Какой кабель нужен для зарядки электромобиля?

Кабели для монтажа зарядных станций электромобилей: оптимальные варианты, нюансы подключения

Электромобиль — надежное экономичное средство передвижения. Но для устройства электрозаправки требуются специальные комплектующие и оборудование. Какой кабель нужен, чтобы смонтировать зарядную станцию? В чем заключаются нюансы подключения к сети? Давайте разберемся.

Типы зарядных кабелей

При выборе материалов для устройства электросети важно обращать внимание на качество и надежность проводов. Следует избегать имитаций известных марок. Основными параметрами являются:

  • количество жил;
  • сечение;
  • материал;
  • защита (вид оплетки и покрытия).

Для однофазных устройств можно прокладывать трехжильный провод. Если заказчик рассчитывает подключать «быстрые» зарядки, рассчитанные на 380 В, следует выбрать кабель из пяти жил. Лучший токопроводящий вид материала — медь. Допустимо использование алюминиевых проводов.

При длине магистрали до 10 метров достаточно 4-миллиметрового сечения. Если прокладывается 15-метровый или более длинный провод, лучше использовать спецификации с 5-6 миллиметровым диаметром.

Кабель должен быть экранирован от напряжения до 6 кВ. Для коммерческих проектов идеальны провода с многослойной изоляцией по типу: оплетка жилы — промежуточное заполнение — экранирование — металлическая оболочка — битумно-пленочный подслой — наружная пластикатная оболочка.

Нужно ли дополнительное оборудование?

Для энергоснабжения электромобилей используются:

  • зарядные розетки;
  • штекерные системы;
  • зарядные контроллеры.

Зарядные розетки для колонок с переменным током и настенных выводов применяются, чтобы подключать мобильный кабель. Как правило, устанавливают модификации, рассчитанные на европейский стандарт «Тип 2», а также китайский GB/T. Североамериканский и японский стандарт «Тип 1» не требует монтажа розеток.

Специализированные штекерные системы для зарядных станций оснащены силовыми, сигнальными контактами с напыленным серебряным покрытием. В оборудование встроены высокоточные датчики, контролирующие температуру. Автоматически включающийся встроенный механизм блокировки предотвращает повреждения аккумулятора.

Зарядные контроллеры автоматизируют процессы обслуживания, отслеживают соответствие процедур международным стандартам — IEC, GB/T, SAE, другим требованиям. Устройства обеспечивают авторизацию, корректное взаимодействие с системой, управляют нагрузкой, расчетами.

Дополнительно устанавливаются электронные панели обслуживания, счетчики электроэнергии, стабилизаторы питания, блоки, защищающие от перенапряжения (разрядники типа 2). Для крепления и декоративного оформления используются концевые держатели, кабель-каналы, монтажные рейки и другие комплектующие.

Чтобы подключить зарядную станцию, как правило, монтируется кабель спецификации ВВГнг (ГОСТ) сечением от 5*16. Все выводы оборудуются автоматами на 16А или 32А. Выбор вида автомата зависит от типа станции. Для нормальной работы требуется хорошее заземление. Поэтому на линиях устанавливаются УЗО (устройства защитного отключения).

Требования к электромонтажу станции

Для корректной установки оборудования необходимо выполнение нескольких условий.

  • Подключение через отдельную линию электропитания. Кроме станции, не должно быть посторонних потребителей.
  • Длина и характеристики кабеля, способ монтажа должен соответствовать мощности зарядки.
  • На каждом отводе сети в обязательном порядке устанавливаются линейные защитные выключатели (LS).
  • На каждой точке подключения со стороны зарядного устройства монтируются отдельные автоматические выключатели (если отсутствуют встроенные выключатели в самих станциях).
  • Для электромобилей используются автоматические выключатели Typ A EV. Эти агрегаты обнаруживают даже плавные аварийные постоянные токи. Возможна установка более дорогих устройств Typ B. Для зарядных станций со встроенной защитой от аварийных токов достаточно обычных автоматов Typ A.

Профессиональный электрик обеспечит соблюдение стандартов, работу зарядной станции в течение длительного времени. Не следует экономить на безопасности. Приобретение нового аккумулятора, ремонт сети обойдутся дороже услуг специалистов.

Запитаться и не запутаться. Разбираемся в типах зарядок для электромобилей

Популярность электромобилей постепенно растет и в нашей стране, несмотря на ряд очевидных эксплуатационных неудобств при ограниченном количестве плюсов. Например, с заправкой «электричек» не все так просто – это не обычная машина, которую можно подкатить к любой АЗС. Андрей Ахрем рассказывает о многообразии разъемов и типов зарядных станций.

Как заряжается?

Как в Европе, так и в Америке есть разделение на несколько режимов зарядки. Европейская градация задана стандартом IEC 61851, который лежит в основе соответствующих белорусского СТБ и российского ГОСТ. В белорусском СТБ IEC 61851-1-2008 выделяются четыре режима, которые в Европе называются Mode.

Режим 1: подключение к обычной бытовой розетке 16 А.

Режим 2: ток вырастает до 32 А, а в зарядном кабеле используется встроенная система защиты.

Режим 3: быстрая зарядка высоким напряжением и током (400-600 В и 250-400 А), а бортовое зарядное устройство автомобиля подключается к сети переменного тока. При наличии трехфазной сети мощности зарядку для этого режима можно без проблем обустроить в гараже.

Режим 4: по сути, тот же третий режим, только используется внешнее зарядное устройство постоянного тока.

В режимах 2, 3 и 4 обязательно использование цепи управления, которая контролирует правильность подключения, целостность проводника защитного заземления, зарядный ток, включает и отключает напряжение. В режимах 2 и 3 также может применяться передача последовательных данных, что позволяет транспортному средству управлять внешним зарядным устройством. В режиме зарядки 4 передача последовательных данных обязательна.

Американская классификация немного отличается. В ней не режимы, а уровни – Level. Они делятся еще и по типу тока: переменному или постоянному. AC Level 1 в два раза уступает в мощности Mode 1 из-за напряжения в 110 В в американской электросети. AC Level 2 сопоставим характеристиками с европейским Mode 2 (правда, максимальный ток может достигать 80 А). Для быстрой зарядки предусмотрены два уровня с постоянным током: DC Level 1 (до 1000 В и 80 кВт) и DC Level 2 (до 1000 В и 400 кВт).

Если обобщить, то уровни 1 и 2 – это медленные зарядки, 3 и 4 – быстрые вне зависимости от континентальной классификации.

При этом при зарядке переменным током мощность будет ограничена возможностями встроенного зарядного устройства автомобиля. Если предел ЗУ 7 кВт, то именно такой максимум будет потребляться, даже если зарядная станция способна выдавать 40 кВт.

Мощные быстрые зарядки позволяют подзарядить АКБ электромобилей до 80% за 30-40 минут. Дальнейшая зарядка до 100% производится значительно сниженным током для сохранения ресурса батареи.

Какие разъемы существуют и где используются?

Учитывая высокие токи и наличие контрольных проводов получаем довольно массивные разъемы для зарядки. Во многих электромобилях под заправочным лючком можно обнаружить два разъема: один – для зарядки переменным током, второй – для подключения к постоянному току и быстрой зарядки.

Встречаются и машины на электротяге с одним зарядным портом. В этом случае порт либо совместим с переменным и постоянным током, либо используется для зарядки только переменным током, как правило медленной, хотя есть и исключения.

Type 1 J1772 – американский пятиконтактный разъем, разработанный еще в 2009 году и встречающийся практически на всех электромобилях, ввезенных в нашу страну из США. Рассчитан на напряжение 230 В и ток в 32 А. Максимальная мощность, соответственно, 7,36 кВт. Также данный разъем можно обнаружить на автомобилях японских и корейских марок, продававшихся в Европе. Используется со станциями, работающими в режимах 2 и 3.

Type 1 J1772

Type 2 (Mennekes) назван в честь компании, которая его разработала. С 2013 года фактически стал стандартным в Европе. С 2018 года устанавливается и на электромобили Nissan для европейского рынка. Максимальная мощность для однофазной сети – 7,4 кВт, для трехфазной – 43 кВт. Однако чаще мощность при трехфазном подключении ограничена 22 кВт. Данный разъем используется в режимах 2 и 3.

Type 2 (Mennekes)

CHAdeMO разработан в 2010 году ведущими японскими производителями автомобилей в сотрудничестве с компанией TEPCO. Рассчитан на постоянный ток в 125 А при напряжении 500 В и соответственно 62,5 кВт мощности.

CHAdeMO

Стандарт CHAdeMO 1.2 допускает максимальный ток в 400 А, благодаря чему мощность возрастает до 200 кВт, хотя на практике она обычно составляет 50 кВт.

В 2018 году ассоциация CHAdeMO представила стандарт CHAdeMO 2.0, при котором зарядная мощность способна достигать 400 кВт. Правда, рассчитан этот стандарт в первую очередь на коммерческий транспорт: грузовики и автобусы.

CCS Combo – еще один распространенный тип разъемов, используемый с 2012 года. Он может подключаться как к переменному, так и к постоянному току, что позволяет использовать его как с медленными, так и с быстрыми зарядками. При подключении к сети переменного тока происходит его выпрямление в постоянный.

CCS Combo

Интересно, что разъем CCS Combo совместим с двумя упомянутыми выше разъемами. CCS Combo Type 1 используется в США и Японии и аналогичен J1772. В Европе применяется Type 2, который совместим с Mennekes.

Предельная мощность зарядок CCS Combo достигает 100 кВт, но на практике на обычной зарядной станции вам скорее придется ограничиться 50-ю кВт.

GB/T – несмотря на сочетание букв в аббревиатуре, данный разъем не британский, а китайский. Внешне похож на Mennekes, но не совместим с ним. Стандартом предусматриваются два типа разъемов: для медленной зарядки переменным током и для быстрой зарядки постоянным током.

В настоящее время ведется работа над новым стандартом GB/T, в котором максимальная мощность будет достигать 900 кВт!

Tesla Supercharger – проприетарный разъем, используемый в электромобилях марки Tesla. Максимальная зарядная мощность достигает 200-250 кВт при постоянном токе. Интересно, что в США используется трехконтактный разъем, а в Европе пятиконтактный, что затрудняет эксплуатацию автомобилей, привезенных из-за океана. Умельцы уже научились менять разъем в американских машинах на европейский, но можно и не заниматься внесением изменений, а просто заряжать Tesla через переходник от CHAdeMO.

Tesla Supercharger

Большинство европейских автопроизводителей используют в своих электромобилях пару J1772 и CCS Combo 1 (на американском рынке) и Mennekes + CCS Combo 2 (на европейском рынке). Такие же сочетания можно встретить в Hyundai Ionic Electric. В Fiat 500e на обоих рынках используются только разъемы переменного тока: Mennekes в Европе и J1772 в Америке. В электромобилях Renault можно встретить только Mennekes – в Штатах они не продаются.

Читайте также  Как подключить гарнитуру к компьютеру Windows 7?

KIA в своем Soul EV повсеместно устанавливает пару J1772 и CHAdeMO. В популярном Nissan Leaf до 2018 года применялся разъем J1772 плюс CHAdeMO. С 2018 года европейские версии также стали комплектоваться разъемом Mennekes. Tesla при отсутствии Supercharger могут заряжаться через Mennekes в случае европейской версии. Американская заряжается от CHAdeMO через переходник.

Какие есть у нас?

Большинство «быстрых» станций в Беларуси оснащены разъемами CHAdeMO и CCS. На «медленных» зарядках в фаворитах Mennekes, а J1772 придется поискать, поскольку он встречается довольно редко.

Если вы решите приобрести электромобиль, то в случае с популярными моделями никаких проблем с их заправкой электричеством возникнуть не должно. Все ходовые разъемы представлены на электрических заправочных станциях. Во всяком случае в Минске. В областных центрах зарядных станций значительно меньше, а в районных эксплуатация электромобилей и вовсе затруднительна, поскольку публичных зарядок нет даже во многих стотысячниках.

Что касается выбора электромобиля под существующую инфраструктуру, то проблемы могут возникнуть только в случае с моделями, оборудованными исключительно разъемом J1772. Но таких крайне мало, да и покупка машины на электротяге, которая не поддерживает быструю зарядку, в 2020 году лишена смысла.

Личная «электричка». Электромобили в базе объявлений Автобизнеса

Топ типов зарядных устройств и разъемов для электромобиля

Задумывались ли вы над тем, почему современные электромобили стоят дороже аналогичного по характеристиками бензинового автомобиля? Любая новая технология в начале массового производства стоит дороже схожей по показателям, но настроенной на выпуск в больших количествах. Массовость выпуска комплектующих снижает себестоимость товара. Следующий фактор — унификация. Большинство современных автомобилей используют запчасти совместимые с большинством автомобилей. Уже никого не удивляет одинаковый формат свечей зажигания или строение камер сгорания двигателя, размерность колес или ширина горловины топливного бака. Технологии прошли ряд испытаний на живучесть в суровой конкурентной борьбе и проверку временем.

Как в свое время автомобили на углеводородах эволюционировали в современный традиционный вид транспорта, так и электромобили сейчас проходят жесткий этап естественного отбора. Производители, с оглядкой друг на друга, пытаются создать наиболее эффективную технологию использования электричества для приведения все тех же четырех колес в движение. Уникальная технология — штучный товар с претензией на лидерство.

Не стал исключением и такой важный аксессуар современного электромобиля, как зарядное устройство. При покупке электромобиля, покупателю необходимо знать, с каким типом устройства ему придется иметь дело, где его можно подключить и как правильно использовать.

Чтобы разобраться во множестве современных зарядок и принципах их работы мы подготовили обзор современных зарядных устройств.

Типы зарядных станций

Любое зарядное устройство призвано наполнять батарею электромобиля постоянным током. Большинство зарядных устройств преобразовывают переменный ток сети в постоянный. Но существуют специальные станции, которые за считанные минуты передают постоянный ток станции напрямую в батарею, без преобразователя. Процесс зарядки может занимать разное время в зависимости от мощности устройства и его пропускной способности. На время подзарядки также влияют сила тока, емкость батареи и напряжение в сети.

Современные электрокары заряжаются в среднем за 2-3 часа от специальной зарядной станции или за 8-10 часов от сети переменного тока от стационарной розетки.

Стандарты зарядок в Европе и США

На сегодня существует несколько стандартов зарядных станций. Наибольшую распространенность в мире получили европейские и американские зарядные типы.

В США принято использовать три разновидности зарядок в зависимости от уровня мощности :

Level 1

Такие устройства заряжают электромобили от сети переменного тока силой до 16А и напряжением 120 В при подключении к обычной бытовой розетке. Поскольку они способны обеспечивать не более 3 кВт мощности, время для заполнения батареи может занимать 8-12 часов.

В настоящее время такой тип зарядок уже не выпускается. Адаптер первого уровня идет в комплекте с электромобилем и представляет собой кабель с обычной вилкой на одном конце и специальным коннектором типа J1772 — на другом.

Level 2

Зарядные устройства этого типа вырабатывают 7 кВт мощности, при силе тока 30А и напряжении 240 Вольт. Для полного заряда батареи электромобиля требуется около 20-22 кВт.ч и примерно 4-6 часов часа времени. Однако, не все модели авто могут адекватно воспринять такую мощность.

Level 3

Для наполнения батареи до 80% от зарядки третьего самого мощного (50кВт) уровня требуется не более получаса, поскольку она способна выдавать напряжение от 300 до 600 В и силу тока 100 А. Наполнение такой батареи можно сравнить с наполнением стаканов водой из пожарного шланга: заполнив стаканы на 80% вам потребуется существенно снизить мощность потока, осторожно заполняя до краев оставшиеся 20%, для чего вам потребуется пять-восемь раз больше времени.

Европейская классификация зарядок подразделяется на режимы или modes.

Mode1

Соответствует американскому “Первому уровню” и способна отдавать 240 Вольт с силой тока 16 Ампер. Время зарядки длится 10-12 часов.

Mode 2

При схожем напряжении с Mode 1 , сила тока в таких зарядках возрастает до 32 Ампер. Второй режим способен обеспечить 6-8 часов зарядки батареи.

Mode 3

Более мощная (43 кВт) зарядка такого типа отдает трёхфазный переменный ток силой 63А. Устройства этого типа обеспечивают полный заряд батареи за 3-4 часа.

Mode 4

Быстрая зарядка этого типа использует постоянный ток мощностью 240 кВт с напряжением 600 В при силе до 400 А. Для заполнения 80% ёмкости аккумулятора обычного электрокара требуется не более получаса времени.

Чаще всего можно встретить зарядки 1 и 2 уровня. Некоторые PHEV-автомобили не поддерживают зарядку от устройства третьего и четвертого режима в связи с недостаточным объемом батареи, за исключением Mitsubishi Outlander PHEV, который способен поддерживать скоростные типы зарядных устройств.

Типы разъемов зарядных кабелей

Так же, как не существует единого стандарта для зарядных устройств, нет единого разъема для всех электромобилей. Будущему владельцу электромобиля следует знать несколько основных европейских и американских разъемов. В последнее время на многих европейских заправках появились разъемы для американских автомобилей и наоборот.

Читайте также: Как стать уверенным в электромобиле и перестать беспокоится о запасе хода?

Европейские разъемы для зарядных устройств

Mennekes

Разработчик электротехники компания Mennekes в 2013 году внедрила новый стандарт разъемов в Европе. Это тип соответствует зарядке Type 2 и считается самым распространённым в Европе. Он используется для однофазной сети мощностью до 7,4 кВт. или для трёхфазной с напряжением 380В с поддержкой мощности заряда до 43,5 кВт. Модифицированная в США версия этого разъема позволяет также заряжать автомобили Tesla с мощностью 120 кВт. Самыми распространенными автомобилями, использующими такой тип разъема являются:

  • Renault Zoe,
  • Hyundai Ioniq,
  • Opel Ampera-e,
  • Tesla Model S и Model X.

CHAdeMО

Этот стандарт “быстрых” зарядных станций был принят в 2010 году после объединения автоконцернов Nissan, Mitsubishi, Subaru и Toyota в ассоциацию под названием CHAdeMO — CHArge de MOve (от фр. “заряжай для движения”). Автомобили, выпущенные до 2018 года могли подключаться к зарядным станциям постоянного тока мощностью 50-200 кВт для заполнения батареи на 80% за полчаса. После 2018 года ассоциация “апгрейдила” стандарт до версии CHAdeMO 2.0, позволяющей распоряжаться мощностью до 400 кВт. Аналогичный объем 80% доступен водителю всего за 10-15 минут.

Наиболее популярные электромобили этих брендов, использующих этот тип зарядки в Европе:

  • Nissan Leaf 1.1,
  • Citroen ё-Berlingo,
  • Renault ZOE ZE,
  • Smart ED,
  • Mercedes-Benz B250E.

Американские разъемы для зарядных устройств

SAE J1772

Это тип разъема был создан в 2009 году американскими разработчиками из организации SAE, которые создали 5-точечный разъём стандарта J1772 для зарядки электромобилей от однофазной бытовой сети переменного тока 220В мощностью до 7,2 кВт. Вначале формат был широко распространен в США и Японии, однако после выпуска некоторых европейских моделей появился в Европе. После обновления до уровня SAE Combo 3 типа такие зарядные устройства могут заряжать электрокары током мощностью от 90 до 240 кВт при силе 450 и 600 А. Этот стандарт разъемов используют такие популярные электрокары и гибриды:

Audi A3 Sportback E-tron,

BMW i3,

BMW i8,

BMW X5e (F15),

Mercedes Benz S500e (W222)

Porsche Cayenne Hybrid

CCS Combo

Этот универсальный стандарт разъёмов для быстрой зарядки по праву можно считать глобальным и набирающим наибольшую популярность в мире, поскольку поддерживается крупными мировыми автоконцернами, создавшими сеть Ionity: VW Group, General Motors, BMW AG, Ford Motor Company, Daimler AG, Stellantis (Fiat Chrysler Group + PSA Peugeot Citroen Opel Group).

CCS Combo первого поколения поддерживает мощность до 80 кВт при силе тока до 400В, второго – до 350 кВт (до 1000 В). Преимущество этого типа разъема в том, что он позволяет заряжать аккумуляторы как от бытовой зарядки, так и с помощью внешнего высокоскоростного устройства. Наиболее распространенными автомобилями с таким разъемом являются:

  • Volkswagen ID-3,
  • KIA Niro,
  • Mercedes EQC;
  • Porsche Taycan,
  • Audi e-tron.

Альтернативные способы зарядки электромобилей

Последние 4-5 лет производители разрабатывают беспроводные зарядные устройства. Инженеры развивают эту технологию одновременно в двух направлениях. Это стационарные зарядные боксы, которые можно размещать в гаражах или на парковке и динамические устройства, подзаряжающие автомобиль на ходу.

Читайте также  Что такое вин или номер кузова?

Беспроводные зарядки уже внедряются в транспортную инфраструктуру разных стран. В Лондоне эту технологию использует общественный транспорт, а в Сеуле устанавливают беспроводные зарядки мощностью 100 кВт на общественных парковках.

На сегодня такой тип зарядных устройств является самым дорогим и носит скорее характер экспериментального проекта.

Со временем с ростом количества электромобилей на дорогах будет расширена инфраструктура зарядных станций. Одновременно с появлением более емких батарей и более производительных электромоторов останется не более трех стандартов зарядок, каждый из которых будет выполнять отдельную функцию.

Тариф составляет от 0,73 до 0,84 грн за эквивалент 1 км пробега Nissan Leaf.

Сеть Autoenterprise

Тарифы: 10 кВт — 1 грн/мин, CHAdeMO 20 кВт — 2 грн/мин, CHAdeMO 40 кВт — 4 грн/мин.

В зависимости от типа зарядной станции существуют такие показатели мощности:

  • Type 1 — 7,2 кВт,
  • Type 2 — 20-22 кВт,
  • CHAdeMO и CCS Combo — 50 кВт

Оптимальная зарядная станция должна быть совместима по разъему с автомобилем.

Зарядка электромобиля– виды разъемов кабелей и типы зарядных станций

Чтобы зарядка электромобиля стала возможной, нужно понимать от чего это зависит. Главное здесь в возможности подсоединения к источнику энергии.

Зарядка для электромобилей

На сегодняшний день точки зарядки, зарядные станции и терминалы, к сожалению, имеют один существенный недостаток. На них нет подходящих для всех электромобилей присоединительных устройств. Поэтому владелец машины на электрической тяге должен иметь информацию о местах зарядки, где ему удастся подключиться.

Когда возможна результативная зарядка электромобиля

Для этого нужно знать вид разъема кабеля для своей машины и возможности (типы) зарядных станций. Тогда восстановить работоспособность аккумуляторной батареи не составит проблемы. Использование всевозможных переходников не является приемлемым выходом из ситуации

Типы зарядных станций

Существует два стандарта – американский и европейский. В США зарядные станции делятся на три типа (уровня), именуемых Level 1, Level 2 и Level 3.

Устройства первого уровня самые маломощные и используются в быту. Такая зарядка, подключенная к розетке, полностью восстановит аккумулятор в среднем за 12 часов. За один час результат также низкий. Такая зарядка электромобиля обеспечит пробег около 30 километров.

Level 2 также представляет собой бытовой вариант на переменном токе, но вдвое производительней. Зарядные устройства такого уровня выполнят свою задачу примерно за 5 – 6 часов. Это наиболее распространенный вариант восстановления батарей электромобилей в США.

Зарядный терминал для электрокаров Tesla

Самыми быстрыми являются терминалы постоянного тока Level 3. Их мощность достигает 135 кВт, а рабочее напряжение 480 вольт. Основными пользователями этого типа зарядных устройств являются электрокары Tesla. Необходимо около 40 минут, чтобы аккумулятор такого автомобиля восстановился до уровня 80%.

Европейские типы зарядных станций

На них применяется четыре режима работы – Mode 1, 2, 3, 4. Самый слабый (Mode 1) выдает устройство с подключением к бытовой розетке. На нем зарядка электромобиля займет около 12 часов (соответствует Level 1). Сейчас используется довольно редко.

Режим Mode 2 применяется, как в быту, так и на зарядных комплексах. Необходимое время составляет от шести до восьми часов. Наиболее эффективен для батарей электромобилей емкостью до 24 кВт-час.

Mode 3 является самым мощным режимом на переменном токе с использованием, как однофазной, так и трехфазной электрической сети. Время зарядки составляет 3 – 4 часа.

Режим Mode 4 для зарядки использует постоянный электрический ток. Не каждый электромобиль может воспользоваться такими терминалами. Для этого он должен иметь соответствующее оснащение. Здесь зарядка электромобиля до уровня 80% достигается за 30 минут. Стоимость отпускаемой энергии на таких условиях достаточно высокая.

Станция режима Mode 4 в Европе

Можно несколько по-другому представить эту классификацию. Режим Mode 1 – это использование зарядным оборудованием переменного тока 220 вольт с наибольшей силой тока 16 ампер. Наибольшая мощность при этом составит 3,7кВт.

В режимах Mode 2 и Mode 3 используется напряжение от 220 до 380 вольт и сила тока от 16 до 40 ампер. Соответственно мощность зарядки составляет от 3,7 до 30 кВт. Режим Mode 4 реализует возможности постоянного тока. При этом мощность зарядного оборудования находится в пределах от 10 до 400 кВт.

Виды разъемов подключающих кабелей

Их существует пять видов. Все зависит от подключаемой зарядной мощности и страны-производителя машины на электрической тяге. Зарядка электромобиля станет возможной только при полном соответствии его оснащения с оборудованием терминала.

Type 1 (j1772) – разъем, содержащий пять контактов в виде штырьков специальной вилки. Им соответствуют пять гнезд приемной розетки электромобиля. Выдерживают мощность 7,4 кВт от однофазной электрической сети. Такими устройствами оснащены в основном электромобили из США и Азии. Кабели с разъемом Type 1 используются на зарядных комплексах режимов Mode 2 и Mode 3.

Зарядка электромобилей может производиться через разъем Type 1 (j1772)

Type 2 (Mennekes) имеет семь контактов. Применяется, как для однофазной, так и трехфазной силовой сети. Используется на терминалах режимов Mode 2 и Mode 3. Предельная выдерживаемая мощность – 43 кВт (сила тока 63 ампера и напряжение до 400 вольт). Через такие коннекторы производится зарядка электромобилей, выпущенных в основном автопроизводителями из Европы.

Подключающий разъем Type 2 (Mennekes)

CHAdeMO – устройство с двумя контактами для использования на зарядных терминалах постоянного тока. Самое мощное из всех. Работает в режиме Mode 4. Рассчитано на предельную мощность 62,5 кВт, напряжение 500 вольт и силу тока до 125 ампер. Применяется на некоторых европейских, но больше на американских и японских машинах.

Подключающий разъем CHAdeMO

Коннектор CCS Combo является универсальным, поскольку совмещает возможности разъемов Type 1 и Type 2. Имеет различия по территориальному признаку. На европейском континенте он именуется CCS Combo 2 и отвечает возможностям Mennekes.

Разъем Combo 2, через который производится зарядка электромобилей в Европе

У японцев и американцев называется CCS Combo 1 и совместим с Type 1 (j1772). Выдерживает мощность 100 кВт, силу тока до 200 ампер и напряжение от 200 до 500 вольт.

Разъем Combo1

GB/T – разъем, через который выполняется зарядка электромобиля, произведенного в Китае. По внешнему виду очень похож на коннектор Mennekes, однако не взаимозаменяем.

Разъем GB/T

Предусмотрено два вида для скоростного и медленного восстановления аккумулятора.

Что нужно еще знать

Для владельцев электромобилей необходимо всегда иметь информацию не только о расположении зарядных станций. Важным моментом является вид разъемов, которыми оснащены эти точки подключения для отбора энергии. Ведь можно преодолеть немалое расстояние, разрядить аккумулятор и не подключиться из-за несоответствия вида разъема.

Сейчас на специальных сайтах и в мобильных приложениях такая информация имеется. Поэтому, чтобы зарядка электромобиля в пути не стала проблемой, не забудьте с ней ознакомиться.

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

«На зарядку становись!» или сказ о том, как зарядить электромобиль дома…

Buongiorno cari amici!
Опять решил излить свои мысли и эксперименты на публику, и оставить кое-какие крупицы информации для себя. Заранее прошу прощения за бред ниже — себя экспертом не считаю, но природа наделила пытливым умом, чувством нездорового авантюризма и тягой к экспериментам. Поговорим сегодня о зарядке BMW i3, точнее о зарядных устройствах (ЗУ), также известных под кличкой «кирпич», которые мы можем использовать дома.
Читая документацию на машину, наткнулся на определение входящему в комплект штатному зарядному устройству (ЗУ) — «occasional» — то есть редкий и случайный. Предполагается, что автомобиль в основном будет всегда заряжаться от инфраструктуры муниципальных зарядных станций, но изредка и от бытовых розеток. Подозреваю, что в этот момент большая половина моих читателей начинает неприлично ржать. Да, да… идёт время, но зарядная инфраструктура… по прежнему не более, чем мудрёная фраза)) Поскольку, как утверждает народная мудрость, каждый кузнец своего счастья, то что у них редкое и случайное, у нас становится постоянным и основным. В моём случае, сразу было понятно, что ходатайствовать для «Василька» и «Мопса» об открытии с помпой зарядной станции в нашей деревне бессмысленно, они ещё не отошли от нашего первого появления. Хотя у нас в деревне есть уже Тесла и Ниссаны, но БМВ пока — «шайтан арба» — поскольку появился последним)) Остаётся только самому подвести розетку с заземлением максимально близко к месту стоянки нашего пепелаца. Поскольку париться с трехфазной лениво, то начинается все с монтажа обычной.
Зарядка от бытовой розетки имеет свои ограничения. Напряжение питания 220В (которое по современному стандарту 230В) переменного тока. Конструкция розетки и используемые провода ограничивают силу тока значением 16А. Обычно рекомендуют сечение токопроводящей жилы не менее 1,5 мм, но я стараюсь не экономить и ставлю медь больше. Для того, чтобы полностью зарядить батарею аккумуляторов электромобиля BMW i3, теоретически потребуется — 33 КВтЧ (ёмкость батареи)/[220В * 16А] *1000 — чуть более 9 часов! В реалиях жизни мы практически никогда не выкатываем батарею «в ноль». Таким образом, при

20% остатке батареи, даже при колебаниях напряжения, мы обычно укладываемся во время действия ночного тарифа (у нас с 23:00 до 7:00). Стоимость ночного тарифа в Москве на апрель 2021 года — 2 рубля 32 копейки (с июля подорожает на 16 копеек), а стоимость киловатта в деревне и того меньше — 2 рубля 13 копеек (ночью) и 3 рубля и 4 копейки (днём). За время зарядки обычно заливается 22-28КВт, то есть стоимость зарядки составляет до 65 рублей! При этом прогноз пробега в режиме Eco PRO (запрограммирован у меня по умолчанию) составляет от 212 км (летом) до 128 км (этой зимой при -29С). Как уже многие отмечали, бортовой компьютер у BMW ещё тот пессимист! Прикольно то, что я этот расчёт сделал впервые))) Я конечно скупердяй, но машину покупал точно не ради такой экономии. Однако возможность зарядиться от бытовой сети — это безусловный плюс. Какие же опции у вас есть, чтобы подключить ваш пепелац к могучим электросетям страны, в компанию к «Лампочке Ильича»?
Первая опция (и на ней большинство останавливается, особенно те, чья машина была произведена для европейского рынка с Type2 и Schuko) — штатное ЗУ идущее в комплекте с автомобилем!

Читайте также  Как транслировать экран телефона через USB на телевизор?

Но поскольку мы решили в своё время сэкономить на перламутровых пуговицах и приобрели электромобиль для мериканьского рынка, то нужно сразу предупредить, что эта опция не для нас… если только мы не любители искромётного горения электроприборов. Правда благодаря коллеге 72018 мы знаем, что можно переделать ЗУ под наши реалии без последствий. Да заряжаться нужно будет дольше и наличие заземления по прежнему рекомендуется. Но большинство коллег, принимая во внимание стоимость переделки и трудозатрат, спрыгивают на опцию номер два.
Вторая опция — китайская зарядка с Али. Довольно оптимальный вариант при покупке «американки» или для владельцев «европеек», которые хотели бы больше мощности и меньше времени зарядки. Во первых, мы можем сразу подобрать вариант под Type 1 или Type 2 и вилки Schuko, то есть использовать без переделки порта. Во вторых, максимальный ток у неё выше (16А) и соответственно мощность выше (3,5КВт) — позволит вам быстрее зарядить ваш электромобиль, конечно если ваша проводка рассчитана эти показатели!

В третьих, количество параметров процесса зарядки, которые вы сможете контролировать больше. Это не только статус зарядки или ошибки (которые тоже надо умудриться определить по количеству миганий), но и текущее напряжение сети, текущую силу тока, температуру зарядного блока и счётчик сессии потребления в КВт*ч (внутренней памяти нет — обнуляется после отключения). Может работать без заземления — хотя очень не рекомендую этого, но иногда его нет и другого выхода нет. Вообще «китайский кирпич» от проверенного поставщика, прост и эффективен, как автомат Калашникова. Каких-то проблем с качеством, пока тоже не выявлено.

Свои «кирпичи» брал тут. Из недостатков минусов, могу отметить только довольно массивный корпус (справедливости ради, такой же по размеру как штатное ЗУ), довольно жёсткий кабель (компактно не смотать), невозможность кастомизации при покупке по длине кабеля, нет возможности автоматической адаптации потребления под проводку (пару раз вышибал автоматы у добрых людей). Прежде чем мы перейдём к следующей опции, немного личного практического опыта. Так получилось, что машина стоит на хуторе на открытом паркинге возле дома (так спланировали прошлые хозяева). Поначалу, не ожидая подвоха, я вывел розетку на улицу в ящик под замком. Но ящик не пережил встречу с юным мятежным деревенским менталитетом — хлипенький замок был сломан практически сразу в наше отсутствие. Воспалённое воображение тут же стало рисовать картину ночной кражи зарядного устройства. Попытка чего и произошла в одну из последующих ночей. Спасло только то, что «американка» жадно стискивала штекер в замке до последнего. Но машина была отключена от сети и никак не маякнула об этом своём состоянии. Со своим уставом мы не привыкли в чужой монастырь соваться, да и выше мы этой бытовой борьбы нанайских мальчиков… посему решили розетку (уже без ящика) перенести обратно во двор и использовать (невзирая на запрет производителя) силовой удлинитель на 4КВт, разместив зарядное устройство при зарядке в переднем рундуке (frunk). При такой схеме актов вандализма более не было, но поскольку «осадочек остался», захотелось получить ещё и некоторый дистанционный контроль над процессом зарядки. «Американка» не даёт воспользоваться Connected Drive приложением и вообще «большой брат» потерял наши машины в момент погрузки в ящик. Поэтому всплыла следующая опция…
Третья опция — «полный фарш». Изучая различные реализации Open EVSE наткнулся на несколько реализаций бытовых ЗУ с интегрированным мониторингом и управлением посредством WiFi. Цена у этих решений в разы отличается от исполнения «китайский кирпич», но раз ты от этом узнал, то твой инстинкт потребления уже не заглушить! Начинаем переговоры с внутренней жабой… Волею судьбы натыкаюсь на несколько обзоров продукции украинской марки Energy Star, которая хоть и по прежнему дороже «китайского кирпича», но однозначно дешевле других решений на рынке, при некоторых функциональных преимуществах. К тому же я нашёл русский сайт их представителя в Санкт-Петербурге, который не только несёт гарантийные обязательства, но и подгоняет длину кабеля под ваши потребности, поскольку собирает продукт сам. Правда мои стремления отказаться от удлинителя в пользу более длинного кабеля от ЗУ до розетки не нашли понимания… А вот длину от ЗУ до машины можно заказать практически любую до 20 метров!

Производитель декларирует следующий функционал (позволю выделить важное):
⇒ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К ВХОДЯЩЕЙ СЕТИ С НАПРЯЖЕНИЕМ ОТ 90В ДО 260В
⇒ КОМПАКТНЫЙ РАЗМЕР
ЗАЩИТА ОТ ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ БЛОКА ЗАРЯДКИ
ЦИФРОВАЯ ЗАЩИТА ОТ ПРЕВЫШЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ
ЦИФРОВАЯ ЗАЩИТА ОТ ПРЕВЫШЕНИЯ ЗАРЯДНОГО ТОКА
ЗАЩИТА ОТ УТЕЧКИ ТОКА НА ЗЕМЛЮ (УЗО)
⇒ ПОЖИЗНЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМИ С ЗАРЯДНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ ENERGY STAR.
ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ОТ ПРЕВЫШЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ
⇒ ЗАРЯДКА ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯ ИМЕЕТ КОНТРОЛЬ И ИНДИКАЦИЮ НАЛИЧИЯ ЗАЩИТНОГО ЗАЗЕМЛЕНИЯ
⇒ 4 СТУПЕНИ РЕГУЛИРОВКИ ТОКА
⇒ УПРОЩЕННАЯ ВЕРСИЯ АДАПТИВНОГО РЕЖИМА
ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРЯДКИ АВТО КАК С ЗАЗЕМЛЕНИЕМ, ТАК И БЕЗ
⇒ ЗАЩИТА БЛОКА КОНТРОЛЛЕРА — IP65
⇒ КАБЕЛЬ TOP CABLE XTREM — 7 МЕТРОВ, ЗАРЯДНЫЙ РАЗЪЕМ DUOSIDA, СИЛОВЫЕ РАЗЪЕМЫ PСE
⇒ ТОЛЬКО КАЧЕСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ПРОВЕРЕННЫЕ МНОГОЛЕТНИМ ОПЫТОМ
⇒ ГАРАНТИЯ 1 ГОД И ПОСТГАРАНТИЙНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Первое, что бросается в глаза — размер. Фактически блок в 2 раза меньше (110*63 мм при одинаковой толщине). Кабель производства Испании — более мягкий и позволяет смотать компактнее. Надеюсь на морозе будет не хуже, чем китаец. Дисплей большой и яркий, с множеством информации…

Управление реализовано одной кнопкой на правом боку устройства. Краткое нажатие — переключение по меню и изменение параметра в режиме редактирования, длительное нажатие — вход в (выход из) режим редактирования параметра. Кроме этого внутри устройства реализована точка доступа с WEB страницей дистанционного мониторинга и управления параметрами.

Что лично мне понравилось:
— WEB-интерфейс мониторинга и управления позволяет «дотянуться» до устройства на расстоянии(чуть более 20 метров, в моём случае). Правда попытка встроить устройство в домашнюю сеть на таком расстоянии не увенчалась успехом (сеть терялась и активировался адрес и точка по умолчанию).
— возможность адаптивного снижения-повышения параметров тока зарядки, как реакции на изменение напряжения сети. Актуально при подключении к старой инфраструктуре или если вы не уверены в качестве последней. Дополнительная защита вашего пепелаца от некачественной сети.
— наличие собственной батарейки и возможности хранить статистику потребления электроэнергии и активации зарядки по расписанию. Последнее актуально, если вы пользуетесь параллельно муниципальными зарядками («Заряжаться сейчас») и домашней зарядкой по ночному тарифу, при этом вы не хотите постоянно переключаться в меню авто.
— компактный размер и качество исполнения!
Не могу не упомянуть об одном большом минусе, который я пока изучаю и прошу «помощи зала». Каждый раз, когда я активирую зарядку по расписанию (с 23:02 по 6:58), в момент отключения я получаю в машине ошибку порта зарядки «Unable to charge» с красной индикацией. Это пугает! Ошибку приходится стирать…
Обновление после испытания недокументированных настроек: Для того, чтобы не было регистрации ошибки порта зарядки в машине, в WEB интерфейсе ЗУ Energy Star на вкладке настроек Таймера необходимо выбрать в пункте Прочее -> Тип Таймера -> No PWM.
Предварительный вывод: Штатную зарядку продайте на eBay или получите скидку от дилера на её стоимость — толку от неё в наших реалиях нет. Нужен минимальный джентельменский набор, так как вы не уверены в дальнейших опциях зарядки (или думаете над переделкой порта) — берите «китайский кирпич». Хотите «полный фарш» и есть средства — можно брать Energy Star. Приложу пару видео с описанием возможностей


Самый универсальный и навороченный вариант — PRO M32 — позволит и к бытовым розеткам цепляться и трёхфазные розетки использовать (на заправках и мойках). Если вы думаете, что 20 тыр за зарядное устройство это много, то хочу вас обрадовать, что это не предел совершенства! Благодаря коллеге vovvw я нашёл «самый полный фарш» — Мобильный DC чарджер на 25кВт от рязанской Промэлектроники за 411 тыр!
Вот такие новости, ребята. Быть добру!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: