Кто делает Шевроле Нива?

Chevrolet Niva — История создания автомобиля

Автомобиль, который должен был заменить старую добрую ВАЗ-2121 «Нива», в итоге попал на другой конвейер и в другую автомобильную категорию.

Разработка замены морально устаревшей «Нивы» началась в 1980-х гг. и затянулась до конца 1990-х гг., а действующий прототип нового ВАЗ-2123 появился лишь в 1998 г. Спустя незначительное время завод начал малосерийный выпуск на опытном участке.

Главным кардинальным отличием машины стал кузов современной компоновки, более обтекаемый и комфортабельный. Запасное колесо из-под капота переместили на заднюю дверцу, как у большинства джипов. Кузов стал 5-дверным и более просторным.

Моторный отсек, наоборот, оказался гораздо компактнее. По сути, настолько компактнее, что инжекторный двигатель ВАЗ-21214 пришлось переработать, чтобы он поместился. Так появился двигатель ВАЗ-2123.

В определенные периоды на ВАЗ-2123 пробовали ставить разные двигатели: иностранные дизели и бензиновые, дешевый карбюраторный вариант и 2-литровый более мощный мотор. Однако эти варианты не прижились.

Чтобы перейти от опытного производства к конвейерному, Волжский автозавод четыре долгих года искал спонсора и нашел его в лице General Motors. Две компании создали под выпуск ВАЗ-2123 (если быть точными, под выпуск Chevrolet Niva) отдельное предприятие — СП «GM-АвтоВАЗ».

Изучив машину, GM-овские инженеры пришли к выводу, что она страдает рядом недоводок, которые будут вредно отражаться на имидже американской компании. Поэтому они внесли около 1700 изменений. Например, чтобы обеспечить нужный ресурс двигателя, небольшая самарская компания, производитель вкладышей в пробки для пивных бутылок, предложила для двигателя Niva прокладки из пробкового дуба — впервые в истории легкового российского автопрома.

На Chevrolet Niva появился электроусилитель оригинальной вазовской конструкции. Это сейчас производители всего мира переходят на электроусилители, более экономичные, чем гидроусилители, а в конце 1990-х гг. он стал революционной новинкой. Многие покупатели даже отнеслись к нововведению с подозрением.

Chevrolet Niva открыла General Motors путь в Россию и стала одним из самых популярных джипов страны, заслужив много наград и поставив несколько рекордов. Автомобиль любят за сочетание невысокой цены (особенно когда речь заходит о ремонте) и относительно высокого комфорта, неплохие динамические качества и управляемость.

В отличие от моделей Chevrolet иностранного происхождения, которые часто проходят обновление, Niva выпускается уже довольно долго без значительных изменений. Слегка изменяется стиль, улучшаются безопасность и комфортность. Постепенно машина «обросла» такими системами, как ABS, подушки безопасности и EBD. Модификация подвески улучшило управляемость. В 2009 г. в рестайлинге машины поучаствовало итальянское ателье Bertone, а измененная оптика фар стала давать более сфокусированный свет.
Передавая документацию на GM-АвтоВАЗ, Волжский автозавод настолько был уверен в том, что ВАЗ-2123 отправит на покой старую «Ниву», что заодно передал права на использование названия «Нива» и его экспортного варианта Niva.
Однако получилось не так. Новинка оказалась почти в 2 раза дороже предшественницы, и продажи прежней «Нивы» отнюдь не упали. А на более стильную и комфортную новинку обратили внимание те, кто раньше покупал недорогие иностранные джипы: KIA Sportage или Suzuki Vitara.
Перед АвтоВАЗ встала дилемма: снимать «Ниву» с конвейера смысла нет, но выпускать под прежним названием ее нельзя. Поэтому машину переименовали в Lada 4×4.
Сейчас оба автомобиля относительно мирно сосуществуют: слишком разные у них покупатели. Одна загвоздка: какие бы усилия ни прилагали заводы, приучая покупателей к изменившимся названиям, для российских водителей Chevrolet Niva так и остается «другой „Нивой»». Они называют ее «Шеви „Нива»», a Lada 4×4 — по старинке «Нивой».
Chevrolet Niva установила национальный рекорд Украины, заехав на самую высокую точку страны — гору Говерлу (высота над уровнем моря — 2061 м). «Восхождение» совершил серийный автомобиль с лебедками спереди и сзади, зашитой дниша и силовым бампером.
По версии Ассоциации Европейского бизнеса РФ, Chevrolet Niva являлся самым продаваемым вседорожником России в 2004-2008 ГГ., был удостоен премии автомобильных журналистов «Внедорожник года-2009» в номинациях SUV и «Премьера года».

Путь в эмигранты: история разработки Нивы, ставшей Chevrolet

Совсем недавно мы вспоминали о том, как на ВАЗе пытались модернизировать Ниву первого поколения и как результаты трудов вылились лишь в рестайлинг существующего автомобиля. Однако необходимость создания нового внедорожника никуда не исчезла – а напротив, обострилась. Проект с индексом 2123 стал новой попыткой реализовать все лучшие наработки.

Без каркаса

Н есмотря на то, что работы над проектом 2123 начались еще в первой половине восьмидесятых годов XX века, в определённый момент конструкторам стало понятно, что целесообразнее заниматься созданием новой модели, а не пытаться улучшить обычный ВАЗ-2121.

Поскольку все силы заводчан в то время были брошены на постановку на конвейер ВАЗ-2108, всерьез заниматься перспективной легковушкой повышенной проходимости начали несколько позже. Официальной точкой отсчета можно считать 1986 год, когда техническое задание на модель 2123 было окончательно сформировано и направлено в проектные отделы АВТОВАЗа.

Важной особенностью техзадания на модель 2123 был тип кузова – каркасный. У такой конструкции с навесными пластиковыми панелями на тот момент в Тольятти были как сторонники, так и противники. В мире уже существовали серийные автомобили, выполненные по этой схеме – например, минивэн Renault Espace.

Однако вскоре от идеи «закаркасить» Ниву отказались, ведь это требовало огромных финансовых затрат и полной переналадки производства: в крупносерийных условиях выпуск машины с каркасным кузовом требовал освоения новых технологий и материалов. Силовую структуру необходимо было сделать с применением высоколегированных сталей, а для лицевых панелей требовался дорогостоящий и сложный в производстве пластик. А это значило, что при всех кажущихся преимуществах каркасно-панельной конструкции с применением «вечного» пластика, его серийное воплощение на тот момент было нецелесообразным.

Кроссоверные мысли

Для того, чтобы на практике проверить идею о применении цепного привода в раздаточной коробке, ВАЗ приобрел трансмиссию от внедорожника Mitsubishi Pajero первого поколения.

Как оказалось, для применения подобной конструкции заводу пришлось бы приобретать лицензию, а также устранить все «технологические» вопросы, связанные с кардинальной переделкой трансмиссии. Новые карданные валы, педальный узел, кузовные детали (центральный тоннель и днище), система выпуска и многое другое остановили конструкторов, заставив их остаться верными «родной» схеме, которая к тому времени уже была испытана и проверена как профессионалами, так и сотнями тысяч рядовых автовладельцев.

На заводе были и те, кто считал, что новую Ниву нужно еще больше приблизить к легковому автомобилю, сознательно ухудшив её внедорожные качества. При этом такая «кроссоверная» модель могла быть широко унифицирована с новейшим переднеприводником – ВАЗ-2108. Да-да, отдельные специалисты настаивали на том, что мотор на 2123 нужно расположить не вдоль, а поперек моторного отсека!

С целью изучения вопроса на практике УГК ВАЗа были закуплены два «японца» – Nissan Prairie и Honda Civic Shuttle, которые прошли всесторонние испытания.

Читайте также  Как подключить беспроводные наушники Huawei к самсунгу?

Мнения разделились: одни конструкторы считали, что в новой машине можно пожертвовать проходимостью в пользу других потребительских качеств, другие же полагали, что Нива-2 по внедорожному потенциалу не должна уступать ВАЗ-2121. Неудивительно, что «джиперской» концепции придерживались те дизайнеры, конструкторы и испытатели, кто имел непосредственное отношение к разработке первой Нивы. Они-то как раз встали горой за «родную» схему и не дали превратить компактный тольяттинский внедорожник в кроссовер вроде Toyota RAV4 или Hyundai Tucson. История не предполагает сослагательного наклонения, но у Нивы, похоже, была возможность войти в одну реку дважды и снова опередить время со своей концепцией – на сей раз «паркетной». Не сложилось – вследствие того, что «двадцать первая» в части внедорожных качеств проявила себя очень ярко, отказываться от её главного козыря на заводе не рискнули.

Не забыть о красоте

Окончательно определившись с тем, что новая Нива концептуально будет являться улучшенным продолжателем идей прежнего внедорожника, конструкторы перешли к дизайну кузова.

Вначале были изготовлены два макета. Вариант В. Сёмушкина сильно напоминал осовремененный ВАЗ-2123, который явно был «привязан» к старой платформе.

В то время как на эскизах А. Белякова перспективная Нива предстала совсем иной – пятидверной, более обтекаемой и «пухлой», с узкими передними фарами и аэродинамичным силуэтом.

Многое в линиях и решениях так или иначе перекликалось с будущей «десяткой», над которой в то время также работали на ВАЗе.

Точнее, концепты Белякова и Сёмушкина (поздние) больше походили на универсал с индексом 2111 – пластилиновые макеты 2123 дают четкое понимание о том, кому автомобиль десятого семейства обязан своим самобытным обликом.

Чуть позже Беляков эмигрировал, и от его идей по внешности 2123 по понятным причинам отошли. Но как-то на завод приехала делегация из Японии. Представители Honda ознакомились с наработками и. в конце девяностых мир увидел компактный кроссовер HR-V, удивительно напоминавший эскизы советского дизайнера.

Еще один вариант внешности ВАЗ-2123 принадлежал вазовскому дизайнеру В. Степанову, который чуть позже использовал собственные наработки для нового УАЗа с индексом 3160, также произведенного именно в НТЦ ВАЗа.

Техническую часть будущей Нивы-2 к тому времени обкатывали на ходовых макетах ХМ-01 и ХМ-02.

Несмотря на то, что концептуально автомобиль оставался прежним, конструкторам предстояло качественно улучшить его ходовые качества и повысить уровень комфорта, причем без ухудшения проходимости! С поставленной задачей справились на отлично.

Мощнее, комфортнее, вместительнее

Конструкторы не видели новую Ниву с прежним мотором. В качестве силового агрегата они предлагали использовать мотор будущей «десятки» (16-клапанный 2110), а также 1,8-литровый дизель, который в то время как раз разрабатывали для «сорок первого» Москвича совместно с АЗЛК.

На ВАЗе пытались приспособить на Ниву и покупной дизельный двигатель – например, сверхэкономичный немецкий агрегат ELKO, который сами немцы хотели установить на «сорок первый» Москвич.

Наконец, был и «голос разума», предлагавший на первых порах установить под капот «разжатый» на сотню-другую кубиков обычный «жигулевский» двигатель, получивший впоследствии индекс 21213. Ирония судьбы, но новой Ниве было суждено родиться и состариться именно с таким агрегатом – пусть не самым современным и тяговитым, но зато реально существующим в производстве.

Работая над интерьером и эргономикой будущей Нивы, конструкторы столкнулись с тем, что у компактной пятидверки практически нет серийных аналогов, которые можно было бы использовать в качестве «точки отсчета»! Вот и приходилось обмерять что угодно – более крупные импортные джипы, Suzuki Samurai и Vitara, даже собственную «перспективу» – макет автомобиля десятой модели!

Перед конструкторами стояла непростая задача: новая машина должна стать заметно комфортнее обычной старушки-Нивы, обеспечив приемлемую посадку для всех пяти обитателей салона, а не только для водителя и переднего пассажира, как это практиковали ранее с учетом целевого назначения автомобиля повышенной проходимости. Компоновщики и эргономисты здорово поработали над компоновкой, пытаясь выжать из проекта максимум для водителя и четырех пассажиров. Посадочный макет со временем превратился в демонстрационный проект интерьера, который наглядно показывал, каким будет салон новой машины.

Долгий путь к выпуску

К 1989 году на техсовете НТЦ ВАЗа концепцию модели 2123 рассмотрели и окончательно утвердили. Таким образом, итогом пятилетних поисков и экспериментов стала пятидверная машина с продольно расположенным двигателем и постоянным полным приводом по обычной для Нивы схеме – через межосевой дифференциал с возможностью блокировки.

Увы, распад СССР в 1991 году сильно повлиял на историю модели 2123, работы над которой временно негласно были признаны второстепенными. Как и в случае с «восьмеркой», все силы на заводе концентрировались на запуске новой легковушки – на сей раз модели 2110.

Chevrolet Niva

  • Авто
  • Шевроле
  • Нива

Нива Шевроле производится с 2002 года на совместном предприятии GM-АвтоВАЗ в Тольятти. Машина пользуется завидной популярностью, уже произведено более 700 тысяч экземпляров. В 2019 году ВАЗ купил долю иностранных компаний и стал единоличным владельцем модели.

К семейству Niva пока относят только эту модель.

  • Модификации
  • ТТХ
  • Поломки
  • Цена

Модификации Chevrolet Niva

Эта модель предлагается на нашем рынке с 2002 года, а ее рестайлинг произошел в 2009 году.

На выбор предлагался единственный мотор с 5-мкпп, но была малая партия с двс Опель:

1.7 л ВАЗ 2123 80 л.с. 128 Нм и 5-мкпп ВАЗ 2123
1.8 л Opel Z18XE 125 л.с. 167 Нм и 5-мкпп Aisin AG5

Обновленную версию представили в 2009 году и без особых изменений производят до сих пор.

После рестайлинга модель обновилась внешне, но моторная гамма никак не изменилась:

1.7 л ВАЗ 2123 80 л.с. 127 Нм и 5-мкпп ВАЗ 2123

Все силовые агрегаты этой модели подробно описаны в статье двигатели Нива Шевроле

О трансмиссии внедорожника у нас имеется отдельный материал коробки Шевроле Нива

Официальное руководство пользователя вы найдете здесь

Онлайн-мануал по обслуживанию и ремонту находится тут

Немало полезного собрано в клубе владельцев Chevy-Niva

Обзор обновленной Шнивы от канала MegaRetr

Технические характеристики Нива Шевроле 1.7 литра с 5-мкпп

Общие характеристики
Мощность мотора 80 л.с.
Крутящий момент 127 Нм
Разгон до 100 км/ч 19 с
Макс. скорость 140 км/ч
Тип топлива АИ-92
Расход по городу 13.2 л
Расход по трассе 8.4 л
Смешанный расход 10.2 л
Объем бака 58 л
Объем багажника 320 л

Развернутую таблицу с ТТХ всех версий ищите в разделе технические характеристики

Недостатки, поломки и проблемы Шевроле Нива

Кузов до рестайлинга был совсем слабым, но после обновления ситуация улучшилась. Коррозия здесь обычно начинается с капота, порогов, кромок дверей, лючка бензобака и если не принять меры, то она быстро распространится. Как говорится, и в ширь и в глубь.

Салон тут очень дешев по материалам и может скрипеть с первых километров пробега. Шумоизоляция никакая, а пластик часто деформируется на солнце и сильно дребезжит. Но больше всего проблем доставляет капризная электрика: регулярно выходят из строя стеклоподъемники, центральный замок, резистор печки, да в принципе все что там есть.

1.7-литровый двигатель ВАЗ 2123 происходит от мотора ВАЗ 21213 классической Нивы. Еще до 100 000 км здесь нередко меняют высоковольтные провода, модуль зажигания, алюминиевую трубку подачи масла, многие датчики, а также все прокладки и сальники. Скромным ресурсом обладают гидрокомпенсаторы, цепь ГРМ и расширительный бачок.

5-ступенчатая мкпп ВАЗ 2123 славится люфтом рычага и слабой четкостью включений, а еще сильно гудит, шумит, вибрирует и дребезжит в определенном диапазоне оборотов. Надежность этой трансмиссии также невысока, регулярно в ней случаются течи масла, очень мало служат подшипники, главный цилиндр сцепления, шестерня пятой передачи.

Ходовая часть Нивы более или менее надежна и не доставляет каких-то особых хлопот, но не забывайте обслуживать ступичные подшипники примерно раз в 30 000 км пробега. Ближе к 100 000 км могут требовать замены некоторые сайлентблоки и шаровые опоры, а иногда и амортизаторы. Плюс стоит учитывать невысокое качество многих запчастей.

Тормозные диски имеют невысокий ресурс, а еще часто лопаются шланги под днищем.

Много информации по слабым местам модели можно почерпнуть в разделе с отзывами

Где собирают Шевроле Нива

Содержание статьи открыть закрыть

Где собирают Шевроле Нива

Автомобильный бренд Chevrolet является одним из самых успешных и перспективных во всем мире. Эта американская компания за все время своего существования пережила много взлетов и падений. А сегодня предприятия по производству автомобилей марки Шевроле расположены в каждом уголке Вселенной. В Северной Америке собирают исключительно уникальные внедорожники с огромным потенциалом, премиальные седаны и красивые дорогостоящие спорткары. К примеру, в Южной Корее выпускают бывшие бюджетные модели Daewoo.

А где собирают Шевроле Нива для российского рынка? Умеют ли российские инженеры производить действительно качественные и надежные внедорожники. Об этом Вам могут сказать владельцы данной модели авто, поскольку в нашей стране на автозаводе General Motors «АвтоВаз» в городе Тольятти собирают этот автомобиль. На предприятии выпускают абсолютно все запчасти на машину, после чего осуществляю полноценную сварку, покраску и сборку «американца» с российскими корнями. После того, когда машину соберут, ее отправляют на тестирование и обкатку. Если сотрудники обнаружат брак, они «завернут» машину на утилизацию. Потом, снова начинается новый этап сборки, по второму кругу.

Качество российской сборки

Chevrolet Niva является достойным образцом настоящего российского транспортного средства. Этот народный русский внедорожник очень полюбился рыбакам, охотникам и тем, кто просто обожает экстремальную езду по бездорожью. Новую серию авто собрали на платформе ВАЗ-2123, и производитель добавил внедорожнику комфорта, индивидуальности и функциональности. В период с 2004 по 2008 год автомобиль был самым продаваемым в РФ. Данная модель авто помимо стандартной комплектации имеет тюнингованную и рестайлингову версию – Трофи и FAM-1. На самом деле, качество и надежность транспорта зависит от того, где выпускают Chevrolet Niva. Российские владельцы внедорожника не особо довольны качеством отечественной сборки. Дело в том, что «американец» имеет недостаточно высокий уровень безопасности.

Машина совсем не справляется с эксплуатацией по городу на высокой скорости, на ней отсутствуют большинство элементов безопасности, нет даже элементарного – подушки безопасности.Совсем скоро, «АвтоВАЗ» принял во внимание жалобы покупателей, и начал выпускать версии Шевроле Нива GLS и GLC. На эти машины инженеры установили все необходимые системы безопасности, которые вывели авто на абсолютно новый уровень. Но, качество деталей, окраска кузова, пластика – все это оставляет желать лучшего. К тому же, корпус внедорожника подвержен царапинам и коррозийному процессу.

Характеристики модели

По статистике авто Шевроле Нива является самым популярным и востребованным внедорожником на отечественном рынке. Этот автомобиль начали собирать еще в 2002 году на предприятии «АвтоВАЗ». За все время существования с конвейерной линии предприятия сошло больше 170 тысяч единиц Нивы.

В зависимости от комплектации машина оснащается:

  • креслами с подогревом
  • тонированными боковыми стеклами
  • литыми колесными дисками
  • кондиционером.

Там, где производят Шевроле Нива сегодня, стараются акцент сделать на безопасность транспортного средства. На авто по сегодняшний день устанавливают 1.7-литровый мотор, выдающий всего 80 лошадиных сил мощи. Ходили слухи, что специалисты концерна Опель разрабатывают специально для данной модели внедорожника новую силовую установку, которая будет выдавать 122 л.с. мощности. Также, была информация, что в линейке появится дизельный агрегат, но в итоге, никаких изменений не наблюдается по сей день. Шевроле Нива предлагается покупателям с тем же старым, давно не актуальным движком, как и десять лет назад.

General Motors окончательно ушел из России. Но это не конец для Chevrolet Niva

АвтоВАЗ выкупил долю компании General Motors в совместном предприятии GM-AVTOVAZ. Это последний российский актив американского автоконцерна. После окончательного ухода иностранного партнера российский производитель продолжит выпускать автомобили под маркой Chevrolet Niva, которые через некоторое время перейдут под бренд LADA. «360» вспомнил историю совместного предприятия и узнал, как уход GM скажется на знаменитой модели авто.

Уходящий General Motors

Американский автомобильный концерн General Motors окончательно ушел из России. 9 декабря стало известно, что он подписал соглашение с АвтоВАЗ, по которому продал российской компании 50% акций совместного предприятия GM-AVTOVAZ. Как сообщила пресс-служба российского автопроизводителя, стороны не раскрывают условий проведенной сделки.

Согласно подписанному соглашению, российское предприятие продолжит производство и продажу автомобиля Niva под маркой Chevrolet. В дальнейшем машина получит имя LADA. Кроме того, переименование ждет и предприятие GM-AVTOVAZ.

АвтоВАЗ расстанется с General Motors

Никаких изменений для сотрудников обеих компаний не планируется. Все действующие контракты с поставщиками и дилерскими центрами Niva останутся в силе на протяжении всего переходного периода.

Президент и генеральный директор АО «АвтоВАЗ» Ив Каракатзанис поблагодарил партнеров из General Motors за долгое и плодотворное сотрудничество. Он отметил, что в рамках заключенного соглашения АвтоВАЗ получит второй классический внедорожник в своей линейке.

«Предложение NIVA органично дополнит легендарный 4×4 и поддержит дальнейшее развитие АвтоВАЗ», — подчеркнул он и отметил, что новое соглашение станет отправной точкой для развития и повышения удовлетворенности покупателей автомобилем NIVA.

GM-AVTOVAZ стало одним из первых предприятий в российском автопроме с участием иностранного капитала. Стороны подписали совместный контракт еще в 2001 году, а в 2002-м на базе тольяттинского автозавода началась сборка первых автомобилей. Изначально партнеров было трое: 16,78% акций принадлежали Европейскому банку реконструкции и развития, но в 2012 году партнеры выкупили акции и разделили их поровну.

В 2015 году General Motors покинул Россию. Компания закрыла свой завод в Санкт-Петербурге, а продажи автомобилей Opel и Chevrolet прекратились, за исключением топовых моделей. GM-AVTOVAZ оставался последним активом американского концерна, который среди первых иностранных автопроизводителей пришел в Россию и первым же ее покинул.

Комфортный внедорожник

Главным автомобилем, который до сих пор выходит с конвейера GM-AVTOVAZ, является внедорожник Chevrolet Niva. За последние несколько лет машину модернизировали, но второе поколение этих автомобилей на свет так и не вышло, хотя его представляли на Московском автомобильном салоне еще в 2014 году. Однако проверенная основная модель внедорожника до сих пор пользуется спросом.

По данным агентства «Автостат», в октябре этого года продажи Chevrolet Niva на российском рынке составили 1920 автомобилей. Это позволило автомобилю вернуться в ТОП-25 самых продаваемых моделей в России после пяти месяцев отсутствия. Всего с января по октябрь в России продали 17 436 внедорожников Chevrolet Niva (падение на 25% по сравнению с прошлым годом).

В рейтинге внедорожников с полным приводом и стоимостью менее одного миллиона рублей первое место детищу GM-AVTOVAZ не досталось. Chevrolet Niva уступила своей сводной сестре LADA 4×4. Средняя цена за этот автомобиль составила 565 тысяч рублей. А вот второе место заслуженно получила Chevrolet Niva, чья цена составила 757 тысяч рублей.

Автоэксперт и партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто в беседе с «360» заявил, что внедорожники GM-AVTOVAZ пользовались устойчивым спросом в регионах. По проходимости они хуже, чем привычная всем LADA 4X4, а по уровню комфорта намного лучше.

По словам эксперта, считать конкурентами эти два автомобиля не стоит, несмотря на их одинаковые платформы и агрегаты.

«Они стоят разных денег. Chevrolet Niva подороже будет и комфортабельней. В том числе наличие пяти дверей, в отличие от трех у LADA 4X4. И внешне он смотрится посовременнее», — отметил Игорь Моржаретто.

Он подчеркнул, что производство Chevrolet Niva точно не прекратится, так как продажи этого автомобиля приносят устойчивый доход. А спрос на него вряд ли упадет в ближайшее время.

«Сколько лет его выпускают, столько лет деньги за произведенную модель капают. Несмотря на то, что модель одна и та же, но она осовременилась со временем, появились различные модификации. Но по сути она та же самая и просто работает и приносит чистую прибыль», — подытожил он.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: