Сколько цилиндров у трактора Т 16?

Трактор Т 16 “Шассик” технические характеристики

Т 16 – советский трактор по прозвищу «Шассик», разработанной в Украинской СССР. Машина представляет собой грузовой колесной аппарат, созданный инженерами Харьковского тракторного завода. Машина создана на базе шасси ДСШ-14, проверенного временем. Данная модель задумывалась как самоходный трактор с универсальной платформой, предназначенный для сельскохозяйственных и промышленных операций. В этой модели учтены все нормы и стандарты того времени. На шасси данного трактора можно было установить любое навесное оборудования для междурядной обработки. Помимо сельского и транспортного хозяйства, Т16 был востребован в погрузочно-разгрузочных работах, монтажно-строительном деле, и хорошо себя зарекомендовал в коммунальном хозяйстве. Рассмотрим подробно возможности трактора Т16, его характеристики и достоинства.

Навигация по статье

Описание и назначение легендарного трактора

Все началось с выпуска шасси ДСШ-14, производство которого началось в 1950-ых годах. Затем на базе трактора Т-14 стали выпускать целую гамму модификацию самоходных шасси, которые быстро стали востребованными во всем Советском Союзе. Шасси ДСШ-14 по тем меркам имело оригинальные конструктивные элементы: так. силовую установку перенесли назад, а в передней части трактора устанавливалось навесное оборудования. Первые экземпляры Т-16 сошли с конвейера в 1956 году. Не смотря на простую конструкцию и маломощный мотор, машина была рассчитана на большой спектр сельскохозяйственных и коммунальных задач. К примеру, трактор был предназначен для таких операций, как окучивание, культивация, вспахивание, боронование, рыхление и другие задачи. К тому уже, машина способна обрабатывать твердую целинную почву, а также поднимать и перевозить грузы массой до 750 кг. Оригинальная модификация Т-16 выпускалась в течение шести лет, а последующие версии сходили с конвейера Харьковского завода и в 1990-ых годах.

Быстрые вопросы

Сколько весит трактор Т-16?

Эксплуатационная масса составляет 1685 кг (собственный вес)

Размеры трактора Т-16?

В миллиметрах: Длина – 3280, Ширина – 2500, Высота – 2600

Сколько лошадиных сил в Т-16?

Все просто — мощность двигателя 16 л.с. в соответствии с названием модели, у Т-16М – 25 л.с.

Сколько стоит трактор Т-16?

Средняя стоимость “живого” экземпляра 50 – 100 тысяч российских рублей

Расход топлива трактора Т-16

Нормативный расход 253 г/кВт*ч

Размеры колес (шин) Т-16

Размер шин колес, дюймы передних 6.00-16 6.00-16 6.50-16
задних 8.00-32 9.50-32 9.50-32

Характеристики

  • Разработчик – Харьковский тракторный завод
  • Мощность двигателя – 16 лошадиных сил
  • Транспортная скорость – 20 км/час
  • Размеры трактора, мм: Длина – 3280, Ширина – 2500, Высота – 2600
  • Размеры колеи – 1550-2000 мм
  • Масса – 1685 кг
  • Грузоподъемность – 750 кг
  • Дорожный просвет – 560 мм
  • Коробка отбора мощности – независимая, на 533 об/мин.

Особенности устройства и эксплуатации

  1. Трактор Т16 получил двухцилиндровый дизельный мотор с четырехтактной компоновкой. Одна из ключевых особенностей этой силовой установки – предкамерная технология смесеобразования. Двигатель выдает 16 лошадиных сил, которые доступны при 1750 об/мин. Силовая установка потребляет в среднем 272 г/КВт в час топлива. Для охлаждения мотора использовался встроенный вентилятор. Воздушная система охлаждения отличалась своей простотой и примитивностью. По своим тяговым возможностям трактор Т-16 относился к тяговому классу 0,6 т. Все компоненты двигателя изготовлены из прочных материалов. Например, цилиндры сделаны из чугуна. На картере есть центровочный пояс, необходимый для точного расположения цилиндров. Головка цилиндра, в свою очередь, изготовлена из так называемого серого чугуна. Она закреплена к цилиндру на четырех шпильках. Между цилиндром и его головкой расположено медное кольцо, выполняющее роль прокладки. Для изготовления поршней использовался высококачественный алюминиевый сплав. Чтобы увеличить объем камеры сгорания и улучшить смесеобразование, в днище поршня сделано небольшое углубление. Кроме того, отметим комбинированную систему смазки, принцип действия которой достаточно прост и надежен: все детали смазываются путем разбрызгивания масла, которое под давлением выходит из масляных каналов.
  2. Трактор Т-16 оснащен примитивной механической трансмиссией с 7 передними и 1 задней передачей. Трансмиссия имеет поперечное расположение валов относительно продольной оси. Благодаря такой конструкции коробка получилась компактной, что позволило уменьшить габариты трактора. Для передачи крутящего момента в КПП предусмотрена коническая шестерня главного вала сцепления, которая передает тягу от двигателя в КПП, а затем на колеса. Кроме того, коробка передач усилена с помощью вала отбора мощности, способного работать в одном скоростном режиме – 533 об/мин. ВОМ приводится в движение посредством вала, отвечающего за работу муфты сцепления.
  3. Ходовая часть трактора Т-16 представлена в виде классической рамной конструкции с передним и задним мостом. Рама представляет собой жесткую сварную компоновку из двух продольных труб, расположенных с левой и правой сторон. Также рама усилена с помощью переднего и заднего брусьев, которые соединяют две трубы. Ведущий задний мост имеет колеса с профилированным ободом, диском и шиной низкого давления. Сам диск крепится к стойкам за счет шести винтовых соединений. Колесо жестко закреплено к ступице посредством специальных болтов, которые унифицированы как с передними, так и задними колесами.
  4. Рулевой механизм трактора Т-16 – классический, с гидроусилителем. Рулевая колонка зафиксирована на раме с помощью фланца. Усилие на рулевом колесе передается на передние колеса при помощи следующих механизмов: карданных валов, секторов и шестерен.
  5. Первые модификации Т-16 выпускали без кабины, а через некоторое время «Шассик» получил прочный трубчатый каркас для защиты водителя в случае опрокидывания. Прошло еще немного времени, и машина получила первые элементы кабины, которые были съемными – это крыша, панели со стеклами, двери и т. д. По сути, это уже можно было считать кабиной, которая изолировала и защищала оператора от различных внешних воздействий, в том числе разлетающихся камней и грунта, а также осадков и выхлопных газов. В летнее время года элементы кабины можно было легко снять, а жесткий каркас оставался нетронутым. Что касается рабочего места водителя, оно представляло собой одноместное подрессоренное сиденье с возможностью регулировки по массе, росту и телосложению тракториста.
  6. Для управления и контроля за навесным оборудованием трактор Т-16 получил раздельно-агрегатную гидравлическую систему. Главными элементами конструкции этой системы являются гидрораспределитель, гидравлический насос, расширительный масляный бачок, гидроцилиндры и маслопроводы. Все навесное оборудование, которое приводилось в движение с помощью гидравлики, расположено на раме в передней части кабины. В числе самых распространенных навесок можно выделить опрыскиватели, оборудование для подкормки, для внесения удобрений, косилки, стогометы, бороны и катки, а также различное коммунальное оборудование, погрузчики, помпы, пилорамы и т. д.
  7. Модификации трактора Т-16:
  • Т-16М – улучшенный трактор с более мощным 25-сильным мотором и максимальной скоростью 23 км/час. Машина получила каркасную кабину с тентом и дверьми
  • Т-16МГ – серийная версия 1986 года, с доработанным 25-сильным мотором и максимальной скоростью 40 км/час. Это первая модификация Т-16 с полноценной цельнометаллической кабиной.

Проверенная временем конструкция, простота обслуживания и дешевизна запчастей сделали трактор очень популярным в малообеспеченных фермерских хозяйствах. Обслуживание трактора Т-16 не требовало много времени. Более того, многие ремонтные работы можно было проводить в гаражных и полевых условиях.

Фото трактора Т 16

Видео

Цена трактора Т-16

Средняя стоимость трактора Т-16 на российском рынке составляет 65 тысяч рублей. Цена указана за экземпляр 1990-1991 года выпуска.

Функциональный, надежный и недорогой колесный трактор Т-16

Трактора марки Т-16 являются тракторными шасси с задним расположением двигателя и открытыми возможностями для использования практически любой передней навески – начиная с всевозможных разновидностей погрузочного оборудования и грузовой платформы и заканчивая дорожными щетками и даже мотопилой.

Трактор Т-16

Т-16 как базовый начал выпускаться Харьковским заводом самоходных тракторных конструкций еще с 1961-го по 1967-й годы, а затем обрел новую жизнь с вводом небольших усовершенствований и продолжил выпуск до 1996-го года. Изначально он стал глубокой модернизацией устаревшего одноцилиндрового харьковца ДСШ-14, получив более мощный двухцилиндровый силовой агрегат, действующую от гидросистемы навеску и шины низкого давления.

Назначение

Самоходное шасси на колесном ходу Т-16 создавалось для сельскохозяйственных работ, требующих не высокой силы, а большой аккуратности и маневренности – в огородах, небольших полевых угодьях, на фермах. Но сразу же после ввода его в действие на работе реальных хозяйств область его применения сразу же расширилась до универсальности. Т-16 стал применяться как маленький легкий вездеход, обладающий высокой мощностью, в следующих работах:

  • Разноплановой обработке почв – пахоте, бороновании, культивации и т.п.
  • Транспортировке грузов как в стационарной передней платформе, так и в прицепе.
  • Для выполнения специализированных работ – экскаваторных, погрузочных, сенокоса, стогометателя и других, возможных при установке соответствующего оборудования.
  • В качестве мобильного привода для различного оборудования, требующего наличия источника энергии – сварочного аппарата, лебедок, пилы и т.п.
Читайте также  Как поменять лампочку на фольксваген поло седан?

Преимущества и недостатки

Главными преимуществами тракторного шасси типа Т-16, благодаря которым его популярность не снижается до сих пор, являются его низкая стоимость в сочетании с очень длительным сроком службы – трактора выпуска 60-х – 80-х и сейчас успешно обрабатывают поля и бегают по дорогам с перевозками различных грузов.

Фото трактора Т-16

Трактор и его модификации ценятся за следующие возможности:

  • Очень простое устройство, позволяющее работать на них без длительной подготовки, а также легко осуществлять текущее обслуживание и ремонт силами самого оператора.
  • Высокая маневренность – за счет компактных размеров и отличного обзора расположенного впереди трактора оборудования он способен разворачиваться на минимальной площадке.
  • Повышенная проходимость позволяет работать вне зависимости от качества дорог и погодных условий.
  • Бережная обработка почвы легковесным колесником, не утаптывающим верхних слоев грунта до непригодности.
  • Свободная работа в зимний период за счет воздушноохлаждаемого двигателя, не требующего применения замерзающих жидкостей.
  • Универсальность использования в любых видах работ, достигаемая благодаря широкому ассортименту навесного оборудования для техники такого типа.

Однако в использовании трактора по назначению – для нужд малых хозяйств – он дает отличные результаты при малой себестоимости их выполнения.

Устройство

Главная особенность конструкции шасси Т-16 – расположение двигателя позади кабины, а в передней части рамы – креплений для навешивания рабочего оборудования, которым в стандартной комплектации является транспортная платформа самосвального типа.

Двигатель

Трактор оснащен 16-сильным двигателем марки Д-16 – дизельным, двухцилиндровым, четырехтактным, воздушного охлаждения со следующими техническими особенностями:

  1. Наличием в головке цилиндров предкамеры для смесеобразования, объем которой составляет от общей камеры сгорания около 35 %.
  2. Полным набором необходимых для повышенной эффективности работы составляющих:
    • кривошипно-шатунным механизмом;
    • устройством газораспределения;
    • системами смазки и питания.
  3. Использованием в качестве остова картера с креплением к нему алюминиевой крышки распределительных шестерен с сапуном и маслозаливной горловиной.
  4. Несколькими валами для отбора мощностей, стандартно основным и синхронным.

Пуск двигателя осуществляется с помощью действия стартерной пусковой системы либо посредством буксировки – так называемого «пускача» у этой модели нет.

Схема топливного насоса трактора Т-16

Трансмиссия

Т-16 имеет две пары разновеликих колес – маленькие передние и большого размера задние, устройство крепления которых позволяет изменять для обеих пар ширину колеи с функцией смещения центра тяжести на задней оси.

Силовая передача к ходовым деталям осуществляется механической трансмиссионной системой, расположенной аналогично двигателю сзади и включающей следующие элементы:

  • Постоянно замкнутое сцепление, однодисковое фрикционного типа.
  • 7-ступенчатую механическую коробку передач, состоящую из прямозубых шестерен.
  • Ленточные сухие тормоза, приводимые в действие механическим приводом.

Гидравлика

Гидравлическая система тракторного шасси оборудована двумя силовыми цилиндрами выносного типа. Они управляются специальным гидрораспределителем, позволяющим:

  • Эффективно переключать потоки рабочей жидкости.
  • Предохранять всю систему от возможных перегрузок.

Для него характерны 4 положения составляющих золотников – «нейтральное», «плавающее», «опуск» и «подъем», отличающиеся положением поршня и способом поступления в гидравлику масла.

Электрооборудование

Стандартный набор электрооборудования включает устройства, работающие под напряжением 12 В:

  • Пусковой стартер;
  • Временное реле;
  • Аккумуляторный блок;
  • Собственный генератор.

Именно благодаря наличию собственного генератора тока для этой модели трактора возможно подключение таких отдельных агрегатов, как циркулярные пилы, сварочные аппараты и т.п.

Рулевое управление

Удобство действия рулевой заключается в управлении посредством гидравлики, что значительно облегчает работу оператора, не требуя больших усилий для поворота руля.

Рулевая колонка Т-16 составлена из следующих элементов:

  • Карданного вала, опирающегося на радиальный подшипник.
  • Стопорного кольца.
  • Шарнирного соединения с рулевым колесом.

Гидрообъемное управление рулем не предполагает наличия механической связи между управляемыми колесами и рулевым колесом, включая шестеренный насос, насос-дозатор и гидроцилиндр, имеющий двустороннее действие.

Схема КПП трактора Т-16

124 — гайка; 125 — стопорная шайба; 126 — упорная шайба; 191 — шестерня коническая; 192 — шарикоподшипник; 193 — ведущая шестерня пятой и шестой передач; 194 — шестерня второй и третьей передач; 195 — первичный вал; 196 — ведущая шестерня четвертой передачи; 197 — ведущая шестерня первой передачи; 198 — шпонка призматическая; 199 и 200 — регулировочная прокладка; 201 — уплотнительное кольцо; 202 — гнездо подшипника первичного вала; 204 — прокладка крышки; 205 крышка подшипника первичного вала; 206 — пружинная шайба; 207 — болт; 208 — втулка.

Кабина

Самые первые модели типа Т-16 выпускались без кабины, имея только открытое кресло оператора. Более современные модификации оборудованы комфортабельными кабинами, которые не только увеличивают удобство работы в различную погоду, но также делают ее намного более безопасной.

Для нее характерны отличный обзор и удобное размещение всех управляющих приборов и систем.

Навесное оборудование

Навесное оборудование является незаменимой составляющей производственных процессов и специализации тракторного шасси. Для его установки на трубчатой раме Т-16 предусмотрены специальные отверстия и платформы. Благодаря возможности использования практически всех существующих видов навески позволяет расширить функционал машины до максимума.

На трактор Т-16 устанавливаются следующие виды навесного оборудования:

  • Различные виды плугов, сеялок и культиваторов.
  • Картофелеобработчики – сажалки и копалки.
  • Оборудование экскаваторного назначения.
  • Механизмы, используемые для заготовки кормов (сенокосилки и др.).
  • Транспортные прицепы и платформы.

Технические характеристики


Технические характеристики трактора Т-16 в таблице:

Характеристики Ед. измерения Показатели
Общий вес кг 1685
Габаритные показатели:
— ширина по колее мм 1550-2000
— длина мм 3820
— высота мм 2600
Тяговой класс 0,6
Двигатель, номинальная мощность л.с. 16
Вращение коленвала об/мин 1750
Ход поршня мм 120
Расход топлива г/кВт*ч 272
Скорость транспортировочная, макс./мин. км/час 17,6/1,5

Видео обзор трактора Т-16:

Модификации

Чисто базовая модель Т-16 выпускалась лишь до 1967-го года, последующие трактора уже являлись его модификациями, получившими некоторые изменения устройства и внешней конструкции.

Наиболее популярными моделями среди них являются:

  • Т-16М – это более ранняя модель на базе Т-16. Она получила значительно более мощный двигатель силой 25 «лошадей», который позволил развивать транспортную скорость до 23,2 км/ч, а также ходоуменьшитель и каркасную кабину с тентом и дверью.
  • Т-16МГ начал выпуск с 1986-го года. Он также имел мощностные возможности в 25 л.с., передвигался со скоростью 40,17 км/ч, имел полностью закрытую металлическую кабину и получил самосвальную систему для грузовой платформы (базовая модель имела стационарную платформу).

Технические характеристики модификаций:

Модель Т-16М Т-16МГ
Общий вес, кг 1810 1730
Габаритные показатели, мм:
— ширина по колее 1550 1550
— длина 1800 3700
— высота 2600 2500
Тяговой класс 0,6 0,6
Двигатель, номинальная мощность, л.с. 25 25
Число передач коробки передач (КПП) 7/1 7/1
Скорость транспортировочная, макс./мин., км/час 1,6/23,2 1,55/40,17

На видео трактора Т-16МГ:

Трактор Т-16

Трактор Т-16 (тракторное самоходное шасси или «шассик») является детищем Харьковского тракторного завода. Выпуск модели начался в 1961-ом году и продолжался 6 лет. Т-16 является глубокой модернизацией самоходного шасси ДСШ-14. От предшественника модель отличается новым типом двигателя, шинами низкого давления, выносными цилиндрами и навесной гидросистемой. Создателями «шассика» выступили сотрудники харьковского СКБ.

За период производства завод изготовил около 600000 экземпляров «Т-16». Трактор и сейчас пользуется спросом в сельской местности, где его применяют как многофункциональную машину для заготовительных и приусадебных работ. Главным достоинством техники является отличная проходимость, что очень важно при проведении рабочих операций на почвах повышенной влажности.

Изначально Т-16 предназначался для работы с пропашными культиваторами, уборочными машинами и опрыскивателями в сфере овощеводства. Однако впоследствии трактор куда большее распространение получил в качестве развозного грузовика, обладающего повышенной проходимостью. Удобен «шассик» был для сельских бригад малого состава. Здесь его использовали для привода механизмов строительства (циркулярных пил, генераторов, лебедок) и транспортировки стройматериалов.

Видео

Для трактора выпускалось огромное количество сменного оснащения: малогабаритный погрузчик, сенокосилка, компрессорная станция, опрыскиватель, стогомёт и другие.

В 1967-ом году был освоен выпуск модели Т-16М, получившей 25-сильный двигатель, новое обозначение и улучшенную коробку передач. На трактор стали устанавливать каркасную кабину оператора с дверьми и тентом. Производство Т-16М продолжалось до 1995-го года. Минимальная скорость модификации была понижена до 1,6 км/час благодаря установленному ходоуменьшителю. В дорожно-строительных, коммунальных работах и сельском хозяйстве «шассик» в итоге стал почти незаменимым.

Читайте также  Что будет если большой зазор на свечах?

Технические характеристики

  • Т-16 оснащался 16-сильным двигателем и разгонялся до 17,5 км/час.
  • Модель обладала сравнительно некрупными габаритами: длиной – 3820 мм, высотой – 2600 мм, шириной – 2000 мм.
  • Дорожный просвет у Т-16 равнялся 560 мм, масса – 1685 кг.

Двигатель трактора Т-16

«Шассик» получил дизельный двухцилиндровый мотор марки Д-16 (16 «лошадей») с воздушным охлаждением. Расположение двигателя у Т-16 было необычным – он находился сзади.

Норма расхода топлива для трактора Т-16

Удельный расход топлива у «шассика» составлял 272 г/кВт в час.

На агрегате «шассика» использовался предкамерный метод смесеобразования. При этом предкамера формировалась специализированной вставкой, впрессованной в головку цилиндров, и полостью, расположенной в головке. Предкамера занимала до 35% объема камеры сгорания.

Сам мотор состоял из систем питания, пуска, охлаждения и смазки, кривошипно-шатунного механизма, а опять же механизма газораспределения.

Картер выступал в роли остова двигателя. К его передней части крепилась алюминиевая крышка шестерен, люк которых закрывала крышка с сапуном и горловиной. Сзади к картеру присоединялся кожух маховика со стартером, в нижней части располагались масляные фильтры. В картере опять же находился распределительный вал. В нижней части опоры коленчатого вала устанавливался масляный насос.

Мотор Т-16 имел топливный фильтр, пластинчато-щелевой фильтр и фильтр тонкой очистки.

Устройство

На «шассик» устанавливали жесткий каркас, облицованный многообразными элементами. В более поздних версиях он получил крышу, двери и панели со стеклами. Каркас защищал водителя от травм в случае опрокидывания шасси, укрывал от плохой погоды и выхлопных газов. Летом быстросъемные элементы с него можно было демонтировать. Сам он крепился на шасси в 6 местах посредством резиновых амортизаторов.

Каркас был сварен из прямоугольных труб, соединенных болтами. Крыша каркаса для вентиляции могла фиксироваться в приподнятом положении. Внутри него опять же были установлены стеклоочистители, солнцезащитный щиток, зеркала и крючок для одежды.

Т-16 получил подрессоренное одноместное сиденье с регулировкой по росту и весу водителя. Настройка осуществлялась перестановкой чаши. Сиденья были дополнены подлокотниками и твердой спинкой. На левом крыле каркаса находился инструментальный ящик. Его техническое обслуживание особой трудности не представляло. Необходимо было регулярно очищать сиденья, иногда подкрашивать проблемные места и подтягивать болтовые соединения.

Навесное оснащение для Т-16 заслуживает дополнительного внимания. Благодаря нему трактор оказался настоящим многофункционалом, готовым к выполнению множества работ. Специализированная машина представляла собой лишь малофункциональный транспорт, но агрегирование с дополнительным оснащением делало из нее эффективную технику.
Спереди «шассика» на раме находились места креплений, позволяющие устанавливать особые устройства, мотопилы, дорожные щетки, сенокосилки, погрузчики многообразных вариаций грузовую платформу и дополнительные агрегаты.
Управление Т-16 осуществлялось посредством педалей, соединенных через наконечники, пальцы и тяги с рычагами управления. У модели была механическая ступенчатая трансмиссия.

Главным отличием «шассика» от классических тракторов было заднее расположение трансмиссии и мотора и переднее расположение навесных орудий. Подобная конструкция обеспечивала отличный обзор междурядий и органов орудий с места водителя. Надежное покрытие с грунтом в Т-16 поддерживалось благодаря смещенному к задним колесам центру тяжести.

Трактор ХТЗ Т-16 — универсал с нестандартной компоновкой

Самоходное тракторное шасси марки Т-16 в обиходе больше известное под названием «шассик» — удачное во всех отношениях следствие глубокой модернизации базового трактора ДСШ-16. Главные отличия самоходного шасси от классической тракторной концепции — оригинальная конструкция.

  • Заднее размещение силового агрегата и трансмиссии увеличивает сцепление ведущих колес с грунтом. Установка навесного оборудования в передней части трактора упрощает визуальный контроль качества обработки междурядий и работы других навесных устройств.
  • Трактор, поставленный на поточное производство в 1961 году, отличается от базовой модели Т-14 более совершенным силовым агрегатом, применением широкопрофильных шин низкого давления и наличием универсальной бортовой гидросистемы.
  • При наличии должного ассортимента навесного оборудования Т-16 с одинаковым успехом может использоваться в технологиях междурядного выращивания высокорослых овощных культур в животноводстве и других отраслях сельского хозяйства.

Легкая и маневренная машина повышенной проходимости с лучшей стороны зарекомендовала себя в качестве малогабаритного транспортного средства. А также для приведения в действие наземных агрегатов с механическим приводом, типа измельчителей грубых кормов, электрогенераторов и циркульных пил.


Фото: трактор Т-16

За 6 лет с конвейера сошло более 600 тысяч несложных в обслуживании и экономичных в эксплуатации машин, пользующихся высоким спросом в сельскохозяйственной и промышленной сфере. Тракторы Т-16 до настоящего времени успешно трудятся в частных и фермерских хозяйствах.

Этому способствует широкий ассортимент фирменного навесного оборудования, ремонтопригодность всех систем, унификация запасных частей, доступность самостоятельного ремонта разных уровней сложности.

Из всего перечня навесок наибольший спрос на оборудование для обработки грунта, сенокосилки, погрузчики, опрыскиватели и фирменные кузова с гидравлической фронтальной или боковой разгрузкой.

Модификации Т-16

С 1967 года начато производство более современной машины, получившей известность под маркой Т-16М. Возможности этой версии расширены за счет более мощного двигателя и улучшенной коробки передач с демультипликатором-замедлителем.

Т-16М получил легкую съемную одноместную кабину с усиленным каркасом, более удобную рулевую колонку и доработанный плунжерный переключатель бортовой гидравлики. Доработка двигателя трактора модели Т-16 МГ позволила увеличить транспортную скорость машины до 40 км/ч, подключить к трансмиссии два независимых ВОМ и один синхронный.

В комплект бортовой раздельно-агрегатной гидравлики трактора входит производительный шестеренчатый насос, распределитель плунжерного типа, маслобак, два исполнительных гидроцилиндра и маслопроводы.


Фото: кабина ХТЗ-16

Технические характеристики

Большим преимуществом самоходных шасси всех версий являются их габариты.

  • Базовый трактор Т-16 имеет размеры 3,82 х 2 х 2,6 метра. Машина, вес которой 1,69 тонны, имеет высокий агротехнический просвет в 0,56 метра. Маневренность трактора в закрытых помещениях и небольших площадках обеспечивается небольшим радиусом разворота.
  • Дизельный двигатель машины двухцилиндровый марки Д-16. При мощности в 16 л.с, средний расход дизельного топлива 274 г/кВт в час считается достаточно экономичным. Этот параметр силового агрегата получен за счет предкамерного смесеобразования.

Особенность конструкции двигателя Д-16 — использование корпуса картера в качестве остова. Доступ к шестерням приводов обеспечивается через переднюю крышку с сапуном и заправочной горловиной.

Кожух маховика, электростартер, масляные фильтры расположены с противоположной стороны. В картере двигателя нашлось место для кулачкового распределительного вала и шестеренчатого насоса системы смазки.

Трансмиссия трактора — механическая. Крутящий момент передается на реверсированную четырехступенчатую коробку передач через сцепление постоянно-замкнутого типа, диапазон рабочих и транспортных скоростей варьируется от 3,74 до 16 км/ч. Для версии Т-16 М с ходоуменьшителем эти показатели составляют 1,6-23,3 км/ч.

Модель Т-16 Т-16М Т-16МГ
Двигатель Д-16 Д-21А1 Д-21А1
Мощность, кВт (л.с.) 13,4 (16) 18,4 (22) 18,4 (22)
Номинальная частота вращения коленчатого вала, кВт 1750 1800 1800
Расход топлива, г/кВт*ч 274 253 253
Габариты, мм
(длина х ширина х высота)
3820 х 2000 х 2600 3700 х 2000 х 2500 3700 х 2035 х 2500
База, мм 2500 2500 2500
Дорожный просвет, мм 560 560 560
Размер шин колес, дюймы
(передних, задних)
6.00-16 (8.00-32) 6.00-16 (9.50-32) 6.50-16 (9.50-32)
Масса, кг 1685 1810 1795

Преимущества и недостатки

Т-16 до настоящего времени пользуется высоким спросом в частных и фермерских хозяйствах. Его популярность определяется:

  • доступной стоимостью;
  • экономичной эксплуатацией;
  • универсальностью;
  • отличной ремонтопригодностью;
  • продолжительным ресурсом рабочих узлов и всей конструкции машины в целом.

Владельцы положительно оценивают возможность самостоятельного обслуживания и ремонта, взаимозаменяемость запасных частей с предыдущими моделями, достаточный выбор навесных и прицепных агрегатов самого разного назначения с механическим и гидравлическим управлением.

Основной недостаток — проблема запуска силового агрегата при температуре ниже -10°С, поскольку конструкция двигателя не предусматривает установки предпускового подогревателя. Запчасти и расходные материалы производятся с каждым годом в меньшем количестве, что неизбежно приводит к ограничению действующего ассортимента.


Фото: Т-16М на европейской выставке

Цена Т-16 нового и б/у

Последняя версия самоходного шасси Т-16 МГ сошла с конвейера в 1995 году. Купить эту модель с нулевой наработкой практически невозможно. Более реальный вариант — покупка подержанной технически исправной машины с достаточным запасом двигательного и тракторного ресурса.

С учетом общего состояния и комплектности всех узлов и агрегатов ценовой диапазон варьируется в пределах от 40 до 70 тысяч гривен (1500 – 2500$). Машина после капитального ремонта стоит дороже, но от покупки трактора собранного из подручных материалов лучше отказаться сразу.

Посторонние шумы в двигателе и трансмиссии, изношенная резина, следы сварочных работ и небрежного ремонта являются полноценным основанием для получения существенной скидки до 25-30% включительно.

Видео: обзор возможностей Т-16

Аналоги

Стабильно высокий спрос на самоходные шасси инициировал разработку идентичных машин на ХТЗ и Владимирском тракторном заводе. В первом случае это модель СШ-2540, имеющая небольшие конструкционные и эксплуатационные отличия, во втором – универсальное шасси ВТЗ-30СШ, также известное на тракторном рынке под маркой Агромаш-30СШ.

Не преуменьшая достоинств этих машин, следует отметить, что их ценовой диапазон по отношению к стоимости тракторов Т-16 существенно выше.

Отзывы владельцев

Качество Т-16 в полной мере соответствует ее стоимости, требовать особых характеристик за небольшие деньги не приходится. Машина сыровата, но большая часть конструкционно-производственных недоработок устраняется своими силами. В частности, разборную конструкцию кабины несложно сделать более герметичной. Т-16 отлично агрегатируется с косилкой, имеет место превосходный обзор при обработке междурядий.
Аркадий Петрович

Живу в деревне. Грунты у нас тяжелые, поэтому приспособить Т-16 для вспашки не получилось. Эксплуатирую машину в транспортном варианте уже четвертый год. Серьезных поломок за это время не было, но из-за проблемных дорог ходовая часть требует постоянного контроля.
Сергей

Продал старый Т-40 и купил капитально отремонтированный Т-16, о чем пожалел уже с первых недель эксплуатации. Доступная стоимость не компенсирует отсутствия кабины и дискомфортной вибрации. При транспортировке объемных грузов напрягает плохой обзор достаточно большого участка дорожного полотна.
Василий Васильевич

Сколько цилиндров у трактора Т 16?

Трактор Т-16 является машиной выпускаемой Харьковским тракторным заводом. Данная модель часто называется тракторным самоходным шасси или же просто шасси. Выпускался трактор в период с 1961 года по 1967 год и изначально разрабатывался для выполнения работ в сельском хозяйстве, а именно вспашка поля, культивирование, подготовка почвы к посеву, сам посев и сбор урожая. Но позже он обрел популярность лишь из-за возможности транспортировки грузов и выполнял в дальнейшем роль грузовика на тракторной основе. В какой-то степени данный трактор лучше, чем обычный грузовик, так как обладает большей проходимостью, что позволяет доставить необходимый груз в труднодоступные места. За все время производства, Харьковским тракторным заводом было выпущено около 63 тысяч машин базовой модели и по 420 тысяч на каждую модификацию.

Навигация по статье

Назначение

Трактор Т-16 или же тракторное самоходное шасси предназначено в основном для транспортировки различных грузов в труднодоступные и не только места. Пользовалась данная машина особой популярностью в строительных видах работ, в которых требуется перевозка или же применение с некоторым строительным оборудованием. Через какое-то время, Харьковский тракторный завод начал производить дополнительное навесное оборудование, которое значительно расширило список работ, выполняемых данным трактором.

Навесное оборудование

Трактор Т-16 приобрел особое востребование не только из-за высокой проходимости, но и за счет больших возможностей, которые были получены благодаря довольно большому набору узлов дополнительного навесного оборудования. Данная модель трактора способна агрегатироваться со следующим навесным оборудованием:

  • Обычная бортовая грузовая платформа.
  • Грузовая платформа-самосвал.
  • Разнообразное погрузочное оборудование.
  • Несколько видов различных мотопил.
  • Лопаты грейдерного типа.
  • Щетки, предназначенные для очистки дорог, улиц и других участков.
  • Агрегаты, предназначенные для кошения сена и другой растительности.
  • Разнообразные плуги.
  • Сеялки.
  • Оборудование для культивирования.
  • Приспособления, предназначенные для посадки картофеля.
  • Приспособления, предназначенные для выкапывания картофеля.
  • Экскаваторные агрегаты.
  • Оборудование, предназначенное для заготовки кормов.

Модификации

Трактор Т-16 в своей линейке имеет всего две модификации, которые значительно отличаются от изначальной модели трактора:

  1. Модификация Т-16М является более ранней версией возведенной на базе стандартной модели. Данная версия была оборудована усовершенствованным дизельным силовым агрегатом, его максимально достижимая мощность составляет 25 лошадиных сил. С этим двигателем был осуществлен разгон трактора до максимальной скорости в 23 километра в час. Также в версии Т-16М была установлена каркасная тентовая кабина, имеющая в себе одну дверь. Стоит отметить, что базовые модели данного трактора выпускались исключительно без кабины.
  2. Модификация Т-16МГ впервые была выпущена в 1986 году, но оснащалась тем же силовым агрегатом, что и предыдущая модель. В этой модификации была немного усовершенствована трансмиссия, в результате чего машина смогла развить максимальную скорость в 40 километров в час. В отличие от предыдущей модификации данная версия обладает металлической кабиной закрытого типа, а также грузовая платформа была оборудована под самосвал.

Каждая модификация различна также и по своим габаритным значениям.

Технические характеристики

Трактор Т-16 и его модификация Т-16М. Эксплуатационная масса всей конструкции составляет 1810 килограмм. Длина, от края и до края, составляет ровно 1800 миллиметров. Ширина, учитывая колею трактора, обладает значением в 1550 миллиметров. Высота, от самого низа и до крыши, составляет ровно 2600 миллиметров. Дорожный просвет трактора составляет 560 миллиметров, благодаря которому трактор и обладает довольно неплохой проходимостью.

Трактор Т-16МГ. Эксплуатационная масса всей конструкции составляет 1730 килограмм. Длина, от края и до края, составляет ровно 3700 миллиметров (значительно длиннее предыдущей модификации). Ширина имеет точно такое же значение, что и предыдущая версия, в 1550 миллиметров. Высота, от самого низа и до крыши, составляет ровно 2500 миллиметров. Дорожный просвет такой же, что и у предыдущей модели, 560 миллиметров.

Базовый трактор Т-16 оснащен двухцилиндровым дизельным двигателем мощностью в 16 лошадиных сил, который способен разогнать трактор до 17 километров в час, а модификации укомплектовывались усовершенствованным образцом, который способен развить максимальную мощность в 25 лошадиных сил. Коленчатый вал способен разогнать частоту вращения до 1800 оборотов в минуту. Коробка переключения передач включает в себя 4 передачи для движения трактора вперед и 4 передачи для движения трактора задним ходом, но для модификаций количество передач было изменено на 7 передач для движения вперед и 1 для движения назад. Муфта сцепления фрикционного типа, находящаяся в постоянно замкнутом положении. На данном тракторе вал отбора мощности расположен в передней части всей конструкции.

Грузовая платформа трактора обладает грузоподъемностью ровно в 1000 килограмм, что вполне достаточно для выполнения многих видов работ.

Рулевое управление, как и у многих других тракторов гидрообъемное. В Т-16 есть возможность регулировки самой рулевой колонки для удобства по высоте. Давление в рулевой системе создается за счет сдвоенного гидравлического насоса.

Тормоза трактора ленточного типа, сухие, приводящиеся в действие механическим приводом.

Особенности

Трактор Т-16 имеет целый ряд особенностей, это:

  1. Широкое предназначение.
  2. Возможность транспортировки грузов, без применения различных прицепов.
  3. Простота и ремонтопригодность, как двигателя, так и всей конструкции в целом.
  4. Довольно большой набор узлов дополнительного навесного оборудования, которое существенно расширяет сферу применения данного трактора.
  5. Возможность проводить работы на тракторе в труднодоступных местах, так как он обладает высокой проходимостью.
  6. Довольно низкий расход топлива, который составляет 272 грамма на киловатт в час.
  7. Возможность регулировки положения руля по высоте.
  8. Возможность регулировки спинки сидения, а также и подлокотников.

Видео

Двигатель

С завода трактор Т-16 оснащался двухцилиндровым дизельным двигателем марки Д-16. Данный силовой агрегат способен развить максимальную мощность в 16 лошадиных сил (в модифицированных версиях трактора мощность составляет 25 лошадиных сил).

Все цилиндры двигателя изготовлены из легированного чугуна и обладают снаружи 17-ю охлаждающими ребрами. В отлитии головки блока цилиндров был использован серый чугун. Поршни изготовлены из алюминия, а точнее из сплава. Маслосъемные и компрессионные кольца поршней выполнены также из чугуна. Шатуны изготовлены из стали и имеют двутавровое сечение. Коленчатый вал стальной с двумя кривошипами. Все вкладыши двигателя имеют покрытие антифрикционного сплава и обладают тремя ремонтными размерами.

Цена нового и б/у

Производство данного трактора прекратилось уже довольно много лет назад, и соответственно новой техники в продаже нет. Приобрести б/у трактор возможно в районе стоимости от 140 тысяч и до 210 тысяч рублей. Стоимость трактора напрямую зависит от года выпуска машины, технического и внешнего состояния, модификации и от входящих в комплект к трактору различных узлов дополнительного навесного оборудования. Также в некоторых случаях учитывается и пробег трактора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: