и в конце наката снова сцепляясь со стволом. В силу большой массы и большого пути движения подвижной системы конструкции с длинным ходом ствола, как правило, имеют невысокий темп стрельбы, а также несколько более сложную конструкцию. Потому они встречаются гораздо реже, чем системы с коротким ходом ствола. Помимо упомянутых выше ружей Browning Auto-5 примером системы с длинным ходом ствола служит французское ружье-пулемет Шоша CSRG M1915.

типовая схема работы автоматики с использованием энергии отдачи ствола при его длинном ходе

Как мы смогли увидеть из этого весьма краткого обзора, системы с подвижным стволом имеют целый ряд безусловных достоинств, определивших их успех как на ранних этапах создания автоматического оружия, так и в настоящее время (правда, в основном только для самозарядных пистолетов). Недостатки же этих систем привели к тому, что в настоящее время в длинноствольном оружии доминирующей схемой стала газоотводная автоматика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: