Почему нельзя использовать старые шины?

Бэушная резина: как узнать возраст шины и чем грозит езда на старых покрышках?

Если кто-то считает, что использование бэушных шин — прерогатива украинских водителей, для которых новый комплект резины сегодня – это целое состояние, знайте, что это не так. Жители других стран тоже ездят на «лысых» покрышках.

В Америке владелец Ford Explorer 1998 года выпуска купил вместо нового комплекта резины подержанные шины. Спустя две недели после установки во время движения протектор отделился от колеса, внедорожник потерял управление и врезался в мотоцикл. Байкер погиб. Экспертиза установила, что покрышкам, установленным на автомобиле, было более 10 лет!
Этот случай, описанный порталом edmunds.com, наглядно демонстрирует, как рискованно приобретать подержанные шины, а также — как опасно старение резины.

Изначальное заблуждение заключается в том, что покупатели определяют состояние резины глубиной протектора, забывая о том, что качество резиновой смеси в шинах с каждым годом ухудшается.

Для тех, кто проезжает в год по 20-30 тысяч километров, проблема старения резины неактуальна – покрышки износятся быстрее, чем резиновая смесь придет в негодность. Но если вы проезжаете не больше 10 тысяч километров ежегодно, старение шин может стать для вас актуальной проблемой. Впрочем, запаски, которая может никогда не использоваться, это тоже касается.

Как определить возраст шины?

Все покрышки, изготовленные после 2000 года, имеют четырехзначный цифровой код, следующий за надписью DOT, расположенной на боковине шины. Первые две цифры обозначают неделю, вторые – год выпуска шины. Например, код 0103 говорит, что покрышка произведена на 1-й неделе 2003 года.

До 2000 года покрышки имели трехзначное обозначение. Первые две цифры также обозначают неделю, а вот третья – год десятилетия, когда она была выпущена. Все это из-за того, что раньше не планировалось использовать шины более 10 лет. Большинство шин, выпущенных в 90-х годах, имеют специальную маркировку в виде треугольника. Без нее определить возраст довольно сложно, например, индекс 228 может говорить о том, что колесо было выпущено как в 1988, так и в 1978 году.
Президент компании Safety Research & Strategies, Inc. сравнил подержанные шины со стареющим ластиком: если его растянуть, будут видны трещины, похожее происходит и с покрышками.
Особую опасность представляют трещины внутри шины – их невозможно заметить. Это может привести к отделению проволочного сердечника, предохраняющего шину от растягивания и соскакивания с обода колеса, а также к отслаиванию протектора.

В компании Michelin говорят, что, хотя и существуют специальные составы, призванные замедлить процесс старения резины, полностью нейтрализовать воздействие времени невозможно.

Как долго можно хранить шины?
В этом вопросе производители каучука, автомобилей и продавцы шин расходятся во мнениях. Например, представители таких автомобильных марок, как Nissan и Mercedes-Benz, выступают за замену покрышек каждые шесть лет, независимо от высоты протектора. Специалисты Continental и Michelin считают, что срок жизни шины порядка 10 лет, правда, выдвигают одно условие – ежегодные проверки после того, как покрышке исполнится пять лет. Представители же Rubber Manufacturers Association (Ассоциации производителей резиновых изделий), считают, что невозможно поставить на каждую шину дату, когда истекает срок ее годности. Дело в том, что на состояние покрышки влияет множество факторов: условия хранения, окружающая температура, условия эксплуатации и прочие факторы.
Отметим, что исследования Национального управления безопасности движения на трассах (NHTSA) показали, что шины стареют значительно быстрее в тепле. Особенно опасны для покрышек попадание прямых солнечных лучей и средиземноморский климат.

Также, по мнению, американских специалистов, к быстрому износу резины приводит хранение запаски под днищем автомобиля – такова конструкция некоторых внедорожников и легковых автомобилей. Воздействие грязи и реагентов, щедро рассыпаемых по дорогам в зимнее время, быстро приводит к ухудшению состояния резины. Хранение в багажнике тоже не лучший выход — по мнению представителей Ассоциации производителей резиновых изделий, это все равно, что поместить колесо в духовку.
Поэтому лучшим вариантом остается хранение сезонных покрышек в гараже, либо СТО или шиномонтаже, предоставляющих услугу хранения шин и оборудованного специальными стеллажами для этого. Но нужно помнить, что даже в таких условиях покрышки стареют, пускай и несколько медленнее.

Резина долго хранилась в гараже. Насколько безопасно ее использовать?

Старение резины происходит независимо от степени ее эксплуатации. В движении истирается протектор, а шина на зимнем или летнем хранении подвергается внешним воздействиям.

На заметку водителю. При покупке комплекта новых колес, опытный водитель интересуется не только размерностью, индексами скорости или нагрузки. Всегда задается вопрос о дате выпуска шины. Эта информация предоставляется продавцом по первому требованию или при покупке можно самостоятельно убедиться в дате выпуска экземпляра. Пусть и более мелким шрифтом, но такая информация наносится каждым производителем.

При хранении комплекта шин они подвергаются воздействию нескольких факторов:

  • ультрафиолетового излучения;
  • действий высоких или низких температур;
  • деформации вследствие неправильного хранения или под действием силы тяжести.

Конечно, если шинам был обеспечен правильный режим хранения, то за несколько месяцев или даже пару лет их состояние значительно не изменится.

Что говорят нормативные документы. Международная практика указывает на определенные сроки хранения резины:

  • европейские страны — 5-6 лет (в зависимости от страны);
  • по законам США — 10 лет.

Это не означает, что покрышка после этого срока не может быть использована. По окончанию указанного периода шина не может считаться новым изделием. Даже ее продажа не запрещена, а требуется продавать с пометкой как «бывшая в употреблении».

Кстати, магазины стараются не доводить до ситуации, когда «срок годности» шины истекает. Всевозможные скидки начинаются в конце каждого сезона, а заказ производится от оптовых поставщиков с учетом загруженности местных складов. Вряд ли можно встретить ситуацию, когда у розничного продавца в наличии более 2 комплектов одной модели или размерности.

Что учесть при эксплуатации. Отказ от использования «лежалой» покрышки не оправдан в полной мере. Достаточно задуматься о шине, которая установлена, к примеру, на трактор. Протектор в этом случае отличается достаточным запасом, и колесо может отработать 10 и более лет. Заметные трещины появляются на таких колесах не раньше, чем через 20 лет и позже.

Опасность при установке комплекта колес, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, существует. Но это относится только к тем случаям, когда автомобилем управляет активный водитель, использующий в практике экстренное торможение и динамичные разгоны. Спокойный стиль езды без выхода на запрещенные скорости большой опасности не представляет.

В то же время, после многих лет пребывания в гараже и неизвестных условий хранения, от предложения дальнейшего использования шин, пусть и в качестве подарка, лучше отказаться. По крайне мере, следует осмотреть резину на предмет наличия растрескивания от старения и отсутствия других повреждений. При деформации боковины и обнаружения сетки микротрещин становится понятно, что такой экземпляр лучше утилизировать.

Читайте также  Как восстановить просроченные водительские права?

В качестве заключения. Причин, когда комплект резины находится «без движения» несколько лет, не очень много. Это может быть неисправность автомобиля или его продажа, когда 4 зимних колеса не были переданы новому владельцу. Покупать впрок шины и хранить не имеет смысла.

Штраф за покрышки в 2021 году

Закон на запрет использования автомобильных покрышек

В 2021 году в России вышел закон о запрете сажать цветы в шинах от колес, делать цветочники в резиновых колесах. Запрет на использование автошин на приусадебном и земельном участке действует для всех без исключения граждан РФ, для физических и юридических лиц.

С 2021 года в России запретили использовать автомобильные покрышки на газонах для создания различных скульптур и ограждений, также теперь нельзя делать из старых шин укрепления для берега, ограждения для клумб и автомобильных стоянок, парковок, создания их них спортивных тренажеров и детских аттракционов на детских площадках. Штраф за нарушения закона составляет до 250 тыс. руб.

Какой штраф за клумбы из покрышек во дворе, на приусадебном и дачном участке в 2021 году

В России вводится административная ответственность за создание клумб для цветов, кустов и деревьев во дворе, на даче и земельном участке из использованных автопокрышек. Теперь любители резиновых клумб получат наказание в размере от 1000 рублей до 2000 рублей, а управляющая компания, которая допустила их размещение, сама разместила или не убрала во время – от 100 до 250 тыс. рублей.

Уже ни один год Министерство экологии заявляла об огромном вреде природе, которые причиняют автомобильные шины. Однако только с 2021 года был принят закон на запрет использования автомобильных покрышек. Часть 1 статьи 8.2 КоАП запрещает использование старых резиновых покрышек для украшений и оборудования дворов, садов, улиц и т.д., и вводит административное наказание для физических и юридических лиц – штраф. А именно:

  1. Собственники земельных участков, которые из покрышек сделали клумбы и не только будут выплачивать штраф до 2000 рублей.
  2. В случае повторного нарушение, а также если не устранено предыдущее — штраф 3000 рублей
  3. Юридические лица платят больше всех, их штрафуют на 100 000 — 250 000 рублей.

Те, кто раньше был недоволен такими украшениями теперь счастлив и бьет в ладоши от счастья. Теперь все эти самоделки придётся разбирать и утилизировать.

Внимание! Надо иметь в виду, что резиновые покрышки нельзя выкидывать на мусорную свалку, их нужно сдавать в специальные пункты, которые занимаются утилизацией. Как правило, старые шины принимают в шиномонтажках, однако эта услуга не бесплатная. Цена за утилизацию старых шин составляет от 50 рублей за штуку.

Почему в России запретили благоустраивать дворы автомобильными покрышками

Запрет на колеса на дачах, во дворах под клумбы является жизненно необходимым. Автомобильные шины являются к опасным отходам из-за содержания в них различных канцерогенов, у которых срок разложения до 130 лет. Но помимо содержания вредных для экологии и здоровья людей веществ, они выделяют токсичный запах и легко воспламеняются. Старые покрышки пожаро опасны!

Если внимательно почитать 12 раздел ГОСТа «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», то становится ясно, что автомобильные шины являются отходами 4 класса опасности. К 4 классу опасности относятся все вещества, которые имеют вредное и необратимое влияние на экосистему. Также надо знать, что при солнцепеке в сильную жару или возгорании степень загрязнения автошинами окружающей среды увеличивается в разы: при горении автомобильная резина выделяет ядовитые пары.

Чиновники из Министерства природы и экологии РФ считают, что автомобильная резина, которая была уже использована очень длительное время, недопустима даже в декоративных целях. Удивительно, что многие об этом знают, но в России автошины применяют для украшения клумб во дворах и садах, огородов и дачных участков, а также строят из них спортивные снаряды. Также есть опасность, что дети могут удариться о колесо и пораниться.

Заставят ли убирать колеса во дворах

После выхода закона о запрете применения старых резиновых колес, придется их убирать отовсюду, где они размещены. Правоохранительные обязаны заставить Вас убрать колеса во дворах, приусадебном и земельном участке

Штраф за использование старых резиновых шин на своем участке

Запрет на использование старых шин предполагает наказание в виде штрафа. Штраф за использование старых шин на своем земельном участке собственник выплачивается в размере от 1 до 2 тыс. руб. За повторное нарушение закона (вам дается время на выкопку колес из земли не более 1 года) штраф становится в размере от 2 до 3 тыс. руб. Если закон о старой автомобильной резине нарушили юридические лица, то им придется заплатить от 100 до 250 тыс. рублей.

Как и где утилизировать старые покрышки

Самостоятельно утилизировать отходы IV класса опасности запрещено на территории РФ. Их необходимо отдавать в специальные пункты приема для переработки. Закапывание старых покрышек в землю на собственном садовом участке является неправильным способом утилизации.

Автомобильная резина стала для многих средством украсить свой двор, дачу и клумбу, сделать собственный тренажер своими руками. И это уже вошло в норму, так как таким образом можно бесплатно сделать приятное себе и своим близким. Много есть умельцев в России, которые научились из старых покрышек делать делать клумбы для цветов, некоторые научились создавать скульптуры в виде сказочных персонажей и животных. Особенно любили покрышками обустраивать спортивные уличные площадки на в школах и во дворах. Но всем не угодить. Многим эти шедевры не нравятся, а кто-то доволен. Но теперь в войну вкусов вмешался закон и придется с ним считаться.

Почему нельзя использовать старые шины?

Увидела по телевидению сюжет о вреде отработавших своё автопокрышек и узнала, будто они опасны. Более того, их, оказывается, запрещено размещать на детских площадках. Неужели и в самом деле это правда? Сколько себя помню, «народное творчество» с использованием старых шин было распространено всюду.
И вроде никаких трагедий не произошло…

Екатерина Л., Шарыпово

Трагедий не произошло… По крайней мере, о них не трубили СМИ, но ведь есть и «мины» замедленного действия, также как и яды, убивающие не сразу, а тихой сапой подрывающие здоровье. Действительно, «отмотавшие» свой век автомобильные шины используют для декора еще со времен СССР. Бросовый материал обретал и продолжает обретать вторую жизнь на игровых площадках детских садов, школ, во дворах домов. Буйству «резиновой» фантазии нет предела: из старых автопокрышек народные умельцы вырезают лебедей, жирафов, змей, мастерят собачек, кошечек, сиденья для качелей и пр. Всё это расцвечивается красками, скрашивая нашу действительность. «Резиновая замена» специализированным площадкам смотрится вполне, считают многие, пристойно, а главное – стоит гроши. О том, что эти экономичные «арт-объекты» опасны для детского здоровья, активно заговорили в России несколько лет назад, а с 2013 года резиновый «мусор» начали активно выкапывать и вывозить на свалки в Сыктывкаре, Новгороде, на Кузбассе и в других регионах. Но далеко не во всех. И единого мнения на сей счёт нет. Нет и сверху чёткого указания о запрете. Немудрено, что до Шарыпово тревожный звон долетел совсем недавно. Он поселил в некоторых горожанах тревогу, но, и заронил сомнения: так ли страшна покрышка, как её малюют?

Читайте также  Что такое сальник распредвала?

По обращениям родителей в детсадах ряда городов России, в том числе и в Красноярске, были проведены соответствующие проверки. Эксперты управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю предписали убрать шины с площадок из-за нарушений СанПиНа – санитарных правил и норм. Но, подчеркиваю, проверки прошли не повальные, а именно после обращений родителей. «Санитарными правилами предусмотрено использование оборудования в детских дошкольных образовательных учреждениях сертифицированного, а это отработанные шины, они могут нанести вред здоровью детей. Нужны сертификаты о безопасности и качестве на всё оборудование для детей», − пояснили в Роспотребнадзоре.

Автомобильные покрышки, согласно ГОСТу, относятся к четвертому классу опасности наряду с бетонной пылью или конским навозом. Это условно малоопасные отходы, однако они нарушают экологическую систему, которой требуется на восстановление не менее трёх лет. Но и тут согласия нет. Например, в 2016 году Костромская межрайонная природоохранная прокуратура отнесла отработанные шины с кордом к отходам второго класса опасности, то есть к высокоопасным по степени токсичности и воздействия на среду обитания и здоровье человека, без корда – к третьему классу опасности (умеренно опасные).

Основная часть вредных веществ попадает в окружающую среду – непосредственно при использовании покрышек – в виде резиновой пыли при стирании о дорожное покрытие. А при элементарном сжигании этих изделий вреда еще больше. Однако даже в «спокойном» состоянии покрышка может выделять свыше сотни химических веществ. Наиболее опасные из них – бензапирен (вещество первого класса опасности), нитрозамины (канцерогены, мутагены), фенолы (токсичные вещества). Но нельзя сказать определённо, сколько таких веществ выделяет за год одна покрышка или несколько десятков, да еще покрытых краской, а также оценить степень вреда, который они оказывают на людей. Почему нельзя? Да потому, что подобных исследований ещё никто толком не проводил. Так что думайте сами, решайте сами… И всё же власти некоторых городов России не рекомендуют использовать старые покрышки на клумбах и детских площадках или прямо это запрещают. Но борьба ведётся с переменным успехом. А в большинстве субъектов РФ об этом даже и не задумывались.

Но действительно ли шины так опасны? Справедливости ради приведём и мнение одного из представителей природоохранной прокуратуры.
– Под отходами мы понимаем остатки сырья, материалов или иных изделий, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Но если в автомобильные покрышки вдохнули, как говорится вторую жизнь, их уже нельзя считать отходами, – объяснил помощник природоохранного прокурора Ярославской области А. Лебедев. – В данном случае применение покрышек и их использование для других целей никакого вреда окружающей среде не наносят. Утверждать, опираясь на домыслы или догадки, что шины вредны, нельзя. Нужны специальные исследования…
Но, как мне стало известно, в Костроме старым покрышкам объявили настоящую войну. Местные депутаты требуют не только срочным порядком демонтировать все изделия из покрышек, но и штрафовать тех, кто не сделает этого.

Как сообщили в прокуратуре Хакасии, в Саяногорске провели проверки и установили, что в одиннадцати детских садах города при оборудовании игровых элементов, клумб и ограждений использовано 1958 отработанных автопокрышек, считающихся теперь «опасными отходами» в соответствии с новым федеральным законодательством, а потому в связи с «вредным воздействием на здоровье детей» нахождение использованных автопокрышек на территории садиков больше не допустимо. Внесено представление и в отдел образования, и в адрес руководителя регионального управления Роспотребнадзора: прокуратура считает, что санитарные инспекторы не выполняют в полном объеме возложенные на них контрольно-надзорные функции при проведении плановых проверок детских садов, поскольку не требовали истребить все покрышки на территории садиков. Но далеко не во всех – даже прокурорских – структурах слышали о начавшихся гонениях на старые автопокрышки. Однако нет дыма без огня. А чтобы дыма не было, надо потушить огонь, то есть разобраться в проблеме самым высоким ведомствам. А пока они молчат или сомневаются, журналисты бьют в набат. К примеру, на страницах специализированного журнала «Автомир» рассказывается об исследовании «начинки» старых шин. Оказывается, воздух, который выходит из шин, «обогащен» более чем 120 вреднейшими химическими веществами. С онкологической точки зрения, самые опасные среди них – N-нитрозамины. Они выделяются тем интенсивнее, чем горячее шина. К тому же этот газ тяжелее воздуха, он не улетает в «высокие» слои атмосферы, а скапливается у поверхности земли – на уровне верхних дыхательных путей. Летом, когда шины нагреваются от жаркого солнца, происходит то же самое: краска лопается, канцерогены испаряются, а дети дышат этой ядовитой гадостью… Согласно санитарным правилам, все оборудование в детских дошкольных учреждениях должно быть сертифицировано. По логике, у старой покрышки тоже должен быть свой сертификат. Только вот на шины, бывшие в употреблении, их не выдают. Получается, использование отработанных шин взамен игрового оборудования недопустимо, но его используют.
Также, по требованиям к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций, прописанных в СанПиНах, игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Вряд ли отмотавшая свой километраж шина отвечает этим нормам.

Сложилось мнение, что «автопокрышечная» проблема волнует только журналистов, а заставить активно действовать контролирующие органы можно только с помощью официальных бумаг и газетных публикаций.

В ситуации разбирался
обозреватель «Твоего Шанса»
Трофим ПУЗЫРЁВ

Зачем перерабатывают шины. Во что они потом превращаются?

А ты утилизируешь старую резину?

Сезон «переобувки» машин официально открыт. В ближайшие пару недель будьте аккуратнее на скользких дорогах, многие катаются на летней.

Но сейчас не об этом. Рано или поздно шины на колесах лысеют, повреждаются, теряют износостойкость и в конце концов приходят в негодность. Что делать дальше?

Стандартная ситуация

Обычно все идет по такому сценарию: протектор стирается, автолюбители покупают новые, «переобувают» свои машины.

Отработанные покрышки выкидывают на свалки, на обочины, оставляют рядом с мусоркой во дворе или местным шиномонтажом. Бывает, некоторые отвозят их на дачу к бабушкам, чтобы те сделали цветочные клумбы.

Реальная угроза

Мало кто знает, но выбрасывать старые шины запрещено на государственном уровне. Они представляют собой 4-й уровень опасности.

Если покрышки отправить на свалку или «случайно» забыть на обочине дороги, то они останутся там гнить целую вечность. При этом воздух будет отравляться массой выделяющихся химических веществ. Плюс шины огнеопасны. Сжигая их, мы загрязняем атмосферу сильнейшими канцерогенами: бензапиреном, дифенилом и пиреном. Огромный удар по экологии.

Решение есть

Когда приходит время менять резину, автомобилисты обращают внимание на цены и качество услуг в шиномонтажках, но совершенно безразличны к вопросу возможной утилизации шин в таких местах. Я уверена, что многие даже не знают, что покрышки перерабатывают.

Чаще всего это не бесплатно. За скат придется заплатить транспортные расходы в размере 50-100 рублей. Однако я нашла компанию, которая занимается этим бесплатно.

Читайте также  Как проверить штрафы в гибдд по фамилии?

Да даже если и платно. Я считаю, это очень низкая цена за заботу об окружающей среде.

Что происходит дальше

Из автомастерских шины попадают на завод по переработке покрышек.

Сначала в дело идет супер чоппер. Он отвечает за предварительное измельчение на куски до 50 см. Затем части шин переходят ко второй машине, которая кромсает их до размера в 2 см.

На ней же отделяется укрепляющий конструкцию металлический корд. В процентном соотношении шина представляет из себя 70% резины, 20% металла и чуточку текстиля. Процесс отделения довольно простой: над специальным вибростолом подвешивают мощный магнит, притягивающий металлический мусор. Измельченная проволока сдается другим перерабатывающим предприятиям.

Но вернемся к перемолотой резине. Далее она перетирается в пыль на специальных вальцах. На выходе получают два вида резиновой крошки: 1-3 мм и менее 0,63 мм.

Где используется

Переработанная резиновая крошка – отличный строительный материал. Ее применяют для производства асфальта, детских площадок, стадионов, вертолетных площадок и парковок.

Если во дворе делают прорезиненное покрытие, то в него входят следующие составляющие: 10 кг крошки, 10 кг клея и 1 кг красителя. Эта смесь становится основанием детских площадок. Оно стойкое к перепаду температур, долговечное и безопасное. Родители могут не переживать: дети не ранятся, не царапаются, даже если упадут.

Совсем мелкую крошку используют для набивания боксерских мешков. Только вот оборудование это рекомендуется для опытных спортсменов с поставленной техникой удара, новички рискуют получить травму, занимаясь с таким мешком.

Резиновая крошка – вещь полезная. К сожалению, в России перерабатывается только 10% ненужных покрышек. Подумайте об экологии – сдайте старые шины на утилизацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: