Можно ли подключить активный сабвуфер дома?

Сабвуфер в домашней Hi-Fi системе: практическая часть

Что ж, друзья, довольно теории. Переходим к практике. В этой статье я максимально подробно постараюсь описать все манипуляции, которые позволили мне успешно интегрировать сабвуфер в домашнюю систему.

Полагаю, что у большинства обывателей при упоминании слова «сабвуфер» в голове сразу же возникает картина неистово скачущего драйвера, в такт которому кулаком о стену подыгрывает сосед; дребезжащая мебель, плачущие дети и жена, грозящая разводом. Даже среди моих товарищей, с которыми я поделился радостью после приобретения сабвуфера, оказались те, кто в ответ поинтересовался: «А соседи как? Не ругаются?» Нет, представьте себе, не ругаются. И сейчас я постараюсь в деталях объяснить, почему.

О сабвуфере

Решение было осознанным и вполне созревшим. Знакомый меломан, уже обладающий трифоником, только подливал масла в огонь. Позже, в ходе одного из тестов аудиоаппаратуры, мне довелось объединить и настроить трифоник собственноручно. Конечно же, желание применить этот практический навык в домашних условиях только усилилось.

И вот, наконец-то, заветный день настал.

Мой выбор остановился на сабвуфере в закрытом ящике M&K Sound SB12. Черный глянцевый красавец, под стать моей полочной акустике. Размеры саба не очень-то скромные: высота и ширина — 381 мм, глубина — 438 мм. Вес при этом превышает 20 кг.

На лицевой панели расположен 12-дюймовый драйвер из целлюлозы. Боковые и верхняя панели остались нетронутыми. На нижней панели установлено пять резиновых опорных ножек. Тыльная сторона разместила на себе все имеющиеся у саба терминалы подключения, элементы управления и радиатор охлаждения. Пиковая мощность, которую указал производитель — 250 Вт. Частотный диапазон: 20–200 Гц.

Касаемо функционала, опишу лишь те нюансы, с помощью которых было осуществлено подключение, настройка и доводка сабвуфера.

Тумблер питания имеет три положения: «On», «Off» и «Auto». Последний режим пришелся очень кстати — сабвуфер сам включается при поступлении входящего сигнала и так же сам отключается, когда сигнал какое-то время отсутствует. В моем сценарии эта опция оказалась востребована.

Регулировка фазы плавная: от 0 до 180. Регулировка кроссовера реализована от 40 Гц до положения «Bypass», когда кроссовер дает сабу полную волю. Последний регулятор управляет громкостью сабвуфера.

Ниже расположились две пары терминалов подключения по высокому уровню. Еще ниже — идентичные две пары терминалов, но другого предназначения. С их помощью можно подключить к сабу стереопару.

Подключение и настройка

1. Подключение сабвуфера через высокоуровневый вход

Я использую интегральный усилитель, в котором нет специального выхода для сабвуфера. Так что в моем случае подключение будет реализовано через высокоуровневый вход сабвуфера. Для этого в закромах был найден медный кабель сечением 4 кв.мм.

Один из его концов я подключил к усилителю, взяв «-» с левого канала и «+» с правого. На сабвуфере подключение произвел аналогичным способом: на верхней паре клемм использовал черный терминал левого канала и красный терминал правого.

Кабель питания подключен в сеть, тумблер питания установлен в положение «Auto». По окончании этих нехитрых манипуляций саб включился и заиграл, когда на него поступил сигнал от интегральника.

2. Поиск места для сабвуфера

Место для установки сабвуфера было определено интуитивно еще до того, как саб оказался у меня. Как бы странно это ни звучало, но мой выбор полностью оправдал ожидания. Сейчас объясню, в чем дело.

Видимо, вследствие специфики моей комнаты для прослушивания, после определенного уровня громкости воображаемая сцена начинала смещаться левее от центральной точки. Приходили в голову самые ужасные мысли — к примеру, неисправность драйвера на левой колонке. Но развеялись такие мысли быстро и легко: поменяв полочники местами, я услышал все тот же эффект — сцена «уезжает». При рокировке каналов усилителя эффект также сохранялся.

Видимо, пустой угол в левом верхнем углу комнаты (см. схему ниже) после определенного уровня громкости вносил в звук свои коррективы. План был таков: урегулировать этот резонанс в левом углу размещением сабвуфера ближе к правому спикеру. И план сработал! По прошествии нескольких минут упражнений с 20-кг ящиком оптимальное место было определено.

Сабвуфер стоит правее от центра комнаты, по линии АС. Динамик его направлен на диван. Вариант, когда саб стоит еще ближе к правому спикеру, мне не понравился. Все-таки, несмотря на бытующее мнение о том, что низкочастотное излучение до определенных частот не локализуется в пространстве, моим слухом саб определяется как источник звука.

И общая звуковая картина выглядит гармоничнее, когда сабвуфер расположен ближе к центру, по линии АС. Таким образом, я, как говорится, «убил двух зайцев», удовлетворив данным расположением саба обе свои хотелки.

3. Поиск фазы

Следующий этап — регулировка фазы. Перед тем, как приступить к решению этой задачи, я повернул регулятор громкости сабвуфера в его максимальную позицию, чтобы бас был слышен «во всей красе». В положении «180» низкие частоты заполнили помещение полностью, заставив кое-какую мебель дрожать от восторга.

В положении «0» деградация НЧ была слышна невооруженным ухом. Саб, в силу гораздо большей отдачи по низким частотам в сравнении с полочниками, не только смог подавить их бас, но и вырваться из их плена. Результат такой настройки печален — звук, словно «из бочки». К тому же, на передний план выходят средние и высокие частоты. В общем, с этой настройкой определиться достаточно просто, даже не имея какого-либо опыта.

Кроме того, в целях эксперимента были опробованы разные положения фазы в пределах «0–180». Полезных результатов такой эксперимент не принес: по мере продвижения регулятора в сторону позиции «0» бас ослабевал, так как постепенно смещался в противофазу с акустикой.

Таким образом, очередная настройка сабвуфера прошла успешно.

4. Работа с кроссовером

Настало время определиться с не менее важным параметром — установкой частоты среза на кроссовере саба.

Производитель заявляет, что мои полочники играют от 47 Гц до 54 кГц при неравномерности ±6 дБ . Фазоинвертор настроен на 55 Гц. По итогам приключений с генератором тона, информация о низкочастотном диапазоне вполне достоверна, и ее можно использовать при дальнейших настройках сабвуфера.

Но стоит учесть еще один момент: резонанс комнаты, на мой слух, совпадает с настройкой фазоинвертора. Примерно на 55 Гц в комнате для прослушивания ощущается довольно неприятный гул. Сглаживает ситуацию тот момент, что этот резонанс дает о себе знать только на достаточно высокой громкости, которая выше той, что я использую для длительного прослушивания.

Таким образом, первая из настроек кроссовера, которая пришла мне на ум, это крайнее левое положение регулятора — 40 Гц. Несколько коротких прослушиваний на половине громкости саба — и результат мне понравился. Далее, плавно подкручивая кроссовер по часовой стрелке, я проводил такие же короткие прослушивания. Но в конечном итоге вернулся к первоначальной настройке.

При смещении среза кроссовера в сторону увеличения частоты ощущался явный избыток баса в том диапазоне, где трудится фазоинвертор акустических систем. Фильтр в крайнем правом положении, на мой слух, придает гулкости общей картине низких частот. Так что, исходя из вышесказанного, было принято решение оставить настройку фильтра на 40 Гц.

5. Регулировка громкости саба относительно стереопары

Я где-то читал, что в студиях звукозаписи принято согласовывать сабвуфер и акустику с помощью генератора тона по частоте то ли 80, то ли 85 Гц. Почему бы не попробовать?

Запуская на генераторе тона сначала 80, потом 85 Гц, с помощью подручных инструментов я отслеживал пиковые значения на полочниках, а следом и на сабвуфере. Пиковое значение саба оказалось ниже, поэтому ручку громкости пришлось докрутить с 12 часов примерно на два.

Беглое прослушивание дало негативный результат: на мой слух, бас оказался слишком акцентированным. Тонкой доводкой в обратную сторону было найдено оптимальное для меня положение регулятора — чуть-чуть больше половины.

Итак, что имеем по итогам настройки:

• саб подключен по высокому уровню к терминалам усилителя;

• размещение — правее от центра, по оси АС;

• регулятор фазы в положении «180»;

• срез кроссовера минимально возможный — 40 Гц;

• регулятор громкости в положении чуть более 12 часов.

Прослушивание и впечатления

Наконец-то быстрые прослушивания остались позади, и можно неспешно, комфортно и с расстановкой оценить результаты настройки.

Помните, как в детстве бывало? Хочешь какую-нибудь игрушку, мечтаешь, копишь денежку… Рано или поздно покупаешь ее. Радость! Но потом оказывается, что эта игрушка еще круче, чем ты себе представлял. Восторг!

Это именно то ощущение, которое я испытал. Звуковая картина стала полной, насыщенной, глубокой и объемной. Мои опасения по поводу того, что локализация саба испортит воображаемую сцену, развеялись в тот же момент. Все случилось с точностью наоборот: очертания инструментов стали еще более осязаемы, чем до этого. Магия, не иначе!

В композициях с вокальной частью меня ждал еще один сюрприз: голоса вокалистов получили хорошую, весомую опору. Даже в случае с женским вокалом изменения очевидны: на фоне массивной и точной отработки низких частот женский вокал воспринимается совсем иначе.

Сложно описать все впечатления от изменений в звуке, так как в каждой композиции выходят на свет нюансы, которые ранее были недоступны. Это тот случай, когда хочется переслушать всю фонотеку заново. Чем я, собственно, и займусь.

Вечером, когда начала ощущаться приятная усталость, я решил выключить сабвуфер и послушать, как было до него. Долго описывать впечатления не буду — скажу лишь, что хватило меня не надолго. Тот звук, к которому я стремился, начинается после включения сабвуфера.

Пару слов о соседях: на комфортной для меня громкости диффузор саба даже не выходит на свойственную ему амплитуду колебаний. При этом его вклад в общее звучание системы заставляет нервничать большинство из тех напольных АС, что мне доводилось слышать. Но ни в коем случае не соседей.

Выводы

Несомненно, трифоник, как одна из ветвей развития домашней Hi-Fi-системы — отличный вариант апгрейда. Действительно, его настройка и компоновка требует времени. Но если настройка была проведена с должной подготовкой и вниманием к деталям — поверьте, результат будет более чем впечатляющим. По крайней мере, в моем случае именно так и произошло.

Читайте также  Что такое вай фай директ на принтере?

Домашний активный сабвуфер: подключение и настройка

Сабвуфер – это один из важнейших компонентов многоканальной акустической системы. Без него редко обходится и организация домашних кинотеатров. Классическая концепция данного элемента акустики предусматривает более детальную проработку низких частот по сравнению с полномерными стереосистемами. Кроме того, в некоторых комплексах такие установки приглушают искажающие факторы звучания, делая воспроизведение чище. Что еще важно, домашний активный сабвуфер оказывает минимальное влияние на физическую организацию системы.

Как правило, это компактная установка, размещение которой также не имеет значения с точки зрения восприятия звука слушателем. Это обусловлено как раз спецификой распространения сигнала из низкого спектра, который одинаково улавливается независимо от положения источника. Тем не менее подключение и настройка оборудования все же требуют знания некоторых технических и эксплуатационных нюансов сабвуфера.

В чем особенность активного сабвуфера?

Основным отличием активных сабвуферов от пассивного оборудования является наличие интегрированного усилителя мощности. Именно благодаря этому дополнению аппаратура эффективно снимает низкочастотную нагрузку с базового усилителя. Кроме того, устройство располагает и активным кроссовером, позволяя фильтровать высокие частоты и упрощая согласование аппаратуры с широкополосной акустикой. Предусматриваются и дополнительные возможности в некоторых моделях. Так, домашний сабвуфер, цена которого составляет более 30-35 тыс. руб., обычно снабжается функциями подстройки к особым условиям эксплуатации. Это не премиальные модели, но довольно крепкий средний класс. Представители этого сегмента поддерживают регулировку частотного спектра, поворота фазы, настройку позиций точек кроссовера и т. д.

Как подключить активный сабвуфер через усилитель?

Усилитель чаще всего оснащается специальным RCA-каналом, рассчитанным на подсоединение активных сабвуферов. В некоторых моделях предусматривается даже несколько входов, что расширяет акустические возможности аппаратуры. От пользователя требуется лишь подготовить RCA-кабель оптимальной длины и подключить его к соответствующему разъему. Что касается одновременного использования двух входов, то эту схему помогают реализовать мощные домашние сабвуферы, подключаемые через кабель-разветвитель. При таком способе взаимодействия сабвуфер удвоит входную чувствительность, однако заметного влияния на объемность звучания такое решение не окажет.

Также стоит иметь в виду, что сабвуферы обычно комплектуются правым и левым высокоуровневыми каналами. В случае с такой акустикой особенно важно не прогадать в выборе кабеля. Желательно отдавать предпочтение медному моножильному проводу, который сохранит максимальный объем сигнала. Впрочем, если используется домашний активный сабвуфер из бюджетной категории, то в увеличении производительности подсоединяемой оснастки особого смысла не будет.

Подключение к выходным терминалам

Еще один вариант подключения предусматривает использование основных выходных терминалов. При этом акустические системы соединяются с высокоуровневыми выходами на сабвуфере. Перед терминалами также располагаются высокочастотные фильтры, обеспечивающие в среднем 6 дБ. Такая конфигурация обеспечивает минимальное давление на акустику в низкочастотном диапазоне. Но, решая вопрос о том, как подключить активный сабвуфер через входные терминалы, важно учитывать и недостаток такой схемы. Если выбирается описанная модель подключения через прямые выходные терминалы и фильтры самого сабвуфера, то можно добиться оптимального качества звучания по всему диапазону с минимизацией погрешностей акустической палитры в низком спектре частот. Но поскольку каналы подключения будут работать параллельно, то и общая нагрузка на систему будет значительно увеличена.

Настройка домашнего сабвуфера по частотам

Базовая настройка аппаратуры производится с учетом характеристик основной акустики. В любом случае ориентироваться в основных параметрах стоит на нее. Сама же установка может корректироваться в параметрах звукового кроссовера и переключателя фазы, которые будут рассмотрены ниже. Но до момента, когда можно будет приступать к непосредственной калибровке акустических показателей, следует проверить качество подключения и по возможности оптимизировать узлы соединений. Более того, современные сабвуферы для домашних кинотеатров в отдельных линейках оснащаются модулями беспроводной связи. Это значит, что такая аппаратура и вовсе не требует применения традиционных физических кабелей и подключается через датчики радиосвязи. То есть требуется лишь выполнить синхронизацию оборудования через модуль Bluetooth или другую беспроводную систему связи.

Регулировка кроссовера

Настройка кроссовера рассчитана на выставление частотных спектров разделения вуфера. То есть с помощью данного регулятора сабвуферы для домашних кинотеатров точечно настраиваются по всему диапазону воспроизведения сигнала. В некоторых моделях даже предусматривается крайнее значение частот, при которых аппаратура и вовсе не воспринимается человеческим ухом. Стандартной же величиной будет среднее положение в 80 Гц. Отступать от этого значения следует в тех случаях, когда отмечается гулкое звучание баса. В такой ситуации рекомендуется переводить регулятор в сторону понижения частоты.

Настройка переключателя фазы

Переключатель фазы, в свою очередь, рассчитан на компенсацию разницы в промежутках между главной установкой сабвуфера и ее компонентами. Также этот элемент управления помогает согласовать сигналы от разных сателлитов. Настраивать домашний активный сабвуфер по этому параметру рекомендуется на фоне проигрывания музыкальных отрывков с мужским низким голосом. Пользователь должен определить в процессе прослушивания, в каком режиме коммутирования фазы вокал звучит наиболее естественно и объемно.

Устранение акустических искажений сабвуфера

В силу целого ряда причин даже дорогостоящие фирменные сабвуферы не всегда обеспечивают кристальную чистоту звучания в низком диапазоне. Однако подобные проблемы в некоторых случаях поддаются исправлению. Например, выраженный акустический гул может быть вызван дисперсией в проводах сабвуфера. Это как раз тот случай, когда качество кабеля играет существенную роль в характеристиках трансляции звучания. Исправить эту проблему можно или обновлением провода, или же манипуляциями с регулятором громкости с целью поиска оптимального чистого звука. В частности, мощные домашние сабвуферы рекомендуется изначально подключать через толстый RCA-кабель повышенного качества с эффективной функцией экранирования. Нередко пользователи сабвуферов отмечают и громкий гул, который по всем признакам провоцируется сторонними факторами. Ликвидировать подобные изъяны поможет так называемый фильтр тока в кабеле.

Как выбрать оптимальный сабвуфер?

Качественная система вполне может располагать средними рабочими характеристиками и при условии грамотного подключения выдавать достойную акустическую палитру. Так, сильный по мощности домашний сабвуфер, цена которого составляет порядка 50-60 тыс. руб., с большей вероятностью справится со своими задачами обработки низкого диапазона частот в допускаемых основной акустикой пределах. Однако тот же эффект обеспечит и модель из эконом-класса, которая по своим максимальным эксплуатационным параметрам соответствует возможностям головного устройства. То есть переплата за аппаратуру не всегда себя оправдывает, как и в случае с сателлитами.

Кроме основных характеристик импеданса, мощности и частотного диапазона, следует обращать внимание также на материал изготовления. Несмотря на популярность пластика, не угасает спрос на деревянный активный сабвуфер. Отзывы отмечают, что корпус из натурального материала наиболее выигрышно участвует в подавлении вибраций и равномерном рассеивании рабочего сигнала. Правда, древесина проигрывает пластику в практичности с точки зрения установки.

Заключение

Сабвуфер как таковой включают в акустическую систему по причине стремления к качественному звучанию. Активные установки с усилителями в большей степени обеспечивают достижение этого результата. И при условии выполнения корректного подключения домашний активный сабвуфер полностью оправдает вложения в него. По словам меломанов, использующих подобные конфигурации с активными сабвуферами, в тех же домашних кинотеатрах удается достичь мощной энергетики воспроизведения с глубоким проработанным басом. Потенциал раскрытия системы в этих характеристиках в первую очередь определяется качеством подключения. На втором месте стоят настройки сабвуфера по частотному диапазону.

Варианты подключения сабвуфера к компьютеру

Подключаем сабвуфер

Чаще всего нам приходится иметь дело с сабвуферами, входящими в состав акустических систем разных конфигураций – 2.1, 5.1 или 7.1. Подключение таких устройств, в виду того, что они предназначены для работы в паре с компьютером, или DVD-плеером, обычно не вызывает затруднений. Достаточно определить, к какому разъему подсоединяется тот или иной тип колонок.

Трудности начинаются тогда, когда мы пытаемся включить сабвуфер, представляющий собой отдельную колонку, купленную в магазине или ранее входящую в комплект другой акустической системы. Некоторых пользователей также интересует вопрос, каким образом можно использовать мощные автомобильные сабвуферы в домашних условиях. Ниже обсудим все нюансы подключения для разных видов устройств.

Низкочастотные колонки бывают двух типов – активные и пассивные.

Вариант 1: Активная НЧ-колонка

Активные сабвуферы представляют собой симбиоз из динамика и вспомогательной электроники – усилителя или ресивера, необходимого, как нетрудно догадаться, для усиления сигнала. Такие колонки имеют два вида разъемов – входные для получения сигнала от источника звука, в нашем случае, компьютера, и выходные – для подключения других динамиков. Нас интересуют первые.

Как видно на изображении, это гнезда типа RCA или «Тюльпаны». Для того чтобы соединить их с компьютером, потребуется переходник с RCA на miniJack 3.5 mm (AUX) типа «male-male».

Один конец переходника включается в «тюльпаны» на сабвуфере, а второй — в разъем для НЧ колонки на звуковой карте ПК.

Все проходит гладко, если карта имеет необходимый порт, но как быть, когда ее конфигурация не позволяет пользоваться никакими «лишними» колонками, кроме стерео?

В этом случае на выручку и приходят выходы на «сабе».

Здесь нам также понадобится переходник RCA – miniJack 3.5 mm, но немного другого вида. В первом случае это был «male-male», а во втором – «male-female».

Не стоит беспокоиться о том, что выход на компьютере специально не предназначен для низких частот – электронная начинка активного сабвуфера сама «разведет» звук и звучание будет корректным.

Достоинства таких систем – компактность и отсутствие лишних проводных соединений, так как все компоненты помещены в один корпус. Недостатки вытекают из достоинств: такая компоновка не позволяет получить довольно мощное устройство. Если же производитель хочет иметь более высокие показатели, то вместе с ними возрастает и стоимость.

Вариант 2: Пассивная НЧ-колонка

Пассивные сабвуферы никакими дополнительными блоками не оборудованы и для нормальной работы требуют промежуточного устройства – усилителя или ресивера.

Сборка такой системы производится с помощью соответствующих кабелей и, если требуется, переходников, по схеме «компьютер – усилитель – сабвуфер». Если вспомогательное устройство оборудовано достаточным количеством выходных разъемов, то к нему также можно подсоединить и акустическую систему.

Достоинство пассивных низкочастотных колонок заключается в том, что их можно сделать весьма мощными. Недостатки – необходимость приобретения усилителя и наличие дополнительных проводных соединений.

Вариант 3: Автомобильный сабвуфер

Автомобильные сабвуферы, в большинстве своем, отличаются высокой мощностью, что требует дополнительно источника питания 12 вольт. Для этого отлично подходит обычный БП от компьютера. Обратите внимание на то, чтобы его выходная мощность соответствовала мощности усилителя, внешнего или встроенного. Если БП окажется «слабее», то аппаратура не будет использовать все свои возможности.

Читайте также  Как подключить наушники Samsung к телефону?

В силу того, что такие системы не предназначены для домашнего использования, в их конструкции имеются некоторые особенности, требующие нестандартного подхода. Ниже приведем вариант подключения пассивного «саба» с усилителем. Для активного устройства манипуляции будут аналогичными.

    Для того чтобы компьютерный блок питания включился и стал подавать электричество, его необходимо запустить, замкнув определенные контакты на кабеле 24 (20+4) pin.

Подробнее: Запуск блока питания без материнской платы
Далее нам потребуется два провода – черный (минус 12 В) и желтый (плюс 12 В). Взять их можно от любого коннектора, например, «molex».

Провода подключаем в соответствии с полярностью, которая обычно указана на корпусе усилителя. Для успешного запуска нужно также подсоединить и средний контакт. Это «плюс». Сделать это можно перемычкой.


Теперь соединяем сабвуфер с усилителем. Если на последнем два канала, то с одного берем «плюс», а со второго «минус».

На колонке провода подводим к RCA-разъемам. Если имеются соответствующие навыки и инструменты, то к концам кабеля можно подпаять «тюльпаны».


Компьютер с усилителем соединяем с помощью переходника RCA-miniJack 3.5 male-male (см. выше).


Далее, в редких случаях, может потребоваться настройка звука. Как это сделать, читайте в статье по ссылке ниже.

Готово, можно пользоваться автомобильной НЧ-колонкой.

Заключение

Сабвуфер позволит вам получать больше удовольствия от прослушивания любимой музыки. Подключить его к компьютеру, как видите, совсем несложно, нужно лишь вооружиться необходимыми переходниками, и, конечно же, знаниями, которые вы получили в этой статье.

Помимо этой статьи, на сайте еще 12324 инструкций.
Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.

Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.

Куда поставить сабвуфер? Советы по установке и настройке

Содержание

Содержание

Жирный бас любят все, кроме соседей. В аудиосистемах, домашних кинотеатрах и саундбарах источником баса служит сабвуфер. Куда его поставить и как настроить так, чтобы получить самый густой и читаемый бас, не став при этом врагом всея подъезда?

В низких частотах есть нечто грандиозное и даже мистическое. Мало того, что бас улавливается не только ушами, но и ощущается всем телом, так еще и источники басовых волн в природе — масштабные события вроде гроз и землетрясений. В музыке низкочастотная составляющая — это фундамент трека, который формирует грув и кач. В фильмах и играх бас дает львиную долю вау-эффекта в экшн-сценах: взрывы, выстрелы, разрушения будут плоскими и невыразительными без низких частот.

Чтобы воспроизводить частоты от 20–30 Гц, нужны динамики по 8–10 дюймов — ящики размером с комод. Сабвуфер же позволяет сохранить низкие частоты и уменьшить габариты колонок. По сути, саб — это большой динамик в отдельном ящике. Человеческое ухо не способно уловить направление низкочастотных звуков, поэтому аудиосистемы комплектуются всего одним сабвуфером.

Проблемы с сабом

Несомненный плюс сабвуфера в том, что его не нужно располагать строго в определенной точке, как колонки. Теоретически, его можно приткнуть, куда угодно, и отовсюду будет одинаково слышно. На практике же именно с ним чаще всего и возникают проблемы: поставишь в угол — бубнит и гудит, аж стены трясутся, поставишь в центр — бас вообще пропадает. Если поставить саб на стеллаж, в шкаф, в антресоль, под стол или диван, то баса будет больше, однако он станет более гудящим и мутным.

Многое зависит от помещения: его размеров, формы и даже количества мебели. Звуковые волны — реальный физический объект, который взаимодействует с окружающим пространством, а низкие частоты несут больше всего энергии. Если комната маленькая, то энергии сложно рассеяться в замкнутом пространстве. В итоге образуются стоячие волны. Их называют комнатными модами, есть калькуляторы, позволяющие их рассчитать, исходя из габаритов комнаты.

В большой комнате моды могут быть ниже 20 Гц, такие не будут мешать. Но чем комната меньше, тем выше частоты, на которых образуются стоячие волны. Причем если проблема есть на 50 Гц, то она будет и на кратных им 100 Гц и 200 Гц.

Чтобы обнаружить моды самостоятельно, достаточно включить несколько тестовых сигналов на басовых частотах и походить по комнате. В некоторых точках (например, в углах) баса будет очень много, а в некоторых (обычно по центру) словно не будет вообще. Оно и понятно — часть волн складывается с волнами из саба, усиливая друг друга, а другая часть входит с источником в противофазу и образует пустоты. Имеет смысл запомнить эти точки, не ставить туда саб и не делать точку прослушивания.

Второй момент — сабвуфер ощутимо вибрирует при работе, а если поставить его прямо на пол, да поближе к стене, то вибрировать будет весь подъезд. Аналогично со столом или шкафом: звук распространяется в твердом веществе намного лучше и быстрее, чем по воздуху, поэтому деревянная мебель лишь усилит дрожание и вибрации. Многие сабы уже снабжены резиновыми ножками, но если дополнительно поставить его на виброизолирующую подставку, она поглотит большую часть вибраций. Такие продаются в готовом виде, но можно сделать и самому из плотного поролона.

Как найти лучшую точку для саба?

Некоторой опорной точкой можно назвать золотое сечение. Расстановка акустических систем согласно пропорции золотого сечения уменьшает влияние комнатных мод и дает наилучшие результаты. Например, можно в каждом углу отмерить прямоугольник с соотношением сторон 1:1.618, в два фронтальных угла поставить колонки, а сзади в углу — саб.

Однако лучшим способом найти идеальную точку для сабвуфера является метод научного тыка. Например, можно выделить 10 возможных вариантов для расположения саба и поочередно проверять их, таская саб туда-сюда.

Но есть лайфхак, который сэкономит силы и время:

Поставить сабвуфер в точку прослушивания и походить по комнате в поисках места, где звук будет самым жирным, детальным и разборчивым. Туда и нужно поставить саб.

Иногда такую точку найти не удается. Какие-то частоты, скажем, 40 и 80 Гц, звучат хорошо, а, например, 30 и 60 проваливаются. Решением может быть покупка второго сабвуфера, который располагается в точке, где хорошо звучат проваливающиеся частоты.

Как подружить комнату с низкими частотами?

Проблема с низкими частотами — самая большая головная боль меломанов и хоум-продюсеров. Самый простой способ обуздать бас — поглотить его большой массой пористого материала. Обычно это делают с помощью минеральной ваты. Для этого по углам комнаты (там бас накапливается сильнее всего) устанавливают басовые ловушки из минваты. Однако в небольшой комнате эти ловушки будут съедать по полметра от каждого угла. Не каждый решится на такой шаг.

Если проблема с какой-то одной частотой или диапазоном частот, который звучит заметно громче, более эффективными будут резонаторы. К примеру, диафрагмальный резонатор имеет не очень большие размеры, вешается на стену и представляет собой глухую коробку с фанерой спереди. Внутри находится кусок минваты. Мембрана из фанеры входит в резонанс с нужным диапазоном частот и поглощает их энергию. Рассчитать такой можно с помощью специального калькулятора.

Резонатор Гельмгольца — многие слышали этот термин, а некоторые автолюбители даже используют такую штуку для подавления гула прямотока. В домашней и студийной акустике резонаторы Гельмгольца примеряются, чтобы ювелирно вырезать определенную частоту в басовом диапазоне. Резонатор выглядит как полый ящик или сосуд с дыркой, в нее попадает аудиоволна, прибор входит с ней в резонанс и «съедает» ее. Если сделать полый ящик и обить его спереди досками, между которыми оставить щели в 0,5–3 см шириной (или просто просверлить дырки разного диаметра), то получится резонатор Гельмгольца, работающий в определенном диапазоне частот.

Все это профессиональные методы, которые отнимут много сил и времени. Есть и простые, хоть и менее эффективные способы:

  • Поставить в комнате как можно больше мягкой мебели (массивный диван, тахта, кресла).
  • Поставить шкаф с одеждой и открыть в нем дверцы. Одежда отлично поглощает звук, получится довольно неплохая басовая ловушка.

Как настроить сабвуфер?

Если даже в наилучшей точке сабвуфер звучит «грязно», а звук словно рассыпается на составляющую колонок и саба, то дело может быть в настройке. Параметров немного, но они важные.

Кроссовер

Эта та точка на АЧХ, с которой сигнал будет становиться тише в колонках и громче в сабвуфере, проще говоря — эдакая склейка частот. Здесь все зависит от того, какие динамики установлены в колонках. Если это маленькие сателлиты, склейку можно сделать в районе 150–200 Гц, но если это большие напольные колонки с динамиками 4–6 дюймов, то в районе 60–80 Гц, а если 8–10 дюймов — то в районе 40–50 Гц.

Производители профессиональной аудиотехники также рекомендуют найти минимальную воспроизводимую частоту и умножить ее на полтора. К примеру, колонки могут звучать до 40 Гц, тогда срез нужно сделать на 60 Гц.

Громкость

Отвечает за количество низкочастотной составляющей в сигнале. Начать можно с 12 часов, а потом крутить по вкусу. Также можно использовать измеритель шума на смартфоне: с помощью тестового сигнала измерить уровень колонок, затем отключить и подогнать под это значение саб.

Чтобы получился хороший звук, динамики колонок и сабвуфера должны двигаться одновременно друг с другом в одном и том же направлении. Поэтому на сабе есть регулятор полярности фазы. Если расположить его напротив колонок, нужно развернуть фазу на 180 градусов, чтобы звуковые волны от обоих источников усиливали друг друга, а не взаимовычитались.

Иногда фазу можно не только развернуть, но и регулировать реостатом, что позволяет настроить ее идеально точно. Для этого есть лайфхак: нужно встать посередине между сабом и одной из колонок (вторую можно выключить) и попросить друга покрутить регулятор фазы. На треке, насыщенном низкими частотами, будет заметно, как эти низкие частоты смещаются то к колонке, то к сабвуферу. Ручку фазы нужно оставить в положении, когда бас будет посередине между колонкой и сабом.

Если в арсенале есть шумомер, можно применить другой способ. Для этого надо запустить тестовый сигнал на частоте стыка колонок и саба (к примеру, 50 Гц), расположить шумомер в точке прослушивания и подвигать саб, пока прибор не покажет ноль — волны будут в противофазе. Остается только щелкнуть тумблером, развернув фазу на 180 градусов.

Читайте также  Можно ли полировать машину зимой?

Сабвуфер и альтернативы

Чтобы подобрать саб, стоит ориентироваться на размеры комнаты:

  • Для небольших комнат есть маломощные сабы до 100 Вт с небольшим диаметром динамика, который не будет бубнить в малом пространстве.
  • Для комнат среднего размера можно смотреть в сторону моделей до 200 Вт с диаметром динамика до 10 дюймов.
  • Для больших помещений есть монстры от 200 Вт с динамиком 12 дюймов.

Но прежде, чем выбирать, стоит посмотреть на комнатные моды и задать себе вопрос о том, нужен ли саб в принципе. Не все меломаны любят сабвуферы: кто-то считает, что он годится лишь для того, чтобы долбить дабстепом в соседей, кому-то не удается подружить его с комнатой, а кто-то вообще находит больше красоты в средних и высоких частотах, ведь именно там лежит большинство инструментов, включая самый важный — вокал. Здесь также стоит помнить, что большая часть музыки сводится на мониторах ближнего поля, которые редко играют ниже 50 Гц. Так что поиск треков с жирным и разборчивым басом может стать проблемой (здесь — небольшая подборка).

Альтернативой сабвуферу могут стать колонки с динамиками от 7-8 дюймов — они воспроизводят частоты до 30–40 Гц. В большинстве своем это напольные стереосистемы, но бывают и полочные. И, конечно, не стоит забывать про студийные мониторы с восьмидюймовыми динамиками. Они дают нейтральный, но очень детализированный звук, без горбов и провалов на АЧХ.

Заключение

Так или иначе, сабвуфер сегодня остается самым популярным способом получить впечатления от низких частот. И если у меломанов еще есть альтернативы, то домашний кинотеатр или саундбар невозможно представить себе без саба. Правильный подбор, установка и настройка этой простой, на первый взгляд, коробки многократно усилит производимый ею эффект и избавит от конфликтов с соседями и домочадцами.

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

ЗВУКОМАНИЯ

Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео

Как подключить пассивный сабвуфер к ресиверу?

Как подключить пассивный сабвуфер к ресиверу?

При настройке системы домашнего кинотеатра легко заблудиться, пытаясь понять, как подключить пассивный сабвуфер к ресиверу, что к чему и как получить наилучший звук не только в кино, но и в стерео. Всё усложняется, когда у вас есть пассивный сабвуфер, который может отличаться от того, что есть у большинства людей.

Можно ли подключить к ресиверу пассивный сабвуфер?

Вы можете подключить пассивный сабвуфер к ресиверу, рассматривая его как громкоговоритель и подключив сабвуфер напрямую к AV-ресиверу через разъемы для акустики. Вы также можете подключить его к внешнему усилителю и рассматривать его как активный сабвуфер, который подключается к предусилителю.

Что такое пассивный сабвуфер?

Попытка выяснить, как настроить систему домашнего кинотеатра, может оказаться сложной задачей для новичка, но большая часть путаницы исходит от ресивера.

Сабвуферы — это акустика особого типа, которые используются для воспроизведения низкочастотного звука. Эти типы колонок работают так же, как ваши громкоговорители, потому что эти типы сабвуферов не имеют усилителя. Пассивный сабвуфер необходимо подключить к внешнему усилителю, чтобы получить питание.

Эта установка может показаться большой проблемой, потому что вам нужно дополнительное оборудование — усилитель, но некоторые люди предпочитают пассивные сабвуферы, потому что они более легкие. Поскольку эти сабвуферы не имеют встроенного усилителя, меньше компонентов, чтобы утяжелять их.

Пассивные сабвуферы также несложно обслуживать, особенно по сравнению с их активными аналогами.

Чем отличаются: пассивные сабвуферы и активные сабвуферы

Если у пассивного сабвуфера нет собственного усилителя, активный сабвуфер работает сам по себе. Он имеет конфигурацию усилителя и динамика в одной коробке. Он использует один кабель для подключения к ресиверу или линейному выходу предусилителя.

активный сабвуфер

Поскольку активные сабвуферы питаются сами по себе (внутри усилитель), ваш ресивер сможет сконцентрироваться на питании высокочастотного динамика и среднечастотного динамиков, которые питаются от усилителей ресивера.

Ваш AV-ресивер получает все сигналы от различных устройств ввода. Затем оборудование определит, что это за сигналы и усилит их.

Наконец, ресивер будет отправлять сигналы на устройства вывода, такие как сабвуфер, акустика, звуковая система, проектор и телевизор.

Еще называют AV-ресивер сердцем, мозгом или центром вашего домашнего кинотеатра.

Но что именно он делает?

Ваш ресивер управляет различными источниками видео и аудио. В нем есть секция предварительного усилителя pre out, которая позволяет вам переключать или выбирать источник звука для прослушивания или контент, который вы хотите смотреть.

Вы должны подключить свой Blu-ray, ПК, телевизор и другие источники звука и видео к AV-ресиверу, чтобы вам не приходилось подключать провода и кабели каждый раз, когда вы переключаетесь с воспроизведения DVD или просмотра записанного шоу.

Ресивер позволит вам наслаждаться контентом, который вы хотите, независимо от того, на каких устройствах они находятся, всего лишь одним нажатием кнопки.

Помимо возможности управлять и переключаться с одного источника видео и звука на другой, ваш AV-ресивер также может позволять вам делать другие интересности. Перечислим их ниже.

Настройтесь на спутниковое и обычное радио. Некоторые ресиверы позволяют слушать бесплатные радиоканалы HD.

Дайте дорогу объемному звуку. Ваш ресивер также может декодировать цифровые и аналоговые форматы объемного звука. Доступные ресиверы, которые также могут работать с кодеками без потерь, такими как Dolby TrueHD , а также с DTS Master Audio и другими кодеками, используемыми на дисках Blu-ray.

Подключите много акустики. Ваш ресивер имеет пять или более каналов, которые могут обеспечивать питание и усиление источников звука для систем объемного звука 5.1, 7.1 и далее.

Легко контролировать все электронные компоненты. Ресивер предоставляет вам дополнительные пользовательские интерфейсы для всех устройств, подключенных к вашей системе домашнего кинотеатра, включая собственный пульт дистанционного управления, меню отображения и даже меню, отображаемое на вашем телевизоре.

Куда подключить пассивный сабвуфер?

Проблема с AV-ресиверами в том, что у вас, вероятно, будет много портов, переключателей и тумблеров, а это обычно означает много проводов.

Хороший плюс заключается в том, что если вы пытаетесь подключить сабвуферы к ресиверам, вам нужно беспокоиться только об одной из этих двух областей : разъемах для акустики и предварительном выходе.

Pre Out SUB

В секции предварительного выхода вы найдете разъемы (Pre Out SUB, Pre Out Subwoofer, SW Pre Out и т.д.) для аудиооборудования со встроенными усилителями. Таким образом, если у вас есть активный сабвуфер, вы будете использовать один из портов в этой секции для подключения его к ресиверу.

Некоторые ресиверы даже имеют порт, специально помеченный как сабвуфер. Секция предварительного выхода Pre Out также очень полезна, если вы хотите иметь больше акустики в вашей системе или если вы хотите использовать автономный усилитель.

sub-pre-out

Разъемы для акустики (клеммы)

Активные сабвуферы и любое оборудование, которое подключено и имеет собственные встроенные усилители, могут быть подключены к секции предусилителя Pre Out. А вот пассивные сабвуферы нужно подключать через один из разъемов для акустики или особый разъем для сабвуфера.

Вы будете относиться к своим сабвуферам как к дополнительному комплекту акустики, которые могут потреблять энергию.

Как подключить пассивный сабвуфер к ресиверу?

Как видите, есть два основных варианта подключения пассивного сабвуфера к AV-ресиверу в зависимости от имеющейся у вас настройки, разъемов и т.д.

sub_pre_out

Если у вас есть AV-ресиверы, предназначенные для подключения к активному сабвуферу

К примеру, японский производитель электроники Denon не рекомендует подключать пассивный сабвуфер непосредственно к AV-ресиверу.

Вместо этого компания предлагает следующие шаги:

  • Подключение пассивного сабвуфера к внешнему усилителю.
  • Использование гнезда предварительного выхода сабвуфера.
  • Подключение вашего AV-ресивера ко входу усилителя.

sub pre out разъем

В качестве альтернативы вы также можете попробовать подключить пассивный сабвуфер прямо в том месте, где вы собираетесь подключить акустику к ресиверу. Вам нужно будет открыть меню настройки на вашем AV-ресивере и выбрать большие передние колонки без сабвуферов.

pre out

Какой способ лучше?

Между этими двумя способами подключения пассивного сабвуфера к ресиверу следует использовать внешний усилитель. Это превратит ваш пассивный сабвуфер в активный, что гарантирует, что ваш сабвуфер будет получать достаточно мощности для воспроизведения НЧ.

PRE OUT

Вы должны помнить, что ресивер или усилитель должны иметь достаточно мощности, чтобы поддерживать низкочастотные звуки, издаваемые сабвуфером. Пассивным сабвуферам потребуется много энергии для воссоздания баса. Ресивер может не выдавать достаточно мощности для оптимальной работы сабвуфера, если вы подключите его напрямую к разъемам акустики. Питание от внешнего усилителя решает эту проблему.

sub pre out

ИТОГИ. Можно ли подключить к ресиверу пассивный сабвуфер?

Да, вы можете подключить пассивный сабвуфер к ресиверу с помощью разъемов для акустики. Однако рекомендуется использовать внешний усилитель в качестве посредника между ресивером и пассивным сабвуфером.

Я надеюсь, что эта статья «Как подключить пассивный сабвуфер к ресиверу?» немного помогла. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам. Не бойтесь меня и добавляйтесь в ВК, Ютуб ОК
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.
Желаю удачи в поиске своего звука! На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Вам нужен хороший фонокорректор, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другую звуковую технику, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
Если вы являетесь производителем, рекламодателем, импортером, дистрибьютором или агентом в области качественного воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, пишите в ВК или ОК или ИНСТА или по эл. почте: anl555@bk.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: