Кто отвечает за порядок на дорогах?

Пресс-центр

Общие правила поведения участников дорожного движения

Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:

• знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;

• помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.

Участникам дорожного движения запрещается:

• повреждать или загрязнять покрытие дорог;

• снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;

• оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

Безопасность пешехода на дороге

• Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части дороги.

• Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам.

• В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.

• При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.

• Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.

Переход проезжей части дороги

• Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным переходам. Самый безопасный переход — подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

• В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора.

• При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны

• На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.

• Нельзя выбегать на дорогу.

• Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал светофора необходимо осмотреться.

• Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.

• Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

• Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.

• При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.

Безопасность пассажира

• Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).

• Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая другим пассажирам.

• При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, необходимо посмотреть в обе стороны и, убедившись, что путь свободен, направиться к остановившемуся трамваю.

• Войдя в салон транспортного средства, необходимо обратить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.

• При отсутствии свободных мест для сидения, можно стоять в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальное устройство.

• Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться.

• Передвигаться по салону в общественном транспорте рекомендуется только при его полной остановке.

Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае

• Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам, потребовать остановить транспорт и открыть двери.

• При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стекла (при необходимости можно выбить стекла ногами).

• При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.

• В любом транспортном средстве имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

• Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.

• Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадавшим.

Безопасность пассажира в метро

• При спуске в метро на эскалаторе стоять нужно справа, проходить слева.
• Нельзя сидеть и бежать по ступенькам эскалатора.
• Ожидая поезд на платформе, не заходить за ограничительную линию.

• Если что-то из личных вещей упало на рельсы, не следует пытаться достать этот предмет самостоятельно, нужно обратиться к дежурному.

Если в вагоне метро возник пожар:

• немедленно сообщить об этом машинисту поезда по переговорному устройству и в дальнейшем выполнять его команды;

• при появлении в вагоне открытого огня во время движения поезда необходимо предпринять попытку потушить его, используя имеющийся под сидением огнетушитель или подручные средства;

• ни в коем случае не следует пытаться остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном;

• необходимо оставаться на месте, пока поезд движется в тоннеле;

• при остановке поезда в тоннеле не пытаться покинуть его без команды машиниста;

• не прикасаться к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку;

• после разрешения на выход открыть двери или выбить ногами стекла, выйти из вагона и двигаться вперед по ходу поезда к станции вдоль полотна между рельсами (гуськом, не прикасаясь к токоведущим щитам).

Безопасность пассажира при следовании железнодорожным транспортом

При посадке:
• не бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего поезда;

• во время прохождения поезда находиться на расстоянии не менее двух метров от края платформы;

• подходить к вагону после полной остановки поезда;

• посадку в вагон следует производить только со стороны перрона или посадочной платформы;

• войдя в вагон, достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем положить его на багажную полку и в специальное отделение нижней полки.

В дороге:
• тяжелые вещи необходимо разместить внизу, чтобы при толчке они не упали с багажной полки;

• воду можно пить только из титана, находящегося возле купе проводника, или специально купленную питьевую воду из бутылки;

• во время движения поезда не высовываться из окна;

• не открывать наружные двери и не стоять на подножках во время движения поезда;

• выходя из вагона на остановках, не отходить далеко от поезда; — не трогать без надобности стоп-кран.

Аварийная обстановка в поезде

• В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом проводнику.

• При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана; выходить из вагона можно через двери или через окна.

• Не следует пытаться выпрыгнуть из вагона движущегося поезда или выбраться на крышу.

• Если в условиях пожара поезд продолжает движение, пассажиры должны переходить в конец поезда, плотно закрывая за собой двери.

• Если в случае аварии вагон начал опрокидываться, необходимо ухватиться за выступы полок и другие неподвижные части вагона, закрыть глаза, упереться ногами в верхнюю полку или стену, а после того как вагон обретет устойчивость, осмотреться и наметить путь выхода из него.

Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда

Велосипед и мопед относятся к транспортным средствам. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.

• Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно правее.

• Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

• Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
— ездить не держась за руль;
— перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;

• Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению;

• Двигаться по проезжей части дороги при наличии рядом велосипедной дорожки.

• Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выполнять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения.

Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов

• Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя.

• При движении на дорогах в темное время суток велосипеды должны быть оборудованы внешними световыми приборами:
впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — световозвращателем оранжевого или красного цвета.

Световозвращающие элементы

Напоминаем, что согласно пункту 4.1 Правил дорожного движения, люди, находящиеся ночью на проезжей части дороги вне населенной местности, должны иметь световозвращающие приспособления. В сумерках или в темноте пешехода на дороге почти не видно. Благодаря световозвращающим элементам пешеходы в условиях плохой или недостаточной видимости обеспечены безопасностью на дороге. Яркое световое пятно, создаваемое световозвращателем, привлечет внимание водителя и позволит ему вовремя заметить пешехода. Человек, имеющий при себе такой элемент, виден на расстоянии, втрое превышающем способность водителя заметить его без отражателя (130-400м).

Световозвращающий элемент (светоотражатель, фликер, пешеходный катафот и т.д.) является важным элементом пассивной безопасности пешехода и снижает риск наезда на пешехода в тёмное время суток в 6,5 раз. Водители автомобилей в темное время суток обнаруживают пешехода, имеющего светоотражатель, со значительно большего расстояния. При движении с ближним светом фар расстояние обнаружения увеличивается с 25-40 метров до 130-140, а при движении с дальним светом – до 400 метров.

Для лицевой стороны использован световозвращающий материал жёлтого цвета, обладающий наибольшим коэффициентом световозвращения.

Конструкция имеет ряд преимуществ:

• большая площадь светоотражающей поверхности;

• хороша видимость со всех сторон;

• отсутствие необходимости крепления к одежде, возможность надеть (снять) в

• простота и безопасность самостоятельного использования детьми.

Читайте также  Как перевести деньги с банкомата на карту Сбербанк?

«Знатоки правил дорожного движения». Подготовительная группа №6.

Цель: Закрепление знан ий детей по правилам дорожного движения.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить знания о правилах поведения пешеходов.

2. Закрепить знания детей о дорожных знаках, о назначении светофора, о его сигналах.

3. Развивать мышление, память, речевую активность.

4. Продолжать формировать интерес к различным формам изучения и закрепления правил дорожного движения.

5. Пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение правил дорожного движения.

6. Воспитывать ответственность родителей за обеспечение безопасности своих детей.

Все мы с вами знаем номера телефонов экстренных служб: полиции, пожарной охраны, скорой помощи. Перед вами 5 номеров телефонов. Вот эти номера: 01,02,03,04,05.
Внимание! Первый вопрос. Какую службу вы будете вызывать при пожаре?
Выберите правильный номер телефона.

«Личная безопасность дома и на улице».

В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, похитить человека. Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы вести себя с незнакомыми людьми.

1. Незнакомый человек предлагает покатать тебя на мотоцикле или «BMW». На чем ты согласишься покататься?
2. Кому из взрослых: женщине или мужчине ты бы показал дорогу до ближайшего магазина?
3. Если на улице кто-то идет или бежит за тобой, а до дома далеко? Как ты поступишь?
4. Кому бы ты назвал адрес по телефону?
5. Кому бы открыл дверь: почтальону, милиционеру, соседу?
6. Незнакомый человек зовет тебя познакомиться с человеком — пауком или с Лунтиком, которые живут у него дома. С кем ты пойдешь знакомиться?
7. К кому бы ты обратился за помощью, если бы потерялся? К человеку, который рядом, к продавцу, к милиционеру?
8. Незнакомец протягивает тебе сладкую вату, чипсы, леденец, шоколадку. Что ты выберешь?
9. Незнакомый человек взял тебя за руку и не отпускает. Что ты будешь делать?
10. Мама попросила тебя подождать ее на улице, и добрый дядя зовет тебя погреться в машину. Что ты будешь делать.?

1. Вот так чудо-чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу! (велосипед)

2. Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей! (Транспорт)

Чтобы ночь пришла без бед,

Нужен людям маячок –

Одноногий светлячок. (фонарь)

4. Вот трёхглазый молодец.

До чего же он хитрец!

Кто откуда ни поедет,

Подмигнёт и тем, и этим.

Знает, как уладить спор, разноцветный (светофор)

5. Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем!

Только лучше правь рулем! (Велосипед)

6. Поезд быстро-быстро мчится!

Чтоб несчастью не случиться,

Запрещен машинам въезд (шлагбаум)

7. Смело в небе проплывает

Обгоняя птиц полёт

Человек им управляет

Что такое? (самолёт)

Предлагаю ответить на вопросы по мультфильмам и сказкам, в которых упоминаются транспортные средства.

1. На чѐм ехал Емеля к царю во дворец?

2. Любимый двухколѐсный вид транспорта кота Леопольда?

3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живѐт на крыше?

4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?

5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?

6. На чѐм летал старик Хоттабыч?

7. Личный транспорт Бабы-Яги?

8. На чѐм поехал в Ленинград человек, рассеянный с улицы Бассейной?

9. Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот Задом наперед, А за ним комарики. На чем летали комарики?

10. На чѐм катался Кай?

11. На чѐм летал Барон Мюнхгаузен?

12. В чѐм плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»?

1. По ней ходят и ездят. (Дорога).

2. Старинное транспортное средство для принцесс. (Карета).

3. Двух- или трехколесное транспортное средство. (Велосипед).

4. Запрещающие, информирующие и предупреждаю­щие изображения вдоль дорог. (Дорожные знаки).

5. Место, где «встречаются» дорог и. (П ерекресток).

6. По нему не ездят. (Тротуар).

7. Он может быть и на земле, и под землей, и над зем­лей. (Переход).

8. Есть и у автомобиля, и у птицы. (Крыло).

9. Он определяет скорость автомобиля. (Спидометр).

10. Место отдыха и хранения для транспортных средств. (Гараж).

11. Контролер дорожного движения. (Инспектор ГИБДД).

Предлагаю отгадать загадки о дорожных знаках и найти его картинку.

Если ты спешишь в пути
через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
там, где знак . (Пешеходный переход)

А под этим знаком ни за что на свете
Не катайтесь, дети, на велосипеде. (Движение на велосипеде запрещено)

Затихают все моторы,
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!» (Дети)

Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом —
Этот знак к твоим услугам! (Телефон)

Чудо-конь — велосипед.
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак.
Не понять его никак! (Велосипедная дорожка)

Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведёт (Пешеходный переход).

Видно строить будут дом —
Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна. (Въезд запрещен)

Белый круг с каемкой красной —
Значит, ехать не опасно.
Может, и висит он зря?
Что вы скажете, друзья? (Движение запрещено)

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно,

Знают люди все на свете:

В этом месте ходят дети.

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте, дети.

Только на велосипеде. («Велосипедная дорожка»)

Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи,

Заболел и вижу пункт

Нужно срочно позвонить.

Должен знать и ты, и он –

В этом месте телефон.

Это что же? Ой-ой-ой!

Переход здесь под землёй.

Так смелей иди вперёд!

Трусишь ты напрасно,

Знай, подземный переход

Посмотрите, знак опасный –

Человек в кружочке красном

Виноват он, дети, сам.

Тут машины быстро мчатся,

Может даже быть несчастье.

По дороге здесь, друзья,

Никому ходить нельзя.

(«Движение пешеходов запрещено»)

Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко.
Накормили и собаку…
Говорим: «Спасибо знаку!». («Пункт питания»)

Белый круг с каемкой красной —
Значит, ехать не опасно.
Может, и висит он зря?
Что вы скажете, друзья? (Движение запрещено).

1. Какое в России движение: лево- или правостороннее? ( Правостороннее ) .

2. Можно ли идти пешеходу, если загорелся желтый свет? ( Нет, необходимо стоять )

3. Где можно переходить проезжую часть? ( На светофоре, там, где установлен знак «пешеход­ный переход», есть дорожная разметка пешеходного пе­рехода (зебра), по подземному переходу ) .

4. Для чего служит «островок безопасности»?

5. По какой стороне тротуара должны идти пешеходы?

6. Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара?

7. Кто отвечает за порядок на дорогах?

8. Для чего служит проезжая часть дороги?

9. Для кого предназначен тротуар?

10. Устройство для движения велосипедистов?

11. Что означает зеленый сигнал светофора?

12. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

13. Для чего служит посадочная площадка?

14. Кому дает команды пешеходный светофор?

15. Что означает красный сигнал светофора?

16. Где должны кататься на велосипеде?

17. Можно ли ездить на велосипеде, не держась за руль?

18. Сколько колес у легкового автомобиля?

19. В каких местах устанавливается знак «Осторожно, дети!».

20. Куда смотрит пешеход при переходе через улицу?

21. Сколько человек могут ехать на одном велосипеде?

22. Место посадки и высадки пассажиров?

Словесная игра.

Цель: Единственное и множественное число существительных в именительном и родительном падеже.

Один светофор –светофоры –много светофоров

один автобус — автобусы — много автобусов

один трамвай — трамваи — много трамваев

одна машина — машины — много машин

одна электричка — электрички — много электричек

одно колесо — колеса — много колес

Словесная игра «Подберите слову пару»

Цель: изменение прилагательных по родам и числам

автомобиль (новый, старый, небольшой, удобный, служебный)

поезд (пассажирский, товарный, скорый, длинный, зеленый)

машина (легковая, грузовая, новая, пожарная, санитарная, попутная)

Игра «Четвертый лишний»

1. Назовите лишнего участника дорожного движения: Грузовик, дом, скорая помощь, снегоуборочная машина.

2. Назовите лишнее средство транспорта: Легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска.

3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту: автобус, трамвай, грузовик, троллейбус.

4. Назовите лишний «глаз» светофора: красный, синий, желтый, зеленый.

Игра «Хлопни в ладоши»

Выдели звук «Р» в словах:

пешеход, светофор, переход, машина, дорога, зебра, автобус…

Назовите слова, противоположные по значению,— «слова-неприятели».

взлетать — садиться, отплыть — приплыть, подъехать — отъехать, заходить — выходить, нагружать — разгружать, тут — там, прилет — вылет, приезд — отъезд, отправление — прибытие, движение — остановка, грузовой — легковой, личный — общественный, наземный — подземный, уезжать — приезжать.

Игры на развитие слухового внимания.

Игра «Лишнее слово»

Цель: классификация понятий.

скорый (самолет, поезд, велосипед); морской (транспорт, порт, причал, аэробус); грузовая (машина, баржа, ракета, станция);быстроходное (такси, судно, шоссе)

Во время ходьбы в колонне по одному, ведущий (он идет первым) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного – руки на пояс. Это движение – запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое.

Игра «Тише едешь…»

Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом ее конце, водящий отворачивается и произносит: «Тише едешь – дальше будешь, раз, два, три, стоп» и оборачивается, игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не успел вовремя остановиться возвращается к стартовой черте. Победитель, первым достигший территории водящего, сам становится водящим. Весь интерес заключается в том, что фраза может быть как угодно обрезана (вносится элемент неожиданности) , но последним словом все равно должно оставаться «стоп», только после него водящий может обернуться.

Мультфильмы по ПДД — азбука дорожной безопасности

Рассказы по ПДД.

1. Н. Носов «Автомобиль»

2. Г. Юрмин «Любопытный мышонок»

3. Л. Гальперштейн «Заборчик вдоль тротуара»

4. Л. Гальперштейн «Шлагбаум»

5. Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»

Нарисуйте, слепите или сконструируйте то, что вам больше запомнилось, понравилось по ПДД.

Как заставить муниципалов сделать тротуары в моем районе?

В районе моего дома в Митине почти нет тротуаров, зато организована сплошная парковка автотранспорта. Людям приходится передвигаться вечером и в гололед между проезжающими машинами, в том числе с колясками и малолетними детьми. Даже к детскому садику по соседству пешеходам подойти сложно. По сути, вся территория у дома — это большая парковка, видимость на которой ограниченная. Получается, что безопасность пешеходов под угрозой.

Читайте также  Как проверить уровень масла в акпп тойота рав 4?

Я не хочу ждать, когда кто-то попадет под машину, поэтому решил действовать профилактически. Уже сейчас можно отделить часть парковки столбиками до тех пор, пока не сделают нормальные тротуары, чтобы люди могли безопасно ходить. С этим я обратился в управу СЗАО. Но они ответили, что в будущем рассмотрят возможность сделать тротуары. А ждать, как мне кажется, не следует.

Есть ли какие-то законодательные нормы, которые регулируют наличие тротуаров в жилых кварталах? Как заставить нерадивых чиновников что-то сделать, а не отписываться?

Законодательные нормы есть, и они обязывают чиновников в том числе строить тротуары и заботиться о безопасности дорог. Сейчас расскажу, на что ссылаться, куда жаловаться и получилось ли у кого-то отстоять свои права на тротуары. Спойлер: да.

Что такое тротуар

Тротуар — это и элемент благоустройства, и место, на котором происходит дорожное движение по установленным правилам.

С точки зрения благоустройства тротуар можно узнать по таким признакам:

  1. Он находится на территории населенного пункта.
  2. Приподнят над проезжей частью и отделен от нее бордюром либо выделен разметкой. Требования к бордюрам зависят от региона. Например, в Москве бордюр должен возвышаться над дорогой не менее чем на 15 сантиметров.
  3. Предназначен для пешеходов или растений, иногда для столбов и других опор освещения.

С точки зрения ПДД тротуар — это часть дороги, которая примыкает к проезжей части или отделена от нее газоном.

Иногда с тротуарами путают пешеходные дорожки. Но это самостоятельные дороги специально для пешеходов, по которым почти никогда не могут ездить машины и на краях которых нельзя парковаться в отличие от тех же тротуаров.

Тротуары обычно строят по обеим сторонами дороги. Но если с одной стороны нет домов или других зданий, то можно построить тротуар только с той стороны, где пешеходы и дома есть. Естественно, нужно будет обосновать такое решение.

Где строят тротуары

Нужно ли строить тротуар, зависит от категории дороги, к которой он прилегает. Категории дорогам присваивают как для градостроительства и благоустройства, так и для организации дорожного движения. Классификации дорог отличаются, поэтому расскажу про обе.

Начну с градостроительства. В крупных городах, где живет больше миллиона человек, бывают такие дороги.

Магистральные городские дороги первого и второго класса. Они связывают разные районы города, скорость движения по некоторым из них доходит до 130 км/ч. Полос много — от четырех до десяти в оба направления. Тротуары на таких дорогах не строят.

Магистральные улицы общегородского значения первого, второго и третьего класса. Разрешенная скорость на таких улицах уже меньше, чем на магистральных дорогах, — до 90 км/ч. Хотя характеристики магистральных дорог второго класса и магистральных улиц первого класса почти идентичны. Отличаются они только требованиями к тротуарам: на улицах он должен быть, причем шириной не менее 4,5 метра.

Если верить генеральному плану Москвы, к улицам общегородского значения первого класса относятся, например, Кутузовский, Волгоградский, Ленинградский проспекты, Сущевский вал и другие многополосные улицы с оживленным движением.

Магистральные улицы районного значения. Допустимая скорость еще меньше — до 70 км/ч. Полос тоже меньше — от двух до четырех в обе стороны. Тротуар нужен, ширина — от 2,25 метра.

Улицы местного значения. Движение на этих улицах не такое оживленное, как на предыдущих, и они делятся на виды в зависимости от того, где расположены: в жилых районах, общественно-деловых и торговых зонах, производственных зонах.

Дорога, о которой идет речь в вопросе, расположена между жилыми домами, то есть на языке гостов и снипов это улица местного значения в зоне жилой застройки. К такой улице должен прилегать тротуар шириной не менее 2 метров — это указано в таблице 11.2 в своде градостроительных правил.

Для организации и обеспечения безопасности дорожного движения существуют технические категории дорог. Эти категории использует в своих документах Росавтодор. Они описаны в ГОСТ Р 52398-2006.

Категорий всего пять, первая делится на три подкатегории. Я не буду останавливаться на каждой из них, но основное правило такое: внутри населенных пунктов тротуары должны быть у дорог всех категорий с твердым покрытием, таким как асфальт, бетон, каменные материалы, которые обработаны вяжущими растворами.

Кто строит тротуары

Тротуары на дорогах местного значения как в градостроительном смысле, так и в смысле дорожного движения строят муниципальные власти за счет бюджета муниципального образования.

Госты и другие технические документы, которые я упоминала выше, требуют, чтобы у каждой дороги с твердым покрытием внутри населенного пункта был тротуар как минимум с одной стороны. По тротуарам люди ходят без риска для жизни — благодаря им у каждой дороги обеспечивается безопасность дорожного движения.

Строить тротуары, пешеходные переходы, ремонтировать дороги и другими способами обеспечивать безопасность дорожного движения должны лица, в обязанности которых входит содержание таких дорог, то есть собственники.

Большинство дорог в зонах жилой застройки, по которым можно подъехать больше чем к одному дому, называются автомобильными дорогами общего пользования. Они принадлежат государству. Отвечают за их состояние муниципальные власти.

За безопасность дорожного движения на дорогах местного значения отвечают власти городских и муниципальных округов в зависимости от того, как разделены полномочия в законах субъектов.

Например, в Москве дороги местного значения содержат власти городских округов. Муниципальный округ Митино относится к СЗАО, поэтому обращаться с требованием построить тротуар надо в префектуру СЗАО.

Как заставить власти обустроить тротуары

Обратиться в префектуру городского округа. В вашем случае это префектура СЗАО.

Обращение можно направить по почте заказным письмом с уведомлением, вручить в канцелярии или отправить через электронную приемную.

Проверьте, чтобы в обращении были:

  1. ФИО и адрес, на который нужно отправить ответ, иначе ваше обращение не примут из-за анонимности .
  2. Правильное название органа, в который вы жалуетесь, — оно есть на сайте органа, в разделе «Контакты».
  3. Сама проблема. Можно приложить фотографии дома и дороги и описать словами.
  4. Ссылки на нормативные акты, которые обязывают власти построить тротуар в вашем дворе. Это необязательно, но поможет вам и прокуратуре в будущем.
  5. Подпись и дата.

Если вы отдаете обращение в канцелярию или отправляете почтой, важно получить его номер. В канцелярии его должны присвоить сразу, а вот по поводу почтового отправления придется звонить и узнавать. По номеру вы потом сможете понять, рассмотрено ли ваше обращение, долго ли еще ждать, не потеряли ли его.

На то, чтобы вам ответить, у властей есть 30 дней со дня регистрации обращения. Если за 30 дней вам не ответили совсем, что редкость, или ответ вас не удовлетворил, что случается намного чаще, обращайтесь в прокуратуру.

Обратиться в прокуратуру. За основу вы можете взять текст обращения, которое направили в префектуру, но не забудьте приложить само обращение и ответ на него.

Прокуратура по вашему обращению может:

  1. Выдать представление устранить нарушения закона.
  2. Обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и потребовать от муниципальных властей построить тротуары.

Я рекомендую не обращаться в суд самостоятельно, чтобы обжаловать бездействие властей, а сначала попробовать сделать это через прокуратуру. Получится как минимум дешевле с вашей стороны и, возможно, эффективнее — так говорит судебная практика.

Успешных дел, в которых прокурор через суд обязывал муниципальные власти строить тротуары, немало.

Так, прокурор Омутнинского района Кировской области обратился в суд и потребовал обязать администрацию городского поселения построить тротуары. Дорога, на которой тротуаров не было, относилась к четвертой категории, по ней периодически проезжали грузовые автомобили, а по обочине часто ходили дети.

Прокурор посчитал, что безопасность дорожного движения не обеспечена в достаточной степени, а дорога не полностью соответствует требованиям законодательства. Администрация, кстати, от своих обязанностей не отказалась и даже пообещала тротуары построить. Теперь обещание подкреплено и решением суда.

А например, администрация Сиверского городского поселения Гатчинского района Ленинградской области пыталась объяснить прокурору и суду, что тротуары построить не может. Во-первых , район, где тротуаров нет, проектировали очень давно, когда по закону они не требовались. Во-вторых , бюджет под дорожное строительство не выделяли.

Но прокурор настоял, а суд поддержал его в том, что муниципальные власти обязаны обеспечить безопасность дорожного движения, в частности строить тротуары. Власти свободны в планировании бюджета, но должны выделить деньги, чтобы исполнить свои обязанности. И неважно, в каком году была спроектирована дорога. Действующее законодательство предъявляет к ней другие, более строгие требования.

Обратиться в суд самостоятельно. Если же прокуратура вас проигнорирует, остается обращаться в суд общей юрисдикции с административным иском. Мы уже подробно писали, как выбрать суд.

Наиболее логично потребовать от административного ответчика, то есть муниципальных властей, совершить действия — построить тротуар, чтобы устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, то есть вас, поскольку подавать иск будете вы.

Как подать иск и что нужно помнить, обращаясь в суд, мы тоже уже писали. Но все-таки я надеюсь, что прокуратура все сделает за вас.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Дирижеры дорог: как ЦОДД управляет потоками автомобилей столицы

Стоя у пешеходного перехода и ожидая зеленый сигнал светофора, мы не задумываемся, кто отвечает за его работу. А кто следит за тем, чтобы дорожная разметка соответствовала установленным знакам? Или как ответственные службы узнают о дорожно-транспортном происшествии в той или иной части города? Уже более 20 лет за дорожной ситуацией в столице наблюдают невидимые глаза Центра организации дорожного движения (ЦОДД).

По четкому алгоритму

В ситуационном центре ЦОДД кипит работа. Дежурная смена, состоящая из 16–18 человек, круглосуточно следит за ситуацией на дороге. На огромные экраны выводятся данные с камер, установленных по всему городу. В системе «Безопасный город» их более 170 тысяч.

Действия сотрудников доведены до автоматизма:

— получаешь тревожный сигнал;

— видишь на камере происшествие;

— информируешь оперативные службы;

— следишь за ситуацией до ее полного разрешения.

Очень важно сообщить москвичам о произошедшем. Используют для этого социальные сети, радио и даже табло на дорогах.

«Когда мы получаем первичный сигнал, то сотрудник дежурной смены находит нужную камеру и выясняет, что произошло. Если ДТП, а он не видит оперативную службу на месте, то на всякий случай дублирует сигнал в оперативные службы. Если они уже работают, то оценивается ситуация с точки зрения образования затора и принимается решение об изменении маршрутов транспорта или режима работы светофора. Мы стараемся нивелировать ситуацию, чтобы движение на дорогах столицы никогда не прерывалось», — рассказал Сергей Стоянов, начальник дежурной смены ситуационного центра ЦОДД.

Камерыглаза, сотрудникируки

Работа центра не ограничивается реагированием на ДТП. Внутри дежурной смены есть несколько подразделений, которые отвечают за широкий спектр задач: разрешение внештатных ситуаций, организацию работы светофоров, контроль дорожных работ.

«У нас есть разные механизмы определения внештатных ситуаций: автоматический мониторинг заторов в нехарактерных местах, наблюдение за общественным транспортом, когда он останавливается и не двигается вне остановочных пунктов, получение информации о происшествиях от службы 112», — объясняет Сергей Стоянов.

Светофор мигает желтым или не работает вовсе? Как только в центр поступает информация о выходе из строя светофора, формируется заявка на ремонт. Параллельно с этим дежурная смена изучает место расположения объекта и выбирает способ реагирования.

«Если светофор вышел из строя на тихом перекрестке, где водители будут пропускать друг друга в соответствии со знаками приоритета, то заявка рассматривается в порядке очереди. Другой случай, если проблема возникла на оживленном участке. Например, на площади Тверская Застава, где нужно разъехаться трамваям, автобусам и автомобилям. В таком случае мы одновременно с созданием заявки направляем в эту точку регулировщика. Это может быть сотрудник ГИБДД или “Дорожного патруля”. Благодаря ему здесь не возникнет затор и не будет аварийных ситуаций», — подчеркивает Сергей Стоянов.

Для корректной и быстрой работы центр взаимодействует со службой «Дорожный патруль». Выезжая на патрулирование, экипаж «Дорожного патруля» передает информацию в дежурную смену, где каждая ситуация изучается подробно.

Читайте также  Что будет если водить механику с правами на автомат?

Отличным подспорьем в работе центра стал короткий номер 3210. Жители звонят на него, если замечают нарушения в работе светофоров или размещении дорожных знаков. Благодаря помощи москвичей удается быстро решить ту или иную проблему.

Во время дождя и пандемии

Лето — время дождей и поваленных деревьев. В этот период сотрудники ЦОДД уделяют большое внимание прогнозам погоды и сообщениям от МЧС. Сильный дождь зачастую приводит к закупорке ливневых стоков, что становится причиной подтопления дорог. Центр следит за ситуацией и как только видит, что есть опасность, обращается к коммунальным службам. Для помощи сотрудникам создан удобный инструмент — карта проблемных мест.

«Знаешь, что будет сильный дождь, — отправляй бригаду на место и звони коммунальным службам. От сезона к сезону задачи меняются, но цель остается одна — обеспечение движения в городе», — уверен начальник дежурной смены ситуационного центра ЦОДД.

Ситуационный центр не прекратил свою работу и с началом пандемии коронавируса. Часть сотрудников перевели на дистанционный режим работы. Из 2500 человек в привычном режиме продолжили работать около 400. Изменения не коснулись людей, которые входят в дежурные смены и задействованы в службе «Дорожный патруль».

«В период действия ограничительных мер мы много внимания уделяли соблюдению необходимых норм безопасности. Регулярно измеряли температуру, заполняли анкеты и наблюдали за самочувствием друг друга», — говорит Сергей Стоянов.

Сотрудники центра замечают, что в этот период сильно изменилось движение на дорогах. В первые недели пандемии индикатор пробок стоял на нуле, а длина заторов не превышала пяти километров. Такое обычно происходит 1 января. Но через несколько дней люди начали получать пропуска и выезжать из дома, движение в столице наладилось, а значит, работа центра вернулась в привычное русло.

Планы на будущее

Транспортная система Москвы с каждым годом становится сложнее. Если 10–15 лет назад в систему общественного транспорта входили только автобусы, троллейбусы и трамваи, то сейчас появились Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры. Разрастается сеть дорог и метро, появляются новые маршруты.

Новые информационные системы облегчают управление таким большим механизмом. Появляются умные светофоры, которые могут «общаться» друг с другом. В межпиковые моменты они переключают сигналы так, чтобы автомобили могли двигаться быстрее.

У центра есть система контроля пассажирских перевозок — на карте в режиме реального времени отмечается движение автобусов и троллейбусов. Можно даже увидеть, сколько человек вошло в салон на той или иной остановке. Это меняет аналитику и качественно улучшает управление транспортом.

Об агентстве

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

Федеральное дорожное агентство осуществляет полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

К сфере компетенции Росавтодора относится выполнение функций государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов по закрепленным направлениям деятельности.

Управление федеральными автомобильными дорогами осуществляется Росавтодором как непосредственно, так и через систему федеральных казенных учреждений (ФКУ), обеспечивающих осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ФКУ, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. В структуре Росавтодора функции оперативного управления трассами закреплены за 29 подведомственными учреждениями.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения составляет 60 430,732 км, из них в ведении Федерального дорожного агентства – 56 709,015 км, остальные 3 721,717 км ‒ в доверительном управлении государственной компании «Автодор». В оперативном управлении Росавтодора также находятся 6 832 моста и путепровода, 61 автодорожный тоннель, 442 пешеходных перехода в разных уровнях.

По итогам 2020 года на федеральных автомобильных трассах осуществлен ввод в эксплуатацию 238,62 км автодорог после строительства и реконструкции, из них в рамках федерального проекта «Морские порты России» – 43,71 км, в рамках федерального проекта «Коммуникации между центрами экономического роста» – 194,91 км. Кроме того, в составе введенных участков построили и реконструировали более 6 тыс. пог. м искусственных сооружений.

Среди значимых проектов прошлого года можно отметить завершение последнего этапа реконструкции участка автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» на подъезде к Новосибирску, который стал самым протяженным из объектов дорожного строительства с цементобетонным покрытием в России в 2020 году. В Белгородской области выполнили капитальный ремонт четырехполосной автомобильной дороги М-2 «Крым» на подъезде к музею-заповеднику «Прохоровское поле», а в Калмыкии ликвидировали последний грунтовый разрыв на трассе Р-215 Астрахань ‒ Махачкала, являющейся частью международного транспортного коридора «Север – Юг». Также ввели в эксплуатацию участок реконструкции Кольцевой автомобильной дороги (КАД) вокруг Санкт-Петербурга от ст. Горская до Приозерского шоссе, расширив ее с четырех до шести полос.

В 2020 году в ходе реализации нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» завершено строительство ряда обходов населенных пунктов. В Ленинградской области ввели реконструированный участок федеральной дороги Р-23 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель – граница с Республикой Беларусь в обход Гатчины, в Вологодской области открыли движение по завершающему этапу строительства обхода Вологды на федеральной трассе М-8 «Холмогоры», в Кемеровской области досрочно запустили движение на участке в обход Мариинска. В результате строительства обходов городов удалось вывести транзитный транспорт с городских улиц, улучшить экологическую обстановку, повысить пропускную способность и безопасность дорожного движения.

На подведомственной Росавтодору сети были отремонтированы участки автодорог общей протяженностью 7 381 км и 552 искусственных сооружения общей длиной свыше 21,4 тыс. пог. м.

По итогам 2020 года протяженность автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении федеральных казенных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составила 47 496 км (83,76 %).

Объем ассигнований из федерального бюджета на финансирование деятельности дорожного хозяйства, находящегося в ведении Росавтодора, в 2020 году составил 738,4 млрд руб., из которых 718,7 млрд руб. было выделено на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

Из этих средств 137,7 млрд руб. пришлось на входящий в состав национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» федеральный проект «Дорожная сеть», 125,6 млрд руб. составило финансирование входящих в состав «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» федеральных проектов «Европа – Западный Китай», «Морские порты» и «Коммуникации между центрами экономического роста». Кроме того, в рамках указанной государственной программы осуществлялась реализация ведомственного проекта «Развитие сети федеральных автомобильных дорог общего пользования», финансовое обеспечение которого составило 17,9 млрд руб., а также три ведомственные целевые программы: «Капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения» – 329 млрд руб., «Содействие развитию автомобильных дорог регионального и местного значения» – 79,6 млрд руб., «Организационное, информационное и научное обеспечение реализации подпрограммы “Дорожное хозяйство”» – 28,6 млрд руб.

В 2020 году в соответствии с Планом по приему-передаче автомобильных дорог общего пользования из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности были приняты в федеральную собственность 2 938 км автомобильных трасс различных форм собственности.

Один из главных приоритетов деятельности Росавтодора в 2020 году ‒ выполнение мероприятий, направленных на повышение безопасности движения и снижение негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду. Так, в 2020 году на федеральных автомобильных дорогах устроили более 400 км линий электроосвещения и свыше 30 пешеходных переходов в разных уровнях, установили около 120 комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и более 200 светофорных объектов.

Росавтодор в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства транспорта Российской Федерации.

Федеральное дорожное агентство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра транспорта Российской Федерации.

Федеральное дорожное агентство не имеет подведомственных органов государственной власти, территориальных органов и представительств за рубежом.

— Разместил/а 07 февраля 2017, 16:52, отредактировано 13 апреля 2021, 12:41

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: