Какой вид транспорта охватывает практически всю территорию страны?

Транспортный комплекс

В последние годы грузооборот транспорта РФ уменьшился ( до 1млрд т, 1997г.),

Авиационный транспорт позволяет совершать перевозки на дальние расстояния пассажиров, скоропортящихся грузов, цветов. Единственный вид транспорта, охватывающий перевозками почти все районы страны.

Автомобильный транспорт является самым дорогим видом транспорта. Он характеризуется малым расстоянием перевозок (1т груза перевезена в среднем на 22км). Дальние перевозки осуществляются в сев. и вост. р-нах, горах Кавказа, где отсутствуют другие виды транспорта. Крупнейшие дороги (12) радиусом расходятся от Москвы к С.-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску. В вост. р-нах число дорог резко сокращается. Даже в экономически развитых регионах России автотранспорт развит слабо. И до сих пор главной причиной слабого развития отечественного автотранспорта является бездорожье.

Водный транспорт в преобладающем большинстве обусловлен морским транспортом и предназначен в основном для внешней торговли. По объёмам перевозок Россия занимает 7 место. Крупных портов -11:Новороссийск и Туапсе обеспечивают экспорт нефти, Санкт- Петербург — поддерживает внешние связи со странами Европы и Америки, Архангельск и Мурманск — являются началом Северного морского пути, снабжающего районы Крайнего Севера, Владивосток и Находка снабжают товарами северо-восток страны, обеспечивают связи со странами Азии и Австралией. Речной транспорт специализируется на перевозке объёмных грузов (леса, нефти, хлеба, стройматериалов). Волго — Камский бассейн — стержень единой глубоководной системы европейской части России (более 2/3грузооборота).

Речной транспорт России специализируется главным образом на перевозках минерально-строительных материалов (3/4 всех грузов), лесных, нефтяных и сезонных грузов. Более 2/3 всего грузооборота отечественного водного транспорта приходится на Волго-Камский бассейн, а наиболее грузонапряжённый участок этого бассейна — отрезок Волги от Камского устья до Самары. Во многих районах Севера и Востока, где отсутствуют другие виды транспорта, реки, являются единственным надёжными наземными путями сообщения, и от работы речного флота целиком зависит существование этих районов. Определённые перспективы в развитии российского водного транспорта связываются с более широким использованием европейского транспортного кольца Волга-Дунай- Рейн, протянувшегося по руслам рек и нескольким морям.

Железнодорожный транспорт — ведущий в транспортной системе России. В 1992г. перевезено 1640млн т, что составило 41% грузооборота за счёт дальности перевозок (1т груза была перевезена на 1200км). В европейской части железные дороги образуют кольцо, центр которого — Москва. От него отходят радиусы к С. -Петербургу, Смоленску, Н. Новгороду, пересекаемые кольцевыми дорогами. На востоке от Европейского кольца количество широтных магистралей (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу) значительно меньше. При росте перевозок между Сибирью, Уралом и европейской частью страны Транссибирской, Среднесибирской и Байкало — Амурской магистралей недостаточно, тем более что часть магистралей проходит за приделами России, Перспективы развития Железнодорожного транспорта — строительство новых дорог на востоке страны (Амуро-Якутской), (Беркакит — Томмот-Якутск), продолжение Печорской (Салехард-Воркута-Коноша), а также электрификация и создание высокоскоростных магистралей.

По общей протяжённости магистральных дорог (152тыс. км) Россия занимает второе место в мире после США. Однако по плотности сети — одно из последних. В настоящее время Железнодорожная сеть и транспортные средства в значительной мере физически изношены и требуют незамедлительного обновления. Для России с её огромными пространствами и крупными объёмами перевозок массовых грузов на большие расстояния остро необходим хорошо развитый железнодорожный транспорт (скоростные трассы с большой пропускной способностью и современный подвижной состав).

В 1992г. было начато строительство первой в России сверхскоростной железной магистрали Москва — Санкт -Петербург. Конструкционная скорость движения поездов предусматривается в пределах 350 км/ч, коммерческая — 250-300км/ч. В перевозке грузов по железным дорогам России всегда преобладали такие массовые грузы, как лес и лесоматериалы, сельскохозяйственные грузы и в значительной степени зерно, уголь, а позже нефть и нефтепродукты, сырьё, руды чёрных металлов и металлы, минерально — строительные материалы.

Трубопроводный транспорт. Наибольшая доля грузооборота — 46%, за счёт дальности транспортировки грузов — среднее расстояние перевозки одной тонны груза — 2300км. Главные нефтепроводы из Среднего Приобья на Запад. В Поволжье они смыкаются с более старыми и идут в следующих направлениях: Ю.-З.-на нефтеперерабатывающие заводы Украины, Сев. Кавказа и в нефтеэкспортные порты Туапсе, Новороссийск. На З.-в Беларусь, страны Вост. Европы и порт Вентспилс. В Центр. Россию с кольцом нефтепроводов и нефтеперерабатывающих заводов в Ярославле, Москве, Рязани, Кстово близ Нижнего Новгорода и ответвлением на С.-Петербург (перер. з-д в Киришах). На Вост., где вдоль нефтепроводов расположены нефтеперерабатывающие заводы в Омске, Ачинске, Ангаре. Нефть с Сахалина передаётся в Комсомольск-на Амуре.

По общей протяжённости магистральных нефте — и газопроводов — 206тыс. км (143 тыс км -газопроводы, 48 тыс. км — нефтепроводы и 15тыс. км — нефтепродуктов). На начало 1995г. — Россия занимала второе место в мире после США. В России преобладают трубопроводы большего диаметра и большой протяжённостью. А по мере увеличения диаметра трубопровода уменьшаются удельные затраты на транспортировку нефти и газа.

География

§ 33. Водный и другие виды транспорта

Морской транспорт имеет важное значение благодаря географическому положению России ( 2 /3 границ — морские). Морские суда имеют большую грузоподъемность, движутся по относительно прямолинейным трассам. Поэтому морские перевозки — одни из самых дешевых. Но этот вид транспорта имеет сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы — и требует больших затрат на строительство судов и портов. К тому же он сильно зависит от природных условий (штормы, ледовитость и пр.). Тем не менее протяженность морских судоходных линий, используемых сейчас Россией, составляет около 1 млн км.

История российского гражданского флота насчитывает более 300 лет. Ныне по числу торговых судов российский флот уступает многим странам мира. По общей вместимости (тоннажу) он занимает 23-е место в мире. При этом в ближайшие годы будут построены десятки новых судов.

Средний возраст российских судов 24 года, и многие из них не могут заходить в иностранные порты. Доля новых (возраст до 5 лет) составляет всего 4%. Многих видов судов (наливных, грузопассажирских, контейнерных) недостает (рис. 64).

Рис. 64. Структура морского флота России

В 1990 г. российский флот осуществлял 65% морских перевозок в стране, сейчас около 4%. За перевозки, осуществляемые иностранными судами, Россия платит 6 млрд долл. в год. Например, на Балтике практически все контейнерные перевозки осуществляют англичане.

Россия обладает крупнейшим в мире атомным флотом. Сейчас в стране 6 действующих атомоходов, в том числе 5 атомных ледоколов.

Рост морских перевозок зависит не только от численности флота, но и от количества портов, их пропускной способности. В России 43 порта с мощностью 240 млн т, из них относительно крупных портов только 11 (рис. 65). Мелководны и не могут принимать большие суда 60% портов. Собственные морские порты обеспечивают потребности страны только на 4 /5. Аренда зарубежных портов (украинских, балтийских) очень дорога. Поэтому начато и будет продолжаться строительство новых (Усть-Лужский, Приморский, Бухта Батарейная — на Балтике) и реконструкция действующих (Новороссийский и др.) портов.

Рис. 65. Водный транспорт России

Распределение флота и портов между морскими бассейнами, а следовательно, и роль бассейнов в российском морском транспорте неодинаковы (табл. 37).

На первом месте по грузообороту портов находится Балтийский бассейн, обеспечивающий связи со странами Европы и Америки. Он имеет исключительно благоприятное географическое положение. Но здесь пока что мало портов (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград). Невелика доля судов ( 1 /7 от общероссийской). Вводятся в строй первые причалы в новых портах: Усть-Луге, Бухте Батарейной и Приморске. Через них пройдет экспорт леса, угля и нефти.

Второе место занимают порты Черноморского бассейна (Новороссийск), откуда в основном идет экспорт нефти. С реконструкцией других портов (Туапсе, Анапа, Сочи) увеличится значение бассейна и в перевозках других видов грузов. Однако развитие здесь портового хозяйства входит в противоречие с другой важной функцией Черноморского побережья — рекреационной.

Грузооборот и специализация крупнейших портов России

Грузооборот, млн т

Руды и концентраты

Уголь, руды, удобрения, лес, металлы

Высоцк и Выборг

Различные грузы для Калининградской области

Уголь, лес, удобрения, контейнеры

Порты Тихоокеанского бассейна (Восточный, Ванино, Владивосток, Находка) снабжают товарами северо-восток страны, осуществляют связи со странами Азии и Австралией. Здесь сосредоточено примерно 1 /4 российского флота.

Читайте также  Как узнать свою задолженность по налогам ИП?

Главный недостаток бассейна — его сильная удаленность от наиболее развитых регионов страны.

По морям Северного бассейна проходит Северный морской путь. Он имеет огромное значение для снабжения районов Крайнего Севера. В советское время по Северному морскому пути ежегодно перевозилось 7 млн т грузов. Сейчас — менее 2 млн т.

Северный морской путь — кратчайшая морская магистраль, обеспечивающая связи между Европой и Азией. Длительное время магистраль была закрыта для иностранных судов. Сейчас принято решение об интеграции Севморпути в мировую транспортную систему.

Для иностранных судов открыты 50 северных портов.

В связи с этим перевозки в Севморпути могут увеличиться до 10 млн т в год.

Совместно с Европейским союзом уже проведены эксперименты по вывозу танкерами сжиженного газа из Западной Сибири.

Рис. 66. Формирование Санкт-Петербургского портового комплекса

Речной транспорт играет важную роль главным образом в районах зоны Севера. Здесь протекают многоводные реки, а создание дорог требует много средств и времени.

По рекам экономичны перевозки объемных грузов, не требующих быстрой доставки (леса, нефти, зерна, строительных материалов).

Протяженность судоходных речных путей в России составляет 102 тыс. км. Из них только 1 /3 — пути с гарантированными глубинами. Но большая часть гидросооружений (плотин, шлюзов) эксплуатируется уже 35—60 лет и превысила срок службы.

Удельный вес новых речных судов — всего 4%, а судов, имеющих возраст более 15 лет, — 65%.

Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной среди них — Волго-Камский. К нему тяготеет экономически наиболее развитая часть страны. Это стержень Единой глубоководной системы европейской части России. В связи с ограниченными возможностями российских морских портов возрастает значение смешанных перевозок (река—море), позволяющих доставлять грузы в европейские страны. В этой связи большой интерес представляет создание Большого водного кольца Европы (рис. 67). Но судов типа «река—море» в России недостает. А для иностранных судов посещение большинства российских речных портов запрещено.

Рис. 67. Большое водное кольцо Европы

При нормальном функционировании водный транспорт не очень сильно загрязняет окружающую среду. Суда проходят значительную часть расстояний с постоянной скоростью. Поэтому двигатели вырабатывают минимум токсичных веществ. Однако за счет выхлопных газов, отработанных вод, отходов происходит химическое и биологическое загрязнение водоемов. Негативно сказывается на них также шумовое и механическое воздействие.

Авиационный транспорт. Это единственный вид транспорта, охватывающий перевозками почти все районы страны. Но из-за дороговизны объем перевозимых им грузов невелик. Самолетами доставляют грузы в труднодоступные районы, перевозят особо ценную или скоропортящуюся продукцию.

Главная специализация воздушного транспорта — перевозка пассажиров на дальние расстояния.

В стране действует более 300 аэропортов, 68 из них имеют международный статус. Основная проблема авиационного транспорта — старый парк самолетов. Значительная часть из них (более 50%) эксплуатируется свыше 15 лет.

Авиационный транспорт сильно воздействует на атмосферу. За один час современный самолет сжигает около 15 т топлива, потребляя при этом 625 т воздуха и выбрасывая 66 т продуктов горения. Последние сохраняются в атмосфере 2 года. Кроме того, вокруг аэропортов возникают большие зоны шумового загрязнения.

Трубопроводный транспорт. По объему выполняемой работы он уже превзошел железнодорожный. Строить трубопроводы в 3—5 раз быстрее и дешевле, чем железные дороги. По трубопроводам транспортируется почти вся нефть, природный газ, многие продукты нефтепереработки.

Вспомните особенности географии нефте- и газодобычи в России.

Однако трубопроводная сеть страны сильно изношена (на 50%), поэтому в России ежегодно происходит несколько сотен разрывов трубопроводов. Это влечет за собой сильное загрязнение природы, гибель животных, а нередко и людей.

Вопросы и задания

  • 1. В чем особенности морского транспорта?
  • 2. Какой морской бассейн занимает первое место по грузообороту в России? Назовите его порты.
  • 3. Расскажите об отрицательных и положительных чертах авиационного транспорта.



Какой вид транспорта охватывает практически всю территорию страны?

Код ОГЭ по географии: 5.4.5. География важнейших видов транспорта.

Транспортная система России характеризуется развитием всех видов транспорта, значительной протяжённостью транспортных путей и крайней неравномерностью их размещения по территории страны.

Плотность транспортной сети пони жается от центра к северу и вое току. К отдельным населённым пунктам из-за отсутствия транспортных путей можно добраться в опредс ленный сезон.

Железнодорожный транспорт

Общая протяжённость железных дорог России — около 86 000 км. Почти 50 % дорог электрифицировано. По длине электрифицированных дорог Россия занимает 1-е место в мире.

Средняя плотность железнодорожной сети — 5 км/1000 км 2 . Наибольший показатель плотности характерен для Центрально-Чернозёмного и Центрального районов. Здесь железнодорожная сеть имеет радиальный вид: железные дороги сходятся к Москве. В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую плотность.

Самая длинная и главная железнодорожная ветка России — Транссибирская магистраль (Транссиб).
Её протяжённость — 9289 км. Магистраль соединяет Москву и Владивосток. Она проходит через 87 городов, среди которых Ярославль, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск,. Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск, Владивосток.

К числу основных железнодорожных магистралей России также относятся:

  • Приволжская — проходит по территории Волгоградской, Саратовской, Астраханской областей;
  • Северная — проходит по территории Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Владимирской областей и Республики Коми;
  • Среднесибирская — проходит по территории Омской, Новосибирской областей и Алтайского края;
  • Байкало-Амурская (БАМ) — вторая по длине магистраль после Транссиба (4300 км), проходит от Тайшета (Иркутская область) до Советской Гавани (Хабаровский край).

Автомобильный транспорт

Общая длина автомобильных дорог России составляет около 1 643 000 км. Средняя плотность 34 км/1000 км2.

По обеспеченности дорожной сетью выделяются три зоны. Первая — Европейская — характеризуется развитой сетью автомобильных дорог преимущественно с твёрдым покрытием. Плотность дорог здесь около 100 км/1000 км2. Вторая зона охватывает юг России. Сеть автомобильных дорог здесь неравномерна, а плотность близка к средней по стране. В третьей зоне, включающей большую часть Сибири и Дальнего Востока, основная часть из редких, не имеющих твёрдого покрытия дорог используется лишь сезонно. Большие территории здесь лишены транспортных путей.

Трубопроводный транспорт

Общая длина всех трубопроводов России — около 252 000 км. Из них 178 000 км — газопроводы, 55 000 км — нефтепроводы.

Основные трубопроводы России:

  • нефтепровод «Дружба» (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
  • Балтийская трубопроводная система (связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с портом Приморск);
  • нефтепровод Сургут Новополоцк;
  • нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (связывает город Тайшет в Иркутской области с портом Козьмино в заливе Находка);
  • газопровод «Ямал — Европа» (соединяет город Торжок в Тверской области и немецкий город Франкфурт-на-Одере);
  • газопровод «Сияние Севера» (проходит по линии Ухта — Грязовец — Торжок);
  • газопровод «Союз» (проходит по линии Оренбург — граница России и Украины — Ужгород);
  • газопровод «Северный поток» (соединяет русский Выборг и немецкий Грайфсвальд);
  • газопровод «Голубой поток» (проложен по дну Чёрного моря, связывает берега России и Турции).

Водный транспорт

Приморское положение России обусловило достаточно большое значение морского транспорта в обслуживании внешнеторговых связей и перевозке грузов между российскими портами.

Перевозка грузов и пассажиров осуществляется в пределах пяти крупных бассейнов.

  • Бассейн Балтийского моря:
    • имеет наибольший грузооборот;
    • статьи экспорта — нефть, лес, металлы, статьи импорта — машины, промышленные и продовольственные товары;
      крупнейшие порты — Приморск, Санкт-Петербург, Высоцк, Калининград, Усть-Луга.
  • Черноморско-Азовский бассейн:
    • статьи экспорта — нефть и нефтепродукты, уголь, металлы, лес, строительные материалы, статьи импорта — зерно, сахар, машины и оборудование, продукты питания;
    • крупнейшие порты — Новороссийск, Кавказ, Ростов-на-Дону, Туапсе, Керчь.
  • Каспийский бассейн:
    • преобладают каботажные перевозки;
    • транспортируются преимущественно нефть и нефтепродукты, соль, зерно, хлопок, шерсть, рыба;
    • крупнейшие порты — Махачкала, Астрахань, Оля.
  • Дальневосточный бассейн:
    • осуществляются каботажные и экспортно-импортные перевозки;
    • статьи экспорта — рыба, лес, уголь, нефть, продовольствие, статьи импорта — машины, оборудование, металлы;
    • крупнейшие порты — Восточный, Ванино, Находка, Пригородное, Владивосток.
  • Северный бассейн:
    • статьи экспорта — уголь, лес, нефтепродукты, руды цветных металлов, оборудование, статья импорта — продовольствие;
    • крупнейшие порты — Мурманск, Архангельск, Варандей, Дудинка.

Большинство крупных рек России судоходны. Это способствует развитию внутреннего водного транспорта. Около 40 % его грузооборота приходится на Волго-Камский бассейн. Крупнейшие речные порты — Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. На втором месте по объёму грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. Основные порты — Новосибирск, Тобольск, Сургут, Лабытнанги, Тюмень. Третий в России — бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. Значительную долю в перевозках здесь составляют лесные грузы. Главные порты — Архангельск и Котлас.

Читайте также  Как передать баллы Пятерочки другому человеку?

Воздушный транспорт

На территории России расположены 233 аэропорта. Самые загруженные из них: Шереметьево (Москва), Домодедово (Москва), Внуково (Москва), Пулково (Санкт-Петербург), Сочи (Сочи), Кольцово (Екатеринбург), Симферополь (Симферополь).

Крупнейшим узлом международных и внутренних авиалиний является Москва. На её долю приходится более 30 % всех отправлений пассажиров воздушным транспортом страны. На внутренних авиалиниях (многие из них проходят параллельно железным дорогам) особенно масштабны перевозки пассажиров ил Москвы в Санкт-Петербург, в вое точном направлении —- в Сибирь и на Дальний Восток (Иркутск, Хабаровск, Владивосток) и на курорты юга (Адлер, Сочи, Симферополь).

Конспект урока по географии»География транспорта России».
Следующая тема: Природно-хозяйственное районирование России

Тест с ответами: “Транспорт России”

1. Первое место в России по грузообороту занимает … транспорт:
а) трубопроводный +
б) железнодорожный
в) автомобильный

2. Самый дорогой вид транспорта:
а) морской
б) авиационный +
в) автомобильный

3. Наиболее густая транспортная сеть сформирована в РФ на:
а) севере
б) востоке
в) западе +

4. Главное преимущество автомобильного транспорта:
а) он мобильный +
б) он берет много груза
в) это сезонный вид транспорта

5. Главная железнодорожная магистраль РФ:
а) Байкало-Амурская
б) Печорская
в) Транссибирская +

6. Самые дешёвые перевозки:
а) автомобильные
б) морские +
в) железнодорожные

7. Погодные условия особенно сильно влияют на работу:
а) автомобильного
б) трубопроводного
в) авиационного транспорта +

8. Большую долю флота России составляет…флот:
а) рыболовный +
б) ледокольный
в) пассажирский

9. Самый крупный порт на Балтике:
а) Мурманск
б) Калининград
в) Санкт-Петербург +

10. Первое место в грузообороте принадлежит портам:
а) Черноморского бассейна
б) Тихоокеанского бассейна +
в) Балтийского бассейна

11. Северный морской путь начинается от порта:
а) Мурманск +
б) Архангельск
в) Санкт-Петербург

12. Самый большой объём перевозок грузов имеет порт:
а) Новороссийск
б) Санкт-Петербург +
в) Находка

13. Основной судоходный речной бассейн России:
а) Волго-Камский +
б) Амурский
в) Ангаро-Енисейский

14. Перевозка пассажиров на дальние расстояния – главная специализация:
а) железнодорожного транспорта
б) автомобильного транспорта
в) авиационного транспорта +

15. Какая из приведённых характеристик служит для работы изменения транспорта:
а) грузооборот +
б) скорость
в) протяжённость

16. Какой из перечисленных видов транспорта в России лидирует по массе перевезённых грузов:
а) трубопроводный
б) железнодорожный +
в) морской

17. Какой из перечисленных морских портов ориентирован на вывоз леса:
а) Калининград
б) Находка
в) Архангельск +

18. Пункт, расположенный на Байкало-Амурской магистрали:
а) Дудинка
б) Тайшет
в) Чита

19. Пункт, расположенный на Байкало-Амурской магистрали:
а) Красноярск
б) Чита
в) Тында +

20. Пункт, расположенный на Байкало-Амурской магистрали:
а) Красноярск
б) Советская Гавань +
в) Дудинка

21. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя … железных дорог:
а) 87 тыс. км +
б) 107 тыс. км
в) 57 тыс. км

22. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя … автомобильных дорог с твердым покрытием:
а) более 45 тыс. км
б) более 745 тыс. км г +
в) более 450 тыс. км

23. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя … воздушных линий
а) свыше 800 тыс. км
б) свыше 700 тыс. км
в) свыше 600 тыс. км +

24. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за:
а) длинного навигационного периода
б) короткого навигационного периода +
в) дороговизны

25. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с:
а) Москвой
б) регионами
в) производством +

26. По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье такое количество населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны:
а) 15 %
б) 10 % +
в) 20 %

27. Транспортная система России имеет такую структуру:
а) сложную +
б) простую
в) доступную

28. К транспортной системе относятся:
а) транспортные перекрестки
б) транспортные пути
в) транспортные узлы +

29. К транспортной системе относятся:
а) транспортные коридоры +
б) транспортные пути
в) транспортные углы

30. Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является:
а) Лена
б) Амур +
в) Обь

§ 14. Транспорт России

Считаете ли вы, что какие-то виды транспорта более предпочтительны для России в современных условиях?

Каково значение транспорта в России?

Важнейшая особенность транспорта заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.

Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции (в продукции лесной, угольной и ряда других отраслей они могут достигать половины ее себестоимости).

Транспортный фактор имеет особо важное значение в России с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и производства, связывая в единый народно-хозяйственный комплекс разные регионы нашей страны. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка, для связи России с внешним миром.

С возрастанием роли транспорта в хозяйственной и общественной жизни страны возрастают и требования к его работе — быстроте, надежности, безопасности, четкой информации о местонахождении груза и т. д.

Рис. 47. Сравнение видов транспорта (по пятибалльной системе, относительная шкала оценок)

  1. Выявите преимущества каждого вида транспорта.
  2. Какие грузы (массовые виды, громоздкие, ценные, скоропортящиеся, срочные) какими видами транспорта предпочтительно перевозить?

Каковы отличительные черты транспортной сети страны?

Прежде всего резкое различие, контрастность западной и восточной частей страны по транспортной обеспеченности, рисунку транспортной сети, значению отдельных видов транспорта в хозяйственной жизни.

В целом на территории России преобладает широтное направление движения сухопутных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного и трубопроводов) и меридиональное направление речных путей (по течению Волги, Печоры, Северной Двины и великих сибирских рек).

В нашей стране сложились три основных магистральных направления транспортной системы.

  1. Широтное Сибирское направление «запад—восток». Включает железнодорожные, трубопроводные и частично водные пути.
  2. Меридиональное Центрально-Европейское направление «север—юг», образованное преимущественно железнодорожными путями. Выходит за пределы России на Украину, в Молдову и республики Закавказья.
  3. Меридиональное Волго-Кавказское направление «север—юг» вдоль Волги, по железнодорожным и трубопроводным путям связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Европейским Севером и Уралом, а также странами Средней Азии и Казахстаном.

Каковы особенности развития различных видов транспорта в России?

Железнодорожный транспорт занимает в России ведущее положение. Им перевозится свыше 40% грузов и более трети всех пассажиров. В перевозке пассажиров это самый дешевый вид транспорта. Наиболее эффективен железнодорожный транспорт при перевозке грузов на дальние расстояния. Отличительной его особенностью являются надежность и регулярность (он практически не зависит от времени года, суток и погодных условий). В отличие от водных видов транспорта для железнодорожного транспорта характерно относительно свободное размещение — препятствием служат лишь горные территории.

Рис. 48. Различные виды транспорта

Перевозка автомобильным транспортом обходится во много раз дороже, чем железнодорожным. Но он обладает высокой маневренностью, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям, без промежуточных перегрузок. Автомобильный транспорт осуществляет основные перевозки в городах и пригородах, а дальние — в основном в северных, восточных и горных районах России, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта. Эффективность его работы во многом зависит от густоты и качества автодорог.

Морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю, перевозки между российскими портами незначительны. Крупнейшие порты на Черном море — Новороссийск (в основном — экспорт нефти); на Балтийском — Санкт-Петербург (переработка разных грузов, в том числе — экспорт леса, металлов, удобрений и др.), на Белом море — Архангельск (экспорт леса), на Баренцевом — Мурманск (экспорт апатитов, руд металлов и т. д.). На Дальнем Востоке крупнейшие порты — Владивосток и Находка (разнообразные грузы, в том числе экспорт угля и леса в Японию).

Читайте также  Что значит по умолчанию в ВК?

Речной транспорт специализируется в основном на перевозке минерально-строительных материалов (песок, щебень и др.) — более 3/4 всех грузов, а также на сезонных грузах (зерно, овощи, бахчевые). Большая часть перевозок приходится на Волго-Камский бассейн. Но самое важное значение перевозки по рекам имеют там, где нет никаких других видов транспорта, особенно на Крайнем Севере.

Авиационный транспорт охватывает перевозками практически все районы страны. Он перевозит срочные грузы, скоропортящиеся продукты. Но объем перевозимых грузов относительно невелик из-за его дороговизны. Важнейшая задача авиационного транспорта — перевозка пассажиров на дальние расстояния. По объему пассажирских перевозок он занимает третье место (после автомобильного и железнодорожного транспорта).

Какие проблемы необходимо решать транспортному комплексу страны?

Большая часть проблем связана с изменением географического положения России. Страна оказалась без необходимого числа портов. К Украине и странам Балтии отошли самые крупные портовые комплексы. Мощности оставшихся портов обеспечивают немногим более половины потребностей страны. Две трети портов не могут принимать крупнотоннажные суда, многие российские морские порты замерзающие, что также затрудняет их работу. Требует обновления и сильно обветшавший парк судов (значительная часть судов имеет почтенный возраст, насчитывающий десятки лет).

Многие жизненно важные магистрали страны своими отдельными участками оказались на территории соседних государств. Например, на территории Казахстана оказались отрезки Транссибирской, Южно- и Среднесибирской железнодорожных магистралей. Возникает необходимость строительства новых дорог, чтобы главные транспортные пути находились в пределах нашего пространства.

При автодорожном строительстве в нашей стране первостепенное внимание уделялось магистральным дорогам и недостаточное — местным (внутрирайонным, сельским и т. д.). В результате бездорожья многие населенные пункты остались отрезанными от других районов страны. Связать каждый населенный пункт с единой транспортной системой страны — актуальная задача современности.

С увеличением числа автомобилей в крупнейших городах России в последние годы возникли серьезные экологические проблемы. Автомобильный транспорт — сильнейший загрязнитель окружающей среды, в ряде городов он дает до 90% вредных выбросов в атмосферу, поэтому необходимо принимать срочные меры, направленные на снижение вредных выбросов автотранспорта.

Выводы Огромная территория России может быть связана воедино только при надежной и четкой работе транспорта. Из любого населенного пункта его жители должны иметь возможность в любое время выехать в любое необходимое им место — для работы, отдыха, лечения, получения услуг, для продажи своей продукции или для закупок товаров, словом, по любому поводу. Интенсивные контакты между людьми, между жителями разных районов и поселений, возможность товарообмена между ними — необходимое условие развития общества; без этого невозможны и ощущение единства России, и реальная целостность нашего государства.

Вопросы и задания

  1. Как вы объясните употребляемое образное выражение, что транспорт — это «кровеносная система» хозяйства страны?
  2. Что нового привнес в развитие транспортных средств XX век? Какие виды транспорта играли ведущую роль в разные периоды экономического развития страны?
  3. Используя карту «Транспорт России» в атласе, выясните, чем отличается рисунок транспортной сети западных и восточных регионов страны, северных районов Европейской России и остальной ее территории.
  4. Используя физические карты, сравните условия плавания в морях Северного Ледовитого океана и в морях Тихого океана.
  5. Назовите крупные морские порты страны и покажите их на карте. Какие из них имеют наибольшее значение для внешних экономических связей?
  6. Как ваш населенный пункт связан с важнейшими транспортными магистралями страны? Опишите и покажите на карте свой путь в Москву, Санкт-Петербург, к ближайшему месту отдыха, к ближайшему порту и т. д.

Транспортная система России — общая характеристика, структура и значение

Транспортная система России представляет собой комплекс различных видов транспорта, представленных в нашей стране, но развитых по-разному. Транспорт позволяет обеспечить коммуникации между населенными пунктами, служит для обмена продукцией и перевозки пассажиров.

Общая характеристика транспортной системы России

Транспортная система страны — это как кровеносная система человека. По этой системе идёт движение транспортных средств, людей, грузов внутри города, поселка и между ними.

Транспортные пути важны для производственной, хозяйственной и экономической деятельности России.

Транспортная система — обособленная отрасль, значение которой заключается в перемещении людей и грузов. В ней задействовано на настоящий момент примерно 4 миллиона человек, и она оказывает третью часть услуг населению.

Структура транспортной системы РФ

Комплекс транспортной системы представлен следующими видами:

Железнодорожный — это основной вид транспорта в России, с помощью которого осуществляются грузовые и пассажирские перевозки по рельсам путем механической тяги. На железнодорожный транспорт приходится 44,4% всего грузооборота страны.

Трубопроводный — система трубопроводов позволяет передавать природные ресурсы (газ и нефть) из восточных районов страны в западные. Грузооборот составляет 46,4%.

Автомобильный — имеет большое значение для перевозки тяжелых грузов, особенно в местах, где нет железных дорог. Автомобильный транспорт перевозит 4,6% грузов страны.

Морской — крупнейшие порты располагаются в Архангельске, Владивостоке, Находке и Санкт-Петербурге. Перевозит 0,6% грузов.

Речной — наиболее развит на севере и в Сибири, где протекают крупнейшие реки. В этих районах страны наземный транспорт плохо развит. Единая система речного транспорта представляет собой соединённые сетью каналов крупнейшие реки России. Значение грузооборота этого вида транспорта составляет 3,9% от общего объёма.

Авиационный — это высокоскоростной вид транспорта, но при этом самый дорогостоящий. Основное направление — доставка пассажиров. Перевозка грузов ограничена ввиду больших затрат. Доля грузооборота составляет всего 0,1%.

Таким образом, суммарно грузооборот железнодорожной и трубопроводной систем составляет более 90%. При этом этот транспорт перевозит одну треть общего объёма грузов.

Две трети приходится на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает менее 5%. Доля железнодорожного транспорта продолжает расти.

Транспортная система является важным фактором для развития внешней торговли и обеспечивает коммуникации для производственных отраслей и регионов страны.

Следует отметить негативное влияние транспорта на экологию.

Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к их частым разрывам. При этом считается, что этот вид транспорта самый безопасный для окружающей среды при надлежащей эксплуатации.

Значение и роль транспорта в России

Лидирующую позицию в перевозках в России играет железнодорожный транспорт.

Это обусловлено географией страны, дальними расстояниями перевозок, высокой скоростью и относительно невысокой себестоимостью.

За ним следует трубопроводный транспорт, имеющий важное значение для транспортировки природного сырья.

Водная и автомобильная системы в нашей стране не несут такой значимости, как, например, в западных странах и США. Это объясняется особенностями климатических условий — замерзаемостью водных источников, в связи с чем использование водного транспорта возможно только в определенное время года.

Автомобильный транспорт недостаточно развит в районах нашей страны, где не ведется строительство из-за больших финансовых затрат, а эксплуатация дорог затруднена из-за суровых климатических условий. Также в России процесс автомобилизации развивается гораздо медленнее. Тем не менее, автотранспортом перевозится около половины всех грузов страны.

Морской транспорт имеет важное значение для международных перевозок. Им осуществляются перевозки на самые дальние расстояния.

Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Развивающаяся транспортная система отрицательно влияет на экологическую обстановку.

Прирост транспортных средств за последние годы обогнал темп строительства дорог в 5 раз. Последствием этого факта стало возникновение постоянных пробок на дорогах, а также существенно загрязнился воздух от выхлопов бензина.

Транспортная сеть уже давно устарела. Это касается и магистралей, и парка грузовых автомобилей. Необходимо срочно провести перестройку транспортных узлов инфраструктуры.

Железнодорожная система тоже весьма изношена и требует коренной реконструкции путей и составов. Парк РЖД изношен более чем на 70%.

Исходя из представленной информации, становится ясно, что развитие экономики тесно связано с транспортной системой, которая находится сейчас не в лучшем состоянии. Следует провести срочные и объемные работы по совершенствованию транспортной инфраструктуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: