В каком году начали выпускать газ 24?

Мифы и реальность: какие слухи ходили о Волге ГАЗ-24 в СССР

Волга ГАЗ-24 в чем-то была для Союза парадоксальным явлением: тысячи этих машин на улицах – и принципиальная невозможность владения ими для многих миллионов граждан. Шарм недоступности рождал слухи и байки, которые чуть ли не шепотом пересказывали в шоферских курилках и боксах гаражных кооперативов.

Новая Волга разрабатывалась под целую гамму моторов – 4-, 6- и 8-цилиндровых!

С крытая обида на государство, которое что-то недодало своим «простым гражданам», порой выплескивалась в досужих беседах на кухнях и в курилках. Волга как машина «не для всех» бывала объектом таких обсуждений. Дескать, хотели сделать много моторов на выбор, а потом оставили людям один – мол, хватит с них и этого! И правда ведь, еще в 1960-х годах новая Волга конструировалась с расчетом на целое семейство 4-, 6- и 8-цилиндровых силовых агрегатов. Моторный отсек просторный – сами можете убедиться на наших фото. Капот открывается против хода и поднимается высоко, в верхнем положении удерживается пружинно-рычажным механизмом, а не какими-либо упорами – одним словом, ничто не мешает обслужить любой двигатель с любой стороны.

Базовым мотором был выбран четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 2,445 литра и мощностью 95 л. с. Ему и суждено было стать самым массовым и распространенным мотором «24-ки». Он не отличался передовыми конструктивными идеями, но к концу 1960-х – началу 1970-х считался волне современным. Так, рекламные проспекты за рубежом по динамике сравнивали Волгу с одноклассником Mercedes-Benz W111 в версии 220 S с меньшим рабочим объемом (2,2 л), но равной мощностью.

Ввиду отсутствия доведенной до ума «шестерки» и желания сделать машину как можно более массовой и простой в эксплуатации, а также из-за дефицита в глубинке высококвалифицированных ремонтников, от шестицилиндрового двигателя отказались. Так что построенный в 1966 году прототип ГАЗ-24-16 с 2,6-литровым V-образным шестицилиндровым двигателем так и остался опытным образцом.

Была еще Волга ГАЗ-24-24 – модификация с восьмицилиндровым мотором от Чайки ЗМЗ-2424 объемом 5,53 л и мощностью 195 л. с., который работал в паре с трехступенчатым «автоматом». Седан использовался спецслужбами как «машина сопровождения» или «догонялка». Применялась преимущественно для негласного наблюдения за дипломатами (которые ездили на «своих» мощных иномарках) и сопровождения кортежей первых лиц государства.

Ограниченный тираж и утилизация «догонялок» после списания сделали ее одной из самых желанных машин среди коллекционеров.

Она должна была быть шестиместной!

Вопрос вместимости салона был актуальным для страны, где одна легковушка приходилась на восемь–десять семей. И в случае с шестиместной Волгой дыма без огня не было. Действительно, ГАЗ-24 до первого серьезного рестайлинга, который состоялся в 1977 году, оснащался передним сиденьем диванного типа, которое состоит из трех частей – широких мест для водителя и пассажира и пухлого откидного подлокотника между ними. Подлокотник поднимался и образовывал ровную спинку третьего места по центру, причем ось подлокотника прикреплялась к правому переднему сиденью.

Мы тестировали автомобиль 1982 года выпуска – на нем передние кресла уже однозначно раздельные. Отказаться от идеи широкого переднего дивана заставила обязательная установка ремней безопасности. Конечно, можно спорить об удобстве езды спереди втроем – ведь рычаг КПП устанавливался на широченном трансмиссионном тоннеле, так что места для ног «центровому» оставалось совсем мало.

Интересно, что и сегодня некоторые производители возвращаются к идее подлокотника, который помогает трансформировать два кресла в общий диван (к примеру, кроссовер Citroen C4 Cactus).

На экспорт идет Волга с дизелем!

Подозрения советских людей о том, что из СССР на экспорт идет все лучшее, часто были оправданными. Вообще-то, проблема топливной экономичности для советских частников в период «молодости» ГАЗ-24 не стояла: литр бензина в зависимости от марки стоил 6–10 копеек. Многие покупали его еще дешевле – у водителей «казенных» машин, которые получали излишки за счет экономии или приписок пробега. Поэтому дизельные легковушки могли быть интересны только тем водителям-профессионалам, кто имел личную машину (или соседа с личной машиной), но работал на дизельной технике – самосвале, тракторе, тепловозе. Однако же советские автомобили, ввиду дешевизны бензина и сложности обслуживания автолюбителями-«частниками», не оснащались дизельными моторами. Тем более, что у «волговского» мотора ЗМЗ-24Д (индекс Д не означал «дизель»!) отчасти дизельные повадки: высокий крутящий момент (186 Нм), хорошая тяга на низах и в целом тяготение к низким и средним оборотам. Мы как следует распробовали это качество в городских пробках и при разгонах от светофоров.

Однако зарубежные рынки требовали дизеля, а ведь немалая часть наших машин продавалась за рубежом, в капиталистических странах. Началось все с Москвича-407, затем традиция перешла и на «24-ку». Заказом авто с моторами на тяжелом топливе занималась бельгийская фирма Scaldia-Volga, которая была импортером отечественных авто. Двигатели Peugeot XDP 4.90 объемом 2,1 литра (62 л. с.) устанавливались серийно на ГАЗе, на обычном автосборочном конвейере. Для лучшего понимания дела группа советских инженеров прошла обучение на заводе Peugeot. С 1979 года в качестве опции также появился и 2,3-литровый дизель мощностью 70 лошадиных сил. Всего ГАЗом выпущено около 8 000 дизельных Волг. Официально они в СССР не продавались, но реэкспортные экземпляры встречались в Союзе в 1980–1990-е годы.

Был и еще один вариант: не все знают, что польские инженеры пытались приспособить на ГАЗ-24 дизельный мотор Andoria 4C90. Такой двигатель мелкосерийно выпускался польской промышленностью для установки на легкую коммерческую технику – микроавтобусы Żuk, Nysa и пикап Tarpan.

Для министров выпускается версия с полным приводом!

Этот интересный для рыбаков, охотников и жителей глубинки слух также имел под собой основания. Конечно, все Волги были заднеприводными (Сайбер не в счет), но…

Партия сказала «надо», Горький ответил – «есть». Так кратко можно описать историю появления полноприводной ГАЗ-24.

В 1973 году горьковский обком заказал ГАЗу легковой комфортабельный автомобиль с внедорожными возможностями не хуже, чем у УАЗа. Всего было выпущено пять единиц комфортабельного седана с колесной формулой 4х4.

Автомобиль получил УАЗовскую КПП и «раздатку», на роль переднего ведущего моста взяли перевернутый задний, снабдив его «чулками» от «козлика». Передний лонжерон существенно усилили, а также добавили траверсу для передней точки крепления рессоры. Существенно изменились рулевые тяги, вал стал длиннее. В ходе испытаний ввиду отсутствия подходящей внедорожной резины на машину «обули» зимние колеса от Чайки ГАЗ-13. О серьезности и масштабности проекта говорит тот факт, что машина получила свой индекс ГАЗ-24-95 и даже отдельное руководство по эксплуатации в виде вкладыша в стандартную книжечку.

Наша машина – самая обыкновенная по комплектации, несмотря на почти тридцатипятилетний возраст, она неплохо сохранилась и потребовала лишь частичной реставрации. Так, в ателье «Винтаж-моторс» ей перетянули интерьер, но все материалы соответствуют аутентичным. Серийная заднеприводная трансмиссия пребывает в хорошем состоянии, кардан не лязгает, и масло не течет.

Версию с кузовом кабриолет запретил Брежнев!

Вряд ли Леонид Ильич озадачивался подобными проблемами, и все же, в принципе, слух небезосновательный – кроме седана и универсала, существовали как таковые и Волги-кабриолеты. Их производили штучными экземплярами различные авторемонтные заводы, переделывая базовый седан. Но не для увеселительных прогулок и даже не для катания туристов, а для принятия парадов в «столицах» военных округов. К примеру, достоверно известно, что Бронницкий «авторем» по заказу Министерства обороны в 1970-х годах выпускал по нескольку экземпляров ГАЗ-24 без крыши в год. Они вообще не имели тента, а кузов был укреплен Х-образным усилителем на днище. В связи с размещением оборудования связи и специального поручня в салоне правая задняя дверь была заварена. Изначально машины окрашивались в классический для парадных авто СССР темно-серый (шаровый) цвет, позже силами местных автобаз такие кабриолеты перекрашивались в черный.

Волга никогда не будет продаваться простым гражданам!

Пока существовал СССР, так оно и было. Просто насобирать необходимую сумму (в разные годы ГАЗ-24 стоил от 9 000 до 14 000 рублей) было мало. Чтобы купить Волгу, нужно было выстоять многолетнюю очередь, записаться в которую можно было, только получив одобрение чиновников на уровне обкома. Вполне открыто Волгу было возможно приобрести в магазинах типа «Березка» и «Каштан» – но не за рубли, а за заработанные во время загранкомандировок чеки.

Читайте также  Как проверить износ зимних шин?

Существовал особый вид поощрения для награжденных различными государственными премиями, высокими правительственными наградами, а также для ударников труда, спортсменов, отличившихся по службе военных, артистов и других выдающихся граждан.

Их – как правило, людей с определенными сбережениями – могли дополнительно наградить так называемой открыткой на право приобретения заветной Волги, чем большинство с радостью и пользовалось.

Но некоторые из счастливчиков, равнодушные к технике, перепродавали новоприобретенный автомобиль или передавали свое право на покупку иным страждущим гражданам, которые официального права на владение ГАЗ-24 от государства не получали.

Наша «двадцатьчетверка» – обычный массовый вариант – судя по комплектации, он предназначался как раз для продажи в частные руки. В прошлой жизни им владел полковник Советской Армии, купивший ее официально – очевидно, благодаря своему достаточно высокому социальному статусу. Именно в его семье несколько лет назад реставраторы нашли эту близкую к «идеалу» машину и выкупили ее.

На Кавказе Волга стоит целых двадцать пять «тыщ»!

Подержанные Волги на вторичном рынке попадались редко, ценность представлял каждый списанный из таксопарка или обкомовского гаража экземпляр, не говоря уже о машинах «частников». Как правило, на черном рынке стоили подержанные Волги не меньше новой в магазине, а то и в пару–тройку раз дороже. К примеру, в Грузии за новый черный ГАЗ-24 с ярким красным салоном и другими «наворотами» могли «отвесить» до 30 000 рублей.

Особо удачным случаем считался выигрыш «24-ки» в лотерею. Дело в том, что ОБХСС (отдел борьбы с хищениями социалистической собственности МВД СССР) мог спросить у любого гражданина, где он взял Волгу, если он не ударник соцтруда, не писатель, не артист и не партийный чиновник. А фартовый билетик, перекупленный за огромные деньги у выигравшего его счастливчика, снимал многие вопросы со стороны ОБХСС по адресу незаконно обогатившегося гражданина. Самые состоятельные товарищи даже заказывали перегон Волги к себе на родину, часто из другой республики. Стоила такая услуга от 1 до 4–5 тысяч рублей, в зависимости от дальности пробега и наглости водителя-перегонщика.

Живучие легенды

Как видим, в социалистическом обществе с его нерыночными отношениями и определенной закрытостью, автомобиль мог оказаться не только средством передвижения, но и субъектом внутренней политики. Как только государство «отпустило гайки», открыв рынок и границы, Волга моментально стала тем, чем к тому времени уже была на самом деле: архаичным автомобилем с большим запасом прочности и сомнительной престижностью. Но легенды остались…

Русский маслкар. 50 лет легендарной «Волге» ГАЗ-24

«Волгу» 24-й модели любили все. Простые водители, чиновники и сотрудники КГБ. ГАЗ-24 стал по-настоящему массовым автомобилем, обладать которым хотел каждый мужчина в СССР.

Фото © ТАСС / Иосиф Соборовер

Кто у кого украл?

К началу 60-х годов советский автопром переживал настоящий дизайнерский кризис. Красивых автомобилей на тот момент было мало, а уже производимая «Волга» ГАЗ-21 выглядела устаревающей. Ей на замену создавался четырёхдверный автомобиль, который мог бы стать настолько же востребованным, как и аналогичные автомобили в США. Попытка воссоздать, а точнее, сформировать новую концепцию автомобиля для всех привела к тому, что почти сразу после выхода ГАЗ-24 начались споры, украли советские дизайнеры идеи американцев или нет.

Эти споры, кстати, не прекращаются по сей день. Фанаты американского автопрома уверены, что ГАЗ-24 — точная копия Ford Falcon 1962 года. Историк автомобилестроения Владимир Старостин поясняет, что это утверждение верно лишь отчасти.

Копировался ли дизайн американских машин? В общих чертах да. Но не целиком. Говорить о целенаправленном копировании дизайна «Волги» у «Форда» — неправильно. Стилистически все машины того времени, за редким исключением, имели широкую корму и массивную переднюю часть с огромным капотом и хромированной решёткой радиатора. Последняя вообще перешла в ГАЗ-24 с предыдущей — 21-й — «Волги»

Авто. Главное по теме

Проверьте свою карту. Каршеринги начали списывать штрафы со счетов клиентов

14 мая 2020, 06:00

Вашу машину могут обокрасть. Вот как можно защитить себя от кражи

11 мая 2020, 10:30

Названы самые угоняемые машины в России

29 апреля 2020, 14:15

Для обычного человека, который зарабатывал на семейный седан в СССР, «Волга» представляла воплощение комфорта — приятные подпружиненные кресла и огромный задний диван, комфортная подвеска и несколько типов двигателей. Сразу после начала производства автомобиля в 1970 году вышло так, что купить «Волгу» могли только партийные чиновники, спекулянты, директора магазинов и другие люди «со связями». Для простого водителя недоступной роскошью была даже базовая модель с рядной четвёркой на 85 лошадиных силах, однако если покупка автомобиля оказывалась по карману, то «Волга» почти сразу избавляла человека от большинства бытовых автомобильных проблем.

Авто. Главное по теме

Проверьте свою карту. Каршеринги начали списывать штрафы со счетов клиентов

14 мая 2020, 06:00

Вашу машину могут обокрасть. Вот как можно защитить себя от кражи

11 мая 2020, 10:30

Названы самые угоняемые машины в России

29 апреля 2020, 14:15

Во времена СССР угон автомобиля вообще был явлением нетипичным, а «Волги» и вовсе угоняли крайне редко. Статусность авто наводила ужас на автомобильных воров, поэтому «москвичи» и автомобильчики попроще, конечно, могли обокрасть, но забраться в «Волгу» решались далеко не все. ГАЗ-24 стал первым по-настоящему семейным седаном, заработать на который всё равно мог далеко не каждый. Розничные цены на ГАЗ-24 в состоянии «с завода» начинались с десяти тысяч рублей. Это примерно десять миллионов рублей на сегодняшние деньги.

Горький. На участке укомплектовки кузовов автомобилей ГАЗ-24. Фото © ТАСС / В. Зуфаров, В. Войтенко

За версию с радиоприёмником и более мощным двигателем на 95 лошадей просили уже 12 тысяч. Однако купить белую или чёрную машину было практически невозможно — большая их часть почти сразу уходила сотрудникам правительственного аппарата и чекистам, поэтому самые популярные цвета для простого народа — это серый и тёмно-синий. Относительно остальных советских машин ГАЗ-24 получился настоящим маслкаром: разгон до сотни за 18 секунд на заднем приводе считался эталонным, а дети партийных чиновников нередко исполняли на «Волге» так называемый бернаут — прогрев задних шин на месте.

«ГАЗель NEXT» будет работать в «Яндекс.Такси» для маломобильных пассажиров

ГАЗ-24 — самый массовый автомобиль завода. За всё время производства было выпущено почти 1,5 миллиона автомобилей.

«Волга» специального назначения

Купить более мощную версию ГАЗ-24 по официальным каналам прямо с завода было нельзя. Все «быстроходные» машины, или машины сопровождения, поставлялись исключительно в силовые структуры, преимущественно в КГБ СССР. Купить «догонялку», даже имея вдвое большую сумму наличными на руках, можно было лишь благодаря большой удаче — часто чекисты списывали такие машины из гаража и продавали кому-нибудь из сотрудников. Кстати, сотрудник, покупая такую машину, не мог ездить на ней ещё минимум год.

Спасение «Газели». Как Дерипаска переформатировал Горьковский автозавод

Особенность «догонялки» ГАЗ-24-24 составлял двигатель ЗМЗ-2424. Огромный воющий и грохочущий мотор объёмом 5,7 литра позволял догнать любой существовавший в то время в СССР автомобиль. По сравнению с базовым четырёхцилиндровым двигателем восьмёрка разгоняла ГАЗ-24 до ста километров в час всего за 12 секунд — неслыханно по тем временам.

Однако скоро по требованию КГБ построили люксовую версию автомобиля. По сравнению с базовой «догонялкой» новый ГАЗ-24-34 оснастили доработанной АКПП, усиленной подвеской и усиленным задним редуктором, гидровакуумным усилителем руля, примитивной, но эффективной климатической системой. Внешне никаких отличий от базовой у гражданской модели ГАЗ-24 не было, чем сотрудники КГБ успешно пользовались. И хотя в официальных документах указывается, что максимальная скорость машины — 170 километров в час, известны случаи, когда сотрудники КГБ разгоняли спецверсию до 192 километров в час. Ехать быстрее не позволяли аэродинамика и четырёхступенчатая автоматическая трансмиссия, из-за которой двигатель работал на пределе возможностей.

Читайте также  Для чего служит трамблер?

После того как в 1992 году выпуск последнего поколения ГАЗ-24 закончился, на долгие годы уникальная в своём роде машина превратилась в артефакт эпохи застоя, покупать «Волгу» даже с рук мало кто хотел. Вторую жизнь и вторую волну популярности для ГАЗ-24 организовали фанаты. американского автопрома, живущие в России. Да, на базе ГАЗ-24 не удалось создать что-нибудь похожее на автомобиль Ford Mustang, потому что образ эгоиста, который живёт гонками и быстрой ездой, был не вполне близок советскому водителю, однако сделать из двадцать четвёртой быстрый автомобиль всё-таки получилось.

Для внушительного тюнинга даже не пришлось резать автомобиль по кузову: базовый пакет для создания советского маслкара состоял из замены родного двигателя на V-образный инжекторный восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ-5245.1000400-10. Этот мотор — самый современный в линейке восьмицилиндровых агрегатов, устанавливаемых в маслкары на базе ГАЗ-24. Отдельные фанаты 24-й «Волги» под капот ставят отреставрированные карбюраторные двигатели ЗМЗ или двигатели V8 меньшего объёма вместе с АКПП от японских внедорожников. Такие вложения позволяют существенно ускорить автомобиль и получать от него удовольствие при каждом выезде на асфальт.

Прикоснуться к истории можно сравнительно недорого. В зависимости от года выпуска и состояния купить ГАЗ-24 с V8 можно по цене от 300 тысяч до трёх миллионов рублей. Автомобили в полностью заводской комплектации обойдутся в 35–100 тысяч рублей в зависимости от состояния.

Самый дорогой серийный автомобиль советской эпохи: Желанная и недоступная «Волга» ГАЗ-24

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Копия Форда?

К началу 60-х в СССР явно не хватало современных представительских авто. Привычная ГАЗ-21 с оленем на капоте смотрелась устаревшей. Хрущев, как водится, видел своей целью Америку не только догнать, но и перегнать. В 1959-м в Москве состоялась выставка американской техники, что подстегнуло новые разработки. Усилиями конструкторов Горьковского автозавода увидели свет первые эскизы новой «Волги» на базе 21-й предшественницы. До сих пор можно услышать версию о том, что советская «двадцатьчетверка» скопирована с Ford Falcon 62 года выпуска.

В общих чертах можно согласиться с поклонниками американского автопрома. Но в том лишь контексте, что стилистически большинство машин того времени отличались широкой кормой с массивным передом, огромным капотом и выдающейся решёткой радиатора. Кстати, последняя в случае с ГАЗ-24 досталась ей в наследство от 21-й «Волги». Так что говорить о копировании дизайна новой «Волги» с «Форда» — несправедливо.

Советский эталон: планы и реалии

Разрабатывать 24-ю Волгу в 1958-м начали сразу две группы опытных советских дизайнеров. К 1964-му конструкторы предложили шесть различных кузовов ГАЗ-24, которые заметно отличались внешним видом. В 1966-ом году модель автомобиля была утверждена, и началась подготовка к массовому производству. В 1967-м случился фальстарт, и Автоэкспорт объявил о готовности к выпуску нового престижного советского авто. Однако спровоцированный на Ближнем Востоке кризис (“Шестидневная война”) не позволил осуществить задуманное. Все заводские потенциалы переориентировали на срочный выпуск военной техники. Но уже в следующем году работу возобновили, и в 1968-м с конвейера сошла первая опытная партия в 32 машины. 15 июля 1970-го «Волга» ГАЗ-24 вышла на уровень серийного производства.

Изначально конструкторы предлагали комплектацию «Волги» четырьмя типами двигателей от 85 до 195 лошадиных сил. Рассматривалась и автоматическая коробка передач. Несмотря на то, что воплотить все задумки не удалось, на фоне остальных советских авто ГАЗ-24 смотрелся выигрышно. Разгон на заднем приводе до 100 км за 18 секунд считался удачей, а счастливые обладатели «двадцатьчетверки» из «золотой молодежи» отрабатывали на Волге бернаут (прогрев на месте задних шин). Второй модификацией стала «Волга»-«догонялка» с ее ревущим мотором в 5,7 л, позволяющим догнать любой имевшийся в СССР того времени автомобиль. Эта версия достигала 100-километровой отметки на спидометре за 12 сек, что казалось немыслимым.

Кто покупал Волгу-24

Новая «Волга» виделась каждому советскому человеку воплощением комфорта, показателем престижа и труднодостижимой мечтой. В 1970-м, с началом серийного производства автомобиля, купить его могли лишь партийные чиновники, директора магазинов, спекулянты и граждане «со связями». Простой водитель такую роскошь позволить себе не мог, даже если речь шла о базовой модели. Розничная цена ГАЗ-24 стартовала с девяти тысяч рублей, что в пересчете на сегодняшние деньги равняется 10 миллионам российских рублей. Версия с радиоприёмником и двигателем помощнее стоила уже 12 тыс. Но даже при наличии таких сумм и возможностей возникали препоны.

Например, приобрести белую и чёрную машину представлялось маловероятным — большая часть сразу отписывалась представителям правительственного аппарата и спецслужбам. Партийная элита предпочитала «Волги» цвета вороньего крыла. В 1980-м южане не торгуясь предлагали за такой экземпляр с солидной начинкой 40-50 тысяч. Народу доставались менее востребованные цвета. Относительно расцветок существовала народная классификация. Желтые машины назывались такси, серые, синие и бежевые оттенки – авто для низших руководителей и успешных частников, белая Волга указывала на руководителя среднего звена.

Приобрести новую Волгу простому человеку можно было только на крупном предприятии. Но для этого требовалось, помимо обладания крупной суммой, или быть почетным передовиком производства, или отстоять очередь в несколько лет. Существовал еще один путь – стать владельцем подержанного авто. Такие списывались из таксопарков, правительственных гаражей и станций скорой помощи. Но и там успевали, как правило, «свои».

«Волга»-вездеход Брежнева и зарубежный миф

Имелась 24-я «Волга» и у самого генсека. Для официальных выездов Леонид Брежнев, разумеется, использовал «Чайку». «Волга» же отводилась для душевных случаев, к примеру, охоты. Брежневский полноприводный экземпляр был оснащен мощным типом мотора, специальной трансмиссией и ходовой с УАЗа, потому как низкая тяжелая конструкция угрожала «сесть на брюхо» на бездорожье. Таких вездеходов по Союзу было всего пять.

Пользовалась спросом ГАЗ-24 и за границей. «Волгу» продавали в страны Ближневосточья, Скандинавию и даже в США, где она оценивалась около 7600 долларов. Но в американской среде спрос был невелик, потому как там хватало подобных отечественных конкурентов. Что касается государств соцлагеря, там «двадцатьчетверка» тоже слыла машиной элиты. На «Волге» массово передвигались партийцы и сотрудники спецслужб. История даже сохранила миф о черной «Волге», который пересказывался в Чехословакии, Венгрии и Болгарии периода 70-х. Якобы по зарубежным дорогам неспешно передвигался наглухо тонированный советский автомобиль с кэгэбэшниками. Останавливаясь возле нужного человека, агенты задавали традиционный вопрос «Сколько времени?», после чего жертва исчезала бесследно.

Для советских людей автомобиль был не просто средством передвижения, но и признаком роскоши. Чаще всего на машину копили несколько лет и подолгу стояли в очереди. На что еще откладывали деньги советские люди, узнайте из нашего обзора.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

ГАЗ-24 — самый массовый автомобиль Горьковского автозавода

Пока парни из «Экспедиции Восход» отправились в свое новое путешествие, мы расскажем об их боевых колесницах. В данном материале вы узнаете немного о советском автомобиле Горьковского завода ГАЗ-24, на которых парни добрались из Москвы до Бали.

История разработки

К «Волгам» всегда были особые требования, они должны быть современны в течение долгого времени, красивы, комфортабельны и вместе с тем проходимы, ремонтопригодны и выносливы. Они стояли на «вооружении» многих государственных службы страны, были основной моделью в таксопарках, а в кузове «универсал» служили в качестве карет скорой помощи.

Газ-24 является вторым поколением «Волги» и пятым в легковой линейке Горьковского автомобильного завода.

Работы по созданию автомобиля на смену ГАЗ-21 были начаты в 1958 году под руководством Александра Михайловича Невзорова. Над внешним обликом автомобиля параллельно работали две команды дизайнеров — под руководством Льва Еремеева и Ления Циколенко, ими с 1959 по 1964 годы было построено не менее шести пластилиновых поисковых макетов, сильно различающихся по своему внешнему виду. Наибольшее американское отражение получил как раз дизайн. Многие конструкторы и дизайнеры черпали свое вдохновения с заокеанских машин, чему способствовала выставка американской промышлености, проходившая в 1959 году. Первые макеты совершенно точно напоминали американца тех лет.

Читайте также  Как называется жидкость в гидроусилитель?

Невзоров с командой конструкторов проектировал Волгу под 4 типа двигателя. Первым был модернизированный движок от ГАЗ-21, 2.5 литровая «четверка». Возможно, разрабатывался для таксомоторных станций. II тип — вновь разрабатывавшийся 3-литровый V6 (базовая комплектация). III тип – V8 от ГАЗ-23 (спецверсия для силовых структур). Последний тип был четырёхцилиндровый дизельный силовой агрегат (проектировался для Европейского рынка).

Помимо разработки новой модели автомобиля произошла и модернизация технологического оснащения завода, что требовало производство новых авто.

С 1965 года на улицах Горького и дорогах Горьковской области стали попадаться необычные автомобили с «заграничной» внешностью и шильдиками Super на передних крыльях — это были закамуфлированные под неопознанные иномарки ходовые прототипы новой «Волги», проходящие испытания. Между собой они отличались вариантами двигателей, коробок передач и деталями внешнего оформления.

Акт о приемке машины в промышленное производство был подписан осенью 1966 года. В середине 67 года был завершен процесс патентования, но из-за нестабильной обстановки на Ближнем востоке завод резко увеличил выпуск военной техники. Работы по новой легковой модели в результате оказались значительно задержаны.

Сборка первых постановочных серий ГАЗ-24 началась с осени 1967 года. В начале 1968 года была собрана по обходной технологии опытная партия в 32 машины, в следующем году собрали ещё 215 машин, а к концу года запустили конвейер. 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 прекратили. Единственной моделью стал ГАЗ-24.

Технические характеристики

От идеи шестицилиндрового двигателя, который конструировался, как основой, пришлось отказаться, как и от установки АКП. В серию запустили автомобиль с двумя вариантами двигателя — 2,5-литровым V4 с четырёхступенчатой механической коробкой передач и 5,5-литровым V8 с трехступенчатой автоматической коробкой. Однако параллельно с серийным выпуском модели заводом строились единичные экземпляры с импортными шестицилиндровыми двигателями, как рядными, так и V-образными.

Различные дизельные двигатели (преимущественно Peugeot-Indenor, иногда Mercedes) устанавливались на небольших сериях экспортных автомобилей как самим ГАЗ-ом, так и иностранными фирмами — дилерами завода, существовали как четырёх- так и шестицилиндровые варианты.

Технически автомобиль соответствовал своему времени и кардинально отличался от предшественника. Основными нововведениями являлись:

  • четырёхступенчатая МКПП с синхронизированными передачами,
  • гидровакуумный усилитель тормозов,
  • раздельные контру тормозной системы.

Плюсы и минусы

Преимущества и недостатки обычно познаются в сравнении с предыдущей моделью. Если сопоставлять 24 с 21, то значительно улучшилось лакокрасочное покрытие благодаря применению синтетической эмали вместо нитро.

Важнейшим отличием и плюсом 24-ки стал новый кузов, благодаря которому повысилось качество управления, несмотря на старую шкворневую подвеску и заднюю рессорную.

Сохранение старой подвески связано с тем, что большую часть машин поставляли в госаппарат и другие структуры. «Волга» должна была проходить ТО на действующих автобазах со старым оборудованием, специализирующимся на предыдущей конструкции.

Минусы были в конструкции кузова:

  • слишком низкие двери, затрудняющие посадку;
  • неудобный плоский багажник, хоть и обладающий огромным объемом в 700литров; задняя стенка его находится настолько далеко впереди, так что при достаточно высоком бортике погрузка тяжелых предметов дело достаточно затруднительное.

Интересные факты

  1. На черной Волге ГАЗ-24 уезжают в конце фильма герои «Служебного романа» Эльдара Рязанова — Новосельцев и Калугина.
  2. ГАЗ-24 сыграла заметную роль в клипе группы Depeche Mode на композицию “Stripped”. В съемках участвовала Волга 1973 года.
  3. ГАЗ-24 «Догонялка» — так называют версию Волги с двигателем V8, на которой в советское время выезжали на оперативные задания сотрудники КГБ.
  4. Является рекордсменом по количеству ролей в фильмах – 928.

Заключение

ГАЗ-24 стал самым массовым автомобилем в истории Горьковского завода. Всего до 93 года было выпущено 1 481 561 экземпляр ГАЗ-24 всех модификаций, включая ГАЗ-24-10; это была самая массовая легковая модель в истории завода (ГАЗ-24 выпущено в 2,3 раза больше, чем ГАЗ-21; в 6 раз больше, чем ГАЗ-М20, и в 23,5 раза больше, чем М-1). Имела 22 модификации.

К сожалению, даже самая славная история подходит к концу, так и легенда одной из самых престижных автомобильных марок Советского союза подошла к закату после распада государства. Как не пытались на ГАЗе реанимировать идею и выпустить новую машину, которая будет не менее популярна, ничего не вышло.

ГАЗ 24 “Волга”

ГАЗ-24 пришёл на смену медленно, но верно устаревавшей в то время ГАЗ-21. Преемник легендарной “Волги” должен был сочетать в себе лучшие качества старой модели и, без сомнения, принести что-то новое в образ автомобиля.

  1. История создания
  2. Основные модификации
  3. “ГАЗ-24 Фаэтон”
  4. “ГАЗ-24-01”
  5. “ГАЗ-24-02”
  6. “ГАЗ-24-03”
  7. “ГАЗ-24-10”
  8. “ГАЗ-24-24”
  9. “ГАЗ-24-76”
  10. “Волга” в автоспорте

История создания

Разрабатывать новую, 24-ю, “Волгу” начали в 1958-м году под руководством А.М Невзорова. Внешним видом авто занимались сразу две команды советских дизайнеров, одной руководил Л. Еремеев, второй Л. Циколенко.

По состоянию на 1964-й год было предложено шесть разных вариаций кузова, которые сильно отличались своим внешним видом. В 1966-ом году автомобиль был утвержден, подготавливался к запуску в массовое производство.

Однако из за кризиса спровоцированного “ Шестидневной войной ” на Ближнем Востоке, выпуск моделей нового авто пришлось отложить, так как основные активы завода были брошены на постройку военной техники.

В серийном производстве использовалось две вариации двигателя, четырехцилиндровый рядный и V-образный восьмицилиндровый, объемами 2.5 и 5.5 литров соответственно. Экспортные версии оснащались дизельными двигателями. За свою историю 24 модель ощутимо модернизировалась всего 2 раза.

Основные модификации

“ГАЗ-24 Фаэтон”

Парадный Фаэтон на базе ГАЗ-24 поставлялся в Министерство Обороны, участвовал в парадах и всевозможных смотрах в военных округах.

«Волга» модификация «Фаэтон», участвовала в парадах и смотрах, как транспорт для чиновников

У данной модели не просто срезали крышу, как думает большинство обывателей, но и предварительно производили усиление кузова.

“ГАЗ-24-01”

Седан такси, от стандартной версии отличался обивкой салона из легко моющегося материала, отсутствием радиоприемника и наличием таксометра под приборной панелью.

“ГАЗ-24-02”

Модификация с кузовом универсал изготавливалась с 1972 года. Сиденья расположены в три ряда, благодаря этому количество пассажирских мест увеличилось до семи.

“ГАЗ-24-03”

Модель с кузовом “универсал” предназначавшийся для работы в качестве карет скорой помощи. На месте заднего ряда сидений располагались носилки. Присутствовали матовые задние стекла с изображением знака Красного креста.

“ГАЗ-24-10”

В середине 1980-х годов авто было существенно модернизировано. Большинство хромированных деталей кузова было заменено пластиковыми, установлена новая печка, заменена приборная панель, руль и прочие детали салона.

«Волга» с кузовом универсал

“ГАЗ-24-24”

Усиленная версия для спецслужб. Устанавливался двигатель от “Чайки”, автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля. Также данная модификация имела видоизмененную ходовую часть. Разгонялась до 170 км/ч.

“ГАЗ-24-76”

Экспортная версия, выпускалась с 1970 года в объединении с импортером из Бельгии, Scaldia Volga . Из Советского Союза в Бельгию поставлялись уже собранные авто.

“Волга” в автоспорте

На момент своего выпуска, “Волга” не успела принять участие в популярных тогда авто марафонах “Лондон — Сидней” и “Лондон — Мехико”, вследствие чего практически не участвовала в международных соревнованиях.

ГАЗ-24 «Волга» тюнингованные для спортивных гонок

Но повсеместное распространение автомобиля в пределах страны, обеспечило его появление на соревнованиях внутри СССР. Для участия в соревнованиях на ГАЗ-24 требовалось быть работником таксопарка, что в свою очередь привело к притоку молодежи, интересующейся автоспортом, к автотехнике.

Умельцы без особых проблем доводили мощность заводского двигателя до 175 л.с. Чаще всего “Волга” участвовала в гонках по кольцу и автокроссах. Также были локальные соревнования среди водителей таксопарков, на регулярность движения. В наши дни ГАЗ 24 “Волга” также участвует во всевозможных автосоревнованиях, причем в разнообразных дисциплинах, от кольцевых гонок до дрифтинга и драг-рейсинга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: